Философия форма общественного сознания функции философии. Русская философия XIX в

Философия, как и религия, есть форма общественного сознания. Подобно религии, она представляет собой мировоззрение, т.е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Различаются они содержательно - в трактовке мира в целом, его основы, первоначала, а также в средствах постижения своего объекта. Если в религии на первом плане находится вера, то в философии, несмотря на многообразие ее средств постижения реальности, ведущим средством являются методы рационального познания. Одно из определений философии таково: философия - это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоз-зрение своей эпохи. В данном определении выражено ведущее начало философского знания под углом зрения средств освоения действительности.Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Философия в отличие от религии и других форм общественного сознания является комплексным видом познания. Швейцарский философ А. Мерсье описывает эту комплексность, обращаясь к модусам познания. Он усматривает в философском знании четыре модуса (или способа, установки): 1) объективный способ, объективность, которая характеризует науку 2) субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) способ общитель-ности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; и 4) созерцательность мистического свойства (или "контемплативный способ мышления"). Каждый из этих способов, считает А. Мерсье, является родовой формой аутентичных суждений и соответствует четырем кардинальным подходам - науки, искусства, морали и мистики. Исходя из этого, философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики. Но это соединение не означает ни чистого и простого приращения, ни присоединения, ни даже наложения одного на другое... Философия является квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества. Но это, по А. Мерсье, не делает из философии сверхнауки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания.

12структура:онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. На гносеологическом уровне, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии. праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания. Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Философия языка расматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека.

Функции:Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.Мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).критической – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.Аксиологическая (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.Воспитательно-гуманитарная философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.Прогностическая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Период становления русской философии –11-17 века Этот этап называют по-разному; древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западно - европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды; 11-14 вв. – процесс формирования древнерусской философии; 15-16 вв. – эпоха ее расцвета; 17в.- начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским. С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде. При этом она с самого начала использоваласвой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах. Это органическое единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия. Поскольку монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это, прежде всего и повлияло на характер философских учений. И этическая и историческая мысль, в общем, основывалась на теократическом принципе христианства; эмпирическая, земная, светская реальность должна быть подчинена божественному началу. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу. Интенсивное проникновение в Россию западноевропейской науки, просвещения, распространение теории Коперника, которую преследовала церковь, - все это играло важную роль в обмирщении всей культуры и ее секуляризации. Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение.

Философию в сопоставлении с наукой необходимо рассматривать ни как особую форму ее проявления, а как одну из форм проявления общественного сознания как такового, по отношению к которому сама наука является другой, отличной от философии, формой. Наряду с философией и наукой существуют еще такие формы, как политическое и правовое сознание, мораль или нравственное сознание, эстетическое сознание или искусство и религия как форма общественного сознания. Каждая из этих форм имеет свою специфику и в обществе выполняет определенные функции, востребованные условиями социальной жизни человека. Наука, например, как об этом говорилось выше, необходима для того, чтобы с ее помощью человек мог постигать объективную истину о различных явлениях действительности. Политика, право, мораль, искусство и религия выполняют соответственно характерные для каждой из этих форм востребованные человеком и обществом свои собственные функции. Поэтому, чтобы в полной мере разобраться в вопросе о том, что такое философия, необходимо понять ее со стороны того, что она является одной из форм общественного сознания, пытаясь осмыслить ее специфику путем анализа присущих философии функций, которые она выполняет в обществе.

Функции философии вытекают из понимания того, что философия по своей сущности есть теоретизированное мировоззрение. Из того, что, она является мировоззрением, следует, что философии присущи все функции, относящиеся к любому виду мировоззрения, будь это мифология или религия. А из того, что она одновременно есть теоретизированное мировоззрение, на нее накладываются дополнительные функции, относящиеся непосредственно к проявлению теоретического знания. Короче говоря, философия, с одной стороны, мировоззрение, а с другой, теория, и потому у нее есть функции мировоззрения и одновременно функции теории.

У философии, как и у двух других видов мировоззрения (мифологии и религии), есть четыре мировоззренческие функции: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая и идеологическая. Однако философия при выполнении всех этих функций использует характерную для нее абстрактно-логическую форму, с помощью которой доказывается, обосновывается и утверждается соответствующая мировоззренческая позиция. Она эти функции выполняет на основе теоретической системы понятий, в отличие, скажем, от мифологии, которая выражает свое мировоззрение в виде фантастических образов, или религии, у которой мировоззренческая функция сводится к провозглашению, утверждению и беспрекословному исполнению религиозных догм. Это, в частности, означает, что философия при выполнении каждой мировоззренческой функции, опираясь на систему понятий, которые в отличие от догм нуждаются в доказательстве и обосновании, выражает собой непрерывно развивающееся и постоянно обновляющееся мировоззрение.



