День варнавы. День памяти апостолов Вармоламея и Варнавы

Народный праздник День Варнавы отмечается 24 июня 2019 года (дата по старому стилю - 11 июня). Посвящается памяти апостола от 70-ти Варнавы (Иосифа), епископа Медиоланского.

История

Родина святого Варнавы - остров Кипр. Туда его предки переехали из Палестины во время войн. При рождении мальчика назвали Иосифом. Отец с матерью воспитывали в нем любовь к Господу с самых ранних лет. Когда он стал совершеннолетним, родители отдали его в ученики к известному раввину Гамалиилу в Иерусалиме. Вместе с Иосифом там же учил слово Божье Савл - будущий апостол Павел.

Когда в Иерусалим пришел Иисус, Иосиф попросился следовать за ним. Так он стал одним из 70-ти учеников Господа и получил новое имя - Варнава, которое означает «сын утешения».

Всю жизнь апостол проповедовал в разных городах и странах. В Медиолане (современный Милан) Варнава основал епископский престол. Когда вернулся на родину, то построил Кипрскую православную церковь. Он продолжал распространять учение Христа, пока восставшие против него иудеи не забили 76-летнего апостола камнями насмерть. Произошло это приблизительно в 61-62 годах.

Традиции и обряды

Начинаются русальные дни, в которые водяные духи становятся видимыми. Они веселятся и устраивают свадьбы. Хорошо, если русалка выбирает в мужья лешего. Если же она обращает внимание на живого человека, то заманивает его в глухое место, где щекочет до смерти.

Во многих областях в эту ночь люди гуляют до рассвета. Они разводят костры, возле которых танцуют и поют.

В День Варнавы запрещается рвать траву и косить сено. Таким образом можно в дом принести нечисть, которая в ней катается и делит между собой жребий и участки: кто отправится малым ребенком в колодце плакать и людей пугать, кто - ядом наполнять траву в полях, кто - хомуты и вожжи в сенцах спутывать. Причем она делает это не в обычное ночное время, а в полдень.

Приметы и поверья

Туман по воде стелется - к урожаю грибов.

С рассвета душно и сильно пахнет жимолостью - к ненастью.

Солнце на рассвете бледное - к вечернему дождю.

Голуби прячутся - к непогоде.

Услышать ночью пение эльфа - хороший знак, предвестник защиты от злых духов на целый год.

Где русалка по полю пробежит, там трава гуще растет, колос сильнее наливается. На ветвях какого дерева она покачается, там плодов созревает больше.

Дни памяти: Январь 4 (старый стиль) Январь 17 (новый стиль), Июнь 11 (стар. ст.) Июнь 24 (нов.ст.) — обретение мощей

Святой апостол Варнава принадлежит к лику святых 70-ти апостолов. Первоначально имя у него был Иосиф. Родился он на острове Кипре от родителей евреев, происходивших из рода левитов.

Прародители Варнавы переселились из Палестины на остров Кипр по причине войн. Родители Варнавы были весьма богаты и имели свое село и дом вблизи Иерусалима.

Они воспитывали Иосифа в обучении книжном; когда же отрок пришел в совершенный возраст, то отправили его в Иерусалим к известному в то время учителю Гамалиилу, дабы он научил его более совершенному пониманию еврейских книг и всего Закона Божия. Здесь Иосиф среди сверстников своих имел и Савла, который в последствие назван был Павлом.

Иосиф ежедневно утром и вечером приходил в храм Соломонов и молился здесь с усердием Богу, проводя дни юности своей в великом воздержании.

В то время Господь наш Иисус Христос, спустя тридцать лет после Своего вочеловечения, начав открывать Себя миру, пришел из Галилеи. Здесь Он учил в храме, творил многие чудеса; все дивились Ему, со всех сторон стекались к Нему, дабы видеть святое лицо Его и слышать божественные слова Его. Видел Его и юноша Иосиф и, слушая поучения, исходившие из пресвятых уст Его, умилялся сердцем и весьма дивился чудесам, которые Он творил. Иосиф распалился сердечной любовью к Господу и, приступив к Нему, пал ниц к ногам Его. При этом Иосиф просил Господа благословить его и принять его в число Своих учеников. Господь же, прозиравший в тайны сердец, любезно благословил его и не запретил ему следовать за Собой. Иосиф, прежде всего, поспешил в дом тетки своей, по имени Мария, матери Иоанна, названного впоследствии Марком, и сказал ей: «Приди и посмотри на Того, Кого весьма хотели видеть отцы наши…»

Когда Господь отправился обратно из Иерусалима в Галилею, то вслед за Ним отправился и Иосиф вместе с прочими учениками. Иосиф, получивший имя Варнава (то есть «сын утешения»), стал в числе 70-ти учеников Господних, которых Он послал на проповедь.

