Кто такие Гог и Магог. За какие заслуги они стали столь известны? Смотреть что такое "гоги" в других словарях Высказывание в коране о гог и магог

Кого-то в детстве пугали «бабайкой», а кому-то грозили: «Вот гога и магога придут и тебя заберут!» Вряд ли, произнося эту фразу, товарищи взрослые вкладывали в это понятие истинный смысл. В словаре Ефремовой, как и в Большом справочнике русских поговорок, определяют его так: гог и магог - это всемогущий, внушающий ужас. В других источниках даются более конкретные, исторические понятия.

Представление в христианстве

Согласно библейскому учению о конечных судьбах человека и мира, народы гога и магога - враждебные, воинствующие, которые придут в последний миг, чтобы истребить оставшихся приверженцев христианства. Конец света сейчас всплывает не только в бытовых разговорах. Эту тему подогревают многочисленные средства массовой информации. Показывают людей, строящих бункеры с вековыми запасами провизией, стационарными электростанциями и прочими коммуникациями и предметами обихода, которые смогут поддерживать нормальную жизнедеятельность. Гога и магога, согласно некоторым толкованиям, и должны стать той разрушительной сатанинской силой, которая уничтожит все окончательно.

Это не все определения, которые выведены в религиозных учениях. Под именем «Гог» предполагается ведущий, главный предводитель, стоящий впереди всего враждебного войска. «Магога» имеет свой статус. Это страна, а значит, что и народ ее населяющий. Все эти люди подвластны великому Гогу, послушные его велению, поклоняющиеся его философии и мировоззрению, верующие в его предназначение.

И все же чаще всего гога, магога - это народ, который должен в определенное время возглавить князь Рош. Ему тоже дается несколько определений. Сын Вениамина, который умер, не оставив наследников. Другая интерпретация, более общая - начальствующий, глава, великий князь в оригинале. Были даже высказаны предположения, что за этим названием предполагают Россию, как землю, царствует над которой могучий Гог.

Ветхий Завет упоминает сына Яфета Магога, зачинателя рода у поселений, находящихся севернее Палестины. Гог, по некоторым предсказаниям, должен привести войска кочевников на Израиль. Варварский враждебный Север символизируют они в иудейской культуре.

Согласно легенде, загнал это народы на Восток, на самые крайние его территории. Придет время, они освободятся, ворвутся на христианские земли, разрушат все вокруг, исторически сложившийся мир.

Апокалипсис - период, когда все рушится

И еще одно слово, которое сегодня чаще всего трактуют в далеком от изначального определения - Апокалипсис. Сейчас оно в основном воспринимается большинством как конец света. В библейском «Апокалипсисе» описывается ситуация, когда мир будет рушиться. Именно в этот момент сам Сатана сойдет на Землю. Он призовет к себе на службу царя Гога с земли Магога.

А с ним народ, число которого будет больше, чем морского песка. Магоги будут давить, пытать, истреблять людей, стирать их с лица земного. И становится ясно, что Апокалипсис - это не крушение всего мира, это глава Библии. А перевод с греческого дает точное описание - это есть Откровение, последняя библейская книга. В ней излагает свои видения.

В исламе

В исламе у гога и магога есть свое имя - Йаджудж и Ма-джудж. Это также воинствующие племена, выступающие против Божьего народа. Практически в любой трактовке их нашествие связывают со Страшным судом и пришествием Мессии.

«Война гога и магога» - именно так называют битву между внешним и внутренним, согласно учению каббалы. Результат победы в этой схватке - избежание разрушительных последствий от столкновения двух сил. Эта война приписывается народу Израиля. И она не ведется с помощью доступного материального оружия - атомных снарядов, бомб, ракет и автоматов. Сейчас это трактуется как битва внутреннего мира с внешними реалиями. Сражения между желаниями и действительностью в духовном значении.

В современном мире многие дают это громкое название предполагаемой в ближайшее время ядерной битве Запада с альянсом, который возглавит Россия. Именно этой войне присваивают звание «разрушителя» - действий, которые превратят мир в пыль. Когда-то эту сомнительную славу приписывали в предсказаниях Наполеону во времена его затяжных битв и завоеваний.

Современность

Современные политики часто используют выражение «гога и магога». Значение при любой трактовке сводится к одному - это разрушающая все вокруг сила. В связи с участившимися упоминаниями и предсказаниями конца света звучит все чаще это Библейское описание.

Любая война, по сути своей, - борьба за свою веру, за духовные и материальные устои. Народ-разрушитель сложившегося мира под предводительством Сатаны, какое имя ему бы ни дали, пугает не меньше, чем Армагеддон. Поэтому политологи, историки снова и снова обращаются к учениям многовековой давности, где, не предполагая о сегодняшней реальности, так точно описаны предшествующие любому перевороту признаки.

Литература, мнение писателей

Любопытно, что это выражение пришло в популярный оборот в качестве синонима «ужасающий, подавляющий, властвующий». Еще великий Николай Васильевич Гоголь упоминал в одном из диалогов героев «Мертвых душ»: «какой гог-магог», который и за копейку зарежет. Тем самым характеризуя человека как продажного и беспринципного, из-за того внушающего больший ужас.

Армагеддон - бессмысленная война

Армагеддон - это война против всех. Бессмысленная по итогу, недопустимая, но ожидаемая, отраженная во многих кинолентах и литературных произведениях. Прикрываясь ложной идеологией, во многих уголках Земли ведутся боевые действия, поражающие своей разрушительной силой и абсолютной бессмысленностью. И если изначально упоминаемых во всех известных религиозных описаниях «гога-магога» относили к земле верных, к Израилю, то сегодня эти определения можно отнести к любым вторжениям и военным конфликтам. К сожалению, предотвратить царящий хаос не получилось, несмотря на предсказания. Хочется верить, что конец света и предшествующее нашествие «народов с Севера» останется в описаниях в теории, а не станет историческим фактом.

