Кто такой рама в индии. Смотреть что такое "рама" в других словарях

Рама-навами

Согласитесь, дети куда лучше нас, взрослых, чувствуют и понимают мир. Иначе почему они так восприимчивы к сказкам и так охотно верят в чудеса? А вы сами никогда не мечтали оказаться на месте сказочного героя? Мечтали, наверняка. Должно быть, каждая девочка воображала себя когда-нибудь принцессой, которую должен спасти прекрасный герой. И каждый мальчик в мечтах своих наверняка не раз сражался с могучими и коварными врагами… Увы, в жизни часто все оказывается не так: герои часто прячутся за чужие спины, а принцессы, уже не надеясь на чью-то помощь, сами пытаются давать отпор обидчикам - разучивают приемы рукопашного боя или вооружаются газовыми баллончиками и кастетами. И только сказки все еще хранят нетронутым этот прекрасный, наивный и хрупкий идеал, который пришел к нам из глубины веков и донес до нас представление о том, как надо, как должно быть… И добро победит зло, и многоглавый дракон будет повержен, а Иван-царевич обязательно выручит из плена свою Василису Прекрасную.

Сказки с подобным сюжетом известны всем народам земли. Народные сказители хранят их, передавая из поколения в поколение. И, подобно дереву, все они растут из одного корня - великого древнего сказания о подвигах Рамы.

«Рамаяну», написанную мудрецом Вальмики, называют ади-кавьей – источником всей поэзии. Помимо своих художественных достоинств - стройности, красоты и безупречного стиля – поэма отличается сильным нравственным подтекстом и заложенной в ней глубокой, извечной мудростью. Это поэма о мужестве и малодушии, о правде и лжи, о верности и вероломстве…

Рама был сыном великого царя и героя Дашаратхи, который из-за интриг одной из своих жен был вынужден отправить своего сына в долгое изгнание – в лес на четырнадцать лет. Спокойно и мужественно юный царевич ушел из столицы, и с Ним Его долю решили разделить верная жена Сита и преданный брат Лакшман. Несмотря на все трудности, изгнанники были счастливы в лесу, поскольку знали - для счастья не нужны дворцы и золото, а достаточно просто быть рядом с теми, кого любишь… Но однажды о красоте Ситы узнал Равана - могущественный и жестокий правитель острова Шри Ланка. Раване удалось хитростью выкрасть Ситу и унести в свое царство. Рама и Лакшман собрали войско, состоящее из лесных обитателей - обезьян, медведей и птиц – и отправились в далекий поход на столицу злодея…

Всё закончилось хорошо. Равана был наказан, а Сита вернулась к своему возлюбленному. Добро восторжествовало, поскольку по-другому и быть не может.

Рамаяна
Но пересказывать «Рамаяну» в нескольких словах бессмысленно, как бессмысленно пытаться уместить слона в наперсток. Поэт XII века Камбар, переложивший поэму на тамильский язык, приступая к своему труду, сравнивал себя с маленьким зверьком на берегу молочного океана. «Рамаяну» надо читать - читать и восхищаться подвигами Рамы и верностью Ситы, как восхищались ими древние индийцы и как восхищается ими весь мир. До сих пор историю Рамы рассказывают в Индонезии, на острове Бали, в Малайзии, в Таиланде. Тайские цари до сих пор носят имя Рамы в честь великого героя, и в честь Него же названы несколько старинных улиц в Бангкок. Рама-раджьей называют в Индии идеальное государство, и даже несколько политических партий носят имя Рамы. И это же имя негромко поют индийские матери, когда укачивают своих детей, - чтобы оградить их от зла и несправедливости жестокого мира.

Кто же Он такой? Почему имя Его не стерлось, не забылось за века и тысячелетия? В ведических писаниях содержится разгадка этой тайны. Рама - не простой человек; Он - Сам Бог, сошедший на Землю, чтобы восстановить нарушенный порядок, чтобы наказать злодеев и защитить праведников. И поэтому не только цари и политики вспоминают о Нем и не только любители древней литературы читают о Его подвигах, но и люди верующие. Которых в Индии более 800 миллионов.

Рама-навами - день явления Рамы - празднуется по всей стране. Он приходится на девятый день прибывающей луны месяца Чаитра (март-апрель). В некоторых регионах страны ему предшествует яркий девятидневный фестиваль - Васанта На-варатри. Во время этого фестиваля верующие читают вслух «Рамаяну» и повторяют древние молитвы, посвященные Раме (молитва «Рама-ракша-стотра» читается одиннадцать раз в день). На день Рама-навами принято соблюдать пост (то есть ничего не есть до захода солнца) и бодрствовать всю ночь - этого правила придерживаются многие ортодоксальные индусы.

