Блажен кто не видел но уверовал. Вера и благочестие служат самым прочным основанием мира и благоденствия обществ и государств

Слово 2-е о святом апостоле Фоме. Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту

Христос сказал: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» . Вера в том, действительно, и состоит, чтобы принимать невидимое: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). А блаженными Он называет здесь не одних только учеников, но и тех, которые уверуют после них. Но ведь ученики, скажешь, увидели и уверовали?

Однако же, они ничего подобного не требовали, но от погребальных пелен тотчас приняли слово о воскресении и прежде, чем увидели самого Христа, уже показали полную веру. Итак, если кто в настоящее время скажет: как бы я желал жить в те времена и видеть Христа чудодействующего! – тот пусть подумает, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» .

«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.»

Иное толкование

Говорит ему Господь: «ты поверил, потому что увидел Меня» , - но смотри, чтобы когда Я взойду с плотью туда, откуда пришел без плоти, снова не пробудилось в тебе неверие и ты не стал говорить: если не увижу опять на руках Его раны от гвоздей, не буду верить. Ты уже заявил свое неверие, осязал и навсегда уверовал: теперь тебе только остается проповедовать то, в чем ты уверился. Блаженны видевшие Меня и уверовавшие, но гораздо более блаженны не видевшие Меня и уверовавшие . Это ублажение, братья, относится к нам, - не удостоившимся Его зреть, но уверовавшим в Него.

И действительно, блаженны верою созерцающие Невидимого! Блаженны вы, видящие Его при каждом нашем собрании здесь, когда вы и очами усматриваете Его, и устами лобзаете, и зубами вкушаете, причем Тот, Кого вы поедаете, не съедается и не оскудевает. О, необычайное таинство! О, страшное таинство! Сидящий одесную Отца покоится в десницах грешников. Воспеваемый ангелами объемлется нечистыми руками и попускает носить Себя своим грешным рабам.

Он не гнушается наших грешных дланей, не гнушается достойных осуждения перстов. Не поражает нас, бренных, Творец наш, но сам побуждает нас, сам говорит: «приимите, ядите » (Мф. 26:26; Мк. 14:22); «примите», «пейте » (Лк. 22:17; Мф. 26:27). Приступите ко Мне и осяжите ребро Мое вашими руками, насладитесь все Моим Телом. Какую бы частицу Мою вы не взяли, в ней весь всецело Я, Тот, Кто был осязаем Фомою. Приступим же все в чистоте к чистому, но приступим с должным благоговением, без какой-либо поспешности, которая была бы здесь знаком неуважения нашего к нашему Владыке.

Приближаясь каждый в отдельности и беседуя наедине с Искупителем, будем говорить Ему: Господи, мы недостойны, чтобы Ты вошел под кров душ наших (Мф. 8:8). Но так как Ты сам хочешь быть в нас, так как Тебе, как человеколюбцу, угодно обитать в нас, мы с дерзновением приступаем к Тебе и исповедуемся Тебе; если Ты, Владыко, повелеваешь, мы отверзаем врата уст наших, которые Ты, единый, сотворил.

Войди к нам с обычным Тебе человеколюбием, войди и разреши узы нашего несмыслия, войди и просвети наши помраченные умы. Веруем, Господи, что ты сделаешь это. Ведь ни блудницу, со слезами припавшую к Тебе, Ты не оттолкнул от Себя, ни покаявшегося мытаря не отвергнул, ни разбойника, исповедавшего Твое царство, не прогнал, ни покаявшегося гонителя не оставил тем, чем он был, - но всех их, покаянием к Тебе приведенных,

Ты сопричислил к лику Твоих друзей. С такой молитвой и чистой душой да сподобимся мы небесных таинств, да оградим себя целомудренной жизнью и да не изыдет постыдное слово из уст наших, принявших в себя Христа, Господа Бога нашего. Усвойте себе это и вы, новопросвещенные чада церкви!

Почитайте безболезненные муки рождения купели и не отвергайтесь ее божественной утробы, чтобы не сказал Бог и о вас: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2). Имена ваши написаны на небесах. Не оскверняйте же самих себя снова грязью наслаждений, чтобы не навлечь на себя порицание апостола Господня Павла: «вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине» (Гал. 5:7)?

