Костел Святых Петра и Павла, Вильнюс, Литва: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Загадочная история главного алтаря

В Сокровище Вильнюса - каменные кружева костела Св. апостолов Петра и Павла

Убранство одного из красивейших соборов Европы и самого большого в Вильнюсе римско-католического храма я вам частично показывал в сентябре прошлого года Жемчужина барокко - костел святых Петра и Павла в Вильнюсе . Но в нынешний приезд, когда здесь было проведено первое экуменическое Богослужение в истории Литвы в память о жертвах Геноцида армян в Турции , я обратил внимание, что в первое, туристическое, посещение-пробег многое, как водится, осталось за кадром - в прямом и переносном смысле. А если точнее, то, наверное, две трети скульптур, лепнины, картин и других образов тогда не успел разглядеть. Еще бы, только скульптур в костеле насчитывают 2 тысячи! А сделаны они из смеси гипса и мраморной крошки...

Поэтому можете полюбоваться шедеврами итальянского зодчества 17 века, если не были в этом храме сами. За такую красоту мы можем благодарить не только мастеров Джованни Пьетро Перти (Перетти) из Милана и Джованни Мариа Галли из Рима. Но и великого гетмана литовского Михала Казимира Паца, который дал обет выстроить церковь по случаю своего чудесного спасения во время вспыхнувшего в войске бунта...


1.

фасад костела, который начинал строить в 1668 году поляк Ян Заор, а в 1671-м продолжил итальянец Джамбаттиста Фредиани.
2.


по бокам башни-часовни, с которых можно было обороняться, так как костел был построен за городом...

3.

заходим в костел. Слева от входа - Св.Христофор со спасенным младенцем, покровитель путешественников, моряков, паромщиков

4.

а справа - как напоминание о бренности мира и всего живого...

5.

а еще правее - в маленьком закругленном помещении башни-часовни в солнечных лучах предстала вот такая хрестоматийная сцена...

6.

в правом боковом нефе вас встретит молящаяся Дева Мария...

7.

здесь же колонны и своды подпирают вот такие атланты...
8.

9.


и могущественные чудища Тифоны...
10.

11.

но глянем повыше, под арку нефа, на которую облокотилась Св. Екатерина - мученица, принявшая смерть за веру в 18-летнем возрасте, в 305 году. Ее хотели провести через страшные пытки колесами с шипами, которые должны были раздробить ее тело. Но сошедший с небес ангел избавил девушку от этих мук. Император Максимин, добивавшийся Екатерину и ее отречения от христианства, повелел, в конце концов, отрубить упрямице голову... Святая считается небесной покровительницей итальянской коммуны Слудерно и российского города Екатеринбурга.

12.

Св.Барбара - Варвара , еще одна великомученица, принявшая смерть в 306 году. Ее отец-деспот Диоскур сперва заточил ее в башню за красоту, а потом выпустил, но узнав, что дочь стала исповедовать христианство, устроил ей страшные пытки: девушку бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Илиополя Финикийского, где все это происходило, Мартиан дал отцу право обезглавить Варвару. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток Варвары. А Диоскура и Мартиана постигло возмездие, они были сожжены молнией.

13.


Нападение в 383 году в Кельне на Св. Урсулу и ее благочестивых дев гуннов, истребивших их всех...

14.


а вот один из сводов правого нефа над другой святой - Аполлонией (она ниже справа):
15.

Аполлония Александрийская — раннехристианская мученица времен императора Деция. Погибла, бросившись в костер, после того, как язычники выбили ей зубы и всячески истязали 9 февраля 248 или 249 года.

16.


а это в центральном нефе - с левой стороны от входа. Верхняя часть амвона (балкончика, с которого выступают пасторы) с ангелом. Слева - один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа Св.Бартоломей - Варфоломей . Он проповедовал в Индии и в Армении, где на Арташатском холме встретился с апостолом Иудой Фаддеем (этих учеников Христа Армянская церковь почитает своими основателями). Был зверски замучен язычниками...

Еще левее Варфоломея - Св. Симон с орудием своих пыток - пилой в правой руке... Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа - был заживо распилен пилой...

17.

