Джон локк идеи кратко. Философские взгляды джона локка


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
ДЖОН ЛОКК
(1632-1704)

Английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

29 августа 1632 года в маленьком городе Рингтон, расположенном на западе Англии, недалеко от Бристоля, в семье провинциального адвоката родился будущий великий философ Джон Локк.

Он воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции как к господствовавшей в стране англиканской церкви, так и к абсолютной монархии Карла I.

Отец Локка во время гражданской войны был капитаном эскадрона в парламентской армии Кромвеля. Он владел значительным состоянием, но во время войны лишился большой части своих сбережений, - скорее всего, вследствие щедрости и великодушия, о которых часто упоминал его знаменитый сын. О матери Локка, урожденной Кинг, сведений мало.

В юношеские годы Джон Локк находился под влиянием политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.

Революция открыла Локку дорогу к образованию. По рекомендации командира его отца полковника Александра Попхэма в 1646 году он был зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году, когда Локк, один из лучших учеников школы, поступил в Оксфордский университет, он обращается со следующими словами к А. Попхэму "Вся нация смотрит на Вас как на защитника ее законов и свободы".

В 1655 году Локк получил степень бакалавра искусств, а через три года заслужил степень магистра.

В Оксфорде Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, которое противостояло схоластической учености, господствовавшей в английских университетах. Еще до 1658 года он проявляет глубокий интерес к деятельности Джона Уилкинса, ученого "со страстью к научным экспериментам, невиданной в каком-либо человеке со времен Бэкона". Ричард Лоувэ, сторонник экспериментального изучения причин заболеваний, впервые применивший переливание крови, увлекает Локка занятиями медициной. Здесь же, в Оксфорде, Локк становится другом Роберта Бойля и совместно с ним проводит естественнонаучные эксперименты. Бойль впервые пробудил у него интерес к философии Декарта и Гассенди.

В это же время Джона занимает вопрос об отношениях церкви к государству. Локк посвятил этому предмету свое первое сочинение, которое, впрочем, никогда не было напечатано. В 1664 году Локк в качестве секретаря сопровождал в Берлин английского посла Вальтера Фена. Из писем его к друзьям следует, что он отправился в Берлин скорее в качестве туриста и не помышлял о дипломатической карьере. Локк пробыл на континенте около года. В письмах друзьям Джон обстоятельно и живо описывал решительно все, что обращало на себя его внимание, начиная с положения финансов в Берлине и кончая крестинами одного новорожденного берлинца, на которых ему пришлось присутствовать.

В том же году Локк возвратился в Лондон. Занимаясь вопросом об отношении церкви к государству, Локк познакомился с влиятельными духовными лицами и близко сошелся с некоторыми из них. Один из его приятелей занял важный пост в Дублине и предложил ему видное место в духовной иерархии в Ирландии. Эта должность как нельзя более прельщала благочестивого Локка, но скромность заставила отказаться, он считал себя в то время недостаточно к ней подготовленным.

Постоянные заботы о собственном здоровье рано привели Локка к изучению медицины. По свидетельству современников, он вскоре стал искусным врачом, но, не желая заниматься медицинской практикой, давал советы только друзьям. Локк соблюдал строгую диету. Он пил только воду и считал это верным средством продлить жизнь.

В 1666 году Локк познакомился с лордом Энтони Эшли, страдавшим непонятной болезнью. Поставив точный диагноз, Локк посоветовал лорду сделать операцию и тем самым спас тому жизнь. В знак благодарности лорд Эшли пригласил Локка погостить к себе на лето, а потом предложил ему поселиться в его доме навсегда. Локк принял это предложение и продолжал лечить лорда и всех членов его семьи. Обязанности домашнего доктора не мешали Локку продолжать занятия философией и естественными науками. Благодаря Энтони Эшли Джон заинтересоваться политикой и теологией. Одновременно продолжал заниматься наукой. В 1668 году Локка избирают членом Королевского естественнонаучного общества, а в 1669 году - членом Совета этого общества.

В конце 1667 года он пишет Бойлю: "Место, которое я теперь занимаю, удержало меня от совершения каких-либо дальнейших химических экспериментов, хотя я чувствую, что у меня руки чешутся, чтобы еще позаниматься этим делом". После знакомства и сближения с выдающимся врачом-новатором Томасом Сиднхэмом он начинает писать трактат "О медицинском искусстве" (1669), в котором приводит доводы в защиту экспериментального исследования заболеваний. Правда, этот трактат не был закончен.

В 1668 году Локк сопровождал во Францию графа и графиню Нортумберлендских. После смерти графа он возвратился в Англию ранее, чем предполагал, и снова поселился в доме лорда Эшли. Лорд поручил ему воспитание своего единственного сына. Локк ответственно отнесся к своей новой обязанности. Любопытно, что именно он подобрал красивую, добрую и умную жену своему питомцу.

По совету своих друзей в 1671 году Локк принимает решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает "ум в своем движении к знанию".

"Однажды у меня собралось небольшое общество, пять-шесть человек, - писал Локк. - Зашел разговор о предметах, не имеющих ничего общего с содержанием книги. Наблюдая за развитием разговора и ходом мыслей, я заметил, что затруднения в выводах представлялись со всех сторон, и старался уяснить себе причину этого, причем нашел, что она кроется в недостаточном знакомстве с самими свойствами нашей познавательной способности. Я тотчас же сообщил эту мысль своим друзьям; они нашли ее справедливой и пожелали ей дальнейшего развития. Я тут же передал им, что в данную минуту думал об этом предмете, и возбудил в них большой интерес; они убедили меня заняться исследованием законов нашего мышления…"

Локк задумал написать книгу, рассчитанную на читателей, которые не довольствуются "ленивой жизнью на крохи выпрошенных мнений", а способны обратить "в дело собственные мыслительные способности для отыскания и исследования истины". Это был "Опыт о человеческом разуме". Локк работал над ней на протяжении девятнадцати лет.

В 1672 году лорд Эшли стал лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии. Локк же благодаря покровителю занял высокий пост секретаря правления по делам благотворительности. На этой должности он пробыл до конца 1673 года, то есть до того времени, когда патрон его снова впал в немилость. Служебные взлеты и падения Шефтсбери, как эхо, отражались на судьбе философа.

Локк отправился во Францию, в Монпелье, где пробыл с конца 1675 года до середины 1679-го. Здесь он поправлял здоровье и участвовал в философских дискуссиях с учениками Декарта и Гассенди. Локк окончательно утвердился в мысли, что схоластическая философия отжила свой век.

Из Монпелье он отправился в Париж, где очень близко сошелся с Юстелем, дом которого в то время служил убежищем для всех ученых скитальцев. В этом гостеприимном доме Локк познакомился с Генелоном, знаменитым в то время врачом из Амстердама, лекции которого по анатомии вызывали общий восторг в Париже; здесь же он встретил известного живописца Суаниора, приславшего ему копию с одной своей картины; последнее доставило большое удовольствие Локку, потому что он любил живопись и был ее знатоком.

