Богослужебные указания на 21 июля г. Богослужебные указания всегда под рукой

... Календарь » 27 июня 2014 - Богослужебные указания Богослужебные указания 2014 Четверг. Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия, еп. Левкуси́и Ки́прской. Прпп. Андрони́ка, Саввы, Александра, Даниила и Андрея Московских. Служба мц. Акилины и свт. Трифиллия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, душ просвеще́ние... ». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, ра́досте пра́дедов…». По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Сло́во О́тчее... ». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученицы, глас 4-й (дважды) . «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Сло́во О́тчее... ». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) , мученицы на 4 и святителя на 4. Катавасия по...

Суббота. Вмч. Фео́дора Стратила́та. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2-й Недели по Пятидесятнице).

Свт. Фео́дора, еп. Суздальского. Обре́тение мощей блгвв. кнн. Васи́лия и Константи́на Ярославских.

Урю́пинской иконы Божией Матери.

Служба вмч. Феодора Стратилата шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (Б) .

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).

Календарные заметки:

На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387-408).

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 2-й и глас 4-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Днесь возсия́ па́че денни́цы…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Му́ченицы Госпо́дни…», 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й: «А́ще ка́я доброде́тель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – великомученика, глас тот же: «Бо́жиих даро́в яко тезоимени́та…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во...».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь великомученика; кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика и дня.

Апостол и Евангелие – великомученика и дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Днесь облиста́…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3.

На стиховне стихиры преподобных, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Кто изглаго́лет по́двиги ва́ша…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Живу́щим, Госпоже́...», или Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

Апостол и Евангелие – преподобных и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

«В тот день, в который... Русская Церковь совершает общий праздник Всех Русских Святых, святая Гора Афонская совершает общий праздник всех своих преподобных... Гора Афонская с сонмом ее подвижников имеет величайшее значение для Православной Русской Церкви. На Афоне – корни всего русского подвижничества. По значению афонских подвижников для Русской Православной Церкви и для русского народа, следовало бы и в нашем церковном Уставе отметить общий праздник всех преподобных афонских. Но Русская Церковь теперь не может праздновать этот праздник одновременно с Афоном во вторую Неделю по Пятидесятнице, потому что в этот день у нас свой великий праздник. Поэтому праздник афонских преподобных должен быть перенесен на ин день, и лучше всего на предшествующую субботу. Тогда наше празднование афонских преподобных не будет слишком отдалено от празднования им на Афоне, оно будет соответствовать также в субботу на сырной седмице совершаемому празднованию всех преподобных и, главное, будет своеобразным предпразднеством к весеннему празднику Всех Русских Святых» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим / Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 15, 16).

В Минее (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) приводится бденная служба в честь Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «подобно празднику всех преподобных на сырной седмице, и праздник всех афонских подвижников у нас может быть совершаем как праздник со славословием» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим / Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 16). Исходя из особенностей построения службы в Минее (напр., наличия двух канонов святым и проч.), наиболее приемлемым можно считать совершение в этот день полиелейной службы в честь афонских преподобных.Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).

«Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне , кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан ”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан... » (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.

См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.


Четверг. Вмч. Фео́дора Стратила́та.

Свт. Фео́дора, еп. Суздальского. Обре́тение мощей блгвв. кнн. Васи́лия и Константи́на Ярославских.

Урю́пинской иконы Божией Матери.

Служба вмч. Феодора Стратилата шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 2-й и глас 4-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Днесь возсия́ па́че денни́цы…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во, и сла́вим Тя...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Бо́жиих даро́в яко тезоимени́та…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Де́во Свята́я...».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее...».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и великомученика на 6.

Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11).

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона великомученика.

По 3-й песни – седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Страда́льческий соста́вль по́двиг…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Исхи́ти мя, Влады́чице...».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний...».

На часах – тропарь и кондак великомученика.

На Литургии блаженны Октоиха – 4, и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь великомученика; кондак дня, ин кондак дня, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.


Четверг 1-й седмицы. Прмц. Евдоки́и.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня . Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

По 3-й песни – седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х...».

По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельнице всех...».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда́ возврати́т Господь…»; стих: «Рече́ безу́мен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обита́ет в жили́щи Твоем?»; стих: «Ходя́й без порока…».

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 2 марта, сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́...».

Прокимен, глас 4-й: «Благословлю́ Господа, вразуми́вшаго мя»; стих: «Сохрани́ мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани́ мя, Господи, яко зе́ницу ока»; стих: «Услы́ши, Господи, правду мою».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 26 февраля).


Вторник Пятидесятницы. Вмч. Фео́дора Стратила́та.

Свт. Фео́дора, еп. Суздальского. Обре́тение мощей блгвв. кнн. Васи́лия и Константи́на Ярославских.

Урю́пинской иконы Божией Матери.

Служба вмч. Феодора Стратилата шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди).

Календарные заметки:

С этого дня поем «Честнейшую», кроме отдания Пятидесятницы.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6 : Триоди, глас 1-й – 3, и великомученика, глас 2-й – 3. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Днесь возсия́ па́че денни́цы…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Пятдеся́тницу пра́зднуим…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Бо́жиих даро́в яко тезоимени́та…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Язы́ками иноро́дных…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален великомученика, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Спа́совы рачи́телие…» (см. в Неделю).

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Страда́льческий соста́вль по́двиг…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Вся подае́т Дух Святы́й…».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст 1-го часа: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 1-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и великомученика, песнь 3-я – 4.

На входе – «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 129.

Два канона праздника Пятидесятницы в период попразднства (начиная со вторника) поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 264).

Loading...Loading...