Что такое чудо и бывают ли чудеса в современной жизни? Мощи Серафима Саровского: где находятся? Переселение в Радонеж.

Ольга родилась в большой крестьянской семье в селе Ильинцы в 30 километрах к западу от Чернобыля. Во время наступления немецко-фашистских войск в 1941 году она осталась одна со слепой матерью. Поставленный немцами староста покрывал ее и говорил, что она одна у своей мамы, за которой вынуждена присматривать. Из жалости к ним немцы не увели ее в Германию. А на самом деле у Ольги было еще три брата и две сестры, которые все воевали. Одна сестра была летчицей, а одна - медсестрой.

В 1943 году немцы отступали, на этот раз отношение их к местным жителям оказалось более жестоким. Фашисты рыскали по дворам в поисках прячущихся людей. Ольга в страхе забежала в маленький чуланчик с дровами возле дома, прижалась к стене, скрестила трясущиеся руки на груди и всем сердцем взмолилась: «Господи, если Ты есть, спаси меня, пожалуйста. Я всю жизнь в Тебя верить буду». Дверь открылась, в проеме показался фашист с автоматом. Посмотрев на Ольгу, а точнее - сквозь нее, он без единой эмоции повернулся и закрыл дверь. Многих в том селе расстреляли или сожгли, всех остальных увели в Германию. Из всего села спаслись только двое - Ольга и еще один мальчик, который ушел к партизанам. Из комсомола Ольга вскоре вышла и на всю жизнь стала глубоко верующим человеком.

Прошло много лет, сын Ольги Сергей перевез ее в Благовещенск-на-Амуре, но на протяжении всех этих лет Ольга постоянно пересказывала свою историю и так до конца не могла своим рассудком понять, почему тот фашист, посмотрев на нее, сразу повернул обратно.

Итак, что же такое , и как мы должны относиться к нему? Участвует ли в нашей жизни заботливая Божия рука, или мы наблюдаем лишь холодное стечение обстоятельств? Нужно ли нам вообще говорить о чем-либо сверхъестественном, когда современный человек ищет, прежде всего, разумного, рассудочного обоснования?

Постараемся быть беспристрастными. Если из Евангелия убрать чудо, то от Евангелия ничего не останется. Чудом является само от Девы, чудо наполняет жизнь Спасителя и многократно проявляется в делах, совершенных Им на земле. Хождение по водам, исцеление одним словом безнадежно больных, воскрешение умерших, в том числе , просияние Божественным светом на горе Фавор, Воскресение в третий день после смерти, Вознесение и ниспослание Святого Духа людям - всё это вехи в истории спасения людей Иисусом Христом, и эти вехи наполнены Божественным чудом

Чудо в принципе не может быть объяснено наукой, как бы ни усовершенствовался ее инструментарий

Дело в том, что, где действует Бог, там всегда есть какое-то чудо. А чудо - это то, что не может быть объяснимо научно. И не только с точки зрения современной науки, а вообще никогда не может быть объяснимо с позиций науки. Потому что наука, сколько бы ни усовершенствовались микроскопы и телескопы, есть всегда взгляд земной, обращенный к земному и объясняющий всё с позиций земного, а чудо, подаваемое Богом, - это милостивый дар, ниспосланный свыше, из мира, превышающего наш материальный тварный мир, и потому чудо не подвластно земным объяснениям.

Атеисты спешат отрицать чудеса. «Раз Бога нет, - рассуждают они, - то и чудес быть не может». И люди, привыкшие полагаться лишь на себя, считают, что Бог не может вмешиваться в нашу жизнь. Так, Лев Николаевич Толстой, величайший писатель с крайне трагичным мировоззрением, составил , из которого устранял всё чудесное, объяснял чудеса Христа лишь как обычные естественные ситуации. Например, исцеление больного, лежавшего 38 лет у Овечьей купальни (см.: Ин. 5: 1-9), он объяснял так, что был слабый человек, который, как и другие, суеверно верил в ежегодное схождение ангела в воду, но не поспевал первым броситься в купальню. Вот как пишет сам Лев Толстой: «Больной ждет 20 лет чуда, а Иисус говорит ему: ничего не жди, что в тебе есть, то и будет. Проснись. Есть сила встать и идти, и иди. Тот попробовал, встал и пошел. Всё это место, принятое за чудо, есть указание на то, что чудес не может быть и что болен тот человек, который ждет чудес, что самое большое чудо есть сама жизнь. Самое же событие совершенно просто, оно повторяется беспрестанно среди нас. Я знаю барыню, которая 20 лет лежала и поднималась только тогда, когда ей делали впрыскивание морфина; через 20 лет доктор, делавший ей впрыскивание, признался, что он делал впрыскивание водою, и, узнав это, барыня взяла свою постель и пошла» (Толстой Л. Соединение и перевод четырех Евангелий). Но если бы всё было так просто и каждый бы подымался, только лишь захотел, то скоро исчезла бы медицина. Сколько в больницах людей, которые желали бы так же быстро подняться, обходиться без операций и дорогих медицинских средств, но болезнь зачастую бывает сильней человека, полагаться лишь на свои силы наивно.

Попытку «естественного» прочтения Евангелия в свое время предпринимал и философ Гегель: в своей книге «Жизнь Иисуса» он изображал Христа просто как великого учителя, но устранял всё чудесное как что-то недействительное. В итоге с перечеркиванием чудес устраняется присутствие Божие в жизни людей: Бог не действует, для Него это невозможно, Он где-то там, за пределами Вселенной, а может быть, Его и вовсе нет. Православная же вера гласит: Господь Бог рядом с нами, Он видит и слышит, Он действует и помогает тогда, когда помощи ждать уже неоткуда.

Вот какая история случилась с близкими мне людьми. Они, еще будучи студентами Московской духовной академии, отправились в Архангельскую область. То была миссионерская экспедиция, участники которой беседовали с местными жителями о вере, отвечали на вопросы, крестили тех, кто еще не был крещен, совершали молебны (среди участников были священнослужители). В планы экспедиции входило посетить место древнего монастыря преподобного Кирилла Челмогорского.

На пути к древней обители находилось большое озеро. По эту сторону озера располагалось село, в храме которого уже 70 лет не служилась Литургия. И вот священники после стольких лет запустения храма совершили богослужение, а затем все решили переправиться к монастырю. День был солнечный, небо ясное, но местные жители по каким-то только им известным признакам предвещали бурю. И всё же наши миссионеры решили идти вперед, наняв четыре моторных лодки с водителями. Сначала всё было спокойно.

Увы, наблюдения местных жителей оказались пророческими. Пошел дождь, сначала мелкий, потом больше, небо в считанные минуты затянулось серым покровом. Потом поднялись волны и стали захлестывать лодки. Их разбросало друг от друга в разные стороны, приходилось уже вычерпывать воду, и один из участников экспедиции, близкий автору этих строк, подумал, что, видимо, придется остаться без всего снаряжения, фотоаппарата, обуви и плыть самостоятельно. Они боролись со стихией как могли. И вот тут все увидели самое страшное: впереди к лодкам приближалась темно-синяя туча, сверкали молнии, ливень приближался мрачной стеной, а ветер гнал мощный вал волн прямо на лодки.