Гог и Магог — персонажи религиозного эпоса в иудаизме, христианстве и исламе — жестокие, кровожадные народы. В современном смысле словосочетание Гог и Магог означает — ужас, страх, кошмар, всё разрушающая сила. При этом, в связи с масштабом бедствий от нашествия Гога и Магога, фразеологизм приобрел значение чего-то значимого, могущественного, главного, потому выражение «Гог и Магог» имеет синонимы важная персона, важная особа, птица высокого полета, персона, большая шишка

Гог и Магог в иудаизме

В Книге Йехезкель (гл. 38 и 39) сказано, что в конце дней придет на Землю Израиля народ с севера, чтобы завоевать её, но Господь не допустит этого
2. Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог
8. …в конце лет придешь ты в страну, освобожденную от меча, собранную из народов многих, которые были опустошенными всегда, но (народ Йисраэйля) был выведен из народов, и поселились в безопасности все они.
9. И поднимешься, как великое бедствие придешь ты. Как туча, покрывающая эту землю, будешь ты и все отряды твои, народы многие с тобой
11. И скажешь ты: «Поднимусь на страну неукрепленную, пойду на успокоившихся, обитающих в безопасности, – все они обитают без стены, ни засова, ни дверей нет у них»
12. Чтобы грабить грабежом, добыть добычу, наложить руку твою на развалины заселенные (вновь) и на народ, собранный из народов, обретший стада и богатство, на обитающих на пупе земли
15. И придешь ты с места твоего, с окраины севера – ты и народы многие с тобой, всадники на конях все они, толпа огромная и войско великое
16. И поднимешься на народ Мой Йисраэйль, как туча, чтобы покрыть эту землю. В конце дней будет это, и приведу Я тебя на землю Мою, чтобы знали Меня народы, когда освящусь Я через тебя пред глазами их
18. И будет в день тот, в день прихода Гога на землю Йисраэйля, – слово Г-спода Б-га! – возгорится гнев Мой в ярости Моей
21. Но призову на него (на Гога) меч на всех горах Моих, – слово Г-спода Б-га. Меч каждого будет против брата его.
22. И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и на отряды его, и на народы многие, которые с ним.
23. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я – Г-сподь

Гог и Магог в христианстве

В Апокалипсисе (гл. 20, ст. 7) говорится, что
7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков

Гог и Магог в исламе

В Суре 18 Аль-Кахв «Пещера» Гог и Магог названы Яджудж и Маджудж. Во время своего путешествия праведник Зуль-Карнайн помог народу, жившему между двумя горами (Две горы — это горы в Азербайджане и Армении. Согласно другой версии, эти горы находятся в Туркестане) спастись от притеснения народов Яджудж и Маджудж
18:94. Когда эти люди обнаружили силу и мощь Зу-ль-Карнайна, они попросили его установить преграду между ними и Йаджуджем и Маджуджем (Гогом и Магогом), которые часто совершали набеги на них и опустошали их землю. Эти люди предложили уплатить ему дань
18:95. Он им ответил: «Аллах даровал мне могущество и власть. Это — лучшая плата для меня». Он стал возводить преграду, потребовав от них помочь ему людьми и орудиями труда, чтобы выполнить их просьбу
18:96. Он попросил собрать для него куски железа, из которых он устроил высокую преграду, соединив ею два крутых склона. Затем он приказал людям разжечь огонь и раздувать его, пока железо не раскалилось. Потом он вылил на неё расплавленную медь, и в результате получилась прочная сплошная стена — заграждение
18:97. И не могли племена Йаджуджа и Маджуджа ни подняться на преграду, ибо она была очень высокая, ни пробить её, ибо она была очень прочная

Историки спорят о том, какие народы подразумевали священные книги иудеев, христиан и мусульман под именем Гог и Магога. В разные времена в разных странах ученые называли армию Александра Македонского, Гуннов, Монголо-Татар, Скифов, Славян, Племена времен царя Дария I, вторгшиеся через Мидию на Ближний Восток

Употребление понятия «Гог и Магог» в литературе

- «Дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу, зарежет, за копейку зарежет! Он да ещё вице-губернатор — это Гога и Магога» (Гоголь «Мертвые души»)
- «Вон катит, полюбуйтесь, какой гог-магог, — заключил исправник, указывая глазами на идущего управителя» (Писемский «Леший»)
- «…они готовятся насладиться стычкой Гога и Магога — Туберозова с Термосеевым» (Лесков «Соборяне»)

[евр. , ], в христ. и иудейской эсхатологической традиции имена варварских народов, к-рые завоюют Палестину или христ. ойкумену в последние времена. В пророчестве Иезекииля , давшего начало этой традиции, Г.- вождь завоевателей, М.- название его земли.

В библейской традиции

Нек-рые народы, названные в пророчестве Иезекииля о нашествии Г., упоминаются уже в библейском списке сыновей Ноя (Быт 10) как потомки «сыновей Иафета» (Быт 10. 1-5), расселившиеся «в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт 10. 5). У Иафета было 7 сыновей (LXX 8): Гомер, М., Мадай, Иаван, [Елиса], Фувал, Мешех и Фирас (10. 2), а среди сыновей Гомера упоминается Фогарма (10. 3; ср.: 1 Пар 1. 5-6).