Вы только что сняли с себя белые одежды, но да не снимется вместе с ними белизна душ ваших! Если вы сами не снимите с себя этой одежды, никто другой не в состоянии будет раздеть вас. Итак, останьтесь всегда новопросвещенными, чтобы удостоиться услышать эти блаженные слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира » (Мф. 25:34)! Его да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава, держава, честь и поклонение, со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Палама

Господь ему сказал: «Яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавшии» , показывая этим, что те, которые собственными очами взирали на славу (Его), ничем большим не обладают над теми, которые чрез них были приведены в веру в Него. Если же Он сказал не «имеющие уверовать», но – «уверовавшие» , то это было сказано в божественном и предведящем значении Знающего все прежде совершения, для которого будущее является как бы уже происшедшим.

Омилия 17. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения).

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих!

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, - сказал Он, - молю не только о апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин. 17.20) . Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви. Ваша блаженна очеса, яко видят , - сказал Он апостолам, - и уши ваша, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышати, и не слышаша (Мф. 13.16-17) . Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими, когда Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом - говорит один из этих самовидцев Слова - славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1.14). Яснейшее поведание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока - ума.

Аскетическая проповедь.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие

Евфимий Зигабен

Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше

Петр и Иоанн поверили Воскресению Господа еще тогда, когда не видели Его, а только увидели погребальные пелены и плат, бывший на Его голове. Остальные ученики тоже, после того, как Петр видел воскресшего Господа и возвестил им, хотя сами не видели Его, однако поверили Воскресению. Обретоста, говорит Лука, совокупленых единонадесяте и иже бяху с ними, глаголющих, яко воистинну воста Господь и явися Симону (Лк. 24, 33) . Но почему тот же самый евангелист говорит, что когда Иисус Христос явился ученикам, то они, убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети и т.д., а также, что еще же неверующым им от радости и чудящымся, рече им: имате ли что снедно зде (Лк. 24, 36 и ? Так сказал евангелист на том основании, что ученики тогда испытывали такие чувства не потому, что они не верили, что Иисус Христос воскрес, а потому, что они сомневались, Иисус ли Христос это явился им, и хотели достовернее убедиться в этом. Блаженство, изреченное Иисусом Христом не видевшим и уверовавшим, простирается и на тех, которые уверовали через проповедь. Поэтому, если кто-либо говорит: «блаженны жившие во времена Иисуса Христа и видевшие Его», пусть припомнит, что – блажени не видевшии, и веровавше . Но как нетленное тело может иметь следы от ударов и подлежать осязанию? Как?… Это сверхъестественно и допущено Домостроительством Божиим, так как Иисус Христос и ел и пил только для большего убеждения учеников.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

Сегодня первое воскресенье после Пасхи, которое в церковном уставе называется по-гречески Антипасхой. Предлог «анти-» в данном случае обозначает не противопоставление, а последующее событие: Антипасха - воскресенье после Пасхи, когда мы вспоминаем явление Господа и Спасителя ученикам и Его встречу с апостолом Фомой.

Когда Спаситель в первый день по Своем восстании из мертвых явился апостолам, они уверовали в Его Воскресение, а Фома этого не видел и не поверил. И вот через неделю Спаситель снова является ученикам и предлагает Фоме потрогать Его руки и ноги, осязать Его язвы, вложить пальцы в Его пронзенные копьем ребра (Ин. 20:19-31).

Это Евангельское повествование об очень многом нам свидетельствует. Прежде всего, оно свидетельствует о том, что Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий, которое обладало некой исторической памятью. По единодушному мнению отцов Церкви, так же и каждый из нас воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. Всё, что хранит наша память, останется в нашем теле и после воскресения. Мы будем помнить всё, и даже лучше, чем теперь, поскольку сейчас наша память связана с такими явлениями, как кровообращение головного мозга, состояние психики. А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного Суда.

Образ Воскресшего Спасителя с телом, пронзенным копьем, с руками и ногами, пробитыми гвоздями, есть свидетельство о драгоценности Божественного творения и нашего человеческого тела. Несмотря на то, что оно разрушается после смерти, силой благодати Божией оно будет восстановлено, хотя и будет отличаться от того тела, в котором мы сейчас с вами пребываем, как отличался и Спаситель после Своего Воскресения от Того, Каким Он был до восстания из мертвых.

Мы знаем, что Господь являлся в теле одномоментно в одном и другом месте, то есть Его тело было вне времени и вне пространства. Мы знаем, что Он проходил через стены. Мы знаем, что Он пребывал где-то помимо того места, где Он общался со Своими апостолами. Все это является до поры до времени тайной, хотя многих из нас от этой тайны отделяют лишь годы - даже не десятилетия. Все откроется после смерти. Тогда уже будет не вера - тогда будет знание, и никто не сможет, оправдываясь перед Богом, сказать: «Вот теперь я Тебя вижу, теперь я все знаю, и если бы я снова жил эту человеческую жизнь, я бы ее прожил иначе». Наверное, никто из нас так не скажет, понимая все безумие этих слов.

