Значение слова святость с греческого. Что такое святость

Когда человек становится храмом

Помню, как-то раз мы с прихожанами нашего храма - тогда я еще служил в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» - поехали в Оптину пустынь. Там была женщина-гид, она рассказывала об Оптинских старцах и, в частности, сказала такую вещь: «Известно, что Оптинские старцы достигали того, что могли предсказывать будущее; у них было свечение вокруг головы; и вообще они еще очень многое могли». Мне пришлось, дождавшись, когда она завершит свое повествование, вмешаться и скорректировать ее монолог, сказав о том, что, безусловно, целью христианского подвига не могут являться ни «образование нимба», ни предсказывание будущего, ни способность прозревать то, что находится в тайне человеческого сердца; всё это - совершенно ложные представления о святости. То, что Оптинские старцы могли сказать кому-то нечто о его будущем; то, что некоторые паломники действительно видели нетварный свет, который осиявал этих угодников Божиих, являлось следствием их подвига, но ни в коем случае не целью их жизни и трудов.

Когда мы говорим о святости, нужно прежде всего понимать, что же это все-таки такое. Святость - это не безгрешность, это не христианское совершенство как таковое, это не отсутствие у человека свойственных ему от природы недостатков. Тогда что это, как ее описать?

Наверное, самое точное сравнение здесь можно привести из области храмостроительства. Вот возводится храм: строятся стены из кирпича, происходит их отделка, занимают свое место подсвечники, иконы. Но это всё еще некое здание, которое должно стать храмом. А потом наступает момент, когда храм освящают и в нем начинают совершаться богослужения. То же самое можно сказать о человеке: вот строит он по кирпичику фундамент, стены своей христианской жизни, вот ведет какую-то внутреннюю отделку, работает над собой. Но святым он становится не тогда, когда достигает во всем этом определенного «уровня», а тогда, когда его сердце, готовое вместить благодать, благодать наполняет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл это «помазанием Духом»; он писал о том, что в жизни людей, которые прославлены в лике святых, зачастую можно увидеть эти два периода: до какого-то времени они просто подвизались, а затем на их подвиге уже лежала печать Божественного помазания. О том же самом говорил и преподобный Варсонофий Великий: отвечая на вопрос, каким образом могли заблуждаться святые, он обращал внимание, что то или иное духовное творение могло быть написано, когда будущий святой еще только начинал свой подвиг; в определенные периоды жизни у него могли быть какие-то заблуждения, а впоследствии, достигнув святости, он не догадался помолиться о том, чтобы Господь ему открыл, насколько верны или же ложны были его прежние мнения. То есть, опять-таки, преподобный Варсонофий разделял время, когда человек был еще в обычном своем, скажем так, человеческом состоянии и существе и когда в его жизни уже очевидным образом проявлялось Божественное помазание Духом Святым.

Мы знаем, что в каждом из нас первоначально, с момента крещения и миропомазания, пребывает залог, дар благодати Святаго Духа. И все мы призваны к тому, чтобы дать этой благодати возможность действовать в максимальной для нас полноте. Собственно говоря, это и есть то, ради чего мы подвизаемся, ради чего трудимся. Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина - стяжание Духа Святаго, но нужно понимать, что с терминологической точки зрения это выглядит немного иначе: стяжать можно то, чего пока еще не дано, а Дух Святый нам уже дан. То есть человек в Таинстве Миропомазания получает в духовном плане всё, что только может человек в своей жизни получить. К этому что-то приложить уже невозможно, потому что это вся полнота Божества. Но можно способствовать тому, чтобы в нас произошло раскрытие этого дара - этому и должна быть посвящена жизнь христианина.

Главное - не приобрести, а отказаться - от всего, что мешает дарам Святого Духа в нас проявиться

В Евангелии есть притча о человеке, который находит драгоценную жемчужину и всё продает для того, чтобы приобрести участок земли, где она сокрыта (см.: Мф. 13: 44). Эта жемчужина и есть благодать Святаго Духа, а этот образ отказа от всего ради приобретения одного, но самого ценного, есть образ той жизни, которая приводит человека к раскрытию дара благодати. Так что основным делом является не приобрести, а отказаться - от всего, что мешает дарам Святого Духа в нас проявиться.

Преподобный Григорий Синаит, говоря об этом, приводит другую аналогию: он уподобляет дар Святого Духа драгоценному камню, погребенному под кучей хлама. Драгоценный камень этот не повреждается, а во всей своей красоте пребывает внутри нас, но, чтобы он воссиял под солнцем, нужно денно и нощно на протяжении всей жизни разбирать этот хлам, которым завалена наша душа, хлам, состоящий из страстных желаний, греховных привычек, нераскаянных заблуждений. То есть можно сказать, что, когда человек вступает в борьбу со страстями, он становится на путь, ведущий к святости.

Цель жизни - стать святым?

Здесь нужно сразу сделать оговорку. Господь хочет, чтобы мы были святыми, но в то же время если человек в начале своей христианской жизни говорит себе, что цель его жизни - стать святым, то практически наверняка он святым никогда не станет. Такой вот парадокс: найти святого, который считал бы, что он святой, невозможно.

Почему так? Дело в том, что чем больше приближается человек к Богу - приближается действительно, а не в своем воображении, - тем в большей степени в Его свете он видит свое несовершенство, искаженность своей души и естества грехом. В глазах других он может быть великим праведником, но в своих собственных глазах он будет самым последним грешником. Когда святые говорили о том, что они не совершили ничего доброго, они никоим образом не «прибеднялись», не хотели показаться смиренными - они действительно ощущали и видели себя именно так. Даже есть определение одного из Соборов, где говорится, что анафема да будет тем, кто считает, что святые только лишь по смирению называли себя грешными. Это момент важный.

Есть и еще одно объяснение тому, почему цели такой - стать святым - полагать перед собой нельзя. Дело в том, что Царствие Божие внутри человека раскрывается не каким-то приметным для него образом; и более того, когда человек прислушивается к своим ощущениям и думает, что в нем «уже что-то есть», сама по себе такая мысль уже мешает этому быть. Как говорили святые отцы, мнимое мешает быть мнимому, то есть того, что человек о себе мнит, в нем уже быть не может. Это парадокс, но так устроил Господь, такова закономерность духовной жизни.

«Воля Божия есть освящение ваше»

Когда человек пытается исполнять Евангелие в своей жизни - а исполнение Евангелия и есть, опять-таки, путь к святости, - то он понимает, насколько это трудно. Человек читает творения святых отцов, читает патерики, и от его внимания не может сокрыться то, как подвизались древние святые: каков был их пост, каково было их бдение, какова была их мера самоотвержения. Для древних христиан зачастую обычным, повседневным подвигом было то, о чем современному человеку и помыслить сложно, не то что исполнить. И когда мы это видим, конечно, очень трудно бывает избавиться от мысли о том, что мы никоим образом не можем подражать жизни этих людей. Но что при этом не должно позволить нам отчаяться и впасть в уныние, так это совершенно истинная мысль о том, что в гораздо большей степени, нежели мы сами, нашей святости, нашей чистоты, нашего совершенства желает и ищет Господь. Апостол Павел говорит: воля Божия есть освящение ваше (1 Фес. 4: 3). Заметим, он не говорит: «Вашим желанием должна быть ваша святость», - то есть именно воля Божия, а не человеческая есть на то, чтобы мы были святыми.