В1679 году лорд Шефтсбери снова занял пост президента совета Приехав в Лондон, он тотчас вызвал из-за границы своего друга. Однако вскоре лорд Шефтсбери в очередной раз впал в немилость короля и эмигрировал в Голландию.

Положение Локка в Лондоне после отъезда Шефтсбери стало небезопасным. Философ пытается найти убежище в Оксфорде. Но и здесь он подвергается преследованиям. В 1683 году вслед за Шефтсбери Локк эмигрирует в Голландию.

Вскоре Шефтсбери скончался в Амстердаме.

Для Локка начались годы напряженного труда, глубокого изучения идей Декарта и Гассенди, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии. Но это были и годы тревоги.

В 1685 году герцог Монмут со своей партией обосновался в Голландии и начал готовить государственный переворот в Англии. Английское правительство, узнав о его заговоре, тотчас послало предписание своему посланнику в Гааге потребовать выдачи нескольких подозреваемых им английских подданных, в том числе и Локка. Леклерк, хорошо знавший Локка, утверждает, что философ тогда не имел никаких связей с герцогом Монмутом и не верил в успех его предприятия.

Документы тех лет хранят скрупулезные отчеты правительственных агентов, докладывающих в Англии о каждом шаге философа.

В конце 1684 года Локк находился в Утрехте; он приезжал в Амстердам только на короткое время с намерением снова уехать в Утрехт, чтобы его случайно не включили в число заговорщиков. В Амстердаме же он узнал, что требуют его выдачи, и ему поневоле пришлось скрываться.

Локк продолжал жить в Амстердаме, однако из предосторожности выходил из дома только по ночам. В конце года он переехал жить к Генелону, но только в 1686 году начал снова показываться днем, потому что только к этому времени окончательно выяснилось, что он не имел ничего общего с замыслами герцога. И в это смутное время Локк написал и напечатал свои письма "О веротерпимости".

"Трудно поверить, чтобы человек из чувства милосердия заставлял кого-либо пытками принять ту или другую веру. Если бы Бог хотел силою обратить людей в какую-нибудь веру, то послал бы Христа с легионами ангелов небесных, а не слишком ревностного сына церкви с его драгунами".

Эти письма были с восторгом встречены в Голландии, но оксфордское духовенство ответило на них памфлетами; на два из памфлетов Локк счел нужным ответить, защищая веротерпимость. Через двенадцать лет после этого появился новый памфлет на те же письма. Локк в то время был сильно болен. Несмотря на это, в ответ на последний памфлет он начал писать свое четвертое письмо о веротерпимости, которое осталось, однако, неоконченным. Капитальное сочинение Локка "Опыт исследования человеческого разума" также приближалось к концу. Он сам сделал из него краткое извлечение в конце 1687 года. Леклерк перевел его на французский язык и напечатал в своей "Библиотеке". Это извлечение заслужило одобрение людей знающих, друзей истины, и возбудило в них сильное желание видеть поскорее напечатанным все сочинение.

В 1688 году наступила развязка, положившая конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. Совершилась так называемая "славная" революция 1688 года - Вильгельм Оранский был провозглашен королем Англии на условиях резкого ограничения его власти парламентом. Были заложены основы того политического режима конституционной монархии, который существует в Англии и поныне. Локк, принимавший активное участие в подготовке переворота 1688 года, в начале 1689 года возвращается на свою родину.

И вновь наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. Его можно увидеть и в Королевском обществе, и в клубе сторонников религиозной веротерпимости, и за беседой с И. Ньютоном. Первой его печатной работой, изданной в Англии в 1689 году, было "Письмо о веротерпимости". Затем издаются "Опыт о человеческом разуме", "Два трактата о государственном правлении" и "Второе письмо о веротерпимости" (1690), "Третье письмо о веротерпимости" (1692), "Некоторые мысли о воспитании" (1693), "Разумность христианства" (1695) с продолжением в виде полемических дополнений.

Первый "Трактат" о государственном правлении посвящен критике феодально-теократической концепции божественного происхождения власти короля, изложенной в книге Р. Филмера "Патриарх, или Естественная власть королей" (1680). Во втором "Трактате" Локк теоретически оправдывает тот политический переворот, который имел место во время "славной" революции.

В "Письмах о веротерпимости" и "Разумности христианства" он отстаивает идею отделения церкви от государства и религиозную веротерпимость. Она предполагает необходимость разделения между гражданской и религиозной сферами. Гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере Что же касается религии, то она не должна вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой общественным договором между народом и светским государством.

Появление в свет "Опыта "произвело настоящую сенсацию в Англии. Правительство предложило Локку должность министра торговли и колоний Он занимал это место до тех пор, пока его расстроенное здоровье не потребовало удаления из Лондона. Припадки застарелой болезни, астмы, настолько усилились, что принудили его просить отставки у короля. Эта просьба очень огорчила Вильгельма. Король часто беседовал с философом о государственных делах и высоко ценил его советы. Локк как нельзя лучше воспользовался доверием короля и в одном из таких задушевных разговоров открыто высказал свое мнение об университетском образовании, которое в то время очень нуждалось в реформе, Локк объяснил королю также весь вред схоластического направления в науке.

Вильгельм Оранский, хотя и был ревностным кальвинистом, отличался большой терпимостью, полностью разделяя взгляды Локка на этот предмет. В 1695 году Локк написал сочинение "О разумности христианской религии", которое вовлекло его снова в политику и возбудило опять ненависть к нему схоластов. Оксфордский университет постановил по возможности препятствовать распространению сочинений Локка.

Здоровье Локка заметно ухудшалось. Он уезжает из Лондона в Уайт, местечко в графстве Эссекс Философ останавливается в доме рыцаря Мешема, за которым была замужем дочь его друга Кудворта, известного сочинениями духовного содержания. Леди Дэмерис Мешем вполне заменила ему дочь, и ей, бесспорно, принадлежит видное место в биографии философа. Она получила самое строгое религиозное воспитание. Идеи Локка пленяли ее ум, и его благочестие внушало ей глубокое уважение. Даже детей своих леди Мешем воспитывала в духе Локка, ей посвятил философ последнее издание своих "Мыслей о воспитании".

Жизнь в доме Мешемов вполне соответствовала вкусу и характеру Локка, к тому же он был самым уважаемым членом этой семьи. Последние годы его жизни прошли вполне безмятежно. Он не только пожинал заслуженные лавры, но сознавал, что принес большую пользу человечеству. В доме Мешемов все было проникнуто его влиянием, и он мог видеть и оценить все благотворные его последствия. Локк в это время готовил к выходу в свет "Опыт" и другие сочинения. "Опыт" выдержал шесть изданий при жизни Локка.

