Церковный Православный праздник декабря. Православный календарь

Путь становления системы подготовки специалистов для финансово-экономической службы вооружённых сил был довольно трудным. Он начался с формирования специальных курсов и школ военно-хозяйственного профиля, а завершился созданием училищ и академии. Подготовка военных финансистов не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны, а бесценный опыт их службы в военное время лёг в основу подготовки специалистов послевоенного периода. Только по общим подсчётам через военную финансовую систему за годы войны прошло более половины государственного бюджета. Многие выпускники военно-финансового училища в годы войны занимали и командные должности.

Вобравшая в себя силу земную и солнечную солома почиталась в крестьянском хозяйстве. На ней русский человек рождался, на ней же и умирал. На ней не только спали (именно она была в матрасах и подушках), ею занавешивали окна в доме зимой, кормили скотину, если лето было сырым и сено сгнивало, крыли крыши домов.

Суббота, 30 Декабря 2017 года (17 Декабря 2017 по ст.ст.)
Седмица 30-я по Пятидесятнице, Глас четвертый

Рождественский пост. [.:] Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р.Х.). Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X). Свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского. Блж. диакона Аввакума Сербского (Серб.). Прпмч. Паисия Сербского (Серб.).

Кондак, глас 3.
И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти суди́тся все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная, взыску́я Го́рних и ве́чных./ Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву, ми́лостиве Филаре́те.

Хотя сам праздник стали отмечать не так давно, история телевидения началась примерно век назад. А первые эксперименты с использованием электронных лучей для передачи и приёма изображения на определённые расстояния проводились ещё в начале 1920-х годов в США, Японии и Советском Союзе.

Каждое четвертое воскресенье октября в мире отмечается необычный, но и, несомненно, любимейший праздник любого зятя – Международный день тёщи (Mother-In-Law Day). Хотя он пока не имеет статуса официального, но весьма популярен уже во многих странах. Зародившись в 1930-х годах в США как шутка (по одной из версий – как альтернатива Дню матери), впоследствии, с каждым годом, он приобретал всё больше поклонников, в том числе и в других англоязычных странах.

Церковный праздник сегодня. (обновлено).

14 Января (1 Января) – Обрезание Господне и память свтятителя Василия Великого
7 Июля(24 Июня) – Рождество Иоанна Предтечи
12 Июля(29 Июня) – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
11 Сентября (29 Августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 Октября (1 Октября) – Покров Пресвятой Богородицы

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси -
периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых. Смутное время - эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

И хотя у каждого народа есть свои, исторически сложившиеся, обычаи приветствовать друг друга, но межнациональный этикет, тем более на различных международных встречах, по сути, одинаков - при встрече, традиционно, люди желают друг другу добра и здоровья, благополучия и успехов в делах.

Кредитным союзом называют организацию финансовой взаимопомощи граждан. Это одна из самых массовых и самых привлекательных для населения финансовых организаций, составляющая некоммерческую альтернативу банкам. Понятие и идеи кооперации (cooperation - совместная деятельность) вошли в обиход с середины 19 века и получили большую популярность в странах Европы. Основоположниками кооперативной философии считаются Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Луи Блан. Они объясняли экономические преимущества кооперации, как хозяйственной формы, и считали ее организацией будущего, лишенной противоречий и недостатков мира капиталистической конкуренции.

В 1970 году Фарук Сунтер, исполняющий на тот момент обязанности президента Международной организации по стандартам, предложил учредить Всемирный день стандартов и праздновать его 14 октября.

Наши предки в этот день старались не заниматься тяжелым физическим трудом, а еще под запретом была генеральная уборка в доме. На Рождество Пресвятой Богородицы вся семья собирается дома на праздничный обед.

Об обстоятельствах Рождества Пречистой Девы известно из Священного предания, которое содержит не только учение о Христе, но и воспоминания современников о каких-либо событиях священной истории, очевидцев («самовидцев», как их называет апостол Лука) Спасителя и Богородицы. Эти воспоминания изначально передавались из уст в уста, а в дальнейшем были записаны. Именно таким образом и сохранились свидетельства о ряде эпизодов жизни Богоматери.

Именно поэтому Введению во храм посвящено много обителей, самая известная из которых Оптина пустынь. На Введение пришел в Саровский монастырь преподобный Серафим, впоследствии особо этот праздник чтивший.

В пятницу 13-е не рекомендуется заключались сделки и справлять свадьбы. Считается, что лучше в этот день вообще не выходить лишний раз из дома. Согласно законам американского штата Индиана, в пятницу 13-го все хозяева черных котов, выпуская своих питомцев погулять на улицу, обязаны надевать на них ошейники со звонкими колокольчиками.

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на «Календарь событий»:
Использование информации сайта в оффлайн-СМИ (радио, телевидение, газеты и т.п.) требует особого согласования. Для согласования отправьте запрос.

В этот день отмечается память Иакова Алфеева - одного из Двенадцати апостолов, брата апостола Матфея. Согласно житию, прежде чем стать учеником Христа, Иаков был мытарем, а после проповедовал в Иудее и Эдессе. Информации о жизни и деятельности этого святого сохранилось очень мало, тем более, что в источниках нередко возникает путаница в сведениях о разных Иаковах. Кроме Иакова Алфеева, в писаниях упоминаются апостол Иаков Заведеев и апостол от семидесяти Иаков, «брат Господень».

Хотя в самом событии священной истории – Введении во храм Пресвятой Богородицы – участвуют св. семейство и дети со свечами, праздник этот традиционно считается не семейным, а монашеским. И потому, что всегда приходится на пост, и потому что прославляет всецелое посвящение себя Богу и вход во Святое Святых.

Среда, 20 Декабря 2017 года (7 Декабря 2017 по ст.ст.)
Седмица 29-я по Пятидесятнице, Глас третий

Рождественский пост. Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397). [.:] Прп. Нила Столобенского (1554). [.:] Прп. Антония Сийского (1556). Прп. Иоанна, постника Палестинского. Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мч. Афинодора (ок. 304). Прп. Павла Послушливого. Прп. Григория молчальника, Сербского (Греч.). Селигерской-Владимирской иконы Божией Матери. Прп. Григория Безмолвника, Афонского (Греч.). Прп. Игнатия, монаха (Греч.).

