Гедонистические удовольствия. Гедонизм — это нормально или аморально

Наше общество так устроено, что редко кто может назвать себя абсолютно счастливым человеком, всегда находится повод для недовольства, будь то материальные блага, неудовлетворяющая работа, проблемы со здоровьем или в отношениях с близкими.

А люди, умеющие наслаждаться жизнью и уметь быть счастливыми в любых условиях, как правило, становятся париями.

Так вот, гедонист – человек, умеющий брать от жизни все и, в некоторых случаях, делиться удовольствиями с другими, ведь его главная цель – получение наслаждений и чувства счастья.

История зарождения гедонизма

Гедонизм, как учение, считающее высшим благом получение удовольствия от жизни, был сформулирован древнегреческим философом Аристиппом. Другой античный философ Эпикур считал, что удовольствие является итогом успешной жизни и полагал, что достигается оно через освобождение от беспокойства.

Впоследствии Фрейд, занимаясь анализом данного учения, писал, что человек от рождения гедонист, но с течением жизни меняется, учится контролировать себя дабы соответствовать нормам, и способен получать удовольствие при осуществлении ряда действия, прежде всего приложив к этому усилия.

Философ Генри Сидгвик разделял гедонизм на два вида – психологический и этический.

  1. Психологический гедонизмхарактерен для людей, стремящихся преумножить собственное удовольствие и избегнуть при этом страданий.
  2. Э тический гедонизм отличается тем, что человек стремится к эгоистическому удовлетворению (гедонический эгоизм), или кроме собственных удовлетворять и потребности окружающих (универсальный гедонизм).

Таким образом, гедонизм представляет собой целую систему убеждений и ценностей , ставящих целью получение наивысшего наслаждения, не одномоментного, а постоянного. Казалось бы, к этому стремится каждый человек в социуме, однако методы, применяемые гедонистами отнюдь не для всех приемлемы.

Способы получения наслаждения, используемые гедонистами

Гедонисты уверены, что их цель стоят попрания норм морали и этики. Мнение и комфорт окружающих их редко интересует. Итак, гедонисты используют в основном для получения наслаждения:

  • алкогольные напитки;
  • секс;
  • пищу;
  • разнообразные развлечения;
  • друзей и семью;
  • славу и признание;
  • работу.

Также они умеют наслаждаться созерцанием окружающего мира, путешествиями, организацией различных мероприятий.

Что мешает быть гедонистом?

Психологи считают, что только сам человек способен оценивать свое состояние, и оценка эта будет состоять из того, что он ожидает от жизни и как относится к различным ситуациям, происходящим с ним. Так, один может максимально наслаждаться омлетом, в то время как другому нужно посетить дорогой ресторан и в особой атмосфере насладиться изысками кулинарного мастерства. При этом удовольствие оба получат равное.

Также происходит искажение понятий и в интимных отношениях. Кому-то достаточно заняться любовью раз в неделю с женой, а кому-то нужна каждодневная близость желательно со сменой партнеров.

Гедонистом можно назвать того, кто в собственном сознании имеет свою градацию счастья и реализует себя, оглядываясь на неё. При этом гедонист свято уверен, что сам строит свое счастье.

Такие люди стараются постоянно достигать большего, ведь осознают, что используя для кратковременного наслаждения наркотические вещества или алкоголь, впоследствии от этого пострадают сами. Поэтому стараются получать удовольствие, не вредя окружающим.

Гедонисты совершают добрые дела в том случае, когда получают от них удовлетворение, многим из них нравится дарить радость. Так что разница между гедонистом и эгоистом все же есть.

Страхи гедонистов

Больше всего гедонистов страшат обязательства . Они абсолютно равнодушны к тому, что «должны что-то делать во имя чего-то». Все что делается из-под палки и не доставляет удовольствие, по мнению гедониста бесполезно и приводит его в ужас.

Гедонистам нельзя навязывать свое мнение и настаивать на чем-либо, он должен делать все сам, в охотку, иначе результат будет отрицательным, а эмоции – исключительно негативными.