Философ тратил также много времени на переписку с друзьями, которых у него было много в Англии, Голландии и Франции. Он переписывался с Лейбницем, Ньютоном. Лондонские знакомые нередко навещали его в доме Мешема, и чаще всех - его бывший ученик, философ Шефтсбери.

В последний год своей жизни он почти лишился слуха, это было для него величайшим несчастьем. Философ в отчаянии писал одному из своих друзей, что согласился бы лучше ослепнуть, чем оглохнуть, так как глухота мешает ему беседовать с людьми.

Накануне своей смерти Локк сказал леди Мешем: "Я убежден в том, что земная жизнь есть только приготовление к лучшей жизни. Я немало-таки пожил на свете и, благодарю Бога, был счастлив, но все же на эту жизнь смотрю как на нечто само по себе суетное и пустое".

К ночи ему сделалось значительно хуже, утром его посадили в кресло и перенесли в рабочий кабинет. Отдохнув немного, он попросил леди Мешем читавшую про себя псалмы, читать их вслух. Великий мыслитель слушал ее чтение с большим напряжением до самой своей кончины. Локк умер 28 октября 1704 года, на 73-м году жизни.

Друзья похоронили философа неподалеку от его последнего жилища и памятник его украсили следующей эпитафией, написанной по-латински:

"Остановись, прохожий! Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что это был за человек, этот памятник ответит тебе - Локк был человек, умевший довольствоваться немногим. Он воспитан был наукой и зашел так далеко, что мог служить только одной истине. Ты убедишься в этом, изучая его сочинения, из них ты узнаешь о нем более, чем из хвалебных речей. Его добродетели спорили с его скромностью, и он не решился бы поставить себя за образец тебе. Его недостатки погребены вместе с ним".

Эта эпитафия, вероятнее всего, написана леди Мешем. По другой версии - самим Локком. Рассел в своей "Истории западной философии" назвал Дж Локка наиболее удачливым из всех философов, так как его взгляды находили понимание и приветствовались многими его современниками.

При жизни Локка Англия была занята радикальными политическими реформами, направленными на ограничение власти короля, создание парламентской формы правления, ликвидацию авторитаризма и обеспечение религиозной свободы Локк - воплощение этих чаяний как в политике, так и в философии.

Основная цель главного труда Локка "Опыт о человеческом разуме" (1690) сводится к исследованию происхождения, достоверности и объема человеческого познания. Он описывает задачу философа как задачу мусорщика, удаляющего мусор из нашего знания. Локк утверждает, что все человеческие знания - математическое, логическое, метафизическое и др. - не является врожденным, а имеет опытное происхождение. Даже логические законы тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям.

"Идеи и понятия не рождаются вместе с нами, так же как искусства и науки", - писал Локк. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий принцип нравственности (золотое правило) более "восхваляется, чем соблюдается".

Он также отрицает и врожденность идеи Бога, она возникает также опытным путем. Локк стремится доказать несостоятельность тезиса о врожденных идеях. Человеческая душа своего рода чистый лист бумаги, на котором опыт пишет свои сведения о мире, на которых основываются и размышления о нем.

В двух трактатах о государственном правлении Локк сформулировал свое понимание естественного и гражданского состояний. В естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Согласно Локку, естественному человеку свойственна собственность и эгоизм, а потому и индивидуализм. Но при этом все должны располагать одинаковыми правами и обязанностями. Из этого следует тезис о свободе как результате договора. В обществе первенствует естественный закон, согласно которому никто не имеет права ограничивать другого в жизни, здоровье, свободе, имуществе. Власть правителя также зависима от естественного закона. И если какая-то сторона нарушает договор, например правитель, то другая тоже имеет право отказаться от принятых на себя обязательств.

Локк первым выдвинул идею разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - армии и суду, а федеративная - королю и его министрам. Локк фактически выступает как теоретик конституционных режимов.

Частью политической философии Локка была этика, трактовка добра и зла как пути к удовольствию или страданию. По Локку, наибольшее удовольствие и польза достигаются с помощью частной, личной собственности, права на которую неотделимы от человека. В частной собственности и труде Локк видел основу цивилизации.

В своем "Опыте "Локк утверждал, что добро - это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время Локк подчеркивает, что моральное добро - это добровольное подчинение человеческой воли законам и общества и природы, которые находятся в божественной воле - истинной основе морали.

Гармония между личными и общественными интересами достигается благоразумным и благочестивым поведением.

Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа, так и в последующие периоды. Под воздействием его философии формировались взгляды Толанда, Кондильяка, французских материалистов.

* * *
Вы читали биографию философа, в которой описана жизнь, основные идеи философского учения мыслителя. Эту биографическую статью можно использовать в качестве доклада (реферата, сочинения или конспекта)
Если же вас интересуют биографии и идеи других философов, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого знаменитого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт посвящён философу Фридриху Ницше (его мыслям, идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в древности...
Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Бэкон и Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Английский философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.


Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства, однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса.

Локк был прилежным, если не сказать блестящим студентом. После получения магистерской степени в 1658 он был избран «студентом» (т.е. научным сотрудником) колледжа, однако вскоре разочаровался в аристотелевской философии, которую должен был преподавать, начал заниматься медициной и помогал в естественнонаучных экспериментах, которые проводил в Оксфорде Р.Бойль и его ученики. Однако сколько-нибудь значительных результатов он не получил, и, когда Локк вернулся из поездки к Бранденбургскому двору с дипломатической миссией, ему было отказано в искомой степени доктора медицины. Тогда, в возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь – лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе ко взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери). После того как Локк прооперировал своего патрона, жизни которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении своего подопечного в других областях.

Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание – он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями (Антони Эшли, Томасом Сиденхемом, Дэвидом Томасом, Томасом Ходжесом, Джеймсом Тиррелом) побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра – Опыта о человеческом разумении (An Essay Concerning Human Understanding). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.

Либерализм Шефтсбери был достаточо материалистичным. Великой страстью его жизни была торговля. Он лучше своих современников понимал, какие богатства – национальные и личные – можно было бы получить, освободив предпринимателей от средневековых поборов и сделав ряд других смелых шагов. Религиозная терпимость позволила голландским коммерсантам достичь процветания, и Шефтсбери был убежден, что если бы англичане положили конец религиозным распрям, то смогли бы создать империю, не только превосходящую голландскую, но равновеликую владениям Рима. Однако на пути Англии стояла великая католическая держава Франция, поэтому он не хотел распространять принцип религиозной терпимости на «папистов», как он называл католиков.