Прор. Иезекииль (Иез 38-39) предсказывает, как «после многих дней» «в последние годы» (Иез 38. 8) «верховный князь» Г. из страны М. (LXX предлагает вариант перевода евр. слова (глава, главный) как имени собственного - ῾Ρώς) во главе великого войска пойдет по воле Господа против вернувшегося из плена Израиля. В составе его армии будут воины от Мешеха и Фувала, от Гомера и из «дома Фогарма» «от пределов севера», а также Парас ( - Персия), Куш ( - Эфиопия) и Пут ( - Ливия?) (38. 1-9). Г. замышляет разграбить и разорить землю Израиля. Но пророк предрекает, что Божий гнев падет на Г., его временная победа над Израилем послужит только тому, чтобы показать славу Господа «перед глазами их» (38. 10-16). Г. в этом пророчестве олицетворяет врага, о к-ром говорили прежние пророки: с его приходом «произойдет великое потрясение на земле Израилевой», вся его земля будет разрушена (38. 17-20), но в конце концов поражен будет и сам Г. (38. 21-23). После того как Господь поразит Г. и его орды, пришедшие «на горы Израилевы», их мертвые тела пожрут птицы и звери (39. 1-8). 7 лет «жители городов Израилевых» будут сжигать оружие армии Г., а когда Г. найдет свою могилу в долине Аварим («долина прохожих»), в Заиорданье, в течение 7 месяцев будут хоронить мертвые тела его воинов, пока «вся земля» не будет очищена. В завершение Господь приготовит из погибших орд жертвенную трапезудля птиц и зверей (39. 9-20).

Все это, по словам пророка, произойдет для того, чтобы народы познали славу Господа и поняли, что Господь карает Израиль за его грехи. Но и Израиль должен понять, что Господь хочет быть его Богом «от сего дня и далее»; после возвращения из плена он должен терпеть унижение и признать, что Господь показал Себя Богом Израиля и в изгнании, и после возвращения (Иез 39. 21-29).

Географическая локализация и имена Г. и М.

Большинство исследователей определяют место существования Г. и земли М. (М. упом. в списке народов в Быт 10 и в описании народов, составляющих армию Г.- Иез 38) на северо-востоке от Израиля: в Анатолии или в Сев. Месопотамии. Исходя из того, что в Иез 38. 5 перечисляются названные уже в Иез 27. 10 армии из Персии, Эфиопии и Ливии (см.: Zimmerli . 1969. S. 643-644, 948-949), исследователи с уверенностью локализуют Мешеха во Фригии, Фувала в Киликии, Гомера на Армянском нагорье, а дом Фогарма на территории вост. Киликии (Иез 38. 2, 6) (Ibid. S. 652-653, 788-789, 947-949). Большинство др. народов, упомянутых в Быт 10. 2-5, также географически связаны с этой частью мира (жители Фарсиса, Киттим, Мидийцы и др.).

Если в вопросах географической локализации Г. и М. значительных разногласий не существует, то этимология и смысл этих имен остаются предметом дискуссий. Мнение ранних толкователей о них как о народе скифов (Ios . Flav . Antiq. I 6. 1 со скифами отождествляется М.; ср.: Ios . Flav . De bell. VII 7. 4) поддерживал еще Ю. Велльгаузен (Israelitische und jüdische Geschichte. B., 18973. S. 149). Распространенная в совр. лит-ре гипотеза, что Г.- это мидийский царь Гиг (аккад. ) (ок. 670 г. до Р. Х.), а земля М. соответственно - Лидия, восходит к Ф. Деличу (Herrmann . 1924. S. 245; Zimmerli . 1969. S. 942). Нек-рые исследователи, принимая во внимание те же датировки, связывают Г. с династией Гага Сев. Ассирии, к-рая упоминается в текстах Ашшурбанипала (D ü rr . 1923. S. 98-99). Ряд ученых ассоциируют библейского Г. с упомянутой в амарнских письмах (№ 1. 38) территорией «Гага», к-рая, согласно контексту (где также названы Ханигальбат и Угарит), находилась на севере Сирии, возможно, в окрестностях Кархемиша (Gressmann . 1905. Р. 182-183).

Среди исследователей, считающих Иез 38-39 послепленным текстом, распространена т. зр., что Г. мог быть военачальником армии молодого персид. царя Кира (ок. 400 г. до Р. Х.), а также, что имя Г. могло быть использовано как псевдоним для Александра Великого (Обзор толкований имен см.: Rowley H . H . The Relevance of Apocalyptic. L., 1963. P. 33-37; Zimmerli . 1969. S. 940-942; Herrmann . 1924. S. 244-245). Имя М. в таком случае понималось либо как искусственная форма в значении «земля Гога» (Zimmerli . 1969. S. 941), либо как «гебраизированное» имя от аккад. ( в амарнских письмах (D ü rr . 1923. S. 98-99; Herrmann . 1924. S. 245)). В лит-ре представлена и позиция, согласно к-рой первичным является название страны, а имя Г. было образовано от него (Wevers . 1969. P. 284).

Ряд исследователей объясняют имена Г. и М. как мифические: они произведены от шумер. «тьма», т. о., М.- это «земля тьмы», а Г.- персонификация тьмы или же «вождь и представитель сил, враждебных Богу» (Lauha . 1943. P. 71). Другие усматривают связь этих имен с аккад. богом Гага, к-рый упоминается в эпосе Энума Элиш (Herrmann . 1924. S. 244).

Эсхатологические мотивы пророчества Иезекииля и развитие традиции в поздней литературе

По структуре Иез 38-39 принадлежит к ветхозаветным пророчествам, построенным по схеме: наказание Израиля - наказание язычников - восстановление Израиля. Новый, отличительный элемент Иез 38-39, видимо предваряющий развитие поздней апокалиптической идеи об эонах (см. Апокалиптика),- идея «двойного эсхатона» (Frost . 1952. P. 91), т. е. «пророк указывает здесь на то, что находится далее ближайшего будущего, т. е. на 2-ю ступень божественного действия после того, что должно произойти в ближайшее время (собрание Израиля из рассеяния)» (Zimmerli . 1969. S. 945). Здесь эсхатологические выражения «после многих дней» (Иез 38. 8) и «в последние дни» (38. 16) вместе с более редким «в последние годы» (Иез 38. 8) получают более конкретное содержание.