Если вы способны найти общий язык с гедонистом, то он, общаясь с вами, будет делиться позитивом и с ним будет интересно. Как правило, гедонисты связывают себя с творчеством, стараются вести оригинальный образ жизни, очень активны и любознательны, с прекрасным чувством юмора, но при этом весьма ранимые и чувствительные.

Большинству людей сложно принять гедонистов такими, какими они есть, для этого нужно понять их мировоззрение. Гедонисты могут приносить огромную пользу обществу, живя в соответствии со своими убеждениями.

Как бы то ни было, но люди, способные находить повод быть счастливыми , достойны уважения, ведь основное условие развития общества – получение позитивных эмоций, являющихся одной из движущих сил прогресса.

Название данного философского учения исходит к греческому слову "удовольствие". Теория представляет собой систему нравственных учений, согласно которой все моральные определения добра и зла выводятся исходя из удовольствия (добро) или страдания (зло). Гедонизм впервые был развит в учении греческого философа- сократника Аристиппа Киренского (435 - 355 г.г. до н.э.). По его мнению, добром является все, что доставляет наслаждение. И смысл жизни человека состоит в получении этого наслаждения. Но гедонизм мог приобретать и крайние формы. Среди последователей философа были и такие, которые считали, что любое наслаждение оправдано, более того, оправданы любые действия, если они ведут к наслаждению.

В учении киренской школы гедонизм складывается как одно из мировоззрений, отстаивающее верховенство потребностей индивида над социальными условностями, ограничивающими свободу, подавляющими его самобытность. Гедонизм киренаиков противоречив - он утверждает самоценность личности, но может нести зло и аморальность. Различают эгоистический гедонизм, когда личное удовольствие - конечная цель, и универсалистский, когда конечной целью является общее счастье. Аристипп не делает различия между наслаждениями по источнику. Его учение игнорирует возможные в будущем, но недостижимые в настоящее время удовольствия.

У Эпикура (342/341 - 271/270 г.г. до н.э.) гедонизм трансформируется в так называемый эвдемонизм. Он считал настоящим благом не чувственные удовольствия тела, а удовольствия души. Смысл жизни должен состоять в достижении состояния атараксии - свободы от телесных страданий и душевных тревог. Различия между эвдемонизмом Эпикура и гедонизмом несущественны. Оба учения ориентированы не на добро, а на удовольствие и наслаждение. Эвдемонизм - философско- этическое течение, согласно которому единственным благом для человека является счастье. Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) уверен, что "счастье мы всегда избираем ради него самого". Человек, достигший счастья не делает зла, так как вообще ничего не делает. Ему нечего желать, нечего делить с другими, он самодостаточен. Даже если он желает счастья другому, то лишь для того, чтобы несчастный вид другого человека не нарушал душевное спокойствие его самого.

Для эвдемонизма Аристотеля характерны два момента. Во- первых, блага разделяются на внешние, которые зависят не только от человека (например богатство, почет, удачливость и прочее) и внутренние (добродетели, совершенная деятельность души), которые полностью зависят от индивида. Во- вторых, добродетели должны быть деятельными, как и совершенство. Аристотель считал совершенной деятельностью философско- теоретическую, созерцательное блаженство. Эвдемонизм Эпикура противостоит стоической традиции долга. Он был характерен для античности, средневековья, в значительной мере для Нового времени.

В эпоху Возрождения гедонизм получает своих приверженцев - Дж. Боккаччо, Ф. Петрарка, К. Раймонди - преимущественно в мягкой, эпикурейской версии. В дальнейшем идеи гедонизма трансформируются такими мыслителями, как Клодом Адрианом Гельвецием (1715 - 1771 г.г.), французским философом- материалистом и Бенедиктом (Барухом) Спинозой (1632 - 1677 г.г.), нидерландским философом- рационалистом и натуралистом. Они выводят поведение человека из удовольствия. Но удовольствие ассоциируется с общественно определенными интересами индивида - ограничением эгоизма, общественным договором, правильно понимаемым общественным интересом. Так, Томас Гоббс (1588 - 1679 г.г.), английский философ, основатель теории общественного договора и государственного суверенитета, считал, что в интересах мира и самозащиты человек должен отказаться от вещи, если на то есть согласие других людей государства. В отношениях с другими людьми должен работать принцип - не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе.