Люди на берегу наблюдали за разворачивавшейся трагедией. И вдруг… все четыре лодки одновременно исчезли

Не раз рыбаки погибали здесь от волн и грозы. Сложившиеся природные условия не щадили задержавшихся на озере. И надо представить огорчение местных жителей, видевших смелый, казалось, необдуманный шаг наших миссионеров. Теперь, увидев эту полыхающую огненными вспышками темную стену ливня, на лодках молились все, даже неверующие водители. Стена приближалась всё ближе, сейчас она захлестнет лодки. Вот в этот-то момент и произошло невероятное. Люди на берегу наблюдали за разворачивавшейся трагедией, видели на фоне темной тучи четыре точки - лодки. И вдруг все четыре лодки одновременно исчезли из вида. Кстати, эта темная туча дошла до берега, ураган повредил деревья и постройки. А что же наши миссионеры? Они и сами не поняли, что произошло: вот только что они всем сердцем молились и видели темно-синюю стену с молниями перед собой, как вдруг она оказалась позади них! Один вспоминал: как будто она перешагнула через нас, совершенно не захлестнув и не причинив ни малейшего вреда. Так Господь Бог, Которому от всего сердца молились люди, чудесно избавил от разыгравшейся природной стихии. На месте останков монастыря миссионеры освятили крест, а когда плыли обратно, вода была гладкой, как зеркало.

Так что же такое чудо?

Бог не нарушает Своих же Собственных установлений. Поэтому чудо не нарушает законы природы - оно превышает их

Иногда можно услышать, что чудо есть нарушение законов природы. Но ведь сами законы природы - такие точные и целесообразные - тоже есть чудо Божие. И если бы мне кто сказал, что законы природы появились сами собой, из хаоса и пустоты, то я бы ни за что не поверил. Из хаоса происходит хаос, а четкие законы - от Законодателя. Законы природы установлены Богом (и потому они - тоже чудо), а Бог не нарушает Своих же Собственных установлений. Поэтому чудо не нарушает законы природы, а оно, скажем так, превышает их.

Чудо есть особое действие Божие, которое выходит за рамки повседневного течения событий. Это такое действие Божие, которое превышает тварную ограниченность мира. Приведем сравнение. Если взять кусок глины и предоставить его естественному ходу природных процессов, то ничего особого не произойдет, эта глина будет разве что усыхать и трескаться. А если дать глину талантливому мастеру, то он сможет вылепить сосуд, вазу, декоративный предмет, то есть сделает с глиной то, что с ней не стало бы по естественному ходу вещей. Но ведь талантливый мастер не нарушал законов природы, он лишь активно воздействовал на материал своего творчества. Так и чудо есть активное воздействие Божие на наш тварный мир, изменяющее его так, как угодно Богу.

Вот еще пример. Самолет состоит из элементов, которые все находятся в окружающей нас природе, но сам собой самолет из природы никогда не появится, для этого нужно вмешательство разума, творческого действия. Так на всех нас и на окружающий мир может воздействовать Бог, Который Всесилен, Премудр, Он создал этот мир и может возвратить здоровье, спасти в безвыходной ситуации, умиротворить разыгравшиеся катаклизмы, подобно тому, как разумный мастер преображает усыхающую глину.

Помимо законов нашего видимого мира существуют еще законы мира духовного, превышающего наш ограниченный мир. Это как две геометрии: Евклидова и Лобачевского. В Евклидовой геометрии, если в одной плоскости лежат прямая и точка, то через эту точку можно провести лишь одну прямую, не пересекающуюся с первой прямой. А в геометрии Лобачевского через эту точку можно провести хотя бы две прямые, не пересекающиеся с первой прямой. Геометрия Лобачевского оперирует гиперболическим пространством, и это оказывается востребовано в космологии. Так более совершенная наука опирается на законы, не понятные на уровне низшем. Божие чудо есть явление законов мира высшего, мы называем его сверхъестественным, он превышает нашу ограниченность, и законы этого мира Господь по Своей милости иногда являет здесь.

Один очень близкий мне человек, Елена Александровна Смирнова (она литературный редактор и готовила к изданию одну из моих книг), рассказала следующую историю - мне хочется привести ее дословно:

«Вот какое чудо произошло в нашей семье. Моя мама болела болезнью Паркинсона уже несколько лет. Эта болезнь затрепала ее до такой степени, что она от трясения даже подпрыгивала на постели. Она была уже лежачая больная, и я ухаживала за ней. До этого, когда я возила ее в храм, то в метро буквально все вставали, когда моя мама, вся трясясь, входила в вагон. Наступило Рождество 1996 года, у мамы случился приступ с сердцем. Вызвали врачей, которые диагностировали инфаркт и микроинсульт, сказали, что жить ей осталось самое больше дня два-три и чтобы мы готовились к этому. Я сказала маме, что нужно срочно вызвать священника для того, чтобы она поисповедовалась за всю свою жизнь с семилетнего возраста. Хотя она и до этого ходила на Исповедь и Причастие, но ведь каждый человек может что-то забыть. И она могла что-то забыть, из-за чего была попущена эта болезнь.

Как мы знаем, батюшки всегда очень заняты в дни Рождественского поста, в дни самого Рождества и последующие дни. Но все же, когда закончилось Рождественское богослужение, я вызвала батюшку. Это был отец Владимир Сахаров, тогда он еще служил в храме святителя Николая в Пыжах. Батюшка был предупрежден, что моя мама умирает и что мы вызвали его пособоровать именно умирающую. Невзирая на занятость, он приехал и пособоровал мою маму. Мама ему долго исповедовалась перед Соборованием, я сидела в другой комнате и слышала, как она плачет. Мне казалось, что прошло чуть ли не два часа, как она исповедуется: она рассказывала долго и эмоционально. Потом батюшка вышел и сказал, что моя мама очень чисто исповедовалась, что каждому бы человеку так исповедоваться перед кончиной. После Исповеди и Соборования он ее причастил, и мы вместе поехали на вечернюю службу, а мама после Причастия крепко заснула. Служба была посвящена Собору Божией Матери - это первая служба после Рождества, и мы с батюшкой там крепко молились. Народу в храме было мало.

