Кому правильно ставить свечи в церкви. Как ставить свечи в церкви: себя, родных, врагов

Божием восходит к ветхозаветным временам, когда Сам Господь повелел Моисею зажечь светильник из семи лампад (Исх. 25: 31-37). В век электричества подобный обычай не только не ушёл в прошлое, но прочно укрепился в православной вере . Для чего в церкви ставят свечи современные прихожане? Какое значение имеет огонь перед святыми образами? Инструкция по установке свечей в доме Божием.

Первые века христианства - эпоха жестоких гонений. Верующие собирались для молитвы в катакомбах, и светильники зажигались скорее для освещения помещения. И сейчас существуют монастыри, в которых нет электричества и богослужения проходят при свечах. Одновременно этот свет имеет более глубокое символическое значение:

  • символ нашей свободной жертвы Богу и храму;
  • желание и способность человека к послушанию Богу;
  • стремление и готовность к святости, изменению, работе над своей душой;
  • свет Христов, просвещающий мир;
  • веру, молитву, теплоту и любовь человека к Богу, Царице Небесной, ангелам, святым;
  • защиту от злых сил.

Свет в православном понимании - это Божественное просвещение людей, которые поглощены мраком греха, а также это Сам Христос, чётко говоривший о Себе в Евангелии как о Свете (Ин. 9: 5). Свеча - это святыня, олицетворяющая добровольную жертву Господу, но принять её Творец может только от чистого, верующего сердца, с благоговением и трепетом входящего в дом Божий.

Глубокий смысл горящей свечи олицетворяет собой и третье Лицо Пресвятой Троицы - Духа Святого, как огонь, опаляющий греховные страсти и наклонности человека, но и оживотворяющий, дающий силы, обновляющий естество.

Свеча, зажжённая перед святым образом, - наша молитва, прошение у сил небесных разрешения трудной жизненной ситуации или благодарение Богу и святым за оказанную помощь в повседневных делах. Господь видит сердце человека, поэтому приходить в храм Божий желательно с искренней верой, покаянным настроем, добрыми помыслами, иначе жертва будет напрасной или, ещё хуже, навлечёт гнев Создателя.

Во время богослужений, особенно праздничных, широко используются свечи и лампады, даже при ярком естественном освещении, как символ великой радости и горения души перед Богом. Светильники в руках духовенства знаменуют собой свет апостольской проповеди. Зажжённые свечи священство держит в руках в положенные по уставу моменты богослужений.

Духовная жизнь - дело серьёзное. И даже такое, казалось бы, обычное дело, как установка свечей, требует от верующего человека страха Божия, доброго расположения. Не существует жёстких канонических правил по зажиганию свечей в храме, но сложилась многовековая благочестивая традиция:

Важно! Запомните, самые дорогие свечи, поставленные в храме, никогда не избавят от греха и беззакония.

Поставив свечи в храме, не нужно ждать скорейшего исполнения своих прошений. Господь слышит все наши молитвы, но посылает каждому всё необходимое в своё время. Люди не могут знать, что полезно, а что нет, иногда мы сами того не понимая, просим вредного для нашей души. Поэтому важно доверить Богу свою жизнь и близких, а Он, как любящий отец, подаст всё благопотребное для спасения души и обретения жизни вечной. Верующему человеку нужно положиться на промысел Божий, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, жить в согласии с законом Господним и собственной совестью.

Церковная свеча - великое достояние православного христианина. Один только горящий вид её способен вызвать глубочайшие размышления о жизни и смерти, грехе и покаянии, печали и радости. Для чего в церкви ставят свечиверующие люди? Единственно для выражения своей тёплой любви и огромной благодарности Богу, ангелам, святым угодникам Божиим за неусыпное попечение о душах наших.

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

Человек, впервые посещающий храм, часто не знает, как правильно перекреститься, где и с какой целью ставить свечи. Все, что там происходит, кажется сложным, загадочным и полным ненужных условностей.

Но в храме на самом деле нет ничего лишнего — каждая мелочь имеет свое значение.

Что означает свеча в православном храме

Свеча – это не просто материальная жертва Богу, она имеет духовный смысл.

Свеча зажигается перед иконой в дополнение к молитве, восполняя недостаток горения нашей души — как бы в знак раскаяния за недостаточно пламенную молитву.