Далее гедонизм находит продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Отсюда следует вывод, что удовольствие не является главным мотивом поведения, оно просто сопутствует той деятельности, которая воспринимается, как успешная. По этому же пути развивались идеи либерализма - течения, основанного на автономии индивида, как личности и гражданина. Лишь в произведениях Донасьена Альфонса Франсуа де Сада (1740 - 1814 г.г.) - маркиза де Сада - французского аристократа, философа и писателя, принцип удовольствия утверждался в чистом виде, проповедовалась абсолютная свобода, не ограниченная ни религией, ни нравственностью, ни правом.

Идеи гедонизма в большинстве европейских учений присутствуют в измененном виде - утопии аморальной вседозволенности, рационального перфекционизма и социальной организации. Они подвергались критическим отзывам. Так Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 г.г.), австрийский психолог и психиатр доказал, что удовольствие не может быть универсальным принципом поведения. Джордж Эдвард Мур (1873 - 1958 г.г.), английский философ, показал, что гедонизм содержит натуралистическую ошибку. В нем смешиваются понятие желания и достойного желания, средство достижения блага и то, что представляет часть этого блага, удовольствие и сознание удовольствия. Привнесение в гедонизм критериев рациональности, неявно устанавливает предел удовольствию и разрушает понятие абсолюта удовольствия. Оно становится предметом исследования частных наук - психологии и теории потребления. В XX веке этика и моральная практика отказываются от гедонизма. Ориентация на счастье и самодостаточность индивида и счастливое общество оказалась несовместимым с драматизмом существования человека в современном мире и интенсивностью общественных связей. А гедонизм, воплощенный в практике потребительского общества не имеет нравственной привлекательности. Как самостоятельное философское этическое течение этот принцип уже не воспринимается.

Информация:

Игнатенко А. А. "В поисках счастья", М., 1989

Мур Э. Дж."Принципы этики", М., 1984

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа-сократика Аристиппа Киренского (435–355 до н.э.), учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение. С самого начала гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Вместе с тем, гедонизм мог принимать и крайние формы; так, уже среди последователей Аристиппа – киренаиков– были такие, которые считали, что любое наслаждение оправданно, более того, оправданны любые действия и усилия, если они ведут к наслаждению. В этом киренаики отличались от Сократа , который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что нечто делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий – дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно избрания само по себе. Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром , учившем, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Этическое учение Эпикура получило название «эвдемонизм» (от греч. eudemonia – счастье). Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья). В эпоху Возрождения идеи гедонизма как крайнего, так и умеренного получили новый импульс, явившись важным теоретическим средством гуманистического утверждения ценности человека во всех его жизненных проявлениях. Для просветителей (Гассенди , Ламетри , Гольбах) гедонизм был средством выражения духовной оппозиции религиозно-догматическому мировоззрению. Наиболее поздней теоретической формой гедонизма был утилитаризм Дж.Бентама и Дж.С.Милля (конец 18–19 вв.) Последовательная критика утилитаризма Г.Сиджвиком и Дж.Э.Муром, наряду с общим развитием наук о человеке, в первую очередь психологии, вскрыла ограниченность гедонистического описания и обоснования поведения вообще и морали, в частности.

На примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек

(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор)


Архетип
Гедонизма


Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом , поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).

Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма , как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом. Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений. Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности. Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон. Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.

Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий. И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.

Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг ». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья.

Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков). Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни — поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Мак-Дональдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, — мы от этого сделаемся только счастливее.

Вопрос: Вернитесь памятью в те времена — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы жили как гедонист. Что вы приобрели и что потеряли, живя подобным образом?

Архетип Крысиных Бегов


Второй тип гамбургера, который пришел мне на ум, — это безвкусная булочка с постной вегетарианской начинкой, приготовленная исключительно из полезных для здоровья ингредиентов. Поедание такого гамбургера было бы благотворно для будущего , поскольку вследствие этого я был бы здоров и хорошо себя чувствовал («будущее благо»), но в настоящий момент причинило бы мне одни неприятности , поскольку мне было бы противно жевать эту дрянь («нынешнее зло»).
Этому гамбургеру соответствует архетип крысиных бегов . С точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды.