Вознесение Господне

После на небо, святые апостолы жили все вместе в Иерусалиме. В то время и Иосиф продал свое село, находившееся близ Иерусалима, доставшееся ему в наследство от родителей. Вырученные деньги он принес к ногам апостолов, ничего себе не оставив, ибо он желал богатеть в Бога, в Которого действительно и обогатился.

Варнаве часто случалось видеться с , причем он вел спор с ним от Писания о Господе Иисусе Христе и прилагал все усилия свои, дабы обратить Савла к святой вере, но Савл был весьма усердным ревнителем отеческих преданий.

Слезы и молитвы Варнавы были не напрасны; когда наступило время милосердия Божия, Савл обратился ко Христу, будучи призван голосом Господним на пути в Дамаск. Тогда святой Варнава взял Савла за руку и привел его к апостолам, сказав: «Вот тот, кто нас преследовал, теперь наш…»

Обращение Савла на пути в Дамаск.

В это время в Антиохии Сирийской начала распространяться святая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Об этом услышала церковь иерусалимская, поэтому апостолы послали святого Варнаву в Антиохию Сирийскую, дабы он узнал подробнее обо всем, происшедшем там и утвердил бы новообращенных. Он же, придя туда и увидав благодать Божию, весьма возрадовался и утешил всех словом Господним, увещевая всех пребывать при Господе неотступно. В то время как святой Варнава проповедовал там достаточное время, весьма много народу присоединилось к Господу. Так как ученики умножались с каждым днем, учителей же было немного, то святой Варнава, оставив на время Антиохию, отправился в Тарс, желая найти здесь друга своего Савла. Потом они оба пробыли в Антиохии целый год, собираясь в храме и поучая народ. Здесь впервые ученики их начали называться христианами.

По прошествии года Варнава и Савл, называвшийся теперь Павлом (см. о нем в день памяти 29 июня), возвратились в Иерусалим, возвеселив Церковь известием об умножении верующих в Антиохии и принеся щедрую милостыню от них.

Умерщвление Иакова Зеведеева

В это время в церкви иерусалимской внезапно произошло большое смущение, ибо царь Ирод начал гонения. Он умертвил мечом ап. Иакова Зеведеева и заключил ап. Петра в темницу. Варнава и Павел укрывались в доме Марии, тетки Варнавиной, к которой пришел и ап. Петр, после того как ангел вывел его из темницы. Потом Варнава и Павел, окончив свое дело, снова возвратились в Антиохию, взяв с собою и сына Марии, Иоанна, названного Марком. После того, как все они пробыли достаточное время в Антиохии, подвизаясь в посте, молитве, в служении божественной литургии и в проповеди слова Божия, благоугодно было Духу Святому послать их на проповедь к язычникам. Они, прежде, всего пошли в Селевкию, оттуда отплыли в Кипр и остановились в Саламине. Пройдя остров до Пафа, они встретили некоего волхва лжепророка иудеянина, по имени Еллима, при анфипате Сергии, муже весьма разумном. Здесь они просветили анфипата святою верой, Еллима же волхва, противившегося им, они ослепили словом. Отъехав из Пафа, они пришли в Пергию памфилийскую. Слуга же их Иоанн (Марк) увидев их великие страдания, которые они претерпевали за благовестие имени Христова (ибо они нисколько не боялись смерти), устрашился ходить с ними по причине своих юных лет; поэтому, оставив их, он возвратился в Иерусалим, к матери своей. Варнава же с Павлом пришли в Антиохию Писидскую. Будучи изгнаны отсюда, они отрясли прах от ног своих и прибыли в Иконию. Но и здесь язычники намеревались побить их камнями, поэтому они с поспешностью пошли в города ликаонские, Листру и Дервию, и благовествовали в их окрестностях. Здесь они исцелили одного хромого от рождения. Народ же приняв их за богов, вознамерился принести им жертвы, и едва апостолы уговорили их не делать этого. Потом тот же народ, будучи научен иудеями, поднял мятеж на свв. апостолов. Побив Павла камнями, народ извлек его из города, думая, что он умер, но он, поднявшись, вошел в город, а на следующее утро он и Варнава вышли из города и отправились в Дервию. Достаточно благовестив этому городу и обратив здесь многих ко Христу, свв. апостолы предприняли обратный путь к Антиохии сирийской. Всюду по пути своему они утверждали души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая их. Рукоположив пресвитеров по всем церквам, апостолы отправились отсюда в Атталию, затем отплыли в Антиохию Сирийскую. Придя в город и собрав всех верных, они рассказали им все, что сотворил с ними Бог, и сколь многих язычников они обратили ко Христу.

