Что олицетворяла фемида. Фемида – богиня правосудия

. От матери Геи она получила Дельфийский оракул , где давала предсказания , который передала своей сестре Фебе , та отдала его своему внуку Аполлону .

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну . Созывает богов на совет .

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам . По некоторым, изобрела героический гекзаметр . Она воспитала благочестие индов .

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды . Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй, а является её порождением, а также супругой Зевса в качестве основы правопорядка .

Фемида была великой богиней , которая управляла 13-месячным годом , разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо , что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода». Ей посвящен LXXIX орфический гимн.

Символика

, . Весы добро и зло , Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом.

Иносказательно : Фемида — правосудие, закон ; , Юстиции меч .

В ходе реконструкции здания Верховного Суда Российской Федерации над входом в комплекс со стороны Большого Ржевского переулка была установлена скульптура Фемиды, работы скульптора Александра Цигаля , на лице которой отсутствует повязка — символ беспристрастия, что вызвало многочисленные критические публикации в прессе.

Фемида без повязки на глазах упоминается у В. А. Гиляровского в «Москве и москвичах »».

Рис. 1. Фемида с весами и «римским мечом ». Статуэтка. «Фемида (Θέμις), в античном мифотворчестве древнегреческая богиня правосудия и законного порядка, титанида , устроительница и блюстительница нравственных основ и всего строя жизни , дочь Урана и Геи , после богини Метис вторая законная супруга Зевса , мать ор и мойр (богинь судьбы ) (Гесиод, Теогония, 135, 901-906). Богиня Фемида была матерью многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы мойры и богини времен года оры или горы . По одной из версий мифа, Фемида является матерью Прометея. Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на океаниде Фетиде приведет к рождению сына, который свергнет верховного бога-громовержца. Ее предсказание расстроило брак Фетиды с Зевсом . В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс (Эсхил, Прометей, 18). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул , который передала своей сестре Фебе , та отдала это «прорицалище » своему внуку Аполлону (Эсхил, Эвмениды, 2-8). По сообщению Овидия она же предупредила Атланта, что однажды сын Зевса похитит яблоки у его дочерей Гесперид . По Гомеру она исполняет обязанности глашатая верховного бога Зевса на Олимпе , созывает богов на собрания, председательствует на пирах небожителей. В значении советницы верховного олимпийского бога , сидящей возле его трона, она нередко выступает в послегесиодовских поэтических произведениях. Благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле , причем самое имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь . Под ее же покровительством находятся все ищущие гостеприимства, угнетенные, потерпевшие несправедливость . В произведениях искусства Фемида изображалась с повязкой (символом беспристрастия ) на глазах , с мечом , иногда с рогом изобилия и весами в руках . В Олимпии жители Древней Греции ставили жертвенники Зевсу, Гее и Фемиде рядом , что показывает, насколько чтили они эту богиню правопорядка ».

КОММЕНТАРИЙ :

Вот тут начинается первая тайна в изображении богини правосудия Фемиды рядом или верхом на страусе .

Рис. 2. Фемида Лука Джордано , 1686 год . На картине богиня правосудия Фемида изображена «стоящая на » или рядом со страусом?! Откуда это символическое изображение? Страус как символ : «Символ ухода от проблем: « ». В австралийском гербе страус эму является щитодержателем вместе с кенгуру ». Однако это выражение — «спрятать голову в песок, как страус » неправильное. «Африка́нский стра́ус (лат. Struthio camelus) — бескилевая нелетающая птица , единственный современный представитель семейства страусовых (Struthinodae). «воробей —верблюд » (греч. στρουθίο-κάμηλος). Легенда , что напуганный страус прячет голову в песок , вероятно, происходит от того факта, что самка страуса, сидящая на гнезде, в случае опасности распластывает по земле шею и голову, стремясь стать незаметной на фоне окружающей саванны. Так же страусы поступают при виде хищников. Если к такой затаившейся птице приблизиться, она мгновенно вскакивает и убегает. « Расхожее мнение о том, что страусы прячут голову в песок, спасаясь от хищников, берёт начало в работах Римского учёного Плиния старшего, в записях которого читаем: «страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым» ». Зона обитания страусов охватывает сухие безлесные пространства Африки и Ближнего Востока , включая Ирак (Месопотамию), Иран (Персию) и Аравию . Однако из-за интенсивной охоты их популяция сильно сократилась. Ближневосточный подвид , S. c. syriacus, считается исчезнувшим с г. Ещё раньше, в плейстоцене и плиоцене , различные виды страусов были распространены в Передней Азии , на юге Восточной Европы , в Центральной Азии и в Индии . Красивые маховые и рулевые перья страусов издавна пользовались спросом — из них делали опахала, веера и плюмажи головных уборов . Прочная скорлупа страусиных яиц использовалась африканскими племенами, как сосуды для воды, а в Европе из этих яиц делали красивые кубки . Из-за перьев, которые шли на украшение дамских шляп и на веера, страусов почти истребили в XVIII — начале XIX вв. Если бы в середине XIX в. страусов не стали разводить на фермах, то они к настоящему времени, возможно, были бы уже полностью истреблены , как был истреблён ближневосточный подвид страуса ».