Я не могла оторваться от сна, только услышала, как моя умирающая мама встает и идет открывать дверь

Я приехала домой, мама всё спала, я то и дело подходила к ней, всё боялась, как бы она не умерла без меня, и так я не спала всю ночь. Утром я вдруг заснула, затем меня стал будить звонок в дверь, но я никак не могла понять, в чем дело, сидела в кресле и не могла оторваться от сна, только услышала, что моя мама встает и идет открывать дверь, а дело в том, что она давно не вставала, я ухаживала за ней за лежачей. Потом я услышала чьи-то крики и тут окончательно проснулась и бросилась к двери. Увидела, что в дверях стоит врач, участковая, которая кричит: «Пелагия Ионовна, что с вами?» А мама ей говорит: «Как что? А что со мной должно быть?» «Так вы же не трясетесь!» - с удивлением произносит врач. А мама моя ей отвечает - она такая была остроумная: «Я вас не боюсь. Почему я должна дрожать, видя вас?» И тут до нас дошло, что мама стоит совершенно прямо, у нее не дрожат ни руки, ни губы, ни подбородок, она не трясется, то есть перед нами стоял совершенно здоровый человек. Мы были страшно изумлены, врач стала расспрашивать, что же произошло. Дело в том, что ей позвонили из “Скорой помощи”, сказали, что сегодня должна умереть моя мама, и вот она пришла. Мы поняли, что совершилось чудо Божие, что Матерь Божия смилостивилась и умолила Своего Сына о спасении и исцелении моей мамы. Мама потом прожила до 2011 года, болезнь Паркинсона абсолютно прошла, причем ведь известно, что эта болезнь неисцелима, можно об этом прочитать в любой энциклопедии, она затрепывает человека до смерти, до сих пор не найдено от нее лекарство. Однако Соборование, горячая, искренняя Исповедь, Причастие и молитвы близких спасли человека от этой смертельной болезни.

Много раз ее потом вызывали на консилиумы разных врачей, профессоров, и каждый раз моя мама выступала на этих консилиумах как исповедница Христова, каждый раз она начинала свой рассказ: “Моя дочь вызвала батюшку…” Все страшно изумлялись, слушая этот рассказ, но сначала никто не верил, пытались узнать, какими лекарствами ее лечили, думали, что наконец-то найдено лекарство, но выяснилось, что последний год ей давали только очень сильные витамины, то есть практически бросили ее, и исцелил мою маму лишь Господь Бог. Когда ее соборовали, то думали, что она умрет, хотя молитвы шли об исцелении, однако Господь и такую молитву услышал. После этого моя мама рассадила вокруг нашего дома целый сад, она сама привозила кусты, деревья, цветы, и сейчас этот сад служит напоминанием о ней для всех жильцов нашего дома и для окрестных домов, а на самом деле этот сад служит напоминанием о чуде Божием и, может быть, о Райском саде, в который мы стремимся».

Для человека имеет большое значение зримое, ощутимое. Мы ведь не только душа, мы живем в теле, находимся в мире чувственном, и чудо - это такое действие Божие, которое становится очевидным и зримым в вещественном мире свидетельством о Божием присутствии.

Всякое чудо - это особая милость Божия, которая подтверждает, что Бог действительно заботится о нас и не забывает про нас в наших страданиях. Чудо показывает, что Господь Бог не равнодушен к нам, Он любит нас, и еще Он настолько близок к нам, что не обращаться к Нему в страданиях и бедах очень наивно и странно. Ну а исполнение просьбы мы вверяем в руки Божии, ведь Небесный Отец знает лучше нас, что нам на самом деле полезно.

Преподобный Серафим Саровский (1754-1833 гг.)

Радость моя! Стяжи себе мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся.

И з беседы преп. Серафима Саровского с Н.Л. Мотовиловым

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) - один из наиболее почитаемых и любимых на Руси святых. Своей подвижнической жизнью он оказал и продолжает оказывать ныне исключительно сильное воздействие на весь христианский мир.

Еще при его земной жизни “можно сказать без преувеличения, что вся Россия в то время знала и чтила о. Серафима; по крайней мере слух о великом подвижнике ходил повсюду” (“Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря” С.-Петерб., 1908 г., стр. 412). Удивительна и судьба святых мощей этого угодника Божиего: почти на семьдесят лет утерявшихся в “смутные” 20-е годы, а затем как-то удивительно обретенных после описи Казанского собора в Ленинграде, где располагался музей религии и атеизма.

Впрочем, в своих пророчествах святой Серафим предсказал и это, как и многое другое, касающееся революционных событий в России, сокрушивших привычное течение религиозной жизни, подвергнувших храмы и святые обители разрушению и осквернению, возведя торжество насилия и грубой силы в культ государственного строя, породив всеобщее духовное оскудение, упадок нравственности и культуры.

С позиции обывателя, быть может, вся жизнь преп. Серафима кажется глубоко трагичной и примечательной лишь в силу тяжких лишений, страданий, сочетающихся с малопонятными периодами самоизоляции и религиозного аскетизма. Однако за всем этим стоит беспримерная внутренняя работа души, битва с темным, невидимым для простого глаза воинством; и как знать, если бы не все те лишения, болезни и беспримерные труды, то и не был бы “выкован, обожжен и закален этот прекрасный сплав святости, не явил себя бы миру прекрасный витязь божественной духовной силы!” Проследуем же по некоторым из известных эпизодов жизнеописания преподобного.

Еще в детстве маленький Прохор упал с высокой колокольни и лишь каким-то чудом остался жив. В десятилетнем возрасте мальчика постигает тяжелая болезнь, в какое-то время его положение становится, казалось бы, безнадежным. Но вот идет крестный ход, и мать будущего святого, быть может, в последней своей надежде прикладывает больного к иконе Знамения Божией Матери, после чего очень скоро происходит чудесное исцеление. Это чудо едва ли можно назвать случайностью, ибо в дальнейшей судьбе святого Царица Небесная проявит к нему самое деятельное внимание и участие.

Через два года после поступления в монастырь - вновь тяжкая болезнь, на этот раз длившаяся около 3 лет. Врачи тогда склонялись к диагнозу “водянка”. Все тело Прохора было распухшим, он не мог двигаться и нуждался в постороннем уходе. (Что это было за заболевание с позиции современной медицины, сказать трудно. Может быть, тяжелый нефрит (воспаление почек) или сердечная недостаточность, а может, и тяжелое заболевание печени, ведь “водянка” - это не самостоятельная болезнь, а лишь проявление какого-то заболевания, приведшего к нарушению кровообращения или фильтрации мочи. Тем не менее состояние больного все ухудшалось и, по-видимому, стало критическим. И вот в этот момент больной вдруг категорически отказался от всякой врачебной помощи, целиком полагая себя на волю Божию. Лишь незадолго перед смертью старец открыл истинную причину происшедшего, а случилось в тот день следующее; он увидел вдруг в сиянии необычайного света Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. “Сей нашего рода!” - сказала Небесная Гостья, указав на больного и, положив правую руку на голову страждущему, коснулась жезлом его правого бедра. На утро на этом месте открылась рана, из которой вытекло много жидкости. След от раны остался на всю жизнь.

Вскоре молодой послушник совершенно выздоровел. И в последующие годы как будто вполне окреп и был настолько силен здоровьем, что смог жить в полном уединении в лесу в строгом посте, занимаясь рубкой дров и другой физической, необходимой для существования, работой.

Трагическое событие в жизни угодника Божиего произошло в 1804 году. В сентябре, во время рубки дров к нему подошли трое неизвестных, одетых по-крестьянски, и потребовали денег. Услышав ответ: “Я ни от кого ничего не беру”, они, не поверив, зверски изувечили Серафима, который, имея немалую физическую силу и топор под руками, тем не менее решил не оказывать никакого сопротивления, а, напротив, сложил руки крестообразно на груди, заявив: “Делайте, что вам надобно”.