Праздники 14 декабря 2019 года

День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на Украине

Авария на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) произошла 26 апреля 1986 года.
В 2006 году 10 ноября Указом Президента Украины был учрежден День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ежегодно отмечаемыйс этого времени 14 декабря. По всей стране в этот день проводятся разные мероприятия и митинги, посвященные событиям этих дней, к памятникам погибших ликвидаторов возлагаются цветы, проводятся молебны и акции памяти.
Строительство саркофага над разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС было закончено 30 ноября 1986 года. 14 декабря этого же года госкомиссия приняла комплекс защитных сооружений в эксплуатацию. Этот день стал Днем ликвидатора.
Первый раз участники ликвидации собрались, чтобы вместе отметить победу в 1986 году.
А в 1994 году общественными организациями чернобыльцев Украины было направлено письмо ко всем руководителям государства с предложением учредить День участников ликвидации чернобыльской катастрофы в календаре. Но решение в тот год принято не было и ликвидаторы начали отмечать эту дату самостоятельно.
Позже празднование этого Дня было принято официально. Разными силовыми структурами в этот день выделяется почетный караул, возлагаются венки от руководителей разных государств.
Государственный статус Дня ликвидатора в Украине напоминает обществу о проблемах ликвидаторов-чернобыльцев. В Российской Федерации День ликвидатора стал официальным праздником в апреле 2012 года, когда Президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписал Федеральный закон, согласно которому была установлена в России новая памятная дата – 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф.

День работников прокуратуры в Таджикистане

Органы прокуратуры Таджикской ССР были образованы в 1924 году и с тех пор таджикская прокуратура, выполняя свои особые функции, стоит на страже прав и законных интересов граждан.
Прокуратура Таджикистана прошла сложные этапы в своем развитии. Приоритетными направлениями работы таджикской прокуратуры всегда были: защита законных интересов государства, надзор за соблюдением прав гражданина, борьба с преступностью, надзор за соблюдением законов органами власти.
В настоящее время в органах прокуратуры Республики Таджикистан работают около 1 тыс. человек.

Церковный праздник

Наум на ум

Какой сегодня церковный праздник знали все в христиане на Руси. В этот день православные христиане отмечали память святого пророка Наума, который жил до Рождества Христова в 7 веке в Галилее. О жизни Наума практически никаких сведений до нашего времени не сохранилось, но известна книга пророчеств, которую написал Наум в 663 году до нашей эры после падения Фив.
События, описанные в книге Наума происходят в столице могущественного ассирийского царства Ниневии. Наум в своей книге предсказал грешным жителям этого города строгое, но справедливое наказание. После появления этой книги пророчеств государство Ниневия пало под ударом врагов, было полностью разрушено и прекратило свое существование.
Пророк Наум на Руси считался покровителем наук и грамоты. Наши предки говорили: «Наум наставляет на ум». В этот день детей отдавали в ученье приходским дьякам.
Это событие отмечалось церемониально. С утра семейство шло в церковь, где после службы испрашивали благословения на учебу. Дома, после ужина, встречали учителя, представляли ему ученика и угощали его. Отрок делал три земных поклона учителю, а в ответ учитель символически давал ему три легких удара плеткой. Дети должны были слушаться учителя беспрекословно. Учителя после первого урока одаривали караваем хлеба на вышитом полотенце, в которое завязывали в качестве оплаты занятий деньги. Занятия учителю в основном оплачивались едой, родители приносили лукошко яиц, курицу, горшок с гречневой кашей. Мать, по обычаю, в этот день должна была причитать по своим детям, которые отправлялись учиться, потому что учение сопровождалось вколачиванием наук розгами.
Этот день называли «мудрым», поэтому в этот день молились о мудрости, прося «надоумить», «наставить на ум».
Именины 14 декабря у: Дмитрия, Наума, Порфирия

Необычные праздники

День фруктовой жвачки

День фруктовой жвачки – это одна из версий праздника Дня жвачки. Как лучше всего отметить столь уникальный день? Принимая во внимание оригинальность события, нужно продумать праздничный стол и правильно подобрать напитки, ведь именно этим удастся удивить своих верных товарищей.
Чем угощать друзей?
Несмотря на то, что жвачка традиционно готовится в промышленных условиях, этот продукт становится доступным даже для домашнего приготовления. Для реализации уникальной идеи потребуются следующие ингредиенты:
Пять столовых ложек лимонного сока.
300 миллилитров сахарного сиропа.
100 миллилитров воды.
Чайная ложка крахмала.
20 грамм желатина.
100 миллилитров фруктового сока.
Приготовление радует простотой, но нужно помнить о следующих правилах: ингредиенты смешиваются постепенно, ведь вначале нужно приготовить сахарный сироп с вкусовой добавкой, а затем – смешать все это с крахмалом и набухшим желатином. Жвачка получится вкусной, если удастся достигнуть однородной консистенции и продукт будет выдержан в холодильнике около 6 – 8 часов.
Что пить?
На День фруктовой жвачки нужно подобрать легкие классические напитки и газированную воду:
Безалкогольный мохито.
Лимонад.
Зеленый чай.
Газированные напитки – Fanta, Coca-cola, Spite.
Вышеперечисленные напитки позволят ощутить лучшие грани домашней жвачки.
Что пожелать?
Несмотря на то, что День фруктовой жвачки предполагает легкую дружескую вечеринку и неординарный рацион, в пожелания желательно вложить, как можно больше светлых и настоящих чувств, эмоций.
Основной линией пожелания должно быть стремление наставить на верный путь в правильном и полноценном питании, заботе о хорошем состоянии здоровья и поддержания сил, энергии, вдохновения. Соответствующие пожелания могут быть оценены не только близкими людьми, но и хорошими друзьями.
14 декабря также можно отпраздновать:
— День кривляния перед зеркалом
— Всемирный день вазелина
— День красивой женской груди
— День борьбы с чужим навязчивым мнением

Календари мира

Григорианский календарь: 14 Декабря 2013 года — Суббота, 50 неделя, 348 день года
Юлианский календарь: 1 Декабря 2013 года
Иудейский календарь: 11 Тевета 5774 года
Исламский календарь: 10 Сафара 1435 года
Китайский календарь: 12 число 11 месяца 30 года 74 цикла (змея, черный, вода)
Национальный календарь Индии: 23 Аграхайана 1935 года
Индийский лунный календарь: 12 Маргаширша 2070 года эры Викрама — созвездие Бхарани
Персидский календарь: 23 Азара 1392 года
Календарь Бахаи: 1 кулл-и шай 9 вах̣ид 18 год (Абха) 15 месяц (Масаиль) 3 день (Джамал)
Календарь «Мая» (Длинный счет): 13 бактун 0 катун 0 тун 17 уинал 18 кин
Календарь «Мая» (Короткий счет — Хааб): 16 день месяца «Мак»
Календарь «Мая» (Короткий счет — Цолькин): 11 день месяца «Бен»
Французский календарь: 4 день (Квартиди) 3 декады 3 месяца (Фримера) 222 года
Все праздники на сегодня
День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Украина)
День работников прокуратуры (Таджикистан)
День штата Алабамы (Алабама, США)
День государственности (Алабама, США)
День памяти детей, погибших в войне (Абхазия)
День замученной интеллигенции (Бангладеш)
День победа Али ибн Абу Талиба в битве при Нахраван (Шииты)
День страдания Джанаб-э-Сакина (Шииты)
30 день праздника Ашура (Шииты)
Международный день условно бесплатных программ (США)
День обезьяны (Международный)
Наумов день (Древние славяне)
Национальный день рыбной похлебки с чесноком (США)
Национальный день лошади (США)