Рис. 3.
«Африканский страус — самая крупная из современных птиц: его рост достигает 250 см, масса до 150 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощённую голову. Клюв прямой, плоский, с роговым «когтем » на надклювье, довольно мягкий. Глаза большие — самые крупные среди наземных животных, с густыми ресницами на верхнем веке. Каждый глаз размером с мозг . Ротовая щель доходит до глаз . … Задние конечности длинные и сильные , всего с двумя пальцами . Один из пальцев заканчивается подобием рогового копыта на него птица опирается при беге . … Страус обитает в открытых саваннах и полупустынях, севернее и южнее зоны экваториальных лесов. Вне брачного сезона страусы обычно держатся небольшими стаями или семьями. Семья состоит из взрослого самца, четырёх-пяти самок и птенцов. Нередко страусы пасутся вместе с табунами зебр и антилоп и вместе с ними совершают долгие переселения по африканским равнинам. Благодаря своему росту и прекрасному зрению , страусы первые замечают опасность. В случае опасности они бросаются в бегство, развивая скорость до 60-70 км/ч и делая шаги в 3,5-4 м шириной, и при необходимости круто меняют направление бега, не снижая скорости. Молодые страусы уже в месячном возрасте могут бегать со скоростью до 50 км/ч . Обычной пищей страусов являются растения — побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных — насекомых (саранчу), рептилий , грызунов и остатки от трапез хищников. Молодые птицы питаются только животной пищей . В неволе страусу требуется около 3,5 кг пищи в день . Поскольку у страусов нет зубов, для измельчения пищи в желудке они глотают мелкие камешки, а зачастую и всё, что им попадается: гвозди, куски дерева, железа, пластмассы и т. д. Страусы могут длительное время обходиться без воды, получая влагу из поедаемых растений, однако при случае охотно пьют и любят купаться. Сейчас страусов разводят более чем в 50 странах мира (включая страны с холодным климатом, например, Швецию), однако большинство их ферм по-прежнему сосредоточено в Южной Африке. На страусах можно ездить верхом. Взрослый самец везёт человека без труда . (Может быть, древние мыслили, что страус «ездовая » птица Фемиды ? Прим. ред. ) В настоящее время страусов разводят преимущественно ради дорогой кожи и мяса. Мясо страусов напоминает постную говядину — оно нежирное и содержит мало холестерина . Дополнительными продуктами являются яйца и перья . Перья из птиц не выдёргивают, а раз или два в году аккуратно срезают близко к коже . Только двух-трёхлетние и более старые страусы подходят для такой операции — у молодых птиц перья неценные . (Интересно, что ) Глаза у страуса больше, чем его мозг . Большая часть гербов Польши имеет в нашлемнике страусиные перья».

Рис. 4 . «Страус — полигамная птица. Чаще всего страусов можно встретить группами по 3-5 птиц — один самец и несколько самок. … Доминантный самец покрывает всех самок в «гареме», но пару образует только с доминантной самкой и вместе с ней высиживает птенцов . (Как это похоже на «проделки» Зевса ! Прим. ред. ). Яйца все самки откладывают в общую гнездовую ямку, которую самец выскребывает в земле или в песке. Её глубина всего 30-60 см. Яйца страусов — самые крупные в птичьем мире, хотя относительно размеров самой птицы они невелики: длина яйца – 15-21 см, вес — от 1,5 до 2 кг (это примерно 25-36 куриных яиц). Скорлупа страусиных яиц очень толстая — 0,6 см, её цвет обычно соломенно-жёлтый, реже более тёмный или белый. В Северной Африке общая кладка обычно состоит из 15-20 яиц, на юге материка — из 30, в Восточной Африке число яиц доходит до 50-60. Каждая самка откладывает яйца, по-видимому, раз в 2 дня.