В изображении великой эсхатологической битвы (Иез 38-39) виден ряд мотивов, получивших дальнейшее развитие в библейской и постбиблейской лит-рах. Среди таких мотивов: день Господень (день, в к-рый Господь откроет Свой гнев на народы); борьба Господа с силами хаоса (Наум 1. 4; Ав 3. 8; Ис 50. 2-3 и др.) и Его война с (языческими) народами (Ис 14. 24-27; 17. 12-14; Пс 2; 110; 68. 13-19 и др.), к-рая обычно связана с изображением теофании и космических катастроф; враг с севера (богопротивные силы зла и хаоса локализуются на севере - Иер 1. 13-15; 4. 6 слл.; 6. 1 слл.; Иоиль 2. 20 и др.); натиск народов на Иерусалим (Пс 46; 48; 76); жертвенная трапеза (идея, что павшие представляют собой жертвенную трапезу - Иер 46. 10; Соф 1. 7-8; Ис 34. 5-8); мотив мира - сожжение оружия (Ис 9. 5; Пс 45. 10) и др.

Мотив ожидания «отдаленного будущего», характерный для Иез 38-39, позволил последующим раввинистической и христ. традициям отнести событие нашествия и гибели армий Г. в более далекое будущее.

Особый интерес к пророчеству Иезекииля о великом царе последних времен Г. виден уже в переводе мессианского пророчества Валаама в LXX Числ 24. 7, где Г. противопоставлен моавскому царю Агагу. Др. вариант Септуагинты - Ам 7. 1, где имя Г. встречается вместо (покос), как и вариант Числ 24. 7,- показывает достаточно раннее возникновение связи между представлениями о войне царя Г. и о приходе Мессии.

Описания решающей последней войны занимают важное место в апокрифах. Напрямую от Иез 38-39 зависит изображение конца мира в 3-й Сивиллиной книге (3 Сив 663-650; здесь же упом. Г. и М. как названия стран между реками Эфиопии - 3 Сив 319, 512; ср. также: 5 Сив 101-110). В образах кн. Еноха (1 Енох 56) Г. и М. истолковываются как дикие орды парфян, к-рые тогда постоянно угрожали набегами (ср.: Ис 24. 21; 1 Енох 90. 16-19; 2 Вар 70. 7-10). Г. и М. понимаются в агаде как эсхатологические враги Израиля.

Г. и М. в НЗ

Если у прор. Иезекииля Г.- имя царя завоевателей, а М.- их территория, то в Откровении Иоанна Богослова Г. и М.- это названия народов, составляющих языческие орды, к-рые в конце тысячелетнего царства Христа (см. Хилиазм) после 1-го воскресения двинутся для последней битвы с народом Божиим, но будут попалены огнем суда Божия (Откр 20. 7-9). Общий план апокалиптики прор. Иезекииля и его кульминационный момент - битва народов Г. и М.- сохраняются в Откровении Иоанна. Мессианскому царству из пророчества Иезекииля (Иез 37) соответствует тысячелетнее царство Христа (Откр 20. 4-6); нашествию орд Г. и их уничтожению (Иез 38-39) - приход ведомых сатаной Г. и М. для уничтожения «стана святых и города возлюбленного» (Откр 20. 7-10); воскресению мертвых - последний суд (20. 11-15); Новому Иерусалиму (Иез 40 слл.) - новое небо, новая земля, новый Иерусалим (Откр 21).

В ранней иудейской литературе

Такая схема - пришествие армий Г. и М. после мессианского царства - сохраняется и в самых ранних примерах раввинистической лит-ры (Billerbeck . Kommentar. Bd. 3. S. 832-837). В палестинских таргумах большую роль в этой эсхатологической войне играет Мессия, к-рый побеждает пришедших к Иерусалиму Г. и М., при этом возвращение Израиля из плена в отличие от пророчества Иезекииля происходит уже после победы над Г. и М. (Таргум Псевдо-Йонатана на Числ 11. 26). Предсказание Елдада и Модада (Числ 11. 26-29) было воспринято как пророчество о царе из земли М. (Таргум Псевдо-Йонатана) или о Г. и М. (Таргум фрагментов). Раввин Неемия, ученик Акивы, также говорит о предсказании Елдада и Модада о Г. (Санхедрин 17а).

Иосиф Флавий (Ios . Flav . De bell. VII 7. 4) упоминает легенду о том, что Александр Великий на дальнем севере за горами Каспийского м. заключил кочевые варварские народы (скифов) железными вратами (ср.: Plin . Sen . Nat. hist. VI 15). Он отождествляет скифов с Г. и М. (Ios . Flav . Antiq. I 6. 1), т. о., легенда о Г. и М. в дальнейшем, прежде всего в христ. традиции, оказалась связанной с легендой об Александре.

В христианской литературе

отцы Церкви часто толковали имена Г. и М. аллегорически, как инструмент сатанинских преследований града Божия в последние времена (Hieron . In Ezech. XI // PL. 25. Col. 356-357; Aug . De civ. Dei. XX 11). Блж. Иероним, ссылаясь на распространенную в его время традицию, аллегорически истолковывал имена Г. как символ «кровли» (tectum) и М. как символ того, кто исходит «из-под кровли» (de tectum). Согласно блж. Августину, Г. символизирует врагов Церкви, из среды к-рых выступает диавол, как «из-под кровли», а М.- самого диавола, к-рый исходит из среды этих людей, как бы покидая временное прибежище, бездну безбожного града. При этом Г. и М. не исторические народы, они представляют собой врагов Церкви, число к-рых «как песок морской». В средневековье Николай де Лира , ссылаясь на блж. Иеронима, развивает это аллегорическое толкование: Г. для него - антихрист, т. к. он одержим диаволом, а М.- символ антихристовых гонителей, к-рые происходят от диавола (Emmerson . 19842. P. 85).

