Методики реставрации церквей храмов. Начало реставрационных работ

Наше предприятие предоставляет и выполняет полный спектр работ и услуг в сфере храмового строительства. Помимо этого мы также выполняем полный спектр реставрационных работ любой сложности. Оба этих процесса являются ключевыми в сфере храмового строительства и требуют к себе мастерства и профессионализма на самом высоком уровне. Строительство храма как и его реставрация — это чрезвычайно ответственный объем работ, поскольку тут важно все до мелочей. Конечно, оба процесса кардинально отличны друг от друга, поскольку к примеру при строительстве храма все происходит поэтапно, а при реставрации храма приходится работать только с тем что есть. Начиная строительство храма с нуля достаточно легко и удобно распланировать все необходимые виды работ поэтапно, что совершенно исключено при реставрации храма. Реставрационные работы достаточно сложная и многоступенчатая процедура. Сложные они еще и потому, что порой даже не известно, что нужно будет делать и с чем работать. Древние храмы в сравнении с современными имеют множество конструкционных особенностей и моментов, которые сейчас могут уже и не применяется. Так же это касается материалов, если говорить о храмах и церквях прошлого. Но и это далеко не все. представляет собой по сути двойной процесс — то есть сначала необходимо произвести демонтаж, а потом монтаж и вот тут то порой и возникают всякого рода «неприятные сюрпризы» от того, что планировалось делать одно, а вышло совсем другое. Старое здание, даже если это храм или церковь также как и любое другое строение, изнашивается и проходит в негодность со временем, поэтому ничего фантастического в этом нет, за исключением того, что довольно часто видимый участок коррозии тянет за собой большой фронт работ, скрытых под этим участком. Порой незначительное повреждение кровельного покрытия которое не было исправлено вовремя, может потянуть за собой ремонт чуть ли не всей крыши, а это безусловно значительно повышает стоимость реставрационных или ремонтных работ в целом. Большинство наших клиентов по всей территории Российской Федерации осведомлены нами о подобных последствиях невнимательности, поэтому реставрационные или ремонтные работы можно существенно удешевить, если сообщить о проблеме заранее, что и происходит с нашими клиентами. Вообще реставрационные работы — это огромный раздел работ которые можно условно разделить как минимум на несколько подразделов — к примеру реставрация наружных частей храма (фасад, кровля, купола), наружных декораций (художественная наружная лепка), реставрация внутреннего храмового декора (настенного, напольного, потолочного), реставрация алтарных принадлежностей и еще множество различных мелочей, которые критически важные в данном направлении. Занимаясь реставрационными работами специалисты нашего предприятия очень детально изучают историю и постоянно повышают свои знания в этом направлении. Кто-то может спросить зачем это нужно? Но все очень просто. Иногда храм который необходимо отреставрировать, может быть значительно поврежден, как внешне, так и внутри. Присутствующие ранее исторические барельефы осыпятся и придут в негодность, а вот как раз в подобном случае исторические знания помогут безошибочно восстановить внешний вид и знать наверняка что должно быть расположено и где ему место в соответствии с хронологией. Так же важны и знания относительно состава материалов, применяемые нашими предками. Наши специалисты в полной мере осведомлены относительно материалов прошлого, а также знают как и чем при необходимости заменить их современными материалами и все это для того, чтобы подлежащий реставрации храм был бы после проведенных реставрационных работ таким же как и ранее. И это далеко не все. Есть еще огромное множество мелочей, которые необходимы в реставрации любого храма или церкви и мы о них достаточным образом осведомлены. В архиве наших работ можно ознакомиться с храмами и церквями, которые наша компания строила и реставрировала, а их действительно достаточно много. Поэтому если вам необходимы реставрационные работы любого профиля, то вы попали по адресу. По всем интересующим вас вопросам звоните нам по указанным телефонам или пишите на странице «Контакты» .


  • Монтажные работы на храме по установке купола

  • Реставрация декора храма

  • Освящение и установка купола

  • Изготовление куполов

  • Установка накупольных крестов

  • Освящение накупольного креста
  1. Московская епархия. Епархиальный отдел по реставрации и строительству

    юридические документы, практические советы, методика реставрации и т.п.

  2. Благотворительная межрегиональная организация "Центр Сельская Церковь"

    Консультативные услуги по практическим вопросам восстановления, помощь в консервации сельских церквей.

  3. Консультативно-экспертный центр Клуба Мастеров "Сень", фонд им. Н. А. Львова

    Консультации по всем вопросам связанным с проектированием, реставрацией, строительством и восстановлением деревянных строений (храмов, часовен).

  4. Каталог ресурсов православного интернета.

    Раздел: восстановление и реставрация храмов.

В последнее время в наш адрес все чаще приходят письма с вопросами о том, как восстановить церковь, с чего начать, к кому и куда обращаться. Для ответа на эти важные вопросы мы составили список советов, основанных на реальном опыте сотрудников проекта "Храмы России".

В первую очередь необходимо выяснить, кому юридически принадлежит здание храма. В советское время сельские церкви национализировались и передавались во владение местных сельхоз-предприятий или колхозов.

Возможно, что здание до сих пор находится на балансе местного сельского округа. Возможно, что юридически храм уже передан епархии.

Необходимо встретиться со священником, являющимся благочинным округа, в котором территориально находится храм. Кто именно является благочинным, можно выяснить в епархии. У многих епархий есть сайты в интернете, где можно найти нужные контакты. Кроме того, эти контакты может дать любой священник в соседней действующей церкви.