Когда доминантная самка отложит все яйца, она требует, чтобы остальные самки удалились, прикатывает в центр кладки собственные яйца (она отличает их по фактуре скорлупы) и приступает к насиживанию. … Самка, отложив яйца, никогда к ним больше не подходит . Всю заботу берёт на себя самец-отец . Нередко днём яйца остаются без присмотра и обогреваются лучами солнца. Насиживание длится 35-45 дней. Тем не менее, часто многие яйца, а иногда и все, гибнут из-за недосиживания. Яйца высиживает только самец. Прочную скорлупу страусиного яйца птенец взламывает около часа, иногда и больше. Упирается одной ногой в тупой конец яйца, другой ногой в острый и бьёт клювом в одно место, пока не появляется маленькая дырочка. Потом делает так ещё несколько дырочек. Затем, чтобы выломать себе выход, птенец бьёт по скорлупе затылком, поэтому вылупляются птенцы африканских страусов с гематомами на затылке, которые быстро проходят . Когда птенцы вылупляются, взрослая птица разбивает яйца, которые точно испортились (обычно они лежат по краям). На них слетаются мухи, которые служат пищей птенцам. … Страусята вылупляются зрячие, покрытые пухом и способные к передвижению. Только что вылупившийся страусёнок весит ок. 1,2 кг, а к четырём месяцам достигает 18-19 кг. Птенцы на следующий день после вылупления оставляют гнездо и путешествуют вместе с отцом в поисках пищи» . (Вот, оказывается, как не просто получить жизнь в Материальном мире ?! Прим. ред.)

Итак, наши исследования соответствия Страуса в качестве символа , связанного с Фемидой , практически не увенчались успехом. В итоге остались для раздумий такие качества Страуса : красивые, грациозные, с острым зрением, вегетарианцы и не агрессивны. Выносливы, сильны, быстры, плодовиты. Имеют красивые перья, вкусное мясо, возможность размножаться в неволе, долгожители, привязаны к человеку и друг к другу. Старшие берут на себя ответственность за охрану и воспитание «страусов — детей »: «Способными к размножению страусы становятся в 2-4 года. Африканские страусы живут, как и люди, то есть в среднем 75 лет . Птенцы крепко привязаны друг к другу. Если две группы птенцов оказываются слишком близко, то смешиваются, и их уже не разделить . Родители вступают в схватку друг с другом . Победители берут на себя заботу обо всех птенцах . Поэтому нередко встречаются группы разновозрастных птенцов». Узнать об этом мнение художника картины Фемида Лука Джордано , 1686 год мы тоже не сможем. Заметим, что название Страуса на греческом языке: «Его научное название в переводе с греческого означает «воробей —верблюд » (греч. στρουθίο-κάμηλος)». Тем не менее, все то, что мы узнали о «особенностях » страуса, это интересно и может служить в качестве положительных характеристик этих птиц для «символа » богини правосудия Фемиды.

Продолжим наши исследования :

В нашей работе на сайте раздел «Средиземноморье »: мы рассказывали об иерархических статусах греческих богов с помощью записи на греческом их «Имен » в матрицу Мироздания. Там мы также узнали, что гора Олимп , на которой существуют все Олимпийские боги «располагается » также в матрице Мироздания. Фактически это та же самая гора, которая в Ведах называется горой Меру (Сумеру ) – .

Рис. 5. На рисунке показано: 1. Название горы Олимп – «ОЛИМПОС ». Дуговой скобкой слева вверху показано положение в Верхнем мире матрицы Имени Брахма . 2. Имена на греческом олимпийских богов Зевса – «ЗЕУС » и Посейдона – «ПОСЕЙДОН » в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание. Оба «Имени» занимают пространство матрицы от 21-го уровня Верхнего мира до 15-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. Матрица Мироздания была сакральным базисом для создания всего пантеона «Имен» греческих богов древними мудрецами. Эту тайну «Имен » богов и священной горы в матрице Мироздания греки заимствовали у египетских жрецов.