Антиохия Сирийская

Вскоре после этого они прибыли в Иерусалим, где все апостолы, посоветовавшись соборно, постановили отменить обрезание навсегда для верующих не только эллинов, но и иудеев, как излишнее при новой благодати. С этим посланием и направились апп. Варнава и Павел, а с ними Иуда и Сила, в Антиохию. В это время , сын Марии, тетки Варнавиной, не осмеливаясь приблизиться к св. Павлу, подошел к дяде своему, Варнаве, с покаянием и слезами, сожалея, что отлучился от них, когда они проповедовали язычникам. Иоанн начал просить св. Варнаву снова взять его с собою, обещая без страха идти на все страдания и самую смерть за Господа. Варнава взял его как племянника своего. Вместе дошли все до Антиохии.

Спустя некоторое время Павел сказал Варнаве, что они должны опять посетить своих братьев, пройти по всем городам, в которых ранее проповедовали, чтобы посмотреть, как они живут. Св. Варнава согласился на это. При этом он хотел взять с собой Иоанна (Марка). Павел же не хотел его брать, помня его бывшее ранее отлучение от них. Произошла распря между ними, поэтому они разошлись друг от друга, намереваясь каждый пойти своим путем. Но это было даже на пользу, так как, проповедуя в отдельности, они спасли гораздо больше душ, чем могли бы, если бы были вместе. Святой Павел, взяв с собой святого Силу, отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл в Кипр с племянником своим Иоанном.

Умножив на Кипре число верующих, Варнава отправился в Рим и, как говорят, первый проповедал в Риме Христа. Затем, основав и утвердив в городе Медиолане епископский престол, Варнава снова возвратился на Кипр. Когда он проповедовал в городе Саламине, пришли сюда некоторые иудеи из Сирии и начали противиться ему и возмущать народ и замыслили умертвить его. Апостол же, провидя свою мученическую кончину, сказал Марку, чтобы он, после его кончины, взял тело его, похоронил его и шел к апостолу Павлу, чтобы возвестить все ему о Варнаве.

Святой Варнава имел с собою Евангелие от Матфея, написанное собственной рукой. Он завещал святому Марку похоронить его вместе с тем Евангелием. Потом, дав последнее целование сроднику своему Марку, Варнава отправился на сонмище еврейское. Когда он начал говорить здесь от книг пророческих о Христе, то иудеи, пришедшие из Сирии, восстали на него, возмутили и других евреев и, возложив на него руки, вывели его из города и побили каменьями. Марк с прочими братьями нашел тело святого Варнавы и похоронил его в одной пещере, положив ему на грудь Евангелие. Потом он отправился на поиски апостола Павла и, найдя его в Ефесе, рассказал ему все о кончине св. апостола Варнавы. Св. Павел оплакал кончину Варнавы, Марка же удержал при себе.

Склеп, где были найдены мощи апостола Варнавы.

Из-за поднявшихся гонений пришло в забвение место, где были положены четные мощи апостола Варнавы. Спустя много лет, когда вера Христова распространилась по всем концам земли, Господу было угодно прославить то место. Здесь начали происходить многие дивные чудесные исцеления болящих. Никто ничего не знал о мощах апостола, поэтому место то называли «Местом здравия».

Святые мощи апостола Варнавы были обретены чудесным образом в конце V века (485-488) после того, как он троекратно явился во сне архиепископу Кипрскому Анфиму и повелел ему обрести его мощи и Евангелие в «Месте здравия». Он также сказал Анфиму: «И когда твои противники, намеревающиеся подчинить своей власти эту церковь, начнут говорить, что Антиохия есть престол апостольский, ты возражай им и скажи – и мой город престол апостольский, ибо я имею апостола, почивающего в городе моем».

Император Зенон (474-491) весьма возрадовался тому, что в дни его царствования обретено было столь великое духовное сокровище, и распорядился, чтобы остров Кипр не был в подчинении у патриарха, но самостоятельно управлялся своим архиепископом.

Монастырь во имя апостола Варнавы Район Фамагуста, Кипр.

Архиепископ в скором времени выстроил великий и красивый храм во имя апостола. Честные его мощи он положил в святом алтаре, на правой стороне и установил праздновать память святого апостола Варнавы 11 июня в день обретения его мощей.

Апостол Варнава 24 июня (Святые люди)

Апостол Варфоломей, именуемый также Нафанаилом, входил в число 12 апостолов. Он происходил из Каны Галилейской и, вероятно, приходился родственником или близким другом апостолу Филиппу, который и привел святого к Иисусу Христу. По сошествии Св. Духа, апостолу Варфоломею выпала участь вместе с апостолом Филиппом идти на проповедь в Сирию и Верхнюю Азию.

