Бог шельму метит значение выражения. «Бог шельму метит»: как менялось отношение к рыжеволосым в истории

Как вы поняли, есть у меня пристрастие разбирать известные поговорки и афоризмы. Сегодня очередь дошла до “тише едешь, дальше будешь”.

Заранее скажу, я устраиваю это коррекцию поговорок не для того, чтобы показать как глупы были наши предки, или как изменилось понимание об успехе и лидерстве. Я делаю это потому, что поговорки и афоризмы играют очень важную роль в нашей жизни, они формируют наш “виртуальный опыт” и напрямую влияют на наш процесс мышления в момент принятие решений.

Поговорка – это скрытое правило, которым мы руководствуемся, если нет других знаний для принятия решений. Будьте внимательны к тому, что вы ПОГОВАРИВАЕТЕ себе, потому что вы проговариваете себе инструкцию по принятию решений, а ваши решения определяют ход вашей жизни.

Вчера бегал в Сокольниках. Моя цель была пробежать примерно 6 км и закончить бегать на площадке с турником и брусьями у озера. В 33 градусную жару темп надо было выбирать правильно. “Тише едешь дальше будешь” – пришло на ум. И так мне эта фраза не понравилась, такой дискомфорт она у меня вызвала. “Не правильно, фраза звучит неправильно!” – подумал я.

Я хотел сместить акцент с медленного темпа бега, т.е. удержания , на достижение далекой площадки, т.е. достижение высокой цели. Я хотел правильно себя мотивировать. Низкий темп у меня ассоциировался с пассивностью и проявлением трусости. Высокая цель бы стимулировала меня.

Я выбрал высокую цель. Побежал.

Когда я бежал, я смотрел на деревья и тропинки, а моя высокая цель придавала мне чувство и повышала настроение. “Дальше едешь, дальше будешь” – говорил я себе.

Через полчаса я с легкостью добежал до этой площадки. Я не просто легко добежал, но и показал лучшее чем обычно время. Это произошло, потому что я был правильно мотивирован. У меня была высокая цель, которая меня мобилизовала. была причиной моего упорства и фокусировки.

Когда я добежал, мое подсознание сказало мне: “Ты достиг своей цели и заработал еще одну причину уважать себя и быть уверенным в себе”.
Если бы я думал “Тише едешь, дальше будешь” все было бы несколько иначе. Не было бы мотивации. Мои усилия были бы вялыми и лишенными азарта. Мне бы не понравился весь процесс бега из-за его стариковской пассивности, да и кем бы я себя почувствовал, когда бы я добежал до площадки? Тихоходом, который избегает трудности – “Я добрался до площадки, нормально”. Праздновать нечего, акцент ведь был не на цели, а на вялом процессе. Согласитесь – очень мелкий вклад в мой банк уверенности в себе и совсем ненужный прецедент для развития привычки быть пассивным.

Совершенно на вид безобидная фраза “тише едешь, дальше будешь” сгубила не один талант. Она убила мотивацию и лишила людей азарта жизни. Звучит она вроде логично, но акцент в ней не на том. Она подсознательно говорит: “Быть трусом это нормально, быть пассивным это нормально, ведь тише едешь дальше будешь”.
Эта безобидная фраза в сочетании с реалистичным прогнозом звучит: “тише едешь, тише будешь”. Усилия предпринимаются “тихие”, мотивация становится “вялой” и результаты получаются “скромные”.

Представьте себе футбольного тренера, который говорит: “Не торопитесь, берегите силы, играйте тихонечко”. Как сыграет его команда? Лениво и почти наверняка проиграет.
Другое напутствие игрокам: “Я хочу увидеть сегодня ваш лучший футбол. Я хочу, чтобы вы были победителем в каждой из 90 минут вашей игры” и игроки не только сами распределят свои силы, но и, что еще более важно, найдут больше сил для распределения.

Все успешные мировые лидеры добились успеха не потому, что шли к своим целям тише других, а потому что метили выше, были сильнее мотивированны, чем другие, и старались сильнее остальных.
Ставьте очень высокие цели и идите к ним мощно, шаг за шагом. Дальше едешь, дальше будешь!

Кто кого метит

«Бог шельму метит», —говорим мы.