Из четырех названных функций две первые – онтологическая и гносеологическая – имеют основополагающее мировоззренческое значение, так как именно они непосредственно связаны с решением главной проблемы философии, которая заключается в том, чтобы ответить на вопросы, что есть существующий мир и что является его основой. В философии сложилось два диаметрально противоположных подхода к вопросу о том, какую из этих двух функций считать определяющей в решении главной философской проблемы. Один из подходов заключается в том, чтобы напрямую решать эту проблему, а так как она по своей сути является онтологической, то именно онтология должна играть первенствующую роль в философии. Второй подход ставит под сомнение прямое ее решение, считая, что прежде необходимо ответить на вопрос о возможности познавательной способности человека и только потом решать главную онтологическую проблему. С позиции этого подхода решающая роль в философии отводится гносеологической функции. Впервые в явном виде он был провозглашен И.Кантом, что послужило ему поводом назвать свою философию критической, ибо до него подавляющее большинство философских учений исходило из признания первого подхода. Феноменологическое направление в философии, отвергающее познание сущности явлений, а соответственно и постижения основы мира, фактически, отрицает онтологическую функцию, ограничивая тем самым мировоззренческую роль философии гносеологией. Эссенциальная же философия придает решающее значение онтологии, рассматривая ее в качестве исходного мировоззренческого основания и базовой основы в осуществлении всех других философских функций. Гносеологическая функция в решении главной философской проблемы ею рассматривается как дополнение к онтологии. Так, например, если онтология утверждает, что основу мира образует материя, то гносеология, оперируя своими методами и способами познания объективной истины, должна либо подтвердить, либо, наоборот, отвергнуть эту идею.

Говоря об онтологической проблеме как основополагающей в философии, надо иметь в виду, что у нее есть две стороны: объективная и субъективная. Дело в том, что человек живет не в одном, а в двух мирах: 1) в мире объективных связей и отношений с окружающими его внешними явлениями, предметами и событиями и 2) в мире собственных субъективных представлений, мыслей и переживаний. Первый из этих миров является миром объективной реальности, второй – миром субъективной реальности, первый есть внешний мир, частью которого является и сам человек, второй – внутренний мир человека или его иначе называют духовным миром. Эти два мира составляют для человека две противоположные и в то же время взаимосвязанные реальности, и потому перед философией стоит задача по выяснению сущности каждого из этих миров. Поэтому онтологическая функция философии не ограничивается только решением проблемы основы мира, кроме того, в ее задачу входит также решение проблемы сущности каждого из этих миров и о характере их взаимоотношения. В определенном смысле философия имеет два вида онтологий: онтологию, относящуюся к пониманию сущности объективной реальности, и онтологию субъективной реальности, которая по существу является не чем иным, как онтологией сознания человека. Различные философские учения к этому вопросу относятся по-разному. Есть философские учения, онтологическая функция которых сводится исключительно к выяснению сущности субъективной реальности, т. е. сознания, а объективной реальности они если и касаются, то только в той мере, в какой это необходимо для раскрытия каких-либо сторон проявления сознания. В современной философии они весьма популярны на Западе, к ним относятся такие философские течения, как экзистенциализм, феноменология Гуссерля, персонализм, философская герменевтика и др. Есть, напротив, такие философские учения, которые ограничивают онтологическую проблематику рамками объективной реальности, не выделяя в качестве самостоятельной онтологической проблемы субъективную реальность. Сознание как субъективная реальность рассматривается в основном под углом зрения решения основного вопроса философии, постановка задач сводится, как правило, к установлению гносеологического подхода к его изучению. Раскрытием же содержания сознания, в том числе и выяснением его сущности должна заниматься специальная наука – психология. Наиболее последовательно эта точка зрения представлена марксистской философией диалектического материализма. Но есть и такие философские учения, которые обходят онтологическую проблематику как таковую и, вообще, не касаются проблем сущности ни объективной, ни субъективной реальности. Этой позиции придерживаются все исторические формы позитивистской философии, мировоззренческая проблематика которой сводится исключительно к гносеологической функции.