На некоторое время апостолы разделись: Филипп пошел в Малую Азию и проповедовал в Лидии и Мизии, а апостол Варфоломей благовествовал в других местах. Но, по Божьему повелению, Варфоломей пришел на помощь к Филиппу. После страдания на кресте с апостолом Филиппом, святой Варфоломей, снятый с креста живым, предал погребению апостола Филиппа.

Утверждая христиан в вере, он отправился в Индию. Он организовал христианские общины и церкви и перевел на их язык Евангелие от Матфея. Варфоломей посетил также Великую Армению, где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность, царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцелённой царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении.

По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане – ныне город Баку – и распял вниз головой. Апостол, вися вниз головой, не переставал учить народ. Мучитель, не стерпев этого, приказал содрать всю кожу с апостола и потом отрезать голову. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли.

Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божьей, рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

Апостол Варнава происходил из состоятельной еврейской семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия, или Иосиф. Господь избрал его в числе 70 учеников, и Иосиф получил второе имя Варнава. Согласно древней традиции, Варнава считается главой («корифеем») 70 апостолов.

В Иерусалиме Варнава стал очевидцем исцеления, расслабленного у купальни Вифезда, а также других чудес, совершенных Христом в Иерусалимском храме. Видя всё это, Варнава. пал к стопам Спасителя и испросил его благословения.

После Вознесения Господа на Небо, Варнава продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе.

По поручению апостолов, святой Варнава ходил в Антнохию для утверждения уверовавших.

Затем апостол Варнава пришёл с апостолом Павлом в Антиохию, где, около года, они учили народ в храме. Здесь ученики Христовы впервые стали называться христианами. Вместе с Павлом святой проповедовал Евангелие в Малой Азии, на Кипре.

Возвратившись на Кипр, святой продолжил проповеди, но был схвачен язычниками, которые побили его камнями и разложили костер, чтобы сжечь тело. Но тело апостола осталось невредимым. Его похоронили в пещере, положив в нее, согласно его завещанию, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

В 448 году, при императоре Зеноне, апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело апостола и, лежавшее на его груди, святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания Предстоятеля. Глава апостола Варнавы сейчас хранится в церкви города Конка-дей-Марини в Италии.

Имя св. Варнавы просияло в созвездии 70-ти апостолов. Святая Церковь воспевает эту церковную звезду, как первого среди семидесяти. Благовестника Слова Божия - св. апостола Варнаву называют основателем Кипрской Православной церкви и первым архиепископам Кипра. На северную часть острова Кипр (ныне - самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра) отправляются паломники, чтобы посетить там все места, связанные с апостольской деятельностью, мученической кончиной, обретением святых мощей и возведением монастыря в честь апостола Варнавы.

1.Икона св. апостола Варнавы

Среди руин античного Саламина

В наши дни средиземноморский берег невдалеке от руин древнего портового города Саламин, имевшего на протяжении столетий пальму первенства на Кипре, ничем не напоминает о его славном прошлом. Согласно справочникам, здесь когда-то была построена «превосходная гавань, вмещавшая множество кораблей». Хорошо укрепленный город Саламин на восточном побережье острова был известен как процветающий торговый центр с населением около двухсот тысяч человек. Каменные руины разрушенного арабскими набегами в VII в. и затем прекратившего свое существование Cаламина долгие годы служили строительным материалом для находящегося в нескольких километрах к северу от него другого портового города Фамагуста.

Приблизительно весной 45-го года [ 1 ] из Селевкии в Саламин приплыл на корабле апостол Варнава. Это было первое его миссионерское путешествие на Кипр вместе с апостолом Павлом (Деян. 13:5). Варнава (Бар-Наба) в буквальном переводе означает «сын утешения». Варнава - этим именем апостолы нарекли христианина Иосия (Иосиф), иудея-кипрянина, происходившего из богатой семьи и состоявшего членом иерусалимской церкви. С молодых лет он отличался благочестием, посещал храм, соблюдал посты и хранил себя от разных юношеских увлечений. Он был щедрый и добросердечный человек, явивший добрый пример христианина, жертвующего на нужды своих собратьев. После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшее ему под Иерусалимом имение и положил все вырученные деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4:36,37). Варнава вступился за новообращенного Павла: когда тот пришел в Иерусалим, Варнава тепло принял его и затем ввел в среду апостолов (Деян. 9: 26,27). Около 34 -35 г. апостолы привлекли Варнаву к миссионерской деятельности, которая началась после побиения камнями первомученика Стефана. Сначала иерусалимская община послала Варнаву в Антиохию посодействовать новым христианам (Деян.11:22-26). К Антиохии тогда относился и остров Кипр.

Ступив с корабля на берег Саламина, Варнава в сопровождении своего племянника Иоанна Марка предпринял здесь немалые труды по обращению ко Христу эллинов и иудеев. Умножив сначала в этом городе, а затем и в других местах Кипра число верующих, Варнава и Павел отправились в Малую Азию.

