Елена Равноапостольная: жизнеописание, церковное почитание. Равноапостольные Константин и Елена

Память правителя Римской империи равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены православная церковь чтит ежегодно 3 июня. Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом, не позволяющим преследовать приверженцев христианской религии, Константин с детства впитал особое уважение к вере. Став правителем, он направил все свои усилия, чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена во всех странах, подвластных ему.

Царица Елена, мать Константина, также совершила огромное множество благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию сына, даже привезла из Иерусалима тот самый Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа, за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Красивый день добра и мира -
Святых Елены, Константина.
Они всю жизнь дарили свет,
Для всех молили меньше бед.

Давайте будем помогать
Друг другу и добра желать.
И может в день святой и ясный,
Мир станет чуточку прекрасней.

В этот день тебе, Елена,
От души хотим желать
Быстро, весело, с задором
Все невзгоды устранять.

Чтобы счастье наполняло
Дни твои все до краёв,
Ну, а всё, о чём мечтала,
Исполнялось бы без слов.

Сегодня славим Константина,
И мать - прекрасную Елену.
Их вера, сила, доброта
Уже столетия - нетленны.

Пускай святые вам помогут,
Когда другой надежды нет.
Пусть сохранять вас от печали,
От боли, горестей и бед.

В день святой Елены, в праздник Константина
Радость поспешит пусть в ваш красивый дом.
Станет веселее жизни всей картина,
Чтоб такой остаться навсегда потом!

Я вас поздравляю и желаю счастья,
Веру в душах свято, бережно хранить,
Чтобы все прекрасно стало получаться,
Вам в добре, уюте, славном мире жить!

С Днем святых Елены, Константина,
Святых, прекрасных женщины, мужчины.
Пускай же в этот день и остальные
Преодолеть все беды будут силы.

Не знать ни трудных жизненных преград,
Не знать тоски, печали, грусти и утрат,
Пускай ключом бьет жизненный родник,
Пускай прекрасным будет каждый новый миг.

Константина и Елену
Нынче вспоминаем.
Вам здоровья и добра
В этот день желаю.

Пусть святые защитят,
Силы вам подарят.
С их заступничеством беды
Пусть вас не ударят.

С днём святых друг другу верных
Константина и Елены!
Поздравляю род людской
И совет даю простой:

Будьте счастливы, любимы,
Не злобливы, не ранимы,
Чтобы зло вас не касалось,
А вот солнце улыбалось!

В День Константина и Елены
Скажу вам пару добрых фраз:
Любовь и счастье драгоценны,
Пускай хранят Святые вас!

Достатка, мира вам и лада
Желаю в этот день святой!
Пусть эта радостная дата
Подарит встречу вам с мечтой!

Важнейшей задачей истории является осмысление того, что полно смысла (Sinndeutung des Sinvollen), а не придание смысла бессмысленному (Sinngebung des Sinnlosen).

[Голландский философ Йохан Хейзинга (Johan Huizinga). Из обращения к историкам в 1927 году.]

Первый возвеститель человеческих прав

21 мая по православному стилю, 3 июня по современному западному стилю, Православная церковь отмечает день святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Это большой христанский вселенский праздник. Император Константин Великий не только прекратил гонения на христиан в древней Римской Империи и созвал Первый Вселенский собор в 325 году в Никее, но и учредил новый основополагающий цивилизационный принцип свободного исповедания религиозных верований: «В вопросах веры, каждый должен следовать велениям своего сердца.». Это было первым в истории провозглашением человеческих прав.

На Руси святые Константин и Елена пользовались особенным почитанием и были прообразом хороших правителей в рамках хорошего политического строя, в согласии с Шестой Новелой императора Юстиниана Великого, обыкновенно называемой «Законом о симфонии». Согласно этому конституционному принципу, хороший, сиречь легитимный, государственный строй должен быть «правильным и порядочным» (по-­латыни: «recte et decenter», а по-­гречески: «орфос те ке просиконтос»), а сами правители должны быть порядочными и компетентными (decenter et competenter). Терминология этого конституционного закона в основном заимствована из определений Платона и Аристотеля, согласно которым, в хорошем политическом режиме должны преобладать политические начала монархии, аристократии или республики, но не тирании, олигархии или демократии.