Декабрь

1 декабря - Платон и Роман на разум наставляют. «Каков Платон и Роман, такова и зима». «Платон да Роман кажут зиму нам!». Если погода неустойчива, то и зиме быть переменчивой. Коли на Платона и Романа день теплый, то зима будет теплая. Холод да вьюга в полдень – такова будет и середина зимы, а если под вечер закрутит метель, то зима затянется. Если комар летает по комнате – к оттепели. Ворона ходит по дороге к теплу. Именин­ники: Платон, Роман.

Декабрь происходит от латинского числительного «децем» - десятый, в старой русской жизни декабрь был десятым месяцем. На Руси его называли студёный, студень, стужайло, холодень.

2 декабря – Адриан-радетель. День празднования иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Молитвы к этой иконе избавляют от мигрени, нарушений речи, от паралича и неврозов. Икона представляет собой створчатый складень. Это была келейная икона иеросхимонаха Виссариона, основателя русского Андреевского скита на Афоне.

3 декабря Предпразднество Введения во храм Пресвятой Богородицы. День святого Прокла. «Проклы – проклинали нечисть под землёй, чтобы не выходила ». Коли 3 декабря снег шел, то 3 июня пойдет дождь. Если запел снегирь – быть вьюге. «Не жди на Прокла от дороги прока: в путь соберешься – одна морока. Сани ни с места: матушка-зима еще снегом дороги не припекла. Сиди дома да правь упряжь, сбрую проверь, чтобы все было справно. Ведь каковы сами, таковы и сани».

День празднования иконы Божией Матери «Соболевская». Именинни­ки: Григорий, Прокл, Анатолий, Иван, Анна, Иосиф, Исаак, Владимир, Фекла.

4 декабря - православный праздник - Введение во Храм Пресвятой Богородицы . Это святое торжество свершилось во исполнение обета, который дали праведные родители Девы Марии Иоаким и Анна. Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители привели Её в Иерусалимский храм (до трех лет жила в Назаретском доме своих родителей), поспешив исполнить своё обещание Богу о принесении Ему в дар чудесно родившейся Дочери, а первосвященник Захария, в будущем отец Иоанна Крестителя, встретил Её, благословил и предрек, что через Неё явит Господь спасение, ввёл Её во Святая Святых к удивлению всех, место, где находился Ковчег Завета, куда сам мог входить только раз в году. Здесь Отроковица Мария пребывала в посте, молитве и постоянных трудах до 14-летнего возраста. Ангел служил Ей и питал пищей небесной. Когда отроковице исполнилось 14 лет, Она должна была покинуть храм. Поскольку Мария пожелала посвятить Богу Свое девство, Захария отдал Ее праведному старцу Иосифу, который содержал ее в своем доме, где и произошло явление Ей архангела Гавриила, возвестившего Деве о рождестве от Нее Спасителя.

«Введение пришло – зиму принесло». Первые морозы – Введенские. Название праздника соотносится не столько с Богородицей, сколько с понятием начала, ввода, введения, что совпадало с наступлением календарной зимы. В этот день обновляли санный путь, устраивали праздничные катания на санях. Нередко случались оттепели. Если колокольный звон издалека слышен четко, то будет мороз, глухо – к снегам. Если морозы очень круты, летом жди знойных дней. На Введение похолодание - к строгой зиме. Если снег выпадает до Введения, то он может растаять, если после, то долежит до весны. «Введение накладывает на воду ледение». Время для счастливого новоселья . В день новоселья необходимо заселять те предметы, ради которых постройка и возводилась, иначе благополучия не будет. Сначала следует заселять петуха и курицу, затем гуся и кота, потом поросёнка, после него овцу, корову, лошадь и в самом конце в новый дом переходит вся семья. После того как кошка находила уютное место в новом доме и ложилась на него, туда ставили кровать для молодых или детскую колыбель. При переезде в новый дом обязательно брали с собой старый веник.

5 декабря – Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прокоп. «Пришел Прокоп – разрыл сугроб, по снегу ступает - дорогу копает». Считалось, что с этого дня устанавливается санный путь: сани сами катятся по гладкой дорожке, лошадке прыти прибавляют.

День памяти святого благоверного великого князя Михаила Ярославича, Тверского чудотворца. К святому обращаются при различных заболеваниях. Именинники Архип, Валериан, Максим, Михаил, Прокоп, Филимон, Илья.

6 декабря – Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. День святого князя Александра Невского и святого Митрофана. Если идет снег и северный ветер, то и 6 июня будет ветер с севера и дождь побрызгает. На Митрофания в ряде деревень устраивали кануны. Собирали со всех муку, варили пиво. Канун сопровождали обычным гуляньем. Девицы варили яйца, разные игрища устраивали. Близится день святой Екатерины, а значит, и девичьих гаданий.

День памяти Святителя Митрофана, епископа Воронежского , исцеляющего от тяжелых недугов. При постройке в Воронеже флота для похода Петра I на Азов святитель убеждал народ всемерно помогать царю и тот проникся к святителю большим уважением. Во время погребения ап. Митрофана 23 ноября 1703 года царь сам нёс гроб святителя от собора до усыпальницы. Именинники Александр, Алексей, Григорий, Федор, Митрофан.

7 декабря – Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. ДеньЕкатерины – женодавицы. Катерина-санница. «На Катерину катайся- не завязнешь». Катерина открывала начало извоза, страды санной. «Телега хлеб в дом возит, а сани - на базар». Ясная погода - к морозной зиме. Екатерина – покровительница брака и невест. Екатерининское гулянье. Накануне вечером девушки гадали на суженого. Устраивали праздничные гуляния – украшали сани, запрягали тройки и ездили по деревням. По поверью, в этот день каждому непременно следовало скатиться на санках с горы , чтобы освободиться от душевного груза, снять с себя тяготы мучительных раздумий, обрести умиротворение.