Рис. 6. На рисунке аналогичном предыдущему показана запись на греческом «Имени » богини правосудия Фемиды в матрицу Мироздания. «Феми́да, Темис (др.-греч. Θέμις) — в древнегреческой мифологии богиня правосудия , титанида , вторая супруга Зевса ». Дуговой скобкой вверху слева показано положение в Верхнем мире матрицы «Имени » Фемида . «Имя » Фемис – Фемида занимает пространство матрицы от 15-го уровня Верхнего мира до 1-го уровня включительно Верхнего мира матрицы Мироздания. Слева от «Имени » Фемида контурным рисунком показано «правильное » изображение Фемиды с мечом и весами в руках. О том, почему это «правильное » изображение Фемиды будет рассказано ниже. Остальные детали изображений и «Имен » хорошо видны на рисунке.

Рассмотрим ряд различных изображений Фемиды, известных из литературных (Интернет) источников.

Рис. 7. На рисунке показаны контурные изображения богини правосудия Фемиды. Мы знаем, что «Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия , с рогом изобилия и весами в руках . Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло , поступки, совершённые смертными при жизни . Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом. Иносказательно : Фемида — правосудие, закон ; весы Фемиды — символ правосудия ; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире , но вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстиции меч ». Рассмотрим ниже на рисунке 8 — отдельно контурный рисунок в правом верхнем углу. Он удобен для исследования, так как богиня стоит перед нами в фас.

Рис. 8. Из результатов наших исследований «священных символов » в массе наших статей на сайте мы знаем, что древние мудрецы строили изображения «символов » на основе сакрального базиса , в качестве которого выступала матрица Мироздания . Не только сама богиня Фемида, но и каждый предмет на рисунке у древних был священным символом, связанным с матрицей Мироздания. Такими символами являются меч и весы в руках богини. Из результата совмещения контурного рисунка Фемиды, который показан в правом верхнем углу предыдущего рисунка, мы видим, что положение меча произвольно, а весы «правосудия » выходят за границы Верхнего мира матрицы Мироздания. Макушка головы Фемиды должна совмещаться с 15-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания, так как с этого уровня «записывается» ее «Имя » выше на рисунке 6. Так мы и совместили на данном рисунке контурное изображение тела богини правосудия Фемиды. Справа дуговыми скобками описано пространство в Верхнем мире матрицы Мироздания, где существуют мириады Душ – Джив живых существ. Об этом мы, в частности, рассказывали конце работы раздел «Египтология » — .

Рис. 9. На рисунке показано графически отредактированное нами контурное изображение богини правосудия Фемиды. Меч в ее руке «получил » свое символическое значение. Он «привязан » к параметрам матрицы Мироздания (угол наклона). Его конец достигает 14-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и указывает на приоритет Верхнего мира над Нижним миром матрицы Мироздания. На этом уровне находится повязка на глазах Фемиды . Повязка имеет следующее символическое значение – «глаза богине не нужны, чтобы видеть деяния и судьбы Душ — Джив », которые подвластны Фемиде . Весы обрели свое место в пределах Верхнего мира матрицы Мироздания. Ноги богини достигают первого уровня Верхнего мира матрицы. Слева показано изображение Фемиды , держащей в своих руках «Рог Изобилия ». Из понимания Приоритета Верхнего мира (Невидимого мира ) над Нижним миром (Видимым миром) следует почти очевидный вывод (это открытие ), что под «Рогом Изобилия » древние мудрецы понимали пирамиду Верхнего мира матрицы Мироздания . На рисунке жирными стрелками показаны внешние границы «Рога Изобилия ». Сакральный смысл «Рога Изобилия » при этом можно выразить так: – «Все происходит или проистекает из Верхнего мира матрицы Мироздания как из Рога Изобилия ». Каждая Душа , воплощенная или нет, получает «богатство жизни » как благословение или как искушение .