Участники крысиных бегов отличаются прежде всего своей неспособностью получать удовольствие от своих занятий, а также своей неистребимой верой в то, что стоит им достичь какой-то конкретной цели — и они будут счастливы во веки веков.

Причина того, что вокруг нас так много людей, участвующих в крысиных бегах, кроется в нашей культуре, которая способствует укоренению подобных суеверий. Если мы заканчиваем семестр на одни десятки, то получаем подарок от родителей; если мы выполняем план на работе, то в конце года получаем премию. Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент. Всю свою жизнь мы гонимся за бесконечно ускользающим от нас призраком будущего ус пеха. Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет.

Стоит нам только достичь намеченной цели, как мы немедленно испытываем чувство облегчения, которое так легко перепутать со счастьем. Чем тяжелее бремя, которое мы несем в пути, тем сильнее и приятнее испытываемое нами чувство облегчения. Когда мы путаем это минутное облегчение со счастьем, мы тем самым укрепляем иллюзию, будто счастливыми нас сделает простое достижение цели. Чувство облегчения, конечно же, имеет для нас определенную ценность — ведь оно приятно и вполне реально, — и все же не нужно путать его со счастьем.

Чувство облегчения можно считать своего рода негативным счастьем, поскольку его источник — это те же стресс и беспокойство, но взятые с обратным знаком. По самой своей природе облегчение предполагает неприятные переживания, и поэтому счастье, возникшее из чувства облегчения, не может длиться сколько-нибудь долго. Если у женщины, страдающей от мучительного приступа мигрени, вдруг перестанет раскалываться голова, то из-за одного только отсутствия боли она почувствует себя счастливейшим человеком на свете. Но поскольку подобному «счастью» всегда предшествует страдание, то отсутствие боли — это всего лишь минутное облегчение от чрезвычайно негативных переживаний.

К тому же чувство облегчения всегда является временным. Когда у нас перестает стучать в висках, само по себе отсутствие боли доставляет нам определенное удовольствие, но затем мы очень быстро привыкаем к этому состоянию и считаем его чем-то само собой разумеющимся.

Участник крысиных бегов, который путает облегчение со счастьем, проводит всю жизнь в погоне за своими целями, считая, что для счастья ему достаточно просто чего-то достичь.

Вопрос: не чувствуете ли вы время от времени, что вы точно такой же участник крысиных бегов? Если бы у вас была возможность взглянуть на свою жизнь со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

Архетип Нигилизма


Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья. Если бы я его съел, это причинило бы мне вред и в настоящем, поскольку у этого гамбургера отвратительный вкус, и в будущем, поскольку его поедание порядком подпортило бы мне здоровье.
Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма . Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели.

В контексте этой книги нигилист — это человек, который разочаровался в самой возможности счастья и покорно смирился с тем, что в жизни нет никакого смысла . Если архетип крысиных бегов весьма удачно характеризует состояние человека, который живет ради светлого будущего, а архетип гедонизма — состояние человека, который живет сегодняшним днем, то архетип нигилизма в точности отображает состояние человека, который прикован цепями к прошлому. Те, кто смирились со своим нынешним несчастьем и заранее уверены, что такая же жизнь уготована им и в будущем, никак не могут выбросить из головы свои прежние неудачные попытки стать счастливыми.

Вопрос: Попробуйте вспомнить то время — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист — все они, каждый на свой лад, заблуждаются — неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни. Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» — ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней. Гедонист страдает из-за «обманчивости текущего момента» — ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения. Нигилизм — это также заблуждение, неверная интерпретация действительности — ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего-то достичь и текущим моментом — некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали.


Архетип Счастья


Однако эти три представленных мной архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один, который нам необходимо рассмотреть. Что вы скажете насчет гамбургера, который был бы ничуть не менее вкусен, чем тот, от которого я отказался, и в то же время ничуть не менее полезен для здоровья, чем постная булочка с вегетарианской начинкой? Гамбургер, который бы одновременно содержал в себе и нынешнее, и будущее благо?

Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья . Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.