После успешного проведения в течение ряда лет в разных городах миссионерской деятельности апостол Варнава решил вновь возвратиться на Кипр для продолжения проповедей об учении Христа.

Во второй раз в город Саламин апостол Варнава прибыл около 57 г. (по другим данным - ок. 61/62 г.). В ту пору ему уже было 76 лет [ 2 ]. Внешне апостол выглядел, вероятно, таким, каким его изображают на иконах: человек преклонных лет, с темными волосами или с проседью и с бородой средней длины [ 3 ]. В этот приезд на остров город Саламин стал местом последних проповедей и мученической кончины апостола. Об этом сообщается в апокрифическом труде «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы; V в.), приписываемом апостолу Марку [ 4 ], и в богословском сочинении «Энкомий святому Варнаве» Александра Кипрского [Саламинский], жившего в VI веке. О последних днях земной жизни апостола Варнавы в Саламине повествуется и в изложении святителя Димитрия Ростовского . Ревностная проповедь апостола восстановила против него живших в Саламине иудеев. Они всячески противились ему, хулили его честное имя и затем, настроив против него многих горожан, решили убить его. Предвидя свою кончину, Варнава созвал верующих, совершил божественную литургию, причастил их, преподал последнее наставление и навсегда простился с верующими. При этом он поручил своему спутнику Марку взять после смерти его тело, которое он найдет «вне города на западной стороне», похоронить его и позже обо всем рассказать апостолу Павлу. Варнава завещал также положить с собой в гроб переписанное некогда им самим Святое Евангелие от Матфея, с которым никогда не разлучался. Далее апостол Варнава сам приобщился Святых Христовых Тайн и безбоязненно явился в синагогу, где проходило собрание иудеев и начал там проповедовать собравшимся учение Христа. Озлобленные иудеи бросились на Варнаву, вывели его за город и побили камнями. После этого они разложили костер и хотели предать святое тело сожжению, однако оно осталось цело и невредимо. Впоследствии в этом убедился тайно пришедший к месту сожжения Марк. Взяв тело апостола, он похоронил его «в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города». Время мученической кончины апостола Варнавы относят к 57 г. [ 6 ].

После убиения апостола саламинские иудеи начали в городе гонение всех последователей Христа. Верующие бежали из Саламина и скрывались во многих местах. Из Кипра Марк отправился на поиски апостола Павла и, встретив его в Ефесе, поведал ему о мученическом венце святого апостола Варнавы. Апостол Павел оплакал кончину Варнавы.

Некоторые дополнительные сведения о последних часах жизни Варнавы содержатся в труде Александра Кипрского, рассказавшего, что апостола «схватили во время проповеди в синагоге», а перед побиением камнями его подвергли «долгим мучениям». В «тайном погребении» апостола Варнавым участвовали не только Марк, но и «другие христиане».

В «Хождении и мучении Апостола Варнавы» повествуется, что через «два дня» после прибытия в Саламин апостола Варнавы и начала его проповеднической деятельности в местной синагоге в тот же город приехал и «иудейский маг и псевдопророк Вариисус-Елима». Ему удалось восстановить против Варнавы иудеев. Те схватили апостола и хотели доставить его на суд к правителю города, но потом, изменив планы, решили казнить его втайне. В ночное время в синагоге ему надели аркан на шею и повели сначала к ипподрому и далее за городские стены, где и предали сожжению. Прах апостола «собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море». Тем временем Марку «вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах» и похоронить его в одной из пещер около города, где «прежде поселились иевусеи» (иевусеи - народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян и основавший в конце III тысячелетия до РХ город Иерусалим и первоначально населявший его. - Примечание А.Х.). После похорон «Марк, Тимон и Родон три дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит». С течением времени место погребения апостола Варнавы возле Саламина было надолго предано забвению.

Местность Игиас, где обретены святые мощи апостола Варнавы

В начале IV в. Саламин стал местом казни и святых мучеников Аристоклия Саламинского (Кипрский), Димитриана и Афанасия. За открытое исповедание христианской веры во времена (ок. 306 г.) правления императора Максимиана они были усечены мечом. Со времен правления Константина Великого Саламин стал церковным центром Кипра [ 7 ]. В 332 и 342 гг. на острове произошли два сильных землетрясения, полностью разрушившие Саламин. В прошлом веке (1952 -1974 гг.) археологами обнаружены на его территории руины нескольких небольших раннехристианских и византийских храмов и каменные бассейны, где, вероятно, совершались крещения. Римский император Констанций II (сын Константина Великого), правивший в 337-361 гг., восстановил город после разрушений и переименовал его в Констанцию. После распада Римской империи Кипр в 395 г. стал частью Византии.