Этот амвон в стиле рококо в начале XIX века соорудили в костеле Джованни Беретти и Никола Пиано из Милана, которые ремонтировали храм.

18.

и не могу удержаться, чтобы не показать в другом ракурсе, чем в прежнем посте, этот шедевр - ладью-люстру, подаренную костелу в 1905 году латышскими мастерами, которая свисает с центрального купола перед алтарем носом ко входу.

19.


алтарь со святыми. Ниже покажу картины и скульптуру на правой стороне алтарной стены

20.

глава святого воинства Архангел Михаил попирает дьявола...

21.

Мария Магдалина де Пацци - католическая святая, монахиня-кармелитка. Родилась 2 апреля 1566 года в одной из знатнейших и богатейших флорентийских семей. После серьезной болезни принесла вечные обеты, став кармелиткой. Болезнь отступила. После ее смерти 25 мая 1607 года тело монахини осталось нетленным...

22.

Святая Маргарита Антиохийская (католич.), святая Марина (правосл.) — христианская дева, почитаемая в лике великомучениц. Подает исцеление больным, утешение скорбящим, исправление и прощение живущим во грехах, спасает от голода, сохраняя посевы от разгула стихий...

23.


На своде над алтарем на латыни написано: "Церковь Божья построена, благодаря великому упорству Петра"

24.

и снова переходим в правый неф. Здесь, под сводами одной из капелл, видим сцены мученичества Христа
25.

26.

а этим амурчикам только попадись...
27.

28.

ангел в полете

29.


а это в левом от входа нефе - сценка из греческой мифологии с отсечением головы Медузы Горгоны Персеем...

30.

в этой же части костела есть еще и такая аллегория...

31.

в центральном нефе на левой стене - Св.Себастьян (Нарбонна — 288, Рим) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик, пронзенный стрелами по приказу императора Диоклетиана, но выживший. После этого был забит камнями и сброшен в Большую Клоаку (часть системы канализации в Древнем Риме)...

32.

В левой части костела находится малый алтарь Девы Марии - Всемилостивейшей Царицы-заступницы, как значится на латыни под образом Богоматери: «Sanctorum Regina Calorum de Gratus». Богородица на картине, защищая грешников, перехватывает стрелы, которые направляет Христос, по велению Бога-Отца, в людей за их грехи...

33.

на колоннах, поддерживаемых атлантами, аллегории Луны и Солнца. От колонны с дамой, держащей полумесяц, слева - Бог-Отец , а справа - апостол Андрей Первозванный — один из учеников Иисуса Христа, брат апостола Петра. Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года. На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
34.

35.

и еще в костеле я увидел довольно редко встречающуюся в христианских храмах фигуру незаслуженно забытого Святого - Иосифа Обручника , названого мужа Девы Марии, отчима Иисуса Христа. Про него и написано в Новом Завете немного, а жаль. Ведь Христа не случайно иногда называют и "сыном плотника" (по профессии отчима). Иосиф был настоящим праведником и служил Марии и ее сыну Божьему верой и правдой...

36.


выходим из костела. Над входом лучи заходящего солнца золотят фигуры ангелочков и рыцарские атрибуты ушедшей эпохи...

Настоящая «жемчужина барокко», костел Святых апостолов Петра и Павла по праву считается одним из наиболее выдающихся литовских памятников барокко. Находится он в Вильнюсе в самом начале улицы Антакальнё. Костел был освящен в 1701 г.
Хотя костел много раз реставрировали, он сохранился без каких-либо существенных изменений.
В помещениях прилегающего к костелу с 1677 г. монастыря латеранских каноников (августинцев) в XIX в. были устроены казармы российской армии.
До 1940 г. на просторной площадке перед костёлом в день храмового праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) проходили многолюдные ярмарки. В период между двумя мировыми войнами их занимала польская армия. В 1942 г. (время Второй мировой войны) костел был заметно поврежден. После Второй мировой войны здесь же размещалось Вильнюсское пехотное училище, а с 1953г. Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО.
Костел Святых апостолов Петра и Павла - римско-католический приходской костел Вильнюсского деканата, памятник архитектуры XVII века. Ныне площадь напротив костела носит имя Иоанна Павла II - папы римского который посетил Литву в 1993 г. Службы в костеле проводятся на польском и литовском языках.