Прежде чем заниматься восстановлением храма, необходимо получить у благочинного на это благословение . У благочинного можно выяснить, кому именно юридически принадлежит здание храма. Узнать, как епархия относится к вопросу восстановления данной конкретной церкви. В беседе с благочинным можно выяснить и другие вопросы. Более того, он может помочь советом, что и как делать дальше.

До тех пор, пока при церкви не будет открыт приход , епархия не сможет участвовать в восстановлении храма. Епархии необходима уверенность в том, что желание восстановить храм не является секундным порывом, что людям на самом деле нужна эта церковь и что она не будет пустовать.

Для официального открытия прихода необходимо собрать инициативную группу минимум из двадцати человек . Группа может состоять не только из местных жителей, главное чтобы люди реально участвовали в жизни прихода. Имеется в виду отнюдь не материальный вклад, а именно участие в жизни храма, богослужениях и т.п. Информацию о том, как правильно зарегистрировать приход, также можно получить у благочинного.

Официальная регистрация прихода решает еще один важный вопрос - для прихода может быть открыт банковский счет. Такой счет полезно иметь для возможности получения благотворительных пожертвований от юридических лиц.

Торжественное богослужение в Успенском храме в день первой уборки здания.
Село Федоровское Конаковского района Тверской области.

Финансовый вопрос остается самым трудным, по крайней мере, на первичном этапе. Для начала имеет смысл попытаться подключить местную администрацию. Есть определенная вероятность того, что с их стороны может быть оказана поддержка, пусть не финансами, но материалами или техникой, как для восстановительных работ, так и для очистки здания от мусора.

Нужно быть готовым к тому, что процесс реставрации здания и возвращения его к нормальному виду, может растянуться на долгое время. Самым первым шагом в восстановлении церкви является консервация здания. Много сделать сразу невозможно, но необходимо попытаться остановить или хотя бы замедлить процессы разрушения.

Вырубить деревья на крыше и стенах, очистить от битого кирпича и т.п. В первую очередь восстанавливаются или ремонтируются кровли, окна, двери, укрепляются конструкции церковного здания - стены, фундаменты, своды. Церковное здание, таким образом, выводится из аварийного состояния.

Существуют специальные организации, профессионально занимающиеся консервацией и восстановлением церквей. Одна из них - межрегиональная общественная благотворительная организация "Центр Сельская Церковь ".

Центр занимается проведением срочных противоаварийных работ, оказывает содействие в восстановлении погибающих сельских храмов. Существует эта организация на благотворительные пожертвования. Именно туда стоит обратиться за помощью на самом начальном этапе. Специалисты Центра, квалифицированные инженеры и архитекторы, смогут помочь в работе над консервацией зданий, проведением противоаварийных работ и дадут профессиональную консультацию по вопросам дальнейшей работы.



Здание до и после проведения очистки кровли и стен в мае 2007 года сотрудниками Центра Сельская Церковь.
Успенская церковь в Федоровском Конаковского района Тверской области.

Необходимо довести информацию о возрождении храма до жителей окружающих сел и деревень. Для этого желательно оформить небольшой информационный стенд или доску объявлений, где бы вывешивались сведения о ходе дел, объявления о субботниках по уборке, богослужениях, если таковые проводятся. Можно разместить там же информацию об истории храма, самого села и т.п. Желательно там же оставить контактный адрес или телефон. Стенд желательно разместить на видном месте.


Информационный стенд на дороге в селе Федоровском Конаковского района Тверской области.

Основной смысл такого стенда - показать людям, что дело движется, пусть даже и медленно. Это будет вселять в людей уверенность и поможет общему делу возрождения храма. Кроме того, такой стенд может привлечь добровольных помощников и потенциальных меценатов.

чистка куполов;
ремонт, покраска кровли;
ремонт, восстановление фасада;
отмывка стен и сводов от свечной копоти;
покраска стен и сводов;
отмывка, лакировка настенной живописи;
чистка, ремонт, установка паникадила;
чистка иконостасов и киотов;
чистка латунных, бронзовых, позолоченных элементов внутреннего убранства;
помывка, ремонт и замена высокорасположенных окон;
спил деревьев;
очистка крыш и водостоков от снега и наледи.

Работы в помещениях храма

Православные храмы, как правило, очень крупные сооружения, высота сводов измеряется в десятках метров, а площади стен - в тысячах. Поиск специалистов для проведения работ на таком объекте непростая задача, ведь те, кто занимаются внутренней отделкой, не знакомы с работами на высоте, не имеют необходимого оборудования (вышки, леса и страховочное снаряжение), а фасадные рабочие не привыкли работать в помещении, где нужна аккуратность и индивидуальный подход к каждому метру. Не говоря уже о том, что далеко не каждый рабочий со стройки подойдёт для работы в храме.

Что же остаётся – обходиться «своими силами»? Но тогда ремонт затянется на годы, а если храм действующий, то и вовсе не понятно как устроить производство работ со строительными лесами, осыпающимися материалами и прочими трудностями, не препятствуя проведению служб.

Ответ напрашивается – лучше обратиться к профессионалам. Позвоните нам и мы постараемся вам помочь. После осмотра объекта - предложим варианты решения проблем, расскажем о технологиях производства работ, посоветуем материалы, сориентируем по ценам.