Господь хочет, чтобы мы были святыми, а нам нужно трудиться над собой, чтобы эту волю Божию принять

Человек - чудное существо: зачастую кто-то хочет - или, по крайней мере, говорит, что хочет, - и ровным счетом ничего для этого не делает. Но нельзя, да и невозможно, с той же меркой подходить к тому, чего желает Господь. Если Господь чего-то хочет, если на что-то есть Его воля, то Он, безусловно, делает всё для того, чтобы эта воля реализовалась. И поэтому если Господь хочет, чтобы мы были святыми, от нас требуется только одно: трудиться над собой, чтобы эту волю Божию принять. Господь же, в Свою очередь, на протяжении всей нашей жизни, день за днем, мгновение за мгновением, создает для нас ситуации, в которых мы можем этот труд над собой совершать.

Как нам научиться воспринимать стремление к святости именно как волю Божию? Думаю, здесь обязательно нужно приводить себе на память то, что, как говорит Господь в Евангелии, человек не может сам, без Бога, творить ничего (см.: Ин. 15: 5). Спрашивают порой: «Батюшка, как же? Человек ведь может сам что-то смастерить, может создать художественное произведение, в том числе и направленное против Бога и христианства. Разве он делает это не сам?» Да, но любое человеческое действие носит относительный характер: человек может создавать, допустим, картину, не обращаясь к Богу и не думая о Боге, но при этом он будет пользоваться талантом художника, который дал ему Господь, способностью к воображению, которая, опять же, заложена Богом, теми материальными средствами, которые в сотворенном Богом мире ему доступны. Поэтому все равно без Бога ничего не совершается, и стать такими, какими нас хочет видеть Господь, мы без Его участия тоже не можем. Господь говорит, что всякую розгу, приносящую плод, Отец наш Небесный очищает, чтобы она приносила плод еще больший (см.: Ин. 15: 2). Именно это и происходит с нами на протяжении всей нашей жизни. И очень важно научиться видеть свою жизнь как непрестанный процесс этого очищения и изменения. Практически каждый наш шаг - это выбор, который либо приближает нас к исполнению воли Божией о нашей святости, либо наоборот.

Об опыте действия благодати

Нужно сказать, что в христианской жизни, если она совершается правильно, рано или поздно наступает момент, когда человек все-таки приобретает определенный опыт ощущения действия благодати в своем сердце. Эти периоды чаще всего кратковременные: мы вдруг в какие-то моменты ощущаем, как легко и с умилением удается молиться; мы ощущаем сокрушение сердечное и вместе с тем утешение от Бога, когда каемся; ощущаем радость и удивительную полноту бытия, когда причащаемся Святых Христовых Тайн. А потом это состояние пропадает. И совершенно естественно, что нам нужно, отталкиваясь от этого, на практике, в опыте нашей жизни понять, что дает нам возможность благодать как можно дольше сохранять, а что, наоборот, нас благодати Божией лишает. Именно это должно для нас, на самом деле, стать одним из главных критериев правильности или неправильности собственной жизни.

Благодать Божия на протяжении всей жизни человека учит его, она буквально подталкивает каждого из нас к должному и отводит от недолжного. И чтобы тогда, когда мы ее почувствовали, дать ей возможность действовать, нужно этому научению начать внимать. А в моменты соблазна нужно непременно возвращать себя мысленно к этому опыту благодатной жизни и полагать его на одну чашу весов, а грех с его кратковременной сладостью - на другую. И выбирать, не уходить от этого выбора. Если мы делаем это честно, то это очень действенно, потому что мысль о будущем ответе перед Богом человека, ввергаемого в искушение, может и не остановить. А вот перспектива лишиться переживания любви Божией, которое душе уже знакомо, перечеркнуть эту возможность грехом нередко отрезвляет очень сильно. И чем бережнее мы память о благодатных мгновениях храним, тем легче бывает противостоять врагу.

В жизни христианина бывает, что воспоминания о благодатном опыте, когда-то им полученном, в течение долгого времени остаются потом только воспоминаниями, благодать не посещает его сердце снова. Бывает ли это связано не с нашими грехами, не с какими-то непосредственными проявлениями гордыни? Бывает. Господь, лишая человека духовных утешений, испытывает его призвание быть христианином, оставаться в Церкви. Нужно остановиться и спросить себя: «Буду ли я продолжать свое движение к Богу даже в том случае, если прежней радости мне это приносить уже не будет?» А чтобы на этот вопрос ответить, нужно разобраться внутри себя, ради чего вообще мы христианской жизнью живем.

Однако никто не может нам обещать, что благодать непременно вернется через какое-то время. Были, к примеру, подвижники, которые, взыскуя и ожидая этого возвращения, прожили практически всю жизнь - таков был Промысл Божий о них. Здесь можно вспомнить жизнеописание схиархимандрита Серафима (Романцова): когда-то, еще будучи молодым монахом, он увидел сон, где некая прекрасная девица сказала ему, что оставляет его сейчас, но потом вернется. Впоследствии он понял, что это было извещение Божие: с того времени он не ощущал уже той необыкновенной духовной отрады, которую приносила ему прежде монашеская жизнь. И тем не менее он трудился, подвизался и для множества людей был человеком, на которого они могли духовно опереться и в те сложные годы ХХ века в вере устоять. А когда он лежал уже на смертном одре, на его лице просияла вдруг неземная радость, и стало понятно, что благодать вернулась. Она вернулась тогда, когда не находилось уже в душе места ни для гордости, ни для самолюбования, ни для тщеславия, и оставалось только в таком состоянии отойти к Богу.

Христианство - это искание Божественной красоты, которая в какие-то мгновения человеку открывается

Сегодня часто забывают, что христианство - это не только подвиг, это не только образ жизни. Это искание той удивительной Божественной красоты, которая в какие-то мгновения человеку открывается, и человек уязвляется любовью к ней. Она сокрывается снова, но мы можем плакать и искать ее точно так же, как плачет и ищет свою мать ребенок. И так всю нашу жизнь: когда теряем мы ощущение близости Господа, будем стремиться к Нему со слезами и усердием, пока не отойдем в жизнь вечную и не сподобимся нескончаемого бытия с Ним.

Широко распространено (и тщательно культивируется) заблуждение, что якобы тело из плоти и крови не может быть святым. Ряд религиозных концепций, со святостью связывают именно бесплотную душу, а материю относят к низшей, принципиально греховной, составляющей человека. Эта логика изобретена сатаной, который страшно гордится тем, что он – дух; ведь любимая мысль сатаны заключается в том, что духовное равно хорошему. Разумеется, это не так: идея о том, что быть материальным – значит быть несвятым, это идея дьявольская.
Господь и Спаситель наш посрамил врага, приняв на Себя не только тварную человеческую душу, но и материальное тело , показав Своим преславным воскресением, что материя может быть не только святой, освященной, но даже богоносной.

К счастью, духовность и добро – несводимые друг к другу реальности, и в этом заключается наше упование, наша надежда не только на спасение, но и обóжение.

Святость – это неотмирность.