На седьмой день после того разбойничьего нападения преподобного, который нашел в себе силы добраться до людей, осмотрели врачи. Они нашли его в тяжелом состоянии: “голова проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело покрыто смертельными ранами, лицо и руки избиты, выбито несколько зубов”. Можно представить удивление медиков самим фактом живучести старца при таких повреждениях. Кроме того, он отказался от медицинской помощи и на сей раз. Причиной тому было видение во сне Божией Матери. В то время, когда врачи стояли над больным и обсуждали, как же помочь, по их мнению, почти безнадежному в выздоровлении, Пречистая предстала в видении Серафиму и вначале обратилась к врачам: “Чтовытрудитесь?”, а потом, посмотрев на старца, произнесла: “Сей от рода нашего”. Видение исчезло, а к вечеру самочувствие больного, на удивление всем, уже значительно улучшилось.

Медицина знает немало примеров спонтанных выздоровлений, вопреки прогнозам специалистов, но едва ли это можно соотнести с исцелениями преподобного: слишком много совпадений, слишком мало поводов для недоверия, учитывая свидетельства самого святого, да и кощунственно это...

Преподобный Серафим приступил к исцелению больных далеко не сразу и, как он сам отмечал, “не по своей воле”, а по милости Божьей Матери, после многолетнего подвига пустынножительства, затвора, духовного совершенствования и обретения смиренномудрия. Это произошло в 1823 году (за 10 лет до кончины старца). Вероятно, первым из исцеленных старцем стал помещик Михаил Мантуров , дворянин Ардатовского уезда, а в будущем ставший христианским подвижником (опять пример исцеления не только телесного, но и духовного, то есть полного). Мантуров, будучи военным, получил тяжелую и, как считали врачи, неизлечимую болезнь ног, ибо “нельзя было остановить раздробление костей, от которого страдали ноги, причем частично кости начали через раны выходить наружу”.

А вот как описывается в свидетельствах эпизод самого целительства: “Еле смог Мантуров, поддерживаемый своими слугами добраться до сеней кельи, как вдруг сам о. Серафим вышел к нему и мягко спросил больного: “Что, пожаловал посмотреть на убогого Серафима?” Михаил упал к ногам старца и просил его об исцелении. “Веруешь ли ты в Бога?” - три раза спросил его старец и, получив утвердительный ответ, сказал: “Радость моя! Если ты так веруешь, то верь и в то, что верующему все возможно от Бога, а потому веруй, что и тебя исцелит Господь, а я, убогий Серафим, помолюсь”. Старец принес елею и, нагибаясь к сидящему Мантурову, помазал ему раны, говоря: “По данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую”. Михаил мгновенно почувствовал облегчение, а вскоре и полностью исцелился. Благодаря старца, он плакал, припадал к ногам святого, целовал их. Но старец поднял исцеленного и сказал: “Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Что ты, батюшка! Это дело единого Бога, который творит волю боящихся Его и молитву их слушает!..”.

Описанная сцена исцеления весьма показательна с точки зрения характера духовного врачевания истинного целителя и очень трогательна. Никакого насилия, грубости, надменности, гордыни, стремления к наживе. Напротив, обращение к больным со стороны преподобного всегда ласковое, искреннее, сердечное, умиленное: “радость моя”, “батюшка”, “ваше боголюбие”... Но иногда старец мог и гневно обличить пришедшего, строго указать на конкретные прегрешения, которые мгновенно прозревал своим духовным зрением. Характерна обстановка его жилища: “Маленькая келия его освещалась всегда одной только лампадой и возженными у икон свечами. Она не отапливалась никакой печкой, имела два маленьких оконца и была всегда завалена мешками с песком и каменьями, служившими ему вместо постели, обрубок дерева употреблялся вместо стула, и в сенях дубовый гроб, изготовленный его же руками” (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря). “Беседы его были исполнены духом смирения, согревали сердце, снимали с очей как бы некоторую завесу, озаряли умы собеседников светом духовного разумения, приводили их в чувство раскаяния и возбуждали решительную перемену к лучшему, невольно покоряли себе волю и сердца других, разливая в них мир и тишину” (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря). Еще в то далекое время старец с прискорбием отмечает всеобщее падение нравственности и обнищание человеческих душ. “Человека-то, матушки, днем с огнем не найдешь”, - сетовал он в беседе с сестрами Дивеевского монастыря.

В 1825 году о. Серафим исцеляет старшую из сестер его будущей общины Параскеву Степановну, страдавшую хроническим утомительным кашлем, напоив ее водойизисточника, известного как “богословский”. О. Серафим поведал как-то, что сама Божья Матерь, ударив жезлом, извела из земли этот животворный ключ.

В 1827 году о. Серафим исцеляет некую Александру , жену дворового человека Лебедева, страдавшую “страшными припадками” (неизвестно, правда, какого характера были эти припадки: истерического или эпилептического). Старец напоил больную Богоявленской водой, дал частицу антидора и три сухарика, сказав следующее: “Каждые сутки принимай по сухарю со святою водою, да сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе землю и сотвори, сколько можешь поклонов”... Вскоре недуг отошел от больной и больше не возвращался.

Трудно сказать, что в данном случае сыграло решающую роль в исцелении: искренняя вера больной, святая вода или личность самого святого (один из современных медицинских конгрессов обсуждал вопрос о приоритетности лечебного эффекта, связанного с личностью врача или действенностью медикаментов), или та Божественная благодать, которой, без сомнения, был удостоен о. Серафим. Интересно одно из высказываний старца в разговоре с И.Я. Каратаевым, быть может, дающее ответ на наши мудрствования: “как худо и вредно для нас желание исследовать Таинства Божии, недоступные слабому уму человеческому, например: как действует благодать Божия через святые иконы, как она исцеляет грешных, подобных нам с тобой... и не только тело их, но и душу, так что и грешники, по вере в находящуюся в них благодать Христову, спасались и достигали царства небесного”. В другой раз старец по поводу способов целительства сказал следующее: “Мы читаем в Писании, что апостолы мазали маслом и многие больные от сего исцелялись. Кому же следовать нам, как не апостолам?”.

Немалый интерес представляет целительство преп. Серафима больных холерой. Еще за год до первой эпидемии холеры старец, по свидетельству П.И. Шкариной, говорил: “Грядет гнев Божий на Россию, приближается смертоносная холера. Бодрствуйте и молитесь, да не найдет на вы час смертный”. Во время разразившейся эпидемии старец давал следующие наставления: “Призовем имя Господа и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах, мы спасены”. Существует немалое количество свидетельств, касающихся фактов исцеления от холеры больных, прибегнувших к помощи о. Серафима. А ротмистр А.В. Теплов приказал напоить водой из Серафимова родника и раздать священную воду всем крестьянам. Вот отрывок из его собственного сообщения: “В селе я приказал собрать всех крестьян, пригласил священника и по совершении торжественного водоосвящения мы стали раздавать священную воду всем и отвезли часть ея в больницу, где многие были уже при смерти. Все они, по милосердию Божию, выздоровели вскоре, пользуясь исключительно присланною им водою, и никто с тех пор не умирал в моем имении. В особенности удивило нас всех и заставило возблагодарить милосердие Божие выздоровление одной семидесятилетней старухи. Она также заболела холерой и находилась уже в безнадежном состоянии. Но когда сосед ея, крестьянин, налил насильно в рот воды, так как она была в оцепенении, и потом еще вылил на нее из бутылки остальную воду, она впала в бесчувственность, потом через несколько минут выступил на ней обильнейший пот и через час, не более, старуха была вне всякой опасности”.