Свечная копоть

Серьёзной проблемой в содержании внутреннего убранства православного храма является свечная копоть. Сажа, содержащаяся в дыме от свечей оседает на потолки и стены с их живописью, на стёкла и рамы окон, на резные иконостасы и киоты, на латунные, бронзовые, позолоченные паникадила, бра и ограды. Большое количество людей, открытые или постоянно открывающиеся двери, разная высота сводов создают непростой микроклимат и дополнительные трудности.

В холодное время года, во время многолюдных служб, на сводах храма образуется конденсат. Дым от горящих свечей вместе с тёплым воздухом поднимается вверх, под своды храма. Сажа прилипает к мокрым поверхностям, частично растворяется и после высыхания образует копоть, которую очень трудно удалить. Сажа оседает и на сухие поверхности, цепляясь за мельчайшие неровности. Впрочем, копотью покрываются даже идеально ровные поверхности, как, например, стекло.

Свечную копоть нельзя просто закрасить или стереть влажной тряпкой, она не сметается щёткой. Белые стены обычно моются щелочными растворами с последующей покраской. С настенной (монументальной) живописью всё сложнее.

Покраска стен и сводов - подбор материалов

Для правильного выбора материалов и технологии их нанесения необходимо как можно точнее определить основу, на которую новый материал будет накладываться. Другими словами - чем красили, шпатлевали, штукатурили храм ранее. Для очистки стен в храмах от пыли и сажи, с планируемой впоследствии покраской используются обычно щелочные моющие матирующие средства на водной основе. Но не всегда. С мелом, например такая технология очистки не подойдёт – его вообще нельзя мыть. Здесь нужна механическая очистка и специальная пропитка. Очень сложным случаем являются стены покрытые известью.

Определившись со способом очистки, надо выбирать грунтовку, краску и метод нанесения. Грунтовочный состав подбирается под материал основы, а краска - по цене и под желательный результат и тут всё гораздо интересней. Так – покрасить храм более дорогой краской иногда выходит выгодней чем дешёвой! Такой приятный экономический эффект достигается за счёт укрывистости краски, то есть вследствии уменьшения количества слоёв. Матовая краска лучше скрывает неровности, а глянцевая – отражает свет и более устойчива к механическим воздействиям. Подбирать материалы для покраски нужно под конкретный храм и универсальных решений здесь быть не может.

Методы нанесения

Если есть возможность произвести качественную защиту (укрывку) неокрашиваемых поверхностей и материалы позволяют, то конечно, предпочтительней вариант покраски храма аппаратом безвоздушного нанесения. Такой метод уменьшает расход материала и увеличивает скорость, что в свою очередь, снижает стоимость работ и материалов. Но и принципиально упираться в механизированный метод не стоит – покраска храма вручную тоже имеет свои плюсы.

Доступ к поверхностям

При малярных работах, внутри храмов, для доступа к высоко расположенным поверхностям, используются различные методы. Наличие в конструкции храма стягивающих металлоконструкций, позволяет работать со сводами с деревянных настилов, а на вертикальных стенах применять методы промышленного альпинизма. Ровный пол способствует передвижению туры. Отсутствие таких благоприятных условий заставляет изобретать и комбинировать.

Немаловажную роль при выборе методов доступа играет и характер самих работ. Так при необходимости штукатурить – лесенкой не обойтись, а в случае с простой покраской не хочется строить тяжёлые леса. Большой опыт выполнения различных работ в храмах с разнообразной архитектурой позволил нам накопить множество уникальных технологических решений по организации доступа к поверхностям.

Организационные вопросы

С точки зрения организации параллельного ведения служб и ремонтных работ внутри храма вариантов несколько:

1) службы проводятся на другом уровне храма (если храм имеет два этажа);
2) отдельный придел огораживается плотным занавесом, и ремонтные работы производятся в нём, не мешая службам. По завершении работ и уборки, службы проходят в отремонтированном приделе, а на ремонт закрывается соседний;
3) работы по покраске могут производиться и без применения занавесов – небольшие участки храма просто огораживаются сигнальной лентой. В таком варианте возможно использование исключительно ручного инструмента (валики и кисти). Скорость работ в таких условиях гораздо ниже;
4) работы производятся по ночам.

Обычно, покраска стен и сводов в храме осуществляется по следующей технологии:

Вынос икон;
- укрывка пола;
- оклейка иконостасов, киотов, окон, паникадил, настенной живописи защитной плёнкой;
- сборка туры;
- отмывка стен и сводов чистящим раствором или сбор загрязнений микрофиброй;
- удаление потёков и набрызгов от предыдущих покрасок;
- расшивка трещин, удаление шелушащихся, осыпающихся покрытий;
- восстановление удалённых участков;
- нанесение грунта;
- покраска стен и сводов в 2-3 слоя;
- демонтаж защитной плёнки;
- отмывка окон;
- обеспыливание иконостаса и киотов;
- чистка паникадила;
- демонтаж, вынос туры и прочего оборудования;
- уборка;
- занос и установка икон и подсвечников.

Это обычно, но часто заказчики хотят попутно решить все проблемы и забыть о ремонте храма надолго. И тогда в перечне работ появляются: покраска оконных рам, замена электропроводки, покраска оконных решёток, чистка иконостаса, монтаж подсветки, организация отвода конденсата от окон и многое другое.



Сроки

Возможно самой сложной задачей в ремонте помещений православного храма является выбор времени для этого ремонта. Достаточно взглянуть в церковный календарь для того чтобы усомниться в возможности проведения работ, а если учесть венчания, крещения и прочие таинства, то про ремонт можно и не задумываться!