Святость присутствует в мире, это можно видеть своими глазами, но источника святости в мире мы не находим. Святость - в мире, но не от мира. В чем же ее источник?
Правильно спрашивать: в Ком? Святость Бога, помимо привычных нам свойств – это трансцендентность миру. Соответственно, святость христиан – это выделенность их из мира. Христиане, находясь в мире, не вполне принадлежат ему. Что значит «принадлежат», но «не вполне»? Святость личности – это её чуждость по отношению к миру греха. Не материальному миру чуждость, а повреждению мироздания, внесенному и вносимому грехом.
Рассмотрим случай из Патерика. Один молодой монах пошел в город продавать рукоделие братий. Искушенный бесом, монах выпил вина и впал в блуд. На следующий день он возвратился в монастырь, где его встретил следующими словами авва: «Брат, пока тебя не было, Бог мне открыл, что ты пал, но восстал. Умоляю тебя, скажи мне, как смог ты настолько быстро восстать?» На что монах ответил: «Тот человек, который согрешил – это был не я».
Православие (настоящее православие, а не лирично настроенная тусовка, любящая поговорить о своей любви к Богу) обладает уникальным опытом растождествления, отделения подлинной человеческой личности от мира греха, пусть даже и поработившего саму личность. Господь говорит об этом так: «Если кто хочет пойти за Мной и не возненавидит душу свою, не может быть Моим учеником». Не о своей гармонии с миром говорит православие, а о своей непринадлежности ему.

Святость – это «похожесть» на трансцендентного Бога. Поэтому в православии святостью является не моральное совершенство, а соприсносущность неотмирным, нетварным энергиям. Именно в этом смысле христиане являются святыми.
Насколько христианин соприсносущен неотмирным Божественным энергиям, настолько он и свят. Например, если он совсем им непричастен (Евхаристия тут не панацея – достаточно недостойно причаститься, и христианин оказывается разорвавшим общение с Богом, хоть и скушал хлебушек), то он совсем не свят в реальности, а только в потенции. Потенциальную святость обеспечивает правильное крещение и необходимое для сохранения его плодов покаяние, благодаря которым христианин онтологически выделен из мира.

Христианин выделен из мира, но не исключен из него; будучи сложносоставным существом, он принадлежит одновременно миру материальному и миру духовному. Ангелы в этом смысле устроены более просто.

Святость – это спасение мiру.

Мало того, святость – это способность к утверждению мировой реальности через её освящение и соединение с Богом. Сначала живой материи, а потом и неживой. Как это может происходить (механизм процесса), мы не знаем, но можно рассмотреть образы. У кого есть домашние животные, особенно собаки, наверняка замечали, что питомцы, проживающие с любящим их хозяином, постепенно, со временем, приобретают психику – и это факт. Недавно прирученной собаке, напротив, надо многому научиться. Широко известны случаи, когда святые общались с дикими животными, которые не приносили им вреда (медведь Серафима Саровского, или, например, во времена античных гонений и реального действия лозунга «христиан ко львам», животные подчас не трогали отданных им на растерзание христиан).
Очень поучителен православный феномен обретения мощей. Святой подвижник, действительно идущий по пути обожения, буквально «выдирающий» себя из мира греха, настолько выходит из-под власти законов материального мира, что в окрестностях его мертвого тела, которое он всю жизнь «вытягивал» за собой, наблюдается локальное нарушение закона неубывания термодинамической энтропии – основного закона для неживой материи вселенной, закона тления. При жизни такие святые без излишнего пиетета относились даже к гравитации: молились на воздухе, ходили по воде, без ущерба падали с колоколен – подобные случаи описаны неоднократно .
Утверждать мировую реальность кроме Бога способен только человек, так как только он одновременно имеет и свободу воли, и тело (в отличие от свободных, но бестелесных ангелов), т.е. одновременно причастен миру материальному и миру горнему. Можно обоснованно предположить, что в замысле Бога о мире в этом состоит одна из наших задач. Как Христос – посредник между нами и Богом на пути спасения, так и мы (в потенции) – посредники между мiром (живой и «неживой» материей) и Творцом на пути освящения, или одухотворения реальности. И несмотря на то, что выполнит эту задачу Богочеловек, а не мы, наш долг – стараться из последних сил.

Как приобрести святость?

Инструментом приобретения святости является святоотеческая аскетика (аскео – тренируюсь, греч.). Столпы Церкви называют ее наукой из наук. И действительно, аскетика имеет свою цель, средства, методики применения средств, способы верификации. Цель аскетики: святость, обожение, богоподобие, Царство Небесное. Аскетика развивалась не вслепую, а в соответствии с тем, что такое есть человек. Аскетика имеет свою последовательность, основана на возрастающих заповедях блаженства и прекрасно обобщена в «Лествице» Иоанна Лествичника. Для наших дней с учетом апостасии введены поправки «Приношением современному монашеству» Игнатия Брянчанинова, который сам успешно прошел узким путем спасения. Аскетика – наука опытная: её методики постигнуты экспериментально, а не высосаны досужими богословами из пальца, а так же многократно и успешно апробированы неисчислимым сонмом подвижников. Результаты, само собой, задокументированы.

Основным принципом аскетики является филокалия (греч.) - любовь к красоте, любокрасие. Название всем известного пятитомника «Добротолюбие» переведено может быть не совсем удачно: именно красота, а не моральное совершенство, именно красотолюбие – вот главнейший аскетический принцип; аскетика создает красивого человека, а не доброго. Естественно, что зло красивым быть не может, равно как и красота, настоящая красота, не может быть злой.

Смирение.

Фундаментом аскетики является смирение; на нем основана эта божественная наука. Что такое смирение? Из Ветхого Завета нам известно понятие нищеты духа. Нищие духом все надежды свои полагают в Боге. Смирение – это особое состояние души, проистекающее из видения своей поврежденности и невозможности её исправить без Божией помощи.
Ум человека, идущего по пути приобретения смирения, начинает видеть свои согрешения, бесчисленные, как песок морской, а душа становится сокрушенной. Отсюда возникает действительно глубокое и искреннее покаяние. А сердце сокрушенное и смиренное Господь не уничижит.

Смирение является новым человеческим свойством, которое не было известно первозданному Адаму. Человек по отношению ко злу может находиться в падательном или непадательном состоянии. Адам был сотворен «добра зело», но падательным. Имея внешнее знание о зле, сообщенное ему Богом, Адам по сотворении опытно не знал зла вплоть до своего грехопадения. Одновременно с отсутствием опытного знания зла, Адам не имел опытного знания последствий разрыва связи с Богом. Вот это состояние первочеловека и называется падательным.
Смирение является единственной добродетелью, позволяющей перейти в непадательное состояние. Но для приобретения начального смирения требуется как минимум увидеть себя – кто ты есть на самом деле. Познание себя открывает нам причину, по которой нам нужен Бог, открывает нам дело и подвиг Богочеловека, открывает нам Христа как Спасителя.

И наконец, но не в последнюю очередь, стяжать смирение означает обеспечить себе спокойную жизнь. Причина проста: смиренному сердцу невозможно причинить вред, потому что оно научилось прощать всех. Согласитесь, спокойная жизнь - это важно. Тем более, что обещается она не за гробом, а при жизни.

В травматологию Склифасовского попадают с самыми разнообразными увечьями. И тот, кто сломал руку, не гневается на соседа за то, что он сломал ногу или выбил глаз, а не тоже сломал руку, как все нормальные люди. Напротив, больные стараются помогать друг другу, потому что они страдают, и им друг друга жалко: ходячие безрукие бегают звать сестру или врача, те, у кого сломаны ноги, но здоровы руки, стараются что-то сделать для лежачих, и тому подобное.
Мы все больны грехом, и у каждого особенно уязвлена какая-то своя страсть, от которой он страдает. Кто жадный, кто ленивый, кто тщеславен, а у кого язык без костей. Если вспомнить, что мой сосед-ближний такой же больной, как и я сам, то его легче пожалеть и простить. Проблема только в том, чтобы познать самого себя .