Что касается гносеологии, то помимо того, что она выступает в качестве «подпорки» в решении онтологических проблем, имеет свою собственную проблематику и, более того, у нее, как и у онтологии, также есть основной вопрос. Суть гносеологического вопроса заключается в том, может ли человек познавать объективную реальность такой, какой она есть в действительности, или не может? Важно иметь в виду, что в данном случае ставится под сомнение не сама по себе познавательная деятельность человека, а способность человека постигать в процессе этой деятельности существующий независимо от человеческого сознания объективный мир?

В ответе на этот вопрос, как и на основной вопрос в онтологии, существуют два диаметрально противоположных подхода. Согласно одному из них, человек способен познавать объективную реальность и на этой позиции, как отмечает Ф.Энгельс, стоит большинство философских учений, и есть, наоборот, – гносеологические теории, отрицающие познание человеком объективного мира, впервые они были выдвинуты в XVIII в. английским философом Д.Юмом и немецким философом И.Кантом. Юм свою теорию строит на основе скептицизма, утверждающего сомнение по отношению к существованию объективной реальности, а Кант – на основе априоризма, исходящего из допущения неопытного (априорного) происхождения знания. Эти теории в истории философии получили название «агностицизм». Агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый) – это гносеологическое учение в философии, отрицающее возможность познания объективного мира. Во второй половине XIX в. выдающийся немецкий естествоиспытатель Г.Гельмгольц выдвинул еще одну теорию агностицизма, получившую название «теория иероглифов». Согласно этой теории, наше знание не несет никакой содержательной информации об объективной реальности, а только указывает на факт ее существования, подобно тому как иероглиф или другой какой-либо знак, не неся никакой информации о содержании предмета, лишь обозначает его существование. В современной философии агностического взгляда на познание, придерживается в основном феноменологическое направление, но здесь требуется существенное уточнение. Среди этого направления надо отличать философские течения, которые полностью отрицают познание сущности явлений от течений, признающие онтологию субъективной реальности. Так, например, экзистенциализм и феноменология Гуссерля занимают в решении гносеологической проблемы промежуточное положение, ибо они, отрицая познание сущности объективной реальности, вместе с тем своей главной задачей считают постижение внутренней природы сознания как субъективной реальности. На позициях полного отрицания познания сущности явлений стоит философия позитивизма и потому ее с полным правом можно отнести к современной форме агностицизма.

Что касается философских учений, стоящих на позиции положительного подхода к проблеме познания объективного мира, то они весьма разнообразны и каждое из них разрабатывает собственную теорию познания, необходимую для постижения объективной реальности. Исходным основанием построения теории познания служит онтологическая позиция философского учения. Онтология и гносеология находятся в тесной взаимосвязи таким образом, что если гносеология, как об этом говорилось выше, служит средством обоснования при решении онтологической проблемы, то онтология выступает в роли мировоззренческой основы построения теории познания. Так, стоящие на противоположных мировоззренческих позициях, рационалистическая и иррационалистическая философии строят свои теории познания, опираясь на разные познавательные способности человека: первые берут за основу логическое мышление, вторые – интуицию. Рационалистическая философия, таким образом, в гносеологии базируется на логицизме, иррационалистическая же философия – на интуитивизме.

Между тем как логика, так и интуиция бывают разной природы, а потому существуют различные формы логицизма и интуитивизма. Выбор этой формы также определяется онтологической позицией философского учения. В рамках логицизма существуют два противоположных вида теорий познания: сенсуалистические или, иначе, сенсуализм, базирующийся на материализме, и рационалистические или, по-другому, рационализм, основанный на идеализме. Сенсуализм (от лат. sensus – ощущение, чувство) – гносеологическое учение, признающее в качестве источника знания материю, а главной формы познания – чувственность или ощущение. Наиболее последовательно эту точку зрения на познавательный процесс развил английский философ XVII. Дж. Локк, ее придерживаются все материалистические учения нового времени, на этих же позициях стоит теория познания марксистской философии. Рационализм – гносеологическое учение, признающее в качестве источника знания идеальное начало и мышление как единственную форму познания. В XYII в. этот взгляд на познание выдвинул французский философ Р.Декарт, его последователями стали голландский философ Б.Спиноза и немецкий философ Г.Лейбниц, в XVIII в. рационалистическую теорию познания с точки зрения диалектического метода развивает немецкий философ Г.Гегель. Различие между сенсуализмом и рационализмом состоит в том, что сенсуалисты пытаются познать логическую сторону мира, опираясь на чувственные данные опыта, тогда как рационалисты, игнорируя опыт, считают, что логические связи могут быть познаны только посредством мышления. Акцентируя внимание на опыт, сенсуалистическое учение часто отождествляют с эмпиризмом (от греч. empeiria – опыт), противопоставляя его с рационализмом. Это не совсем верно, ибо с позиции эмпиризма знание интерпретируется не только материализмом, все философские учения феноменологического толка, отрицающие материю как основу мира, также исходят из опыта, но с их позиции опыт абсолютизируется и расценивается как источник знания. Сенсуализм же, будучи материалистической теорией познания, источником знания рассматривает не опыт, а материю, а опыт, наряду с мышлением и интуицией, выступает в качестве формы познания.