Как же быть? Ремонт помещениям конечно необходим, но производиться он должен в кратчайшие сроки, без заминок и простоев - ровно столько, сколько требует технология выполнения работ и использования материалов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на продолжительность работ, является скорость просыхания материалов. Необходимо учитывать температуру поверхностей, направление воздушных потоков, вероятность образования конденсата, степень повышения влажности воздуха от испарений... Технология нанесения материалов в шатровых храмах, купольных храмах, в храмах с плоскими потолками должна разрабатываться с учётом особенностей объекта.

Все этапы работ должны быть продуманны до их начала. Каждому специалисту необходимо чётко понимать задачу и своё место в технологическом процессе. Тогда и только тогда можно надеяться на завершение ремонтных работ в запланированные строки.

Накопленный за годы работ опыт позволяет нам, с высокой степенью точности, просчитывать время необходимое для выполнения работ по ремонту помещений храма. Косметический ремонт стен и сводов храма, с площадью поверхностей до 3 000 метров, занимает, в среднем, 14 дней, но при необходимости, может быть осуществлён и в более сжатые сроки.

Отмывка настенной (монументальной) живописи

Настенная живопись в православном храме подвергается тем же воздействиям что и все остальные покрытия, но потемнение от оседания сажи и пыли на ней менее заметны, чем на белых стенах. Тем не менее, процесс идет и за десять – пятнадцать лет, яркая и светлая картина может превратиться в «чёрный квадрат». Очистку монументальной живописи в храме, при плановом обслуживании, производят один раз в восемь лет, что равняется двум циклам очистки/покраски белых стен. То есть - один раз очищаются только белые участки храма, а на следующий - чистятся и стены, и живопись.

Очистка настенной живописи – чрезвычайно ответственная задача. Под ответственностью здесь понимается не только большая опасность случайно совершить роковую для объекта ошибку в технологии, но и буквально - чувство ответственности перед заказчиком, храмом и потомками. Объясню к чему высокий слог. На рынке чистящих и моющих средств, присутствует множество «волшебных» спреев и гелей способных справиться с задачей очистки живописи с фантастической скоростью, причём качество в первое время, на глаз несведущего человека, будет великолепным. Но жизнь картины сократится многократно, а может и прекратиться в считанные дни. Речь не об умышленном причинении вреда храму, а о том, что недобросовестный подрядчик утверждает, что знает как надо и что он сто раз так делал, а про себя думает: «Авось получится», «За то скорость», «Кто не рискует…»…

И если даже, вы своими глазами видите, что участок живописи хорошо отмылся неким средством и краски на месте, - это ещё не значит что всё и дальше будет хорошо. Дело в том, что многие вещества, такие как спирт и амиак способны проникать вглубь живописи и высветлять, разъедать, разрушать покрытия постепенно, в течении длительного времени. В итоге, осознание того что совершена ошибка приходит уже тогда, когда обработан весь объём и исправить ничего нельзя.

Публично описывать технологии, которые применяем мы не стану – чревато, ибо подбирать средства и методы необходимо под конкретный объект. Если Вы решили своими силами чистить или мыть настенную живопись самым лучшим будет посоветоваться с теми, кто её писал. Если живопись старинная - необходимо приглашать реставраторов или хотя бы художника для совместной выработки технологии.

Паникадило

Паникадило является сложным техническим устройством. Это электроустановка на системе подвесов, с обилием тонких, декоративных деталей из различных материалов. Вес такого устройства может доходить до тонны, а висит оно над людьми – следовательно - необходима периодическая проверка несущих элементов.

Электрическая часть паникадила должна отличаться особой надёжностью, так как ремонт связан с дополнительными трудностями (строительство лесов, демонтаж всей конструкции), и в то же время должна быть выполнена из малоразмерных элементов – дабы не портить внешний вид. Лампы, лучше использовать светодиодные, надёжных производителей. Это позволит сэкономить на их замене и электроэнергии.

Специалисты ООО «АЛЬП» обладают большим опытом таких работ, как сварка лопнувших или треснувших латунных элементов, замена свечей, замена электропроводки и патронов, чистка паникадил и бра, покраска цепей. Чистка паникадила осуществляется как традиционными, так и современными материалами и инструментами. Выбор метода зависит от того из чего выполнены элементы.

Чистка паникадил и бра

Чистка паникадил и бра - задача, требующая особо ответственного отношения, знания методов, понимания различий материалов и чистящих веществ, аккуратности. Последствием непрофессиональной чистки могут стать царапины от использования абразивов, раковины и пятна от применения некачественных химических средств, а в случае с глазированными и позолоченными элементами и того хуже – полное удаление покрытий.

Человеку не привычному к работам на высоте свойственно придерживаться и хвататься за то, что окажется под рукой при малейшей потери равновесия. Результат – изогнутые и треснувшие элементы паникадила. Не стоит забывать и о том, что паникадило - это всё-таки электроприбор. Очень неудачной особенностью большинства современных и практически всех старых паникадил является то, что электрические провода, прежде чем запитать лампочку, проходят через множество отверстий в жестяных чашечках, барабанах, свечках. Отверстия эти просверлены или даже пробиты, как правило, не аккуратно и безо всякой защиты острых краёв.