Святость – это радость.

Смотрение греха и покаяние - делание, не имеющее на земле конца.
Покаянные слезы, сокрушение сердца и прочее, проистекающее от видения греха - как бы уныние или угнетенное состояние - все это растворяется глубоким духом мира души, радостью, потому что когда каешься, становишься ближе к Богу, а Бог - это любовь, от Которой радостно; чем больше каешься - тем больше приближаешься к Богу, Который склоняется к сокрушенному и смиренному сердцу, тем больше приближаешься к Любви, тем радостнее становится.

Существо святости – обожение, основание святости - смирение, а её вершина - Сам Бог, то есть Любовь (в отношении к человеку точнее будет все же сказать «любовь» с маленькой буквы).

Святой человек – это сосуд, наполненный Святым Духом. Вино молодое, то есть Дух Святой, вливают в нового человека, а не в ветхого. Искоренить (убить на самом деле) в себе ветхого человека и воспитать нового, то есть подготовить сосуд для молодого вина, - это задача аскетики. И если выполнить задачу удалось, Господь вливает в подвижника Святой Дух.
Как узнать, произошло это уже с тобой, или еще нет? Если мы верим Господу, то узнаем, как обычно, по плодам. Царство Божие, пришедшее в силе, имеет признаки: изгонять бесов, наступать на змей, пить яды, исцелять больных. Ничего сложного – просто посмотри.

Святость - это радость и любовь, получаемые не где-то там, в ином мире, а еще здесь, при жизни: реально на земле. Один из плодов святости - это состояние счастья, несравнимого ни с какими обычными переживаниями.

Три ступени святости.

Святость – это не дискретное состояние, а скорее некий веер возможностей, путь, процесс, для прохождения которого требуется время. Любой правильно крещеный и не отлученный христианин в потенции содержит в себе все свойства святости, имеющее каждое свои плоды (последствия), но как эти свойства реализуются в реальности?

Глава 10 Жизнь в святости: Что большинство христиан не знают о СВЯТОСТИ! Книга Мессианская церковь восстанавливается!
Июнь 18, 2010

Доктор Роберт Хайдлер

«Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь» Левит 20:26

Следующая фундаментальная истина, на которую мы хотели бы обратить внимание, – это святость.
Бог дал еврейскому народу великое откровение о святости. И именно оно является фундаментальным в их определении как народа! Евреи изначально предназначены Богом быть СВЯТЫМ народом (Исх. 19:6)!
В книге Левит 20:26 Бог заповедует еврейскому народу: «Будьте предо Мною СВЯТЫ, ибо Я свят, ГОСПОДЬ.» Большинство евреев, даже сегодня, имеют достаточно ясное представление о том, что значит – быть святым.

Непонимание святости

К удивлению, большинство христиан не имеют представления о том, что такое святость. Мы читаем о Святости, говорим о ней и поем о ней, но немногие уделяют время тому, чтобы изучать – что это такое.
За многие годы христиане развили множество странных представлений о святости. Одно из распространенных представлений о святости – «отличаться от мира». Раньше, в 40-е и 50-е года, христиане, которые хотели быть святыми, старались выглядеть по-другому. Они ходили в одежде и с прическами, которые давно уже вышли из моды, и думали, что это делает их святыми!
Некоторые христиане думали, что они должны звучать по-другому! В 60-е годы было неслыханным делом, чтобы в церкви звучала гитара. Гитара считалась «мирским» инструментом, так как на ней часто играли неверующие! Быть СВЯТЫМ – значило поклоняться в сопровождении органа или фортепиано.

Некоторые думали, что святость значит избегание деятельности этого мира. Христиане составили список «мирских» занятий, которых следовало избегать. «Не кури, не пей, не ругайся, не жуй жвачку и не общайся с теми, кто это делает!» Часто еще и добавляли: «Не смотреть фильмы, не кататься на роликах, не пользоваться макияжем и не играть в карты!» Главная идея заключалась в том, что если ты избегаешь занятий этого мира, то это делает тебя СВЯТЫМ!

К счастью, идея о том, что отличие от всех делает тебя святым, – вышла из моды. Христиане сегодняшнего дня более склонны думать, что святость значит - «быть хорошим». Они думают, что если вести праведный и высокоморальный образ жизни, то они достигнут святости. Но это также не является точным определением.
Достойная жизнь, хотя это и очень важно, не делает вас святым. Остановитесь и задумайтесь о том, что Бог называет «святым». Бог назвал «святым» несгораемый куст. Это ведь не значило то, что этот куст согрешил меньше, чем другие кусты! Бог назвал Синай Своей «святой» горой. Но гора Синай не стала святой горой из-за того, что была более нравственной, чем другие горы!
Суть святости не в том, насколько ты нравственный или хороший! Суть святости лежит совершенно в другом измерении.

Что такое святость?

Несколько лет назад Джон Диксон, наш служитель прославления в Общине «Слава Сиона», сделал интересное заявление. Он сказал: «Противоположность святому - это не грешное или злое. Противоположность святому – это обыкновенное или обычное.»
Такое заявление удивило меня. Как и многие христиане, я использовал слово «святость» как синоним слову «праведность». Жить «святой жизнью», предполагал я, значило вести хорошую, нравственную жизнь, избегая греха, насколько это возможно.
Когда я услышал заявление Джона, я решил сам изучить слово «святость», чтобы понять его значение. Я был удивлен тем, что обнаружил!
Я обнаружил, что за 45 лет моей христианской жизни, посещая церковь каждое воскресенье, получив диплом одной из самых лучших духовных семинарий, я так и не узнал, что такое святость!

Я изучал греческие и еврейские слова, обозначающие «святость» в оригинале Библии, смотрел, как они еще используются в Библии, и обнаружил, что Джон был абсолютно прав! Святость не означает «безгрешность». Святость означает «отделенность от обычного» или «возвышение над нормой». Самое лучшее определение слова «святой» – это слово «особенный»! Относиться к чему-то как к святому – это значит относиться к нему как к особенному!

Мы видим это в первых главах книги Бытие. Первый раз Бог назвал что-то СВЯТЫМ во второй главе книги Бытие. Это произошло, когда Бог благословил седьмой день и определил его как «СВЯТОЙ».

Называние седьмого дня «святым» не значило, что дни с первого по шестой были мирским, плохими или грешными! Первые шесть дней были хорошими днями. Бог сказал, что они были весьма хороши. Но они не были святыми. Они были просто обычными днями. Бог отделил седьмой день от остальных и сказал: «Этот день ОСОБЕННЫЙ.»

В десятой главе книги Левит Бог дает Аарону указания о служении в скинии. Он сказал Аарону быть особенно внимательным, чтобы отличать «священное от несвященного». Бог говорил: «Не относитесь к СВЯЩЕННОМУ как к ОБЫКНОВЕННОМУ!»
Если бы Аарон принес свои одежды в скинию, постирал бы их там в умывальнице и повесил бы сушиться на ковчег завета, он бы осквернил святость скинии! Он бы обращался с очень священными вещами как с обыкновенными!
Быть святым – значит быть «отделенным от обычного». Если что-то является «святым», значит, оно предназначено для определенных целей и заслуживает особенного отношения. Относиться к чему-то как к СВЯТОМУ, значит относиться к нему с ПОЧТЕНИЕМ.