В Русской эмиграции этот день Святого Равноапостольного Царя Константина и матери его Царицы Елены имел также и общественное значение, ибо он был корпусным праздником Крымского кадетского корпуса и шефским праздником Первого Русского

Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса. Выпускники этих кадетских корпусов играли не малую роль в общественной жизни в большинстве стран рассеяния Русской Эмиграции, особенно после Второй Мировой войны.

Кадетское Объединение в Аргентине считало этот праздник своим и отмечала его торжественно и публично. Председатели и большинство членов Правления Аргентинского Объединения были крымскими кадетами до начала 90-­ых годов прошлого столетия, как и в некоторых других кадетских объединениях. Одновременно, этот праздник отмечали и остальные Кадетские Объединения и кадеты-­‐одиночки в Русском Зарубежье.

Один из источников нашей шкалы ценностей

По своему глубокому замыслу, подобные годовые праздники учреждены, главным образом, для того, чтобы возобновлять в памяти те или иные определенные принципы, убеждения и концепции, тесно связанные с отмечающейся датой. Значит, суть таких торжеств не заключается только в одном воспоминании «давно минувших лет», а в напоминании определенной программы, продолжающей быть актуальной и являющейся инструкцией (меморандумом) для будущего. Если история является учительницей жизни, как говорили древние римляне, очевидно, что современные воспоминания прошлого на самом деле направлены на будущее.

В данном конкретном случае, кроме всего прочего, можно провести некоторую параллель между временами святых царей Константина и Елены и нашей современностью. Тогда, как и сегодня, цивилизованный мир находился на распутье. Римская Империя, приблизительно с середины 3-­го века после Р. Х., вступила в окончательный всеобщий кризис, вызванный не только тогдашним устремлением варваров на территорию тогдашней цивилизации, но также, главным образом, и глубоким нравственным разложением самой этой цивилизации.

Интересно, что именно с этого момента в Империи начинается период царствования военных императоров, уроженцев тогдашней Иллирии, чья территория совпадала приблизительно с территорией бывшей Югославии. Самым известным из них был император Диоклетиан, чей дворец в городе Сплите, в Далмации, сохранился частично до сих пор. Он предпринял титанические усилия, чтобы преодолеть надвигающийся коллапс Империи, прибегая для этого, в первую очередь, к глубоким политическим и административным перестройкам. Перестройки же всегда являются бесплодным эрзацем подлинного возрождения. Сам Диоклетиан, по-­видимому, чувствовал недостаточность своих административных перестроек, а посему он и обрушился со страшными гонениями на христиан, видя в них угрозу для старой языческой римской религии, каковая тогда уже перестала быть фундаментом Римской Республики (Государства). Римская языческая религия давно уже изжила сама себя, растворившись в нескончаемом потоке разнообразных языческих верований, нахлынувших и затопивших полностью Рим, так что спасти государство с её помощью было невозможно. Христианство не было причиной смерти этих уже умерших верований, а целебной им сменой для новой жизни и надеждой для преображения общества и государства.

Диоклетиан разделил административно Империю на две половины, каждую со своим императором, с титулом августа, а затем каждую половину еще раз разделил пополам, поставив во главе вторых половин подсобных императоров с титулом кесаря. Кесарем, то есть подсобным императором, в западной части Римской Империи стал Констанций Хлор, отец Константина Великого, со столицей в рейнском городе Треверис, сегодня Трир. В 305 году Диоклетиан и его август-­коллега Максимилиан подали в отставку и удалились на покой (Диоклетиан в город Сплит). Из заменили Галерий и Констанций Хлор. В 306 году Констанций Хлор умер, и его место заступил его сын Константин, родившийся в городе Нише, на юге Сербии. Вскоре стало очевидным, что от этих перестроек положение в Империи отнюдь не улучшилось. Наоборот, оно еще более усложнилось, из-­‐за созданной системы «четверовластия» (так называемой «тетрархии»). Наступил период перманентной гражданской войны между «тетрархами», предел каковой был положен триумфом Христианства, через триумф Константина Великого.

Константин Великий поначалу занялся благоустройством своей германской территории, следы каковой деятельности, по крайней мере в области архитектуры, сохранились частично и по сей день в Трире. Однако, как и все великие гении истории, он вскоре убедился, что подлинное спасение не в административных и не в политических манипуляциях, а в нахождении новых широких путей в будущее.

