Католический святой считающийся покровителем польской церкви. Католические святые


Сравнение православных и католических святых

До отпадения католичества от православия, святые Вселенской Церкви были общими. Теперь различия в критериях святости между православием и католичеством не столько велики, сколько противоположны. То, что в православии считается заблуждением, духовной прелестью или проявлением гордости в католичестве принимается за святость. В православии, например, считается, что очистить от грехов, помиловать и спасти человека может только Бог. Человек должен стараться, прилагать усилия, надеяться, но не может быть уверенным в том, что он уже спасен. «Держи ум свой во аде, но не отчаявайся», - было сказано Богом прп. Силуану Афонскому. А в католичестве существует понятие «сверхдолжных заслуг». То есть, приняв целибат или постриг, или немного духовно потрудившись, человек якобы обретает перед Богом не только необходимые для спасения заслуги, но и «заслуги сверхдолжные», которые, кстати сказать, Римский папа может использовать по своему усмотрению…


Одной из отличительных черт католического мировоззрения является чувственность образов. Это выражается и в иконописи, и в отношении к понятию святости.
Лики на православных иконах - двумерные. Такое изображение горнего мира особым образом подчеркивает его духовность, возвышенность и непостижимость для земных очей. Иконы католиков трехмерные, они изображают святых натуралистично, также они широко используют создание статуй святых для украшения храмов.
Разгорячение нервов и тела, подмена духовности душевностью у католиков возводится в высшую степень приближения к Богу.
Например, почитаемая католическая святая Тереза Авильская во время службы падала в судорогах в храме, а один из самых известных католических святых Франциск Ассизский, живший в XIII веке имел стигматы на руках, ногах и в правом боку, подобные ранам от гвоздей и копья.
Личность Франциска Ассизского весьма показательна. Духовный Франциска портрет хорошо раскрывается в следующих событиях его жизни. Однажды Франциск долго молился «о двух милостях»: Первая - чтобы он мог пережить все те страдания, которые перенес Спаситель, а вторая - чтобы ему почувствовать ту неограниченную любовь, которою горел Сын Божий. Из этой молитвы видно, что католический святой претендует на некое равенство со Спасителем… В православие такое поведение немыслимо. «Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию», - считает свт. Иоанн Златоуст.
«Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище - Господь», - преподобный Исаак Сирин.
«С большим тщанием надо... смирять себя для очищения души и не допускать в нее то, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и Сын и Святой Дух. Смирение - путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего», - преподобный Ефрем Сирин.
«Если все свойства Божественного естества превышают меру человеческого естества, то проще всего для нас уподобиться Божеству в возможном и сообразном с нашей природой. Что же это такое? Смиренномудрие», - преподобный Исидор Пелусиот.
Франциска Ассизского совершенно не беспокоило чувство собственной греховности. Более того, во время такой молитвы Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса». А «шестокрылый серафим», поразил его «огненными стрелами» в руки, ноги и правый бок. Так у Франциска Ассизского образовались стигматы… С точки зрения психиатрии - стигматы имеют признаки кровоточивости неврогенного происхождения. Их разделяют на невропатическую, или истерическую, и имитационную, или синдром Мюнхгаузена. История религии сохранила ряд свидетельств о кровотечениях у людей с истероидными изменениями личности. В молитвенном экстазе они могли плакать кровавыми слезами, у них выделялась кровь из тех мест на руках и ногах, где были раны у Христа. Это как раз и происходит от неправильной молитвы, от разгорячения нервов и тела. Бывало, что во время проповеди Франциска Ассизского люди впадали в состояние истерии или лишались чувств. Последователь Франциска брат Иоанн из Верны разжег в себе «любовь к сладчайшему Иисусу в таком рвении и такой сладости, что уже не могла душа его выносить такой сладости, но громко возглашала, и, как бы опьяненный духом, он не переставал говорить про себя: "Сие есть тело мое" - потому что при этих словах ему казалось, он видит благословенного Христа с Девой Марией». Прийдя в храм «в том рвении духа, и с той тревогой, и с теми речами, не думая, что кто-нибудь слышит его... не мог он сдержаться от переполнявшей его божественной милости и возглашал громким голосом, и так долго пробыл в этом состоянии». Продолжая оставапться в этом состоянии он стал служить мессу, дойдя до того, что «едва мог вынести столько сладости и нежности», а потом «еще более вознесся в сладости созерцания» и, упал навзничь, лишившись чувств. Его «тело его похолодело, как тело мертвеца, и пальцы рук закоченели так сильно, что почти совсем не могли распрямляться или двигаться». Люди же, наблюдавшие за этим, «плакали из благоговения»...
Другой ученик Франциска Ассизского - брат Массео - пытался вымолить у Бога добродетель смирения. «В духовном рвении шел он, роняя слезы, вздохи и слова, и в пламенной жажде своей испрашивая у Бога этой божественной добродетели; а так как Бог охотно внимает молитвам смиренных и сокрушенных сердцем, то до брата Массео в таком его состоянии дошел голос с неба...». После беседы со Христом брат Массео получил желанную добродетель, и с тех пор когда Массео молился, То «производил однообразный ликующий звук, вроде глухого воркования голубя - у! у! у! - и стоял так в созерцании с весельем в лице и радостью в сердце».
Что же говорят о молитве православные подвижники? Например, преподобный Макарий, живший в конце IV — начале V столетия, учил: «Истинное основание молитвы: быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других... Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов, ни молчания, ни коленопреклонения... Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве, - это приход Бога». А какова молитва, такова и духовная жизнь. В житиях святых мы видим примеры ангелоподобной добродетели смирения:
«Грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь», - говорил преподобный Сисой Фивейский.
«Когда я был юн, - говорил преподобный Матой, - я думал сам с собою: может быть и делаю что-нибудь доброе; а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела».
Чем ближе человек к Богу, тем больше сознает себя грешником.
Пророк Исайя, увидев Бога назвал себя окаянным и нечистым (Ис. 6; 5).
Преподобный Памва в самый час смерти своей говорил: «Никогда не раскаивался я в словах, которые когда-либо говорил до сего часа; а теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему».
Перед кончиной преподобного Сисоя лицо его сияло, как солнце, и он говорил отцам: "Вот пришел Авва Антоний, вот пришел лик Пророков..." И лицо его заблистало еще светлее. "Вот вижу лик Апостолов", - сказал он, и свет лица его удвоился. Он стал с кем-то разговаривать. Тогда старцы спросили его: «С кем ты, отец, беседуешь?» - «Вот - отвечал он, - пришли Ангелы взять меня, а я прошу чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния». Старцы сказали: «Да ты, отец, не имеешь нужду в покаянии». «Нет, - отвечал им смиренный Авва: - я еще и не начинал покаяния». Вдруг лицо его заблистало подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: «Смотрите, вот Господь... Он говорит: "Несите ко Мне избранный сосуд пустыни!» И святой старец предал дух свой Богу, и просияло лицо его, как молния, а храмина исполнилась благоухания...
Преподобный Нил говорил: «Блажен из людей тот, кто почитает себя хуже всех».
Один брат спросил преподобного Пимена: «Как могу я думать о себе, что я хуже убийцы?» Старец отвечал: «Скажи себе: он однажды сделал сей грех, а я убиваю каждый день (словом осуждения)».
Преподобный Ксанфий говорил: «Разбойник был на кресте и одним словом оправдался; Иуда был в числе Апостолов и в одну ночь погубил весь труд свой, и с небес сошел в ад. Посему никто не хвались успехом в добрых делах, потому что все, кто на себя надеялся, пали».
Преподобный Антоний говорил: «Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию потому, что понадеялись на свои дела».
Преподобный Ор говорил: «Если придет к тебе помысел высокоумия и гордости, то испытывай свою совесть: все ли исполнил ты заповеди? Любишь ли врагов своих? Болезнуешь ли об их несчастиях и почитаешь ли себя рабом непотребным, грешнейшим из всех? Тогда не будешь гордо думать о себе, будто все исполнил. Притом знай, что помысел гордости все добро обращает в ничто».
И эти примеры можно продолжать бесконечно…
Даже сама процедура причисления к лику святых в католичестве серьезно отличается от православной традиции. В католичестве существует понятие беатификации, то есть причислении к лику блаженных, что служит предварительным необходимым этапом для последующей канонизации. Этот предварительный этап канонизации ввел Папа Римский Урбан VIII в 1642 году.
В настоящее время у католиков акт канонизации осуществляет Римский Папа. Сам процесс канонизации включает в себя два этапа: беатификацию, то есть причисление к лику блаженных; и, собственно, причисление к лику святых.
Торжественный акт канонизации происходит через объявление Римским папой, новопровозглашенного святого. После чего становится ясно, что новопрославленный святой «ныне царствует с Иисусом Христом в небесной славе».
Только с этого момента начинается официальное почитание святого всей Католической церковью. Его имя вносят в литургические календари, тексты миссала и бревиария. Отныне в честь этого святого можно называть храмы, почитать его мощи и сакральные изображения.
В католических литаниях принято обращаться ко Христу, с возгласом: «Спаси нас!» или «Помилуй нас!», а в литаниях, обращённых к Богородице и святым: «Молись о нас!».
Догмат о папской непогрешимости давно уже является и «камнем преткновения», и «притчей во языцех» современного католичества… Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что благодаря этому догмату римская церковь впала «в гибельную тьму ереси». Ему вторит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительным главою церкви, да еще - непогрешимою... Отсюда - ложные догматы, отсюда - двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции, отсюда искажение догматов; отсюда фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом... и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией». Он считал, что «католики заблуждаются и гордостью обложены как ожерельем», что они «о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа»…
Таким образом, становится понятным, что отношение к святости в Православной Церкви не имеет ничего общего с понятием святости у католиков. Эти понятия также противоположны как добродетель смирения и грех гордости. Святитель Марк Ефесский взывает: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики... Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа».