Говоря о гносеологии, базирующейся на мировоззрении иррационализма, следует отметить, что она также располагает двумя видами теорий познания, каждое из которых основывается на разном понимании иррационалистического начала. Есть иррационалистические учения, рассматривающие в качестве основы мира некий непрерывный поток жизненных событий, обозначаемый термином «воля». Этот поток может быть схвачен только средствами чувственной интуиции, которая как раз и определяет суть гносеологической концепции данной формы иррационализма, теории познания которой относятся, таким образом, к категории чувственного интуитивизма. Впервые с этих позиций познавательный процесс стал рассматривать немецкий философ XVIII в. Ф.Якоби, его идеи в дальнейшем развили А.Шопенгауер, Ф.Ницше, В.Дильтей, С.Кьеркегор и др. Но есть и такие иррационалистические учения, где иррациональное начало представляется в виде процесса дискретных (прерывных) единиц, которые также осуществляют непрерывный процесс. Но в тоже время эти единицы находятся по отношению друг к другу в положении определенной логической связи и взаимообусловленности и потому могут быть схвачены только так называемой интеллектуальной интуицией. Теорию познания интеллектуального интуитивизма наиболее последовательно развивал в начале XX в. французский философ А.Бергсон.

Так как онтология и гносеология непосредственно связаны с решением главной философской проблемы, с осмыслением того, что есть начало мира и в чем заключается его сущность, то именно они в философии образуют ядро мировоззренческих функций. Но это только одна сторона мировоззрения, другая его сторона – это отношение человека к миру, к обществу и к самому себе, представляемое двумя другими функциями: аксиологической и идеологической.

Аксиологическая (от греч. aksios – ценный и логия) функция в философии выражается в ориентировании человека на признание или, наоборот, непризнание в качестве ценностей каких-либо природных, общественных, духовных, объективных или субъективных явлений действительности. Ценностное отношение человека к миру обусловливается его сознанием (разумом и волей) и потому является необходимой составляющей его жизни, но оно во многом определяется онтологической и гносеологической сторонами мировоззрения. Так, одной из основных проблем аксиологии является вопрос о смысле жизни человека, и она, например, решается с диаметрально противоположных позиций религией и материалистической философией. Религиозная концепция смысла жизни сводится в основном к утверждению временного характера земной жизни и потому ее смысл должен заключаться в подготовке к потусторонней вечной загробной жизни. Земная жизнь, с точки зрения религиозного мировоззрения, является, стало быть, относительной ценностью, а потусторонняя загробная жизнь рассматривается как абсолютная ценность. Материалистическая же философия, отрицая потустороннюю загробную жизнь, в качестве абсолютной ценности рассматривает жизнь человека в посюстороннем мире и призывает к обустройству счастливой достойной для человека жизни на Земле. Философские аксиологические учения также опираются на онтологические и гносеологические основания. Например, последователи И.Канта немецкие философы XIX в. неокантианцы В.Виндельбанд и Г.Риккерт, исходя из положения кантовской философии о непостижимости объективной реальности, свели всю философскую проблематику исключительно к аксиологии, руководствуясь тем, что человеку доступна только одна реальность – реальность ценностей. Те же философские учения, которые положительно относятся к познанию мира, аксиологию рассматривают как составную часть философии наряду с онтологией и гносеологией.

Идеологическая (от терминов идея и…логия) функция философии состоит в идейном ориентировании людей на социально-экономическую и политическую жизнь общества. С момента возникновения цивилизации общество оказалось расколотым на различные социальные слои и группы людей: классы, сословия, касты и т.д., отношения между которыми носят весьма сложный противоречивый характер. Перед социальным конгломератом встает проблема создания единого общественного строя, который бы обеспечил более или менее совместное существование и жизнедеятельность людей, принадлежащих к разноликим социальным группам. Для решения этой задачи теоретически подготовленные люди, так называемые идеологи выдвигают экономические, социальные и политические идеи и теории, но они должны содержать соответствующее мировоззренческое обоснование, которое базируется либо на религии, либо на философии. В той мере, в какой философия выступает в роли мировоззренческого обоснования социально-экономического и политического движения в обществе, она выполняет идеологическую функцию. Например, Великая французская буржуазная революция, происходившая на рубеже XVIII-XIX вв., исходила из идейных принципов французского материализма XVIII в. или, скажем, Великая октябрьская социалистическая революция в России в октябре 1917 года опиралась на мировоззренческие основы марксистской философии. Ее главный идеолог В.И.Ленин придавал идеологической функции философии решающее значение, в частности, с этой целью для защиты материалистической философии от влияния позитивизма, он пишет специальную книгу «Материализм и эмпириокритицизм».