Основные торжества проходят в Айодхье - городе, где многие тысячи лет тому назад родился Рама. Там проходит пышная двухдневная ярмарка и огромный фестиваль-карнавал, во время которого по улицам города на огромных колесницах везут храмовые изваяния Рамы, Ситы, Лакшмана и гигантской обезьяны Ханума-на, Его знаменитого верного слуги.

Весь день в храмах страны совершаются торжественные церемонии поклонения: жрецы читают гимны Вед, предлагают Богу цветы, благовония и фрукты, а простые верующие стоят в очередях, чтобы в этот святой день выразить почтение храмовым Божествам – изваяниям Рамы и Его супруги Ситы. Изображения маленького Рамы качают в колыбели, распевая при этом песни, посвященные Ему. Иногда вместо изображения в колыбель кладут кокосовый орех, обернутый тканью - и собравшиеся верующие осыпают колыбель цветочными лепестками и ярко-красным порошком.

В Бихаре и Уттар Прадеш в этот день принято проводить сатсанги - публичные собрания, на которых мудрецы рассказывают истории о Раме и обсуждают сокровенный смысл Его деяний. Послушать их собираются люди всех сословий - в этот день нет высших и низших, поскольку это - день справедливости и дхармы (долга).

В северных регионах Индии вечером этого дня сжигают огромное чучело Раваны, начиненное петардами. Когда олицетворение зла начинает гореть, собравшиеся люди с воодушевлением кричат: «Джай Шри Рам! Слава Раме!»

Рождение Рамы празднуют не только в храмах, но и в обычных домах. В этот день жилища чисто прибирают, и на особое возвышение помещают картину с Рамой и Его спутниками. Самая младшая девочка в семье ставит всем мужчинам в доме на лоб тилаку - особый священный знак, а женщины приклеивают между бровями красные точки - знак целомудрия и супружеской верности. Семья собирается вокруг алтаря, и все поют бхаджаны - священные песни преданности. Старший член семьи проводит поклонение, используя для этого цветы и благовония, а в конце разбрызгивает на головы собравшимся воду Ганги или другой священной реки.

Церемонии - лишь внешняя сторона праздника. Подлинный же смысл состоит в том, чтобы еще раз вспомнить о Боге и дхарме - извечном божественном законе, справедливости и долге. Вспомнить и еще раз с удовлетворением отметить про себя: да, Бог есть, и там, где Он, - там всегда победа, сила и добрая слава. На чью сторону становиться - Рамы или Раваны? Каждый решает сам. Но для разумного человека ответ очевиден.

Дети не зря любят сказки. Сквозь мишуру вымысла, налипшую на них в течение столетий, в словах сказок часто можно усмотреть древний божественный замысел, который показывает нам, как все должно идти в этом мире… И царица должна хранить верность своему герою. И царевич должен побеждать врагов. И зло должно быть повержено…

Джай Шри Рам!

Виджитатма дас (Владимир Пискарев)

Слева направо: Лакшман, Рама и Сита.


Они же, плюс Хануман.


Рама и Сита.
Давным-давно в Индии жил могущественный царь - раджа. Он правил богатым и сильным государством, со столицей в городе Айодхья. У него было несколько жен и несколько сыновей, самого старшего сына звали Рама, одного из младших - Лакшмана. Эти два брата очень любили друг друга.

Случилось однажды Раме быть в столице соседнего государства. Проезжая мимо дворца тамошнего раджи, он увидел в одном из окон девушку необычайной красоты.

Кто это? - спросил Рама торговок, которые сидели у дворцовых ворот.

Это Сита, дочь нашего правителя!

Рама повернул коня, чтобы еще раз взглянуть на девушку, но, когда снова очутился под окном, оно уже было плотно закрыто.

Рама вернулся в Айодхью и рассказал об этой встрече брату.

Мне кажется, что я полюбил ее с первого взгляда, - признался он. - Что делать, Лакшмана? Может быть, рассказать обо всем отцу и матери? Или - нет, мужчине пристало умение ждать...

А в те далекие времена в Индии был обычай - сваямвар, по которому, для того чтобы невеста могла выбрать себе жениха, в ее честь назначались состязания. На них съезжались юноши, они соревновались в стрельбе из лука, в борьбе, в метании копья. Победителю, если, конечно, он был по душе, невеста надевала на шею венок - этим она давала знать, что согласна стать его женой.

И вот вскоре отец Ситы решил, что настало время выдавать дочь замуж. Как только эта весть достигла Айодхьи, Рама и Лакшмана стали собираться в путь. В назначенный день рано утром они уже въезжали на колесницах в город, где жила Сита. Здесь все уже было готово к празднику, на каждом углу развевались пестрые флаги, играла музыка, над очагами, где разогревались кушанья, вились сладкие дымки. По улицам то и дело катили украшенные цветами колесницы. С главной площади доносился нетерпеливый гул толпы.