Несколько слов о современном понимании «Рога Изобилия »: «Рог изоби́лия (лат. cornu copiae) — символ изобилия и богатства . Изображается большей частью изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным (либо извергающим их и всяческие блага). В произведениях изобразительного искусства влагается в руки маленького Плутоcа (бога богатства в древнегреческой мифологии), Фортуны , Геи , также Геракла . В архитектуре изображается на капителях и карнизах , особенно коринфского ордера , также над сводами, под окнами и тому подобными элементами строений.

Представление о роге изобилия заимствовано из древнегреческой мифологии , в которой он является принадлежностью козы Амальтеи или обратившегося в быка Ахелоя (Амалфеин рог, Амалфеев рог). Выражение как поговорочное встречается уже у поэта VI века до н. э. Фокилида : «поле ведь, говорят, рог Амалфеи » . Рог изобилия находился в правой руке богини правосудия Фемиды .

Рог изобилия изображён на государственных гербах Колумбии , и Харькова .

«В более древние времена рог изобилия (как и все, что имело отношение к богатству) был связан с Аидом , царством мертвых. Рог изобилия принадлежал богу богатства Плутосу . Не случайна языковая близость имен Плутоса (Πλο ῦτος) и Плутона (Πλούτων), владыки царства мертвых. В своей ранней форме Плутос как и Плутон связан с Персефоной. В элевсинских мистериях Плутос и Плутон отождествлялись. Последний мыслился обладателем несметных подземных богатств »».

Вот такие тайны богини правосудия Фемиды мы узнали с помощью знаний о сакральном базисе «вего », известном древним мудрецам , как матрица Мироздания .

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология » – и — Пифоном Пана. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в

Один комментарий: “Тайны богини правосудия Фемиды в матрице Мироздания”

    Удивительные тайны раскрывает статья про Фемиду! Греческая мифология предстает совершенно в ином виде – не сбором «мыльных опер» об Олимпийских богах, а целостным описанием Мироздания. Для меня, наконец, раскрылась тайна «Рога изобилия Фемиды». Оказывается это священный символ, обозначающий Верхний мир матрицы Мироздания или, как называет его автор «Невидимый мир»! Образ Фемиды также священный символ, указывающий на пространства Божественного Мироздания – «Рог Изобилия», где совершается воздаяние: кара либо вознаграждение душ. Повязка на глазах Фемиды указывает на то, что богиня все видит в истинном свете «другими божественными глазами», которые не обманешь. Фактически Фемида сама находится в «Роге изобилия» и сама посылает оттуда в «Видимый мир» дары и наказания людям.

    Римляне вместо рога изобилия вложили в правую руку Фемиды меч (он как раз доходит до 14 уровня Верхнего мира, рис. 9), олицетворяющий кару, сведя роль Фемиды к карающей богине. Греческие жрецы не вкладывали такой односторонний смысл в роль этой богини Мироздания. Подтверждение этому: «Фемида — дочь Урана и Геи, титанида. Вторая после богини мудрости Метиды (Метис) супруга Зевса.

    Согласно Мусею, она вскормила Зевса (точнее, воспитала). От союза с Зевсом она родила трёх Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрену («Мир»); и, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр: Клото́ («Пряха»), Ла́хесис («Судьба»), А́тропос («Неотвратимая»).
    О́ры, Горы, Хоры (др.-греч. Ὥραι, «Времена») — богини времен года в древнегреческой мифологии, ведали порядком в природе. Дочери Зевса и Фемиды (либо дочери Гелиоса и Селены). Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Орры запрягают коней Гелиоса.

    Так, что Фемида вместе со своими дочерьми – богиня «Времени в Мироздании»! Всему свое время, как говорил Екклесиаст или Проповедник – Бог — Судья. Еккл. (3. 1:17):
    «Гл.3.
    1. Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
    2. время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
    3. время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
    4. время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
    5. время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
    6. время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
    7. время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
    8. время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
    9. Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
    10. Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
    11. Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
    12. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
    13. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.
    14. Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
    15. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее.
    16. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
    17. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там». …

О том, что в рамках проекта «Символ Права» в Екатеринбурге был разработан образ богини Права – Православа. По словам координатора проекта Геннадия Чеурина, весы, в руках богини Права должны состоять из трех чаш, равноудаленных и равновеликих. Они символизируют основу права: юридические (правовые) конструкции, первоэлементами которых являются дозволение, запрет и позитивное обязывание. Авторы нового образа считают необходимым различать богиню Права Православу и других известных богинь: древнегреческих Фемиду (богиня правосудия) и Диос (богиня справедливости), древнеримскую богиню правосудия Юстицию и древнеегипетскую богиню Маат, а также понятия Права и Правосудия. Правосудие, по мнению авторов, является частью Права.