Существуют свидетельства исцелений от холеры и через непосредственное воздействие старца, а также через заочное обращение к нему с просьбой помощи и ходатайства пред Богом. Так, лихачевский крестьянин Е.В. (полное имя неизвестно) был исцелен старцем, когда буквально едва-едва смог доползти до келии преподобного.

Среди многочисленных случаев чудесных исцелений заслуживает внимания факт избавления от парализации симбирского помещика Николая Александровича Мотовилова , ставшего впоследствии “служкой” старца. Описание исцеления, составленное самим Мотовиловым, читатель найдет в приложении к данной главе. Надо сказать, что сохранившиеся записки Н.А. Мотовилова представляют собой исключительную ценность, ибо в них отражены не только фактические данные, но и некоторые пророчества старца, философские рассуждения и излагается концепция истинно христианской жизни, заключающаяся, по мнению о. Серафима, в стяжании (приобретении, накоплении) Святого Духа. “Так в стяжании этого Духа Божиего и состоит истинная цель нашей христианской жизни, а молитва, пост, бдение, милостыня и другие ради Христа делания добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего”. Сам святой своими подвигами и праведной жизнью, безусловно, смог стяжать и поныне отрицаемый материалистической наукой тот “мирен дух”. Современники о. Серафима оставили не только непостижимые свидетельства о прозорливости старца, его целительском даре, но и о каком-то особом внешнем преображении святого, когда от него начинало исходить особое сияние. “Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собственными глазами, что и готов подтвердить и присягаю”, - писал Н.А. Мотовилов. Это же сияние исходило и от других подвижников этого удивительного, пока еще не понятого и по достоинству неоцененного нами явления, как святость, освящающая и обожествляющая человека Высшим Солнцем Истины.

Преп. Серафим обладал и духовным видением, мог воочию видеть представителей духовного мира. Ему был дан дар целительства бесноватых, которых он исцелял крестом и молитвою... Преставился о. Серафим в 1833 году. Срок своей земной кончины он предсказал заранее. В 1903 году Святейший Синод причислил преп. Серафима к лику Святых. Торжественное прославление его происходило в присутствии Государя и Государыни и сопровождалось массовыми исцелениями. Ниже приводится отрывок из очерка известного духовного писателя Е. Поселянина “На небе или на земле”, посвященного этому знаменательному событию.

“Я вспомнил две сцены, происшедшие перед моими глазами тут 20 июля 1903 года на другой день на торжестве открытия мощей. Это было перед поздней обедней. С правой стороны беспрестанно подходила прикладываться вереница ожидавшего народа. Середина церкви была свободна, охраняемая полицией. Больных подносили именно с этой стороны. С большим трудом подносили к раке бесноватого. Я никогда не видел такого ужасного лица. Обросший густой бородой, с нависшими бровями и густыми усами, человек лет сорока вырывался из рук, ведших его. Невыразимый ужас был на его лице, и он страшно кричал, что не хочет идти, что Серафим его жжет. Нечеловеческие усилия употребили вожатые, чтобы дотащить его до раки и приложить к мощам, и в это мгновение он исцелился. Мне кажется, что тот, кто видел бесноватых, убедился в том, что в них сидит какая-то посторонняя сила, потому что человек исцелившийся становится совершенно другим. Так было и с этим. Лицо его сделалось кротким, озарено каким-то счастливым миром. Много уже лет, оказалось, он не был у причастия, а тут его немедленно отысповедал собравшийся служить архимандрит Владимир, нынешний епископ Омский, и в конце литургии он приобщился.

Вслед за этим чудом совершилось другое. Несколько человек принесли к раке расслабленного мужчину лет под сорок. Запомнил его имя - Федор Годунков, крестьянин, служивший раньше солдатом в одном из гвардейских кирасирских полков. Руки и ноги у него висели как плети. Его было тяжело перегнуть, и пришлось прикладывать к раке, держа все тело на весу. И когда он приложился и его опустили на помост, где стоит рака, на ноги, он отстранил от себя вожатых и тут же легко пошел. И сколько было таких исцелений! Сколько людей, ожидающих исцеления! Не забуду, как на матрасе принесли женщину поразительной красоты, лет тридцати, с виду богатую мещанку, одетую в хорошее платье с богатым платком. Откинув навзничь голову, она со слезами повторяла: “Преподобный, подыми меня”. И, стоя тут, у этой раки, вы стараетесь почувствовать те токи благодати, которые расходятся отсюда по русской земле, и те молитвы, стоны и слезы, которые обратно стремятся к этому месту... “Сколько молитв заключено в этом тесном пространстве, сколько тут совершилось чудес, сколько возродилось жизней, сколько раздалось слов необыкновенных, пророческих, неизъяснимых”.

Этими прекрасными словами и завершается эта глава. Пусть же на пути жизни нашей столь великий пример святости и благочестия исполнит и нас надеждой, верой, любовью и непристанным стремлением к Истине!

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ

О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земного жития твоего никтоже от тебе тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя; се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающая тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Детство будущего подвижника

подвижник серафим саровский

Святой преподобный Серафим Соровский родился в 1754 году в Курске. Его родители вели строгую и благочестивую жизнь, воспитывая своего сына Прохора (именно так звали от рождения будущего святого) в духе заповедей Божьих. Его отец, Исидор Мошнин, занимался выполнением строительных подрядов. Когда мальчик был ещё в раннем возрасте, отец умер, не успев закончить строительство храма в Курске. Его дело продолжила Агафия, овдовевшая мать Прохора. С этого времени уже был отмечен Господом будущий святой Серафим Саровский. Биография его повествует об удивительном случае, происшедшем в эти годы. Однажды мать взяла его с собой на колокольню строящегося храма. Мальчик оступился и упал с большой высоты, однако волею Божьей остался цел и невредим. Всех поражали в будущем подвижнике необыкновенная память и усердие в учёбе. С ранних лет он выучился грамоте, мог свободно читать Библию и жития святых. Но ещё большее удивление вызывала любовь мальчика к церковным службам. Он предпочитал их играм и забавам, столь свойственным детям в его возрасте.

Первое явление Прохору Царицы Небесной

Вскоре было явлено новое чудо, предвещающее, что из тихого и набожного отрока взрастёт будущий светильник церкви Серафим Саровский. Биография его упоминает такой случай. Мальчик заболел и был в крайне тяжёлом состоянии. Все боялись, что он умрёт. Но однажды в сонном видении явилась ему Царица Небесная и сказала, что вскоре посетит и исцелит его. И правда, через несколько дней проходил возле их дома крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора из дома, и он приложился к иконе. Свершилось чудо, и он выздоровел.