Явление Богоматери великомученице Екатерине. Девица Екатерина происходила из царского рода,родилась в Александрии во второй половине третьего столетия, была очень красивой и славилась своей премудростью. За свою веру в истинного Бога она сподобилась великого подарка: в сновидении ей привиделись Богородица и Сын Её. Иисус Христос подарил ей перстень и назвал Своею невестою. Пробудившись, Екатерина обнаружила перстень на руке и возрадовавшись, без страха проповедовала перед нечестивым царём Максимином веру в Христа и смогла победить в беседе 50 философов этого царя, которые стали христианами. Мучения и речи Екатерины обратили в христианство множество воинов и простых людей. По доносу она была предана на мучения и казнена. Впоследствии ее святые мощи попали на гору Синай и пребывают в монастыре ее имени.

День памяти великомученика Меркурия. Молитвы к святому помогают справиться с тяжелыми недугами. Был славянином, вероятно родом из Моравии. Воспитанный в православной вере, Меркурий ушёл из своего отечества на Русь и служил в войске Смоленского князя. В 1239 году полчища татар подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед образом Божией Матери, услышал Её голос, которая повелела разыскать Меркурия и сказать ему: «Меркурий! Иди к брани военной, Владычица зовёт тебя». Воин пришёл в собор, и сам услышал глас Пречистой Девы. Той же ночью Меркурий сразился с предводителем татарского войска – великаном, обладающим громадной силой. Татарские войны с ужасом видели, что св. Меркурию помагают молниеносные мужи и лучезарная Жена и обратились в бегство. Сам св. Меркурий был коварно усечён сыном убитого им исполина. Именины у Екатерины, Августы, Семена.

Девичьи гадания : Перед тем как лечь спать, кладут под подушку яблоневую ветку. Во сне привидится суженый.

Перед тем как лечь спать, кладут 40 земных поклонов и говорят: «Святая мученица Екатерина, введи меня в тот храм, где буду венчаться, и покажи мне, с кем буду обручаться». Если суженый – знакомый, то во сне лица его не будет видно, можно будет разглядеть одежду, а голову – нет. Если суженый – незнакомый, то во сне увидешь и одежду, и лицо.

8 декабря Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Климент. Климентьев день. Нередко в этот день ударял сильный мороз. «Зима клин клином вышибает». Мороз всажива­ет в зиму стужи клин. Мороз подзадоривает мужика: «Я потешу, а ты бей в ладоши да пляши!». В ригах продолжали молотить хлеб. Молотили натощак, чтобы легче было двигаться. Именинники Климентий, Петр, Иван.

О пальчиках на руке : - если у человека пальцы назад отклоняются, тот щедрый, если вперед – скупой (или счастливый), если прямо – себе на уме. -нельзя пальцем указывать, иначе утонешь. -если девушка обрежет до крови или уколет палец в новогоднюю ночь, то она непременно выйдет замуж в следующем году. -знахари зачерчивали болезнь безымянным пальцем (безымянный палец также называется божеским).

9 декабря - Георгий Победоносец, Егорий (Юрий) зимний. Юрьев день . По новым судебникам 1497 и 1500 г.г. ограничивался уход крестьян от своих господ. Только закончив полевые работы, крестьянин мог уйти от своего господина, т.е. перейти от одного помещика к другому. Это происходило в течение двух недель: одна неделя до Юрьева дня и неделя после него. В 1592 г. Борис Годунов отменил право перехода крестьян. Бывало, что в этот день мужик сохнуть начинал, словно напасть на него какая навалилась. И чтобы вновь мужицкий дух возвернуть, растапливали в старину в русской печи волчий жир, топили баенку и ставили мужика под дубовый веник и растирали растопленным волчьим жиром. После чего собирали мужика на охоту или рыбную ловлю. Целили мужика. Слушали воду в колодцах: коли не шелохнется - к теплой зиме, шумит – к сильным морозам и лютым вьюгам. Зимой ветер без инея – к бурану. ""Если до Егория выпадет много снега, то на весеннего (6 мая) будет трава"". ""Егорий с мостом, Никола с гвоздем"" (19 декабря). Обивают для тепла двери, конопатят окна. В лесу становится голодно, медведь залег в берлогу, а волки по ночам выходят к деревенским задворкам.

День памяти святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Молитвы к святому облегчают течение заболевания. Именины у Георгия, Егора, Юрия, Иннокентия, Якова.

10 декабря – день святых Всеволода, Гавриила, Романа, Якова. Идут на нерест налим, сиг и ряпушка. Ко дню Романа рыбы готовятся к зимовке, прячутся в зимовальных ямах. У лосей закончился брачный период и старые рога отпадают - к лету новые вырастают. Верили, что если на заре лицом к северному ветру встать, то он сметет все надсады, все тяготы и беды.

Ц.Праздник –иконы Божией Матери «Знамение», исцеляющей болезни рук, глаз, а также паралич. Впервые появилась на Руси в XI - XII веках. Название своё она получила после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Огромная рать неприятеля окружала Новгород. Началось сражение. Новгородцы молили Бога о помощи и ждали небесного заступления. Тучи стрел летели в осаждённых. И вот одна из них пронзила икону Пресвятой Богородицы, и все увидели, как из глаз Её потекли слёзы. Внезапный ужас охватил нападавших и они бежали. Свято-Знаменский Абалацкий мужской монастырь, где хранится список иконы Божией Матери Абалацкой: Тюменская обл., Тобольский р-н, г. Абалак. День памяти иконы Божией Матери «Великая Панагия Оранта». Это одна из древнейших почитаемых икон, её называют ещё Ярославской Орантой. Икона известна с начала 12 века и, по преданию, написана преподобным Алипием, монахом Печерского монастыря в Киеве, первым выдающимся иконописцем. День празднования икон Курской, Абалацкой, Царскосельской и Серафимо-Почетаевской. Именины у Романа, Всеволода, Гавриила, Якова.

О ТВОРЕНИИ МИРА : В поле часто попадаются перепутанные стебельки, точно их кто нарочно закрутил. Их называли дедова борода или закрут. Старые люди говорили, поминая идею творения мира: «Род взял искру во тьме да закрут сделал, а с того закрута всё начало крутиться, и свет выплыл из того верчения. А из того света, как из окна, и мир весь вышел, выплыл и начал быть. А Род ту искру разбил на крохи да в каждую тварь по крохе дал: и в землю, и в камень, и в травину, и в человека», - во всё Божью искру вдохнул. Дедова борода – символ творения мира. Она есть образ Кола, а Коло – образ постоянного вращения мира, идея твор ения. Бог Сварог – творец мира, свар ил, сотвор ил, створ ожил его, и образовался твар ный мир. Сладила и облюбовала мир своими ладошками богиня Лада – женская ипостась бога Рода, жена и помощница Сварога. Зародную силу земле-матушке даёт Ярило-солнце. Помогают сохранить плодородные, плодоносящие свойства земле бог Велес со своей супругой, Велесыней, известной теперь как Баба-яга (Яга-землыня). Идёт время узнавания судьбы, и близится момент творения, праздничное время, когда можно творить новый образ своей жизни!