Первым таким путем был возврат к единоначалию, сиречь к подлинной монархии, и к восстановлению единства в империи. Если императорская власть до этого и была абсолютной в области управления, все же она не зиждилась на принципе верховной власти. Учрежденная во времена Августа империя не была настоящей монархией, а пожизненной диктатурой. Высшая власть самого Августа определялась римскими республиканскими титулами диктатора и народного трибуна, с одновременным присоединением и титула верховного жреца. В этом заключалось глубокое противоречие, ибо чрезвычайная диктатура была типичным кратковременным учреждением Римской Республики, как и должность народного трибуна, а не пожизненным, как титулы верховного жреца и монарха. Лишь во второй половине третьего века римские императоры начинают носить диадему, то есть царскую корону, но при этом они одновременно начинают величать сами себя на своих монетах также и «богами». Для христиан и для иудеев такое величание было абсолютно неприемлемым.

Рядом победоносных войн со своими соперниками, Константин Великий добивается единства верховной власти в Империи, практически ликвидируя для этого перестройки Диоклетиана. Он также понимает, что с инфляцией и с экономической разрухой нельзя бороться одними лишь бюрократическими запретами, как это пытался делать Диоклетиан. Константин Великий вводит новую золотую монету, «солидум», как средство солидного денежного обращения в Империи, просуществовавшую затем более семи веков после него.

Главным поворотом Константина в имперской политике было обращение его взора к единственным здоровым элементам, продолжавшим существовать и развиваться в его государстве, несмотря на всеобщие процессы распада. Этой сокровищницей благих начал в тогдашнем обществе, как и в нашем сегодняшнем, были Христианская Церковь и её учение. Христианские принципы и концепции были лучше остальных убеждений и норм поведения, господствовавших в тогдашнем обществе. Однако, численно христиане не преобладали в тогдашнем обществе. Христиане, по-­видимому, представляли лишь немного более десяти процентов всего населения Империи. Причём, в городах христиан было больше, чем в деревне. Также и в вооруженных силах в процентном отношении их было больше, чем во всей Империи. Особенно много их было среди лучших элементов общества и армии.

Неписаная конституция Римского Государства с начала его существования основывала свою легитимность на согласии государственных структур и государственной символики с народными верованиями. Однако, несокрушимое развитие Христианства, несмотря на все гонения, выбивало из-­под ног Римского Государства его прежнюю легитимность. Кроме того, если тогда и был «консенсус» для превращения императорской диктатуры в монархию, то «консенсус» для слияния фигур монарха и «божества» для значительной части населения был абсолютно невозможен. Подлинная историческая заслуга Константина Великого заключается в том, что он ясно увидел необходимость разделения между этими двумя категориями: монарха и «божества», с упрочением первой категории и с ликвидацией второй. В таком разделении, затем подтвержденном отказом императора Феодосия Великого от титула верховного жреца, можно видеть корень православной доктрины симфонии, окончательно оформленной Святым Юстинианом Великим через двести лет, в 530 году.

Константин Великий имел видение Креста Господня с надписью « Сим победиши». Он мгновенно переменил символику своего войска, выдвигая перед ним новое Знамя с изображением Креста. С этим победоносным Знаменем он побеждает, и с тех пор оно

становится Знаменем Христолюбивого Воинства Римской, Византийской и Российской империй. Больше того, именно это Знамя создает само Христолюбивое Воинство, как таковое. Вскоре это понятие фиксируется Святым Иоанном Златоустом в Христианской Литургии, во время которой возносятся моления за «Филохристу страту» (Христолюбимое воинство). Однако, было бы неправильно думать, что в результате воздвижения новой символики совершилось мгновенное преобразование Империи, из языческой в христианскую. Исторические процессы никогда не бывают мгновенными. Они всегда являются весьма длительными, и лишь отдельные вспышки на тех или иных поворотах этих процессов бывают мгновенными.

Константин Великий в 313 году даровал Христианской Церкви и христианам лишь свободу верования, исповедания и обладания имуществом наравне с другими верованиями. Это был лишь акт терпимости по отношению к Христианству, акт поистине великолепный, после всех предыдущих кровавых и жестоких гонений. Но процессы дальнейшего вырождения языческих элементов в тогдашней цивилизации продолжались еще долго. Коренная перемена заключалась в том, что процессы возрождения получили свободу для своего развития. Так, тогда началась открытая борьба между процессами вырождения и процессами возрождения, или, вернее, процессами преображения. Для окончательного триумфа христианского преображения тогдашнего Римского Государства понадобилось еще около 80 лет. Лишь в 391 году испанский император Феодосий Великий официально провозгласил в Константинополе Римскую Империю христианским государством, в результате чего он и отказался от титула верховного жреца.