Использованы материалы: сайта священника Вячеслава Романова; «СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ», Курс лекций, Москва, 1998; Диакон Алексий Бекорюков «Франциск Ассизский и католическая святость» и др.

Культ святых появился в христианстве давно. До раскола христианства огромное количество людей были признаны святыми. В 1054 года христианская церковь раскололась на Западную и Восточную. И хотя между ними нет почти никаких богословских противоречий, процесс причисления человека к лику святых у католиков и православных отличается довольно сильно. Сравниваем процедуры канонизации в двух главных ветвях христианства.

Какой человек может стать святым и сколько их всего

В начале христианства еще не было никаких выработанных процедур. Согласно французскому историку, автору книги «Повседневная жизнь первых христиан», Адальберу-Гюставу Аману, на заре христианства святыми считали тех, кто принял за Христа мученическую смерть, или тех, чей религиозный подвиг не вызывал сомнений. Решение о причислении человека к лику местночтимых святых принимала община христиан вместе со своим епископом.

Кроме мучеников и великих подвижников, святыми считались апостолы, Богоматерь и равноапостольные святые, которые, подобно апостолам, распространяли христианство. Также особым уважением обладали святые-бессеребренники, которые совершали подвиг бедности. Почитание святых христианских авторитетов появляется позднее, когда христианство прочно укрепляется в Риме.

Специалист в области церковно-славянского языка и религиозной коммуникации, профессор Ирина Владимировна Бугаева считает, что православный календарь и четьи-минеи (богословские тексты с житиями святых) разделяют святых, чтимых в Русской православной церковью, на:

  • апостолов,
  • бессеребренников,
  • блаженных,
  • великомучеников,
  • исповедников,
  • мучеников,
  • праведных,
  • преподобномучеников,
  • преподобных,
  • пророков,
  • равноапостольных,
  • священномучеников,
  • столпников,
  • страстотерпцев,
  • чудотворцев,
  • юродивых.

Даже мученики разделяются на типы: великомученики - это те, кто за веру перенес особо сильные мучения, священномученики - мученики из духовенства, а преподобномученики - из числа монахов.

Католическая типология, восходящая к Лоретанской литании - молитве Богоматери, которая состоит из воззваний к разным небесным иерархиям, куда более простая и менее четкая: девы, апостолы, мученики, исповедники, пророки, патриархи.

Сосчитать количество святых в каждой церкви сложно. Сегодня в календарных списках РПЦ содержится 5008 общеправославных святых. Однако эта цифра не учитывает великого множества местночтимых святых. В Римской церкви, по разным оценкам, от 9900 (в римском Мартирологе) до 20 000 (в Bibliotheca Sanctorum) святых. Но сюда не входят случаи коллективной святости, например, 800 мучеников Отранто, память которых празднуется в один день.

Да, в католической церкви святых больше, но это легко объясняется тем, что и католический мир в несколько раз больше православного, так что сами по себе цифры ни о чем не говорят.

Процесс канонизации в католичестве

Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.

Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.

Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное - факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда. Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации - именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы - судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.

Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели - веру, надежду и любовь, и четыре основных - благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.

Процесс канонизации в православии

В православной церкви все совсем по-другому. В разные времена процедуры канонизации сильно отличались. Были времена, когда никого не канонизировали долгие годы. Например, в XVIII веке было канонизировано всего 13 человек. Исторически канонизировали только уже всенародно почитаемых божьих угодников. Причем чудеса, которые происходили от мощей человека или от молитв к нему считались важным, но не обязательным критерием. Самым главным было народное почитание и духовный авторитет. Также зачастую канонизировали людей, тела которых обнаруживали в нетленном состоянии - в православии это и по сей день считается доказательством особого божьего благоволения к праведнику. Четкая процедура канонизации была утверждена на соборах митрополита Макария в 1547-1549 годах. Решение о причислению к лику святых принималось собранием епископов и одобрялось митрополитом.

Сначала человек становится местночтимым святым. Таким статусом праведного человека имеет право наделить епископ с ведома патриарха. Причем патриарх лишь благословляет, то есть одобряет причисление к лику святых, но имеет право не принимать в этом процессе деятельного участия. А в монастырях почитание подвижника инициируется советом старцев.

Для общецерковной канонизации комиссия церкви проводит подробное изучение биографии святого. С 1989 года в Русской Православной церкви этим занимается Синодальная комиссия по канонизации. Она проводит расследование, а потом передает результаты Патриарху и Синоду, которые окончательно решают вопрос о канонизации.

За 29 лет эта комиссия канонизировала большое количество человек. В первую очередь новомучеников и исповедников Российских, то есть праведных жертв большевиков. К 2018 году их было 1779.

В целом, сложно судить о том, каким святым стать проще. Если для католического святого необходимо, прежде всего, несколько чудес, то для православия главный фактор - почитание верующими и авторитетность персоны.