При непрофессиональной чистке, элементы шевелятся и смещаются по отношению друг к другу, острые края, таким образом, уподобляются ножницам и режут изоляцию. Влага от моющих средств, скапливается в чашечках, попадает в порезы и микротрещины изоляции проводов и может произойти короткое замыкание. Работы по чистке паникадила должны производиться под контролем электрика. Электрик нашей бригады всегда присутствует при работах с паникадилами и бра.

Иконостасы и киоты

Иконостасы и киоты выполняются, как правило, из ценных пород дерева, с обилием резных элементов и покрываются различными составами от марилки до позолоты. Всё это делает процесс чистки иконостаса занятием творческим и кропотливым. Дополнительной трудностью является размер иконостаса, он может быть очень высоким. В такой работе не обойтись без специального оборудования и людей, обученных работам на высоте. Комбинируя работу с передвижных лесов и методы промышленного альпинизма, мы справляемся со сложными задачами в самые сжатые сроки. Чистка иконостасов, киотов и прочих деревянных резных элементов производится, обычно, специальным раствором с использованием разнообразных инструментов. Иконы закрываются полиэтиленом.

Подготовка храма к празднику

В преддверии больших праздников, в храме, с тряпкой в руках можно увидеть не только уборщиц. За наведение чистоты берутся алтарники, охранники, служащие церковной лавки, особо ответственные прихожане и даже казначеи. Дел хватает всем – окна потемнели и плохо пропускают свет, паникадила и бра потускнели от осевшей пыли и сажи, к белым стенам и сводам прилипли паутинки, местами перегорели лампочки.

Генеральная уборка в масштабах храма – задача не простая и зачастую становится настоящей головной болью ответственных за неё лиц. В больших храмах ещё интересней – до окон, которые нужно мыть просто не достать, паникадила огромные, до паутин не дотянуться даже самой длинной шваброй. Проблема не только в доступности объектов, но и в самих работах.

Несмотря на банальность задач - протереть пыль, собрать паутину и помыть окна, в храме эти работы имеют свои подводные камни и требуют участия специалистов. Паутину с белой стены нельзя просто смахнуть веником – на ней осела пыль и свечная копоть. Всё это размажется, и останется чёрный след.

Пыль, осевшую на паникадила, бра, оградки и прочие металлические элементы можно, конечно, стереть тряпкой, но от воды теряется блеск, а на сухую - можно поцарапать поверхность. Что может быть проще, чем помыть окна в помещении? С окнами нижнего уровня это утверждение, возможно, справедливо и нанимать профессионалов действительно не обязательно. Но с верхними окнами храма всё иначе.

Первая трудность понятная и даже очевидная - это высота, на которой они расположены. Проблема с доступом решается различными способами: лестницы, тура, методы промышленного альпинизма. Но все эти, казалось бы, стандартные способы накладываются на условия работы в ограниченном пространстве, когда нужна большая аккуратность не только с предметами стоящими вокруг, но даже с поверхностями на которые придётся опирать лестницу, ставить туру или отталкиваться ногами (при канатном доступе).

Вторая трудность заключается в том, что под верхними окнами храма нет подоконников, а есть откос, зачастую белый, а если не белый, то с росписью. Поверхность таких откосов всегда покрыта некоторым слоем пыли вперемешку с сажей от свечек, и капля воды или моющего средства обязательно оставит трудно смываемое, а при белых стенах вовсе не смываемое пятно.

Третья трудность заключается в том, что работать в храме приходится среди людей, которым просто необходимо подойти именно к той иконе, над которой стоит тура или лестница. Работники должны уметь находить общий язык с прихожанами, без ругани и шума, но обеспечивая при этом их безопасность и безопасность производства работ. Не в каждом приходе есть люди готовые строить туру или лезть на высокую лестницу. Кроме того у прихожан бывают личные или рабочие дела и семейные обстоятельства, по которым они не всегда могут приехать в храм когда это нужно.

Понимая проблемы, с которыми сталкиваются служащие храмов, специалисты, ООО «АЛЬП» предоставляют услугу «Подготовка к празднику». В назначенный заранее (обычно за несколько месяцев) день, в храм приезжает бригада с лестницами, щётками для сбора паутины, средствами для чистки латуни и мытья окон и выполняет все самые сложные работы в согласованное время в кратчайшие сроки.

Принципы поведения работников при ремонте помещений православного храма

Как вести себя при работе в храме? Как ничего не нарушить, никого не обидеть, не помешать и в то же время, качественно и быстро выполнить работы, для выполнения которых тебя собственно и позвали? Эти и подобные вопросы часто становятся камнем преткновения на пути технического специалиста к выполнению своих функций в пределах православного храма.

Человек выполняющий работы внутри храма, как и на территории храма должен знать то же что и любой прихожанин, но необходимость быть сконцентрированным на технологическом процессе выполняемой работы накладывает на него необходимость смотреть не туда куда обычно смотрят прихожане и думать не о том, о чём принято думать в храме.