И вот сегодняшнее воскресное чтение обращает нас к еще одной очень важной теме - к теме веры. «Блаженны не видевшие, но уверовавшие», - сказал Господь, явившись Фоме. Это означает, что вера создает убеждение в существовании мира, который лежит вне возможности познания нашими органами чувств. Этот мир не может быть познан зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Ведь все, что мы познаем, входит в конце концов в наш мозг, в наше сознание через эти органы чувств; и даже если мир познается абстрактным мышлением, то, в конце концов, результаты этого познания так или иначе связаны с нашим телом, с нашими органами чувств. А вот вера познает мир независимо от органов чувств.

Есть еще одно чувство, которое помогает людям верить и познавать внефизический, метафизический мир, - мы называем его религиозным чувством. Святые отцы учат нас, что это чувство присуще каждому, но один человек это чувство развивает, а другой - нет.

Кстати, можно провести аналогию - не только религиозное чувство помогает человеку познавать мир, и не только религиозное чувство требует развития. А музыкальный слух? А эстетическое чувство? Разве эти душевные качества, которые также работают на познание окружающего мира, в одинаковой степени всем присущи? Некоторые не улавливают гармонии, которая разлита в этом мире. Они не могут понять искусства. Они не понимают музыки. Они не могут познать то, что познают другие. А поэтическое чувство? Разве каждый человек восторгается поэтическим слогом? Для некоторых достаточно прочитать два стихотворения, чтобы заснуть…

Можно ли развить эстетический вкус? Да, можно, но этому нужно учиться. Можно развить поэтическое чувство? Быть может, не настолько, чтобы самому писать стихи, но достаточно, чтобы сознавать красоту чужого поэтического слога. Так и музыкальный слух можно развить настолько, чтобы, не владея способностью создавать музыку или играть на музыкальных инструментах, наслаждаться гармонией звуков. Вот точно так же можно и нужно развивать религиозное чувство, чтобы выходить за пределы видимого мира и этим органом наших чувств познавать метафизический мир, прикасаться к миру невидимому.

Но если для здорового человека не требуется никаких усилий, чтобы смотреть и видеть, слушать и слышать, трогать и осязать, - потому что это часть его природы, - то для развития и музыкального, и эстетического, и поэтического чувства нужно работать над собой. Точно так же нужно работать над развитием религиозного чувства, и эта работа складывается за счет многих усилий. Именно на это направлена вся вероучительная деятельность Церкви: помочь человеку развить религиозное чувство. Оно врожденное, оно присутствует в природе каждого, но его нужно развивать, нельзя стоять на одном месте и, самое главное, нужно жизнь свою строить так, чтобы это чувство не погубить, чтобы его пестовать, развивать, совершенствовать.

Тогда перед человеком открываются горизонты иного мира, так что он не осязанием, не зрением, не слухом, но внутренним религиозным чувством или, как мы говорим, сердцем, чувствует Божественное присутствие. Это и есть религиозный опыт человека, и об этом Господь сказал Фоме: блаженны не видящие, но верующие. Эти слова от каждого из нас требуют большой работы над собой, чтобы ни в коем случае не погубить врожденное религиозное чувство - этот замечательный орган, который помогает нам устанавливать связь с иным миром.

У святого Ефрема Сирина есть замечательные слова: как светильник не может гореть без елея, так без веры не может человек обладать добрыми мыслями. А почему так? А потому что для того, чтобы иметь добрые мысли, чтобы этих мыслей было больше, чем злых, чтобы эти мысли реализовывались в поступках, нужна вера, нужна связь с Богом. Только эта связь создает прочную систему жизненных координат, живя в которой, воспитываясь в которой, человек привыкает приобретать добрые мысли и творить добрые дела.

Вот почему вера жизненно необходима для человека. Религиозная сфера - не просто одна из сфер человеческой деятельности, как иногда говорят: одни занимаются производством, другие - наукой, третьи - искусством, ну, а вот эти в веру подались. Нет! Вера - это область человеческой жизни, которая имеет глобальное измерение, и только входя в эту сферу, человек способен возвышать свою душу, устремляться к небу и преобразовывать окружающий его мир.

Пусть сегодняшнее воскресное Евангельское чтение, как и замечательная духовная атмосфера первого воскресенья после Пасхи содействуют укреплению нашей веры, осознанию важности всего того, что мы делаем, когда приходим в храм, когда обращаемся к Богу с молитвой. И да поможет нам Господь возрастать в вере, без которой нет спасения. Аминь.