Для традиц. истолкования пророчества характерна вера в то, что с появлением диавола Г. и М. будут освобождены, антихрист возглавит их армии во время последнего величайшего гонения на христиан (Откр 20. 8). Он явится, когда падет Римская империя. Армии соберутся в Иерусалиме или, согласно блж. Августину, на всяком месте, где будут собраны христиане, и поведут войну против народа Божия. В конце концов они будут повержены Самим Христом, Который уничтожит антихриста (Ibidem).

Со временем аллегорическое толкование имен Г. и М. уступает место букв. пониманию предсказания о Г. и М., к-рые уже отождествляются с теми или иными конкретными историческими народами. В Византии мотив вторжения Г. и М. возникает в сер. VII в. (возможно, под впечатлением ситуации арабских завоеваний) в тексте «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» (написано по-сирийски, сохр. также в греч., лат. и слав. переводах). Согласно «Откровению...», Г. и М.- многочисленные дикие племена, отделенные от ойкумены и запертые Александром Великим железными вратами в далеких сев.-вост. окраинах земли, к-рые, согласно пророчеству, «придут на землю Израиля» «в последние времена». Здесь же приводится список 22 царств, заточенных Александром (Истрин . 1897. С. 20, 54; Alexander . 1985. P. 41). После предсказания поражения измаильтянам от последнего императора и наступившего затем периода мира и процветания сир. версия «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» сообщает, что в это время «врата Севера» откроются и заточенные племена ворвутся в ойкумену. Автор описывает бедствия и гонения на христиан и нечистоту Г. и М. Но по прошествии одной седмицы (7 лет?) они соберутся в долине Иоппия в Палестине, где будут уничтожены «одним из глав ангельского воинства», т. е. архангелом. После их исчезновения 7 лет в Иерусалиме будет править последний рим. император. Он поместит свою диадему на Животворящее Древо Креста Господня и тем самым окончательно передаст земную власть Богу. Но перед установлением Царства Божия властью на короткое время завладеет антихрист.

В отличие от библейской и ранней патристической традиций, где Г. и М. являются инструментами действий самого антихриста в период его правления на земле и их нашествие происходит одновременно с его явлением, у Псевдо-Мефодия Г. и М. возникают накануне прихода антихриста и еще до его воцарения они должны быть уничтожены. Эта традиция представлена в лат. «Тибуртинской сивилле» (XI в., содержит более ранние предания), к-рая, хотя и изображает явление антихриста до освобождения варваров, все же предрекает приход великого императора: он разгромит Г. и М. до того, как антихрист окончательно установит свою власть(Alexander . 1985. P. 185). В этом случае Г. и М. не армии антихриста, но знаки войн и опустошений, к-рые предшествуют антихристу.

В «Славянском Откровении Даниила» (написано в Византии в сер. IX в., сохр. в слав. переводе) Г. и М. появляются не в правление последнего императора, но при его непосредственном предшественнике, в др. версиях (IX-X вв.) эти сюжетные линии отсутствуют.

В трактате «О последних временах» Псевдо-Ефрема, к-рый сохранился в лат. рукописях VIII-IX вв. и, возможно, содержит элементы более ранней традиции, возникшей на сир. почве в кон. IV-VII в., отсутствует история Александра Великого, не упоминается и фигура последнего рим. императора. Неизвестные народы появляются просто «в те дни, когда наступит время этих народов»; они определяются как самые дикие (nequissimae), самые нечестивые (profanissimae) и грязные (coinquinatae), питающиеся человеческой плотью и кровью. Автор ничего не сообщает об их последующей судьбе, однако замечает, что «дни их будут сочтены» и «земля (Палестина? - Авт .) обретет покой» (Ibid. P. 186). Кроме того, период всеобщего благоденствия накануне последних времен у Псевдо-Ефрема помещается не до вторжения Г. и М., как обычно, а после их разгрома (Ibid. P. 138-139, 146-147).

Эсхатологические представления о Г. и М. в Византии разделялись далеко не всеми. В IX в. хронисты Георгий Синкелл и Георгий Амартол воспринимали Г. и М. как обычные исторические племена времен царя Дария I, якобы вторгшиеся через Мидию на Ближ. Восток, разорившие Сирию, Финикию и Палестину и вскоре уничтоженные Божественным Промыслом (Georg . Sync . Сhron. S. 295; Georgius Monachus . Chronicon / Ed. C. de Boor. Lpz., 1904. Bd. 1. S. 295). Иоанн Зонара (XII в.), как и мн. более ранние авторы, видел в М. наименование древних скифов (Zonara . Epit. hist. Bd. 1. S. 22). Нек-рые визант. книжники связывали сев. народ «рос» с именем «Гога, князя Роса и Магога» (вариант, к-рый приводит LXX). Этот несуществовавший князь Роса впервые был сопоставлен с народом «рос» Львом Диаконом (X в.) в связи с описанием похода рус. кн. Святослава (Leo Diac . Hist. IX 6).