Воск, из которого всегда отливались свечи — дар природы, приносимый пчелами, поэтому покупая свечу в храме, мы тоже приносим маленький жертвенный дар.

Свеча также символизирует человека, который будучи вначале жестким и холодным, под действием благодати Божественного огня теплеет, смягчается душой и становится податливым Божией воле.

За что ставят свечи в церкви

Свечу ставят к иконе не просто так, а обращаясь с молитвой к Богу и святым. Нельзя просить о заведомо греховных вещах, о том, что может принести неприятности другим людям, о житейских мелочах.

Свечу ставят:

  • просто в благодарение Богу и святым (разумный человек, способный к осмыслению своей жизни, понимает, что благодарить всегда есть за что);
  • в церковные праздники к праздничной иконе;
  • когда обращаются с просьбой к Богу, Деве Марии и святым о здоровье, благополучном путешествии или решении житейских дел;
  • за упокой души умершего.

Как правильно ставить свечи в церкви и что при этом надо говорить

Правила благочиния не одобряют беспорядочное поведение в храме. Если пришлось опоздать, не стоит бродить по храму, проталкиваться к иконам, передавать свечи. Нужно дождаться окончания службы и затем, не отвлекая других, поставить свечи и помолиться.

Последовательность, с которой ставят свечи, имеет значение. Сначала зажигается свеча у праздничной иконы в центре храма перед алтарем, затем Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Матерь Божия одна, много лишь ее изображений, поэтому можно выбрать любую икону.

Подойдя к образу, нужно дважды поклониться поясным поклоном, как если бы пальцами хотели дотянуться до пола. После этого подойти к иконе, обратиться с молитвой, поцеловать ее и поджечь свою свечу от соседней — от лампады зажигать не принято. Перед тем, как отойти, поклониться в третий раз.

Но самое главное, нужно помнить, что свеча и молитва адресована не иконам, а тем, кто на них изображен. При этом к Творцу принято обращаться со словами «Господи, помилуй меня (нас)» , а к Богоматери — «Пресвятая Богородице, спаси меня (нас)».

Как и где поставить свечку за упокой

Куда поставить свечу за упокой в храме, подскажет любой человек – место называется «канун».

Его можно найти с левой стороны, ближе ко входу.

Это большой стол с подсвечником перед Распятием, у которого проходят поминальные службы.

Об упокоении просят как своими словами, так и молитвой: «Помилуй, Господи, усопшего раба Твоего ___ (называют полное имя, данное при крещении), прости все прегрешения его, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». Нужно помнить, что о самоубийцах и некрещеных в храме не ставят свечей и не возносят молитв.

Как и где в церкви ставить свечку за здравие

Свечи везде, кроме кануна, ставятся за здравие.

Иными словами, о живых – об их благополучии, здоровье физическом и духовном можно помолиться и поставить свечи у любой иконы, обратившись мысленно к тому, кто на ней изображен.

Свечи ставят перед любыми образами Спасителя и Пресвятой Богородицы, святого покровителя, в честь которого человек называется при крещении, Архангела Михаила, а также святых, к которым хочется обратиться с молитвой в данный момент.

Перед какой иконой ставить свечку за здравие

Иногда необходимо помолиться именно о здоровье человека, для чего принято обращаться к иконам Богородицы, которые имеют особую историю исцелений от тех или иных болезней.

Название подскажут в храме: например, «Троеручица», « », «Целительница».

О здоровье просят своего Ангела-Хранителя и святых, которые при жизни были врачами. Это целитель Пантелеимон, св. Лука Крымский, св. Агапит, святые врачи-бессребреники Косма и Дамиан, Кир и Иоанн.

Как поставить свечку Ангелу Хранителю

Человеку при рождении дается Ангел-Хранитель, сопровождающий его при жизни и при переходе в мир иной. В храме ставится свеча Святому Архистратигу Михаилу, военачальнику ангельских небесных сил — в его лице чтятся все ангельские чины.

На иконе он обычно изображается в доспехах, со щитом и огненным мечом в руках.

Святой, в честь которого человеку дается имя, считается его вторым Ангелом. С поиском иконы святого проблем обычно не возникает, но если имя редкое, то обратиться к нему можно перед иконой Всех святых.