Кроме четырех названных выше мировоззренческих функций философия имеет еще две теоретические функции: логическую и методологическую. Будучи теоретической дисциплиной, философия представляет собой концептуальную (от лат. conceptus – понятие, мысль) конструкцию, состоящую из набора или системы понятий и суждений. А так как она к тому же является мировоззрением, то философские понятия и суждения носят универсальный характер и, следовательно, имеют значение для осуществления мыслительного процесса в любой сфере человеческой деятельности, но наиболее важную роль они играют в научном познании, ибо сама наука носит категориальный (понятийный) характер. Относительно мыслительной деятельности как таковой философия выполняет логическую функцию, в науке же ее роль выходит за рамки логики и в целом характеризуется как методологическая функция.

Логическое мышление представляет собой динамику отношения понятий, каждое из которых имеет определенный смысл и значение, что характеризует содержание мыслительного процесса, а взятая сама по себе система отношений между понятиями является его формой. Форма мышления составляет предмет изучения специальной науки – формальной логики, в то время как изучением содержания мышления фактически занимаются все остальные науки, ибо оно непосредственно связано с исследованием предметной области действительности. Что касается философии, то ее категориальный (понятийный) аппарат фиксирует универсальные стороны действительности, а это означает, что содержание ее понятий имеет всеобщее значение для мыслительной деятельности как таковой. А так как в данном случае речь идет о содержании мышления, то она определяет качественный уровень мыслительной деятельности человека, его способность проникать в глубину понимания сущности явлений. Философские понятия составляют основу содержания любой мыслительной операции, и ими соответственно пользуется каждый человек, но они могут быть глубоко осмысленными или, наоборот, весьма поверхностными, и от этого зависит способность мысли проникать в сущность понимания вещей. В той мере, в какой философские понятия играют роль для осмысления сущности явлений в ходе осуществления мыслительной деятельности, и заключается логическая функция философии. В повседневной жизни человек, производя логические операции, этой функции чаще всего не замечает, его мыслительный процесс в данном случае протекает стихийно, но это вовсе не означает, что философские категории не принимают в нем никакого участия. Тот факт, что одни люди мыслят содержательнее и глубже, чем другие, свидетельствует как раз о различии в понимании разными людьми философских понятий, хотя сам человек этого не замечает, а значит, не придает им должного значения в мышлении.

Принципиально иначе обстоит дело в науке, ибо научное мышление изначально осуществляется на категориальном уровне, на уровне строгого обозначения смысла и значения употребляемых понятий. Универсальные философские понятия в науке играют особую роль, они выполняют в ней методологическую функцию при описании, объяснении и прогнозировании сущностных сторон изучаемых явлений, осуществляемые с помощью научных понятий, законов, идей, гипотез и теорий. Философия же сама является не чем иным, как совокупностью различных понятий, законов, идей, гипотез и теорий, но только у нее они носит универсальный характер. Будучи универсальным, философский категориальный аппарат выражает сущность мира в предельно абстрактном виде, но эта абстракция имеет различный способ приложения к разным областям действительности, каждая из которых составляет предмет той или иной конкретной науки, располагая своим собственным категориальным аппаратом. Из этого следует, что категориальный аппарат любой конкретной науки является не чем иным, как одной из форм проявления категориального аппарата философии. Или, говоря иначе, категориальный аппарат науки, схватывает сущность мира как таковую, в то время как любая конкретная наука эту же самую сущность представляет в той или иной определенной конкретной форме. Однако чтобы постигнуть эту определенную конкретную форму проявления сущности, необходимо прежде иметь абстрактное представление о самой этой сущности, которую как раз и представляет категориальный аппарат философии. Знание ее категориального аппарата, таким образом, является необходимым условием постижения сущности в любой области научного познания, в чем в основном и выражается методологическая функция философии в науке. Философия в этом смысле выступает не чем иным, как наукой о первой сущности, как ее в свое время определял древнегреческий философ Аристотель. Однако с этим определением философии можно согласиться только в аспекте того, что она выполняет методологическую функцию науки, но ограничивать ее только одной этой функцией было бы неправильно.