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 20, ст. 19-31.

20.19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20.20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

20.21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

20.22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

20.23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

20.24. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

20.25. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

20.26. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

20.27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

20.28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

20.29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

2.30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

2.31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

(Ин. 20, 19-31)

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, что означает «вместо Пасхи»: но это вовсе не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение.

В этот день Святая Церковь воспоминает чудо уверения апостолы Фомы, чему и посвящены строки сегодняшнего евангельского чтения.

Вечером того же самого дня, когда ушел Фома, а остальные апостолы, опасаясь преследований со стороны врагов Господа, заперли двери, вдруг пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Ин. 20, 19).

Для уверения учеников в том, что это именно Он, Господь показал им руки и ноги и ребра Свои (Ин. 20, 20), дабы они могли убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его.

Борис Ильич Гладков пишет: «Богу угодно было, чтобы апостолы постепенно дошли до сознательной веры в Иисуса Христа как Сына Божия; им надлежало идти в мир и проповедовать Его учение, и они должны были обладать для этого верой, не допускающей никаких сомнений, и веру эту должен был принять от них и их последователей весь мир. Да, им нужна была такая сознательная вера, вера не только сердцем, но и рассудком, до какой они дошли через свое прежнее неверие и постоянные сомнения».

Евангелист Иоанн добавляет, что затем Господь через видимый знак, то есть дуновение, преподал ученикам благодать Святого Духа, сказав: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Конечно, полное излияние всех даров Святого Духа на апостолов свершилось в день Пятидесятницы; но, очевидно, еще до этого дня апостолам были необходимы такие дары Святого Духа, которые укрепили бы их в несомненной и твердой вере в истину Воскресения Христова, а в особенности для того, чтобы породить в апостолах веру в то, что они поставлены Господом на великое служение делу Благовестия во всем мире: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21).

Евангелист Иоанн отмечает, что при первом явлении Господа всем ученикам среди них не было апостола Фомы. И вот, встретив других учеников и услышав от них известие о том, что они видели Господа, Фома заявил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).

Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что через неделю Господь снова является апостолам, среди которых на этот раз был и Фома, «для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время».

Одно только знание Господом сомнений Фомы настолько поразило апостола, что он, исповедуя веру в Воскресение Христово и в Божество Спасителя, воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).

Однако эта вера все же имела своим основанием чувственное удостоверение, а потому Господь в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на будущие времена открывает высший путь к вере: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

И действительно, дорогие братья и сестры, самое главное в стяжании веры - это чистота человеческого сердца. Мы познаем присутствие Божие не только внешними чувствами, но более смиренным сердцем, наполненным доверием к Богу.

Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Христос воскресе!

Сегодняшняя неделя Антипасхи посвящена воспоминанию тех явлений Спасителя, которые совершались после Его славного Воскресения. Господь неоднократно являлся малым и большим группам учеников, чтобы они воочию убедились: Он воскрес. Явление живого Христа после публичной казни и смерти вновь вселяло веру в тех, кто уже начал было колебаться.

Одним из таких «вновь уверовавших» был апостол Фома. И хотя он проявлял готовность умереть с Господом, когда Тот шел воскресить Лазаря (см.: Ин. 11: 16), был активным участником беседы после Тайной вечери (см.: Ин. 14: 5), однако после смерти Иисуса на кресте отказался поверить в воскресение Учителя: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Когда же Господь в восьмой день вновь явился ученикам, Фома признал Его, сказав: «Господь мой и Бог мой» (см.: Ин. 20: 26-29).

«Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27) - это главные слова Евангелия нынешнего дня. Из сегодняшнего чтения мы узнаем о том, что вера - это не статичное состояние человека, она может изменяться, возрастать и уменьшаться (см.: 2 Фес. 1: 3), исчезать и появляться вновь. Словом «вера» может обозначаться мгновенный импульс или целое мировоззрение человека.

Нередко вера зарождается как ответ на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу. Впервые поверить - значит горячо последовать еще неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Всевышнего. Поверить Богу все равно что доверить Ему свою жизнь, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Авраам положился на Бога, «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15: 6).

Верить в Бога постоянно - значит признавать Его истинным Творцом неба и земли, от Которого зависит жизнь человека и окружающего мира. При этом быть верующим предполагает не просто признавать существование некоей высшей реальности, но и жить в повиновении у Господа (см.: Числ. 32: 12), в преданности Ему «всем сердцем, всей душой» (Втор. 6: 5).