Спустя четыре столетия после мученической кончины Варнавы Господь прославил (ок. 488 г.) то потаенное место возле Саламина, где пребывали святые останки апостола. Это было время, когда Христова вера распространилась уже по всему Кипру, однако полную христианизацию населения острова историки относят только к началу V века [ 8 ]. Это было и напряженное для острова время, когда окончательно разрешался вопрос об автокефалии Кипрской Церкви. Попытки ее присоединения к своему диоцезу предпринимал Антиохийский Патриарх Петр Гнафевс [ 9 ]. Еще в 431 г. кипрские христиане обратились к Отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию Кипрской Церкви и получили положительное решение Собора. В 478 г. архиепископ Констанции и всего Кипра Анфемий вновь обратился с той же просьбой к византийскому императору.

Чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли народу то место, где находилась гробница апостола. Ее обнаружили в неглубокой пещере, расположенной приблизительно в одном километре от города Констанция (Саламин), в местности, называемой Игиас («Место здравия»). Здесь на глазах многих людей часто совершались чудеса, молва о которых распространилась по всему острову. Ныне это «Место здравия» находится рядом с кипрским селением Энгоми (Энкоми, также - Тузла). По преданию, пещера с гробницей находилась под вечнозеленым деревом с широкой кроной, называемым «рожковым». Оно известно еще с древних времен и как «хлебное дерево Иоанна». На Руси его плоды называли «цареградским стручком». Высушенные сладкие стручки коричневого цвета очень любили бедные люди, отдыхавшие под деревом, имевшем в народе еще одно название - «шоколадное».

В Игиас на месте произрастания этого удивительного дерева происходили многие дивные чудеса. Так, больные или усталые от дальней дороги путники, переночевавшие под рожковым деревом, получали к утру следующего дня «здравие» и прилив новых сил. Узнав о подобныхх чудесах, верующие люди специально приходили к этому необычному месту, проводили здесь ночи и получали исцеление от разных недугов. Со временем «Место здравия» сделалось очень известным на Кипре и сюда жители окрестных селений приносили многих немощных и расслабленных. По преданию, здесь исцелялись бесноватые, хромые исправляли свою походку, слепые становились зрячими.

Сохранилась и легенда, рассказывающая о том, как были обретены в Игиас честные мощи святого апостола.

Согласно «Энкомию святому Варнаве», архиепископу Анфемию трижды являлся во сне апостол Варнава, указавший, где нужно искать его захоронение. В тексте Димитрия Ростовского находим такие строки: «...Вот тебе [т.е. архиепископу Анфемию] знамение: выйди за город к западной стороне на пять стадий и на том месте, которое называется «Местом здравия» (ибо там ради меня Бог чудесно подает болящим здравие), раскопай землю под деревом, произращающим рожки: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие, написанное моею собственной рукой» [ 10 ].

И вот 11 июня преисполненный радости архиепископ Анфемий рассказал собравшемуся народу о троекратном ему явлении и речах апостола Варнавы, а после этого возглавил с псалмопением крестный ход в сторону Игиас. В указанном месте раскопали землю под деревом, нашли закрытую камнями пещеру, а в ней - раку. Все присутствующие в момент открытия раки ощутили «великое и несказанное благоухание» и увидели в ней целые и неповрежденные мощи святого апостола Варнавы, а также и Евангелие . В час обретения мощей на всем острове Кипр произошли многие чудеса. Раку с мощами апостола запечатали оловом и решили не переносить ее в другое место. По приказу архиепископа Анфемия при апостольском гробе стали денно и нощно совершать псалмопения.

История свидетельствует, что благодаря обретению мощей апостола Варнавы и находке ценного Евангелия острову Кипру была дарована позже свобода, а его Церкви удалось добиться автокефалии. Архиепископ Анфемий отправился в Царьград, взяв с собою в дорогу обнаруженное Евангелие и часть мощей святого апостола. Византийский император Флавий Зенон возрадовался тому, что именно в дни его царствования на Кипре обретено было столь великое духовное сокровище. Архиепископ Анфемий, передавший императору Евангелие и часть мощей апостола, был награжден большими почестями от императора и от всего духовного собора. Император благосклонно отнесся к прошению архиепископа Анфемия о необходимости автокефалии Кипрской Церкви. По его же приказу в Константинополе был созван Синод, определивший статус автокефалии Кипрской Церкви. Утвердив это решение, император у распорядился, чтобы остров Кипр больше не был в подчинении у патриарха и получил право самостоятельного избрания предстоятеля . Однако окончательно автокефалия Кипрской Церкви была утверждена только в 691 - 692 гг. .

Евангелие и часть мощей святого апостола поместили в церкви св. Стефана в Большом дворце Константинополя. Архиепископ Анфемий получил в подарок от императора много золота для возведения храма на месте обретения честных мощей апостола Варнавы .

