Значение поговорки по мощам и елей. "По мощам и елей"

Почему отношение коммунистов к телу Ленина ближе к почитанию тела фараона, а не к православному почитанию мощей святых. Как сегодня египтяне относятся к своему величайшему и очень жестокому правителю Рамсесу II и как нам «египетского зла избежать»

Первый Мавзолей Ленина. Просуществовал до весны 1924 года

Президент Владимир Путин на днях сказал о сохранении тела Ленина в Мавзолее: «Мoжeт быть, кoллеги, которые придeрживaютcя левых взглядoв, будут ругaтьcя и будут cпoрить co мнoй, нo вeдь дaжe кoммуниcтичecкaя идeoлoгия — ocнoвныe пocтулaты были взяты из трaдициoнных мирoвых рeлигий, кoдeкc cтрoитeлeй кoммунизмa — этo вce, чтo в Библии, пocмoтритe: нe убeй, нe укрaди, нe пoжeлaй жeны ближнeгo cвoeгo, этo вce тaм прoпиcaнo… Гoвoрят, чтo нe cooтвeтcтвуeт трaдиции… пoeзжaйтe в Лaвру, нa Aфoн, тaм мoщи cвятых людeй, и в этoм cмыcлe кoммуниcты трaдицию пeрeхвaтили, cдeлaли этo грaмoтнo, cдeлaли этo в cooтвeтcтвии c пoтрeбнocтями cвoeгo врeмeни».

Значит ли это, что он сравнил тело Ленина с мощами святых? Да, как аналогию, а не как отождествление, без кощунства. По легенде, свт. Тихон, Патриарх Всероссийский, когда прорвало канализацию и затопило мавзолей, сказал: "По мощам и елей". Здесь тоже есть сравнение с мощами?

Путин видит некое сходство традиций и мог бы с тем же успехом привести пример сохранения тела Хамбо-Ламы Этигелова российскими буддистами. В контексте речи это все равно.

Напомним, что Геннадий Зюганов в этом году 27 августа (кстати, накануне дня Успения, престольного праздника Киево-Печерской лавры) сравнил тело Ленина с находящимися в лавре мощами прп. Ильи Муромца: «Такая форма захоронения Ленина соответствует православным канонам и традициям. Успокойтесь и не дергайтесь. Вы (сторонники перезахоронения - Интерфакс) собираетесь организовать очередную Чечню на Красной площади».

Не исключено, что и Зюганову было бы политически выгоднее сравнивать Ленина не со святым богатырем, а с Хамбо-Ламой. Известно, что лидера КПРФ сегодня активно ругают соратники за то, что он, как говорили при Ленине, «заигрывает с церковниками» и с русской державной идеологией.

В октябре было написано открытое письмо о необходимости его смещения, а 8 декабря в Москве состоялось собрание коммунистов накануне предстоящего в феврале XV съезда КПРФ. На собрании вновь предлагали отстранить Зюганова за «богоискательство». Едва ли коммунисты рады сравнению Ленина с мощами святых, потому что одним из обвинений было поклонение Зюганова Поясу Пресвятой Богородицы накануне выборов 2011 г.

Путин потому и начал фразу с того, что «коллеги будут ругаться». Зюганова ругают и аксакалы вроде Егора Лигачева, и партийная молодежь.
И все же попробуем сравнить отношение Православной Церкви к мощам угодников Божиих и коммунистов к телу их вождя.

Почитание мощей Церковью

О почитании мощей святых написано много. Приведем фрагменты из статьи известного русского богослова, профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова (1867-1938). Он прославлен как мученик, пострадавший во время гонений на Церковь со стороны Советской власти.

В 1919 году профессор Попов обратился в Совнарком, возглавляемый Лениным, с протестом против планов изъятия из Троице-Сергиевой лавры мощей прп. Сергия Радонежского. В декабре 1924 г. он был впервые арестован и с тех пор многие годы провел в лагерях. Расстрелян. Что же он пишет?