В поздней зап. средневек. лит-ре антихрист становится неотъемлемой фигурой популярной легенды об Александре Великом. Англ. поэма об Александре (Kyng Alisaunder, XIV в.) изображала освобождающего Г. и М. антихриста разрушителем дела Александра Великого (Emmerson . 19842. P. 85-86). Мн. зап. авторы отождествляли Г. и М. с готами, гуннами, татарами (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 445-446; Вып. 3. Стб. 503) и др. завоевателями. Р. Бэкон писал, что татары опустошают христ. земли, взламывают ворота Кавказа, чтобы привести антихриста к власти (Bacon R . Opus majus / Ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897. Vol. 1. P. 268-269; см.: Anderson . 1932. P. 9-14). В «Повести временных лет» как Г. и М. упоминаются половцы и сев. народы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 224-226). В Зап. Европе в текст «Романа об Александре» история строительства стены против Г. и М. была включена лишь в XIII в. Тогда же Петр Коместор выдвинул гипотезу о том, что Г. и М. являются пропавшими 10 коленами Израиля (Emmerson . 19842. P. 86).

Лит.: The History of Alexander the Great: Being the Syriac Version of Pseudo-Callisthenes / Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1889; Истрин В . М . Откровение Мефодия Патарского и апокрифические Видения Даниила в визант. и славяно-рус. лит-рах. М., 1897; Sackur E . Sibyllinische Texte und Forschungen. Halle, 1898. Torino, 1963r; Gressmann H . Der Ursprung der israelitisch-jüdischen Eschatologie. Gött., 1905. (FRLANT; 6); Скабалланович М . Иезекииль // Лопухин . Толковая Библия. Т. 6. С. 189-522; D ü rr L . Die Stellung des Propheten Ezechiel in der israelitisch-jüdischen Apokalyptik. Münster, 1923; Herrmann J . Ezechiel. Lpz., 1924; Anderson A . R . Alexander"s Gate, Gog and Magog and the enclosed nations. Camb. (Mass.), 1932; Lauha A . Zaphon. Helsinki, 1943; Frost S . B . Old Testament Apocalyptic. L., 1952. P. 88-92; Die Rezension l des Pseudo-Kallisthenes / Hrsg. H. van Thiel. Bonn, 1959; Zimmerli W . Ezechiel. Neukirchen-Vluyn, 1969, 19792. 2 Bde; Wevers J . W . Ezekiel. L., 1969; M ü ller H .-P . Ursprünge und Strukturen alttestamentlicher Eschatologie. B., 1969; Die Historia de Preliis Alexandri Magni: Rezension J3 / Hrsg. A. Hilka, K. Steffens. Meisenheim am Glan, 1975; Emmerson R . K . Antichrist in the Middle Ages. Seattle, 19842; Alexander P . J . The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley, 1985; СККДР. Вып. 1. С. 283-285; Kaltner J . The Gog/Magog tradition in the Hebrew Bible and the Qur"an. Points of Similarity and Dissimilarity // Union Seminary Quarterly Review. 1995. Vol. 49. P. 35-48; Tanner J . P . Rethinking Ezekiel"s Invasion by Gog // JETS. 1996. Vol. 39. N 1. P. 29-45; B ö e S . Gog and Magog: Ezekiel 38-39 as pre-text for Revelation 19,17-21 and 20,7-10. Oslo, 1999; Повесть о рождении и победах Александра Великого / Пер. с лат. и ст.-франц., вступ. ст., коммент.: Н. Горелов. СПб., 2004.

К. В. Неклюдов, И. Н. Попов

В библейских притчах упоминаются имена Гога и Магога. Что они означают? Для ответа на данный вопрос необходимо окунуться в изучение Книги Книг и почерпнуть массу новых сведений, представляющих ценность для всего христианского мира.

Исторические сведения

Имена Гога и Магога - что означает каждое из них? Из истории известно, что Магог был внуком Ноя (Бытие 10: 2). Господь Бог любил Ноя, потому что у этого человека было доброе и любящее сердце. Мир во времена Ноя был в основном пронизан злом. Цель Бога состояла в том, чтобы очистить землю от всего зла и помочь людям начать новую жизнь. Бог мог доверять Ною, потому что знал, что Ной достоин этого доверия. Господь наблюдал за ним с тех пор, как Ной появился на свет.

Бог всегда предупреждает людей, если намеревается сделать что-то решительное. Мировой потоп, который он планировал организовать, будет очень резким. Поэтому Он сказал Ною о своем желании, чтобы Ной предупредил всех людей на земле, что им нужно перестать делать плохие вещи, потому что Бог, сотворивший землю и все в ней, принесет всемирное наводнение из-за злых вещей, которые делали люди.

Известие о всемирном потопе

Итак, Ной сделал то, что сказал ему Иегова: он предупредил как можно больше людей. Его называли «проповедником праведности», потому что он прилагал все усилия, чтобы рассказать людям, что должно было произойти. Но они, похоже, не слушали.

Кроме того, Бог сказал ему построить огромный ковчег из специальной древесины для размещения двух диких животных и семи животных, которые должны были быть домашними, например, коровы, овцы. Их всех надо было взять по паре, чтобы животные могли произвести потомство и населить землю после того, как все будет уничтожено водами всемирного потопа.

Конечно, у Ноя была своя семья, чтобы помочь в этой задаче. У него была жена, его сыновья и жены сына - восемь человек, чтобы помочь ему завершить строительство ковчега. Его сыновьями были Хэм, Шем и Иафет. Вся его семья была рада очень много работать, строя ковчег, потому что они знали, что Ной был близок по духу к Творцу, и они верили, что Ной говорил им правду о Божьем послании.

Строить ковчег было довольно сложно. Он должен был быть водонепроницаемым по причинам всемирного наводнения. Родственники Ноя, как и он сам, знали, что это не похоже на лодку и что он, вероятно, утонет, если будет в глубокой воде. У него не было парусов, руля, двигателя, киля. Они это знали. Но Иегова дал четкие инструкции о том, как построить этот гигантский ковчег. Под руководством Ноя они точно следовали инструкциям, зная, что Иегова не заставит их делать то, что не принесет им пользы. Семья имела большую веру в Творца и хотела угодить ему, полагая, что Он спасет всех людей, которые верят в Господа. Ной спасся вместе с семьей и начал новую жизнь.