«Повстречать Бога» для пророка Исаии означало предстать перед судом Всевышнего, так как перед лицом Бога все грехи людей становятся явными (см.: Ис. 6: 5). Верующий человек для пророка Исаии - это тот, кто видит в настоящем житии различные катаклизмы и, даже теряя уверенность в ближайшем будущем, все равно сохраняет надежду на славный конец времен. Когда закончатся все страдания, «скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис. 12: 1-2).

Для Иоанна Богослова, в отличие от пророка Исаии, вера - это не просто надежда на будущее избавление от боли, упокоение в селении праведников. По апостолу Иоанну, верующий человек обретает спасение здесь и сейчас, потому что он сейчас принимает Иисуса как Спасителя (см.: Ин. 1: 12). Верующий уже «не судится» (Ин. 3: 18), но «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Все Евангелие было написано, дабы мы «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31).

Хотя, казалось бы, однажды поверив, мы уже не должны возвращаться назад, но мы видим, что даже апостолы Христовы по временам колебались и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17: 5); и отец бесноватого отрока умолял: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). Сам Христос молился о Петре, чтобы не оскудела вера его и он, когда снова вернется ко Христу, утвердил бы братьев своих (см.: Лк. 22: 32).

Возвращение к вере пережили многие апостолы: Петр, Фома и Иоанн Богослов. Любимому ученику недостаточно было принять на веру обетование о тридневном воскресении Христа, он вновь поверил только когда увидел материальные свидетельства воскресения. Когда он в третий день прибежал ко гробу и увидел там одни погребальные пелены, тогда только вновь уверовал (см.: Ин. 20: 8). После вознесения Спасителя апостолы потому совершали многие знамения и чудеса (см.: Деян. 15: 12; 2 Кор. 12: 12; Евр. 2: 4), что одного слова для их проповеди о Воскресении было мало.

Нам и сейчас порой хочется увидеть особое присутствие Бога в мире, услышать отчетливый ответ на молитву. Мы и сейчас наблюдаем за проявлениями Промысла Божия в мире через рассматривание природных катаклизмов (ср.: Рим. 1: 20), пытаемся увериться в Божиих знамениях, вглядываясь в мироточивые иконы, желаем на себе ощутить действие чуда, прикладываясь к святым мощам. Но хотя мы можем приблизиться к Святой Земле, где ступала нога Спасителя, мы не можем увидеть Христа своими глазами и вложить в Его раны свои руки. Христос не является нам в телесном облике, через апостольских преемников не творятся чудеса. Как можем мы умножить веру, как нам не колебаться?

Чтобы не колебаться в вере, апостол Павел предлагает такие средства: терпеть и стоять в вере (см.: Евр. 10: 35-39), стремиться к единству веры и познания Сына Божия (см.: Еф. 4: 13).

Это единство веры и знания раскрывается для нас в Божественной литургии. Каждый раз за литургией в Символе веры мы едиными устами исповедуем знание о Сыне Божием, каждый раз в конце литургии мы поем «Видехом Свет истинный», исповедуя обретение истинной веры. Мы видим Его Кровь, истекшую из ребр в чашу святой Евхаристии, мы прикасаемся к Его Телу, вкушаем Его плоть, становясь причастниками Божеского естества. Мы слышим евангельское слово, возвращающее нас во времена апостолов. Литургия, богослужение восьмого дня, преодолевает время, она позволяет нам увидеть чудо преложения Святых Даров и прикоснуться ко Христу.

Опыт причастия за литургией оставляет в стороне слово «вера». Переживая опыт Богообщения, мы не спрашиваем себя каждую секунду: верую ли я сейчас? Когда мы плывем по волнам литургии, мы с Богом пребываем и Бог пребывает в нас. Но когда мы выходим из храма, когда состояние Богообщения прекращается - тогда нам нужна вера. Это и есть область веры Фомы - мгновение, когда человек понимает, что ви дения Христа уже нет, но уверенность в Нем еще здесь.

Поэтому «блаженны невидевшие и уверовавшие » (Ин. 20: 29). Эти слова Христос обращает не к Фоме, а к нам. Мы не видим Бога, но жажда знаний о Нем нас к Нему притягивает. Мы Бога не слышим, но всматриваемся вокруг: не совершил ли Он того, что мы у него просили. Он - необъятен, непостижим, непознаваем, но мы, как Авраам, можем довериться тому, что Бог Своим обетованиям будет верен.

Пусть же слова Фомы: «Господь мой и Бог мой» - будут для нас опытным знанием за литургией и верой - когда сомневаемся, что Христос - воскрес. Он рядом с нами всегда.

Loading...Loading...