Борисоглебский монастырь (пос. Борисоглебский, Ярославская область)

Как проехать в Борисоглебский - на машине: по Ярославскому шоссе (трасса М8) до Ростова Великого, перед въездом в Ростов взять левее по указателю на Ярославль, далее по указателю налево через ж/д переезд на Углич и Борисоглебский.

Поездка в пос.Борисоглебский была также связана с путешествием в Годеново , Антушково , Ростов Великий и со вторым посещением Никитского мужского монастыря в г. Переславль-Залесский.
Поселок Борисоглебский находится в 18 км к северо-западу от Ростова.
В 1363 году Ростовский князь Константин Васильевич дал разрешение на основание монастыря. А Сергий Радонежский самолично прибыл на место и указал где его строить.
После 1917 года монастырь был закрыт.
Борисоглебский мужской монастырь вновь начал возрождаться с декабря 1994 года.
На территории монастыря сейчас существует двоевластие - музей (филиал Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль") и действующий монастырь. Монастырю переданы "Старонастоятельские покои", Благовещенская церковь с трапезной и Сергиевский храм.

Пос Борисоглебский расположен в южной части области, на правом берегу реки Устье, которая ниже, сливаясь с рекой Векса, образует Которосль , впадающую в Волгу в черте города Ярославля . Борисоглебский находится в 18 км к северо-западу от Ростова Великого . Год основания - 1363. Возник, как поселение вокруг Борисоглебского монастыря , который и поныне является главной достопримечательностью поселка.

Поселок первоначально назывался Борисоглебские слободы. Слободы принадлежали монастырю. Здесь жили ремесленники различных специальностей (шорники, кузнецы, плотники, каменщики и т.д.), которые выполняли заказы обители. По мере того, как богател и строился монастырь, росли и слободы вокруг него.

При секуляризации монастырских земель в 1764 году были отобраны земли, принадлежавшие Борисоглебскому монастырю. что подорвало экономику стоявшего далеко от крупных городов и торговых путей монастыря, и, соответственно, сказалось на экономике поселения. Владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову, в начале XIX века они перешли по наследству к Паниным.

Чуть позже монастырская слобода получила статус уездного города под названием Борисоглебск.

Большинство жителей Борисоглебска занимались ткачеством. В Борисоглебской волости повсеместно сеяли лен. Новина - льняное полотно, пользовалась большим спросом, скупать новину приезжали сюда даже из Москвы и Петербурга. Борисоглебцы изготавливали кирпич, изразцы, телеги, мебель, шили одежду, плотничали. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря проходила богатая ярмарка.

В здешних краях был развит отхожий промысел. Многие борисоглебцы становились жителями Петербурга, Казани, Ревеля и др. городов, богатели, имели собственную торговлю. Жители, не занимавшиеся отхожим промыслом, торговали на месте. Борисоглеб – поселение уникальное, не село, но еще и не город, это и определило специфику торговли. Крестьяне торговали здесь продукцией своих промыслов, купцы привозили сюда недорогие столичные товары.

В 1877 г. Борисоглебский монастырь строит каменные лавки по северной стене монастыря, в 1905 году - двухэтажный каменный дом напротив северо-западной угловой башни. Все эти лавки монастырь сдавал в аренду ростовским купцам и борисоглебским крестьянам, которые получили прекрасно оборудованные торговые места.

В конце XIX – начале XX вв. Борисоглебск был крупным волостным центром Ростовского уезда, в нем насчитывалось 222 дома с населением более 3,5 тыс. человек.

После революции город сделали селом, и только в 1962 году ему присвоили статус поселка городского типа и современное название Борисоглебский. Несколько раз поселок Борисоглебский пытались переименовать, но другие названия не прижились.

О существовании пос. Борисоглебский я узнал, только когда проезжал через него. Я бы и дальше не ведал, что такой есть, но когда проезжаешь мимо огромной (высотой в 3-этажный дом) крепостной стены просто невозможно заинтересоваться, что же это такое.

Формула пгт Борисоглебский очень проста. пгт Борисоглебский = Борисоглебский монастырь + небольшая светская надстройка. Монастырь тут поселкообразующее предприятие, все крутится вокруг него и даже в нем. Именно монастырю и принадлежат те огромные стены, которые привлекли мое внимание. Удивляться не стоит. Монастырь основан в 1363 году, а в те времена чем круче стены, тем спокойнее жилось, так что все логично.