Как бы нам не опоздать! Поторопим коней! - крикнул Лакшмана.

Они въехали на городскую площадь. Тут все уже было готово к состязанию: в беседке, украшенной цветами, сидели Сита и ее отец, напротив них стояли кучкой приехавшие со всех концов Индии женихи. Толпа запрудила окрестные улицы.

Загремели и смолкли барабаны. Царь встал и сделал знак, требуя тишины.

Много лет тому назад, - начал он, - один из моих предков получил в подарок от всесильного бога Шивы лук. Он был столь тяжел и крепок, что никто никогда не мог ни поднять, ни натянуть его. Сегодня этот лук будет вынесен на площадь. Тот, кто сможет согнуть его, станет мужем моей дочери. Я сказал!

С этими словами царь кивнул слугам. Те устремились во дворец и вскоре вернулись, сгибаясь под тяжестью необычной ноши. Увидев, сколь велик лук и как толста его тетива, женихи приуныли. Слуги дотащили лук до середины площади, положили на землю и удалились. К нему по одному стали подходить женихи. Сначала силу пробовали самые молодые. Они приближались к луку, брались за него, напрягали мышцы, пот струился по их лицам, но никто не смог даже на палец оторвать его от земли. Затем выступили женихи постарше. Это были настоящие силачи. Они выходили на середину площади, гордясь своим ростом, силой рук и прежними подвигами. Некоторым из них удавалось приподнять конец древка и даже ухватиться за тетиву, но... лук падал, а тетива оставалась недвижимой.

И вдруг в толпе раздался ропот. Из шеренги женихов вышел чернобородый воин. Его глаза горели жестоким огнем. Он подошел к луку и без видимого усилия приподнял его с земли. Все ахнули, царь привстал с сиденья, а Сита почувствовала, как страх проникает в ее сердце.

Кто это? - спрашивали друг у друга жители города.

Воин упер конец лука в землю, ухватился одной рукой за древко, ладонь другой наложил на тетиву. Толстые кривые пальцы впились в нее, мышцы рук напряглись и стали похожи на камни. Тетива начала медленно оттягиваться. Среди женихов послышались горестные крики.

Уж не сам ли это Равана - непобедимый? - заговорили в толпе.

Богатырь напряг все силы. Жилы на его лбу надулись, концы лука начали сближаться. Но... раздался звон, подобный звону сабли, тетива вырвалась из рук, лук распрямился и упал на землю. И тогда богатырь издал ужасный рев. Он топал ногами и ревел, как раненый слон. Глаза его налились кровью, облик, до того четкий и ясный, стал зыбким. Тело потеряло прежние очертания, вместо одной головы выросли десять, а две руки превратились в двадцать.

Горе, горе нам! Это и верно Равана, царь ракшасов, демон среди демонов, владыка бродящих ночью, воин, не знающий жалости! - закричали в толпе.

Не успела испуганная Сита разглядеть того, кто чуть было не стал ее мужем, как ракшас поднялся в воздух и исчез, как исчезает столб пыли, развеянный ветром.

И тогда на площадь вышел Рама. Он подошел к луку, медленно поднял его и, разведя могучие плечи, стал натягивать тетиву. Черное, блестящее, тяжелое дерево уступало сильным рукам - тетива все дальше отделялась от древка, и наконец лук не выдержал: раздался треск, похожий на удар грома, крыши домов задрожали - лук разлетелся пополам.

Крики радости переполнили площадь.

Он победил! Слава царевичу из Айодхьи! - кричала толпа.

Царь встал, подняв в приветствии руки, а Сита вышла из беседки, приблизилась к Раме и, потупя глаза, возложила на него венок.

Сыграли свадьбу. Рама вернулся во дворец отца и стал помогать ему править. Вместе с ним в Айодхью приехала Сита.
Рамаяна.

Как появились мифы и легенды

На заре цивилизации родились мифы и легенды, которые вобрали в себя весь мир древних людей, их дела и мысли. По своей сути мышление древнего человека было сказочным, но он не придумывал сказки, а отражал в мифах всю свою действительность. И хоть в то время люди не понимали многих вещей, они представляли разные явления природы и все неопознанное в виде мифических существ - чудовищ и богов. Так и зародились древние легенды.

За долгое время до появления письменности у древних народов существовали различные мифы, в которых рассказывалось о героях, совершавших подвиги, о властных богах, о происхождении Вселенной. В этих историях отразилось первое и довольно примитивное представление людей об окружающем мире, который казался им загадочным и полным чудес.