Что следует говорить? Во время молитвы к святым и Ангелам принято обращаться не как к Богу, а как к заступникам: «Святая мученица Татиана, моли Бога о мне», «Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне».

Какому святому поставить свечку за работу и успех в делах

Святые, угодив Богу, часто просили у Него, чтобы им было дано право помогать людям в тех или иных нуждах. Но молитва может остаться и без ответа – это зависит от того, что говорить перед иконой. Возможно, исполнение желаемого человеку не будет полезно.

Перед какими образами можно помолиться о благополучии, успехе в делах:

  • традиционно, на Руси чаще всего помощи просят у свт. Николая Чудотворца ;
  • родители о благополучном устройстве жизни детей молятся св. Митрофану Воронежскому;
  • об удаче в торговле просят Иоанна Нового;
  • к блаженным Матроне Московской и Ксении Петербуржской, мученику Трифону и другим святым обращаются за помощью в разных житейских вопросах.

Можно ли ставить свечку за упокой некрещеного

О некрещеных Церковь не молится. Люди, при жизни не пожелавшие стать частью единого церковного организма, остаются вне его и после смерти.

Семена можно бросить в землю, полить и удобрить, и те, которые содержали в себе жизнь, взойдут, а те, которые были мертвыми, останутся в прежнем состоянии. Так и умершие – если при жизни они стремились к Богу, по молитвам близких им будет дарована лучшая участь. А если при земной жизни они были уже духовно мертвы, отвергая Церковь и Бога?

Стоит отметить: разрешается молиться о таких людях в домашней молитве.

Какому святому ставить свечку за любовь

В православии понятие любви между мужчиной и женщиной применимо только к венчанному браку. Прочее считается грехом, поэтому за удачу в любви свечи ставить незачем. Поэтому есть только два вида молитвы – об обретении супруга, либо о любви и мире в семье.

Об обретении второй половины молятся святым блаженным Матроне Московской, Ксении Петербуржской, святителю Николаю чудотворцу, святой великомученице Екатерине, Ангелу-Хранителю.

О любви в семье просят праведную княжескую чету Петра и Февронию, святых мучеников царя Николая и царицу Александру, ставших образцом любящих и преданных супругов, святых мучеников Адриана и Наталию.

Можно ли ставить свечку за здравие себе

Только святые в земной жизни имели духовные силы вымаливать других. Св. Серафим Саровский говорил: «Спаси себя, и около тебя спасутся тысячи». Поэтому человек призван молиться, в первую очередь, о спасении своей души.

А чтобы молитва была услышана, нужно со всеми примириться, искренне простить и помолиться о здравии своих врагов.

Какому святому ставить свечку за учебу

Если не хватает сил самостоятельно освоить новые знания, сдать экзамен или решить сложную жизненную проблему, обращаются к образу Пресвятой Богородицы «Прибавление ума».

За помощью в освоении школьных дисциплин обращаются к св. Сергию Радонежскому, которому в детстве трудно давалось освоение грамоты, к пророку Науму и своему Ангелу-Хранителю.

Заключение

Нужно понимать главное — если человек заходит в храм только для того, чтобы поставить свечку, а живет так, как считает нужным, оскорбляя своими поступками Бога и Ангела-Хранителя, не имея даже представления о духовной жизни и необходимости работы над собой, то бессмысленно ожидать чудес, вне зависимости от того, сколько свечей будет поставлено.

Православие — глубокая и сложная религия, она станет надежной жизненной опорой и защитой, но не тому человеку, который способен только на примитивный и потребительский подход.

Большая часть людей, приходя в храм, считают своей обязанностью поставить свечи. Некоторые подходят к вопросу фундаментально и приобретают самые массивные экземпляры, надеясь, что таким образом быстрее получат ответы на свои вопросы и заработают много преференций. Но суть зажжения свечей состоит не в исполнении человеческих желаний, почти всегда продиктованных земными страстями, а в смиренном стремлении человеческой души присоединиться к Божественному свету. Но все же необходимо знать элементарные правила того, где в церкви ставить свечи за здравие, чтобы не омрачать посещение храма ни себе, ни остальным прихожанам.

Что такое церковная свеча?