В то время как Шефтсбери интересовали практические дела, Локк был занят разработкой той же политической линии в теории, обосновывая философию либерализма, которая выражала интересы нарождавшегося капитализма. В 1675–1679 он жил во Франции (в Монпелье и Париже), где изучал, в частности, идеи Гассенди и его школы, а также выполнял ряд поручений вигов. Оказалось, что теории Локка было предназначено революционное будущее, поскольку Карл II, а еще более его преемник Яков II для оправдания своей политики терпимости к католицизму и даже его насаждения в Англии обратились к традиционной концепции монархического правления. После неудачной попытки восстания против режима реставрации Шефтсбери в конце концов, уже после заключения в Тауэр и последующего оправдания лондонским судом, бежал в Амстердам, где вскоре умер. Сделав попытку продолжить свою преподавательскую карьеру в Оксфорде, Локк в 1683 отправился вслед за своим патроном в Голландию, где жил в 1683–1689; в 1685 в списке других беженцев он был назван предателем (участником заговора Монмаута) и подлежал выдаче английскому правительству. Локк не возвращался в Англию вплоть до успешной высадки Вильгельма Оранского на побережье Англии в 1688 и бегства Якова II. Вернувшись на родину на одном корабле с будущей королевой Марией II, Локк опубликовал работу Два трактата о государственном правлении (Two Treatises of Government , 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по словам ее автора, в «оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем». В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание. Но как решить, когда именно правитель перестает служить народу? Согласно Локку, такой момент наступает, когда правитель переходит от правления, основанного на твердом принципе, к «переменчивому, неопределенному и произвольному» правлению. Большинство англичан были убеждены, что такой момент наступил, когда Яков II стал проводить прокатолическую политику в 1688. Сам Локк вместе с Шефтсбери и его окружением были убеждены, что этот момент наступил уже при Карле II в 1682; именно тогда и была создана рукопись Двух трактатов.

Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а именно первого Письма о веротерпимости (Letter for Toleration , написано в основном в 1685). Он писал текст по-латыни (Epistola de Tolerantia), с тем чтобы опубликовать его в Голландии, и по случайности в английский текст попало предисловие (написанное переводчиком, унитарием Уильямом Поплом), в котором провозглашалось, что «абсолютная свобода... – это то, что нам необходимо». Сам Локк не был сторонником абсолютной свободы. С его точки зрения, католики заслужили гонения, поскольку клялись в верности иностранному властелину, папе; атеисты – поскольку их клятвенным заверениям нельзя верить. Что касается всех остальных, то государство должно оставить за каждым право на спасение своим собственным путем. В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) – это обязанность не государства, а церкви.

Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос – Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием.

Вернувшись в Англию во время «славной» революции, Локк вначале намеревался занять свой пост в Оксфордском университете, из которого был уволен по указанию Карла II в 1684 после отъезда в Голландию. Однако, обнаружив, что место уже отдано некоему молодому человеку, он отказался от этой идеи и посвятил оставшиеся 15 лет жизни научным исследованиям и государственной службе. Вскоре Локк обнаружил, что пользуется известностью, но не из-за своих политических сочинений, выходивших анонимно, а как автор труда Опыт о человеческом разумении (An Essay Concerning Human Understanding), впервые увидевшего свет в 1690, однако начатого в 1671 и законченного в основном в 1686. Опыт выдержал ряд изданий при жизни автора, последнее пятое издание, содержавшее исправления и дополнения, вышло в 1706, после смерти философа.

Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, – спрашивал он, – от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, – писал он, – здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

Локк был далек от того, чтобы презирать лондонское общество, в котором вращался благодаря успеху своих сочинений, однако не в силах был выносить городскую духоту. Большую часть жизни он страдал от астмы, а после шестидесяти подозревал, что болен чахоткой. В 1691 он принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) – приглашение леди Мешэм, жены члена парламента и дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Однако Локк не позволил себе полностью расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем. Там же его посещал И. Ньютон, с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в этот последний период жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он прежде вынашивал. Среди работ Локка – Второе письмо о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration , 1690); Третье письмо о веротерпимости (A Third Letter for Toleration , 1692); Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education , 1693); Разумность христианства, каким оно передано в Писании (The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures , 1695) и многие другие.

В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.

Имя: Джон Локк (John Locke)

Возраст: 72 года

Деятельность: педагог, философ

Семейное положение: не был женат

Джон Локк: биография

В 17 веке в Англии появлялись первые признаки свободы. Когда в университетах преподавали теологию и умозаключения , средневековая философия забывалась, на смену пришли естественные науки. Также 17 век для Англии – это гражданская война, ознаменовавшаяся постепенным переходом абсолютной монархии к конституционной. В это время родился великий английский философ Джон Локк, труды которого вошли в основу всеобщей философской практики.

Детство и юность

Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль.

Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке.

Джон старший свободолюбив, в ту пору, когда Англией правил Карл I, он служил капитаном армии при парламенте. Во время революции Локк старший из-за невиданной щедрости потерял все свои сбережения, отдавая деньги нуждающимся. Таким образом, отец учил сына, что нужно стараться жить для общества.


Из биографии матери ученого известно только то, что ее девичья фамилия – Кинг. Больше сведений о женщине, которая воспитала философа, до современников не дошло.

Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви.

Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность.

Женщина боялась потерять детей, ведь брат Джона умер еще в младенчестве из-за слабого здоровья. Поэтому мать Локка жила в вечном страхе перед Богом и постоянно молилась.


Воспитывался мальчик религиозно и строго, по пуританским правилам. По большей части мальчиком занимался отец, разработав собственную методику, которую в дальнейшем Джон младший расхваливал.

Джон старший держал сына на большом расстоянии от себя и в полном повиновении. Затем он медленно позволял мальчику приближаться, а грозный тон и приказы перешли в житейские советы. Постепенно «начальник» и «подчиненный» стали равны между собой и их связывала крепкая дружба.

Локк рос одаренным и начитанным мальчиком. Друг отца, полковник Александр Попхэм, советовал отдать Джона младшего в Вестминстерскую школу.


Биографы философа без преувеличений рассказывают, что Локк был лучшим учеником в школе: мальчик ко всем предметам относился старательно и с прилежанием.

В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого-математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.


Пробуждению интереса Джона Локка содействовал его учитель и наставник Роберт Бойль.

Декарт научил Локка отвращению к пустым заумным словам, которые не несут никакого смысла, на протяжении всей жизни Джон считал, что краткость – сестра таланта.

Также будущий философ начал придерживаться учений Джона Уилкинса, который страстно относился к науке, а ученый Ричард Лоувэ прививает юноше любовь к медицине.

Теория познания

Свою ключевую книгу «Опыт о человеческом разумении» Джон Локк пишет в 1690 году. Учению Локка содействовали научные труды о «врожденных идеях», которые берут истоки в философии древнегреческого ученого , а затем эту теорию в 17 веке рассматривает , чьи труды изучал Джон Локк.