Легенды - это разновидность сказочной прозы. Их передавали из одного поколению к другому в виде устных преданий. С появлением письменности легенды о подвигах героев и волшебных превращениях стали записывать на бумагу. При этом каждый писатель придумывал все новые невероятные и интересные сюжеты. В основе этих сказаний часто находятся предания о событии или исторической личности, которые существовали и происходили в действительности. Обычные события редко были источниками записей и рассказов. Легенды чаще всего описывали значительные подвиги и тех людей, кто на самом деле увековечил свое имя в истории.

Первобытные мифы переплетались с религиозными убеждениями людей. Главными героями в них были божества и таинственные существа, которые имели необычную силу. Некоторые сказания были такими необычными, что их пели под музыкальное сопровождение, и это придавало им особое очарование.

Мифы древней Греции наполнены особыми образами, в которых жизнь людей тесно переплетается с жизнью богов. История Древней Греции неразрывно связана с верой в богов, которые жили на горе Олимп. Древние греки верили, что у богов на Олимпе есть своя жизнь, похожая на человеческую, но которая недоступна простым смертным. Боги помогала людям или наказывали их за грехи. Поэтому и стали появляться легенды о богах и о героях, обладающих большой силой. Такие имена как и в пояснениях не нуждаются. Греческая мифология считается самой известной, и все ее сюжеты очень поучительны и интересны.

Мифы древнего Рима пронизаны особым отношением к богам. Римские жители долго отказывались придавать своим богам человеческие черты характера и внешний облик. Но, в конце концов, некоторую часть сказаний они позаимствовали у греков. И если для древних греков божество является похожим на человека, то для римлян боги были существами со сверхъестественной силой. Они создавали легенды о богах, которые были совсем не похожи на людей. Самым известным сказанием считается миф об основании Рима. Также очень популярны были сказания о персонажах, которые жертвовали собой или совершали подвиги ради Рима. Это Рем и Ромул, братья Горации и многие другие.

Мифы древнего Египта рассказывают современным людям о религии, надеждах и взглядах древних египтян. Нет такого мифа Египта, в котором не менялся бы сюжет и образы. В мифологии древних египтян можно выделить три главных сюжета мифов:

В современном мире древняя мифология воспринимается как сказка. Но без этой удивительной и временами поучающей сказки иногда не могут обойтись люди, как и в наше время, так и в будущем.

Жили в основном как лесной народ в обширном и неприступном Царстве Кишкиндха , а также на вершинах гор и на берегах белого моря (скорее всего, имеется в виду современный Северный Ледовитый океан).

Ванаров можно отнести к местным племенам, но описание их внешности и быта наводит на мысль мысли, что это был другой вид людей, отличный от Homo sapiens . Тело ванаров было покрыто густой шерстью, у них не было домашних животных, они не знали другого оружия кроме камней и дубин. Ванары обладали разумом, могли говорить, а в их обществе была своя иерархия.

Предводитель ванаров Сугрива для помощи Раме посылает гонцов во все части света и собирает свой народ со всего света. Описание частей света дается очень подробно. Поэтому сравнительный анализ и сопоставление древних и современных названий позволил бы восстановить древнюю географию нашей цивилизации.

Индийские археологи уже много лет проводят раскопки в селении Хампи в индийском штате Карнатака. Хампи ассоциируется с исторической областью Кишкиндха, царством ванаров времен «Рамаяны». Однако еще ни одного скелета ванара или антропологического материала не было найдено лишь потому, что целенаправленное исследование самых ранних культурных слоев в Кишкинде и Хампи не проводились. В разных районах Индии найдены каменный орудия, возрастом 2 600 000 лет, а также останки гоминидов, возраст которых превышает 8 000 000 лет.

Ракшасы в «Рамаяне» описываются как многорукие и порой многоголовые существа, некоторые из них обладают сверхъестественными силами. В «Махабхарате» ракшасы уже более очеловечены. Поэтому ракшасов, скорее всего, можно рассматривать как отдельный вид разумных существ или отдельную расу древних людей, как и нагов .

Мировая цивилизация

Сама война между Рамой и Раваной , по-видимому, отражает противоборство двух крупных цивилизаций: с одной стороны , человеческой цивилизации с участием разумных обезьян,

а с другой стороны, цивилизации асуров как представителей отдельной расы разумных существ, обитавших в южных широтах нашей планеты.

Впоследствии Царство ванаров и Империя Раваны (Ланка и другие южные территории) стали частью империи Рамы.

Также в «Рамаяне» сообщается о том, что после коронации Рамы в Айодхье его брат Бхарата отправился в разные княжества и страны с миссией по присоединению земель к империи Рамы.

При внимательном прочтении «Рамаяны» становиться понятным, что на территории Царства Рамы были и независимые города, и автономные области, а также первобытные племена.