За эти 80 лет произошло очень много знаменательных событий в истории человечества. Силы Ада, всегда умеющие поддерживать непрерывную цепь провокаций в истории человечества, на прекращение открытых гонений на Христианство ответили новым видом провокаций: ересями. В борьбе со страшной ересью арианства, снова ярко выделился Святой Константин. Еще даже не будучи крещённым, осенённый Свыше, он созвал в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, который он лично открыл, хотя затем официально и не присутствовал на нем. На этот Никейский Собор были приглашены также епископы и из соседних стран. Значит, это был не только имперский, но поистине вселенский Собор. Профессор А. В. Карташев считает, что это было первое проявление глобальной «вселенскости» в истории Человечества.

Несмотря на первоначальное арифметическое превосходство сторонников Ария на этом Соборе, Святой Константин помог вождям Православия одержать победу над ересью Ария, утверждением первой части Символа Веры, в котором определяется единосущность Сына Божия с Богом Отцом. Так утверждается принцип соборности, согласно которому Истина требует соборного единодушного согласия, ибо она преобладает над временными арифметическими подсчетами голосов. Сам Арий и последователи его ереси (занявшие левое крыло зала заседаний, став прообразом всех левых парламентских фракций) были преданы Никейским Собором анафеме. Одновременно, Никейский Собор утвердил принципы нового Христианского календаря, являющегося синтезом ветхозаветного еврейского лунного календаря с римско-­египетским Юлианским солнечным календарем.

Затем Святой Константин заверил подписи святых отцов Первого Вселенского Собора, полагая этим начало роли православных царей, как нотариусов Христианской Церкви. С этого момента, все церковные соборные постановления одновременно санкционировались и как государственные постановления. Согласно Льву Тихомирову, Константин Великий хорошо понял, что на месте Древнего Рима было невозможно установить в полном расцвете новый христианский дух. Так он решил построить Новый Рим, в будущем Константинополь, или по-­‐славянски Царьград, который с 330 года становится столицей Римской Империи, а также и кафедрой Вселенского Патриарха, в чью юрисдикцию в 988 году вошла и наша Русь.

Сам Константин Великий, канонизированный Христианской Церковью, как равноапостольный, стал прообразом православных царей, в том числе и русских. Патриарх Иоасаф II Константинопольский, в соборной грамоте 1562 года, разрешает царю Ивану Грозному «быти и зватися царем законно и благочестиво; царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана: да будешь ты между царями как равноапостольный и славный Константин».

Крестившись незадолго перед смертью, постигшей его в 337 году, Святой Константин оставил после себя еще окончательно не устоявшееся христианское государство. И в государстве, и в Церкви и после его смерти еще продолжалась борьба двух великих исторических процессов человечества: преображения и вырождения. Были моменты колебания даже самого царя Константина, под упорным давлением сторонников Ария, но на этом гибельном пути неизменно вставала спасительной преградой анафема арианству и принцип соборности, а в государстве – его символика. Даже из самого царского рода вскоре восстал дерзкий Отступник, попытавшийся провозгласить торжество антихристианской реакции.

Реакция Юлиана Отступника была лишь первым звеном в цепи антихристианских реакций и провокаций в истории человечества. Но никакие реакции никогда не смогут окончательно победить стремление человека к своему собственному преображению и преображению человеческого общества. Необходимо лишь всегда помнить, что процессы преображения, как и вырождения, всегда являются длительными. Ни окончательной победы, ни окончательного поражения здесь, на Земле, в этом веке, никогда не будет, вплоть до самого второго пришествия Господа Нашего Иисуса Христа. Поэтому, никогда не надо отчаиваться перед лицом тех или иных отступлений или даже поражений, ибо таковые являются всегда лишь временными, то есть всего лишь извилинами в общем ходе истории. Важно знать, где кому, на чьей стороне, надо стоять, и сознательно принимать участие в процессах положительных, одновременно сопротивляясь процессам отрицательным.