«Мощи святых угодников являются знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), — говорится в Священном Писании о праведниках».

«Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».

«Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое. С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…» Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно — состоящее из людей, другое — из небожителей…»

«Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика».

«Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», — читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления»

«Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти — такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам…»

«Почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей».

Нетленность мощей

Нетленность мощей является дополнительным признаком того, что святой в своей земной жизни угодил Богу, но не является необходимым условием канонизации. Бывали случаи, что у святых, которые были праведны, но в чем-то согрешили, истлевала часть мощей. Как будто бы Бог их таким образом смирял. Но есть случаи, что величайшие святые, лежат в костях. Например, прп. Серафим Саровский. Есть и примеры того, что мощи святых обретали нетленными, а потом они истлевали - уже почитаемые. Церковь относилась к нетлению мощей, как к Божиему дару. Есть, слава Богу. Нет, все равно святой почитается.

Пруденций пишет о почитании мощей мучеников в ранней Церкви: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия».

В СССР был создан специальный институт поддержания внешнего вида тела Ленина.


Скульптурный портрет Ленина создавался еще при его жизни, до того, как был утвержден канон изображения вождя мирового пролетариата с веселым прищуром добрых глаз. Экспонат выставки "Преодоление: Русская Церковь и Советская власть"

Возможность видеть тело

Где находится гробница св. пророка Моисея, неизвестно. В новозаветном Послании апостола Иуды говорится: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд., 9). Смысл этого спора толкуется таким образом: дьявол хотел, чтобы тело Моисея почиталось евреями, и они пришли бы к новому идолопоклонству, а Архангел ему запретил.

Почитая мощи святых, Церковь стремилась их обрести, но не возводила необходимость обретения в абсолют. Многие мощи не обретены. Они почивают под спудом или в закрытых гробницах. Так однажды при нападении на Псково-Печерский монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба пламя. Следы огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.


Мощи свт. Саввы были сожжены турками в 1594 г., но он остается самым почитаемым святым Сербии.

Для коммунистов важно, чтобы Ленина видело как можно большее число людей, и чтобы он выглядел так, каким он был при жизни. Советская пропаганда в этом видела причину строительства постоянного здания Мавзолея и сохранения тела Ленина.

Неделимость

Теперь представим себе гипотетическую ситуацию. Пора расцвета культа Ленина в СССР. Столетний юбилей вождя, 1970 год. Секретарь ленинградского обкома партии Василий Толстиков пишет письмо в ЦК с просьбой отделить руку Ленина, которой он указывал путь мировому пролетариату, для того, чтобы выставить ее в Смольном. Скорее всего, Толстиков быстро перешел бы на ответственную работу посла. Он, правда, и так в том же году стал послом, но все-таки послом в Китае, а не в каком-нибудь Никарагуа.

Возможность перемещения

Мощи святых много раз перемещались. Иногда их похищали, как было с мощами святителя Николая Мирликийского. В церковной традиции это похищение купцами из города Бари не оправдывается, но считается промыслительным: мощи были перенесены в Италию до разгрома Византии во время Крестового похода 1204 года и до турецкого завоевания в Малой Азии. Может быть, поэтому мощи великого святого не были разделены или уничтожены.

Порой мощи переносились, чтобы их сохранить или для того, чтобы придать больший вес новому монастырю или храму.


Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в Константинополь в 438 г. Миниатюра Менология Василия II, 985 г., Ватикан

Мощи святителя Иоанна Златоуста переносились в 430 году из Абхазии, куда он был сослан в Константинополь. В 1204 году часть его мощей была похищена крестоносцами, оказалась в Риме и была возвращена Константинопольскому патриархату в 2004 году. Златоуст пишет о мощах антиохийского мученика Вавилы: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну».