Не только в «Рамаяне», но и в Пуранах, и в Итихасах (древнеиндийские сказания о былых временах) рассказывается о царях, которые в незапамятные времена правили всем миром. Но где был центр, где была столица, не упоминается. Только с «Рамаяны» начинается описание конкретных географических пространств. В «Махабхарате» также упоминаются различные страны, цари и государства, контакты и войны между ними.

Рама, уходя из этого мира, разделил своё царство между сыновьями Кушем и Лавой. Куша стал править Кошалой (Кошала со столицей Айодхья в северной Индии и Дакшина Кошала - южная Кошала на территории современного индийского штата Мадхья-Прадеш в Центральной Индии), а Лава получил провинцию Уттара (санскр. - Север). Это царство Лавы некоторые индийские исследователи и особенно вайшнавы идентифицируют с территорией России и Западной Сибири.

Кстати, на сегодняшний день исследователи собрали огромное количество топонимов и гидронимов на европейской части России (особенно в северной части) и в Сибири, которые связаны с индийскими названиями и санскритом. Это отдельная тема, которая требует глубокого и серьезного анализа.

Важным признаком существования мировой цивилизации или, по крайней мере, ностратической общности является язык . Индоевропейская языковая семья является самой большой и распространенной в мире. На роль языка ностратической общности претендует, прежде всего, древнеиндийский язык санскрит , один из самых древних и сложных языков мира. Именно он имеет сходство и общие элементы со многими языками мира (не только индоевропейской семьи).

В древнеиндийских текстах также имеется описание континентов, которые существовали в древности на нашей планете. Ведическая (пураническая) «география», как правило, содержит сложные описания и термины, которые порой совершенно непостижимы для нашего ума. Например, санскритский термин « двипа », переводимый как « материк » или « планета », используется в индуистской и буддийской космологии для обозначения материков или планет, окружённых космическими океанами, состоящими из различных субстанций.

В соответствии с описаниями в «Хинду Пуране», других Пуранах и Итихасах некоторые индийские исследователи усматривают в Джамбудвипе огромный континент, который существовал в очень древние времена в северном полушарии и был окружен океаном со всех сторон.

Этот гигантский массив суши включал в себя современную Азию, Европу, Африку и Северную Америку. Джамбудвипа была разделена на девять варш - географических регионов, одним из которых была Большая Индия ( Бхарата-варша ) , а географическая зона в районе Северного полюса, или современная Арктика носила название Илаврита-варша .

Датировка империи Рамы

Несомненно, в «Рамаяне» отражены реальные события, но было это так давно, что под влиянием народного фольклора эпос превратился почти в сказку. Многие исследователи, занимающиеся исследованием индийского эпоса, отмечают, что и в «Рамаяне», и в «Махабхарате» описываются события, принадлежащие разным эпохам и зачастую не в той хронологической последовательности, как они происходили. Поэтому определить дату или время того или иного описываемого события довольно сложно.

С одной стороны, сказано, что события «Рамаяны» происходили во второй половине Трета-юги , а события, описанные в «Махабхарате», происходили в конце Двапара-юги . Рама-Раджья описывается в «Рамаяне» как Золотой век без болезней, преступлений и войн .

С другой стороны, в обоих эпосах содержится большое количество ссылок на астрономические явления, имевших место в древности.

Так, индийские ученые из индийского института научного исследования Вед (Institute of Scientific Research on Vedas, г.Хайдарабад, Индия) провели компьютерное моделирование с помощью программы НАСА для определения солнечных и лунных затмений. В программу были внесены астрономические данные, содержащиеся в «Рамаяне». Таким образом ученые установили, что Рама родился в 5114 г. до н.э. в г. Айодхье на севере Индии. В 5075 г. до н.э. Рама победил Равану и вернулся в Айодхью.

Согласно же расчетам индийского ученого П.В.Вартак ( P . V . Vartak ), который скрупулезно проверил более ста ссылок на астрономические данные (расположение планет, созвездий, дни равноденствий и др), Рама родился в 7323 г. до н.э. В 7292 г. до н.э. Рама победил Равану и вернулся в Айодхью.

Астрономы, которые занимались исследованием «Рамаяны», считают, что многие астрономические события и явления, описанные в «Рамаяне», могут повторяться через каждую прецессию, которая составляет около 26 000 лет.

Согласно ведической концепции юг (космические циклы юги описаны в «Шримад Бхагаватм» и других Пуранах), Кали-юга наступила в 3102 г до н.э. Двапара-юга продолжалась 864.000 лет, Трета-юга продолжалась 1.296.000 лет.

Таким образом, события Рамаяны должны были происходить приблизительно 1,5 млн. лет назад. А если быть еще точнее, то Рама как 7-я аватара бога Вишну сошел в мир в последнюю четверть Трета-юги, т.е. около 1.200.000 лет тому назад (см. Gupta S.M. Vishnu and His Incarnations. South Asia Books. 1993.).