Праздник Крымского кадетского корпуса

В этом смысле и наши Кадетские Объединения в течение всех десятилетий их существования, были также и трибунами возрождения России, понимаемой нами как православное государство. В этом заключался всегда наш долг: верно стоять на своем месте, всегда принимая участие в положительных процессах возрождения нашей страны и принципиально отвергая всё преданное анафеме и все реакционные, отрицательные процессы, ведущие к вырождению.

В этом 2016 году исполняется 95-­летие первого выпуска в Русском Зарубежье славного Крымского кадетского корпуса. Крымский кадетский корпус был учрежден приказом Верховного главнокомндующего Русской Армии генерала П. Н. Врангеля в 1919 году. Это был сводный корпус Владикавказского и Полтавского кадетских корпусов, прибывших 9 июня 1920 года в Крым. К ним были приписанны кадеты других российских кадетских корпусов, воевавших в составе Русской Армии. Приказом генерала Врангеля они были откоммандированны с фронта Гражданской войны и направлены в Крымский кадетский корпус, иногда под конвоем, как и предыдущий председатель нашего Аргентинского кадетского объединения, георгиевский кавалер С. А. Якимович. (Будучи поначалу кадетом Киевского кадетского корпуса, он пошел добровольцем в Русскую Армию, под командованием генерала Врангеля. Закончив Крымский корпус в Изгнании, он поступил в Военное Училище Королевства С. Х. С. В чине майора Югославянской Армии, он был взят в плен немцами в 1941 году. Он просидел почти четыре года в немецком плену в Германии, а сразу после войны был включен во Французскую оккупационную армию в Германии, откуда затем демобилизовался в Аргентину).

В октябре 1920 года Крымский кадетский корпус был эвакуирован, через Царьград (Константинополь), в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, затем переименованное в Королевство Югославию, куда он прибыл в декабре 1920 года. В Крымском корпусе тогда было почти 650 кадет, из них около 230 ветеранов Гражданской войны, в том числе 40 георгиевских кавалеров, в семи классах, разделённых на 20 классных отделений и пять рот, под командованием 29 офицеров, при административном персонале в 8 человек.

Директором Крымского корпуса был генерал В. В. Римский-­Корсаков, бывший директор Первого Московского кадетского корпуса. Занятия по классам начались в городе Стрнище, в Боснии, в январе 1921 года, а первый выпуск Крымского корпуса состоялся в октябре того же 1921 года. В 1922-­ом году Крымский корпус был переведен в город Белая Церковь, на румынской границе, в две большие трёхэтажные казармы Королевства. В 1929 году Крымский корпус был закрыт, а остававшиеся к этому моменту в нём кадеты были влиты в Сводный Киевско-­Одесский кадетский корпус, который после эвакуации в Королевство С. Х. С. в 1921 году был переименован в Первый Русский кадетский корпус, в котором затем учился и автор этой заметки. Однако, и после временного закрытия Крымского корпуса, крымские кадеты продолжали всегда и повсюду отмечать свой корпуной праздник в День святых Константина и Елены, 3 июня по новому стилю.

Аргентинское объединение, как было сказано, считало этот день своим праздником и тоже его всегда отмечало. Незадолго перед смертью предыдущего председателя нашего Аргентинского Объединения, крымского кадета С. А. Якимовича, в начале 90-­‐х годов прошлого столетия, я ему обещал, что буду придерживатья в нашем Объединения этой традиции до самого конца. Настоящая заметка в «Кадетском письме» (основанном крымским кадетом А. Г. Денисенко, чей сын Г. А. Динесенко сегодня являяется председателем Кадетского Президиума немногочисленных оставшихся в живых русских зарубежных кадет) мною написана тоже в исполнение этого моего обещания.

На IV Общекадетском Съезде Открытого содружества суворовцев, нахимовцев, кадет России (ОС СНКР), состоявшемся в 2014 году в Хабаровске и Владивостоке, я предложил обратиться к надлежащим властям, чтобы снова открыть славный Хабаровский кадетский корпус в Хабаровске и славный Крымский кадетский корпус в Крыму и чтобы один из следующих Общекадетских съездов организовать в Крыму.