Потомок Ноя

Гога из Магога – это царь страны, которая располагалась на крайнем севере Израиля, вероятно, в Европе и Северной Азии (Иезекииль 38: 2). Магог, похоже, используется для обозначения «северных варваров» в целом, но, вероятно, также имеет связь с Магогом. Люди Магога описываются как опытные воины (Иезекииль 38:15, 39: 3-9).

Гоги Магоги в Библии упоминаются в Иезекииля 38-39 и в Откровении 20: 7-8. Хотя эти два экземпляра имеют одинаковые имена, тщательное изучение Писания ясно показывает, что они не относятся к тем же людям и событиям.

Деяния Гога

В пророчестве Иезекииля Гог станет вождем великой армии, которая атакует землю Израиля. Гог описывается как «земля Магог, князь Рош, Мешех и Тубал» (Иезекииль 38: 2-3). Бой Иезекииля в Гоге и Магоге происходит в период скорби, более конкретно, в первые 3 1/2 года. Самым сильным доказательством этой точки зрения является то, что нападение случится, когда Израиль будет в мире (Иезекииль 38: 8, 11).

Описание из Иезекииля относится к нации, которая имеет безопасность и обеспечила себе надежную защиту. Израиль пребывал в состоянии войны, и немыслимо, чтобы народ отложил свою оборону, если бы причиной этому не стало крупное событие. Когда завет Израиля с Зверем / Антихристом сбудется в начале 70-й недели Даниила (также известной как 7-летняя скорбь, Даниил 9: 27а), Израиль будет в мире. Возможно, битва произойдет незадолго до середины семилетнего периода. Согласно Иезекиилю, Гог будет побежден Самим Богом на горах Израиля. Урон будет настолько велик, что потребуется семь месяцев, чтобы похоронить всех мертвых (Иезекииль 39: 11-12).

Новые сведения

Гога и Магога упоминают в Откровении 20: 7-8. Для подтверждения этого факта читаем источник. Дублированное использование имен Гог и Магог в Библии, в Откровении 20: 8-9, означает, что эти люди демонстрируют то же восстание против Бога и антагонизм к Богу, как и в Иезекииля 38-39. Он похож на человека, который сегодня называется «дьяволом», потому что он или она грешен и зол. Мы знаем, что человек на самом деле не сатана, но поскольку этот человек имеет сходные характеристики, его или ее можно назвать «дьяволом».

В книге Откровения используется пророчество Иезекииля о Магоге, чтобы изобразить окончательную атаку на народ Израиля (Откровение 20: 8-9). Результатом этой битвы является то, что все уничтожены и сатана найдет свое заслуженное место упокоения в огненном озере (Откровение 20:10).


Разные люди и события

Важно признать, что имена Гога и Магога из Иезекииля 38-39 сильно отличаются от того, что описано в Откровении 20: 7-8. Ниже приведены некоторые из наиболее очевидных причин, почему они относятся к разным людям и битвам.

  1. В битве при Иезекииле 38-39 войска идут в основном с севера и включают лишь несколько народов земли (Иезекииль 38: 6, 15, 39: 2). В битве в Откровении 20: 7-9 будут задействованы все народы, поэтому армии будут поступать со всех сторон, а не только с севера.
  2. Нет упоминания сатаны в контексте Иезекииля 38-39. В Откровении 20: 7 контекст явно ставит битву в конце тысячелетия с сатаной как основным персонажем.
  3. Иезекииль 39: 11-12 утверждает, что мертвые будут погребены в течение семи месяцев. Не было бы необходимости хоронить мертвых, если битва в Иезекииля 38-39 - это то, что описано в Откровении 20: 8-9, ибо сразу после Откровения 20: 8-9 следует суд Великого Белого Трона (20: 11-15), а затем текущие или настоящие небо и земля уничтожаются, заменяются новым небом и землей (Откровение 21: 1). Очевидно, что необходимо будет похоронить мертвых, если битва состоится в начале скорби, ибо земля Израиля будет оккупирована еще на 1000 лет, длина тысячелетнего царства (Откровение 20: 4-6).
  4. Битва в Иезекииля 38-39 используется Богом для возвращения Израиля к Нему (Иезекииль 39: 21-29). В Откровении 20 Израиль был верен Богу в течение 1000 лет (тысячелетнее царство). Те, кто в Откровении 20: 7-10, которые непослушны, уничтожаются без возможности раскаяния.

Гога и Магога в Библии означают царя и страну – так утверждают православные священники.


Что на эту тему говорит ислам?

Гоги Магоги в исламе упоминаются в Коране. В Сурат-эль-Кахе (83-98) написано, что Дул-Карнайн (тот, у которого два рога), который предположительно был одним из исторических деятелей, в обществе Кира Великого, Дария Великого и Александра Великого путешествовали в трех направлениях, встречаясь каждый раз, когда жители деревни жаловались на Гога и Магога.


Во-первых, туда, где поднимаются близнецы (на восток).

Во-вторых, туда, где установлены близнецы (на запад).

Третье направление, которое не указано в Коране, - между двумя горными цепями, где люди живут на предгорье, а на севере обитают Гог и Магог (иногда транслитерированные с арабского языка как Яджудж и Маджудж), которых постоянно атаковали южные люди. Считается, что это два племени дикой и разрушительной природы.


Когда Дхул-Карнайн прибыл на третье место, народы Гога и Магога пожаловались на племена и предложили Дал-Карнайну строить стену между ними, чтобы те больше не беспокоили их.