У философии есть в науке еще одна методологическая функция: она непосредственно занимается изучением методов научного познания, причем относящихся и к его эмпирическому, и теоретическому уровням. Есть философские учения, которые ограничивают философию одной этой функцией, наиболее последовательно эту точку зрения развивал английский философ XVII в. Ф.Бэкон, положивший начало разработки эмпирических методов научного познания. Этот взгляд на философию, хотя и очень важен, но он так же ограничен, как и аристотелевское понимание философии.

Обобщая сказанное о функциях философии, следует заключить, что философия является одной из форм общественного сознания и что, исходя из ее сущностного определения как теоретизированного мировоззрения, она обладает двумя видами функций: мировоззренческие и теоретические. Среди мировоззренческих функций есть две, которые относятся непосредственно к главной философской проблеме: постижению начала мира; это онтологическая и гносеологическая функции. Две другие мировоззренческие функции выражают отношение человека к существующей действительности – это аксиологическая и идеологическая функция. Имеются две теоретические функции: логическая, играющая роль познания сущности явлений в процессе абстрактного мышления как такового, и методологическая, необходимая для осуществления научного познания. Методологическая функция в науке имеет двойное назначение, во-первых, философский категориальный аппарат выполняет функцию изначального знания постижения сущности изучаемых наукой явлений и, во-вторых, философия непосредственно занимается исследованием познавательных научных методов.

Основные понятия и термины

Агностицизм Мировой абсолют философии
Аксиология сверхъестественный Плюрализм
Антропоморфизм материальный Позитивизм
Гносеология Мистицизм Рационализм
Дуализм Монизм Реальность
Идеализм Объект познания объективная
Материализм науки субъективная
Мировоззрение философии духовная
мифологическое Онтология Сенсуализм
религиозное Предмет познания Феноменологизм
философское науки Эссенциализм

Л и т е р а т у р а

Боэций. Утешение философией. М., 1990.

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

Вундт В . Введение в философию. – М.: «Черо», 1998.

Гегель Г . Энциклопедия философских наук. М., 1994.

Диаген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1986.

Желнов М .В. Предмет философии в истории философии. М., 1981.

Жмудь Л.Я. Наука философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Лосев А.Ф . Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1994.

Маркс К . Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

Мир философии. В 2-х томах. М., 1991.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. – 1993, № 9.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1994.

Разум и экзистенция // Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб. 1999.

Сартр Ж. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993, № 3.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является объектом и предметом философии?

2. В чем отличие философии от математики?

3. Что такое мировоззрение?

4. Назвать и охарактеризовать основные виды мировоззрения.

5. В чем отличие философии от мифологии и религии?

6. В чем состоит главная философская проблема?

7. Что такое основной вопрос философии?

8. Чем рационалистическая философия отличается от иррационалистической?

9. В чем сходство и различие между философией и наукой?

10. Какова роль философии для науки?

11. В чем смысл определения: «Философия – теоретизированное мировоззрение»?

12. Каковы основные функции философии?

13. Охарактеризовать мировоззренческие функции философии.

14. Охарактеризовать теоретические функции философии.

15. В чем заключается основной гносеологический вопрос?

16. Что такое агностицизм?

17. В чем отличие сенсуализма от рационализма?

18. В чем состоит аксиологическая и идеологическая функция философии?

Философия – продукт духовного развития человечества и общественная форма сознания.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.

Компоненты мировоззрения:

    Познавательный (цельные знания).

    Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).

    Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).

    Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).

Мировоззрение функционирует на двух уровнях:

    Жизненно-практический.

    Теоретический.

Исторические типы мировоззрения:

    Мифологическое.

Возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.

Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.

Мифологический мир включает два аспекта:

    Де хронический (рассказ о прошлом).

    Синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.

    Религиозное.

Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией. Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог). Особенности религиозного мировоззрения:

Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).

Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.

    Философское.

Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания).

Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.

У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.

Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу).

В отличие от религии, философия противопоставляет догме – сомнение, вере – логику, эмоциям – интеллект.

. Философия в системе культуры

Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

    Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.

Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной

личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и

объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то,

философ должен знать себя, познающего это что-то).

    Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

    Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.

Философия занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.

    Позитивизм: философия – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.

    Натурфилософия – философия природы. Конкретные науки не являются важными.

    Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.