Более того, порой перенесение тел святых вступает в противоречие с их прижизненной волей. Если Церковь сочтет это полезным. Так святитель Филарет, митрополит Московский, завещал похоронить себя в Троице-Сергиевой лавре, и десять лет после его канонизации мощи иерарха находились в лаврском Успенском соборе. Однако 9 июня 2004 года, они были перенесены в восстановленный Храм Христа Спасителя. Благословил их перенесение патриарх Алексий II, который прекрасно разбирался в творениях святителя Филарета и относился к его памяти с огромным благоговением. И все же он перенесение мощей благословил. Как он сам сказал в Слове при перенесении мощей, потому что святитель сорок шесть лет был московским архипастырем, строил Храм, но не дожил до его освящения, а у "жителей первопрестольного града"; должна быть возможность поклониться своему небесному покровителю.

Коммунисты подчеркивают недопустимость выноса тела Ленина из Мавзолея на Красной площади.

Поклонение

Коммунисты не поклоняются телу Ленина непосредственно. Например, они не прикладываются к хрусталю саркофага. Коммунисты действуют по-другому: поклоняются Ленину, проходя издали, и возлагают к мавзолею цветы.

«Великий Ленин» и Рамсес Великий

Все перечисленное - сложная техника бальзамирования, важность сохранения тела именно в виде мумии, а не скелета, отсутствие непосредственного почитания тела, но принесение ему жертв (цветов), неприкосновенность гробницы и наконец, сама пирамидальная форма гробницы дает основания сравнивать отношение к телу Ленина отнюдь не с православным почитанием мощей, а отчасти с египетским культом царей-фараонов, отчасти с другими культами Древнего Востока или традицией доколумбовой Америки.


Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Колоссы фараона у входа.

Более того, оказывается, что Церковь в почитании мощей гораздо более приближена к реальной жизненной необходимости (перемещение, разделение мощей), чем коммунисты в отношении Ленина, если допустить, что они почитают Ленина в соответствии с христианской традицией почитания мощей. Коммунистическая традиция уникальна: она не похожа ни на одну из традиций основных религиозных общин России. Даже языческая славянская традиция предполагает сожжение тела вождя в корабле.

Конечно, можно сказать, что Ленин великий политический деятель, мыслитель и основатель Советского государства. Оставим за скобками, политик он со знаком "плюс" или "минус". Тогда, возможно, отношение к нему должно быть таким же, как к телу политического деятеля прошлого. Обратимся к опыту Египта, раз коммунистическая традиция ближе египетской.

Фараон Рамсес II прозван Великим. Он так же, как и Ленин, не только выдающийся политик, но и ученый. И очень жестокий правитель. Когда его мумию привозили в 1975 году на реставрацию в парижский Институт человека, в аэропорту ей воздавали те же почести, что и действующему главе государства. Тем не менее, мумия Рамсеса II находится в Египетском музее, а не в гробнице.

Может быть, тело Ленина убрать с Красной площади и тоже выставить в музее? При его жизни именно так поступали с мощами святых. Только не будет ли гуманнее похоронить?

В общем, Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, уже ставший за последние 18 лет своего рода "Россиянбаши" во время своего посещения Валаамского монастыря, заявил следующее:

"...вера всегда нас сопровождала, она укреплялась, когда стране нашей, народу нашему было особенно тяжело. Были такие совсем жесткие богоборческие годы, когда уничтожали священников, разрушали храмы. Но одновременно создавали новую религию. Коммунистическая идеология, она очень сродни христианству, на самом деле: свобода, равенство, братство, справедливость - это все заложено в Священном Писании, это все там есть".

Вот интересно, спичрайтеры, которые придумали такую формулировку, что при этом думали? Большевики были плохими, уничтожали священников... Кстати, не только священников. Начали с дворян и предпринимателей, юнкеров с гимназистками румяными, а закончили Голодомором крестьянства, проживавшего на самых плодородных землях бывшей Российской империи. Но про последнее на той части территории бывшей империи, которая сейчас контролируется правительством Российской Федерации говорить не принято - это же какая-то бандеровская пропаганда получается. Новая же идеология была официально безбожной. Покровительством государства пользовался Союз воинствующих безбожников, любой гражданин СССР, который учился в высшем учебном заведении, обязан был сдать зачёт по научному атеизму. Под прикрытием декларации свободы, равенства, братства, справедливости, которая была отнюдь не придумана самими большевиками, а взята из лозунгов Французской революции, а также заявлений типа "Заводы - рабочим, землю - крестьянам" к власти пришла жёстко авторитарная диктатура. И отнюдь не пролетариата.