Когда мы с Линдой поженились, у нас было два набора фарфоровых тарелок: наш «парадный набор» и наш «повседневный набор». Нам очень нравились наши повседневные тарелки. Они были расписаны в золотых и оранжевых тонах, на них были нарисованы большие цветы, стиль, который был очень популярен в 70-х годах. Мы пользовались этими тарелками каждый день. Но обращались мы с ними обычно. Иногда мы ужинали из этих тарелок прямо на полу в гостиной перед телевизором. Мы не всегда бережно клали их в мойку. Из-за того, как мы обращались с ними, в конце концов, они стали выглядеть изношенными, края кое-где откололись, и нам пришлось выбросить их и купить новые повседневные тарелки!

Наш «парадный набор» фарфоровых тарелок был красивый и очень элегантный. Он сберегался для особых событий. Когда мы использовали его, то обращались с ним очень бережно и всегда складывали в отельный шкафчик. И эти тарелки до сих пор такие же красивые, как и тогда, когда мы только приобрели их.

Наши повседневные тарелки были очень красивые, но они были ОБЫЧНЫМИ. Наш «парадный набор» тарелок был ОСОБЕННЫМ. Если бы я взял тарелку из нашего «парадного набора» и поставил бы ее на пол, чтобы наша собака ела из нее, моя жена была бы очень расстроена, и весьма справедливо! Ведь я, в таком случае, не обращался с этой тарелкой с ЧЕСТЬЮ, которой она заслуживала!

Суть жизни в святости не заключается в том, чтобы быть хорошим или не похожим на других, она заключается в том, чтобы оказывать ЧЕСТЬ! Она заключается в том, чтобы обращаться с ОСОБЕННЫМ по-особенному!

Важность святости

В книге Второзакония 23:14 Бог дает предупреждение: «Ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои, а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя.»
Святость очень важна для Бога. Если мы не будем ходить в святости, то Его присутствие отступит от нас!

Святость является ключом к жизни в Божьем присутствии и силе! В Своем Слове Бог определил некоторые вещи как святые. Он попросил нас относиться к ним по-особенному. Когда мы почитаем то, что свято, тогда мы ходим в святости, и Его присутствие пребывает посреди нас! Святость является ключом к сверхъестественной жизни!

Как действует святость

В Своем Слове Бог определил некоторые вещи как святые. Называя эти вещи святыми, Он говорил: «Оказывайте особую ЧЕСТЬ этим вещам. Не относитесь к ним обычно.»
Когда Бог определил эти вещи как СВЯТЫЕ, Он объединил их с принципами завета. Если мы ПОЧИТАЕМ то, что Бог называет святым, мы соединяемся с этими принципами завета, а это переносит нас в сверхъестественное измерение жизни.

Давайте посмотрим на некоторые примеры вещей, которые Библия называет святыми. В Своем Слове Бог называет эти вещи, и многие другие, святыми:

Божье Слово Десятина Другие христиане
Апостолы Пророки Духовные лидеры
Брак Его Имя Места поклонения
Ваше тело Шаббат Израиль

Когда мы избираем ПОЧИТАТЬ эти вещи (относясь к каждой из них как к ОСОБЕННОЙ), – это отделяет нас от ординарности. Божье обетование в том, что если мы почитаем то, что свято, мы входим в благословения завета и переживаем сверхъестественное измерение жизни. Давайте посмотрим на некоторые примеры.

Святые деньги.

Вы знаете, что деньги могут быть святыми? Некоторые деньги являются святыми! На самом деле, Бог определил десятину (одну десятую часть) вашего дохода как святое. Левит 27:30-32 говорит нам: «И всякая десятина принадлежит ГОСПОДУ: ЭТО СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ.»
Это значит, что если вы заработали 10 долларов, один из этих долларов – десятина вашего дохода – святая. И это применимо к любой форме дохода. Если вы – фермер, одна десятая вашего урожая – святая! Если вы выращиваете скот, одна десятая вашего скота – святая.

Третья глава пророка Малахии говорит нам о почтении десятины как святыни. Мы почитаем ее как святыню, когда «приносим ее в дом хранилища…» Десятина должна была быть приносима в храмовые хранилища, чтобы обеспечивать нужды тех, кто служил в храме.
Бог также соединяет десятину с обетованиями завета. Он говорит: «Если вы будете относиться к десятине как к святыне, то Он «откроет для вас отверстия небесные и изольет на вас благословения до избытка» (Малахия 3:10-11).

Итак, если Бог определил десятину как святыню, у нас есть выбор: мы можем относиться к десятине как к святыне (относиться к ней особенно), или мы можем не относиться к ней как к святыне! Мы можем относиться к ней как к остальным нашим доходам.
Выбор за нами. Вы не попадете в ад за то, что не отдавали десятину! Но почтение десятины как святыни отделит вас от мира в сфере ваших финансов.
Почтение десятины позволит вам войти в принципы завета откроет дверь к сверхъестественному обеспечению.

Святое время.

Бог определил одну седьмую вашего времени как святое.
Книга Бытие 2:3 говорит нам: «Бог благословил седьмой день и ОСВЯТИЛ его.» В Десяти Заповедях Бог дает следующее указание: «Помни день седьмой и СВЯТИ его» (Исход 20:8-11).
Опять же таки, соблюдение Шаббата не является требованием для спасения! Вы можете работать семь дней в неделю и все равно попасть на Небеса! И если вы работаете семь
дней в неделю, вы можете попасть на Небеса даже быстрее. Вы, в прямом смысле этого слова, – заработаетесь до смерти!

Но почитание Шаббата соединяет вас с принципами благословений завета. Бог пообещал: «Если будешь называть субботу отрадою, и почтишь ее, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего» (Исайя 58:13-14).

Святые места.

Места, в которых Бог проявляет Свое присутствие, – это святые места. Несгораемый куст был святым. Гора Синай была святой. Скиния и храм были святыми. Места поклонения – святые. Почитание святых мест присоединяет нас к Божьим благословениям завета. Из книги пророка Аггея мы узнаем, что народ Иуды принебрег работой в храме, чтобы строить свои собственные дома. В результате – Божье обеспечение было удержано от них. И они жили в недостатке!
Другой пример – Соломон. Он оказывал большое почтение храму Божьему, тратил собственные средства, чтобы строить его. В результате он переживал избыток и изобилие до конца своих дней.
Когда мы почитаем то, что свято, мы входим в благословение!

Святой народ.

Бог определил многие группы людей как святые. Апостолы и пророки являются святыми (Еф.3:5). Еврейский народ – святой народ. Ваши братья и сестры в Господе – святые. Ваш муж, жена, родители и дети – святы для вас.
Библия дает нам указания, как почитать каждую из этих групп соответствующим образом. Также Библия дает нам обетование: если вы почитаете тех, кого Бог называет святыми, вы получаете Божье благословение!

Изучение вопроса о святости принесло мне новое понимание места из Писания, которое волновало меня долгое время. Это история об Илии и вдове, описанная в третьей книге Царств 17:13-15. Эта история произошла во время голода в той земле. Бог посылает Илию в город Сарепту и говорит ему, что вдова будет заботиться о нем. Илия приходит в город и обнаруживает, что вдова собирается приготовить свое последнее кушанье. Ее ресурсы полностью исчерпались! Продуктов хватало лишь для того, чтобы приготовить небольшое кушанье для себя и своего сына, а после этого они бы голодали!

В такой трагической ситуации Илия высказывает невероятное требование. Он говорит вдове: «Накорми вначале меня! А потом поешь ты и сын твой!» Как мог Илия пойти к голодающей женщине и попросить ее накормить его до того, как она накормит себя и своего сына?!