«Врожденные идеи» – это человеческие знания, которые не могут быть приобретены, так как они не основываются на чувствах. То есть, те принципы, которые приводят к всеобщему человеческому согласию в силу «инстинктов».


Но Джон Локк не поддержал эту теорию, а наоборот, выступил в своем сочинении о сенсуализме с противоположной точкой зрения. По мнению философа, люди выбирают те или иные идеи (например, открытия медицины) не из-за «врожденности», а из-за полезности. Ученый считал, что основа человеческого познания – жизненный опыт, который строится на чувственных восприятиях.

Сложные идеи вырабатываются рассудком и состоят из простых идей. А простые идеи возникают в результате жизненного опыта индивида: человек – «чистый лист бумаги», который заполняется жизненной рефлексией.

Таким образом, Джон Локк расходится во мнении с , который писал, что душа постоянно мыслит, и мышление – постоянный признак души.


По мнению английского философа, знание есть опыт, а по мнению Декарта, мышление – априорное состояние человека.

Джон Локк – величайший английский мыслитель 19 века, однако все заключения ученого выработаны не самостоятельно, а благодаря другим деятелям. Поэтому, несмотря на интересное трактование мысли, Джон Локк – вовсе неоригинальный автор философской концепции.

В «Опыте о человеческом разумении» можно проследить влияние психолога Томаса Гоббса и физика .

Концепция Локка заключается в том, что ограниченный по времени и пространству мир находится в подчинении высшего разума – Бога. Каждое существо взаимодействует с другими и имеет собственную цель. Предназначение человека – познание и почитание Бога, из-за которого наступает блаженство на Земле и в ином мире.

Педагогика

После блестящего окончания Оксфордского университета Локк пару лет преподает древние языки, но вскоре уходит с этой должности, приняв предложение графа Энтони Эшли Купера Шефстбери. Когда Энтони тяжело болел, Джон Локк поставил правильный диагноз. Благодарный граф предложил Джону работать домашним врачом и воспитывать двух мальчиков.

В то время Локк пишет письма приятелю Клэрку и излагает мнение о воспитании. Эдвард старательно собирал письма философа, которые послужили основой педагогического труда «Мысли о воспитании».


Джон был уверен, что действия человека зависят не от собственного восприятия, а от воспитания, которое вырабатывает характер, волю и нравственную дисциплину человека. Причем, по мнению Локка, физическое воспитание должно развиваться одновременно с духовным. Физическое заключается в развитии гигиены и здоровья, а духовное в выработке нравственности и достоинства.

Мысли, изложенные в письмах Клэрку, отражают то, как воспитывал Локка отец:

  • Развитие тела, соблюдение строгой дисциплины, распорядка дня и приема простой пищи;
  • Развивающие упражнения и игры;
  • Ребенок должен идти наперекор желанием и делать то, что подсказывает разум и что не противоречит нравственности;
  • С раннего возраста детей нужно учить изящным манерам;
  • Физическое наказание ребенка имеет место быть только при систематическом неповиновении и дерзком поведении.

Политические идеи

Политическое мировоззрение Джона Локка формируется еще в детстве из-за родителей.

Из политических мировоззрений Локка наиболее известна идея демократической революции, высказанная в трудах философа: «Право народа на восстание против тирании» и «Размышления о славной революции 1688 года».

По мнению философа о государстве, оно должно гарантировать личную свободу и естественные права человека. О правлении Локк говорит, что представители власти должны избираться народом, человек должен подчиняться общепринятым законом, а не самопроизволу и деспотизму вышестоящих лиц.


Джон также первым выдвинул идею о разделении властей и был приверженцем теории общественного договора.

Государство обязано гарантировать защиту каждого человека и его достояния, а также решать дела преступного характера. Таким образом, у Локка формируется понятие о правовом конституционном государстве и законодательной власти.

Личная жизнь

В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже . Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.

Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.


Джон Локк был одиноким

Набожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.

Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.

Смерть

Последние годы жизни Локк провел в загородном доме одной знакомой Дэмерис Мэшем, которая заменяла ему дочь. Женщина восхищалась философом, поэтому нравоучения Локка господствовали в ее семье.


В преклонном возрасте Локк лишился слуха, чем очень опечалился, ведь не слышал своих собеседников.

Умер философ от астмы 28 октября 1704 года в возрасте 72 лет. Похоронен ученый поблизости последнего места жительства.

Цитаты

  • «Любая страсть берёт начало в наслаждении или страдании.»
  • «Едва ли есть что-либо более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими мыслями.»
  • «Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.»
  • «Двадцать поступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды.»
  • «В человеке, плохо воспитанном, отвага становится грубостью...»

Введение

    1 Жизнь 2 Теория государства 3 Религия 4 Теория познания 5 Образовательно-педагогические идеи 6 Экономические учения
      6.1 О теории цен 6.2 Мысли о деньгах
    7 Политические взгляды 8 Произведения 9 Интересные факты

Источники

Введение

Джон Локк (англ. John Locke , 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия - 1704, Эссекс, Англия) - английский философ, один из основных представителей английского эмпиризма и Просвещения. Родился в Англии в семье адвоката. Начальное образование получил дома. Окончил Вестминстерский грамматическую школу, Оксфордский университет. Самостоятельно выучил новую философию (Бекона, Декарта и др.)., естествознание, медицину. Работал преподавателем греческого языка и литературы в университете, позже был воспитателем сына, а затем внука известного политического деятеля графа Шефстбери, много путешествовал, долго жил во Франции, где познакомился с идеями Монтеня. Во время разгула абсолютистской реакции (1683) Джон Лок эмигрировал вместе со своим патроном, графом Шефтсбери в Голландию, вернулся в Англию после революцией 1688 года.

1. Жизнь

Джон Локк родился 1632 в Рингтоне, Англия. 1647 направлен в престижную Вестминстерский школу в Лондоне, получив стипендию политика Александра Пофам, члена Британского парламента. Впоследствии поступил в аристократического колледжа Крайст-Черч в Оксфорде. Несмотря на то, что был способным учеником, с отвращением относился к учебной программы и считал труды современных ему философов, таких как Рене Декарт, интереснее, чем материал, который преподавался в университете. Ричард Ловер, товарищ Локка со времен учебы в Вестминстерской школе, отмечал, что тот был знаком с медициной и экспериментальной философией, которые преследовались другими университетами Великобритании и в том числе Лондонским королевским обществом, членом которого Джон Локк все-таки стал.