Во всей Западной Европе ситуация с римско-католическими святыми одинаковая: в среднем 85% от общего числа почитаемых римо-католиками святых либо жили в различных частях Африки, Восточной Европы и Азии и всегда были почитаемы православными, либо жили до 1054 года – года великой схизмы.

Большая часть остальных почитаемых католиками святых, которых можно считать «чисто католическими святыми», жили между 1054 и 1200 годами. Лишь около 5% святых, признаваемых Католической Церковью, жили после 1200 года. Разгадка вполне очевидна: после 1054 года источник святости, то есть приобщения Духу Святому, стал вне Православной Церкви быстро иссякать. Ибо, по утверждению нового католического учения, Святой Дух теперь стал как бы «зависим» от Римского папы. Согласно этой идеологии, Святой Дух исходит не прямо от Бога, а, ввиду физического отсутствия на Земле Сына Божия, от Римского епископа – якобы поставленного Самим Богом Его «наместником».

С тех пор святость в Западной Европе в значительной мере стала означать близость к Римским папам, которые полностью взяли на себя канонизацию святых, не давая участвовать в этом процессе ни Церквям тех или иных стран, ни епископам, ни епархиям. Это «подавление действия Святого Духа» становится еще более очевидным, когда мы исследуем жития чисто католических «святых», многие из которых впоследствии были отвергнуты как мошенники самой Католической Церковью.

Характерные примеры того, каких «святых» почитала Католическая Церковь, можно найти на Британских островах, где вскоре после введения католицизма уже имело место основанное на ксенофобии и имевшее политические мотивы «прославление». Как, например, питавшееся антисемитизмом неофициальное почитание нескольких детей из процветающих восточных графств Англии, предположительно убитых евреями: Вильгельма Нориджского (1132–1144; католики почитали днем его памяти 26 марта), Роберта из Бери-Сент-Эдмундса (1171–1181; его почитали 25 марта), Гарольда Глостерского († 1168; день памяти в Католической Церкви 25 марта) и Гуго Линкольнского (1246–1255; его неофициально почитали 27 июля). Или же неофициальное и основанное на ксенофобии почитание двух других «святых», на этот раз убитых французскими пиратами на южных берегах Англии, – это Симон Этерфилдский, который, вероятно, был отшельником (хотя, согласно другим источникам, он был просто убит своей женой), замученным на острове Уайт в 1211 году (ныне местечко Этерфилд-Фарм на острове Уайт; его местно почитали 21 марта), и монах Томас Хейлсский, подвизавшийся в монастыре святого Мартина в Дувре, графство Кент, и убитый в 1295 году (его местное почитание – 2 августа).

Святые островов

В контексте истории четырех стран: Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса – католическими «святыми», то есть святыми, почитаемыми только католиками, являются те «святые», которые жили после 1066 года, когда произошло норманнское завоевание и начался насильственный перевод этих стран в католицизм.

В I тысячелетии, известном как «эпоха святых», когда единственной формой христианства на Британских островах было православное христианство, в этих землях просияло громадное число угодников. В одной только Англии, не считая многочисленных святых в кельтском Корнуолле и мучеников первых веков, за более чем четыре с половиной столетия (от прихода святого Августина в 597 году и до норманнского завоевания) просияло не менее 300 святых.

В кельтских землях, то есть в Ирландии, Уэльсе, Корнуолле, Шотландии и на ряде островов, таких как Гебриды, острова Скай, Мэн, Гернси, Джерси и многие другие, огромную роль в установлении православного христианства сыграло египетское монашество. В этих землях каждые город и деревня имели своего местного небесного покровителя, и примерно за 650 лет там просияли тысячи угодников, известных как «Фиваида святых».

Во II же тысячелетии, в начале которого Британские острова пали жертвой новоизобретенной католической идеологии через профинансированное Римским папой норманнское завоевание, почитаемых «святых» было ничтожно мало. К этим святым можно отнести и 40 католических мучеников, казненных протестантами в XVI и XVII веках, самым известным из которых, пожалуй, является государственный деятель и писатель-гуманист Томас Мор (1478–1535; память в Католической Церкви 22 июня, канонизирован в 1935 году). Эти мученики были канонизированы Римским папой недавно – в 1970 году.

Но даже если мы возьмем в расчет этих святых, то все равно общее число католических «святых», появившихся за II тысячелетие, по численности не превышает 2% от общего числа святых, просиявших в этих землях за последние 650 лет I тысячелетия. Хотя те 40 католиков искренне и порой даже очень трагически пожертвовали жизнью ради своей веры, но они это сделали, исповедуя католическую веру, и никто из них не умер за православную веру Христову.

Не следует также забывать, что не только 300 католиков стали жертвами протестантов и умерли по приказу протестантского правительства, но и примерно столько же протестантов стали жертвами католиков, умерших по приказу католического правительства, особенно при королеве Марии I Тюдор (1553–1558), известной как «Мария Кровавая». Мы видим, что, как протестанты убивали католиков, так и католики убивали протестантов. Иными словами, мы имеем здесь дело с политикой, а не с мученичеством в православном его понимании.

Поразительно то, что, начиная с XVII века, на Британских островах мы видим только одного католического святого – прославленного совсем недавно кардинала Джона Генри Ньюмена (1801–1890; память в Католической Церкви 9 октября) – католического (а сначала англиканского) философа и богослова. Если мы не примем во внимание Ньюмена и тех 40 католических мучеников, поскольку они пострадали по политическим причинам, то окажется, что за все II тысячелетие на этих островах было явлено всего около 40 католических «святых», то есть менее 1% от числа угодников, просиявших здесь за 600 лет I тысячелетия. Итак, в каждой из четырех стран на наших островах явилось следующее количество католических «святых»:

Уэльс – 0,
Ирландия – 3,
Шотландия – 7,
Англия – 33.

Таким образом, если мы не зачтем нескольких валлийцев среди католических мучеников, пострадавших во время протестантской реформации, то получится, что бедный Уэльс не породил ни одного католического святого! А если мы проверим, кто такие эти оставшиеся примерно 40 католических «святых» (не мучеников) и кем они были по национальности, то придем к еще более важным выводам.

Ирландия

В I тысячелетии в Ирландии просияли тысячи православных святых, особенно между 450 и 850 годами, до набегов викингов, и большинство из них почитались местно. Католическая же Церковь в Ирландии породила всего трех «святых», причем все они жили в XII веке: это епископы Кельсий, Малахия и Христиан.

Первый из этих «святых» – Кельсий (также Кельс, Келлах), архиепископ Армаский (с 1105 по 1129 год, память в Католической Церкви 7 апреля). Избранный архиепископом «по наследству» еще в очень молодом возрасте и будучи мирянином, Кельсий известен нам в основном из жития Малахии как реформатор. Он разъезжал по всей Ирландии, собирая налоги и утверждая главенство Армы в Ирландской Церкви. Кельсий распространял новые папские реформы, реорганизовывал епархии, а на собранные им налоги перестроил свой главный кафедральный собор в новом стиле. В 1111 году он возглавил церковный Собор в Рат-Бресайле, решения которого тогда были многими восприняты негативно. Этот архиепископ пытался сделать Ирландскую Церковь похожей на Церковь Западной Европы того периода, уничтожая старые православные кельтские традиции и древние православные литургические практики.