Фигура, изображающая правосудие! - провозгласил аукционист. - Бронзовая. В полном порядке. Пять рублей. Кто больше? Шесть с полтиной справа, в конце - семь. Восемь рублей в первом ряду прямо. Второй раз восемь рублей прямо. Третий раз. В первом ряду прямо.

К гражданину из первого ряда сейчас же понеслась девица с квитанцией для получения денег. («Двенадцать стульев», И. Ильф, Е. Петров)

Итак, кто же эта фигура – Фемида или Юстиция, которую купил гражданин из первого ряда? И чем все-таки различаются все эти образы?

Вот как мы можем представить Фемиду в соответствие с современными описаниями из словарей.

Фемида (Темида, Темис) (гр. themis (themidos), Θέμις, Thomis) - богиня древнегреческой мифологии. Титанида, дочь Урана и Геи.

По одной из версий, Фемида была второй законной женой Зевса. Так, по Гезиоду Фемида -вторая после богини Метис (ум) супруга Зевса, олицетворяющая идею порядка. Перестав быть женой Зевса, Фемида вместе с Дике осталась его помощницей и советницей.

По другой версии, Фемида была возлюбленной Зевса и приближенной советницей верховного олимпийского бога, сидящей возле его трона. По Гомеру она исполняет обязанности Зевсова глашатая на Олимпе, созывает богов на собрания, председательствует на пирах и собраниях небожителей (по другим источникам, и людей), разрешает их споры, при возвращении Геры на Олимп встречает богиню с чашею.

От Зевса Фемида была матерью Гор (богинь времен года) и Мойры (богинь судьбы Клото, Лахесис, Атропос).

По одной из версий Эсхила, Фемида также является матерью Прометея (Aeschyl. Prom. 18), при этом она явно сближается с землёй Геей и мыслится одним божеством под разными именами.

Как блюстительнице установленного в мире порядка, Фемиде приписывается способность предсказывать будущее; в Дельфах, до утверждения там культа Феба Аполлона, ей принадлежал унаследованный от Матери-земли оракул и треножник, с которого она давала предсказания вопрошающим. От матери Геи она получила Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище Аполлону - своему внуку. Обладая даром прорицания, Фемида открыла Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. В Олимпии вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды.

Считается, что благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле. Под ее же покровительством находятся все ищущие гостеприимства, угнетенные, потерпевшие несправедливость.

Фемиду называют богиней права, правды, порядка (правопорядка, законного порядка, законопорядка), справедливости и правосудия. В этом облике она предстает устроительницей и блюстительницей нравственных основ и всего строя жизни, а также богиней предсказаний.

Фемида первоначально – олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее – богиня правосудия, председательствовавшая на собраниях богов и людей, в последующем - персонификация правосудия в современном мире (самое имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь).

Иносказательно Фемида в переносном смысле означает правосудие, закон

Фемида как богиня обладала соответствующими ее статусу атрибутами и слугами.

Слуги (жрецы) Фемиды - слуги закона, судьи. Жрецами Фемиды также иногда называют юристов.

Мантия Фемиды - торжественное ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае - правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние.

Весы Фемиды - древний символ меры и справедливости. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание на весах правосудия Фемиды деяний, добра и зла, вины и невинности.

Повязка на глазах богини Фемиды символизирует беспристрастность. Судья не взирает на конкретные личности, - истца или ответчика, - на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Меч Фемиды - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он - символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия «правого дела». Строго говоря, раньше богиня, как правило, опиралась на него, что показывало, что правосудие опирается на силу.

Статуя Фемиды до сих пор считается символом правосудия, олицетворением правосудия, самим правосудием.

Но в настоящее время существует значительное разночтение, как должна выглядеть Фемида.