12 декабря – Парамон зимоуказатель, зорник. «Коли Парамон со снегом - жди метелей вплоть до Николина дня (19 декабря)». В этот день бывает сильный снегопад: «Снег на всех садится – никого не боится». «С Парамона зимушка-зима ходит в медвежьей шубе, бабам вставать велит, печи топить». «Утро красное - быть декабрю ясному». «Коли поле зимой гладко, в сусеке будет гладко», так как снег земледельцам серебра краше. Зима без снегу – не быть хлебу. Снег глубок – год хорош. Не то снег, что метёт, а то, что сверху идёт. Снегу надует – хлеба прибудет. Снег земле-кормилице – тёплый кожух. В этот вечер или ночь, которая носит название Андреевской, молодые девушки и парни гадают о суженых. Андрею Первозванному молятся девушки о даровании хороших женихов. В этот вечер девушки соблюдают пост, но так, чтобы никто из родных этого не заметил. Садясь за стол ужинать, отламывают кусочек хлеба от своего ломтя, чтобы никто не видел, кладут его под скатерть, а, выходя из-за стола, берут с собой. Когда ложатся спать, кладут кусочек под подушку, приговаривая: «Суженое-ряженое, приходи ко мне кушать». На эту ночь девушка единственный раз за год в девичестве заплетает волосы так, как их носит замужняя женщина. Волосы заплетаются в две косы. Концы кос девушка запирает на замок и приговаривает: «Суженый-ряженый! Приходи, замок отопри, меня к себе возьми». Именины у Парамона, Акакия.

13 декабря день апостола Андрея Первозванного . Родом был из г. Вифсаиды. Стал учеником Иоанна Крестителя. Когда, указывая на Иисуса Христа, св. Предтеча произнёс: «Се Агнец Божий», св. Андрей вместе с ап. Иоанном оставили Крестителя и последовали за Христом. После вольных странствий Господа, по Воскресении Его, ап. Андрей принял, как и прочие апостолы, Святого Духа. По жребию апостолу выпало проповедовать в странах Вифинтийской, Византии, Элладе, Ахаии, Ираклии, Фракии, Македонии, простирающейся от Чёрного моря и Дуная, и др. Святой прошёл эти страны, проповедуя веру Христову, и в каждом городе принял много скорбей и страданий. Согласно преданию, апостол Андрей указал место, где будет возведен Киев. Ап. Андрей принял мученическую кончину в Греции в г. Патры (Ахаия) в 62 году.

На Андрея вторично (первый раз на Юрьев день) ходят ночью к рекам и озерам слушать воду: тихая вода - хорошая ровная зима, шумная - к морозам, бурям и метелям. В этот день, прежде чем с крыльца сходить, нужно внимательно всё осмотреть, не дай, Господь, след чужой заступить: если на след чужой ступишь, то и судьбу чужую переймёшь. В ночь на Андрея девушки гадают о своих суженых. (Как и на Катерину 7 декабря). Красный огонь в печи - к морозу, белый - к оттепели. Идет Рождественский пост . Именины у Андрея, Вахтанга.

ГАДАНИЯ: 1.Девушки сеют в доме семена конопли или льна (под столом, под кроватью) или сеют семена на дворе, около колодца, под окнами (девушки выбегали на двор в одних сорочках), приговаривали: «Андрею, Андрею, я на тебя коноплю сею, дай мне знати, с кем буду свадьбу играти». Разбросанные семена боронили мужскими штанами или юбкой, затем ложились спать.

2. Девушки собирались в одном доме. Каждая приносила с собой немного муки. Выпеченные булочки раскладывались на рушнике, расстеленном на полу, но предварительно каждая булочка помечалась знаком принадлежности конкретной девушки. Впускали собаку и следили, в какой очерёдности она будет хватать булочки, в такой же очерёдности девушки и будут выходить замуж.

14 декабря – Наум – читаем в нем слово - ум (пророк) Грамотник. В Наумов день, отдавали отроков в ученье мастерам грамоты. «Пророк Наум наставит на ум». Учитель являлся в назначенное время в дом, где его встречали с почётом и ласковым словом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой, указкой, и подарком для учителя, который обычно состоял из домашних птиц. Звезды на небе высыпали – к морозу, туман – к теплу. Вороны каркают - к метели.

День памяти праведного Филарета Милостивого. Молитвы к святому помогают справиться с самыми различными заболеваниями. Именины у Анастасии, Наума, Антона, Дмитрия.

Гадание на обучение. Родители, желающие отдать своего сына в училище, варят горшок каши, сваривши, выносят её во двор. Готовящийся в училище берёт палку и бьёт по горшку: если брызги полетят далеко, это считается хорошим признаком – в будущем в ученике можно полагать остроумие, хорошую память, охоту к чтению, в противном случае – наоборот. В 18 веке в России выпекалась специальная пряничная азбука, с помощью которой детей приобщали к грамоте.

15 декабря – день святого Аввакума (пророка). Святой пророк Аввакум – один из двенадцати ветхозаветных пророков, именуемых малыми, происходил из колена Симеонова и пророчествовал около 650 лет до Рождества Христова. Предрек разрушение Иерусалимского храма, вавилонское пленение богоизбранного народа и возвращение пленных на родину.

В это время закрыто солнечное око, темно, словно вечные сумерки Русь-матушку окутали. Угрюмость, отчаянье в такую пору могут напасть на человека и молили наши предки святого Аввакума об исцелении, а он их помыслы и взоры к Господу Богу направлял. «У Господа испроси. Он Светильник горящий и священный. К Его Свету следуй!». Если в середине декабря много снега, летом будет хороший покос. Зимой много инея – летом будет много росы. Если снег долго лежит на ветках деревьев, то и на земле не расстает. Именинники Афанасий, Андрей, Иван, Савва, Владимир, Константин, Маргарита, Аввакум.

16 декабря - Иван Молчальник. Родился в 454 году в Никополе Армянском, в семье военачальника. В 28 лет Иоанн стал епископом Колонийской Церкви. После смены власти в Армении Иоанн вынужден был покинуть страну, взял обет молчания, удалился на 10 лет в пустыню, скончался в 558 году.