Малахия, архиепископ Армаский (ок. 1094 – 1148; память в Католической Церкви 3 ноября), был ирландским церковным деятелем, уничтожившим старое благочестие и святость «острова святых», как традиционно называли Ирландию; он «реформировал» ее Церковь и ввел новое еретическое учение папы Григория VII Гильдебранда. Согласно этому новому революционному учению, папа Римский вместо Христа становится во главе Церкви, а Святой Дух действует на Земле через наместников Христа, то есть Римских пап. Малахия изменил православную литургию кельтов и с 1121 года систематически вводил в стране римо-католичество, тогда известное как «григорианская реформа». Примечательно, что позднее он уехал в Рим, чтобы и дальше обучаться этой ереси, а закончил свои дни в монастыре Клерво, что в нынешней Франции, где подвизался вместе с еще одним «святым» католическим церковным деятелем – Бернардом Клервоским.

Третий из названных нами ирландских католических «святых» – Христиан, епископ Лисморский († 1186; память в Католической Церкви совершается 18 марта), был учеником Малахии, папским легатом и тоже тесно связан с проповедником пропитанных кровью крестоносцев – Бернардом Клервоским. Таким образом, все трое (а Малахия и Христиан были, к тому же, обучены за границей) принимали активное участие в уничтожении православного наследия Ирландии. На самом деле «святость» их сводится к их административным способностям, благодаря которым они ввели в стране римо-католичество. Конечно, они ни коим образом не могут почитаться как святые в православном смысле этого слова.

Шотландия

Первым после великого раскола шотландским «святым», а точнее «святой», была Маргарита, королева Шотландии (1045/46–1093; память в Католической Церкви 16 ноября), вышедшая замуж за шотландского короля Малкольма III. Именно ей, находившейся под сильным влиянием норманнских завоевателей и узурпаторов в Англии, принадлежит введение католицизма в Шотландии.

Хотя Маргарита была англичанкой по происхождению, но воспитывалась и обучалась за границей, и ей было всего 8 лет, когда произошла великая схизма. Маргарита «реформировала» Церковь в Шотландии, учредила на острове Айона с его многовековым православным наследием новый римско-католический монастырь; она была канонизирована Римским папой в 1249 году. Ее сын, Давид Шотландский (ок. 1085 – 1153; память в Католической Церкви 24 мая), тоже почитаемый Католической Церковью святой, продолжил политику своей матери по насаждению папизма в стране. Хотя сам Давид был благочестив, но он ввел в Шотландии новую норманнскую феодальную систему, отказавшись от укоренившейся до этого здесь исконно кельтской системы общинного (родового) землевладения.

Скажем еще о двух «шотландских» послераскольных святых, которые по происхождению вовсе не были шотландцами, но по духу они ближе Православию. Оба они связаны с Оркнейскими островами. Это Магн, граф Оркнейский (ок. 1075 – 1116, память в Католической Церкви 16 апреля), и его племянник Рогнвальд (Рональд). Магн (по-гречески – Максим) был покаявшимся пиратом («викингом»), который отказался от образа жизни воина, предпочтя ему чтение Псалтыри. Он принял христианство. Магна считают мучеником, поскольку он, будучи христианином, был убит по политическим причинам. Этим он напоминает русских «страстотерпцев». Мощи Магна почивают в кафедральном соборе города Керкуолл на Оркнейских островах по сей день. Рогнвальд (1100 – 1158/1159; память в Католической Церкви 20 августа), тоже граф Оркнейский, был благочестивым христианином. Он начал возведение кафедрального собора в Керкуолле, но был убит в районе Кейтнесс в Шотландии, после чего начало расти его почитание.

Теперь упомянем трех «святых», которые действительно были по происхождению своему шотландцами. Первый из них – Вильгельм Пертский († 1201; память в Католической Церкви 23 мая). Вильгельм, благочестивый рыбак, заботившийся о бедных, после паломничества на Святую Землю был убит в Рочестере в Англии, где его местно почитали. Далее назовем Адама, епископа в Кейтнесс († 1222; его неофициально почитали 15 сентября). Он по чисто политическим соображениям вдвое увеличил десятину, за что и был убит своей разгневанной паствой. Адама никогда официально не почитали даже в Католической Церкви, жестоко относившейся к убийцам и их семьям. После Адама был Гильберт, епископ Кейтнесса († 1245; память в Католической Церкви 1 апреля). Сын феодального лорда, Гильберт был знаменит, прежде всего, как администратор, что вряд ли может служить критерием святости.

Англия

33 английских католических святых, а точнее – католических святых, либо живших в разных частях Англии, либо бывших англичанами по происхождению, можно разделить на несколько категорий:

– те, кто не далеко ушли от православного благочестия,

– норманнские администраторы и законники,

– «мистики».

Те, кто не далеко ушли от православного благочестия

Кроме Магна и Рогнвальда с Оркнейских островов, были и другие – английские – подвижники, что жили и умерли вскоре после норманнского завоевания, сохранившие элементы старого дораскольного и донорманнского благочестия. Интуитивно чувствуется, что они ближе к Православию, чем прочие чисто католические святые. Очень интересен Валдеф (также Валтеоф; † 1076), граф Нортгемптонский и Хантингдонский. Он, последний англо-саксонский граф, сражался против норманнских захватчиков в 1066 году и позднее снова – в Йорке. В 1075 году он еще раз восстал против норманнской тирании, но за это был обезглавлен и с тех пор почитался английским народом как святой (неофициальный день памяти – 31 мая).

Сразу после великой схизмы жил и католический святой Эскил († ок. 1080; память в Католической Церкви 12 июня), английский или англо-датский епископ-миссионер, трудившийся в Швеции. Родственник апостола Швеции святого Сигфрида , Эскил, как и он, был замучен в Швеции язычниками.

К другим замечательным фигурам, в значительной мере сохранившим, как нам кажется, дух святости и единства древней Англии, относится и Генрих с острова Кокет († 1127; память в Католической Церкви 16 января). Он родился в Дании, а подвижническую жизнь вел в Англии на острове Кокет близ Тайнмута – этот остров был связан со святым Кутбертом Линдисфарнским († 687; память 20 марта / 2 апреля). Как и великий святой Кутберт, Генрих вел на этом острове отшельническую жизнь и всем приходившим к нему давал наставления в духовной жизни.

Вулфрик из Хейзелбери в Сомерсете (ок. 1080 – 1154; неофициальный день памяти – 20 февраля) тоже был подвижником и пустынником, знаменитым своим даром прозорливости, подобно Генриху и Годрику. Христина из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161; память в Католической Церкви 5 декабря), чудом спасшись от норманнского епископа Ральфа Фламбарда, пытавшегося ее соблазнить, избрала пустынножительство недалеко от Сент-Олбанса, графство Хартфордшир. Подвижница, как и другие, славилась даром прозорливости, и многие верующие стекались к ней за духовным советом.

Примерно таким же подвижником был отшельник Годрик Финчейлский (ок. 1065/1069 – 1170; неофициальный день памяти – 21 мая). Он родился в Норфолке, был торговцем, купцом, ездил за границу и в конце концов стал капитаном корабля. Годрик совершил паломничество в Рим и на Святую Землю. Возвратившись на родину в Англию, он, вдохновленный примером святого Кутберта (после посещения острова Линдисфарн), стал вести отшельническую жизнь на северо-востоке страны. Со временем Годрик окончательно поселился в Финчейле , недалеко от Дарема. Он вел подвижническую жизнь, непрестанно каясь в своих прошлых грехах. Пустынник носил густую бороду, любил и защищал животных (по преданию, он был покровителем оленей и даже разрешал змеям греться около своего костра), написал гимны в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая, которые сам переложил на музыку. Эти гимны сохранились до наших дней. Годрика глубоко почитали на северо-востоке Англии.