Веря, что его награда будет от Бога, Дул-Карнайн отказался от дани, но согласился построить стену. Он возвел заграждение из железа, а затем налил расплавленную медь, из-за чего по ней трудно подняться или подкопаться. Это остановило Гога и Магога от вреда людям в течение определенного времени. Существует мнение, что эта стена может быть в горах Кавказа на перевале Дариэль. По словам исламского ученого Муфти Эбрахима Десаи, они находятся на севере страны.

Гог и Магог пытаются прорваться сквозь железную стену каждый день, но когда наступает ночь, они останавливаются и говорят друг другу: «Завтра мы закончим». На следующий день, когда они просыпаются, они видят, что вся работа, которую они сделали, разрушена, пока они спали. Этот сценарий продолжается каждый день до того дня, когда они говорят: «Мы закончим завтра».

Другие версии

Гог и Магог также упоминаются в высказываниях Пророка Ислама Мухаммада как знак близости Судного дня. Именно они разрушат цивилизации (Книги Сахих Аль Бухари и Сахих Аль Муслим).

«Но когда Гог и Магог освобождаются, и они мчатся с головой на каждую высоту (или преимущество)» (Коран 21:97).

Они появятся во время царствования Иисуса и будут многочисленны, чтобы пить воды Тигра и Евфрата. Говорят, что Бог разделил человечество на десять частей - девять десятых составляют Гог и Магог, а оставшаяся десятая составляет человечество. Некоторые мусульманские ученые, такие как Абул калам Азад, Сайед Муудуди и Тибри, считают, что они были монголами, которые всегда совершали набеги и уничтожали персидскую и индийскую цивилизации и, наконец, уничтожили мусульманскую династию Багдад и Хварзам (Центральная Азия).

Другие, следуя исламскому ученому Ибн Катиру, который разместил племена Гога и Магога между Черным и Каспийским морями, утверждают, что это относится к хазарам этого региона, которые в девятом веке в значительной степени перешли в иудаизм.


Подведем итоги

В ходе проведенных исследований удалось выяснить интересную информацию, что означает Гог и Магог в Библии. Символизируют они как царя и его страну, так и народности. Иногда эти имена упоминаются в исламе как названия злодеев или скорого наступления Судного дня.

В знаменитом произведении «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков в поиске странного богатства, этих ревизских неучтенных душ, ездит по разным помещикам, и оказывается однажды у Собакевича.

Интереснейший персонаж. Стены комнат у него увешаны какими-то великими героями, с жуткими ляжками, невообразимыми усами. И весь он такой ладный и большой, так что и каждая вещь на него похожа. Каждый стул говорит: я Собакевич. Каждый шкаф говорит: я тоже Собакевич. Все такое крепко сшитое, такое корявое, такое на века. И вот этот Собакевич - очень странный персонаж - проходится цинично и холодно, так сказать, сквозь зубы, по всем жителям этого уезда. Он говорит, что председатель у них, хоть и масон, а дурак, которых свет не видывал. А полицмейстер ворюга, он тебя обворует - с тобой же еще и пообедает. Чичиков спрашивает о губернаторе… Губернатор - это, говорит, разбойник, ему нож дай в руки, на большую дорогу выпусти - он кишки, говорит, любому выпустит за копейку. Говорит, это Гога-Магога.

Вот Гога-Магога меня заинтересовал. Заинтересовал тем, что на каждой странице хорошего текста, плотного текста, высококультурного, можно найти какие-то ссылки на библейскую историю, на какие-то вещи, которые тебе непонятны. Например, Гог и Магог. Это два персонажа, такие странные мистические, которые существуют в иудаизме, христианстве и в исламе. Гог и Магог встречаются впервые у Иезекииля. Для них Гог из земли Магог, князь Роша. Некоторые американские проповедники читали, что князь Роша - это князь России, если слишком упростить перевод. Это некий народ на севере от Израиля.

К северу от Израиля множество стран. Британия на севере от Израиля и Франция на севере. И вот на этом были построены проповеди очень многих фундаменталистов, которые призывали к войне против «империи зла», то есть против Советского Союза. У Иезекииля народ, который ополчается против Божьего народа - Гог и Магог. Это либо два народа, либо князь Гог из земли Магог.

Потом они встречаются в Апокалипсисе. Это тоже некие враждебные народы, которые ополчаются вокруг святого города Иерусалима, которым нужно погибнуть, они будут разбиты. Но их очень много, они неисчислимы. Они воинственны, они страшны, и они символизируют собою вечного врага Божьих людей. У Божьих людей, оказывается, есть вечные враги, постоянные.

В исламе они меняют свои имена, эти Гог и Магог, на Йаджудж и Ма-джудж. Это тоже некие два народа, которые сидят за какой-то каменной стеной, пока что не взломанной. И поэтому можно более или менее нормально жить. Потом стена будет сломлена, и они как поток ворвутся в мир, и жизнь в мире станет невозможна. Потому что они жестоки и не имеют ничего святого. То есть присутствует такая эсхатологическая идея: перед Концом Света состоится некая битва добра и зла, в которой будут участвовать некие хранящиеся до времени злые народы. Гог и Магог. Точного смысла этих слов вам никто не объяснит. Но они стали нарицательными словами, как нечто такое страшное.

Абсолютное зло. Абсолютное зло, которое, может быть, ходит рядом. Вот так у Гоголя, значит, губернатор превращается в Гогу и Магогу. Говорит: зарежет за копейку, убьет и не подумает, кишки выпустит, это же Гога-Магога. И таких вещей, таких рассыпанных, из Писания, таких отсылок к Писанию в нашей литературе очень много. Поэтому не знающий Библию человек навряд ли что-то до конца поймет. Даже и в нашей литературе. Это прекрасный повод изучать и интересоваться.

Loading...Loading...