Ласковое словечушко, что вешний день . После восхода солнца старались не петь, так как в это время нечистые силы активизируются, и они могут отобрать голос. В этот день старались не тратить слов попусту. Если с какого-нибудь высокого места что-то громко крикнуть (например своё имя), то там, где будет слышен голос, град не принесёт вред посевам, волки и медведи не тронут скот, холодный туман не повредит всходам. Если ребёнок увидит себя в зеркале до года, то он долго не будет говорить или будет заикаться, также у него будут болеть зубы или они будут плохо резаться. Нельзя разговаривать при выкапывании кладов, которые стережёт нечистая сила. Если заговорить, то сразу же онемеешь. Если разговаривающие люди одновременно замолкают, это означает, что родился ангел. Если же человек сам на себе зашивает, то ему необходимо взять в рот нитку и хранить молчание до окончания работы, чтобы не зашить память. Женщина должна сохранять молчание, замешивая тесто к какому-либо большому празднику. Если на небе много звезд, жди холодов.

День памяти преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского), исцеляющего от телесных и душевных недугов. Рождество-Богородицкий собор Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, где хранятся мощи преподобного Саввы Сторожевского: Московская обл., г. Звенигород, ул. Городок, д. 5. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов. Именинники Иван, Федор, Альбина.

17 декабря – день святой Варвары. Заваруха. На Варвару закат красный - день будет ясный, закат в облаках - жди снега. Наступают самые сильные - Варваринские морозы. «На Варвару зима дорогу заварит, мосты замостит», «Трещит Варюха - береги нос да ухо!». «Варвара мосты мостит, Савва (18 декабря) гвозди острит, Никола (19 декабря) прибивает».

День памяти великомученицы Варвары, к которой обращаются при сильных болях, при чувстве тоски, унынии, страхе внезапной смерти. Всем сердцем она приняла веру христианскую, за что собственным отцом – языческой веры, была замучена и казнена. Перед кончиной она испросила у Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к её помощи, от нечаенных бед, от смерти без покаяния и без причащения Святых Тайн и изливал бы на них Свою благодать. Именины у Варва­ры, Геннадия, Ивана, Ульяны.

Г адание: срывают ветку малины, сажают её в голбец (место между печью и полатями), закрывают тряпочкой и до Нового года не смотрят. В Новый год – если ветка ожила, то следует ждать перемену в жизни, если нет, то ничего не изменится, всё будет в течение следующего года по-старому.

18 декабря – день святого Саввы. Савва Освященный. Усиливаются морозы. «Варвара мостит, а Савва стелет». Дым столбом - к морозу. Дым волоком - к ненастью. Савва реки салит, морозы усиливаются, устанавливается прочный санный путь. На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у которого есть лошадь. Кто ругается, у того (под тем) конь спотыкается. Красный огонь в печи, и тот трещит. Сердится, что стужа лютует.

День памяти святителя Гурия, архиепископа Казанского. Молитвы к святому избавляют от болезней глаз. Име­нинники: Анастасия, Захарий, Савва, Гурий, Модест, Сергей.

Приметы про огонь : Гасили огонь на ночь со словами: «Спи, батюшка огонёк!».

В печи на ночь оставляли огню горшок с водой и полено, чтобы огню было что есть и пить.

Когда зажигают в печи огонь, ни в коем случае нельзя браниться. Огонь нужно зажигать с молитвой.

Нельзя бросать в затопленную печь волос, чтобы не болела голова.

Великий грех – тушить костёр на полях, теплины на ночном, так как огонь потухает сам.

Перескакивание через огонь избавляет от очарования.

Живой огонь – из дерева вытертый.

19 декабря - Николин день, Ни­кола Зимний, холодный. Никольские морозы, Никола с гвоздем. Устанавливались первые настоящие морозы - никольские. Снежный день предвещает хороший урожай. Говорили: «Два Николы в году: один - с зимой, другой – с травой». «Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы». Хвалят зиму после Николина дня. Коли в Николин день дорогу заметает – дороге не стоять. Если день холодный и иней - к урожаю.

День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, исцеляющего глазные болезни. С детских лет Николай преуспевал в изучении Святого Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Дядя его, епископ Патарский Николай, сначала поставил его во чтеца, а затем возвёл в сан священника. После смерти архиеп. Иоанна Николай был избран епископом Мир Ликийских. Много чудес и добрых дел совершил Николай. Скончался около 345-351 гг. Храм Святителя Николая в Бирюлеве, где хранится его икона: г. Москва, Булатниковский пр., д. 8 а. Именины у Николая, Максима.

«Живём в лесу, молимся колесу!», - говорили про себя крестьяне.

Коло – образ постоянного вращения мира, идея творения. Колесо – символ солнышка, символ праздника Спиридона-солнцеворота, который стоит уже на пороге Рождества. Это время, когда царит Ни коло – не солнышко, то есть это время отсутствия солнца. Это самое тёмное сремя года!

20 декабря – день святого Амвросия, еп. Медиоланского. Родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Был назначен наместником областей Лигурии и Эмилии. В 374 году, после смерти епископа Медиолана возник спор оназначении нового епископа. Амвросий отправился в церковь для поддержания порядка. Какой-то ребёнок крикныл: «Амвросий – епископ!» Возглас был похвачен толпой. Дело дошло до императора. Амвросий принял срочно крещение, и пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, был рукоположен в сан епископа Медиоланского.

«Амвросий (Абросим) все праздники отбросил» - с этого дня до Рождества нет никаких праздничных дней. Этот день завершал череду праздников уходящего года, новый цикл открывало Рождество. В этот день с особым усердием принимались девицы за шитьё. Обновку справляли да матушку Пресвятую Богородицу прославляли.

День памяти преподобного Нила Столобенского. Святому молятся при самых различных заболеваниях. День празднования Селигерской-Владимирской иконы Божией Матери. Именины у Антония, Павла, Амбросия, Нила.

21 декабря – Анфиса (мчн. Анфиса в Риме) – рукодельница. В этот день иголочка, веретёнце работой заправляли. Девушки, склонившись над работой (шитьём, тканьём) задумывали на суженых-ряженых. Сидели девицы в светёлке около светца. Светец – девичья отрада. Светец – деревянный (железный) столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцем обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о будущем. За ответами обращались к иголочке: «Иголочка-сестричка, покажи мне суженого личико! Перед кем явлюсь не в платаном, а в сосватанном?». Лишний глаз для работы девушек в это время был вреден. Лишний глаз – что сглаз. Поэтому девушек их бабушки отговаривали от порч. На запястье ниточку-шелчинку наматывали. И хранила ниточка-шелчинка девицу от невзгод всяких и украшением и радостью была для девичьего взора. Именины у Анфисы, Кирилла.