Степень магистра Джон Локк получил 1658 года, а кроме того получил степень бакалавра медицины 1674 года. Между тем 1658 году он стал преподавателем и профессором греческой риторики. Позже он вернулся в Оксфорда и изучал медицину. В то время сотрудничал с ведущими мыслителями и учеными, таких как Роберт Бойль, Томас Уиллис и Роберт Гук. 1666 Джон Локк познакомился с Энтони Эшли Купером, 1-м графом Шефстбери, когда тот прибыл в Оксорда поисках лекарств от инфекции печени. На Купера Локк произвел большое впечатление, и тот предложил ему войти в его почту. Таким образом 1667 Локк переехал в дом в Лондоне, работавший личным врачом графа Шефстбери. Он также продолжал изучать медицину под руководством выдающегося врача-практиканта Томаса Сайденгама. Его влияние сказалось на натурфилософских взглядах Локка, выражением которых стал труд Разведка о о человеческом разумении (англ. An Essay Concerning Human Understanding ).

1672 года граф Шефтсбери стал Лорд-канцлером Англии, после чего Локк был вовлечен в политику, что в свою очередь отразилось на его политическом мышлении. Однако 1675 граф Шефтсбери попал в опалу. Поскольку карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери, до 1679 года он много путешествовал Францией. 1683 года Локк был вынужден бежать в Нидерландов.

В 1годах наступила развязка, которая положила конец скитаниям Локка. Состоялась Славная революция, Вильгельм III Оранский провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 года, находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и совершил на него значительное идейное влияние. В начале 1689 года он вернулся на родину. В 1690-х годах вместе с правительственной службой Локк развернул широкую научную и литературную деятельность. 1690 опубликованы "Разведка о человеческом разумении", "Два трактата о правлении", 1693 года - "Мысли о воспитании", 1695 года - "Разумность христианства".

2. Теория государства

Считал лучшей формой конституционную монархию, для чего необходимо разделение ветвей власти на парламентскую, исполнительную и федеральную. В своей теории общественного контракта исходит из естественного состояния человечества, в котором, в отличие от Гоббса, для которого человек является эгоистичной существом, люди имеют право на жизни, равенство, свободу и частную собственность. В естественных условиях, ущемление кем-то чьих-то прав может закончиться (преувеличенной) местью, а вследствие мести за месть может возникнуть война. Во избежание этого нужна государство в качестве арбитра. Для этого граждане передают государству часть своих суверенных прав, владельцем которых они остаются и в дальнейшем. Государство должно обеспечивать их на лучшем уровне, чем это могут же люди в естественном состоянии. Если права людей массово нарушаются, тогда они имеют право сбросить власть. Локк впервые также доказал право человека на стремление к счастье, а не только на самосохранение. Ограничение свободы в форме рабства возможно, например, в войне. Другие права человека могут быть в нее отобранными, если человек их не заслуживает, например, через убийство. Локк говорил либеральную государство, но не самый идеал манчестерского либерализма. Государство имеет право вмешиваться в частную собственность, например, накладывать налоги на несамостоятельного труд. Имел сильное влияние на декларацию независимости, конституцию США и революционной Франции.

3. Религия

По религии Локк стремился создать для различных христианских конфессий платформу с минимальным общей базой, которую можно объяснить с помощью ума (в духе Просвещения). Он одновременно не отрицает, что в христианской религии есть также места, которые на первый взгляд кажутся нелогичным, но их просто невозможно обосновать с помощью разума. Правом на свободу религии не увлекались атеисты и католики (последние, за то, что признают Папу главой государства). Считал, что государство переступала бы свои полномочия, если бы из силой требовала людей верить во что-то.

4. Теория познания

Локк также хотел создать для науки общую платформу, не вмешиваюсь в ее отдельные отрасли. Он признает частично Декартовский рационализм: для него мышление начинается от субъекту, однако отрицает, что реальность состоит из отдельных реальностей субъектов. Он не верит в врожденные знания. При этом исходит из наивных форм таких идей (не как в Декарта), предполагая, что врожденные идеи должны осознавать всем людям в любое время. Однако, ни дети, ни невежественные люди не знают основных философских понятий. Кроме этого, врожденные идеи делают ум ненужным. Например, идея Бога не является врожденной, поскольку существует много народов, где не существует веры в Бога. Он считает, что человек рождается как "Табула Раса" (от лат. чистая доска). В уме не находится ничего, что бы не было воспринято органами чувств. Локк является эмпириком. Материалом познания есть простые идеи, они все происходят из опыта. Идеей является в самом общем смысле любая воображение, элемент сознания как понятийно-рационального как и чувственного типа.

    Простые идеи:
      сенсации (внешние): чувственные впечатления вещественных тел, цвет, запах, вкус, размер, движение и т. д. (уже здесь он различает первостепенные и второстепенные качества; см.. ниже). рефлексии (внутренние): собственные действия, состояние, переживания, например, идеи из рефлексии желание, стремление, воображения, мышления и т. д.. состоит из двух одинаково: радость, боль, сила, последовательность во времени.
    Сложные идеи: составляющие с простых через их сравнение, сочетание, абстрагирования, они являются в первую очередь понятиями / Первый качествами (номинализм), поскольку о реальной сущность вещей не можем ничего сказать.
      Субстанции: вещи, состоящие из постоянной связи между простыми идеями; не может знать, они в действительности являются, однако, считает, что Бог, ангел являются субстанциями.
        Первостепенные качества (свойства, которые непосредственно содержатся в вещах, напр.., объем, твердость или форма). Второстепенные качества (свойства, которые не содержатся в вещах, но добавляются к идее субстанции через наше восприятия, например, сладость, теплота). Только о субстанции первоначальные качества мы можем что-то сказать объективно, поскольку можно измерить количественно, а не качественно.
      Соотношение (различных идей друг к другу; идентичность и не-идентичность, время и пространство), при этом, каузальность становится субъективной. моде (идеи, которые не отражают реальность, а есть умственными конструкциями, напр., государство, треугольник и т. п.), понятие морали относит сюда - для развития нужен ум.

Основным свойством ума он считает возможность проверять идеи на качество. Однако, в отличие от Канта, для Л. не существует идей априори , а только возможность восприятия, проработки в образы сложных идей и понятий. Для Л. реально существуют только простые идеи, а сложные - нет. Кроме этого, существует реальная субстанция, о которой мы ничего не можем сказать. Таким образом он указывает на границы познания. Познание для Локка есть восприятие соответствия или несоответствия идей. Абстракция у Л. - это отбрасывание определенных свойств в определенных вещей для лучшей классификации.

Он различает три элемента познания (уверенность в знании высокая в первом, самая низкая - в последнем):

    интуитивное: Человек узнает по сравнению соответствие или противоположность идей. Интуитивная правда возникает тогда, когда идеи не подвергаются дальнейшему анализа, круг они очевидны; демонстративное: в рамках аргументации каждый шаг должен подтверждается интуитивным познанием (ср. в Декарта); cенситивне: можно наблюдать только внешние телесные вещи, поскольку у нас отсутствуют адекватные идеи.