Горение церковной свечи, как и сама свеча, имеет множество смыслов, и все они относятся к духовной составляющей связи Бога и человека. Прежде всего, это символизирует молитвенное горение верующего перед Господом, во вторую очередь является добровольной и посильной жертвой Богу и его церкви, а еще означает причастность человека к невидимому божественному свету.

Зажжение свечей, лампад, светильников в христианских храмах исторически восходит к временам, когда верующим приходилось проводить службу в пещерах. Но уже и тогда свет свечи не только помогал осветить молитвенное место службы, но являлся символом Христа. Прихожанин в церкви должен ставить свечу с горячей молитвой и любовью, при отсутствии религиозного чувства ритуал принимает языческий окрас.

Как ставить свечи?

Основным правилом является искренняя вера, любовь к Богу и тому человеку о ком будет произнесена молитва. Количество свечей не имеет значения, весь смысл ритуала состоит в чистоте помыслов и горячем желании здравия ближнему. Правила поведения в церкви предписывают зажигать свечи до начала церковного богослужения, чтобы потом своим хождением и действиями не мешать прихожанам молиться, а церковнослужителям отправлять службу.

Поставить свечу можно и по окончанию богослужения. Существуют определенные правила поведения в церкви при зажжении свечей прихожанином:

  • Возле подсвечника делают два поясных поклона с одновременным накладыванием на себя крестного знамения.
  • Далее зажигают свечу, сделать это можно от любой свечи стоящей на подсвечнике. Не зажигают свечу от центральной лампады, чтобы случайно ее не загасить капающим воском.
  • Необходимо еще раз перекреститься и установить свечу в свободное гнездо.
  • После установления кладется поясной поклон с одновременным крестным знамением.
  • Далее читается молитва.
  • Если в подсвечнике нет свободных мест, то не нужно самовольно тушить и извлекать другие свечи. Свечу кладут рядом с подсвечником или дожидаются, когда работники церкви найдут возможность освободить гнезда общего подсвечника.
  • Стоять с зажженной свечой в церкви можно только на панихидах или при отпущении грехов в присутствии священника.

Повод и место

Свечи в церкви ставят во здравие и за упокой. Заздравные свечи зажигают по разным поводам - с молитвой о здоровье и долгих летах жизни, в благодарность за свершившееся событие, с молитвой о помощи или защите в каком-либо начинании и еще по очень многим поводам используются свечи за здравие.

Куда ставить и как определить место для символа здравия? Священники говорят, что нет особенных требований, возле каких икон устанавливать свечу. Если человек не знает, куда ее поставить, то самым верным решением станет центральный подсвечник, где чаще всего есть место и возможность обращения к иконам главного иконостаса.

Но в каждой церкви есть особо почитаемая икона, возле которой часто молятся прихожане и отправляется служба. Эти иконы считаются наиболее сильными символами, и большинство предпочитает оставлять там свою свечу. При этом обязательно следует прочитать каноническую молитву, посвященную этой иконе и изображенному на ней святому, но если молитва неизвестна прихожанину, то ему поможет искренняя вера и слова польются из самого сердца, что более ценно.

Впервые пришедший в церковь человек плохо ориентируется не только в символах, но в определенных действиях, особенно когда стремится поставить свечи за здравие. Куда ставить, чтобы по ошибке не установить огонь за упокой. Подсвечник с заупокойными свечами стоит на отдельном столе и расположен перед Святым Распятием. Он отличается формой, заздравные подсвечники в церкви, почти всегда, имеют в основе круг, а заупокойный - квадрат или прямоугольник без основной свечи или лампады.

Фундаментальный подход

Если душевное состояние требует вовлечения в духовную жизнь и требуется выразить свое почтение, то необходимо знать, где в церкви ставить свечи за здравие:

  • Полезно для души поставить свечу в подсвечник центрального аналоя и при этом класть поклоны, молиться и осенять себя крестным знамением. Действия должны быть спокойными, вдумчивыми, с осознанием и спокойствием в душе.
  • Если в церкви есть мощи святого, то необходимо поставить свечу в честь его памяти.
  • Почитаемая в храме икона тоже является тем символом, где свеча станет уместной и душеполезной вместе с искренней молитвой тому святому или святой, кто изображен на иконе.
  • Молитву о здравии (своем или близкого человека) совершают возле любой иконы, вместе с тем оставляя свечу на любом подсвечнике храма. Если известно имя небесного покровителя, в честь которого крестили прихожанина, то лучшим выбором будет обратиться к иконе с изображением святого и прочесть молитву о защите и здравии.