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305- 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Вот как описывает благочестивую жизнь царя Константина и матери его царицы Елены церковный историк Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской:

О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОГО ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА

ГЛАВА 41. О постройке церквей в Вифлееме и на горе Елеонской.
Окончив дело здесь, (василевс) весьма благолепно украсил и другие места, отмеченные двумя таинственными пещерами. Одному воздал он подобающую честь, как месту первого богоявления Спасителя и рождения Его во плоти 1; другое почтил, как стоящий на вершине горы памятник вознесения Его на небо 2. Щедро украшая сии места, он увековечивал этим и память своей матери, которая оказала столько благодеяний человеческому роду.
ГЛАВА 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
Ибо признав своим делом воздать Всецарю - Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись молитвами возблагодарить Его за своего сына, такого василевса, и за свое потомство - боголюбивых кесарей, детей его, эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные эпархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, по слову пророка: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7), - и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству.
ГЛАВА 43. Еще о церкви вифлеемской.
В то же время воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы 3. Кроме того, мать василевса, в память вознесения Спасителя всех на небо, воздвигла высокие здания на горе Елеонской: самую вершину этой горы увенчала она священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал своих учеников в неизглаголанные тайны. Василевс и на том месте почтил Великого Царя различными дарами и украшениями. Эти-то достойные вечной памяти, святые и прекраснейшие храмы, как знаки благочестивого расположения, воздвигнуты Богу Спасителю над двумя таинственными пещерами боголюбивой матерью боголюбивого василевса, августейшей Еленой, по царственному соизволению ее сына. Немного спустя, старица пожала и достойные плоды своего благочестия, ибо все время своей жизни до глубокой старости провести во всяком благополучии, делами и словами принося обильные плоды спасительных заповедей, эту благоустроенную, беспечальную свою жизнь она и после вела в совершенном здравии души и тела, а потому, еще здесь получая от Бога награду за добрые дела, удостоилась благочестивой кончины.
ГЛАВА 44. О великодушии и благотворительности Елены.
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями, как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях.
Но прославляясь такими делами, Елена не забывала и служить Богу. Всегда видели, как она ходила в Божью церковь и украшала молитвенные дома блистательными драгоценностями, не оставляя без внимания храмов и в городах самых малых. Видели, как эта дивная жена, в скромной, но благоприличной одежде, смешивалась с толпой народа и свое благоговение перед Богом выражала всякими богоугодными делами.
ГЛАВА 46. О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
Совершив уже довольно долгий путь (земной) жизни, (василиса) призвана была к лучшему наследию почти на восьмидесятом году своей жизни. Перед своей кончиной она сделала духовное завещание, распорядилась и объявила последнюю свою волю в пользу единственного сына, василевса, автократора монарха, и своих внуков, детей его, кесарей. Тогда же между своими внуками разделила она и собственное имение, которое было у нее по всей Ойкумене. Распорядившись таким образом, она окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына. Людям благомыслящим казалось, что эта преблаженная жена не в самом деле умерла, а только изменилась и переложилась от жизни земной к жизни небесной, что ее душа, принятая Спасителем, преобразилась в существо нетленное и ангельское.
ГЛАВА 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал ее еще при жизни.
И тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город 4 и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от нее преемственную и дивную отрасль, (то есть за Константина), которого надобно ублажать как по другим причинам, так и ради уважения его к родительнице; ибо из не благочестивой василевс сотворил ее столь благочестивой, что в правилах благочестия она казалась наставленной Самим общим всех Спасителем, и облек ее такими царскими почестями, что у всех народов и во всем войске она называлась августой и василисой, и ее лик изображался на золотых медалях. Сверх того, Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим, так что и в этом отношении сын сделал участь ее превосходной и завидной. Посему, рассматривая качества, увековечивающие память Константина, мы по справедливости должны обратить внимание и на то, что, почитая свою мать от избытка благочестия, он исполнял божественные законы, предписывающие иметь должное уважение к родителям 5. Такие прекрасные дела и таким образом василевс совершил не в одной Палестине, он и во всех эпархиях сооружал новые церкви, давая им вид гораздо превосходнее того, в котором они находились прежде.
______________
1 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление.
2 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24,50), на горе Елеонской.
3 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями.
4 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L.8. cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. - прим. переводчика.
5 Имеется в виду одна из десяти заповедей, данных еще Моисею. (Исх. 20,12).

(Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Перев. СПб. Духовной Академии. - М.,1998).