Конечно, атеизм тоже был чисто декларативным.

"Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, в христианстве нет такой традиции, ну как же нет, в Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи"

Чем отличается? Если это не риторический вопрос, то это самое настоящее оскорбление чувств верующих! И говорить такое может только тот, кто не знает отечественной истории.

Первый, деревянный мавзолей Ленина, сооружение в форме куба с тремя ступенями наверху, начал спешно возводиться сразу после смерти вождя в январе 1924 года. При взрывах мерзлого грунта была повреждена система канализации, и зловонная жижа стала заливать все вокруг. Узнав об этом, Патриарх Тихон сказал: "По мощам и елей". Эта фраза вовсе не является придумкой, о тех словах, сказанных святейшим, вспоминал даже входивший в "похоронную комиссию" видный большевик Бонч-Бруевич. С весенней оттепелью в мавзолее установился отвратительный запах, из-за чего было принято решение снести сооружение и установить на его месте новое.

То есть, православный святитель прекрасно знал, "чем это отличается от мощей святых для православных". Причём отличается принципиально. И второе принципиальное отличие: академик Щусев - архитектор мавзолея - принципиально не использовал для его создания классические образцы европейской христианской архитектуры, в том числе - часовни, в которых хранятся мощи святых. Нет, он тщательно изучил культуру и религию древнего Вавилона и создал гробницу Ленина в виде ступенчатой пирамиды - так называемого зиккурата, культового сооружение жителей древнейшей Месопотамии.

Так какую же "новую религию" с Зиккуратом, в котором лежат пропитанные химическим раствором "мощи", красными пентаграммами и пирамидальными обелисками в память павших на войнах создали большевики вместо христианства?

Люди, которые ходят в церковь два раза в год - на Пасху и Рождество, а в периоды между Службами Божиими верят и в чёрного кота, и в гороскопы, и в распятого мальчика с изнасилованной коровой, считают, что Антихрист - это какое-то физическое лицо, которое будет изображать из себя второе пришествие Христа и уводить народ разными посулами на свою сторону против Христа. Но эта точка зрения неправильная, неграмотная. На самом деле в переводе с греческого Антихрист означает не "против Христа", а "вместо Христа".

Иными словами, "Новая религия" большевиков была явно антихристианской. И в контексте этого весьма подозрительно выглядят те сторонники так называемого "русского мира" в Украине, которые одновременно являются и адептами "истинного канонического православия" в лице РПЦ Московского патриархата, и в то же время льют крокодиловы слёзы по памятникам Ленина и иных большевистских деятелей, от которых Украина стремительно освободилась за последние несколько лет. Они похожи на того персонажа анекдота, которому в бане сказали "Вы либо крест снимите, либо трусы наденьте".

В общем, Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, уже ставший за последние 18 лет своего рода "Россиянбаши" во время своего посещения Валаамского монастыря, заявил следующее:

"...вера всегда нас сопровождала, она укреплялась, когда стране нашей, народу нашему было особенно тяжело. Были такие совсем жесткие богоборческие годы, когда уничтожали священников, разрушали храмы. Но одновременно создавали новую религию. Коммунистическая идеология, она очень сродни христианству, на самом деле: свобода, равенство, братство, справедливость — это все заложено в Священном Писании, это все там есть" .