Частые вопросы

У неофита в храме возникает множество вопросов, первый из них - где в церкви ставить свечи за здравие. С течением времени просыпается внутреннее понимание смысловой и духовной нагрузки своего пребывания в рамках религиозного пространства и вопросов становиться еще больше.

Основные вопросы:

  • Какие свечи ставят за здравие? Церковные свечи не разделяются на виды по предназначению. Они одинаковы для всех нужд. Различия могут быть в форме (прямые, конусовидные), размере или материалах изготовления (восковые, парафиновые, смешанные). К удовольствию прихожан в церковных лавках или у частных производителей можно купить свечи с украшениями резьбой, символами, различной цветовой гаммы, к каноническим правилам это не имеет никакого отношения.
  • Где в церкви поставить еще некрещеного ребенка? В этом случае ставят свечу на центральный подсвечник, но желательно как можно скорее окрестить новорожденного. Для совершения обряда священника приглашают домой, если невозможно принести ребенка в крестильный храм. После совершения таинства можно заказывать сорокоусты, молебны и прочее.
  • Где в церкви поставить свечи за здравие и избавление от пристрастившегося к алкоголю, наркотикам, азартным играм? Молитва осуществляется перед иконами Богородицы «Неупиваемая чаша», святого мученика Вонифатия и праведного Иоанна Кронштадского, там же устанавливается свеча.
  • Можно ли молиться и ставить заздравную свечу о себе? О своем здоровье, душевном и телесном, молятся и ставят свечи перед иконами своего небесного покровителя или на центральном подсвечнике. При этом не забывают вознести за все имеющееся.
  • Где в церкви ставить свечи за здравие и благополучное проведение хирургической операции? Среди православных святых особое место занимает Пантелеимон Целитель, он считается главным помощником в выздоровлении и благополучном исходе всех медицинских вмешательств. Также почитаются и помогают святые Косьма и Дамиан. Больному рекомендуется исповедаться, причаститься и заказать в церкви молебен о благополучном исходе операции. Полезно будет помолиться о хирурге, который будет делать операцию и о том, чтобы его руками управлял Господь.

Многие не задумываются над вечными истинами, которые закрепляются в православном христианстве. Они слепо подражают другим в храме, идут вперед, зажигают свечу, не понимая того, как правильно ставить свечи в церкви, и уходят через несколько минут. Информация о вере берется только из газет или электронных СМИ. Люди часто попадают в ситуации, когда ясно показывают свое невежество.

Значимость символизма в религии

Людям, одаренным разумом, полагается размышлять. Когда совершается ритуальное действие, нужно представлять, какой смысл или символизм вкладывается в него и зачем действие выполняется именно таким образом.

Многие привыкли посещать храм. По сути, когда человек стоит перед иконой и зажигает свечку, формально практически ничего не происходит. Просто человек, просто стоит.

С другой стороны, деятельность выполняется и не только на внешнем уровне, но и на уровне сознания. Ведь человек (тут не рассматриваем механистическое и несознательное поведение) для чего-то в храм приходит, когда ставит свечку о чем-то думает, совершает какую-то внутреннюю работу. Помимо этого, самому акту установки свечи тоже предшествует определенный сознательный религиозный опыт, который выливается в итоге в ритуальное действие.

Эти детали и тонкости на самом деле и имеют основное значение. Ведь без таких элементов легко и шимпанзе обучить ставить свечи и даже произносить какие-то звуки. Как нетрудно понять, в варианте с шимпанзе ритуал не особенно будет работать, хотя внешне действия могут повторяться.

Погружение к истокам

Предварительно следует рассмотреть откуда в человеческой культуре возникли подобные модификации деятельности. Ведь на этот период (и об этом более подробно скажем далее) вполне возможно рассматривать христианство как наиболее новое и наиболее совершенное достижение человеческой религиозной мысли. Тем не менее истоки этой веры, безусловно, имеют в основе более ранние феномены культуры.