Как указано в различных современных источниках Фемида изображалась:

  • с рогом изобилия и весами,
  • с повязкой на глазах и весами в руке,
  • с повязкой на глазах, с мечом (иногда с рогом изобилия) и весами в руках
  • с повязкой на глазах, с весами в одной руке и мечом в другой
  • с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.
  • всегда с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.

Интересно, что этим описания не соответствует образ Фемиды, изображенный на картинах средневековых художников. Ими Фемида запечатлена, например, следующим образом.

Кисти французского живописца и рисовальщика Прюдона Пьера Поля (Prudon Pierre Paul, 1758-1823) принадлежит картина « и Немезида» (

Итальянский художник, писатель, историк и архитектор, основатель историко-художественного письма Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 30 July 1511 – 27 June 1574) написал образ в свойственной ему манере.

Итальянский художник эпохи барокко Джордано Лука персонифицирует с женской фигурой («Фемида», Джордано Лука (Giordano Luca) (1632-1705)).

Как известно, богиня Юстиция (лат.Iustitia; Justitia Augusta) - богиня правосудия в древнеримской мифологии, соответствующая богине Дике в древнегреческой мифологии. Как отмечают составили статей о богине Юстиции, она являлась аллегорическим олицетворение моральных сил в юридической системе.

Культ Богини Юстиции существовал в Риме со времён Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. Судя по одной надписи, Юстиция имела особого жреца.

В настоящее время, юстиция (лат. justitia - справедливость, законность, от jus - право), термин, обозначающий - 1) правосудие; 2) система судебных учреждений, судебное ведомство, их деятельность. В зависимости от вида и сферы судопроизводства выделяют гражданскую, административную, уголовную, электоральную, конституционную, военную, международную юстицию.

Как утверждают составители словарей, Богиня Юстиция - изображает правосудие как обладательница трех символов: меча, символизирующего принудительную власть суда; чаши весов в каждой руке, взвешивающие людские дела; с завязанными глазами - символом беспристрастного вынесения решений.

Как утверждается, начиная со средневековья, Богиня Юстиция стала изображаться с повязкой на глазах и, иногда, обнажённой грудью.

Какой же видели Юстицию – Правосудие средневековые художники?

Так, всет-таки какие у нас символы?

Источники:

  • Современная энциклопедия. 2000.
  • Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  • Энциклопедия Кольера. - Открытое общество. 2000.
  • Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь, 2006 г.
  • Пигулевская И.С. Словарь греческой мифологии, 2010 г.
  • Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
  • Большая советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Краткий словарь мифологии и древностей. М. Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.
  • Ehrenberg V., Die Rechtsidee im frühen Griechentum, Lpz., 1921; Harrison J. Е., Themis, A study of the social origins of greek religion. Camb., 1927.
    А. Л.
  • Мифы народов мира
  • Мифы Древней Греции. Словарь-справочник. EdwART, 2009.
  • И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001
  • Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000
  • Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. - М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.
  • Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.
  • Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
  • Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
  • Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
  • Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.
  • Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
  • Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

Комментарии 38



Вы очень правы, безОбразие присутствует, и это не правильно.


Мне кажется, символ правосудия - слишком "государственный", значимый, его образ должны прорабатывать не какие-нибудь дизайнерские "ООО", а орган типа Геральдического совета.


Родилось предложение. Вероятно у каждого человека возникает иногда недовольство каким-то обстоятельством в масштабах страны и своё понимание пути исправления недостатков. Быть может, откроете специальный раздел по приёму таких предложений? Скажем, в течение года производится сбор предложений, обсуждение, голосование за них посетителей, изучение экспертами, членами Советов сайта, а в конце 3-го квартала направлять список предложений в гос. структуры. Даже если 1 идея за 5 лет будет реализована - уже не зря. Конечно, сейчас модно разные петиции выдвигать и голосовать за них, но эта площадка могла бы быть качественно другой. Давать возможность как пояснения своих мыслей (без ограничения обёма), так и обсуждения посетителями, вычленения разумного зерна, корректировки по итогам обсуждения и т.п. Только структуру, форму раздела нужно удобной продумать.


Извините, если предложение не уместно.


С символами у нас сейчас беда! Каждый на свой лад. Может быть, все-таки воспринять Фемиду, но только "согласовать" основные черты ее образа? Например, если меч, то поднятый, угроза кары все-таки. А не опущенный, как после свершения правосудия. А то незнание истории по-прежнему будем выдавать за "режиссерскую" находку?