Норманнские администраторы и законники

Из них первым упомянем полунорманна Эдуарда Исповедника (1003–1066; память в Католической Церкви 13 октября), короля Англии. Еще до 1066 года он пригласил в Англию норманнов для строительства первых норманнских замков – нанял их для строительства Вестминстерского аббатства, в котором его останки пребывают по сей день и почитаются католиками как святые мощи. Эдуард был канонизирован в 1161 году по политическим причинам, когда норманнские правители решили, что он может стать подходящим символом тогда уже норманизированной Англии. Хотя для многих английских патриотов он скорее не святой, а изменник, легко предложивший свою страну нормандскому герцогу полуварвару Вильгельму, бастарду, и тем самым ускоривший завоевание и оккупацию Англии, продолжающуюся до настоящего времени.

Чтобы управлять страной, которую сами превратили почти что в руины, норманны нуждались в хороших администраторах. Некоторые из них впоследствии были провозглашены святыми. Из их числа в первую очередь стоит сказать о Вульфстане, епископе Вустерском (ок. 1008–1095; память в Католической Церкви 19 января) – единственном английском православном епископе, которому король Вильгельм позволил продолжать служение после норманнского завоевания. Следует отметить, что он был рукоположен в епископы еще до норманнского завоевания папскими легатами и с одобрения Эдуарда Исповедника. Будучи епископом, Вульфстан усердно распространял совершенно новую для Англии практику обязательного священнического целибата, сразу подчинился завоевателям страны и даже защищал их от английских патриотов. Он был канонизирован в 1203 году. Как и Эдуарда Исповедника, Вульфстана многие тоже считали изменником Англии.

Еретик Ансельм (1033–1109, память в Католической Церкви 21 апреля), итальянец по происхождению, был поставлен норманнами архиепископом Кентерберийским. Он, прежде всего, известен как философ и «отец схоластики». В частности, он написал «Книгу об исхождении Святого Духа, против греков» в защиту ереси filioque. Ансельм насильно насаждал священнический целибат в Английской Церкви и старался взять под свой контроль Церкви в Уэльсе, Ирландии и Шотландии. Возможно, Ансельм был канонизирован в 1165 году.

Норманнский аристократ Осмунд († 1099; память в Католической Церкви 4 декабря), епископ Солсберийский, был типичным норманном-бюрократом. Он, в частности, является основоположником так называемого Сарумского литургического обряда, пользовавшегося в Англии большой популярностью. Осмунда канонизировали по чисто политическим мотивам лишь в 1456 году.


Архиепископ Йорка Вильгельм Фицгерберт († 1154; память в Католической Церкви 8 июня) тоже был норманнского происхождения. Рукоположенный своим собственным дядей, Вильгельм умер внезапно, возможно отравленным. Канонизирован в 1227 году, но почитание имело место только в Йорке. Все видели как в назначении, так и в канонизации Вильгельма лишь норманнскую политику.

Генрих Финский († 1156; память в Католической Церкви 19 января) – английский миссионер, уехавший в Финляндию и крестивший финнов в римо-католичество после их поражения от шведов. Генрих был убит одним финном, которого крестил. Прославление этого миссионера тоже многими виделось чисто политической акцией. На протяжении веков Генрих был покровителем собора в городе Турку.

Томас (также Фома) Беккет, архиепископ Кентерберийский (1118–1170; память в Католической Церкви 29 декабря), является, пожалуй, самым известным английским католическим святым. Родом из состоятельной норманнской семьи, Беккет обучался в Италии и Франции. Поскольку Беккет был блестящим светским организатором, король Генрих II назначил его и архиепископом Кентерберийским. Но здесь Беккет проявил свои упрямство и бестактность, пытаясь вмешиваться и в государственные дела, что было частью католической идеологии. За это он на шесть лет был выслан во Францию. Однако архиепископ и позднее продолжал вмешиваться в английскую политику, за что по повелению короля был убит прямо в Кентерберийском соборе.

Гуго, епископ Линкольнский (ок. 1140 – 1200, память в Католической Церкви 16 ноября), был по происхождению француз; он приехал в Англию, когда ему было 35 лет. Он был ученым человеком и отличным организатором, знаменитым тем, что всегда стоял за справедливость. Гуго был прославлен в 1220 году.

Эдмунд Рич из Абингдона, архиепископ Кентерберийский (1175–1240; память в Католической Церкви 16 ноября), был сыном богатого торговца. Учился в Оксфорде и Париже. Настоящий «пионер схоластики», Эдмунд, будучи архиепископом, показал себя превосходным администратором и писателем. Он умер во Франции и был причислен к святым Католической Церкви в 1246 году.

Ричард, епископ Чичестера в Западном Сассексе (1197–1253; память в Католической Церкви 3 апреля), обучался в Оксфорде, Париже, Болонье и Орлеане. Ученик Эдмунда Кентерберийского, Ричард был знатоком канонического права и отличным администратором, пытался насаждать священнический целибат и проповедовал крестовые походы. Этот академик был канонизирован в 1262 году.

Наконец, назовем и Томаса Кантелупа, епископа Херефордского (1218–1282, память в Католической Церкви 2 октября). Он происходил из влиятельной норманнской семьи, учился в Париже и Оксфорде, стал энергичным администратором. Устав от постоянных судебных тяжб, Томас скончался в 1282 году; был канонизирован в 1320 году. Его останки до сих пор пребывают в раке собора города Херефорд.

«Мистики»

Как реакция на то, что папское государство стало абсолютно светским, занимаясь своими бесконечными исками, многие верующие, не удовлетворенные этим, принялись искать «настоящую духовность» где-то на стороне. К сожалению, пребывая вне Православной Церкви, они не могли обрести присущего ей духа трезвения и умеренности. Они стали основывать различные католические монашеские ордена, ошибочно надеясь таким образом вернуться к «простой Церкви».

Одним из самых популярных орденов того времени был орден цистерцианцев. Многие из этих людей были вполне искренними в своих духовных исканиях, но все же далеки от подлинной духовности; по своим устремлениям они оказываются близкими к протестантам. Их даже можно назвать «первыми харизматами». Они практиковали личное эмоциональное переживание, которое возбуждает воображение (фантазию), что приводило к различного рода «видениям», культивировали самоэкзальтацию, в основе которой – движения психики, а не духовный опыт. Это веяние особенно распространилось во Фландрии и Италии (Франциск Ассизский и другие).

Отдельные представители этой школы, такие как Ричард Ролл из Хэмпола в графстве Саут-Йоркшир (ок. 1290 – 1349; обучался в Оксфорде, отказался от схоластических споров и решил жить в простоте и изучать Священное Писание; духовный писатель, переводчик Библии и отшельник; день памяти в Церкви Англии – 20 января) или Юлиания Нориджская из Норфолка (1342 – после 1416; почитаемая многими ее современниками отшельница и мистик, знаменитая духовная писательница, покровительница прихода в Норидже; ее неофициальный день памяти – 13 мая), официально так и не были канонизированы, однако некоторые были признаны святыми Католической Церкви.