Поиск связи с Богом и способы проявления этой любви и благоговения связаны с глубокой древностью. А также люди искали способы получить благосклонность земных правителей дарами, они пытались засвидетельствовать свое уважение к своим божествам. Древний культ в первую очередь выражается в форме жертвоприношения - чаще всего животных или части урожая.

В XIV - XIII веках до нашей эры, подобно другим народам, ветхозаветные евреи получили наставление от Бога о том, как организовать религиозный культ. В портативных храмах (скинии), а затем в храме Соломона были алтари, где предлагались жертвы: плоды винограда, первенец ягненка из стада, масло, душистый ладан и так далее.

Некоторые из жертв сжигались, другие съедались священством и верующими евреями. Наряду с жертвенными животными, предлагаемыми для прощения грехов или для прошения Божьей благодати, было также предложение еды: муки, зерна, оливкового масла, а также предлагались монеты или изделия из драгоценного металла.

Традиции Нового Завета

Иисус Христос отменил кровавые жертвы, принеся жертву на холме Голгофы. Согласно христианской вере, Он искупил грехи всего человечества. Соответственно, потребность к подобным ритуалам отпала.

Его последователи, апостолы, не полностью уничтожили жертвы. Остаются бескровные дары - масло и свечи, ладан, а также мирные жертвоприношения - благотворительные столы и подача милостыни. Верные апостольской традиции, христиане все еще зажигают церковные свечи в храме, в которых основным ингредиентом является воск, являющийся скромной жертвой за свои грехи и потребности.

К сожалению, не каждый сегодня понимает значение этой жертвы и знает как правильно ставить свечи в церкви и последовательность понимания этого процесса. Многие воспринимают действия только как элемент ритуала.

Символ свечи

Свечи использовались в ветхозаветные времена и для этого были не только символические, но и вполне практические основания. Смысл, который христиане вкладывают в зажженную свечу, - это, с одной стороны, бескровная жертва, а, с другой стороны, свет, который она распространяет, напоминает о том, что Спаситель - Христос - свет мира. Своим божественным учением Он пролил духовный свет и осветил сердца всех верующих.

Свет свечей создает торжественную обстановку в храме и поощряет молитвенное настроение. Он мягкий и ласкающий глаз - тихий свет, как его называют в молитве, прославляющей Христа. В храмах, где нет электрического света (к примеру, в монастырях Афона) восковые свечи также используются для освещения.

Символизм свечи глубок. Полезно размышлять над этим символом, для ориентиров могут использоваться следующие значения:

Конечно, появился этот символизм не сразу, ведь в канонических писаниях не существовало подобной традиции. Нигде особенно не рассказывалось, как ставить свечи в церкви и что говорить по этому поводу. Ритуал является более новым (хотя истоки есть в Ветхом Завете), но сейчас прочно укоренился в религиозной практике и не является менее значимым чем, например, более каноническое причастие.

Использование свечи в религиозной практике

Итак, сначала нужно отметить факт использования свечей в более ранних христианству религиозных практиках. Многие видели еврейские семисвечники, даже если особенно не интересуются религией.

Именно о таком семисвечнике гласит одна из первых заповедей в Книге Моисея. Там предписывается зажигать этот атрибут в период совершения различных ритуалов. Помимо этого, в ветхозаветных храмах активно использовали лампы, которые наполнялись маслом.

Если читатель видел хотя бы один фильм или книгу с рисунками о джиннах, то представляет о каких лампах идет речь (подсказка - именно о тех, где сидел джинн). Эти емкости наполняли маслом, как правило, оливковым. Алтари там отсутствовали и лампы фактически просто освещали храм, но масло приносили именно верующие, как собственный добровольный вклад.

В итоге лампы преобразовались под воздействием византийских традиций. Однако до сих пор в храмах используются лампады.

Ранние годы установки традиции

Если говорить в целом о символике света свечи, то свечи или какой-то близкий аналог использовался и в далекие языческие времена. По большей части символизм тогда был ориентирован на отсоединение света от тьмы. Таким образом свечи (или прототипы таковых) использовались в ритуалах по отгону злых духов или чем-то подобном.