22 декабря Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы . Анна зимняя, астрономическое начало зимы. Анна гони лошадей - на дворе самые короткие, (темные) дни года. День зим­него солнцестояния - самый короткий день в году. Этот день отмечался беременными женщинами и пчеловодами. Обетный день беременным женщинам. Беременным запрещалось в течение суток приниматься за какую-либо существенную работу. На зачатие святой Анны беременным бабам пост. В эти дни роженицы шьют приданое для своих детей. Анна словно бы водит рукой роженицы, выделывая стежки. Ребёнок очень чувствителен и тонко воспринимает все приготовления матери к его выходу на белый свет. И чем радостней и благостней будет матушка, тем легче будет связь матери и ребёнка в будущем. В этот день матери особенно были осторожными, берегли своё дитя в утробе. Слыл этот день за самый тёмный. Волки сбиваются в стаи, становятся особенно опасны. Если на Анну зимнюю лучисто и светло - к морозному 31 декабря, хмуро и на деревьях иней (опока) – к пасмурному и теплому новогодью, и к урожаю.

День празднования иконы Божией Матери именуемой «Нечаянная Радость». День празднования Толедской иконы Божией Матери. Перед ней молятся о торжестве Православия и о том, чтобы не было раскола в Православии. Именины у Анны, Стефана, Самуила.

23 декабря – день святого Мины. Святой Мина очам просветление даёт. Со святого Мины с очей пелена. Со святого Мины тьма мимо. Межень солнца. Грядёт вереница праздников. Именины у Ангелины.

Праздничное состояние – это состояние светлое, неомрачённое: пра-з-день – то, что было в начале творения мира, когда свет ещё не был отделён от тьмы и не было ни дня, ни ночи. Праздник – это время, предшествующее творению, работе. Если же человек находится в состоянии постоянного мрака, омрачённости, темноты, значит, человек захлёстнут ненавистью и белый свет ему стал не мил. Помолитесь и верните в себя Светлый Дух. Когда праздник заканчивается, начинается работа. Ра – солнце, Ботать – совершать колебательные движения вперед-назад.

24 декабря – день святых Даниила Столпника, Луки Столпника, Никона Сухого. Сын богатых и знатных родителей, оставил всё ради Христа и принял иночество в Киево-Печорском монастыре. В 1096 году при нашествии хана Боняка он вместе с другими иноками был взят в плен. За Никона ожидали богатый выкуп, но он от него отказался. Никона начали мучить, чтобы не убежал – подрезали сухожилия ног, поставили усиленную стражу, когда он сказал, что скоро Господь возвратит его в монастырь. На третий день в шестом часу узник стал невидим, а стража слышала только слова: «Хвалите Господа с Небес». Так Никон был перенесен в Успенскую церковь к литургии.

Обряд славления солнца. Разжигали костры. Багряная заря предвещает ветреные дни.

День празднования иконы Божией Матери Ташловской «Избавительница от бед», исцеляющей от тяжелых недугов, а также привносит мир и согласие в семью. Троицкая церковь, где хранится икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед»: Самарская обл., с. Ташла. Именинники: Даниил. Ни­кон, Лука.

25 декабря – День святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. Солнцеворот. «Солнце на лето, зима на мороз». Рано утром поднимались на пригорки, встречали рассвет: «Солнышко, повернись! Красное, разожгись! В дорогу выезжай!». Скатывание колеса с горок, его сжигание. Разводили костры, приговаривая: «Разгони, огонь, потемь! Верни на Русь красный день!». Световой день начинает понемногу удлиняться. По народным преданиям, солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник. «Снова красное солнышко на Спиридона прирядится и просветлеет, и коровка на нём бочок себе нагреет». Зима ходит с сего же дня в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит баб ночью топить печи. «После Спиридона день хоть на воробьиный носок, но прибавится». Если воробьи начинают собирать пух и перья и тащат их в свои гнезда - к сильным морозам. Откуда ветер на Спиридона, оттуда же будет дуть 22 марта (оттоле будут дышать Сорок мучеников). Если на Спиридона светло, лучисто - зима будет морозной, ясной, если хмуро и на деревьях иней – теплой и пасмурной. Если в этот день ясно, то и Новый год будет ясным и морозным. С этого дня начинались детские катания на ледяных горках, которыми они способствовали солнышку сдвинуться с места, подойти поближе к земле-матушке и обогреть её своими лучами!

День памяти святителя Спиридона еп.Тримифунтского, помогающего при различных заболеваниях. Родился в коце III века на Кипре. Принимал участие в первом Вселенском Соборе, в 325 году. На Соборе святитель вступил в спор с приверженцем ереси Ария о единстве Святой Троицы. Спиридон взял в руки кирпич и стиснул его: из кирпича вышел вверх огонь, вниз потекла вода, а в руке осталась глина. «Си три стихии, а плинфа (кирпич) одна,- сказал святитель, - так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество едино». Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, где находится икона Святого Спиридона, епископа Тримифунтского: г. Москва, ул. Неждановой, д. 15/2. Именины у Александра, Спиридона.

26 декабря - Евстрат, Евгений. « Евстрат солнышку рад». После солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Наблюдают за погодой 12 суток до 7 января. Каждый день покажет погоду одного месяца следующе­го года. Какая погода на Евстрата – таков и январь, следующий день – предсказывал погоду на февраль и т.д. Рождество укажет на погоду в декабре нового года. В этот день нечисть на метлах летает, солнце замести пытается, вихри снежные поднимает. Именины у Евгения, Арсения, Аркадия, Германа, Евстрата.

27 декабря – день святого Фирса. Зима ночи урвала, дня притачала. Снег валит хлопьями - жди доброго урожая хлебов. Именинники: Филипп, Григорий, Фирса, Филимон.

Приметы Новолетья : Накануне Нового года справлялась богатая кутья. На следующее утро хозяин дома встаёт рано и, осмотрев своё хозяйство, набирает миску хлебных зёрен, обходит все свои строения и бросает горсти зерна в разные стороны для того, чтобы был такой урожай хлеба, которым можно было бы наполнить все эти помещения.

Черпать нужные для кутьи зёрна следует такой посудиной, которая не превышала бы объёма горшка, в котором будет вариться кутья, и черпать нужно вровень краёв, чтобы не было излишка, то есть верха или горки, иначе кутья не удастся, а в предстоящие Святки в доме будет много излишеств, будет больше гостей, чем нужно, и пойдут лишние расходы.

В кашу, приготовленную в новогоднюю коляду, хозяйка кладёт кольцо. Если за ужином его вычерпнет сам хозяин, то в течение следующего года в доме всё будет благополучно.

Утром 1 января при умывании полезно класть в воду медные и серебряные деньги, чтобы в течение года быть здоровым, крепким и румяным, как медь, и иметь чистое, белое и гладкое лицо, как серебро.

28 декабря – день святых Степана и Трифона. С солнцеворота метели должны брать разворот. Именины у Дмитрия.