Иллюзия участника крысиных бегов заключается в том, что если он когда-нибудь в будущем сумеет достичь намеченной цели, то будет счастлив до конца своих дней; ему невдомек, что путь к цели ничуть не менее важен, чем сама цель. Иллюзия гедониста, наоборот, заключается в том, что для него важен только путь, но не цель. Нигилист, отчаявшись достичь цели и махнув рукой и на нее, и на путь к ней, полностью разочаровался в жизни. Участник крысиных бегов становится рабом будущего, гедонист — рабом настоящего, а нигилист — рабом прошлого.

Для того чтобы стать счастливым всерьез и надолго, необходимо получать удовольствие от самой дороги к цели, которую мы считаем достойно й. Счастье не в том, чтобы взобраться на вершину горы, и не в том, чтобы бесцельно бродить по горам; счастье — это то, что мы испытываем, когда карабкаемся на вершину.

Наша главная цель — проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.

Вопрос: Вспомните один или два периода в вашей жизни, когда вы наслаждались одновременно настоящими и будущими благами.

Упражнение Четыре сектора


Опросы людей, которые регулярно ведут дневник, свидетельствует о том, что письменный отчет о событиях нашей жизни — как негативных, так и позитивных — способствует повышению уровня нашего душевного и физического здоровья.

На протяжении четырех дней подряд как минимум по пятнадцать минут в день пишите о том, что с вами происходило в каждом из этих четырех секторов. Напишите о тех временах, когда были участником крысиных бегов, гедонистом и нигилистом. В четвертый день напишите о счастливых временах в вашей жизни. Если вы растрогаетесь до такой степени, что захотите написать о каком-то конкретном секторе побольше, так и сделайте, но не пишите больше чем об одном секторе в день.

Не беспокойтесь насчет грамматики или правописания — просто пишите. Важно, чтобы в своем сочинении вы честно рассказали о тех эмоциях, которые вы испытывали когда-то или испытываете сейчас , а также о том, какой именно поведенческий сценарий вы осуществляли (то есть какие поступки вы тогда совершали) и какие мысли при этом были у вас в голове или возникли в ней во время написания этого текста.

Вот кое-какие инструкции по поводу того, что писать в каждом из этих четырех секторов:
. УЧАСТНИК КРЫСИНЫХ БЕГОВ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы чувствовали себя крысой, безостановочно бегущей вперед и вперед по беговой дорожке к «светлому будущему». Почему вы это делали? Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. ГЕДОНИСТ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы жили как гедонист или предавались гедонистическим радостям. Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. НИГИЛИСТ. Расскажите о самых тяжелых минутах в своей жизни, когда вы, махнув на все рукой, смирялись со своей горькой участью. Или о том, что происходило с вами в более длительный промежуток времени, на протяжении которого вы чувствовали себя беспомощным. Поделитесь самыми сокровенными чувствами и мыслями, которые вам приходили в голову тогда и теперь, когда вы пишете этот текст.
. СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Расскажите о каком-нибудь невероятно счастливом времени в своей жизни или о тех минутах, когда вы были особенно счастливы. Перенеситесь в своем воображении в то время, попытайтесь повторно испытать свои тогдашние эмоции и затем напишите о них.
Что бы вы ни писали, пока вы это пишете, ваши писания предназначаются только для ваших собственных глаз. Если же, закончив писать, вы захотите прочитать то, что у вас получилось, близкому человеку, вы, конечно же, вправе это сделать, но важно, чтобы при выполнении этого упражнения вы не чувствовали себя скованно. Чем больше вы сумеете открыться, тем больше пользы вы извлечете из своих писаний.

Сектор нигилизма и сектор счастья необходимо будет проработать еще как минимум дважды. Когда вы будете выполнять упражнение повторно, можно вспомнить те же самые события или написать о чем-нибудь другом. Время от времени пересматривайте заново все, что написали, — это можно делать раз в три месяца, раз в год или раз в два года.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым

Одним из самых популярных направлений философии и этики является гедонизм. Он имеет древнее происхождение и многовековую историю, и стоит сказать, что теория гедонизма весьма интересна: она провозглашает главным благом или даже смыслом жизни людей – наслаждение и удовольствие.