Энгоми, где стоит монастырь во имя святого апостола Варнавы

Архиепископ Анфемий со славой и честью возвратился на Кипр и в скором времени (ок. 488 г.) выстроил на средства византийского императора Флавия Зенона и на свои сбережения большой храм в форме трёхнефной базилики. Существует также мнение, что первоначально византийская базилика имела двухскатную деревянную крышу. При храме был основан мужской монастырь святого апостола Варнавы.

2.Здание монастыря в честь св. апостола Варнавы

Ныне этот недействующий монастырь находится в трех километрах от Саламина, неподалеку от селения Энгоми. Те, кто паломничал по следам апостола Варнавы на Кипре, знает, что монастырь возвышается вовсе не на месте предполагаемого обретения мощей апостола, а в некотором отдалении от него. По преданию, рака с мощами апостола была перенесена из пещеры установлена в новом храме. Архиепископ Анфемий установил праздновать память святого апостола Варнавы в день обретения честных его мощей - в одиннадцатый день месяца июня.

Во время арабских набегов в VII в. храм и все постройки монастыря были разрушены. Такая же участь постигла и древний Саламин (Констанция), чьи жители переселились в соседний город Фамагуста . В 1674 г. в Энгоми удалось заново отстроить храм. Современный вид здание монастыря приобрело только после его реконструкции в 1757 г. Иконы для иконостаса были написаны в XVII-XVIII вв. .

3.Иконостас храма в честь св. апостола Варнавы

Число братии в монастыре было совсем немногочисленным: например, в 1917 г. - три, после 1965 г. - 7 человек. В 1974 г. все монахи были изгнаны турками, а монастырский храм разграблен. В настоящее время монастырь представляет собою Археологический музей, где собраны из православных монастырей и храмов северного Кипра иконы и разные христианские реликвии, а также различные археологические находки.

По давней традиции 11 июня, в день памяти апостола Варнавы, на площади перед монастырем проходили праздничные базары, но в середине 70-х годов в связи с политическими событиями на острове они были прерваны. С 2005 г. ситуация изменилась в сторону возрожднения в Энгоми праздника в честь апостола Варнавы и организованного паломничества по местам апостольского служения апостола на севере острова. В монастырь периодически приезжают православные священники из храмов и монастырей южного Кипра, куда в 1974 г. перенесли части мощей святого апостола Варнавы.

4.Часовня «Место здравия» над криптой

Современная часовня на месте обретения мощей в Игиас, примыкающему к селению Энгоми, построена в 1954 г. В разные столетия эта часовня над криптой неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Киприоты по традиции называют ее «Местом здравия». Из часовни к высеченной в камне гробнице ведут 14 ступеней. В освещенной электричеством пещере на земле и на стенах паломники оставляют в дар иконы, а также возжигают лампады и свечи рядом с тем местом, где находилась рака с мощами апостола Варнавы. Место гробницы покрыто плащаницей.

5.В пещере, где находилась рака с мощами св. апостола Варнавы

От часовни к монастырскому зданию ведет эвкалиптовая аллея длиною приблизительно 80 метров.

О мощах святого апостола Варнавы

Сведения о том, когда и куда были перенесены из Кипра мощи святого апостола, можно почерпнуть из «Православной энциклопедии» . Издание со ссылкой на западные источники сообщает, что «основная часть мощей» апостола Варнавы была перенесена с Кипра в Милан, «откуда глава святого попала в Тулузу». Эту информацию сегодня можно освежить новыми фактами. Только в одной Италии существует несколько версий о местах хранения мощей (главы) апостола. Так, одна глава находится в монастырской церкви «Св. Роза да Лима», вошедшей после ее закрытия (1866) в состав гостиничного комплекса «Св. Роза да Лима» в итальянском населенном пункте Конка-деи-Марини (Conca dei Marini; провинция Салерно). Известно, что эти мощи были подарены домениканскому монастырю епископом из Поццуоли Джероламо Дандольфи (Ландольфи; 1722-1789).

Другая глава хранится в приходской церкви населенного пункта Энденна (коммуна Дзоньо в регионе Ломбардия). Третья глава находится якобы в Неаполе, в церкви Джезу Нуово (Gesu Nuovo), а именно - в часовне католического святого Джузеппе Москати, где проводит паломнические экскурсии местный приход Апостола Андрея Первозванного (Московский Патриархат). Конечно, не во всех перечисленных случаях может идти речь о подлинных мощах апостола.

Согласно итальянским источникам, мощи (часть руки) апостола Варнавы хранятся в базилике Св. Варнавы (Basilica di San Barnaba a Marino) в городе Марино (регион - Лацио; провинция Рима), а также в Милане и Падуе. В Западной Европе частицы мощей апостола хранятся в Праге, Кельне, в бельгийском городе Намюр, в баварском монастыре Андекс.