К ним относится, например, Стефан Хардинг († 1134; память в Католической Церкви 17 апреля). Он был уроженцем юго-западной Англии, но большую часть жизни прожил цистерцианским монахом во Франции. Стефан стал третьим настоятелем цистерцианского монастыря в Сито и проявил себя как превосходный администратор. Прославлен в 1623 году. Его также почитают в Венгрии.

Гильберт Семпрингхэмский из Линкольншира (1083–1189; память в Католической Церкви 4 февраля) был сыном норманнского рыцаря и тоже тесно связан с цистерцианцами. Гильберт учредил в Англии свой собственный монашеский орден, названный в его честь гильбертинским (единственный английский католический монашеский орден), и основал 13 монастырей. Был канонизирован в 1202 году.

Роберт Ньюминстерский (ок. 1100 – 1159, память в Католической Церкви 7 июня) из Нортумберленда тоже был настоятелем местного цистерцианского монастыря, находившегося в нынешнем городе Морпет. Он обучался в Париже, затем вернулся в Англию и прославился своими мистическими видениями. Его почитание было местным.

Валдеф из Мелроуза шотландского округа Скоттиш-Бордерс (также Валтеоф; ок. 1100 – 1160; память в Католической Церкви 3 августа) родился в аристократической семье и был воспитан при шотландском королевском дворе. Он тоже служил цистерцианским аббатом. Про Валдефа говорили, что он имел евхаристические видения, был простым, скромным и добрым человеком. Официально не канонизирован.

Айлред из монастыря Риво графства Норт-Йоркшир (1110 – 1167; память в Католической Церкви 12 января) был, возможно, самым известным английским цистерцианцем. В молодости он, как и Валдеф, жил при королевском дворе Шотландии, а затем стал аббатом монастыря Риво на севере Англии. Айлред знаменит на всю страну как историк, писатель и проповедник (ему, в частности, принадлежит одна из версий жития святителя Ниниана – одного из величайших проповедников православной веры в Шотландии в начале V века). Айлред был большим гуманистом; как и Валдеф, он официально не канонизирован.

К другим молитвенникам того времени относится Уолтер из Ковика (ныне в черте города Эксетер) в Девоне (XII век). Хотя о жизни Уолтера известно мало, его местно почитали как святого. Возможно, он родился в Норидже и вел подвижническую жизнь в монастыре Ковик, основанном около 1144 года и зависимым от нормандского монастыря Бек. Уолтеру однажды было видение адских мучений, и после этого он до конца дней одевался только в козлиную шкуру и жил в полном воздержании. Маргарита из Халма в Норфолке († 1170; память 22 марта), о жизни которой тоже мало что сохранилось, местно почиталась как мученица (похоронена в церкви святого Иоанна в Ховетоне, Норфолк). Маргарита Английская († 1192; память в Католической Церкви 3 февраля) родилась в Венгрии, ее мать, англичанка, была в родстве с Томасом Кентерберийским. Будучи цистерцианской монахиней, Маргарита жила сначала на Святой Земле, а затем во Франции. Роберт из Нарсборо (1160–1218; память в Католической Церкви 24 сентября) из графства Норт-Йоркшир поступил в цистерцианский монастырь Ньюминстер, но вскоре решил вести уединенную отшельническую жизнь в пещере на месте нынешнего города Нарсборо на берегу реки Нидд. К Роберту многие стекались за духовным советом и утешением, его пещера сохранилась. Роберта местно почитали как святого, но официальной канонизации не было.

Симон Сток († 1245?; память в Католической Церкви 16 мая) был одним из первых приоров ордена кармелитов в Англии. Его также связывают с Оксфордом и Кембриджем. Симон преставился в Бордо во Франции. Он не был официально канонизирован, но его почитание подтверждено в 1564 году. Сегодня Симона Стока особенно почитают в деревне Эйлсбери графства Кент, где, возможно, хранится часть его мощей, почитаемых католиками. Джон (Иоанн) Бридлингтонский (ок. 1320 – 1379; память в Католической Церкви 21 октября) обучался в Оксфорде, а позднее был строгим, но милосердным приором своего монастыря в Бридлингтоне графства Восточный Райдинг Йоркшира. Ему приписывали совершение многих чудес. Причислен к лику святых Католической Церкви в 1401 году. Джона также почитают на его родине в деревне Твинг графства Восточный Райдинг Йоркшира.

Вне Церкви нет святости, потому что Церковь есть Тело Христово, в ней действует Дух Святой, Который исходит от Бога-Отца. Без Церкви нет и Святого Духа – источника святости, поэтому вне ее невозможно обрести дух внутренней святости. Однако там можно увидеть много человеческих добродетелей, хотя эти добродетели появляются от чисто внешнего «подражания Христу», что так любимо римо-католичеством. Таким образом, за пределами Церкви Христовой можно найти примеры разной степени благочестия, искренности и праведности.

Тем не менее, как можно понять из приведенных выше примеров, в средние века на Западе было очень мало святых. Некоторые из них не были признаны святыми даже Католической Церковью, а некоторые впоследствии были этой Церковью отвергнуты. Другие же никак не могут быть признаны святыми в православном смысле этого слова. Но есть небольшая группа святых, живших, в основном, вскоре после раскола, сумевших сохранить свои православные корни и являющихся интересными примерами благочестия и праведности. Отметим, что эти святые жили не благодаря, а, скорее, вопреки официальной «церкви», которая, если уж на то пошло, старалась их подавить.

Нам остается только дивиться, какими великими фигурами они могли бы стать, если бы остались в единстве со святой Церковью. Из таких святых мы бы отметили Валдефа († 1076), Эскила († ок. 1080), Генриха с острова Кокет († 1127), Вулфрика из Хейзелбери (ок. 1080 –1154), Христину из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161) и Годрика Финчейлского (ок. 1065/1069 –1170), умершего более чем через 100 лет после норманнского завоевания. После них, как нам думается, живой источник православной святости иссяк. Таков был плод новой идеологии того времени, отрезавшей народ от Церкви Божией.

Святой Сигфрид (Зигфрид) – просветитель Швеции († ок. 1045; память 15/28 февраля). Святой Сигфрид был иеромонахом, предположительно, из Гластонбери, в Англии. Он отправился в Швецию для просвещения этой страны, сделав своим центром город Векше. Одним из первых был обращен святым Сигфридом король Олаф Шведский († 1022). Святой Сигфрид считается одним из апостолов Швеции. Он был миссионером и проповедником в этой стране около 30 лет, крестил будущую благоверную княгиню Анну Новгородскую († 1050). Согласно Адаму Бременскому, святой Сигфрид прибыл с Олафом Харальдссоном в Норвегию, оттуда – в Швецию, проповедовал у ётов и свеев, посетил в 1030 году Бремен. Согласно «Легенде о святом Сигфриде», он был архиепископом Йоркским, прибыл через Данию в Веренд, где построил церковь, был приглашен к Олафу Скотконунгу и крестил его. В других источниках говорится, что святой Сигфрид был предположительно монахом (норвежского происхождения) в Западной Англии и в 995 году прибыл вместе с вождем викингов Олафом I в Норвегию. Затем он миссионерствовал в Швеции, где близ Упсалы крестил короля Олафа. Спасаясь от сопротивления крестьян, святой Сигфрид бежал на Готланд (южная Швеция). Там он основал первое шведское епископство в Сакара (северо-восточнее Гетеборга). В 1030 году святой Сигфрид посетил Бремен. Вероятно, святой принял мученическую кончину. Он был погребен в южной Швеции, мощи были в XVI веке уничтожены. Был одним из самых почитаемых покровителей Швеции, его почитание распространено также в Дании и Норвегии. Вместе со святым Сигфридом 15 февраля чтится память и его племянников: святых Винамана, Унамана и Сунамана († 1040) – все они были монахами из Англии, последовавшими за своим дядей в Швецию. Приняли мученическую кончину от рук язычников. – Здесь и далее примеч. пер.