Немного истории

Основоположником гедонизма является современник Сократа Аристипп, живший в 435-355 гг. до нашей эры. Он считал, что душа человека на протяжении всей своей жизни может пребывать только в двух состояниях – наслаждении (это состояние он описывал как мягкое и нежное) и боли, являющейся грубым движением души.

Согласно его представлению о жизни, любой человек на протяжении своего существования стремится к тому, чтобы испытывать как можно больше удовольствия, при этом стараясь избегать боли. Именно в этом и заключается смысл жизни. Причем удовольствия Аристипом рассматривались как физическое удовлетворение, а значения слова «гедонизм» – это наслаждение, удовлетворение, удовольствие и тому подобные синонимы.

Другим философом, внесшим свою лепту в становление гедонизма, был Эпикур. Он полагал, что показателем удавшейся жизни человека является удовлетворение. Причем оно не является самоцелью. Главное – стараться избегать на протяжении жизни несчастья и страданий.

Примечательно, что человек, согласно этой философской теории, счастлив не тогда, когда он потребляет много благ и получает удовлетворение, а тогда, когда становится внимательным к истинным ценностям, например таким, как дружба. Кстати, Эпикур вывел главный парадокс гедонизма: чтобы получить наибольшее удовлетворение, надо научиться себя ограничивать в маленьких радостях.

Стоит сказать несколько слов о таком явлении, как радикальный гедонизм. Впервые о нем упомянул древнегреческий философ Гегесий, которого часто называют «учителем смерти». Он утверждал, что главное в жизни – не испытывать боли и страдания, поэтому каждый человек должен задумываться о собственном балансе. Если он станет испытывать больше дискомфорта, чем удовлетворения, то он вполне вправе лишить себя жизни.

Позже принципы гедонизма стали изучать утилитаристы. Например, в 19 веке Генри Сидгвик разделил гедонизм на:

  • Психологический.
  • Этический.

Первый, согласно его мнению, проявляется в стремлении человека к удовлетворению собственных радостей, и именно это мотивирует человека на те или иные поступки. А второй тип гедонизма предполагает, что человек на протяжении жизни постоянно стремится к удовлетворению, причем оно может быть как личным (гедонический эгоизм), так и общим для какой-либо группы людей (утилитаризм).

Наслаждение и счастье

Для человека, который имеет гедонистический склад, главным на протяжении всей жизни становится достижение трех целей – удовольствие, вечная молодость и здоровье. Если верить этой точке зрения, то гедонистами можно назвать большую часть современного человечества. Еще бы! Кто из нас не мечтает быть вечно молодым, здоровым и счастливым?

Но все-таки для гедонистов удовольствия являются чем-то большим, чем для других людей, это их смысл жизни. Гедонизм при этом во главу угла ставит удовольствия физические, хотя и о моральных здесь тоже можно говорить.

Вот только чувственное или интеллектуальное удовлетворение воспринимается гедонистами просто как акт наслаждения. Например, представитель гедонизма станет смотреть фильм или читать книгу только для того, чтобы приятно провести время, а не для того, чтобы научиться чему-то новому или что-то для себя почерпнуть.

Стоит отметить, что один из известнейших психологов мира – – в основу своей теории психоанализа положил именно принцип гедонизма. Человек, согласно Фрейду, всю свою жизнь стремится к тому, чтобы получать удовлетворение и избегать неприятностей. Причем в этом нет какого-либо отклонения от нормы, это естественный физиологический и психологический процесс.

Отметим, что в современном научном мире имеются противники теории гедонизма. Ученые провели такой эксперимент: к центру удовольствия в головном мозге крысы прикрепили электрод, а идущий от него проводок – к педальке. Если животное на нее давило, каждый раз оно чувствовало наслаждение.

Спустя какое-то время крыса перестала есть, полностью отказалась от воды и только и делала, что нажимала на педаль. Получается, что чрезмерное удовольствие для нее могло обернуться неминуемой гибелью. В связи с этим психологи уверены, что гедонизм обязательно нуждается в морально-нравственном ограничителе. Автор: Елена Рагозина

Loading...Loading...