А про "позитивное обязывание" лично я ничего пока сказать не могу, слишком ново...



Спасибо, очень интересно.

Раньше не знал о подмене рога изобилия на меч, не задумывался об этом. А ведь, сдаётся мне, изначальное изображение с рогом более ближе к истине. Наказание, кара - завершение людского правосудия за совершённые проступки. Божественное (это же изображение Богини) - воздаёт, награждает по делам всех без исключения. Действительно, смысл глубже.


Вряд ли приживутся предложенные изменения символа правосудия. Две чаши - интуитвно понятны всем. А кто из людей, не имеющих юридического образования, сможет сказать, что такое позитивное обязывание?


Одно грустно, что не нарисуй, получим Обвинительный Приговор.


Здравствуйте, Геннадий.


Да статья, в общем-то, понятна, вопросов нет.


Символ правосудия – это в какой-то части символ государства, его официальных органов, отделяющих правых от виноватых. Символика государственных органов не должна определяться какими-то отдельными субъектами. Образ государства чрезвычайно важен даже в мелочах и единая политика в таких вещах обязательна.


По теме статьи. Смотрю на весы Богини и без каких-либо пояснений понимаю, что там происходит взвешивание хороших поступков и плохих, добра и зла. А доказано - не доказано, предусмотрено законом - не предусмотрено, казуистика и крючкотворство – всё это от Лукавого. По этой логике можно много чаш накрутить. Две чаши, на мой взгляд, правильней.


Насчёт рога просто заметил, что смысл первоначально был другой, глубиннее. Но для людских судейских меч вернее будет, они лишь наказание определяют, не вознаграждают.


Надеюсь, ничем Вас не задел, просто выразил своё мнение как человека, не знакомого со всеми тонкостями судопроизводства.


С уважением, Владимир.


День дбюрый, соратники.


Рад интересу к нашей теме.


Готовы ответить на вопросы уточняющие.


Извините, Геннадий, если задел, но не имел умысла.


Вопрос был вызван лишь непониманием связи моего предложения и Вашего комментария. Спасибо разъяснение.


С уважением, Владимир.


"........какая связь с Вашим удачным или не удачным опытом создания группы? ..."


Владимир, простите, а Вы по какой причине ТАК ЖЁСТКО отреагировали на мой пост? Если Ваш пост, ВОПРОС (...какая связь...?), то отвечу


По данной ТЕМЕ "стандартнный" подход не просто непродуктивен... Он НЕДОПУСТИМ.


Рктрограды данную тему ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ "активно тормозят"


Увы, именно по апричине наличия требования "........Разумеется, необходима цензура, модерирование тем и высказываний......" ДАННАЯ АВТОРСКАЯ тема не имела движения более ДВАДЦАТИ лет.


А в масштабах Общества, ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ лет.


Ныне её признали на уровне международном.



Искренне Ваш, Чеурин Геннадий Семёнович


АПредставляем ПЕРВИЧНИК мообщения


Как нам договориться друг с другом?






При спорах, переходящих нередко, увы, в жёсткие столкновения, принято призывать спорящих к ДИАЛОГУ. Но.....во всём мире наблюдается ныне глобальный правовой кризис. Украина сегодняшняя, - горький пример.









Символ Права.














































620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 13 оф. 213.?s=4478d41823d855c5dc604cd10e8f086b&uri=http%3A%2F%2Fvk.com%2Faway.php%3Fto%3Dhttp%253A%252F%252Fwww.sachev.ru%252Fdeyatelnost_simvol_prava.htm">www.sachev.ru/deyatelnost_simvol_prava.?s=c55283c2a7b2fefe1f162ea5c25e1b5d&uri=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fwrite%3Femail%3Dcheurin%40gmail.com">cheurin@gmail.?s=24ea8013a671f922dbf10252f2559d3e&uri=http%3A%2F%2Fvk.com%2Faway.php%3Fto%3Dhttp%253A%252F%252Fwww.sibir-put.ru">www.sibir-put.ru


Я говорил об этом:


На памятнике русскому солдату в Москве увековечили немецкий карабин:


Http://top.rbc.ru/society/12/05/2014/923229.shtml#xtor=AL-}

Loading...Loading...