Как же это совместить? Независимо от опыта бригады, перед первым выходом на работу в новом для себя храме, старший работник получает инструктаж у настоятеля или иного ответственного за производство работ лица. Собственно в этот момент все вопросы и снимаются, но на внутрибригадном инструктаже, перед началом работ, можно услышать и такое:

Ремонт для храма а не храм для ремонта
- если нельзя сделать чего то, не нарушив правил храма, то это не будет делаться
- мы не спорим с прихожанами и не вступаем с ними в обсуждения техологии
- тот, кому трудно выражать свои мысли тихо и культурно работает молча
- во время работы мы не на службе и концентрируемся исключительно на выполнении поставленной задачи
- во время работ мы не пользуемся возможностью без очереди приложиться к святыням храма
- если работать приходится во время проходящей в соседнем приделе службы, мы не стремимся конкурировать в зрелищности, а напротив - стараемся не привлекать внимания

Вследствии разнообразия задач, к работам по ремонту храма, иногда приходится привлекать новых специалистов. С ними обязательно проводится беседа на тему отличия работ в храме от работ на каком либо другом объекте. Но опыт показывает, что даже надёжный, культурный, проверенный на многих промышленных объектах специалист не всегда может перестроиться и безболезненно для себя и окружающих включиться в механизм взаимодействия бригады с прихожанами и служащими, принять как данность ограничения и условия существующие при работах в храме. С таким человеком мы продолжаем сотрудничать, но уже на других не храмовых работах.

Не стоит надеяться на то, что можно взять бригаду со стройки и исключительно контролем и дисциплиной обеспечить гармоничное её пребывание в храме. Данная статья не является сборником технологических рекомендаций, а написана с целью ознакомить читателя со взглядами специалистов ООО «АЛЬП» на описываемые работы.

Наш коллектив – это монтажники, промышленные альпинисты, отделочники, кровельщики, электрики, реставраторы и художники. Материально-техническая база собрана из инструмента на все случаи жизни, мобильных строительных лесов и снаряжения для высотных работ. Опыт, приобретённый за годы работ, помогает справляться со сложными задачами. Обратившись к нам однажды, Вы всегда сможете рассчитывать на помощь квалифицированных специалистов.

Общество с Ограниченной Ответственностью «СПЕЦРЕСТАВРАЦИЯ»
Год основания — 1975-й.
Лауреат конкурса Правительства Москвы «Реставрация 99».
Лауреат Золотой медали SPI (Франция) 2003год.

ООО «Спецреставрация» реорганизовалось в 1995 году из Специальной научно-реставрационной производственной мастерской № 3 объединения «Росреставрация», основанной в 1975 году. С 1985 года фирмой руководит Николай Андреевич Бодянский, прошедший в реставрации путь от прораба до Генерального директора, удостоенный в 1998 году звания Заслуженный строитель России, в 2001 — звания Почетный строитель Москвы.

Основные направления нашей деятельности — реставрация памятников архитектуры, реставрация храмов, реконструкция жилых и общественных зданий, участие в новом строительстве и в отделке интерьеров и фасадов.

Эксклюзивным направлением в нашей работе являются технологии усиления оснований фундаментов стен (усиление стен, усиление фундаментов) методом буроинъектирования. Практика показывает, что усиление фундаментов с точки зрения проектирования зачастую намного сложнее проектирования новых конструкций. Это объясняется тем, что в каждом случае приходится считаться с условиями эксплуатации объекта, со стесненными условиями работы, с разнообразием проявления деформации зданий и сооружений. Само выполнение работ по усилению фундаментов — всегда крайне трудоемкий, тяжелый и ответственный процесс. Так же стоит отметить такую неординарную разновидность работ по усилению фундаментов, которую мы проводим — гидроизоляционное усиление фундаментов.

Наша деятельность лицензирована Министерством культуры РФ (реставрация), Госкомитетом РФ по строительству (проектирование, производство работ) и Минтранспортом РФ.

Уделяя огромное внимание развитию духовности в России, фирма активно занимается реставрацией храмов различных конфессий. Мы участвовали в реставрации таких памятников духовной культуры как церкви Николы на Ордынке, Иоанна Воина на Полянке, Марона Пустынника на Якиманке, Петра и Павла в Марфино, Казанской Божьей Матери на Красной площади, Николы в Голутвино и Георгия Победоносца на Поклонной горе, Мартина Исповедника на Таганке, Церкви Знамения на Шереметевом дворе, Троицкого собора б. Князе-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки, а также в реставрации других храмов. Работы отмечены памятными медалями и Грамотами Святейшего Патриарха Алексия II, а генеральный директор Нашей фирмы Н. А. Бодянский награжден Орденом Преподобного Сергия Радонежского. Участие в строительстве Мечети на Поклонной горе отмечено Грамотами и медалью «За духовное единение» Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России.

Расширение круга деловых контактов повлекло расширение сферы деятельности: за десять последних лет нами реконструированы и реставрированы Представительства и офисы отечественных и зарубежных фирм (от фасадов посольства Италии до Торгового дома Дингленгера на Унтер ден Линден в Берлине). Наши зарубежные партнеры: Rinako, Dina, Borini Costruzioni, SMT, Geroc INT, «Экинджилер Лтд», фирма стала инвестором реконструкции виллы «Якиманка» для консульства Италии, Б. Полянка, 2/10. В 2004 году выполнена реставрация Собора святого Николая в Серпухове, отреставрированы экспозиционные залы Галереи А. М. Шилова с VIP зоной в подземном пространстве, сделан капитальный ремонт детского кинотеатра «Салют» и Медицинского центра искусственной почки. Выполнены работы по усилению фундаментов, усилению стен и отдельных помещений административного здания по Моховой, 13 и ряд других объектов. На нашем счету ряд эксклюзивных приватных проектов на базе высококачественных импортных материалов и «хай тэк» — квартиры, коттеджи, офисы. Широкий спектр деятельности (Генподрядчик, Заказчик, Проектировщик) и высококлассные мастера позволяют нам увереннее смотреть вперед и надеяться на успешное сотрудничество с отечественными и зарубежными партнерами.