Этому выражению всего около трехсот лет в нашем языке. Пришло оно вместе с петровским онемечиванием. Немецкое der Schelm означает «плут», и для русского человека немец — не только немец, немтырь, неспособный говорить по-русски, но и еще, по понятной неприязни к новым господам и порядкам, плут, шельмец, существо скользкое, алчное и вороватое. Здоровый крестьянский и континентальный дух русских городов, в сущности, больших деревень, делал жителей ядреными, с чистыми лицами, в противовес угрям, прыщам и прочим отметинам болотно-промозглого балтийского климата на телах и лицах немчуры.

******************************

Бог шельму метит

Хорошего человека по лицу видно. Ведь это, действительно, таинственная закономерность, не объяснимая средствами человеческой логики, что хорошего человека всегда по лицу видно, хотя далеко не всегда как-то нарочно отмечен мерзавец и живодер. Другое дело, что безусловная добродетель…

Бог шельму метит - Богъ шельму…

Мол, Бог — не фраер – шельму метит,
У нас в народе говорят.
Гляжу вокруг, и вот заметил
Я шельмецов приличный ряд:

Что ни шельмец – сидит во власти –
В достатке, благах, всё ништяк…
И не берут его напасти…
Вот это «метка»! Как же так?

И как при том могу поверить
Я в справедливый Божий Суд:
Шельмец – открыты к благам двери.
А честных – лишь недУги жрут.

Нам говрят: мол, на «том свете»…
А я хочу сказать в ответ:
Никто не знает на планете –
Есть, нет, и что там за «тот свет».

И каюсь: зависть раздирает.
Но подлецом быть не хочу.
Причина в этом? – кто же знает,
Что жизнь жалкую влачу?

Надежда на «Божий суд» — утешение,конечно, жалкое. А зависть,
на мой взгляд, совершенно естественное человеческое чувство (все её
ипытывают в меру своего темперамента). Некоторых людей она
заставляет «шевелиться», чтобы было «не хуже, чем у…»
С уважением,

Сергей Втюрин …

Видите эту поганую рожу? Есть такое выражение: «Изуродовал как бог черепаху». Вот это в точности про предателя-Горбачева. Я не верю в бога, но считаю, что людям в общем-то, справедливо воздаётся по делам их.

Вспомнил я про этого поганца в связи с розыгрышем этой гниды пранкером — тот позвонил Горбачеву, притворившись Никитой Михалковым, и, разведя на базар, извинился за слова резкие. О чем, воодушевлённый «извинениями» Горби уже раздал сотню интервью: разболтав всем новостным программам о том, как унижался перед ним Никитка, Горби посоветовал ему «…заниматься своим режиссёрским делом, а в политику не лезть». Было очень смешно.

Я не люблю Михалкова. Но я уважаю его за патриотизм, адекватность, за прямоту и неполиткорректность формулировок — именно за это его ненавидят национал-предатели. Вот слова Михалкова, за кои «извинялся» перед Горби-предателем пранкер Лексус:

«Политика Горбачева и Ельцина привела к распаду СССР, и она должна быть признана преступной…

Божий суд

Медвежья…

Посвящается посту, не Пасхальному ессно, а Даниилову (fakelov)
И не судите строго ибо эта цяцька написана, ну оооочень давно.

Вот не припомню где, в какое лето,
Но слышал я повествованье это:

Однажды умерли в один и тот же час
Священник Ироним и словоблуд Фома.
Коль с первым ясно все, то видимо сперва
Мне лучше про Фому промолвить пару фраз:
Извозчик был Фома, герой наш неизвестный,
Средь люда умного его портрет словесный
Красой своей нисколько не блистал,
А вот средь балагуров каждый знал
Того Фому, что выпив, был мастак
Загнуть по матушке и эдак, и вот так…
А утром, оседлав железного коняку
Он демоном, родившимся во мраке,
Дорожные пространства разрывал,
Чем многим пассажирам добавлял
В коллекции седин другие экспонаты.

Но помер наш Фома! И вот они, пенаты
Всевышнего Судьи. В приемной наши двое.