В далекое время на этом месте находился храм языческой богини любви Милды (Мильды). Во времена Альгирдаса на том месте уже стоял небольшой деревянный костел. Во времена Витаутаса он был тоже деревянным. В конце XV в. вильнюсский епископ Таборас обновил уже разваливающийся храм, но в 1594 г. костел сгорел. В 1609-1616 гг. был построен новый деревянный костел, но он в 1655-1661гг. был разрушен царскими войсками России.
Основатель нынешнего каменного костёла - великий гетман литовский Миколас Казимирас Пацас, заложивший храм в исполнение обета, данного за своё избавление из плена у бунтовавших солдат, и в ознаменование отступления русских захватчиков из Вильны. Строительство на горе, некогда именуемой Горой Тауро, было начато зодчим из Кракова Яном Заором в 1668 г. C 1671 г. строительством руководил итальянец Джамбаттиста Фредиани. В 1676 г. строительные работы были завершены.
Костел был построен далеко за тогдашней городской чертой. В целях безопасности его окружили стеной, по углам которой располагались башни-часовни. В основе этого прямоугольного базиликального храма лежит форма латинского креста. Над местом пересечения центрального нефа и трансепта располагается купол с фонарем. По флангам главного фасада находятся две башни.
Двухъярусный фасад украшен строгими колоннами. Рельеф в нише символизирует мир. Костел имеет декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. В нишах слева и справа от большого окна и балкона находятся фигуры святого Станислава и святого Августина. Наверху второго яруса над входом выгравирована надпись: «REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE» («Королева мира, укрепи нас в мире»), обыгрывающая родовое имя инициатора строительства костела М.К. Пацаса. Портал обрамлен колоннами, материал которых имитирует мрамор. Вход увенчан картушем с родовым гербом Пацасов – двойной лилией перехваченной кольцом (Гоздава). На левой, северо-западной, стене храма – написана маслом большая картина, изображающая страшные события эпидемии чумы, свирепствовавшей в Вильно в 1790 году.
В костёле девять алтарей. Главный - во имя святых апостолов Петра и Павла. Остальные - Иисуса из Антакальниса, Девы Марии, Святого Франциска Ассизского, Пяти Ран Иисуса, а также алтари в четырёх часовнях.
Создателями поражающего своей роскошью и изысканностью внутреннего убранства костела (в т.ч стукковых рельефов: смесь гипса и мраморной крошки) были скульпторы Джованни Мариа Галли из Рима и Джованни Пьетро Перти (Перетти) из Милана. В работе принимал участие и мастер из Вильны Мацей Жилевич (М. Жилявичюс).
Работы по лепным украшениям продолжались другими мастерами вплоть до 1704 года.
В результате в костеле находится более 2000 лепных фигур на исторические темы (наиболее значимые события из истории Литвы), библейских (сцены из Нового Завета), аллегорических и мифологических персонажей. Фигуры демонических и фантастических существ, животных и растений украшают великолепный свод костела, а изображенный на куполе Господь смотрит на все это сверху. Справа от входа стоит скульптурная аллегория смерти - человеческий остов с косой, слева - фигура покровителя Вильнюса святого Христофора. Арка часовни Святого Августина украшена двумя барельефами, изображающими головы слонов, что должно напоминать об Африке, где подвизался отец Церкви. Скульптуры и лепные украшения в костеле выполнены из белого стука (стукко, иначе стюк).
Авторство фресок центрального нефа и сакристии, приписывают итальянскому живописцу К.М.П. Паллони. Некоторые искусствоведы считают, что автором фресок и картин был Мартино Альто Монте из Рима при возможном участии Паллони.
В 1803 г. скульпторы Никола Пиано и Джованни Беретти из Милана взялись за обновление костела. Они начали строительство главного алтаря, соорудили амвон в форме лодки в стиле рококо. Слева от главного алтаря в алтаре Иисуса из Антакальниса находится датируемая XVII в. деревянная скульптура Христа с париком из натуральных волос. Считается, что скульптура обладает чудотворной силой.
Свет в костеле дает необычная люстра, напоминающая корабль, которую сделали латвийские мастера в 1905 г.
По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.