И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть!

Настроен ли, друг мой, на Чудо? -

Оно окружает повсюду!

Его не разъять, не измерить -

В него нужно просто поверить!

Снизойдёт пускай с небес к вам соцветие чудес...)

Большая часть волшебства в мире кажется несуществующим, потому что мы слишком слепы или слишком заняты, чтобы его увидеть. Слепота и неверие — вот два врага волшебства. Видеть и верить — перед теми, кто на это способен, открывается много ворот, если они захотят.

Андрэ Нортон


Вот говорят, что чудес на свете не осталось, что нет больше ни одного единорога, ни одного дракона, и дриады с эльфами канули в далекое прошлое. Я иногда сама верю в исчезновение всего этого. Но потом вспомню о детстве, как сейчас, и все снова кажется двухсторонним, как шляпа волшебника, - реальность и сказка. Нас просто быт своими пинками заставляет поверить в то, что у жизни один слой.

Эльчин Сафарли


— Знаете, Джоэл, волшебство уходит.

— Что делать будем?

— Наслаждаться моментом.

Чудеса человек творит собственными руками.

Не жди чуда — начуди себе сам что-нибудь чудесное!

Не спугни чудо. Оно уже рядом…

Сказка есть сказка, и если ты решил не обращать на неё внимания, она отойдет в сторону, и жизнь снова станет простой как трамвай...


Чудеса любят, чтобы им дали понять,

Насколько сильно... и как долго...

Мы готовы их ждать!

Поэтому... случаются не сразу...


В мире существует много всякого волшебства. Просто большинство людей никогда им не пользуется. Они не знают, как это сделать, — сожалея о недальновидности человечества, покачал головой мальчик. — А я, по-моему, на пороге открытия. Полагаю, главное тут — повторять, повторять, повторять то, что ты хочешь, чтобы произошло, и самому верить. Тогда волшебство заработает, и все выйдет, как надо.

Фрэнсис Элиза Бёрнетт «Таинственный сад»

Просто верьте в волшебство. Оно рядом)


А чудеса случаются?

Случаются. Но только с теми, кто в них верит.

А с теми, кто не верит?

А с теми, кто не верит, случаются события, не подлежащие рациональному объяснению.

Волшебство, как воздушный шарик на верёвочке, летит, как бабочка рядышком от нас, заглядывает нам в глаза, будто бы котёнок, и просит: Ну улыбнись мне, пожалуйста!

ЧУДО ПРИХОДИТ В ТОТ МИГ,

КОГДА ТЫ ГОТОВ ДОВЕРИТЬСЯ ЖИЗНИ

Волшебство случается лишь тогда, когда оно и должно произойти, минута в минуту. А случается оно постоянно.

Хочешь увидеть чудеса? Твори их!


Когда бы доверяли не словам,

А истине, что сердцем познается,

Да сердцу, что от истины зажжется,

То не было б предела чудесам.


В ожидании чуда делай добрые дела.

Тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками.


Есть два способа прожить жизнь: первый - как будто чудес не существует, второй - как будто вокруг одни чудеса. Альберт Эйнштейн

Не ждите чуда, чудите сами. И бегите, бегите от пессимистов, скептиков, нытиков, отодвигайте их. Они рушат ожидание и веру в чудеса жизни.

Вот оно - чудо. В каждом вздохе.

Смешано с вечерним запахом свежести и скошенной травы, с ароматом роз.

Оно в каждом неспешном движении улыбающихся старичков. В нежном пении спрятавшихся в листве деревьев птиц. Каждый миг ты запоминаешь с особой остротой, потому что это миг твоего счастья, твоей победы.

Вон она - вера. Тебе кажется, что весь земной шар вертится одной только твоей верой в то, что должно вскоре произойти. Это момент божественного могущества. Когда ты не думаешь о падении. Его нет. Потому что есть только этот миг взлёта в небеса. Джорди хотелось обнять весь мир. Весь мир она ощущала в своём сердце. Он был там.

Джорди Риверс. Эра Одуванчиков

Вообще-то жизнь полна фантастических и совершенно невероятных совпадений, но обыкновенно мы умудряемся все их проморгать, даже не догадываясь, что они встречаются на каждом шагу.

Эрленд Лу


Одна девочка умела Волшебство… Самое настоящее. Она дорисовывала радугу. Как увидит на небе ту, которая не касается земли, сразу бежит за кисточками и красками. А как же иначе? Ведь всем давно известно, что семицветные хвосты радуги соединяют сердца тех, кому суждено встретиться и полюбить друг друга… Так что негоже, когда радуга - не дуга, а просто в небе висит, не касаясь земли.

Такое волшебство. А вы какое умеете?

Чудеса случаются!) Главное знать, как их случать))


Порой чудеса приходят посмотреть на людей...

Перестаньте искать чудеса где-либо... Подойдите к зеркало и улыбнитесь ему!!! Вы самое большое чудо во всей Вселенной...

Сказка - самое действенное средство от хандры после свежезаваренного кофе и взбитых сливок с вишнёвым ликёром.

Волшебство — это вера в себя. И когда тебе это удается, то удается и все остальное.

Ты уже взрослый, я знаю.

Но никогда не переставай верить, ладно?

Закрой глаза, и ты почувствуешь его вокруг себя.


Детям сказка нужна,

Чтобы стали бесстрашными,

Взрослым тоже нужна - просто так,

просто так...

Главное для меня — не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное. Рэй Брэдбери

Человек - царь природы. Но не потому, что он может вырубить лес, а потому, что он может вырастить его в пустыне. Человек может совершить чудо, если только он этого захочет.


В жизни всегда должно быть место для сказки...

Может чудес и вовсе не бывает, но частичка чего-то волшебного явно существует в этом мире.

Я понял одну нехитрую Истину - Чудеса надо делать своими руками! Если Душа человека жаждет Чуда - сделай ему это Чудо!!!

"АЛЫЕ ПАРУСА". Капитан Грей.

На кромку облака усевшись,

Грызёт печеньку ангелок,

И где земли коснутся крошки,

Там происходят чудеса...


Я пришел к выводу, что волшебство — это то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего... Значит, волшебство просто везде — и вокруг нас, и во всех остальных местах тоже.

Чудеса происходят повсюду, надо только иметь чувствительное сердце, восприимчивый глаз.

— и ты увидишь, что материя и дух повсюду танцуют вместе.

Ошо "За пределами просветления"

Автобус, троллейбус или такси.

Человек едет домой.

После работы.

Обычное пальто,портфель или сумка.

Мысли в голове.

Невесёлые, тягучие, глухие.

И почти ничего не радует…

Но знаете что?

Речь совсем не об этом.

Речь о том, что на самом деле этот человек - волшебник.

Самый настоящий.

И он может творить самые настоящие чудеса.

И дома у него пылится волшебный плащ с мерцающими звёздами.

Только вот он о нём совсем забыл.

Вообще-то, он обо всём забыл.