Вот интересно, спичрайтеры, которые придумали такую формулировку, что при этом думали? Большевики были плохими, уничтожали священников... Кстати, не только священников. Начали с дворян и предпринимателей, юнкеров с гимназистками румяными, а закончили Голодомором крестьянства, проживавшего на самых плодородных землях бывшей Российской империи. Но про последнее на той части территории бывшей империи, которая сейчас контролируется правительством Российской Федерации говорить не принято - это же какая-то бандеровская пропаганда получается. Новая же идеология была официально безбожной. Покровительством государства пользовался Союз воинствующих безбожников, любой гражданин СССР, который учился в высшем учебном заведении, обязан был сдать зачёт по научному атеизму. Под прикрытием декларации свободы, равенства, братства, справедливости, которая была отнюдь не придумана самими большевиками, а взята из лозунгов Французской революции, а также заявлений типа "Заводы - рабочим, землю - крестьянам" к власти пришла жёстко авторитарная диктатура. И отнюдь не пролетариата.
Конечно, атеизм тоже был чисто декларативным.

"Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, в христианстве нет такой традиции, ну как же нет, в Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи"

Чем отличается? Если это не риторический вопрос, то это самое настоящее оскорбление чувств верующих! И говорить такое может только тот, кто не знает отечественной истории.
Первый, деревянный мавзолей Ленина, сооружение в форме куба с тремя ступенями наверху, начал спешно возводиться сразу после смерти вождя в январе 1924 года. При взрывах мерзлого грунта была повреждена система канализации, и зловонная жижа стала заливать все вокруг. Узнав об этом, Патриарх Тихон сказал: "По мощам и елей". Эта фраза вовсе не является придумкой, о тех словах, сказанных святейшим, вспоминал даже входивший в "похоронную комиссию" видный большевик Бонч-Бруевич. С весенней оттепелью в мавзолее установился отвратительный запах, из-за чего было принято решение снести сооружение и установить на его месте новое.
То есть, православный святитель прекрасно знал, "чем это отличается от мощей святых для православных" . Причём отличается принципиально. И второе принципиальное отличие: академик Щусев - архитектор мавзолея - принципиально не использовал для его создания классические образцы европейской христианской архитектуры, в том числе - часовни, в которых хранятся мощи святых. Нет, он тщательно изучил культуру и религию древнего Вавилона и создал гробницу Ленина в виде ступенчатой пирамиды - так называемого зиккурата, культового сооружение жителей древнейшей Месопотамии .
Так какую же "новую религию" с Зиккуратом, в котором лежат пропитанные химическим раствором "мощи", красными пентаграммами и пирамидальными обелисками в память павших на войнах создали большевики вместо христианства?
Люди, которые ходят в церковь два раза в год - на Пасху и Рождество, а в периоды между Службами Божиими верят и в чёрного кота, и в гороскопы, и в распятого мальчика с изнасилованной коровой, считают, что Антихрист - это какое-то физическое лицо, которое будет изображать из себя второе пришествие Христа и уводить народ разными посулами на свою сторону против Христа. Но эта точка зрения неправильная, неграмотная. На самом деле в переводе с греческого Антихрист означает не "против Христа", а "вместо Христа" . Иными словами, "Новая религия" большевиков была явно антихристианской. И в контексте этого весьма подозрительно выглядят те сторонники так называемого "русского мира" в Украине, которые одновременно являются и адептами "истинного канонического православия" в лице РПЦ Московского патриархата, и в то же время льют крокодиловы слёзы по памятникам Ленина и иных большевистских деятелей, от которых Украина стремительно освободилась за последние несколько лет. Они похожи на того персонажа анекдота, которому в бане сказали "Вы либо крест снимите, либо трусы наденьте".


Вот так, пишешь себе со всей украинской ненавистью о дне рождения Путина, и подсознательно выдаёшь при этом все свои комплексы и обиды.


И, знаете, мне вот девочку эту (а в ее лице весь украинский народ) даже как-то жалко стало. Ведь у них было уже целых 5 президентов! Пять! Но говорить не то, что о любви, но просто о всенародном уважении хотя бы к одному из них язык не поворачивается.