По утверждению некоторых индийских исследователей, в «Вайю Пуране», «Падма Пуране» и «Брахманда Пуране» содержатся сведения о том, что Вишну в облике Рамы приходит на Землю только один раз в день Брахмы, во время 24-го цикла Чатурьюг, тогда как в настоящий момент идёт 28-ой цикл. Поэтому, по мнению ачарьи (духовный наставник) Баннадже Говиндачарья, авторитетного знатока в области санскрита и истории древней Индии из организации Мадхва-Сампрадайя в г. Удупи в южноиндийском штате Карнатака, события, описываемые в «Рамаяне», происходили около 18,5 млн. лет назад.

Так, многие палеоантропологи (например, российский ученый А.И.Белов и др) подтверждают существование человека современного вида в этот период. Однако, из-за политизированности антропологии многие находки либо умалчиваются, либо искажаются в датировке, чтобы не менять общепринятую концепцию развития человека.

Существование ванаров как разумных обезьян также не является выдумкой древних авторов. Очень многие детали в описании ванаров подтверждаются современной наукой. Скорее всего, речь идет об эректусах или питекантропах, проживавших приблизительно 1,5 млн. лет назад в основном в южных широтах и исчезнувших приблизительно 700 000 лет назад. И питекантропы, и эректусы действительно по росту были немного ниже людей, действительно были более сильными и выносливыми, не строили жилища, а проживали в пещерах.

Рама - герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Этот классический эпос сложился а своем завершенном письменном виде за несколько веков до- нашей эры и широко вошел в обиход, стал одной из основ индийской культуры в период формирования индуизма, в начале нашей эры.

Рамаяна - любимая поэма индийцев. Многие ее стихи они знают с детства и пересказывают наизусть. В деревнях специальные сказители, чаще всего брахманы, долгими зимними ночами по частям нараспев пересказывают ее, как и другую великую эпическую поэму древней Индии, Махабхарату, жадно внимающим слушателям. Сюжет Рамаяны прост.

Царевич Рама, сын царя Дашаратхи, наследник престола, красавец и умница, в честном поединке сильнейших добивается руки красавицы Ситы. Однако младшая жена престарелого монарха заставляет его изменить первоначальное решение: наследником будет не Рама, а ее сын Бхарата. Огорченный Рама вместе с Ситой и младшим братом Лакшманой покидает дом отца. Дашаратха с горя умирает. Бхарата не смеет принять престол и умоляет Раму возвратиться, но тот непреклонен: ведь отец не изменил своего решения. В лесу, где жили Рама, Сита и Лакшмана, появляется демоническая красавица, пытающаяся соблазнить Раму. Она терпит неудачу и в гневе требует мщения от своего брата, предводителя демонов Раваны, прельщая его красотой Ситы.-Равана похищает Ситу, Рама ищет ее. Ему помогают животные и духи, в том числе сын обезьяны и бога ветра Хануман. Хануман легко перелетает через пролив, отделяющий Индию от Цейлона, и в царстве Раваны на острове Ланка находит спрятанную от людей печальную Ситу. Рама во главе войска обезьян и медведей прибывает на Ланку и в могучей битве одолевает демонов-ракшасов. В единоборстве с Раваной Рама побеждает, освобождает свою Ситу, но сомневается в ней. Оскорбленная Сита восходит на костер, «о в пламени огня она вновь появляется на руках бога Агни: пламя не коснулось Ситы, она невинна! Рама возвращается в свое царство, и Бхарата отдает ему престол. Правда, снова возникают в народе худые толки о Сите: она нечиста, ее касались руки демона. Сита удаляется, вдали от Рамы она рожает ему сыновей-близнецов. Но народ требует доказательства ее невиновности. Сита клянется, и земля, подтверждая ее клятву, принимает ее в свое лоно. Рама остается один и соединяется с Ситой лишь после смерти.

Итак, Рама - герой, благородный муж и воитель, умелый монарх и любящий супруг. Его Сита - олицетворение женской верности и преданности, любви и благородства, она - эталон индийской жены. Гибель ее тоже символична: чистота жены настолько свята, что только смерть смывает подозрение. И хотя гибель Ситы рушит счастье Рамы, Рамаяна в целом никем в Индии не воспринимается как трагедия. Напротив, силы добра торжествуют, Рама получает по закону полагавшийся ему престол, его сыновья наследуют ему. Даже судьба Ситы не столь уж трагична: она любила мужа, сохранила ему верность, родила ему детей... Словом, Рамаяна и Рама в высшей степени отражают национальный дух индийцев, их образ жизни и мыслей, их этические и культурные стандарты. Неудивительно, что Рама был обожествлен в представлении народа. Любимый герой стал одной из аватар божественного Вишну, и в его честь в Индии ежегодно на больших площадях устраивают пышные и красочные праздники - Рам-лилы, играют драмы на сюжет Рамаяны и т. п.