За дверью вправо — светлое, благое,
Струится райским светом…

Русский язык отличается от многих современных языков тем, что он обладает поразительной образностью и точностью,. Конечно, же, при его знании и умелом использовании. Образная меткость русского языка издавна отражалась в русских поговорках. Вот одна из них «Бог шельму метит»

Иностранцы, которые изучают русский язык даже длительное время, не могут понять сути этой фразы. Они понимают лишь ее общий смысл. Для них эта поговорка, вроде того, что Бог как то помечает плохих людей каким то особенным образом. Но тем, кто родился и вырос с этим языком смысл этой присказки гораздо глубже. В нем заключена многовековая мечта каждого русского человека о справедливости, которую Бог обязательно восстановит на земле, когда для этого придет время. Суть этой поговорки для человека с русским мироощущением в том, что Бог рано или поздно выделит из общей массы самых плохих людей, которых он накажет показательно для всех остальных…. Как это не удивительно вам покажется, но это вековая мечта…

Эту народную поговорку люди употребляют всегда, когда хотят подчеркнуть факт того, что справедливость и правда обязательно восторжествуют, что добро победит, а носители зла, лжи, нечестивцы обязательно будут покараны и наказаны. В толковом словаре русского языка я вычитал, что шельмами называют людей, которые «…пачкают репутацию других, навлекают бесчестье, жульничают, срамят, выставляют других в дурном свете, оговаривают, плутуют, порочат, позорят».

Да! Весьма солидный набор средств дискредитации неугодного человека. Но откуда же пошла поговорка «Бог шельму метит»? эта мысль мне долго не давала покоя. Однажды, когда я после обеда пошел отдохнуть и заснул, мне приснился сон: будто ко мне пришел мой старый друг – дед Степан – и спрашивает: «Ты хочешь знать откуда появилась эта поговорка? Так вот слушай». И рассказал мне сказку, которую, проснувшись я тут же записал. Если вам, уважаемые читатели, интересно послушать сказку деда Степана, то читайте дальше.

В некотором…

Бог шельму метит — про нехорошего человека, который обозначен каким либо внешним отличием от других (родимое пятно и тому подобное); про полученное заслуженное наказание.

Пословица указана в Словаре Михельсона («Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов» (1904 г.) М.И. Михельсон (1896-1912 гг.)):

«Бог шельму метит — о заслуженном, судьбою насланном наказании»

Там же указана близкая пословица:

«Бог плута(шельму) метит — об особом дурном выражении на лице или другом отличии».

Следует отметить, что конечно же, внешние отличия никак не влияют на характер человека. Есть хорошие и плохие люди как с внешними отличиями, так и без них.

Дополнительно

Фразы древних (русичей, греков, римлян и прочих)

Бог, религия, вера

тогда как все тайное становится явным?
значение имени Иаков,почти тоже,что и шельма,обманщик,ловкач.имя было изменено,так же,как и судьба…Израиль.
Сатана не может быть незаметным для Христа:»отойди от Меня сатана,не о божьем думаешь…»сатана не только с определенной судьбой,он уже отделен,куда то же ниспал вниз,»и пришли к Богу Сыны Божьи и с ними сатана…..»
Волки в овечьих шкурах:…»по плодам их,узнаете их…»
Бог есть Дух,значит и метки Его духовные.Как есть помазание Божье на ком то,так же возможно и нечто,противоположное помазанию….»одни сосуды для пригодного употребления,другие напротив».Это свидетельствует о том,что Бог определяет судьбу каждому и так же…..»даже две малые птицы и те с неба не свалятся без воли Бога,тем более вы,у вас и волосы на голове сощитаны…»если они сощитаны то могут быть и особо растущими,для женщин (по Павлу)платок-знак ангелам,у назареев они были нестриженными.
Есть толкование библии,есть одно из служений-учитель.эту…

Медвежья голова

Повадился как-то раз ходить к деревне медведь. Слишком рано поднялся он из берлоги, был зол, голоден, да еще напоролся на самострел, вот и затаил зло на весь род людской. Для начала завалил неосторожного охотника. А как отведал разок человечины, так и начал искать сладкого мяса снова и снова. Многих людей задрал, и тогда назначили старейшины награду — целое стадо! — храбрейшему охотнику, который избавит народ от людоеда. В доказательство старейшины просили принести в деревню голову и шкуру зверя.
Два самых отважных молодца решили попытать счастья. Ушли поутру в лес, а вечером вернулись. У одного в руках правая половина медвежьей шкуры, у другого — левая.
— А где же голова? — спросил кто-то.
— Голову и мясо зверя мы принесли в жертву Зевонии, богине охоты, — ответили удальцы. А потом завязался между ними спор.
— Я одолел людоеда! — похваляется один, по имени Корень. — Напоролся он на мою рогатину,…

15.11.2012 Слово «шельма», согласно одному из толковых словарей, означает «мошенник, обманщик, пройдоха» (В.Даль).