С другой стороны, а за что уважать: Кравчука с купонами и тотальной распродажей советского наследства; Кучму с его позицией "одна задница на два стула"; Ющенко с его свистульками, пчёлами и менталитетом колхозника; Януковича с харизмой овоща и трусостью хомячка; кровавого шоколадного барыгу, пьянь и вечно мятое посмешище Порошенко?!

Не знаю, то ли это карма, то ли ещё что-то, но каждый последующий украинский президент хуже предыдущего. Но это выбор украинцев. Зачастую, сделаный по принципу "двух зол" (я сама трижды голосовала и исходила именно из этих соображений). Что в результате приводит к озлобленности, недовольству и бессмысленным крикам "гэть".

Однако, винить себя за неправильную ставку, сделанную в день президентских выборов, - украинцы не готовы. А злость и обиду надо на ком-то вымещать. Вот и сыпятся проклятия в адрес... Путина. Который виноват во всем. Начиная от того, что является одним из самых популярных людей в мире и заканчивая тем, что пользуется любовью и уважением у своего народа.

Украинцам, которые начинают ненавидеть собственного главу государства чуть ли ни на второй день после инаугурации, это действительно трудно для понимания.

А то, что непонятно - всегда вызывает злость. Вот и бесятся, исходя на коричневую субстанцию и не стесняясь в выражениях.

Хотя Путин виноват лишь в том, что украинцам есть с чем сравнивать. Все, что получил на ДР Порошенко - это поздравление с днём контрацептива и фейерверк на военных складах под Винницей. У Путина же - миллионы искренних поздравлений от обычных людей из всех уголков мира.

И можно сколько угодно убеждать себя, что все это - проплаченное проявление крайнего лизоблюдства, но...

Есть один неоспоримый факт. Путина уважают. Не только в России, но и далеко за её пределами. За Петей же с первого дня закрепилась репутация попрошайки и не слишком удачливого актёра, которого терпят исключительно по необходимости.

И истеричная журналистка Катя это прекрасно понимает. Потому и ударяется в крайность, приписывая Путину статус мирового зла. Таким способом, как ей кажется, она подчеркнёт всю чудовищность и цинизм добрых пожеланий, сказанных вчера в адрес именинника. Но не вышло.

Хотя бы потому, что кастрюля в качестве головного убора пользуется популярностью лишь у малой части населения цивилизованного мира.

Более того, на фоне этого фонтана желчи, ещё сильнее проявилась ущербность украинского института президентства. Который с каждым годом все больше напоминает шапито.

И, да! Можно сколько угодно проклинать Россию и россиян. Можно ежедневно обвинять во всех смертных грехах Путина. Можно сходить с ума от бьющей из ушей и прочих естественных отверстий ненависти.

Однако, президент РФ навсегда войдёт в историю, как один из самых влиятельных и известных людей своего времени. Что касается Порошенко - то, максимум, что о нем будет гласить через пару десятелетий Википедия: "военный преступник, президент Украины в эпоху президента Путина".

И не потому, что мне так хочется. Нет.

Просто, по мощам и елей.

Хочу сказать сразу: Константин Аркадьевич Райкин , во-первых, - артист действительно выдающийся, безо всяких скидок на «звездность» его отца. Я б ему, лично, только за роль Каюма в великолепном фильме Никиты Сергеевича Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» многое простил.

К тому же, как выясняется, лично для Константина Аркадьевича это уже не просто фильм.

Это, пожалуй, судьба.

Встреча со зрителем

Как сообщают отечественные и зарубежные (а как же, международный уровень!) средства массовой информации, в славном городе Одессе радикалы «Правого сектора» 1 (экстремистская организация, запрещенная в РФ) сорвали спектакль не абы какого «ватника и колорада», а художественного руководителя театра «Сатирикон» Райкина.

Моноспектакль «Над балаганом небо…» при полном аншлаге проходил вечером 17 ноября в Одесском академическом музыкально-драматическом театре. Сразу после начала концерта в зрительный зал ворвались около двадцати украиноориентированных одесских гопников и начали громко протестовать против выступления Райкина. Радикалы скандировали «Слава Украине!» и спрашивали у недовольных зрителей: «Чей Крым?»