Ныне деревня Хейзелбери-Плакнет графства Сомерсет, где Вулфрик вел подвижническую жизнь с 1125 по 1154 год. На том месте, где он вел отшельническую жизнь, сегодня стоит относящаяся к XIV веку церковь во имя архангела Михаила и прочих небесных сил, в которой некогда пребывали его мощи.

В миру Христина носила имя Феодора. Она родилась в Хантингдоне и еще в юном возрасте дала обет целомудрия. Она покинула родителей, пытавшихся ее насильно выдать замуж, и через некоторое время начала вести отшельническую жизнь сначала во Фламстеде, а затем в Маркьяте под руководством монаха святой жизни Роджера из монастыря Сент-Олбанс. Слава о подвижнице так возросла, что позднее на месте ее отшельнических подвигов еще при жизни Христины был основан женский монастырь.

Вскоре после смерти Годрика, прожившего в Финчейле нынешнего графства Дарем 60 лет, был основан бенедиктинский католический монастырь, просуществовавший до реформации. Руины этого монастыря, а также остатки часовни святого Иоанна Крестителя – точно на месте отшельнической жизни Годрика – сохранились до наших дней и доступны для посещения.


Особое место в католической церкви занимает почитание святых – лиц, которые, как верят христиане, наделены Богом за свою веру способностями выступать в качестве помощников и творить чудеса. Бытуем мнение, что жизнь, полная самоотречения, по святости равно мученичеству. Правда, сегодня поступки и поведение некоторых канонизированных людей считали бы, мягко говоря, шокирующим. .

1. ...хранила свою гниющую плоть в вазе


Святая Лидвина родилась примерно в 1380 году в голландском Схидаме. Когда ей было 16 лет, Лидвина упала во время катания на коньках, после чего в итоге у нее развилось таинственное состояние, которое привело к тому, что девочка испытывала хроническую боль, имела гиперчувствительность к свету и была частично парализована. Она провела большую часть своей жизни в постели, будучи в состоянии только двигать левой рукой. Согласно документу, написанному городскими старейшинами Схидама, у Лидвины также были язвы по всему телу. В конце концов, ее плоть стала гнить и отпадать кусками.

Но, что удивительно, эти куски плоти источали чудесный сладкий запах, и ее родители хранили их дома в вазе. Лидвина считала свои страдания подарком от Бога и в конечном итоге начала исцелять страждущих. Некоторые историки подозревают, что Лидвина страдала от рассеянного склероза и тяжелых пролежней, которые возникли, поскольку она не могла двигаться из-за паралича.

2. ...ела струпья


Святая Анджела из Фолиньо жила в XIII веке в Италии и стала хорошо известна благодаря своим милосердию и набожности. Перед тем, как она умерла, Анджела продиктовала свои мемуары, в которые описывала, как она когда-то омыла ноги прокаженному, а затем пила эту грязную воду: «Мы пили воду, которую использовали для мытья. Сладость, которую мы при этом почувствовали, была настолько велика, что она чувствовалась всю дорогу домой... а когда струп из раны прокаженного застрял у меня в горле, я попыталась проглотить его. Моя совесть не давала мне сплюнуть его, так же, как будто я получила Святое Причастие».

3. ... пила гной


Екатерина Сиенская является одной из самых известных средневековых святых, прославившихся своей благотворительностью и мудростью. Она была также известна тем, что постилась с самого раннего возраста. К тому времени, когда ей было 25 лет, она уже не могла выносить еду. Ее духовник Раймонд Капуанский буквально приказывал ей есть, но Екатерина настаивала на том, что даже малейший кусочек причиняет ей сильную боль.

О ней писали, что если она съедала кусочек сыра или салата, запивая большими глотками воды, то начинала чувствовать страшную боль и металась по комнате, стараясь вызвать у себя рвоту (при этом она иногда рвало кровью). Однако, были исключения из пищевой непереносимости. Екатерина рассказала Раймонду Капуанскому, что она съела гной, который сочился из тела умирающей женщины, которую она кормила. При этом она заявила, что «никогда в своей жизни я не вкушала пищи и питья слаще или изысканнее».

4. ...лизала язвы


Святая Мария Магдалина Де`Пацци родилась во Флоренции примерно в 1566 году и еще в подростковом возрасте ушла в кармелитский монастырь. Вскоре она стала известна тем, что умерщвляла свою плоть плетьми, капала горячим воском на свое тело и голышом прыгала в терновник.

Также Де`Пацци была известна, как чудесный целитель. Она лизала открытые раны больных проказой и кожными заболеваниями. В другом случае она ртом высасывала личинки из инфицированных ран. В итоге она заработала заражение десен и у нее выпали все зубы. Умерла святая в возрасте 37 лет.

5. ...ела вшей


Итальянская дворянка 15 века Екатерина Генуэзская решила посвятить себя добрым делам после видения окровавленного распятия Христа. Вскоре ее полюбили все больные и обездоленные.Тем не менее, по- видимому, Екатерина с трудом переносила зрелище жертв чумы. Чтобы укрепить себя духавно, она начала пить гной из их ран, а также есть вшей, которыми были заражены ее пациенты. Благодаря таким бесстрашным действиям в 1737 году ее признали святой.

6. ...обжигала свои гениталии жиром


С раннего возраста Франческа Романа жаждала стать монахиней, но ее отец заставил ее выйти замуж за богатого человека в возрасте 13 лет. Это вызвало страшную депрессию у женщины, но ее душевное здоровье восстановилось после того, как ей привиделся святой Алексий. Она даже стала послушной женой, вплоть до тех пор, пока ее мужа не зарезали неаполитанцы.

Франческа была полна решимости оставаться духовно целомудренной. Перед тем как заниматься сексом с мужем, она нагревала свиной жир и обжигала свои половые органы, для того, чтобы обеспечить себе сильную боль на протяжении всего полового акта. Она была также известна тем, что избивала себя до крови. В 1608 году церковь причислила Франческу к лику святых.

7. ...заталкивал себе в ногу червей


Симеон Столпник был сирийским святым в 6 веке, который стал известен благодаря своему аскетическому образу жизни. Его самым известным поступком было то, что Симеон прожил на вершине столба в течение 30 лет. Веревка, которую он обвязал ногу, чтобы не упасть, со временем глубоко врезалась в плоть.

Рана воняла и истекала гноем, а также в ней кишели черви, но Симеон отказался снять веревку. Вместо этого он собирал выпавших из раны опарышей и заталкивал их обратно в рану, приговаривая: «Ешьте то, что Бог послал вам».

8. ...истязала себя жуком-оленем


Ите (или Ита) была настоятельницей Киллиди в Ирландии в течение пятого века. Она стала известна своими длительными постами и аскетическим образом жизни. Также утверждалось, что она держала большого жука-оленя, которого прикладывала к своему телу, чтобы тот истязал ее своими огромными челюстями. Как и многие ранние святые, Ите была неофициально канонизирована местным епископом.