С одной стороны, «обманщик и пройдоха» вроде бы отрицательный персонаж, с другой, глядя на ничем не обремененную совесть шельмы, на местами чересчур удачливую его жизнь, мы нередко оказываемся пораженными (ну чего там греха таить?), пораженными завистью. Именно в такой момент, момент активной зависти, по точной мысли Фазиля Искандера, нас посещает двоякое ощущение: «Ложное чувство, что другой украл нашу судьбу, и одновременно неприятная догадка о неправильности нашей жизни» («Думающий о России и американец»).

Вот и получается, что к классическим русским вопросам «Кто виноват?» (А.И. Герцен) и «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский) у нас невольно и все чаще добавляется — «Почему дуракам везет?».
У «пройдохи и мошенника» вполне завидный статус, который критикуется больше всего тем, кто хотел оказаться на месте этого самого шельмы. Втайне желал, но не…


Наверное, рыжеволосым людям во все времена доставалось больше других. Широко известно, что в эпоху Средневековья женщин с огненным цветом волос называли ведьмами и сжигали на кострах. Позже их признавали то божьими избранниками, то приспешниками дьявола. Это люди с самым редким цветом волос, таких – всего 2% населения Земли. И, как любое исключение из правил, это явление привлекает внимание и требует объяснений своей природы. В разные эпохи и в разных странах отношение к рыжим было очень неоднозначным.



Все, что нам кажется непривычным, часто расценивается как чуждое и враждебное. Рыжеволосые часто подвергались гонениям и даже физическому уничтожению. В Древнем Египте их приносили в жертву богу Амон-Ра. Такие жертвы должны были обеспечить хороший урожай – их цвет волос ассоциировался с золотистым цветом зерна. В Древнем Риме, напротив, рабы с медным цветом волос ценились больше и продавались дороже.



В эпоху Средневековья рыжих обвиняли в связях с нечистой силой и считали проклятыми от рождения как похитителей адского огня. Только за цвет волос можно было получить клеймо состоящего в родстве с дьяволом. Как ни странно, но многие из рыжих людей действительно обладали экстрасенсорными способностями, лечили людей, предсказывали будущее.





Отношение к рыжим изменилось в эпоху Возрождения – на полотнах многих великих художников самые прекрасные женщины изображаются рыжеволосыми. Венера Боттичелли на века стала эталоном женской красоты. В XVI в. Тициан изобразил на своих полотнах столько рыжих людей, что даже его имя стало нарицательным для одного из оттенков рыжего цвета.



На Руси рыжий цвет волос часто ассоциировался с хитростью, обманом и распутством. Сохранилось множество пословиц и поговорок, свидетельствующих об этом: «Рыжий да красный – человек опасный», «Рыжему во святых не бывать!», «Рыжий да плешивый – люди спесивы», «А я что, рыжий, что ли?». В период правления Петра I был издан царский указ, повелевающий «рыжих и косых на государеву службу не брать», «рыжих во флот не брать, ибо шельма и плут», «рыжим и кривым в судах слова не давать, ибо им веры нет, …понеже Бог шельму метит!».

В ХХ в. рыжие стали объектом исследований ученых. В 1960-х гг. вышла научная работа Ганса Бернгарда Шиффа «Рыжеволосые». По мнению автора, такие люди обладают не только яркой внешностью, но и сложной противоречивой натурой. Все это они получили в наследство от далеких предков – кельтов, коренного населения Шотландии и Ирландии, в чьих народных преданиях женщины с рыжими волосами назывались потомками фей. «Кельтский дух» живет в людях непостоянных, непредсказуемых, неуравновешенных. Часто рыжеволосые приходят к власти, и тогда происходят резкие перемены, иногда даже рушатся государства.





Многие политики с рыжим цветом волос действительно отличались от других необычайной активностью и целеустремленностью. Иногда эта активность была разрушительной. Например, большевиков называли «партией рыжих»: Ленин, Бухарин, Енукидзе, Крупская, Арманд и др.

Loading...Loading...