История поселка довольно интересна. До конца XVIII века он существовал относительно спокойно, но потом был секуляризирован и передан графу Г. Орлову, его потомки перепродали землю Паниным в середине XIX века. После революции монастырь, конечно, закрыли, а площади отдали под различные мирские организации - почту, отделение Госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна, а также музей. С 1994 года монастырь снова стал работать по прежнему церковному профилю.



Для меня стены Борисоглебского монастыря оказались чуть ли не самым интересным местом всей поездки по Золотому кольцу. Что нагляднее демонстрирует историю, чем огромная стена, которую построили наши предки, чтобы отбиваться от врагов.

В современном мире одну из стен приспособили под торговлю.

Пофотографировать я был бы рад и внутри, но табличка около входа недвусмысленно намекнула, что гостям в монастыре не рады. Во всяком случае таким как мы. Так что вместо того пришлось погулять по самому Борисоглебскому.

Кроме монастыря там есть ровно одна достопримечательность. Вернее их как бы три, но можно объединить в одну. Поселок почему-то облюбовал скульптор Зураб Церетели. Он сделал для поселка сразу три скульптуры – Александра Пересвета, князя Пожарского и местную историческую знаменитость затворника Иринарха.




Все, больше смотреть в Борисоглебском нечего. Разве что народно-прикладное искусство местных жителей.



Учитывая, что Борисоглебского в наших планах не было, он выступил словно приятный бонус.

Борисоглебский монастырь расположен в центре одноименного поселка. Рядом проходит оживленная дорога и расположились многочисленные магазинчики, в том числе устроенные прямо в стене обители. Напротив - здание местной администрации, перед которым в 2005 году был установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому (1578- 1642 гг.) , возглавившему Второе народное ополчение, возникшее в Нижнем Новгороде в 1611 году и продолжившее формироваться в Ярославле. В 1612 году году отряды горожан и крестьян разбили польское войско и освободили Москву от интервентов. Ныне Россия отмечает это событие 4 ноября, как День народного единства.

Чуть дальше, возле автовокзала, стоит памятник еще одному легендарному герою Смутных времен - преподобному Иринарху (1548 - 1616 гг.) , затворнику Борисоглебскому, благословившему Дмитрия Пожарского перед походом в Москву. Его мощи хранятся в соборе монастыря, который он прославил своей подвижнической деятельностью и чудесами. Трехметровая бронзовая скульптура весом 2,5 тонны создана неоднозначным, но тем не менее популярным художником-монументалистом Зурабом Церетели на собственные средства. Установлена в 2006 году. Кстати, это второе произведение автора в Борисоглебске. Годом ранее в поселке, ведущем свою историю с 1363 года, он воздвиг памятник еще одной исторической личности - монаху Борисоглебской обители, легендарному герою Куликовской битвы Александру Пересвету(ум. 1380 г.) .

Уже издалека Борисоглебский монастырь поражает мощью своих башен и стен. Настоящая крепость! На фото 38-метровая северо-восточная угловая башня "Максимовка" . В ней устроена смотровая площадка.

Обширная территория старинной обители, основанной на излете XIV века и отстроенной в первой половине XVI столетия, окружена высокими, прямоугольными в плане стенами с 14 башнями и двумя надвратными храмами. Протяженность стен - 1 040 метров, высота - от 10 до 12 метров, толщина достигает 3 метров. Все башни поставлены по периметру симметрично, на расстоянии 200-300 шагов друг от друга. Их высота - от 25 до 38 метров.

Строились башни в разное время. Наиболее ранними считаются сооружения южной стены, имеющие простые формы. Архитектура башен северной стены, появившихся последними, значительно интереснее.

Сведений об основании монастыря мало. Согласно историческим хроникам, во второй половине XIV века в эти места прибыл пустынножитель Федор из Великого Новгорода. А через три года и его брат Павел. Тихо жили они в келье у реки Устье, пока в 1363 году в Ростов не приехал вершить свои политические и церковные дела Сергий Радонежский. Братья решили встретиться с ним, чтобы испросить разрешения возвести церковь и основать обитель. Преподобный активно поддерживал строительство монастырей-крепостей. А на северо-восточной границе Московского княжества это было особенно важно - вначале для защиты от татар, а позднее от польско-литовской армии.