Забыл кто он.

Забыл о своей волшебной силе.

Забыл о том, как творить чудеса…

Знаете кто этот человек?

Каждый день - это приключение, которое часто скрывается за обыденностью. Чудеса происходят всегда, они повсюду вокруг нас, нужно только уметь смотреть.

Волшебство вырастает из глубокой внутренней тишины...

Вера творит чудеса. По принципу взаимности.



Мы, кажется, узнали всё на свете.

Успели передумать обо всём,

Но до сих пор, как маленькие дети.

Мы верим в невозможное и ждём...

Не прилагай столько усилий, всё самое лучшее случается неожиданно.

Габриэль Гарсиа Маркес


Есть на земле место, где нет ничего невозможного и всё становится реальностью. Надо лишь только поверить в это.


Странно, что мы не замечаем происходящих вокруг нас чудес. В мире скопились огромные запасы невоспринятых чудес...

Если уж верить в то, чего увидеть нельзя,

то по мне - лучше верить в чудеса, чем в бактерии.



Наиболее невероятное в чудесах заключается в том, что они случаются!

Мир может быть волшебным. Если ты захочешь...

Я хочу встречать летние рассветы на твоих крышах, в которых так много волшебства...

Если уж мечтать, то ни в чем себе не отказывать, верно?

А между тем, жизнь полна чудес, и самое главное волшебство заключается в том, что мы можем творить их сами! Тем более, что это не так уж и сложно;)

Некоторые люди могут прожить всю жизнь, не замечая маленьких чудес, что случаются с нами каждый день, — этих благословений, которые Бог посылает нам с небес для того, чтобы заставить нас улыбнуться, рассмеяться или растрогать до глубины души, чтобы легонько привлечь нас поближе к своему боку. Донна Ванлир - Рождественские туфли



Ты, знаешь в чем проблема этого мира? Все хотят магического решения их проблем, и все отказываются верить в волшебство.

Человек ищет чудес.

Если бы он только видел,

как чудесно человеческое сердце...

Легче повторить чудо, чем объяснить его.

Фрэнсис Элиза Бёрнетт. Таинственный сад.

Чудеса всегда случаются вопреки всему.

Чем более вопреки, тем чудеснее чудо.

В волшебном мире всё возможно:

Летать как птица, с эльфом поболтать,

И на Луну слетать не так уж сложно.

Ведь не зазорно нам во сне мечтать!

В поединке между действительностью и фантазией сила не всегда на стороне действительности.

Джон Стейнбек

И сколько бы мне не говорили, что это невозможно, я буду верить, где-то всё таки есть моя страна чудес...

ВЕРЬТЕ В ВОЛШЕБСТВО!

Ну, если ты не веришь в волшебство, то оно тебя и не коснётся. Если ты не веришь, что мир обладает собственным сердцем, то и не услышишь как оно бьётся.

Удивляйся, и мир обязательно приятно удивит тебя еще раз.


Я до сих пор восхищен видом облаков и закатом. Я всегда загадываю желание, когда вижу радугу или падающую звезду. Я видел метеоритный дождь. Мир полон чудес.

Человеку в этой жизни трудно обойтись без тайн и старинных легенд, без тех сказочных историй, что по ночам нашептывают друг другу планеты.

Говард Лавкрафт

Сидишь, сложа руки на пузике, и ждёшь чуда. А чуда всё нет и нет. Зато есть пузико.

Какой бы путь вы не выбрали, вас всегда ждут новые приключения!

Есть волшебство, которому обучаются по книге, с трудом запоминая заклинание за заклинанием. А есть другое, которое идет из глубины сердца, из глубины любящего сердца.

Сказки - больше, чем правда, не потому, что в них рассказывается о существовании драконов, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить.

Люди интересные существа. В мире полном чудес, им удалось придумать скуку.

Маг - не тот, кто обращает свинец в золото, или вызывает бурю... Маг - тот, кто может видеть души, спрятанные в теле, и заставить их расцвести!..

Чудеса в жизни случаются! Просто они происходят не по волшебству. Люди сами делают их, например, для тех, кого любят.

Я пришла к выводу, что волшебство — это то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего. Из волшебства сделаны листья и деревья, цветы и птицы, барсуки, лисы, белки и даже люди. Значит, волшебство просто везде — и вокруг нас, и во всех остальных местах тоже.


Волшебство — это реальный мир, чьи границы детское воображение может сделать бескрайними.

Мы кричим, что чудес не бывает, даже не пытаясь их отыскать.

Бывают застенчивые чудеса. Они трутся о рукав, пристраиваются на ресницы. Ждут, когда вы их заметите, а потом тают.

Чудеса совершенно не обязательно такие уж великие события, и произойти они могут в самых неожиданных местах. Могут - в небе, или на поле боя, или на кухне посреди ночи. Чтобы произошло чудо, вам даже не обязательно верить в чудеса, но когда чудо произойдет, вы об этом обязательно узнаете, потому что тогда что-то совершенно обычное, что казалось совсем несущественным, вдруг становится очень, очень важным. Вот почему лучше всего чудеса подходят для самых простых вещей, чем проще, тем лучше; чем меньше вероятность чуда, тем оно чудеснее.

Чудеса не обязательно грандиозны, чудо может случиться в самом неожиданном месте; самые удивительные чудеса происходят в самой обыденной обстановке.

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит.

Не всем удается увидеть, что делают звездочки в ожидании лета. Поэтому присядьте у окна, дышите как можно тише... и вы увидите... И пусть это будет вашим большим и удивительным секретом...

Иногда чудеса бывают такими крошечными, что люди их просто не замечают.

Не забывай, что не чудеса принадлежат тебе, а ты принадлежишь им. Даже когда речь идет о чудесах, которые совершаешь ты сам. Макс Фрай

Чудеса происходят вокруг нас. Нам надо открыть глаза, чтобы увидеть их.

Волшебный мир - это мир, наполненный чем-то очень близким. Это мир, куда можно сбежать от проблем, где всегда тебе рады. Любить волшебство - это уметь по-детски радоваться всему, и мелочам, и важным вещам. Это когда ты вырос, а в душе ещё остался маленький ребёнок, любящий чудеса и сказки. Истинный любитель волшебства - это самое доброе и самое дружелюбное существо на планете.

Чудесам случаться позволяет желание верить, что жизнь есть чудо.

Мы становимся слепыми к тому, что видим каждый день. Но каждый день разный, и каждый день является чудом. Вопрос только в том, чтобы обратить внимание на это чудо. Пауло Коэльо

Сказка - самое действенное средство от хандры после свежезаваренного кофе и взбитых сливок с вишнёвым ликёром. В. Ковалева, Все о феях


Пока ты пытаешься контролировать Жизнь, в ней чуда не будет. Просто не может быть. Чудо приходит только в тот миг, когда ты готов довериться Жизни. И приходит оно само, без уведомления, без предупреждения, без гарантий.