Костёл Святых Петра и Павла, Костёл Святых апостолов Петра и Павла, Šventų apaštalų Petro ir Pauliaus bažnyčia, Šventų apaštalų Petro ir Povilo bažnyčia, kościół Śwętych Piotra i Pawła - римско-католический приходской костёл Вильнюсского деканата; памятник архитектуры XVII века (в советский период памятник архитектуры всесоюзного значения); относится к самым выдающимся памятникам барокко Литвы и поэтому нередко называется «жемчужиной барокко». Ансамбль построек монастыря (здания храм и монастыря, а также ограда с воротами) включён в Регистр культурных ценностей Литовской Республики, охраняется государством как объект национального значения. Располагается в самом начале улицы Антакальнё (Antakalnio g. 1/1) в Вильнюсе. Службы на литовском и на польском языках.

История

По традиции считается, что в этом месте находилось языческое святилище богини Милды (Мильды). Предполагается, что на месте нынешнего храма уже во времена Ягайло был построен деревянный костёл, сгоревший в 1594 году. В 1609-1616 годах было выстроено новое, также деревянное, здание. Оно было разрушено во время войны с Москвой 1655-1661 годов.

Основатель нынешнего костёла - влиятельный магнат, великий гетман литовский Михал Казимир Пац, заложивший храм в исполнение обета, данного за своё избавление при бунте в войске, и в ознаменование освобождения Вильны от захватчиков. Строительство было начато зодчим из Кракова Яном Заором в 1668 году. C 1671 года строительством руководил итальянец Джамбаттиста Фредиани.

К 1676 году храм был построен (стены были возведены уже в 1674 году, в 1675 году выведен купол). В следующем году началось строительство монастыря латеранских каноников (августинцев), примыкающего к костёлу и составившего с ним единый комплекс, и отделка интерьера под руководством итальянских мастеров Джованни Пьетро Перти (Перетти) из Милана и Джованни Мариа Галли из Рима.

Пац в 1682 году умер, не дождавшись завершения начатого с размахом украшения храма. Перед смертью он завещал похоронить себя под порогом костёла под плитой с надписью „Hic iacet peccator“ («Здесь лежит грешник»). Спустя сто лет в конце XVIII века удар молнии расколол надгробную плиту. Она была вмурована в стену справа от входа, гроб гетмана был закрыт плитой без надписи. В костёле в 1808 году монахами был сооружён памятник Пацу с эпитафией на латинском языке.

В начале XIX века Джованни Беретти и Никола Пиано из Милана ремонтировали храм и соорудили амвон в стиле рококо.

На просторной площадке перед костёлом в день храмового праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) проходили многолюдные ярмарки (до 1940 года). В помещениях прилегающего монастыря (ул. Сапегос, бывшая Суворова) в XIX веке были устроены казармы российской армии. В период между двумя мировыми войнами их занимала польская армия. После Второй мировой войны здесь же размещалось Вильнюсское пехотное училище, а с 1953 года Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО.

Реставрационные работы 1871-1878, 1901-1902, 1944-1946 годов значительных изменений в облик храма не вносили. В 1954 году кровля всего храма была покрыта новой жестью. В 1968 году было введено центральное отопление. В 1969-1974 годах были перекрашены наружные стены.

После Второй мировой войны в костёл Петра и Павла в 1953 году были перенесены мощи святого Казимира из кафедрального собора святого Станислава, превращённого советскими властями в склад, затем в Картинную галерею. Реликвия была установлена в главном алтаре храма. До возвращения кафедрального собора верующим и торжественного переноса в собор мощей святого Казимира в 1989 году костёл Петра и Павла выполнял функцию главного католического храма Вильнюса.

Площадь перед костёлом названа именем папы римского Иоанна Павла II, посетившего Литву в 1993 году.

Архитектура

Построенный далеко за тогдашней чертой города, костёл для безопасности был окружён стеной с башнями-часовнями по углам. Храм базиликальный, прямоугольного плана с формой латинского креста в основе. Над пересечением трансепта с центральным нефом располагается купол с фонарём. Главный фасад фланкирован двумя башнями, круглыми в первом ярусе и восьмигранными в верхних ярусах.

Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.

Надпись вверху второго яруса над входом на латинском языке „REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE“ («Королева мира, укрепи нас в мире») обыгрывает родовое имя фундатора Паца. Портал обрамляют колонны из имитации мрамора. Над входом помещён картуш с родовым гербом Пацев - двойная лилия с кольцом (Гоздава).

Интерьер

Центральный неф

Аллегория смерти

В костёле девять алтарей; главный - во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные - Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях). Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше. Останавливавшийся в Вильне в апреле 1862 года проездом в Германию русский драматург А. Н. Островский в своих дорожных записках отмечал:

Снаружи костёл не представляет ничего особенного; но внутри стены и купол унизаны лепными работами в таком количестве, что едва ли где-нибудь ещё можно найти подобную роскошь.

Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы. Скульптуры и лепные украшения выполнены из белого стука (стукко, иначе стюк). Справа от входа стоит скульптурная аллегория смерти - человеческий остов с косой, слева - фигура покровителя Вильнюса святого Христофора. Арка часовни Святого Августина украшена двумя барельефами, изображающими головы слонов, что должно напоминать об Африке, где подвизался отец Церкви.

Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем (М. Жилявичюс) в 1677-1685 годах.

Работы по лепным украшениям продолжались и позднее, другими мастерами, до 1704 года. Автором фресок центрального нефа и сакристии, как полагают, является итальянский живописец К. М. П. Паллони, по другим сведениям автор фресок и картин - Мартино Альтомонте из Рима при вероятном участии Паллони.

Главный алтарь, выполненный скульпторами А. С. Капони и Пенсом в 1700-1701 годах, был продан в конце XVIII века и увезён в костёл местечка Бочки (Польша). Нынешний алтарь создан в начале XX века. Слева от него находится алтарь Иисуса Антокольского с деревянной скульптурой Христа (XVII век; автор неизвестен) с париком из натуральных волос, привезённая в 1700 году из Рима как дар папы римского. Скульптура перенесена сюда из костёла Господа Иисуса (тринитариев) в 1864 году. Она выделяется особой экспрессивностью и моделировкой и, как считается, обладает чудотворной силой.

В пресбитерии помещена картина Франциска Смуглевича «Прощание свв. Петра и Павла» (1804) и четыре скульптуры Казимира Ельского.

В начале XIX века проведена частичная реставрация декора, в ходе которой были заменены картины в алтарях капелл Женщин и Рыцарей. В центральном нефе был установлен амвон в форме лодки в стиле рококо.

Возле алтаря Девы Марии находится большая (172 Х 237 см) картина, изображающая ужасы эпидемии чумы, свирепствовавшей в Вильно в 1710 году, и защищающую жителей города от заразы деву Марию Милосердную (написана масляными красками по дереву в 1761 году, поновлялась в 1856, 1903 и 1957 годах; утратив первоначальный вид, картина интересна скорее как документ истории города, нежели произведение искусства).

Для освещения костёла служит необычная люстра в форме корабля, созданная мастерами Латвии в 1905 году. В XIX-XX веках у входа в костёл стояли две литавры, как утверждается в путеводителях по Вильнюсу А. Г. Киркора, А. А. Виноградова, Ф. Н. Добрянского и других авторов, турецкие, отнятые Пацом в битве под Хотином при Сигизмунде III (1621).. Сейчас они перемещены в капеллу Святого Августина в левом нефе храма.

Костел Святых Петра и Павла - приходской костел в ; одна из наиболее посещаемых достопримечательностей . Нередко этот костел называют «жемчужиной» литовского барокко. Благодаря своей популярности, он входит в по версии нашего сайта.

Предположительно на месте, где сегодня стоит костел Святых Петра и Павла, когда-то был языческий храм богини любви Милды. На смену ему в XIV веке, во времена правления князя Ягайло, был возведен деревянный храм, который вскоре сгорел. Основателем нынешнего здания был влиятельный литовский магнат и выдающийся гетман Михаил Казимир Пац.

Во второй половине XVII века он поручил строительство храма зодчим из Кракова. Отделка интерьера была поручена итальянским мастерам. Пац так и не дожил до окончания строительства. В его честь литовские монахи воздвигли в костеле памятник. Также, в храме хранится надгробная плита гетмана.