Тропарь, глас 8:

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание:

Величаем вас, / святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая:

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь св.равноапп.Константина и Елены. Пос.Ленинское. Ленингр

История христианской веры знает много примеров настоящих подвигов, на которые люди шли, искренне веря в помощь и заступничество Господа. Именно эти качества позже даровали им признание своих близких, окружающих и почетное место среди святых и праведников. Не каждый человек во имя своей веры может пожертвовать чем-то важным и значимым, поэтому таких людей следует не только уважать, но и ценить.

История праздника.

3 июня ежегодно отмечается светлый праздник – День памяти святых Елены и Константина. Сегодня в истории церкви Константина все знают как Равноапостольного, именно так его окрестили за все благие дела во имя своей веры и всего христианства в целом. История матери и сына начинается о времена римской империи. Елена была женой правителя Западной половины империи, поскольку в то время целая страна была разделена на две части. Елена была истинной христианкой, и муж не ущемлял ее в своей вере, поэтому и ребенок с самого детства воспитывался не только во внимании этой религии, но и уважении ко всему христианскому миру. Следует отметить, что лояльное отношение правителя к христианам не заканчивалось только на его жене. В тех странах, где он был правителем, никого не преследовали за то, что человек выбрал своей верой христианство. В остальных частях империи такие люди не только передавались, но и жестоко истязались на глазах у остальных в качестве примера.

Константин стал правителем Галлии и Британии после того, как умер его отец, это случилось в 306 году. В первую очередь сразу же после того, как он взошел на престол, Константин объявил полную свободу для исповедания христианской веры. Такая тактика не понравилась двум диктаторам, которые правили в прилегающих частях империи, они все время старались убить Константина, но его вера в Господа и его заступничество помогли избавиться от всех врагов, они были разгромлены, ни один из их коварных планов не воплотился в реальность. Согласно сказанию и источникам во время одного из сражений, правитель искренне молился Господу, чтобы он послал его войскам знамение, что смогло воодушевить их и вселить веру в победу. После этого люди увидели в небе сияющий Крест и надпись "Сим побеждай".

Постепенно власть Константина полностью установилась в западной части римской империи, и в этой части страны был им издан указ «о веротерпимости» после того, как он стал единственным правителем всей империи, по его приказу действие эдикта распространилось и на остальные области. Константин прекратил любые гонение и наказания тех людей, которые исповедовали христианство. В первый раз за несколько сотен лет люди перестали прятать свои истинные убеждения, у них появилась свобода и право выбора во что верить, выбор бога для поклонения и по каким заповедям строить свою жизнь.

Это были не все изменения, которые император внес во время своего правления. Столицей государства стала Византия, названная через какое-то время Константинополем. Правитель действительно верил в то, что единая вера среди народа поможет всем объединиться и в итоге получится большое и сильное государство с едиными взглядами на важные вещи и едиными целями. Константин старался всячески оказывать посильную помощь людям, которые выбрали своим занятием – проповедование среди простого народа. Духовенство всегда могло рассчитывать на помощь и поддержку своего правителя во всех благих начинаниях.

Животворящий крест.

Константин был глубоко убежден, что просто он просто обязан найти Животворящий Крест, который стал смертным пристанищем Иисуса Христа. Для того чтобы осуществить этот план Константин попросил помощи у своей матери Елены, поскольку она полностью разделяла его взгляды по отношению к религии и была настоящей опорой и поддержкой. Елена отправилась в экспедицию в Палестину, наделенная очень большими полномочиями от своего сына и значительными материальными средствами, которые могли понадобиться в этом деле.

В поисках Елене помогал Иерусалимский Патриарх Макарий, они вместе медленно искали Животворящий Крест, преодолевали возникающие препятствия и в итоге все же нашли эту значимую святыню. Находясь в экспедиции, Елена была занята не только поисками Животворящего Креста, в то время многие узнали ее как решительную женщину, которая способна многое сделать для своих братьев по вере. Именно по ее приказу все святые места, которые касались жизни Иисуса и Божьей Матери были избавлены от следов языческой веры. Все памятники и алтари были разрушены, а на их местах она приказала воздвигнуть христианские церкви.