Рама (санскр. राम, rāma) или Рамачандра - одно из воплощений Бога в индуизме, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи.

В индуизме Рама почитается как седьмая аватара Вишну, сошедшая в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1,2 млн лет назад. Согласно «Шримад-Бхагаватам» он является одной из лила-аватар Бога. Большинство индуистов считают его реально существовавшей исторической фигурой, царём, правившим большей частью современной Индии из своей столицы Айодхьи. Наряду с Кришной, Рама является одной из самых популярных аватар Бога в индуизме. Культ Рамы особенно характерен для последователей вайшнавизма - преобладающего направления в индуизме.

Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне» - одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с «Махабхаратой». Рама был старшим сыном в семье императора Айодхьи Дашаратхи и его жены Каушальи. В традиции индуизма Раму именуют «Марьяда Пурушоттама», что в буквальном переводе с санскрита означает «совершенный человек». Рама - муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины.

Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам дхармы несмотря на тяжёлые жизненные испытания. Ради сохранения чести своего отца, Рама отказывается от своих претензий на престол царства Кошалы и соглашается добровольно уйти в изгнание в лес на период в 14 лет. В изгнании Раму сопровождают его жена Сита и брат Лакшмана, которые принимают решение присоединится к нему, будучи не в состоянии жить в разлуке. Когда Ситу похищает Равана, - могущественный демонический правитель-ракшаса Ланки, - Рама отправляется в долгий и трудный поиск своей супруги, в ходе которого подвергаются испытанию его сила и добродетель. Определив местонахождение Ситы, Рама сражается в огромной битве с многочисленной армией Раваны. В войне принимают участие могущественные чудесные существа и применяются сверхъестественные виды оружия, обладающие огромной разрушительной силой. В конце концов Рама убивает Равану и освобождает свою жену из его плена. После завершения периода изгнания, Рама возвращается в Айодхью и становится царём, а впоследствии и императором всего мира. Правление Рамы продолжается 11 тыс. лет, в течение которых на всей планете царит эпоха совершенного счастья, мира, благосостояния и справедливости, известная как «Рама-раджья».

В поисках Ситы, Рама проявляет огромное мужество и доблесть, сражаясь в ужасной войне ради её освобождения. Сита, в свою очередь, показывает совершенный пример добродетельной жены, демонстрируя абсолютную преданность своему мужу и совершенное целомудрие несмотря на пребывание в плену у демонического Раваны. Подобно самому Раме, его младшие братья, - Лакшмана, Шатругхна и Бхарата, - также проявляют доблесть, силу и добродетель. Раме оказывают содействие такие могучие последователи, как Хануман и ванары Кишкинды, с помощью которых Рама освобождает Ситу из плена Раваны. Легенда о Раме оказала огромное историческое влияние на население Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии. Рама и истории о нём продолжают пользоваться огромной популярностью и в современной индийской культуре и индуизме. Рама почитается индуистами за проявленные им качества безграничного сострадания, доблести, верности долгу и религиозным принципам.

СИМВОЛИЗМ РАМАЯНЫ

Рама – это чистый свет Сознания внутри каждого человека. «РАМА» - «САРВЕШУ РАМАНТЭ ИТИ РАМАХ» - это Дух, Атман. Дух пробуждается, «рождается» (как сын у царя Дашаратхи) , когда человек побеждает десять («даша» означает «десять») врагов внутри себя («индрияс») – пять «гнанендрияс» (ложных знаний) и пять «кармендрияс» (ложных деяний). Он может родиться только в таком месте как Айодхья: «юддха» означает «конфликт», следовательно «аюддха» - место, где нет конфликтов, благоприятное. Человек, потакающий своим слабостям, не может жить в мире с самим собой. Тот, кто уравновешен и покорил в себе страсти, благословлен пробуждением Духа. Так, в Айодхье, у справедливого государя Дашаратхи, рождается сын Рама.

Рама, чистый Дух, не вовлечен в действия до тех пор, пока не соединится с разумом. Сита символизирует разум. Ее происхождение столь же необычно, как и происхождение разума. Царь Джанака обнаружил младенца, Ситу, вспахивая землю. Она родилась из Матери-Земли и исчезла в Матери-Земле, когда пожелала. Такова иллюзия разума: мы не знаем, откуда он появляется и куда исчезает во время Самадхи.