    Диалектико-материалистическая философия должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию.

Реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений.

К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не просто любовь к знанию, это именно любовь к мудрости.

Это обстоятельство определило специфику и особенности философского зна­ния. Философское знание всегда было и есть знанием личностным. Знанием, которое каждый человек выбирает и формирует для себя сам. Философские убеждения человека – это не просто знания. Это знания, в которые человек верит, которые определяют его отношение к миру и другому человеку, знания, которые определяют способ его жизнедеятельности в условиях свободного выбора.

Что же такое философия?

Существует два возможных варианта ответа на этот вопрос: эмпирический и теоретический, для определения понятия «философия».

Первый вариант – описание проблем, решаемых философией, и на этой основе определение ее места и роли в жизни человека и общества.

Примером такого подхода к раскрытию содержания и сущности философии может служить подход, предложенный Б. Расселом. «Философия, как я буду понимать это слово, – пишет он, – является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку онипревышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия.

Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествую­щие столетия».

Определив, таким способом, место философии в системе человеческого знания, Б. Рассел раскрывает затем ее содержание путем перечисления основных проблем, решаемых ею. «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода иводы, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, – дело философии».

Второй вариант состоит в попытке дать определение понятия философии и тем самым раскрыть сущность интересующего нас феномена.

Существует множество определений философии. Однако в этом океане определений можно выделить три основных подхода к пониманию природы и сущности философии.

Религиозный подход. Суть его состоит в том, что философское знание рассматривается как дар или творение Божие. Соответственно сущность фи­лософии видят в том, что она есть лишь несовершенное (человеческое) отражение божественной премудрости.

Характерным для религиозной философии является:

а)признание вечной и абсолютной сущности, которая творит человека и мир и которая оказывает решающее влияние на их существование и развитие;

б)принципиальное разделение знания и веры с утверждением приоритета веры над знанием.

Соответственно сущность философии видится в том, что она представляет собой рациональное средство толкования и разъяснения некоей высшей истины, полученной непосредственно от Абсолютной сущности путем откровения. Отсюда задача философии – не поиск истины, а философское (рациональное) обоснование и подкрепление уже известной истины.

При изучении религиозной философии существует две трудности.

Первая состоит в том, что положения религиозной философии имеют смысл только для человека верующего. Для человека неверующего ее постулаты лишены основания и смысла.

Вторая трудность в том, что крайне сложно выяснить, что в религиозной философии относится к философии, а что к теологии, где кончается теология и начинается философия и наоборот.

Идеалистический подход. Суть этого подхода состоит в том, что философия есть продукт деятельности сознания. В зависимости от понимания природы сознания философия трактуется или как продукт деятельности сознания субъекта (субъективный идеализм), или как продукт деятельности объективно существующего сознания (объективный идеализм).

Основная трудность при изучении этой философии состоит в том, что остается неясным – откуда сознание, будь то субъективное или объективное, черпает свое содержание. Поскольку этот вопрос в идеализме остается открытым, то все его философские построения вызывают большие сомнения.

Материалистический подход состоит в том, что философия понимается как специфическое, сугубо человеческое знание человека о самом себе, обокружающем его мире и о своем месте в этом мире. Философия – это специфическая форма отражения, осмысления и понимания человеком самого себя, своего бытия и окружающего мира.

Исходя из материалистического подхода, в данной работе философия понимается как форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, на человека и его место в мире.

Поскольку философия есть форма общественного сознания, то ее содержание и развитие определяется тремя основными группами причин:

1. Конкретно-исторической обстановкой, в которой она возникает и функционирует. Философия поэтому всегда носит конкретно-исторический характер, т. е. зависит от места, времени и условий ее создания.

Обусловленность философии конкретно-исторической обстановкой позво­ляет выделять различные этапы и периоды в ее развитии.

Периодизация развития философии зависит от выбранного основания этой периодизации.

    Уровнем развития теоретического мышления в целом и уровнем разви­тия науки в частности.

Социально-политическими, нравственными и духовными установками ее создателя. Философия в социально неоднородном обществе всегда такили иначе отражает интересы, цели и идеалы определенных социальных групп. В силу этого она носит социально обусловленный, партийный характер. Основными «партиями» в философии являются материализм и идеализм.

Мировоззрение и его структура

У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека, а также миропонимание, которое имеет отношение к интеллектуально-понятийной сфере.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Мы полагаем, что на жизненно-практическом уровне мировоззрение непосредственным образом «вырастает» прежде всего из чувственной практики человека, из его мироощущения и мировосприятия.