Поскольку наши знания ограничены, Бог наделил нас возможностью провидения. То, что Бог нам открыл, является безусловным правдой. Между знаниями и верой, умом и провидением не может существовать противоположностей. Что является божественным провидением - это должен видеть ум.

5. Образовательно-педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается будучи "чистой доской" и готовым воспринимать окружающий мир с помощью своих чувств через внутренний опыт - рефлексию. "Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию". Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирования. Цель воспитания - воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела толково и предусмотрительно, делового человека, утонченной в общении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"). Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм - каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

    Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развития характера, формирования образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и уважения к Богу, как высшему существу. Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможности вредного безделья.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среду. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и мягкими внушениями . Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкой и систематической неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисования, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия , родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия , фехтования, верховая езда, танцы.

По факту все это означало бы профессионализацию подготовки отдельных учащихся. Должны быть профессионально подготовленные частные преподаватели, которые бы занимались индивидуально. Основными компонентами образования является повышение физического, морального и интеллектуального.

    Физическое воспитание - акцент на кондиционирование, гигиену, правильное питание, должны носить свободную одежду - осуждает лифы, у детей должно быть много физических упражнений и свежего воздуха Нравственное воспитание - важность дисциплины, дисциплина и самоконтроль является важным примером для подражания взрослых, осуждает телесные наказания - только в некоторых случаях, вопреки, плохие манеры на работе, лень Интеллектуальной образование - высшее образование не считается важным, один должен быть в состоянии заботиться главным образом о своих делах

Каждый, по его словам, должен научиться некоторым основам торговли. Локк воспринимает физический труд, как дополнение к умственной деятельности. Он считал, что мальчики даже из бедных семей должны посещать школу где им бы излагалась религия, мораль, и ручной труд. Образование для девочек не рассматривались Локком, как возможна в принципе.

6. Экономические учения

Его теория работы состоит в том, что человек имеет право забрать что-то из природы, если смешала ее с своим трудом (земля сама имеет стоимости, только работа на ней). Человек не имеет права брать больше, чем ей нужно. Нельзя брать из природы то, а затем дать ему испортиться. Однако, можно поменять что-то другое, несколько меньше портится. Однако, денег можно иметь бесконечно, потому что они не портятся. Пропагандировал свободную международную торговлю . Ввел также понятие о скорости обращения денег.

6.1. О теории цен

Общая теория стоимости, цены и спроса Локка была изложена в письме к членам парламента в 1691 году, под названием "Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышении стоимости денег ". С работы следовал ряд тезисов. "Цена любого товара поднимается или падает на определенный процент в зависимости от количества продавцов и покупателей". И "то, что регулирует цену... [Товаров] есть не что иное, как их количество пропорционально их предложения". Количественная теория денег форм частный случай этой общей теории. Его идея основана на тезисе, что "деньги ответе за все вещи" (Экклезиаст) или "аренда деньги всегда достаточно, или более чем достаточно", и "меняется очень слабо..." Независимо от того, что спрос на деньги не ограничен или постоянной, Локк делает вывод, что спрос на деньги регулируется их количеством. Он также исследует детерминанты спроса и предложения. Для питания, товары в целом считаются ценными, поскольку они могут быть обменены, потребляются, и они должны быть ограничены. Товар пользуется спросом, поскольку они дают поток доходов. Локк развивает теорию ранней капитализации, таких как земля, которая имеет значение, потому что "производство товарной продукции приносит определенный годовой доход". Спрос на деньги почти такой же, как спрос на товары или землю, это зависит от того деньги нужны как средство обмена, или как кредитных ресурсов. Для средства обмена "деньги способны к обмену закупать необходимую нам или удобства жизни. "Для кредитных средств", речь идет о владении ту же природу с землей, путем выделения определенного годового дохода... или интереса. "

6.2. Мысли о деньгах

Локк выделяет две функции денег, как "мерило" для стоимости, и в качестве "залога", чтобы претендовать на товары. Он считает, что серебро и золото, в отличие от бумажных денег, является валютой для международных соглашений. Серебро и золото, говорит он, имеют равную ценность для всего человечества и поэтому может рассматриваться как залог любым товарам, в то время как стоимость бумажных денег действительна только при правительстве, который его выдает.

Локк утверждает, что страна должна искать благоприятный торговый баланс , чтобы не зависеть от других стран и нести убытки в торговле. Так как деньги мирового фонда постоянно растут, страна должна постоянно стремиться увеличить свои запасы. Локк развивает свою теорию иностранных бирж. В дополнение к товарного движения, также движения в стране денежной массы , и движение капитала определяет обменный курс . Последний является менее значительным и менее изменчивым, чем товарные движения. Как для страны денежной массы, если это большие по сравнению с другими странами, то это вызовет страны обмен подняться выше номинальной, а экспорт баланс будет делать.

Он также готовит оценки денежных требований в отношении различных экономических групп (землевладельцев, рабочих и брокеров). В каждой группе денежные требования тесно связаны с длиной периода оплаты. Он утверждает, брокеры - посредники - чья деятельность увеличить денежные схемы и чей доход является в доходы рабочих и землевладельцев, оказали негативное влияние на личное и народное хозяйство, хотя они якобы способствовали развитию экономики.

7. Политические взгляды

    Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Естественное право - право на частную собственность, право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закона). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), она не должна посягать на эти права, должна быть организована так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягает на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. "Право народа на восстание против тирании" наиболее последовательно развито Локком в работе? Размышления о славной революции 1688 года".

8. Произведения

Самые известные произведения - "Два трактата о правлении", "Письма о терпимости", а также "Разведка о человеческом разумении" (украинский перевод Натальи Бордуков вышел в харьковском издательстве "Акта").

    Локк стал одним из основателей договорной теории происхождения государства. Локк первым сформулировал принцип "разделения властей" на законодательную, исполнительную и федеральную. Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала "Затерянные". Фамилия Локк качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда о Эндер Виггине. В русском переводе англоязычное имя "Locke" неверно передано как "Локи". Фамилия Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони "Профессия: репортер" 1975 года В честь Джона Локка назван один из астероидов 7010 Локк.