Но Илия понимал действия Божьи. Он знал, что если вдова почтит пророка, она откроет для себя источник Божьего благословения. Бог пообещал: «Почитай пророка и получишь награду пророка!» (Матфея 10:41). Илия давал женщине возможность войти в сферу чудес!
Когда женщина избрала почтить Божьего пророка, Бог начал чудесным образом умножать ее ресурсы. Она и ее сын пережили сверхъестественное обеспечение посреди голода!

Иллюстрация святости

Я думаю, что Интернет обеспечил нас замечательным образцом того, как действует святость! Предположим, вы открываете разные странички в Интернете и наталкиваетесь на следующую запись:
Когда мы почитаем то, что Бог называет святым, наши жизни соединяются с принципами завета, что в результате высвобождает для нас великое благословение.
Вы заметили что-то знакомое? Если бы в Интернете вы увидели слово, подчеркнутое подобным образом, вы бы поняли, что слово «святым» является ссылкой на что-то. Такие ссылки – это особенный выделенный текст или слово, обычно подчеркнутые и выделенные другим цветом. И такая ссылка, конечно же, особенна не потому, что она подчеркнута и выделена другим цветом, но потому, что она ведет к чему-то, чего сейчас не видно! Вы можете щелкать мышкой по другим словам на страничке, но ничего не произойдет. Но если вы щелкнете на ссылке, ДЛЯ ВАС ОТКРОЕТСЯ АБСОЛЮТНО НОВАЯ СТРАНИЦА!

Это и является иллюстрацией того, как действует святость. Вы можете почитать многие вещи в вашей жизни:
Спортивную команду Рок группу Автора книги Кинозвезду Свое хобби Марку компьютера

Или то, что Бог называет святым.

Когда вы оказываете почтение большинству вещей, вы не получаете никакой пользы! Но когда вы избираете почитать то, что свято, новые сферы благословений открываются вам! Почитание святого отделяет нас от мира и возносит нас в сверхъестественные сферы, где мы входим в Божьи благословения завета.

Источник истинной святости

Откуда приходит святость? Остановитесь и задумайтесь о тех вещах, которые Бог называет святыми. Что сделало несгораемый куст святым? Что сделало гору Синай святой? Что сделало «Святое Святых» святым?
Ответ таков: присутствие Божье.

А теперь подумайте вот о чем: когда вы уповаете на Иисуса, Дух Святой приходит, чтобы обитать внутри вас. Божье присутствие внутри вас прямо сейчас. Это значит, что ВЫ – святые! Вы – СВЯТЫ.

Вы святы прямо сейчас. Вы святы независимо от того, что вы делаете. Помните, что святость не означает безгрешность!
Многие христиане путают святость с праведностью. Праведность – это значит быть ЧИСТЫМ. Это значит – вы убрали осквернение грехом из вашей жизни. Бог хочет, чтобы мы жили праведно.
Но святость находится в другом измерении. Святость заключается в том, что вы – ОСОБЕННЫЙ. Благодаря тому, что вы уповаете на Иисуса, вы святой, даже когда грешите! В 1-м послании к Коринфянам Павел пишет церкви в Коринфе, чтобы исправить многие из их ошибок. Проблемы Коринфской церкви включали аморальность, пьянство (во время Вечери Господней!), распри и многое другое. В письме, касающемся их грехов, тем не менее, первое, о чем пишет Павел, это напоминание Коринфянам о том, что они СВЯТЫ (1Кор. 1:2)!
Вы ЯВЛЯЕТЕСЬ святыми! Бог желает, чтобы вы начали жить свято!

Выше, в этой главе, я использовал пример нашего «парадного набора» фарфоровых тарелок. Наш «парадный набор» был особенны. Однако, после еды наш «парадный набор» совсем не выглядит красиво! На нем все еще остатки еды! Он грязный. Его нужно мыть. Но все равно он особенный! Это все равно – наш «парадный набор».
Наши повседневные тарелки – обычные. Мы храним наши ежедневные тарелки в чистоте, но все равно они остаются обычными. В этом и состоит разница между святостью и праведностью.

Праведность означает быть чистым. Святость означает быть особенным.

Наш «парадный набор» тарелок остается особенным, независимо от того чистый он или грязный. Из-за того, что наш «парадный набор» особенный, – мы относимся к нему бережно, даже когда он грязный. Мы аккуратно моем эти тарелки, чтобы вернуть им их красоту.
Вы – Божий «парадный набор»! Вы особенны для Него, даже когда вы не живете так, чтобы угождать Ему.

Евреи сегодня ВСЕ ЕЩЕ Божий СВЯТОЙ НАРОД, даже не смотря на их неверие!

Жизнь в святости

Жизнь в святости начинается с познания того, что Бог сделал вас святыми:
Вы-святой (Римлянам 1:7)
Вы уже не просто плотские (1 Кор.3:3)
В вас обитает Дух Божий (Римл. 8:9)
Вы – причастники Божьей природы (2 Петра 1:4)
В вас обитает сила воскресения (Римл.8:11)
У вас есть цель и предназначение (Иер. 29:11)
Вам были даны сверхъестественные способности, и вы призваны жить как сверхъестественный человек! (1-е Кор. 12)

Как Божий СВЯТОЙ мужчина или СВЯТАЯ женщина, вы можете начать ЖИТЬ в сфере святости! Вы научитесь проявлять ПОЧТЕНИЕ! Вы научитесь особенно относиться к тому, что Бог называет СВЯТЫМ (включая себя самого)! Когда вы будете ПОЧИТАТЬ то, что СВЯТО, вы войдете в сверхъестественную благосклонность и благословения, предназначенные для Божьего святого народа!

Как жить в святости?

Суть святости в том, чтобы проявлять почтение.
Почтение – малоизвестное понятие среди христиан. Некоторые христиане любят сплетничать и критиковать. Они не уважают ни друг друга, ни служителей. А потом удивляются – почему в их жизни не видно Божьего благословения и силы!

Жить в святости – это значит оказывать честь там, где ее положено оказывать.

Это значит – почитать ваших родителей, потому что Бог через них привел вас в этот мир. Это значит оказывать честь вашему супругу или супруге, как своему партнеру по завету. Это значит оказывать честь тем, кого Бог поставил служителями.
Жить в святости – значит почитать имя Божье. Это значит относиться к Шаббату как к «отделенному» дню. Это значит относиться к своему телу как к святому храму присутствия Божьего. Это значит почитать брак и достойно говорить о нем. Это значит с уважением относиться к другим христианам только лишь потому, что они также знают Иисуса!
Это значит оказывать почтение к евреям, как к избранному Богом народу.
Если вы живете в СВЯТОСТИ, оказывая честь там, где она положена, то Божье ПРИСУТСТВИЕ наполнит вашу жизнь, и Его БЛАГОСЛОВЕНИЯ будут изливаться на вас!

ШАГИ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ!

Святость не имеет ничего общего с законничеством, с тем, чтобы отличаться от других людей или просто быть хорошим! Вся суть святости в том, чтобы проявлять почтение.
Слово почтение не являлось часто употребляемым в нашем христианском словаре. Но Бог хочет, чтобы мы начали думать о том, когда и как оказывать почтение!
Самое первое, нам нужно научиться почитать Бога. Он – самый Святой. Один из способов почтения Бога мы видим из принципа приношения первых плодов. Мы почитаем Бога, отдавая Ему первое из наших доходов. В Ветхом Завете, когда наступало время сбора урожая, первый сноп пшеницы, который срезали на поле, относили в храм как «приношение первых плодов». Его приносили в дополнение к десятине. Приношение первых плодов не должно было быть большим, но это был особый способ почтения Бога – приносить Ему первое из того, что мы получаем!