В 1974 г. после оккупации турками северной части Кипра частицы мощей апостола Варнавы были вывезены в южную часть острова. Здесь ценные реликвии хранятся в Священном царском и ставропигиальном монастыре Киккской иконы Божией матери (Киккский монастырь), в ставропигиальном мужском монастыре Махера (Махерас) и в монастыре Ставровуни (Святого Креста).

Во всех этих кипрских монастырях, а также в разных европейских городах и аббатствах, где почивают мощи святого апостола Варнавы, зафиксировано немало свидетельств о том, что на протяжении веков эти реликвии являются источником многих чудес и потому они с особенною любовью чествуемы восточными и западными христианами.

Литература:

[ 1 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641- 646). - М.,2003; Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии.(Российское Библейское общество). -1995, с.344.

[ 2 ]. Жития святых славных и всехвальных апостолов. - М.: Лествица; Артос-Медиа, 2006, с.218.

[ 3 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 4 ]. Там же.

[ 5 ].

[ 6 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 7 ]. См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

[ 8 ]. Там же.

[ 9 ]. Зоитакис А. История Кипрской Православной Церкви в I - X вв. - [Электронный ресурс] URL: http://www.agionoros.ru/docs/468.html

[ 10 ]. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.


Народный праздник «День Варнавы» отмечается 24 июня (по старому стилю – 11 июня). День посвящается памяти апостола от 70-ти Варнавы (Иосифа), епископа Медиоланского. Другие названия праздника: «Варнава», «Варнава-земляничник». В этот день начиналась взборонка паров. «На Варнаву не рви траву - скотина зимой без кормов останется», - говорили в народе.

Родина святого Варнавы – остров Кипр. При рождении мальчика назвали Иосифом. Когда в Иерусалим пришел Иисус, Иосиф попросился следовать за ним. Так он стал одним из 70-ти учеников Господа и получил новое имя – Варнава, которое означает «сын утешения». Всю жизнь апостол проповедовал в разных городах и странах. В Медиолане Варнава основал епископский престол. Когда вернулся на родину, то построил Кипрскую православную церковь. В преклонном возрасте Варнава был убит восставшими против него евреями.

По поверьям, на Варнаву со всех концов собиралась нечисть – бесы, ведьмы, черти, вурдалаки для того, чтобы поделить между собой землю и уделы. Интересно, что в этом случае разгул нечисти приходился на полдень, а не на ночное время, как обычно. Они решали, кто из них будет людей пугать, кто домашним животным хвосты, гривы и шерсть спутывать, кому к детям неведомой болезнью приходить, а кому травы ядом наполнять.

Договорившись между собой и поделив обязанности, нечисть начинала кататься по земле и траве и, естественно, исполнять все взявшие на себя «важные дела». Поэтому траву в этот день не косили и не рвали, крестьяне верили, что так можно прихватить злых духов, а с ними и все несчастья. Не собирали и лекарственные травы, т.к. они в этот день считались ядовитыми.

С 24 июня начинались русальные дни, в которых водяные духи становились видимыми. Они веселились и устраивали свадьбы. Хорошо, если русалка выбирала в мужья лешего. Если же она обращала внимание на живого человека, то заманивала его в глухое место, где могла защекотать до смерти. Во многих областях в эту ночь люди гуляли до рассвета. Они разводили костры, возле которых танцевали и пели.

Считалось, что само движение русалок сильно влияет на землю, растительность, а следовательно, и на урожай. Например, русалки во время цветения ржи и пшеницы гуляют по полю, и там, где русалка пройдет, хлеб становится гуще. Любимое занятие этих существ - раскачиваться на ветвях деревьев - тоже имеет магическое действие: оно способствует созреванию плодов.

Поговорки и приметы:

С рассвета душно и сильно пахнет жимолостью – к ненастью.
- Солнце на рассвете бледное – к вечернему дождю.
- Туман по воде стелется – к урожаю грибов.
- Голуби прячутся – к непогоде.
- Беспрерывно ныряют и плещутся утки - будет дождь.
- Если пчелы утром не летят в поле, а сидят в ульях и сильно гудят - будет дождь.
- Услышать ночью пение эльфа – хороший знак, предвестник защиты от злых духов на целый год.
- На Варнаву-земляничника ходили в лес смотреть, не поспела ли земляника: если она была спелой и красной, значит этим летом можно было ожидать хороший урожай ягод.
- Родившимся 24 июня не суждена внешняя красота, поэтому только своим трудом и знаниями они привлекают к себе внимание. Но зато им дана способность находить выход из любой ситуации.

Loading...Loading...