Структуру мировоззрения можно представить следующей схемой:

Миф и религия

Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинахвозникновения природных явлений, о происхождении животных и человека.

Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными, целостными.

Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложив­шиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе раз­вития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека.

Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический характер.

Миф и религия тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего его мира, зависимостью человека от природы и условий социального бытия.

Специфика философского знания

Философия является особой формой общественного сознания и характе­ризуется следующими наиболее важными особенностями:

    Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

    Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бы­тия, универсальные закономерности развития мира как целого;

    Основным средством познания является человеческий разум – Логос;

    Эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и об­щественно-историческая практика;

    Философия сочетает в процессе изучения действительности теорети­ко-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера

Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основ­ной, или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений созна­ния и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотноше­ний сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспектраскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего – материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по от­ношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса первого ас­пекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объектив­ных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических).

Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязан­ные стороны единого процесса развития философского знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Боль­шинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало филосо­фов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости вещей как таковых (например, И. Кант).

С решением коренной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антро­пологии, социальной философии и т. д. Важнейшими вопросами для соци­альной философии, например, являются вопросы развития социума как од­ной из подсистем мира; для этики – вопросы о природе и происхожденииморали, о том, что такое добро и зло и т. п.; для антропологии – о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире.

Другими словами, в каждом разделе философии есть свой центральный вопрос, своя ведущая проблема.

Выявить специфику философского знания можно путем сравнения фило­софии с другими формами общественного сознания, прежде всего с такими, как религия и наука.

Философия и религия

Общим у философии и религии является то, что они стремятся дать чело­веку (социальной группе) единый, целостный взгляд на мир, т.е. они пред­ставляют собой различные типы мировоззрения и выполняют в обществе одну и ту же мировоззренческую функцию.

Основное различие философии и религии состоит в том, что философия опирается на разум, на рациональное обоснование и доказательство своих положений, в то время как религия опирается на веру, на божественное откровение. Философия ищет истину с помощью разума, религия ее уже имеет, получая ее непосредственно от Бога путем откровения.

Философия и наука

В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции(Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколь­ко несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты).

Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Философия намечает ос­новные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базойфилософских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.

На современном этапе развития философии ее структура представляет собой довольно сложное образование; если следовать традиции, ее можно представить следующим образом:

Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно-образном или мифологическом. Поэтому не правомерно отождествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности миро­вой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеитаких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Тол­стой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.

Нет никаких оснований сводить философию и к субъективности, как этоделал, например, Ницше, утверждая, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его субъективность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особенности мыслителя оказывают значитель­ное влияние на его философские построения. Однако, в конечном счете, зна­ние невозможно без его «объективизации».

Общим у философии и науки является то, что и философия, и наука опира­ются на разум, используют рациональные доказательства и аргументацию, со­здавая предельно обобщенную теоретическую систему знаний.

Различие между философией и наукой состоит в том, что наука стремится дать объективные знания, т.е. знания, независимые от человека и человече­ства, в то время как философское знание – это всегда знание, прямо соотне­сенное с человеком, его жизнью, его опытом, его целями и интересами.В силу этого философское знание – это особое знание. Знание, с одной сто­роны, глубоко личное, а с другой, мировоззренческое.

Таким образом, специфика философского знания состоит в том, что философия с помощью рациональных средств и приемов (и в этом состоит ее общность с наукой) формулирует предельно общие, теоретически разработанные мировоззренческие принципы, давая единый, целостный взгляд на мир и человека.

Функции философии

Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социальной группе) определенную, целостную систему взглядов на мир, на человека и на его место в мире, т, е. дает мировоззрение.

Философия теоретически формулирует определенную совокупность исход­ных принципов, установок и ценностей, которые определяют восприятие и оцен­ку мира человеком, его отношение к другому человеку, его понимание сущно­сти жизни и ее смысла и которые, в конечном счете, определяют егопрактическую жизнедеятельность в условиях свободного выбора. Говоря философским языком, философия стремится выработать некие «предельные основания» всякого знания и деятельности, найти некие абсолютные нормы человеческого поведения и жизнедеятельности.

В этом проявляется общность философии с другими историческими формами мировоззрения, такими, как мифология и религия.

Методологическая функция философии

Давая целостный взгляд на мир и человека, философия тем самым дает человеку (социальной группе) определенные знания о методах и средствах познания и практического преобразования мира. В этом состоит методологическая функция философии. Понятно, что методологическая функция нераз­рывно связана с мировоззренческой и прямо вытекает из нее.

Loading...Loading...