9. ...кормил собой комаров


Самопожертвование явно было в тренде. Самым известным поступком святого Макария считается случай, который произошел после того, как он инстинктивно убил комара, который укусил его. Он был настолько полон сожаления за убийство живого существа, что решил искупить вину и отправился в болото, которое кишело мухами и комарами.

Он там жил голым в течение шести месяцев, позволяя насекомым постоянно кусать его. К тому времени, когда он вернулся, все его тело было покрыто массой укусов и болячек и Макария узнали только по голосу.

10. ...ела пауков


В 17-м веке святая Вероника Джулиани была известна своими актами смирения. Например, она держала гниющую рыбу в своей келье и часто нюхала и пробовала ее. В результате, она якобы после этого еще больше начала ценить вкус свежей рыбы. Когда у Вероники появились стигматы, церковь заинтересовалась ей. Иезуит по имени отец Кривелли был послан, чтобы испытать ее смирение.

Кривелли приказал Веронике покинуть свою келью и жить в заброшенном туалете, который был полон пауков и насекомых. При этом она должна была чистить пол туалета своим языком. К его удивлению, Вероника вылизала дочиста не только пол, но и стены, а также «проглотила всех пауков и паутину». Иезуита это убедило, а Вероника была канонизирована в 1839 году.

Почитание и призывание святых

Православные и католики считают, что Священное Писание решительно запрещает оказывать кому-либо божеское поклонение и служение , кроме единого истинного Бога (Втор. ; Ис. ; Мф. ;  ; 1Тим. ), но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение (doulexa) верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Единому Богу (Мф. ), как «дивному во святых своих» (Пс. ).

Происхождения почитания святых

Возникнув в христианской церкви на первых же порах её существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана ; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским . Вместе с тем развивается и определяется самое вероучение о почитании святых (Ефрем Сирин , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст). Способствовало этому появление разных еретических учений. Были, например, еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ей почитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божеские почести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это подвигло святого Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинного церковного учения о почитании святых. В начале V века появились еретики которые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускается божеское чествование святых с таким же поклонением им и служением, и этим восстанавливается древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается вера в истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главе этого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан и манихеев, стал испанец Вигилянций . Против него выступили блаженные Иероним и Августин . Вера в обязательность и спасительность достодолжного чествования святых неизменно сохранялась в церкви и в последующие века; подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (Сальвиан , Кирилл Александрийский , Григорий Великий , Иоанн Дамаскин), так и целых соборов - поместного Карфагенского (419 год) и в особенности Второго Никейского . Противниками этого учения в Средние века являются альбигойцы , павликиане , богомилы , вальденсы и сторонники учения Виклифа , в Новейшие время - вообще протестанты .

Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах , не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. ) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который «един (есть)» в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1Тим. )

Начало молитвенного призывания святых видно ещё в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (1Пар. ). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. ). Апостол Пётр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2Петр. ). Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. ;  , . На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всех древнейших литургиях, например апостола Иакова и иерусалимской церкви, появившиеся в IV в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание святых в это время было явлением всеобщим. Почитание святых не прекратилось и в период иконоборчества . Иконоборческий собор (754 год): «кто не исповедует, что все святые…. досточтимы пред очами Божиими…. и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о Мире, - анафема » . Несмотря на то, что, вскоре его постановления были отвергнуты на Седьмом Вселенском соборе , сама практика почитания святых осуждению не подвергалась.

Учение о почитании и призывании святых сохраняется и в учении древневосточных церквей (Ассирийской церкви Востока , эфиопской , коптской , армянской и других). Противниками этого учения были различные протестантские течения. Лютер отверг почитание и призывание святых главным образом на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера - это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

Античное многобожие и почитание святых

Сохранение античных традиций у последователей христианской религии находит своё выражение в сочетании предыдущих представлений с христианскими символами в искусстве, в литературе, в философии, в бытовой сфере и в самой религии. Внешняя схожесть античного политеизма и культа христианских святых вызывает критику со стороны атеизма . Ф. Энгельс заметил, что христианство «могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых…» «Греческие жития мучеников-философов и политических деятелей, пострадавших за свои убеждения послужили образцом для мифических житий вымышленных святых.»:

Впрочем подобные взгляды имеют ответ Церкви, так Сергей Булгаков объясняет :

Святые в православии

  • «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. )
  • «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» (Пс. )
  • «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. )
  • «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. )
  • «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. )
  • «наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. )

Святость - это состояние переживаемое верующим по слову Апостола Иакова «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. ). Но также сказано «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. ). Таким образом с одной стороны единственным сердцеведцем знающим угодников своих является сам Господь. Но Он Сам прославляет святых своих чудесами : даром языков (в первые века), пророчествований , исцелений, чудотворений при жизни, нетленными мощами , исцелений по молитвам святому. Чудеса не являются обязательным условием почитания, по слову Апостола Павла о высшем даре: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. ) -, но являются как бы указанием самого Господа на почитание его верного служителя. Например, как описано сразу после прославлении Святителя Московского Ионы об исцелении одной женщины :

Приведённая во храм, она усердно молилась пред чудотворными иконами, Владимирской и Великогорецкой, но не получила желаемого; припадала потом ко гробу чудотворца Петра и много скорбела, что труд её был напрасен; тогда послышался ей таинственный голос: «Иди ко гробу Ионы, чудотворца». «Не знаю, Господи, где он» - смиренно отвечала слепая, и, когда привели её к честной раке, стала осязать её руками с тёплою молитвой о прозрении, но как только приникла к мощам, чтобы приложиться, почувствовала как бы тёплое дуновение из уст святительских, прямо в очи свои, и в ту же минуту прозрела.

Православные церкви признают святыми, как правило, только православных или христиан-кафоликов, не еретиков, живших до разделения церквей. Впрочем, существуют исключения, например, арианка Святая Алла , Исаак Сирин , а в 1981 году собор РПЦЗ причислил к лику святых всех слуг царской семьи, погибших вместе с ними в Ипатьевском доме, в том числе католиков и протестантов. [ ]

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви:

См. также: Лик святости

Святые в католичестве

Святые, то есть спасённые для вечной жизни с Богом христиане, являются для живущих христиан примером христианской жизни, а также молитвенниками и заступниками перед Всевышним. Древний Апостольский Символ веры говорит об «общении святых», которое понимается в Католической церкви как общение духовных благ, а также как общение земной и небесной Церкви.

Иногда выделяют также святых-непорочных, святых-состоявших в браке и раскаявшихся грешников.

Отрицание почитания святых

Другие религии

Индуизм

В индуизме существует давняя и богатая традиция почитания святых. Это могут быть учителя-гуру , аскеты, преуспевшие на пути духовного самосовершенствования, основатели направлений индуизма, такие как Шри Шанкара-чарья, Рамануджа и т. д. Духовные люди (садху) знают признаки, по которым того или иного человека можно назвать святым. Они выражают ему почтение, а обычные люди следуют их примеру, а потом молва о святом человеке разносится из уст в уста.

Буддизм

Афроамериканские народные культы

Популярные в странах Латинской Америки синкретические религии , распространённые прежде всего среди чернокожего населения - такие как

Loading...Loading...