Р еставрация
и некоторые принципы содержания храма

на примере организации реставрационных работ

Доклад на Собрании духовенства Павлово-Посадского церковного округа Московской епархии 5 февраля 2009 года

(скачать в формате Word)

Церковная реставрация храма (храмового комплекса) является процессом воссоздания авторского замысла в современности. Для нас с вами это означает что, приступая к реставрации храма или храмового комплекса, мы должны максимально точно представлять себе всю историю архитектурного развития реставрируемого храма. Такое представление может сложиться на основании серьезного историко-архивного исследования, проведенного компетентным лицом или организацией.

В качестве примера необходимости такого исследования можно привести проект реставрации Богородицерождественского храма Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. В прошедшем году в Консультативно-экспертный совет при епархиальном отделе по реставрации и строительству Московской епархии был представлен масштабный проект реставрации этого храма, предусматривающий воссоздание древнего храма (1408-1420), но большего по площади, и соединение его гульбищем с храмом Рождества Богородицы (1547).

Проект был выполнен на очень хорошем уровне. Но после продолжительного обсуждения совет принял решение рекомендовать правящему архиерею отклонить этот проект, так как он не учитывал тот первоначальный авторский замысел, который был воплощен при строительстве этого уникального памятника Х VI века и был выявлен при проведении научной реставрации в 60-ые годы ХХ века.

Существует отличие церковной реставрации от исторической. Признавая безусловную ценность научной реставрации, тем не менее, необходимо отметить существующий внутренний конфликт церковного подхода и музейной системы охраны памятников. Самым ярким примером такого рода непростых взаимоотношений является так называемое «совместное использование» уникальных храмов Московского Кремля. Перед каждым богослужением, совершаемым в этих храмах, происходит освящение алтаря, так как в обычные дни алтари используются музейными работниками как служебные кабинеты. При служении литургии Преждеосвященных Даров, Святые Дары освящаются в Елоховском соборе и доставляются в эти храмы перед совершением литургии. После же совершения богослужений, едва патриарх покидает храм, по всему храму мгновенно возникают музейные таблички и ограждения, а в алтари входят музейщицы со своими вещами.

Принципами церковной реставрации является преемственность, каноничность и традиционность архитектурного облика и функциональности храма. Благочинность и удобство совершения богослужений для нас имеют большее значение, чем для музейных работников. Однако не прибегать к их профессиональным знаниям будет слишком самонадеянным. Вопиющим примером такой самонадеянности служит грубый, утилитарный подход настоятеля к реставрации церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной под всемирно известной звонницей Ростовского Кремля. По распоряжению настоятеля, вопреки нормам государственного законодательства и церковной традиции, в церкви, являющейся памятником культуры Федерального значения XVII века, были пробиты пять, никогда не существовавших, дверных проемов, растесан дверной проем входа в церковь, пробиты ниши под окнами для радиаторов отопления, стесаны, в нижней части, утолщения стен. После проведения этих работ церковь навсегда утратила свой изначальный интерьер. Более того, утрачена несущая способность здания. Над церковью находится знаменитая звонница, вес только колоколов, которой более 60 тонн. За самоуправство, приведшее кпричинению ущерба, памятнику истории и культуры всероссийского значения возбуждено уголовное дело по статье 243, часть 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации.


Восстановление и благоукрашение храма мы должны рассматривать как форму христианской проповеди, способ воспитания прихожан в Духе Заповедей Божиих, возможность привития любви к храму, воспитание православного вкуса и такта. И напротив, обезображенный безвкусной реставрацией или росписью храм может стать и часто становится препятствием в обретении Богооткровенной, а не народной веры для еще чувствующих фальшь людей.

Проведение реставрации храма (храмового комплекса)

имеет следующие этапы:

1. Историко-архивное исследование с рекомендациями по режиму строительства, выполненное лицом, имеющим соответствующую лицензию;

2. Эскизный проект реставрации в объеме установленном правящим архиереем;

3. Благословение правящего архиерея на реставрацию;

4. Разработка рабочего проекта и согласование его с Министерством культуры МО;

5. Проведение реставрационных работ в строгом соответствии с проектом и под авторским и настоятельским надзором;

6. Акт приемки реставрационных работ;

7. Рапорт правящему архиерею о завершении реставрации.

Роль настоятеля в реставрации храма .

Реставрация сложный процесс, требующий высокого профессионализма и большого количества времени. Настоятелю храма в процессе реставрации уместно ответственно взять на себя функции организатора всех работ, но не прораба-исполнителя. Ответственность настоятеля подразумевает необходимость знания истории церковной архитектуры и иконописи, принципов конструктивных решений храмовых зданий, основ экономики и финансов, наличия художественного вкуса и такта. К сожалению, в настоящее время отдельные священники высказывают, на наш взгляд, довольно сомнительное мнение, что при проведении реставрации или росписи храма каждый настоятель в состоянии отреставрировать или расписать храм на свой вкус, тем самым, отрицая христианскую эстетику как учение о прекрасном, преображенном естестве. Можно напомнить, что подобный вздор еще в XIX веке высказывал в своей статье «Разрушение эстетики» двадцатилетний нигилист Д.И.Писарев (1840-1868), непререкаемый авторитет для Ульянова-Ленина. В частности Писарев утверждал: прекрасное для каждого человека есть то, что соответствует его личному вкусу. Следовательно, эстетика как наука, не может существовать: она должна быть заменена физиологией и гигиеной.