29 декабря – Аггей-пророк. Аггей Зимоуказник. Аггей иней сеет. « Коли на Аггея сильный мороз, то он про­стоит до Крещения (19 января)». Если в этот день на деревьях много инея, то Святки будут теплые. «Аггей – пророк сеет иней на порог». Снег к заборам привалит вплотную – плохое лето, а если останется промежуток – урожайное. «Холодный Аггей – к лютой зиме». Время детского веселья и игр. С утра до вечера пропадали на горках – катались на салазках, ледышках, старых корытах и обледенелых рогожах. Именины у Софии, Ильи, Макара, Марины, Аггея, Аркадия, Петра, Александра.

30 декабря – день пророка Даниила, трёх отроков – Анания, Азария, Мисаила. Даниил зимоуказчик. Канун новогодья, за морозами сила. В этот день старшие в семье рассказывали детям библейскую историю о юном пророке Данииле, которого царь Дарий велел за ослушание бросить в ров со львами, но вера в Бога помогла юноше укротить львов и остаться в живых. О трёх отроках на Руси: Вавилонский царь Навуходоносор был язычником и приказал как-то возвести золотого истукана высотой в шестьдесят локтей для поклонений. Как только раздались звуки труб, флейт, свирелей, арф – все пали ниц пред истуканом и воздали ему божеские почести. И только Анания, Азария и Мисаил – юноши-христиане не пожелали поклониться идолу и стояли прямо. Разгневанный Навуходоносор приказал бросить их в горящую печь, которую растопили в семь раз жарче, чем обычно. Отроков ввели в раскалённую пасть печи, но огонь не коснулся их, ибо они находились под покровительством ангела. Юноши вышли из огня живые и невредимые. Навуходоносор приказал возвести их на высшие государственные должности и запретил отныне под страхом смерти хулить христианского Бога.

Если иней в этот день, тепло будет через неделю. В ночь на Даниила было принято жечь большие костры – «разгонять потемь, стращать стужу». Именины у Григория, Анания, Даниила.

31 декабря – Модест Скотосохранитель. Святому Модесту молились от падежа скота. Просили Модеста, покровителя скота, заботиться весь год о домашних животных. Новолетье грядёт. Последний день года отмечался мужскими братчинами с пивом и мясом на столе. Именинники: Михаил, Модест, Марк, Виктория, Зоя, Семен.

14 ноября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 14 ноября

Кузьминки осенние

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.

Память братьев Космы и Дамиана родом из Малой Азии. Обладали даром исцеления болезней силой молитвы. Мощи святых были положены вместе в Феремане (Месопотамия). В народе считаются устроителями супружеской жизни.

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии-младшем, устраивали во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Отец их был грек и язычник, мать - христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастью. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и ночь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причислила ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали-и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал:

«Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…».

Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд.

«Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях-минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.

В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей:

«Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой».

Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал:

«Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему».

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.

И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала:

«Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!».

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее?

«Мы, - отвечали святые, - Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь».

Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.

Пришедши в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали:

«Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа -бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой - принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто - любитель народных зрелищ - страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали:

«Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду - ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях-минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения:

«Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское, потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста, а в конце делается молитвенное к ним обращение.

* Пророка Наума (VII в. до Р. Х.). Праведного Филарета Милостивого (782).
Святителей Порфирия, патриарха Антиохийского (413); Анании, епископа Ефесского. Мучеников Анании Персянина; Тута, Лохитрона и Кандиды. Святых Антония Нового; Саторника; Димитрия Трисхалея и Каллиника.

Пророк Наум

Св. пророк Наум - из 12 малых пророков. Он родом из Елкоша, города в северном Израиле, проповедовал в царствование Езекии то есть между 727 и 698 гг. до н. э. Полагают, что он пророчествовал во время царствования иудейского царя Езекии, когда было разрушено царство израильское. Он предсказал разрушение Ниневии. Известная под его именем ветхозаветная книга содержит в себе яркую картину религиозно-нравственного и политического состояния Израиля и даёт много указаний на историю Ассирии. Книга пророка Наума представляет из себя последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из неё произошёл Сеннахирим, умысливший зло против Сущего, а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Разъясняется, что Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут её, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребён в своем отечестве. Оставил после себя книгу, состоящую из трех глав.

Праведный Филарет Милостивый

Св. Филарет, прозванный Милостивым за свое особенное милосердие к бедным, жил в малоазийской области Пафлагонии, в городе Амии, при царе Константине и матери его Ирине, в VIII в. Был женат и имел детей. Св. Филарет происходил от благородных и благочестивых родителей и был очень богат, но не наслаждался богатством. Постоянно помышляя о будущей жизни, любил нищих и убогих и раздавал им щедрую милостыню, и вообще, кто бы чего ни попросил у него, никому не было отказа. Господу было угодно испытать св. Филарета в терпении, как некогда праведного Иова. Арабы напали на Пафлагонию, ограбили жителей, и у св. Филарета осталось только два вола, одна корова и дом, где он жил. Но он не горевал о своей потере, а, подобно Иову, предался воле Божией и не переставал помогать бедным последним своим добром. Так, отдал сначала одного, а потом и другого своего вола поселянам, у которых пали волы на поле, отдал и корову, даже с теленком, чтобы не разлучать теленка с матерью; отдавал последнюю свою одежду и хлеб. Жена и дети роптали на святого, но он утешал их, говоря пророчески: «У меня есть так много сокровищ, что если вы проживете еще сто лет, будет у вас всего в достатке». И действительно, Господь возвратил Филарету богатство. Императрица Ирина, желая женить своего сына Константина, велела собрать со всего царства знатных и красивых девушек, чтобы выбрать из них невесту Константину. В числе невест была представлена во дворец одна из внучек Филарета, Мария. Она понравилась царю больше всех и стала царицей. Св. Филарет возвысился и снова разбогател, и тогда сбылась его надежда на Господа. Жена и дети сознались в своих оскорблениях, деланных ему, и просили прощения. Св. Филарет, и возвысившись, не переставал быть смиренным и добрым. Однажды он велел своим домашним устроить обед для царя и вельмож, но привел нищих и увечных и сам угощал их, сидя вместе с ними. Перед смертью завещал детям жить так же, как жил он - быть благочестивыми и добрыми к бедным и нуждающимся. Много слез было пролито на могиле св. Филарета: вопили и рыдали все нищие и убогие. При гробе его совершилось множество чудес. Вскоре после смерти один из родственников св. Филарета видел его во сне, сидящим на золотом престоле и окруженным святыми.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
12.03.2019 -
13.03.2019 -
14.03.2019 -

Loading...Loading...