В тот момент, когда было обнаружено захоронение с крестом под языческим храмом, Елена увидела там три креста и чтобы понять, какой из них является животворящим, они прикладывали по очереди каждый к мертвому человеку. И только один из них смог вернуть ему жизнь. Эта святыня была оставлена на хранение иерусалимскому патриарху, а с собой Елена забрала только часть животворящего креста. Перед тем, как покинуть Иерусалим Елена приказала приготовить щедрый пир, на котором сама прислуживала бедным и больным людям. Гости этого банкета не только смогли вкусно поесть и пообщаться с Еленой, но и получить щедрую милостыню с ее рук, с самыми теплыми искренними пожеланиями.

Праздник сегодня.

Сегодня Равноапостольного Константина и его мать Елену почитают во всех церквях. Люди помнят об их свершениях ради своей веры, их преданности народу и стремлению дать христианам как можно больше. В этот праздник обязательно нужно пойти в церковь и поблагодарить святых за возможность свободно говорить о своей вере и ничего не бояться.

История христианства знает много прекрасных имен и долг каждого человека сегодня не оставлять эту память в книгах, а делится ею со своими детьми, передавая историю все дальше и дальше.

3 июня христиане отмечают День святых Константина и Елены. Елена, жена римского императора, сумела воспитать сына Константина в духе веры в Христа, убедив мужа не совершать гонения на верующих. Ее сын, став правителем, сделал христианство официальным. Поздравить всех с этим важным днем поможет подборка поздравлений.

Эпоха становления христианской веры изобилует трудностями. Многие святые прошли через страшные испытания, истязания, гонения и казни. И все же люди не отреклись от своих взглядов.

В языческом Риме были люди, которые, вопреки всем трудностям, придерживались постулатов христианской веры. Жена императора Елена была христианкой и те же взгляды воспитала в своем сыне Константине.

Женщина совершила паломническое путешествие в Иерусалим, привезла оттуда крест, на котором был распят в свое время Христос. В настоящее время к святым Елене и Константину обращаются за поддержкой, укреплением духа в сложных жизненных ситуациях.

Чтобы поздравить близких с Днем святых Елены и Константина, можно воспользоваться уже готовой подборкой стихотворений.

С Днем святых Елены и Константина
спешу вас поздравить, друзья.
Чтобы жизнь не казалось рутиной,
человеку необходима семья,

Чтобы сердце внутри не черствело,
чтобы каждый из нас был добрей,
Нужно задуматься о жизни Елены и Константина,
задуматься и поскорей,

Ведь их путь, их тернистые тропы
наводят невольно на мысль,
Что недаром, не напрасно нам
Богом дарована жизнь.

В День Константина и Елены
Пусть будут все благословенны.
На веру, добрые дела,
Поможет Господа рука!

Кто христианство прославляет
Того Господь в свой дом пускает,
И мир становится добрей,
Душа - мудрее и светлей!

Пусть вера воцарится навека,
Во имя дел святых и Господа Христа!

Константин с Еленой веру прославляли,
Людям стать светлее помогали!
Чтобы души были неизменно
Господом всегда благословенны!

Вспоминаем добрые дела,
Их святые жизни, имена,
Лучше стать и чище обещаем,
Господа Иисуса восхваляем!

Готовые поздравления в День святых Елены и Константина

Сегодня не только христианский праздник. День Ангела отмечают все, кого зовут Еленой или Константином. Имя Елена имеет греческие корни. В переводе оно обозначает «избранная» или «светлая».

Константин – имя, которое имеет русское и латинское происхождение. Переводится как «постоянный».

Поздравить друзей и родных с Днем Ангела или Днем святых Елены и Константина помогут готовые стихотворения. Они продемонстрируют ваше неравнодушие.

С Днем святых Елены, Константина,
Святых — прекрасных женщины, мужчины.
Пускай же в этот день и остальные
Преодолеть все беды будут силы.

Не знать ни трудных жизненных преград,
Не знать тоски, печали, грусти и утрат,
Пускай ключом бьет жизненный родник,
Пускай прекрасным будет каждый новый миг.

Пусть будет счастье неизменно
В день ангела сегодня, Лена,
Пускай тебя удача ждет
И все хорошее придет!

Желаю счастье отыскать,
И жизнь твою не променять,
А цельно и разумно жить,
И только искренне любить!

Сегодня славим Константина,
И мать - прекрасную Елену.
Их вера, сила, доброта
Уже столетия - нетленны.

Пускай святые вам помогут,
Когда другой надежды нет.
Пусть сохранять вас от печали,
От боли, горестей и бед.

Loading...Loading...