Сергий Радонежский не только договорился с ростовским князем Константином Васильевичем (1312-1365 гг.) о создании монастыря с оборонительными функциями, но даже сам нашел для него оптимальное месторасположение. Обитель в честь первых русских святых Бориса и Глеба выстроили на возвышенности, окруженной густыми лесами и рекой, огибающей крепостные стены с трех сторон.

События Смутных времен, угроза внешней интервенции, народные бунты диктовали необходимость дополнительной защиты от неприятностей. В XVII веке разворачивается масштабное каменное строительство фортификационных сооружений вокруг монастырей. В Борисоглебской обители оно, вероятно, затянулось на годы, о чем может свидетельствовать различие в архитектуре башен и частей стен.

Со временем обитель становится духовным и экономическим центром на Ярославской земле. Вокруг нее разрастается торговое село Ростовского уезда - Борисоглебские слободы. У монастырских стен ежегодно проводится большая ярмарка.

Обитель всегда была окружена вниманием представителей правящих семей. Здесь бывали все великие Московские князья и многие цари из династий Рюриковичей и Романовых. Среди их пожертвований были и богатые земельные наделы и значительные денежные вклады. Во владении Борисоглебского монастыря находились 22 тысячи десятин земли, 360 сел и деревень. Возведение вокруг монастыря мощных крепостных стен и башен связывают с финансовой поддержкой Ивана Грозного, хотя достоверность этой информации некоторыми исследователями оспаривается.

Процветание обители завершилось с указом Екатерины II (1729-1796 гг.) о секуляризации монастырских земель. В конце XVIII века Борисоглебские слободы перешли во владение графа Орлова. Большинство ценных даров прежних русских правителей к XIX столетию были распроданы или разворованы. Только неприступные стены и грозные башни неизменно сохраняли свое величие.

Необыкновенно нарядна архитектура входа в Борисоглебскую обитель.

Водяные врата, ведущие в монастырь с северной стороны, отличаются щедрым декором. И даже в обветшавшем состоянии древняя постройка смотрится очень эффектно.

Башню украшает трубящий ангел.

Замечательный памятник архитектуры подлежит охране как всенародное достояние. Хотелось бы заострить на этом внимание тех, кто отвечает за его сохранность. Некоторым составляющим монастырского комплекса уже давно требуется тщательная реставрация.

Входим на территорию обители через ворота, справа и слева от которых располагаются выставочный зал, касса и церковная лавка.

У входа установлена схема, на которой указаны все постройки монастыря:

С этой точки хорошо видна надвратная Сретенская церковь , выстроенная над Водяными вратами.

По поводу даты возведения здания существуют разногласия. В литературе, посвященной обители, указывается 1680 год. В монастырских архивах есть информация о том, что храм строился по времена Петра Первого и был освящен в 1692 году.

Считается, что церковь построена ростовскими мастерами по типу надвратных церквей .

От Сретенской церкви идем вглубь кажущейся совсем пустынной территории Борисоглебской обители.

Церковь Благовещения (1524-1526 гг.) объединена с настоятельскими покоями (XVI-XVII вв.). Каменные жилые постройки в монастырях являлись редкостью для того времени. Обычно они были деревянными.

Существуют документальные свидетельства, что возведением храма занимался один из лучших ростовских зодчих XVI века, "церковных каменных дел мастер" Григорий Борисов со своей артелью. В конце XVII столетия Благовещенская церковь претерпела значительные изменения в своей архитектуре и нам уже не дано увидеть, как она выглядела по замыслу автора.

Собор Бориса и Глеба , датируемый XVI веком, также не раз реконструировался. В частности, была разобрана паперть, позакомарное покрытие заменено на четырехскатную кровлю.

В 1810 году к храму пристраивают западный придел в честь Илии Пророка, в котором покоятся останки затворника Иринарха. Преподобный жил в обители в конце XVI - начале XVII веков, 38 лет находясь в веригах. Он прославился различными подвигами, предсказаниями, а после кончины мощи святого стали чудотворными.