Как известно, после утверждения Нового Завета христианство не сразу стало доминирующей религией. Более того, за проповедь или исповедание этой веры существовали вполне ощутимые возможности оказаться в Колизее на арене со львами или на кресте. Последователей новой религии притесняли весьма сурово.

Поэтому первые христиане часто молились и справляли обряды по ночам либо в катакомбах. Отсюда свечи и начинают активно проникать в религиозную практику.

Изначально в катакомбных храмах и в период, когда христианство постепенно вылезало из подполья, свечи держали в основном перед Евангелием. Точнее, в храмах всегда было какое-то количество работающих свечей для освещения, а перед Писанием держали ритуальные свечи для службы и чтения. Когда начиналась служба (которая в основном состоит из чтения Евангелия) перед книгой зажигали эти специальные свечи.

Далее, этот церковный атрибут стал применяться более активно. Свечи начали ставить перед гробами с усопшими, перед различными иконами и для других вариантов поклонения, к примеру, появились варианты как в церкви ставить свечку за здравие или за упокой. Тем более развивался институт святых чудотворцев и целителей, образы которых начали появляться в церквях.

Современная ритуальная практика

Как правило, при входе в храм покупают свечи. На некоторые праздники, такие как Воскресение Христово, Великий четверг и другие, зажженные свечи удерживаются в руке на протяжении всей службы. В остальное время они помещаются на специально подготовленные подсвечники. Это также делается для того, чтобы они не могли упасть на пол и иконы.

Общая норма советует использовать такой порядок пришедшим в храм:

  • первая свеча зажигается перед иконой Иисуса Христа;
  • вторая перед изображением Девы Марии;
  • а третья - за упокой.

Это правило является неписаным и может немного варьироваться, хотя, конечно, лучше сохранять определенный порядок, ведь именно для этого и нужен ритуал. Например, есть такой вариант поклонения:

  • иконе, посвященной текущему празднику, которая выносится на аналое перед алтарем, или иконе, которая почитается в этом храме (часто могут быть именно образы Христа или Богородицы);
  • мощам святого этого храма, при наличии таковых;
  • именному святому.

После этого возможно выбрать, куда ставить в церкви за здравие, или отыскать специальный подсвечник для молитвы об упокоении. Такой подсвечник является прямоугольным, зачастую он немного ниже остальных и на нем всегда есть распятие. Остальные подсвечники (более высокие) могут использоваться для того, чтобы молиться о здравии.

Коммерция и ритуал

Следует сделать отдельную ремарку касательно приобретения свечек. В частности, отметить возможность покупки этого предмета вне храма.

По большому счету, возможно купить свечки, например, дешевле в магазине и принести в храм. Не сказать, чтобы за такое поведение сразу предавали анафеме, но оно является не совсем естественным и полезным. Вот почему:

Понятное дело, существуют разные финансовые возможности, но покупку свечи может себе позволить практически каждый.

Настроение, с которым ставится свеча, имеет значение. Поэтому не следует распылять собственные душевные ресурсы на такую ерунду: считать выгоду церкви, размышлять о том, почему ритуальные предметы просто не раздаются. Как минимум на период собственной молитвы нужно отринуть подобные соображения.

Практическая сторона дела

Возвращаясь собственно к ритуальной практике, следует отметить, как поставить свечку за здравие в церкви наилучшим образом. Многие не представляют, какой иконе ставить и молиться, а выбор тут разнообразен:

  • Богородица.
  • Христос.
  • святые целители, к примеру, Пантелеймон.
  • чудотворные иконы: Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский.
  • личные святые.

Если есть какие-то индивидуальные предпочтения, то таковых и следует придерживаться.

Всегда есть возможность попросить совета у священника в храме. Только для того чтобы ставить свечи, нужно приходить до или после службы. В период, когда в храме литургия, ходить между образами и молиться отдельно не принято.

Касательно выбора молитвы православная традиция предоставляет некоторую свободу. Есть традиционные молитвы, которые лучше всего выучить, если нужно читать перед иконой, но возможно пользоваться молитвословом.

А также вполне допустимы и молитвы своими словами. Они могут быть короткими и немногословным. Основной элемент тут - вера и искренность, которые и дают ценность ритуалу подношения свечи.

Loading...Loading...