Несколько лет назад в нашей семье мы начали практиковать «приношение первых плодов». Каждый раз, когда мы видели увеличение наших доходов, то брали первое из этих дополнительных доходов и приносили его как приношение первых плодов, чтобы почтить Бога. Результаты были просто невероятными. Мы замечали, что Бог начал изливать благословение на наши финансы, когда мы оказывали Ему особую честь таким образом!

Мы также почитаем Бога своим первым временем. В начале каждого месяца у евреев есть особое празднование «Новомесячия» (новой луны). Люди собирались в начале месяца для прославления, молитвы и празднования перед Господом. Таким образом, они почитали Бога, избирая посвящать первое время месяца Ему!
Наша церковь начала проводить ежемесячные «празднования сбора первых плодов», чтобы почитать Бога в начале каждого месяца. Если ваша церковь не проводит ничего подобного, почему бы вам не устроить «вечер поклонения» у себя дома, чтобы праздновать и радоваться Божьей благости в начале каждого месяца? Когда мы избираем отдавать Богу первое в своих жизнях, мы почитаем Его в святости.
Также очень важно почитать людей и те вещи, которые Бог определил как святые. Просите Бога показать вам, как почитать то, что свято в вашей жизни.

Когда мы живем в святости, мы можем переживать все больше и больше Божьей силы и благословений!

Вопрос: Юрий Кириллович, чтобы наше стремление к чистоте Церкви невесты Христовой и стремление к личной святости не противопоставлялось стремлению к единству, я предлагаю поговорить, о том - что есть СВЯТОСТЬ.

Ответ: Тема святости неисчерпаема. Это обусловлено тем, что святость есть сущность Бога. «Я свят». – говорит Господь. Лев. 11:44. Исайя описывает видение небесного царства: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его»! Ис. 6:3. Подобное видел и апостол Иоанн: «Свят, свят, свят Господь, Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Откр. 4:8.

Святость Бога Отца показывает и святость Сына, святость Иисуса Христа. Святость Иисуса и в слове Отца в день крещения, «сей есть Сын мой возлюбленный», и в обращении Сына к Отцу: «Отче святой»! Святость Иисуса Христа в том, что Дух Святой сошёл на Него в виде голубя. Святость Иисуса в его сущностном единстве с Отцом. «Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца». Святость Бога Отца подчёркивает и Дух Божий, который явлен нам как Дух Святой. Это имя по-особому подчёркивает святость Бога. Я намеренно отмечаю Троицу, как Бога в трёх лицах, в которых ясно отражена святость.

Мы цитируем тексты Священного Писания, которые определённо открывают нам Святого Бога. Но дать чёткую характеристику Святости от этого не становится легче. Святой – значит святой.

Святость Бога – это всемогущество Бога.

Святость Бога — Это премудрость Бога.

Святость Бога – Это праведность Бога.

Святость Бога – это слава Бога.

Святость Бога – это величие Бога.

Святость Бога – это верность Бога.

Святость Бога — это любовь Бога.

Святость человека в таком случае может возникать лишь как принадлежность к Святому Богу. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым ». Исх.19:5,6. Так же дело обстоит, например, с днём субботним. «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым , суббота покоя Господу ». Исх.35:2.

Это акт Бога! Никакие усилия человека не могли сделать его святым. Но Бог своим могуществом, совершает акт любви и отделяет человека для Себя. Он освящает его Собою, и делает его святым. Всё что посвящено Богу, становится свято! «Я Господь, выведший вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят . Лев.11:45.

Бог отделяет себе людей, и объявляет и святыми, т.е. отделёнными для Себя. Бог даёт им Закон, соблюдая который они сохраняют себя в святости. Это обязательное условие. Закон включает в себя принесение кровных жертв, соблюдение нравственных норм, соблюдение себя в чистоте.

Из этого текста, очевидно, что власть Бога над этими людьми, и покорность людей Богу, создаёт условие для святости людей. Бог освящает их Собою. «И сказал Бог: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, – земля святая». Исх.3:5.

Так же как земля свята, потому что Бог освятил её Собою, так и люди становятся святы, потому, что Бог освятил их Собою. Бог живёт среди этих людей. Люди отличаются от земли тем, что имеют волю и Бог, будучи Всемогущим, призывает людей к добровольному признанию Его власти, и исполнению Его законов. Бог даёт Закон, исполняя который народ пребывает в святости, и, нарушая который, лишается святости. Это краткое описание святости, как она открыта нам в Ветхом Завете.

Что же произошло с приходом Христа на землю? Ведь на земле проклятой за грех человека все люди были грешники.

Истинный Человек Христос исполнив Закон, стал совершенной жертвой принесённой Богу за всех людей. Воскресший Христос, вошёл в небесное святилище со Своею Кровью и заплатил за грехи всех людей. Святой Господь, таким образом, упраздняет неодолимую преграду между святым Богом и человеком. Преграда эта грех. Возмездие за грех смерть. Смерть Святого Христа стала жертвой, пролитая кровь стала ценой, уплатив которую, любой человек может получить прощение грехов, т.е. получить свободу от власти греха, и свободный доступ к Богу Отцу. Сказать проще, теперь каждый человек, у которого пробуждается желание обратиться к святому Богу, может взять Кровь Иисуса Христа, взять Его святое Тело, и прийти к Богу, попросить у Него прощение. Взять Его Кровь и Тело, значит просто поверить в их реальность и действенность. Попросить, значит сказать об этом Богу, иногда такое обращение к Богу называют молитвой. Кровь и Тело Иисуса Христа достаточная плата за все наши согрешения. Один раз и навсегда. Бог в ответ даёт такому человеку прощение, вводит его в Тело Церковь, и наполняет его Духом Святым.

Исполняется обещание древности: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять». Иез.36:26,27.

Итак, я спасен, я свят. Ведь я храм живущего во мне Духа Святого. Я теперь дитя Небесного Отца. Это ответ Отца на молитву Христа: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едины, – да уверует мир, что Ты послал Меня». Иоан.17:21. Я, приняв Христа, соединился с Ним, и таким образом соединился с Отцом. Все качества присущие Сыну Божьему Иисусу Христу, перешли и мне. Они на самом деле вменяются мне. Право называться и быть чадом Божьим вменяется мне. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими». Иоан. 3:1.

Святость Его вменяется мне. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; 1Пет.2:9.

Праведность Его вменяется мне. Воскресенье Его вменяется мне. Чувства Его вменяются мне. Любовь Его вменяется мне. Послушание Его вменяется мне. Смирение Его вменяется мне. Кротость Его вменяется мне. Всё, что есть Христос, истинный человек, вменяется мне. Это как скрижали Завета были даны Моисею, и народу Божьему. Вот они заповеди, исполняя которые ты будешь свят! Теперь же не скрижали каменные, но сердце новое. «Уже не я живу, но живёт во мне Христос»!