В полиции подтвердили, что концерт был сорван. По информации правоохранителей, одним из радикалов был Сергей Стеренко , ранее возглавлявший одесское отделение «Правого сектора».

После того как националисты подошли к сцене, актер ее покинул.

Что тут можно сказать.

Приблизительно год назад, 24 октября 2016 года, предельно обласканный отечественными «культурными властями» Константин Райкин в выступлении на съезде «Союза театральных деятелей России» начал полемику о цензуре. Его спич вызвал бурное общественное обсуждение. Райкин гневно и бескомпромиссно осудил вмешательство Российского государства и российских же «провластных» общественных организаций в культурную жизнь страны. После чего громко и требовательно призвал «не делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали».

По словам режиссера, общественные организации и «группы оскорбленных граждан» в тоталитарной стране, которые пытаются отменять театральные постановки и «обливают мочой картины на выставках», заменяют собой общественное мнение, прикрываясь понятиями «Родина», «духовность», «нравственность». Константин Аркадьевич призвал театральных деятелей к «цеховой солидарности», когда нужно объединиться и вместе «дать отпор» подобным посягательствам.

Более того, по тогдашней оценке Райкина, в Россию возвращается, не более и не менее, «позорная цензура позорных времен культа личности». Про Украину упомянуто не было.

Подняться на котурнах

Общественность, как ей и полагается, негодовала.

Злые языки, правда, поговаривали, что правдолюбивое выступление Райкина, в чем-то даже отражающее российские театральные реалии, связано исключительно с финансовыми проблемами театра «Сатирикон», не получающего должной поддержки от Министерства культуры Российской Федерации.

Разбирая причины, по которым Райкин на съезде СТД произнес столь бескомпромиссную речь, некоторые вполне «демократические» СМИ обратили внимание на острейшую проблему с финансами в райкинском театре. Дескать, в то время как его основное здание ремонтируется, труппа играет спектакли на съемной площадке, арендная плата за нее поглощает все финансовые ресурсы театра, из-за чего творческому коллективу не хватает денег на выпуск премьер. В этой ситуации «Сатирикону», чтобы творчески развиваться, естественно, необходима помощь «кровавого режима».

Но это была только одна сторона «творческого многогранника».

Райкин еще и гневно - правда, с точки зрения «Правого сектора», недостаточно гневно - осудил письмо деятелей культуры, поддержавших вхождение Крыма в состав Российской Федерации, назвав его, на секундочку, «мерзким».

Ну, и буквально на днях, в ноябре, Константин Аркадьевич обратился к властям России с требованием «урезонить наконец» министра культуры Владимира Ростиславовича Мединского , который, по мнению Райкина, мстит театру «Сатирикон» за ту самую речь о «наездах на искусство».

При этом от государственного финансирования Константин Аркадьевич естественно, не отказался. Ибо, как было сказано в одном фильме: «То бензин, а то - дети». И попробуй с этим поспорь.

...И катарсис

Артисты - вообще, как известно, люди особенные. И вопрос другого персонажа «А где я харчеваться буду?» для них едва ли не наиважнейший.

А ласковый теленок, как известно, далеко не одну матку сосет. Как еще раз было подтверждено, некоторые умудряются и гранты от российского правительства получать, и с Путиным полемизировать, и «гастрольный чес» по Украине устраивать. Не получается у них только пол-словечка замолвить о людях, сожженных живьем неподалеку от места спектакля.

Артист, как и прочие мастера художественного свиста, безусловно, имеет право даже не на одну точку зрения, а на целый спектр позиций, изменяющихся в зависимости от текущих обстоятельств. И даже может, по умолчанию, свести весь свой «творческий метод» к двум взаимосвязанным вещам: фиге в кармане и шантажу Минкультуры посредством этой фиги.

Loading...Loading...