Реставрация храма, основная расходная статья содержания храма.

Стоимость профессиональных и качественныхреставрационных работ принципиально превосходит обычные возможности прихода. Очевидна необходимость концентрации всех материальных возможностей, которыми располагает настоятель (с его авторитетом) и приход в целом.

Можно выделить два основных принципа организации финансирования реставрационных работ:

1. Бюджетное финансирование реставрационных работ памятников культуры имеет свои плюсы и минусы. В данном случае

силами прихода выполняются только определенные бюрократические действия (сбор и правильное оформление документов, а так

же дальнейшее продвижение своей заявки). Проект, смета и собственно реставрационные работы финансируются бюджетом в

соответствии с принципами функционирования и взаимодействия соответствующих государственных органов истроительных организаций. Но необходимо помнить, - «Кто платит тот и заказывает музыку». Отношение к храму и богослужениям во время реставрации могут быть, мягко говоря, не церковными. Сами способы проведения бюджетной реставрации могут существенно помешать проведению богослужений или даже сделать их проведение невозможным на довольно продолжительное время.

2. Проведение реставрации за счет средств прихода; задача, которая в данном случае стоит перед настоятелем существенно превосходит его возможности. В исторической ретроспективе здание храма всегда являлось самым дорогим зданием города и тем более деревни. И подход к его реставрации, в этом смысле, должен быть традиционным. Как мы уже говорили, для успешного решения этой задачи уместно создать реставрационный фонд прихода.

Составляющие реставрационного фонда прихода:

А. Собственные средства прихода - очень важная составляющая всего фонда. Как бы ни была мала сумма собственных накопленных средств прихода по сравнению с масштабом задачи, сам факт наличия таких средств дает моральную возможность обращаться за помощью. Очень важно, глубоко и всесторонне понимать, что, обращаясь за помощью, мы просим помочь нам восстановить храм, а не сделать это за нас.

Б.Привлеченные средства. Поиск средств для реставрации храма должен стать, в определенном смысле, проповедью высоких нравственных христианских принципов. Решая тактическую задачу восстановления храма, всегда имеем стратегическую цель приобретения для Бога «храмов Духа Святого» (1Кор.3:16). В идеале, благотворители могут стать прихожанами наших храмов. Эти средства формируются из:

· Целевых финансовых пожертвований юридических и физических лиц.

· Нефинансовой благотворительной помощи (строительные материалы, строительная и специальная техника и приспособления, транспорт и т.д.).

· Благотворительной помощи проектных и строительных организаций в проведении всего комплекса работ или какой-либо их части.

· Помощи государственных, региональных и муниципальных властей в решении бюрократических вопросов и в привлечении возможных благотворителей. Нам представляется важной духовной задачей стоящей переднастоятелем в данном случае: разбудить совесть конкретных представителей различных властей, раскрыв им нравственную ответственность государственной власти в целом, за разрушение храмов и монастырей.

Расход средств на проведение реставрационных работ.

Договариваясь с исполнителями тех или иных работ нужно знать расценки на работы. Требование Договора об охране памятника культуры о выполнении восстановительных работ только лицензированной реставрационной организацией, нам представляется в настоящее время трудно выполнимым, тем не менее, следует брать на реставрационные работы рабочих после получения достоверной рекомендательной информации о них. Важное качество любого руководителя, в нашем случае настоятеля, как организатора и руководителя реставрационных работ, чувство баланса цена-качество. Необходим внимательный, заинтересованный, но не придирчивый по пустякам, надзор за производством работ. Нужно максимально, но разумно, воздерживаться от предоплат. Не заработанные деньги, особенно в церкви, развращают. Настоятель, предоставляя работу, должен знать в каких условиях будут жить работники, чем и как питаться, эти условия должны быть достойными. Необходимо добиваться, что бы поведение работников, выполняющих те или иные работы в церкви, соответствовало в свою очередь нормам, хотя бы естественного приличия. Настоятель должен провести разъяснительную беседу с работниками о принципах поведения в храме и на территории храма. Работники должны быть прилично и опрятно одеты. Курить в заранее отведенном для этого месте. За недостойное поведение в храме и на его территории необходимо строго спрашивать.

Оплата за выполненные работы должна проводиться строго в оговоренный срок и в заранее установленном размере.

Окончание реставрационных работ.

Еще только приступая к реставрации храма необходимо понимать, что через 3-5, максимум через 7 лет естественно возникнет необходимость в очередной реставрации, поэтому окончание реставрационных работ достаточно условно. Тем не менее, окончание этапа должно быть четко осознаваемо. Это позволит правильно подвести итоги и достойно подготовиться к следующему строительному сезону. Все выполненные работы должны быть внимательно приняты. Окончательные расчеты с исполнителями работ должны проводиться только после устранения всех замечаний и подписания соответствующего Акта. Неоконченные стадии реставрации должны быть профессионально законсервированы. Уместно дать отчет в расходовании средств на реставрацию жертвователям и благотворителям в любой доступной настоятелю форме.

Поданный рапорт правящему архиерею, об окончании реставрационных работ, будет свидетельствовать оцерковном понимании настоятелем, процесса реставрации храма, как послушания.

Протоиерей Сергий Шумилов

Loading...Loading...