У северной стены храма находится гробница основателей обители - братьев Федора и Павла.

В эпоху советской власти судьба Борисоглебской обители не стала исключением. В 1924 году она была упразднена. Монастырские здания заняли отделение почты, госбанка, милиции. Часть строений отдали под зерновые склады. Из ценностей сохранились только те, что в тот период были переданы в Третьяковскую галерею и Ярославль. Оставшиеся реликвии почти все утрачены.

В 1961 году на территории монастыря открывается народный музей, который потом станет филиалом Ростовского музея-заповедника. Он сохранил этот статус и после возрождения обители в 1994 году. В настоящее время в Просфорном корпусе XVI-XVII века располагается администрация музея. В архимадричьих кельях XVIII века устроен выставочный зал.

Все постройки Борисоглебской обители находятся под охраной государства, как памятники русской истории и культуры. При этом печальны свидетельства сотрудников музея о том, что переданные монастырской общине древние памятники начали перестраиваться по усмотрению новых хозяев. Постройки реконструируются под собственные нужны, в процессе чего теряется их историческая ценность.

Однако, пока мы еще можем видеть древние строения в их былых формах. Необыкновенно красивая, изящная звонница Борисоглебского монастыря дошла до наших дней почти без изменений в своих архитектуре и декоре.

Сооружение было возведена в 1680 году, предположительно, ростовскими мастерами. Освящение состоялось в 1682 году.

Трехъярусная прямоугольная в плане постройка имела многоцелевое назначение. Нижний этаж занимала ризница, над которой был устроен небольшой храм в честь Иоанна Предтечи.

В арочных пролетах верхнего яруса на балках из кованого железа висели 10 крупных колоколов. В северо-западном углу здания сделали шахту, куда разместили механизм часов с боем, соединенный системой тросов с колоколами. Увы, старинные часы были утрачены в конце XIX-начале XX века. В 1929 году, благодаря бурной деятельности советских властей, исчезли и колокола.

В 1680-х годах с северной стороны было пристроено массивное и щедро украшенное крыльцо. Входные арки декорированы висячими гирьками. В нише сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». Очень красиво смотрятся на фасадах цветные изразцы.

Русское искусство керамики было известно еще в X—XIII веках. Цветные изразцы встречались в архитектуре многих церквей. Развитие поливной керамики прервалось в татаро-монгольскую эпоху, но с начала XVII века оформление ею храмовых фасадов вновь обретает большую популярность.

В XVII столетии крупным центром производства изразцов становится . Город входил в Ростовскую митрополию, что обусловило распространение такого декора в ростовском и борисоглебском зодчестве.

Сооружения Борисоглебского монастыря украшают полихромные муравленые (от слова "мурава", то есть травяного, зеленого цвета) изразцы.

В 1931 году на заседании президиума райисполкома было принято безумное решение разобрать звонницу. К счастью, вмешательство сектора науки Наркомпроса спасло этот чудесный древний памятник от гибели.

Интересна архитектура старинного корпуса настоятеля , возведенного в XVI столетии.

Здание была перестроено в XVII веке, и впоследствии стало использоваться под хозяйственные нужды.

Казначеский корпус был возведен в начале XVI столетия.

По сравнению с другими сооружениями Борисоглебской обители, это здание выглядит скромно. Старинное сооружение признано памятником архитектуры.

Мы обходим монастырские строения со всех сторон по несколько раз, не переставая восхищаться мастерством русских зодчих, трудившихся над созданием обширного архитектурного ансамбля. И наблюдаем, как жизнь в обители течёт своим неспешным чередом.

Монахиня с энтузиазмом поливает клумбы, иногда перекидываясь новостями с проходящими мимо нее сестрами.

Местная кошка, явно привыкшая к частым гостям, провожает нас прищуренным взглядом.

А мы с сожалением покидаем один из впечатляющих монастырей Ростовской земли.

За стенами обители уже другая жизнь. Ее быстрый ритм подхватывает нас и резвый автомобиль уносит дальше по Ярославским дорогам. Путешествие продолжается.

Поселок Борисоглебский находится в 18 километрах к северу от .

Loading...Loading...