Современному читателю требуется, чтобы волшебство творилось в соответствии с законами физики. Им хочется, чтобы волшебство работало логично, им нужны причины и следствия, им нужен принцип сохранения материи и энергии… Они не хотят, чтобы волшебство творилось как по волшебству… Лоис Макмастер Буджолд. Ответы

Лишь способные поверить в волшебство получат безграничную власть над реальностью...


Настоящая мудрость - это переживание чуда. Это ощущение чуда всюду, куда бы вы ни пошли, во всём, на что бы ни упал ваш взор: в глазах ребёнка, в красоте цветка, в полёте птицы. Дипак Чопра

Мое сердце, никогда не теряй надежды,
чудеса живут в невидимом.

Руми

Воображение — вот что делает волшебника великим, ибо благодаря ему он может выйти за рамки традиций и за пределы структуры того, что существует ныне, в более высокую область творения самой ткани магии. Терри Гудкайнд


Магия растворена в воздухе, в окружающем нас пространстве. Правда ее очень мало, мельчайшие крупицы, поэтому обычный человек этих крупиц не замечает.

Пока я верю в то, что сказки реальны - магия не покинет меня.

Клайв Стейплз Льюис, "Хроники Нарнии"

Лишь способные поверить в волшебство получат безграничную власть над реальностью.


Может быть, для того, чтобы испытать чудо, в чудеса надо поверить? Дэн Браун


Люди, которые любят волшебство, абсолютно чисты.

Я пришел к выводу, что волшебство — это то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего. Из волшебства сделаны листья и деревья, цветы и птицы, барсуки, лисы, белки и даже люди. Значит, волшебство просто везде — и вокруг нас, и во всех остальных местах тоже. Фрэнсис Бернетт. Таинственный сад

Чудеса нельзя приводить в доказательства.

…чудеса нельзя пытаться объяснить, они от этого портятся... Макс Фрай

Чудеса на самом деле не нарушают законов природы.

К.С. Льюис говорил об этом, и это невероятное откровение.

Если мы будем думать, что чудеса вполне обычны, мы будем ожидать их.

А ожидание чуда - верный способ получить его.

Чудеса - обширное понятие! В узком смысле - это предметы или явления, способные удивить человека. Бывают чудеса рукотворные, созданные человеком. Они способны также удивлять и поражать наше воображение. К подобного рода чудесам можно отнести предметы, явления, произведения искусства, события. Примером таких чудес могут быть, хотя бы рисунки в пустыне Наска, над происхождением которых уже не одно поколение ломает голову человечество.
Если рассматривать это явление с религиозной точки зрения, то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Когда мы имеем дело с чудесами, мы поневоле вступаем в таинственный, непостижимый человеческим разумом, непознанный мир веры. Разумеется, можно просто сказать, что чудо - это сверхъестественное явление, происходящее, казалось бы, в противовес известным законам природы. То есть, с религиозной точки зрения, чудо - это явление, доказывающее существование высшего разума, Бога. Много таких чудес описано в Ветхом и Новом Заветах. Существуют записи, указывающие, что чудеса происходили во все времена и во всех частях света. К примеру, воскрешение Лазаря Четырехдневного.

Что происходит на самом деле? Происходят чудеса или нет? Имеют место сверхъестественные явления или нет? Правы ли те ученые, которые категорически утверждают, что чудес не бывает?
Вот как отвечает на этот вопрос Митрополит Антоний Сурожский:
«Иногда люди задают себе вопрос: что такое чудо? Значит ли, что в момент чуда Бог применяет силу к собственному творению, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет, это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.
Чудо - нечто совершенно иное: чудо это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. В чуде восстанавливается то, что должно бы быть всегда; “чудо” не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но, наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, то Он может действовать в сотворенном Им мире или в каждой отдельной твари свободно, державно.
Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей все еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что Мне и Тебе, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал - то сделайте… Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры. Она неограниченно верит в Его мудрость, и в Его любовь, и в Его Божественность. (см. Ин. 2, 3–5) И в это мгновение, поскольку вера одного человека распахнула дверь и для всякого, кто выполнит, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью».

Чудо - событие или явление, не согласующееся с законами природы и произошедшее не под влиянием естественных человеческих сил и закономерностей природы, а обусловленное влиянием чего-либо сверхъестественного, событие или явление, которое человек не может объяснить при помощи своих знаний или наблюдений. Вот, к примеру, недавно мне прислали со Святой Горы Афон фотографии, на которых четко видно, как пчелы, строя свои соты на иконах, не касаются ликов Господа, Богородицы, святых. Разве это не чудо Божие?
Даже сегодня, когда человек познал многие процессы в природе, знает о существовании физических законов, столь многое умеет и со столь многим знаком, он все равно не прекращает верить в чудеса. Потому что зачастую чудеса нужны человеку, чтобы не терять надежду на лучшее и знать, что многое еще предстоит открыть, и есть куда стремиться.
Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Взрослому человеку вроде как несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство. Конечно, дети сами стремятся повзрослеть поскорее, но только их родители являются главными и первыми источниками чудес в их жизни.

Альберт Энштейн сказал когда-то: « Есть два способа прожить жизнь: или так, будто чудес не бывает, или так, будто вся жизнь - чудо». Каждый сам выбирает, что ему ближе. Главным источником чудес у человека была и остается вера в то, что, несмотря ни на что, чудеса случаются, и потому то, о чем он мечтает, обязательно исполнится. Вот почему иногда чудо – это мечта, ставшая реальностью. То, что в недалеком прошлом считалось чудом, со временем становилось обыденностью. Общество и мир развиваются: одни чудеса исчезают, другие появляются. Однако есть вечное чудо: сама наша жизнь.
Не стоит забывать и о том, что каждый человек способен творить чудеса (в меру своих сил и возможностей). Мы можем делать что-то хорошее, радовать окружающих, делать их счастливыми! И это будет получаться, если мы не будем бояться быть детьми, не будем бояться делать добро.
Вот почему владыка Антоний призывает нас научиться такой чистоте сердца, такой чистоте ума, которая сделает нас способными обращаться к Богу с нашей нуждой, не пряча от Него своего лица:
«Господи! Я недостоин, я недостойна! Я недостоин стоять перед Тобой, я недостоин Твоей любви, недостоин Твоего милосердия, но вместе с этим я знаю Твою Любовь еще больше, чем я знаю свое недостоинство, и вот я прихожу к Тебе, потому что Ты - любовь и победа, потому что в жизни и в смерти Твоего Единородного Сына Ты явил мне, как дорого Ты меня ценишь: цена мне - вся Его жизнь, все страдание, вся смерть, сошествие во ад и ужас ада, ради того, чтобы я только был спасен…

Надо учиться этой творческой беспомощности, которая заключается в том, чтобы оставить всякую надежду на человеческую победу ради уверенного знания, что Бог может то, чего мы не можем. Пусть наша беспомощность будет прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием - и вручением Богу наших нужд: нужды в вечной жизни, но и незатейливых нужд нашей человеческой хрупкости - нужды в поддержке, нужды в утешении, нужды в милости. И всегда Бог ответит: Если хоть немножко можешь поверить, то все возможно!»

Татиана Лазаренко

Loading...Loading...