Дух (Рама), соединившись с Разумом (Сита), лишается покоя (Айодхьи). Те или иные обстоятельства возникают, когда мы вступаем в джунгли существования. И пока Сита была сосредоточена на Раме, жила для него, служила ему, она не замечала разницы между Айодхьей и лесом. Но стоило ей отвлечься на золотого оленя, как история приняла крутой поворот. Вечно меняющиеся материальные объекты отвлекают внимание от Духа, разум требует то и это. Дух (Рама) возражает, объясняет, что это все майя (иллюзия), это просто ракшас (демон), принявший привлекательный облик золотого оленя. Но разум (Сита, даже она, безупречная жена Рамы) не принимает этих объяснений и умоляет достать для своего удовольствия этот объект. И Рама уходит. Как только желания возникают, человек падает. Уходя, Рама поручает охрану Ситы своему брату Лакшмане.

Лакшман является воплощением суровости (тапас). Он не обязан был идти в ссылку. Но он оставил дворец по собственной воле и жил в лесу как истинный аскет.
Когда Сита услышала голос Рамы, она забывает о том, что Он великий воин, не имеющий равных себе по силе. Она беспокоится о Его безопасности. Она даже требует, чтобы Лакшман немедленно спешил на помощь брату. Лакшман старается убедить ее, что никто не может победить Раму. Тогда Сита, обезумев от страха, обвиняет Лакшману в самых страшных грехах. Так, разум, отравленный желанием, выпускает наружу зло и грязь. Когда Лакшман услышал из уст прекрасной Ситы оскорбительные обвинения, он замолчал в изумлении. Он ушел, начертив вокруг хижины границу и предупредив Ситу ни в коем случае не пересекать ее.

Как только желание проникает в твое сердце, как обычному человеку, тебе очень тяжело сдерживать себя суровыми испытаниями (тапас). Но по крайней мере, ты можешь определить границу – до сих пор и ни больше. Если же ты отказываешься от тапас, эти границы перестают иметь значение. Ты переступаешь через границы и тогда не Дашаратха, а Дашамукха (десятиголовый – Равана – противоположность уравновешенной личности) завладевает тобой. Так Равана заманил Ситу в свои сети.

Дашамукха – тот, кто живет для тела и его удовольствий. Он может быть очень богат, как Равана, который был владыкой процветающей Ланки. Айодхья по сравнению с Ланкой была гораздо менее развита. Там по городу ездили повозки, запряженные в буйволов, в то время как на Ланке были уже предвестники космических кораблей – Пушпак. Там никто не работал, народ Ланки предавался удовольствиям и развлечениям.

Но разве материализм дает больше, чем просто физический комфорт? Материальные блага не решают проблем бытия. Только духовные и культурные ценности могут спасти этот мир. Именно эту идею и провозглашает Рамаяна.

Ситу похитил Равана. Но даже на Ланке она жила в заточении. Что же нам делать, чтобы вернуться в нашу «Айодхью»? То, что сделала Сита. Она осознала свое падение и сказала Раване твердое «нет», оставшись в саду под деревом Ашока. «Шока» - это печаль, «Ашока» - не печаль. У тебя и у меня есть печали, но мы не предаемся им – таково состояние «Ашока». В этом состоянии нас будут одолевать соблазны, нам будут угрожать и мешать. Но постоянно держа внимание на Духе (так же как Сита постоянно думала о Раме), нам надо оставаться непреклонными.

Внимание Ситы снова сосредоточилось на Раме, и Он спешил спасти свою любимую. Он страдал как обычный человек, но не потому, что был привязан к Сите, а потому что спешил помочь тем, кто верил в Него.

Дух может победить и разрушить десятиглавого монстра. В этом Ему помогает армия из обезьян. Нам стоит объяснить значение обезьян в Рамаяне. У обезьян есть два качества – нестабильность и беспокойство. Наши мысли обладают теми же свойствами, они не могут оставаться в покое и прыгают, словно обезьяны с ветки на ветку, от одного объекта к другому. Вали, который воплощал страсть, был королем обезьян. Его нужно было победить. А как победить страсть? Лицом к лицу не получится, т.к. страсть имеет власть лишать человека силы. Именно так происходило со всеми, кто дрался с Вали: половина их мощи передавалась Вали, и он становился еще сильнее. Поэтому Раме пришлось стрелять из засады, чтобы победить Вали. Рама назначил царем обезьян Сугриву («гриива» означает «вожжи», а «сугриива» - «хорошо управляемый»). Когда мысли человека находятся под контролем, он способен преодолеть все препятствия, победить монстра и вернуть разум.

Рама возвращает свою Ситу, но возвратившись к Духу, разум перестает существовать, поэтому Сита исчезает. Но и Рама не может царствовать без жены. Тогда Капила создает золотую статую Ситы, и с этой иллюзией Ситы Рама управляет Айодхьей. Небо позволяет всем находиться в своем пространстве, но само остается нетронутым. Так и Рама позволил разуму остаться, но его разум стал спокоен, чист и совершенен, вновь обретя свой божественный статус.

Loading...Loading...