Источники

    Ashcraft, Richard, 1986. Revolutionary Politics & Locke"s Two Treatises of Government. Princeton: Princeton University Press. (Discusses the relationship between Locke"s philosophy and his political activities). Ayers, Michael R., 1991. Locke. Epistemology & Ontology Routledge (The standard work on Locke"s Essay Concerning Human Understanding). Bailyn, Bernard, 1The Ideological Origins of the American Revolution. Harvard Uni. Press. (Discusses the influence of Locke and other thinkers upon the American Revolution and on subsequent American political thought). GA Cohen, 1995. "Marx and Locke on Land and Labour ", in his Self-Ownership, Freedom and Equality, Oxford University Press. Cox, Richard, Locke on War and Peace, Oxford: Oxford University Press, 1960. (A discussion of Locke"s theory of international relations). Chappell, Vere, ed., 19nn. The Cambridge Companion to Locke. Cambridge Uni. Press. Dunn, John, 1984. Locke. Oxford Uni. Press. (A succinct introduction.), 1969. The Political Thought of John Locke: An Historical Account of the Argument of the "Two Treatises of Government". Cambridge Uni. Press. (Introduced the interpretation which emphasises the theological element in Locke"s political thought). Macpherson. CB The Political Theory of Possessive Individualism: Hobbes to Locke (Oxford: Oxford University Press, 1962). (Establishes the deep affinity from Hobbes to Harrington, the Levellers, and Locke through to nineteenth-century utilitarianism). Pangle, Thomas, The Spirit of Modern Republicanism: The Moral Vision of the American Founders and the Philosophy of Locke (Chicago: University of Chicago Press, 1988; paperback ed., 1990), 334 pages. (Challenges Dunn"s, Tully"s, Yolton"s, and other conventional readings.) Strauss, Leo, Natural Right and History, chap. 5B (Chicago: University of Chicago Press, 1953). (Argues from a non-Marxist point of view for a deep affinity between Hobbes and Locke). Strauss, Leo, "Locke"s Doctrine of Natural law," American Political Science Review01. (A critique of W. von Leyden"s edition of Locke"s unpublished writings on natural law). Tully, James, 1980. "A Discourse on Property: John Locke and his Adversaries" Cambridge Uni. Press Waldron, Jeremy, 2002. God, Locke and Equality. Cambridge Uni. Press. Yolton, JW, ed., 1969. John Locke: Problems and Perspectives. Cambridge Uni. Press. Zuckert, Michael, Launching Liberalism: On Lockean Political Philosophy. Lawrence, KS: University Press of Kansas. Locke Studies, appearing annually, publishes scholarly work on John Locke.

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в крошечном коттедже у стен городской церкви Рингтона, неподалёку от Бристоля, в графстве Соммерсет, в семье Джона Локка и Агнессы Кин. Сына назвали в честь отца. Отец был государственным юристом и служил в Мировом суде в г. Чью Магна. В начале Гражданской войны в Англии, Джон Локк-старший был капитаном кавалерии парламентского войска.

Мальчика крестили сразу же после рождения. Вслед за этим, семья Локков переезжает в торговый городок Пенсфорд, и юный Локк воспитывается в местной резиденции Тюдоров в Беллютоне. В 1647 г. Джон-младший поступает в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. Образование ему оплачивает Александр Попэм – член Парламента и бывший командир его отца. После школы Локк поступает в колледж Крайст-Чёрч в Оксфорде. Однако, не удовлетворившись существовавшей на тот момент учебной программой, он увлечённо изучает труды современных ему философов – как, например, Рене Декарта – и находит их куда более интересными, чем классические материалы, с которым знакомили его в колледже. Друг по Вестминстерской школе, Ричард Лоуэр, открывает Локку мир медицины и экспериментальной философии, центрами которых, на тот момент, в Англии были другие университеты и Английское королевское общество, в которое, немного погодя, Локк и войдёт. В 1656 г. он защищает степень бакалавра, а в 1658 г. – степень магистра. Во время учёбы в Оксфорде, Локк усиленно занимается медициной и работает с такими выдающимися учёными и мыслителями, как Роберт Бойл, Томас Уиллис, Роберт Хук и Ричард Лоуэр, и в 1674 г. становится бакалавром медицинских наук. В 1666 г. Локк знакомится с лордом Энтони Эшли Купером, первым графом Шафтсбери. Взгляды философа лорда поражают, и в дальнейшем Локк трудится при его дворе.

Научная деятельность

В 1667 г. Локк переезжает в резиденцию графа Шафтсбери в имении Эксетер в Лондоне, где назначается личным лекарем лорда Эшли. Он продолжает изучать медицину под руководством Томаса Сиденгама. Именно Сиденгам оказывает решающее влияние на формирование взглядов Локка на натуральную философию, которые тот излагает в своём труде «Очерк о человеческом понимании». Настоящим испытанием для накопленных в области медицины знаний Локка становится фатальная печёночная инфекция, всерьёз угрожающая жизни графа Шафтсбери. Выслушав мнения различных специалистов, Локк всеми силами старается уговорить графа на оперативное вмешательство для удаления опухоли, которое в те времена было процедурой весьма рискованной. Однако операцию граф Шафтсбери переживает успешно. С этих пор в жизни Локка наступает период расцвета. В 1671 г. он занимает пост Секретаря Министерства по делам торговли и колоний и Секретаря Лордов-собственников Северной и Южной Каролины. Всеми силами Локк стремится сформировать собственное видение международной торговли и экономики.

Огромное влияние на политические взгляды Локка оказывает граф Шафтсбери, основатель Партии вигов. В 1672 г., когда Шафтсбери становится лордом-канцлером Великобритании, Локк оказывается вовлечённым в политическую жизнь страны. Однако в 1675 г. правление Шафтсбери пало, а потому несколько лет Локк проведёт, скитаясь по Франции, где будет давать частные уроки, а после станет личным фельдшером Калеба Бэнкса. В 1679 г. он возвращается в Лондон. К тому времени карьера графа Шафтсбери вновь идёт вверх, и он убеждает Локка написать текст «Двух трактатов о правлении». С точки зрения дня сегодняшнего, этот труд является типичным аргументом против абсолютной монархии, а также основой политической легитимизации трудового соглашения. Его представления о естественных правах человека и правительственном строе произведут коренную революцию в истории Англии.

В 1683 г., из-за подозрений в участии в заговоре представителей партии вигов против короля Карла II (заговор имения Рай-Хаус), Локку пришлось бежать в Нидерланды. Истинных свидетельств того, что он являлся одним из идейных вдохновителей заговора, практически нет. Большую часть своего пребывания в Нидерландах философ посвящает работе над книгами: он переписывает свой «Очерк о человеческом понимании» и составляет «Письмо о толерантности». На родину он вернётся лишь после Славной революции. В 1688 г. Локк сопровождает в Англию жену Вильгельма Оранского. Вернувшись на родные земли, Локк публикует свои труды: «Очерк о человеческом понимании», «Два трактата о правлении» и «Письмо о толерантности» в том числе. Живёт Локк у своей близкой подруги, леди Машам, в её поместье в графстве Эссекс. К этому времени он становится истинным героем для вигов и часто встречается с такими выдающимися личностями, как Джон Драйден и Исаак Ньютон.

Смерть

Джон Локк умер 28 октября 1704 г. и был похоронен на церковном кладбище деревни Хай-Лавер к востоку от Харлоу в графстве Эссекс. За всю свою жизнь он ни разу не был женат.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Loading...Loading...