Над входом в костел можно увидеть надпись на латыни - обращение к Богоматери с просьбой о мире. Особое внимание стоит уделить интерьеру этого архитектурного шедевра. Такая красота редко встречается в храмах. Здесь сотни аллегорических и мифологических персонажей, библейских персонажей, исторических событий, заключенных в лепнину, и прочих картин.

Вся лепнина выполнена из белоснежного мрамора - стукко. В 1700 году в костеле появилась деревянная фигурка Иисуса Христа, подаренная Папой Римским. Эта фигурка особенно почитаема прихожанами, так как обладает чудодейственной силой исцеления. Над алтарем Девы Марии можно увидеть картину 1710 года, изображающую эпидемию чумы и чудесное избавление от нее.

В этом римско-католическом храме регулярно проходят службы на литовском языке и польском. Вход всегда свободный, поэтому в нем всегда многолюдно. Территориально достопримечательность находится на улице Antakalnio Gatva. Добраться туда можно на автобусах 2-4, 14, 17. Костел открыт ежедневно с 10 часов утра.

Фото достопримечательности: Костел Святых Петра и Павла

Костел Святых апостолов Петра и Павла — один из наиболее выдающихся памятников барокко не только в Вильнюсе, но и во всей . Расположен он по ул. Антакальнё. Несмотря на то, что здание пережило множество реставраций, до наших дней оно сохранилось без существенных изменений.

Согласно мнению историков, на месте храма в дохристианские времена располагалось языческое святилище богини Милды. Спустя значительный промежуток времени на том месте по приказу князя Ягайло (потомка Великого Гедимина) был возведен деревянный костел, сгоревший при пожаре в конце XVI столетия.

Во второй половине XVII столетия на том же месте было возведено третье культовое сооружение – костел Святых Петра и Павла. Инициатором строительства выступил литовский магнат Казимир Пацас, он же выделил и требующуюся для этого сумму денег. Начало строительства пришлось на 1668 год. Составление проекта было доверено итальянскому архитектору Д. Фредиани. К сожалению, Пацас так и не дожил до окончания строительства.

Последнее волеизъявление литовского магната было следующим: похоронить его под порогом костела, а на одной из плит порога должна присутствовать надпись «Здесь покоится грешник». Спустя сто лет после похорон эта надгробная плита была расколота молнией, что дает основание согласиться с надписью – по всей видимости, Казимир Пацас действительно успел нагрешить. После того случая плита с надписью была вмонтирована в другое место – в стену костела, где она по сей день и находится.

Костел был расположен на значительном расстоянии от города, поэтому с целью безопасности его окружали стеной с угловыми башенками-часовнями. В основу строения положены очертания латинского креста. Купол с фонарем располагается как раз над местом пересечения центрального нефа и трансепта.

С обоих боков главного фасада находится по одной башне. Каждый из 2-х ярусов фасада украшен полукруглыми белыми колоннами. Ниша отделана рельефом, символизирующим мир. Здание имеет весьма необычно оформленный портал и балкон с деревянной балюстрадой.

Центральное окно второго этажа с 2-х сторон «охраняют» скульптуры святых Станислава и Августина, расположенные в нишах. Прямо над балконным окном на латыни выгравирована надпись: «Королева мира, укрепи нас в мире».

Над входной дверью расположен картуш с изображением родового герба Пацасов – лилиями в кольце.

Первое, что впечатляет зашедших внутрь помещения – это картина, на которой изображены события, происходившие в Вильно в 1790 году во время эпидемии чумы.

Поражает количество (около 2 тыс.) и красота стукковых рельефных фигур, посвященных различным историческим событиям и библейским сценам. Свод костела украшен множеством фигур животных и сказочных существ, а Господь смотрит сверху на все это. С обеих сторон от входа установлены две скульптуры: справа – смерть (в виде скелета с косой),

а слева – святой Христофор (покровитель Вильнюса).

С левой стороны от главного алтаря (а их в костеле 9) находится главная святыня – скульптура Христа, выполненная из дерева. Это подарок от папы римского, доставленный в костел в 1700 году.

Loading...Loading...