Я ведь Тело Христа и Кровь Его принял и принимаю. Нет ведь иного пути из греха и проклятия выйти, и к Богу святому войти. Только во Христе! Перед таким даром Божьей любви я падаю на лицо своё, и как Павел апостол шепчу. Ничего не хочу, всё сор, всё ничто. Хочу пребыть в Тебе, хочу познать Тебя, хочу исполнится Твоею святостью, Твоею любовью, Твоею полнотой. Хочу познавать Тебя. Хочу возрастать в Тебе. Хочу сокрыться в Тебе. И всякое приближение к Нему, открывает во мне, что я ещё не совершен, я ещё не достиг, как Павел апостол говорит « я не почитаю себя достигшим». Я также вижу, как трудно отвергать похоти плоти, как трудно побеждать соблазны, как трудно просто быть честным. Как невозможно быть смиренным, как не в силах любить даже ближних, не то, что врагов, как не в силах полагать душу свою за друзей своих. Я понимаю это в себе, я вижу рядом с собой братьев моих, также отвергающих плотские страсти, борющихся с соблазнами, падающих и снова встающих, и я не могу их судить, я только молюсь за них, я поддерживаю их в этой борьбе. Я говорю, как древний пророк: «Каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: «Крепись!» Ис.41:6. Крепись брат!

Тем более, что наше погружение в Иисуса совершается в церкви, в общении, в обязательном сослужении с единоверцами. Крепись брат!

« Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми , что есть широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божией ». Еф.3:14-19. На коленях молюсь за братьев моих! Со всеми святыми. Очень важно это условие. Со всеми святыми! Уразуметь и исполниться!

Святость наша только в совокупном искупленном народе – церкви. Это обстоятельство не вытекает из вопроса, но оно чрезвычайно важно. Христос создаёт из людей святую Церковь. В Писание представлен образ церкви – задние из камней, где каждый уверовавший камень. Приступая к Нему…. Попробуйте в таком качестве заниматься шлифовкой соседних камней. Сами, шлифуйте себя, испытывайте себя, достигайте совершенства. Занимайтесь брёвнами в своём глазу, чтобы не лезть в глаз ближнего. Камень выпадет, и он уже не часть храма, но просто камень при дороге, претыкание ногам. В таком образе церкви единство само собой разумеющееся.

Иной образ церкви – тело, глава которого Христос, где каждый святой христианин, член тела. В этом образе апостол Павел прямо говорит: Скажет ли рука ноге, скажет ли глаз уху,… И в этом образе отчётливо видно. Рука вне тела ничто. Глаз вне тела ничто. Нога вне тела ничто. В этом образе единство само собой разумеющееся.

Иной образ церкви – Виноградная лоза, Христос, а ветви лозы, члены Церкви. И в этом образе, даже более чем в других, совершенно очевидно, что единство естественное состояние, однако ни одна ветвь не может упрекать другую. Отец Мой виноградарь. Одни ветви Он обрезает, чтобы больше приносила плода. Ветви, не приносящие плода, Он отсекает и бросает в огонь. И этот образ церкви показывает единство, как само собою разумеющееся.

Апостол Иоанн так и написал: « Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». 1Иоан.1:5-7.

В одном стихе Духу Святому угодно показать неразрывность святости и единства.

Словарь Ушакова

Святость

свя тость , святости, мн. нет, жен.

1. В религиозных представлениях - то, что присуще святому (см. 1 в 1, 2, 3, 4 и 6 знач. ). «Начальник таможни догадался, должно быть, что я глуп до святости, и отпустил меня.» А.Тургенев .

2. чего. отвлеч. сущ. к во всех знач. , кроме 3 и 5. Святость жизни. Святость договоров. «Для вас не существует постоянства, нет святости обещаний.» Гончаров .

Энциклопедия иудаизма

Святость

(Кедуша )

Степень чистоты, противоположность нечистоте и будничности. Святой - чист и отрешен от будничности. Израиль называется "святым народом". Бог благословил день Субботний и освятил его. Перед дарованием Торы народ освятил себя сам, то есть смыл с себя всю грязь и очистил одежды свои. Эрец Исраэль избрана из всех стран и освящена. Священной утварью называются сосуды и инструменты, которые были в Храме и оберегались от всякой нечистоты. Есть и моральная С. - отрицание дурных поступков и чистота мыслей. И сказали хазал*: "Боязнь и воздержание от греха приводит к С, а С. - к духу святому, как сказано: "...освящайтесь и будьте святы, ибо свят Я..." (Лев. XI, 44). И пояснили хазал: "Сказал Святой, благословен Он, Моисею: "Иди, скажи Израилю: как Я обособлен, так и вы будьте обособлены, как Я свят, и вы будьте святыми" (Лев. Р. XXIV, 4).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Святость

Святость

♦ Sainteté

Нравственное или религиозное совершенство. В абсолютном выражении cвойственна только Богу, если он существует, но в широком смысле приложимо к людям, достигшим единения с Богом или неукоснительно исполняющим нравственный закон. Как и мудрость, святость – идеал, и всякий, кто осмелится претендовать на приближение к нему, тем самым будет от него отброшен далеко назад. Но эти два идеала различаются между собой. В одном случае мы имеем идеал подчинения (подчинения Богу или нравственному закону; арабское слово «муслим», означающее святого, этимологически восходит к слову «покорный»); в другом – идеал свободы (в Индии мудреца называют «дживан мокша», что означает «живущий свободным»). Впрочем, это противопоставление так же абстрактно, как и оба названных идеала. Разве можно быть свободным, не подчиняясь необходимости? Разве можно подчиняться нравственному закону (иными словами, свободе в себе, то есть собственной автономии), не будучи свободным? Мудрец и святой, доведись им встретиться, наверняка предпочтут поговорить о чем-нибудь другом. Или просто молча улыбнутся друг другу.

Библия: Тематический словарь

Святость

чистота; отделение от греха

А. Темы в Библии

СВЯТОСТЬ как тема Левита:

Б. Святость Бога

1. В Ветхом Завете

свят:

назван Святым Израилевым:

Пс 21:4; Ис 30:11,12,15

Дух свят:

имя свято:

престол свят:

величествен святостию:

святость благолепна:

окружен святостью:

единственный в Своей святости:

клянется Своей святостью:

являет Свою святость:

слова святы:

рука свята:

2. В Новом Завете

Отец свят:

Мф 6:9; Ин 17:11

Сын свят:

Лк 1:35; Деян 4:27,30

Дух свят:

Деян 2:4; Рим 1:4

В. Святость людей Божиих

1. Израиль в Ветхом Завете

святыня Господа:

святой народ:

Исх 19:6; Втор 7:6

семя святое:

должны были быть святы:

Лев 11:44,45; Лев 19:12

священники были святы:

2. Христиане в Новом Завете

святые люди:

Кол 3:12; 1Пет 2:9

святой храм:

святые:

2Кор 1:1; Еф 1:1

освящены (освятились):

избраны быть святыми:

призваны к святости:

должны жить святой жизнью:

Евр 12:14; 1Пет 1:15,16

должны служить Богу в святости:

должны очищать себя, совершая святыню:

предстанут святыми перед Богом:

Г. Святость определенных вещей и предметов

1. В Ветхом Завете

место встречи с Богом:

святилище и святое святых:

жертвенник в скинии:

одежды священника:

кидар священника:

вещи святилища:

жертва повинности:

все, что дано Господу:

Лев 27:9,14,21,28

стан Израильтян:

храм:

день седьмой:

юбилейный год:

гора Сион в Иерусалиме:

Пс 2:6; Ис 27:13

город Иерусалим:

2. В Новом Завете

ангелы:

Loading...Loading...