Неделя мясопустная. Мясопустная седмица

19 февраля 2017 года. Заговенье на мясо.
Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Страшный суд.

Б ыть христианином значит быть учеником Христа. И в этом учении, как и в любом другом, что-то нам необходимо усвоить сначала для того чтобы можно было идти дальше. Подобно тому, как не выучив таблицу умножения нельзя приступать к алгебре и уж тем более к высшей математике. Хотя она, эта математика, отнюдь не сводится к таблице умножения и арифметике. И вот, сегодня Церковь напоминает нам об этих азах духовной жизни, не усвоив которые невозможно идти дальше.

«Ч еловеком положено однажды умереть, затем суд» (Евр.9:27) , то о чем говорит ап. Павел известно каждому верующему. Мы все знаем, что умрем. Мы все слышали про суд. И если это так, что может быть важнее знания о том, что на этом суде с нас спросят? За что будем отвечать? Сегодня, как и всякий раз за неделю до начала Великого Поста, мы слышим ответ на этот вопрос. Кто его не знает? Кто не знает этих слов Спасителя, где Он говорит, что накормивший голодного, напоивший жаждущего, приютивший странного, посетивший больного и заключённого, все это сделал Мне. А прошедший мимо… прошел мимо Меня.

«У готовано вам Царство от создания мира» (Мф.25:31) , но войти в него можно только если ты смог стать человеком за то время и в тех обстоятельствах, которые послал тебе Господь. Стать человеком — значит выйти за границы своего эгоизма, своей самости, в пределе научиться состраданию, милосердию и любви.

Э то азы, это то чему должен и может научится любой человек, которого Бог привёл в этот мир. И уж тем более этому должен научится верующий во Христа.

Р азве кто-то из нас этого не знает? Мы все это знаем, но вот верим ли мы в это?

В ерить ведь это не совсем тоже самое, что знать. Я знаю, что завтра будет дождь, но только тогда, когда утром, выходя из дома, я захвачу с собой зонтик, это будет означать, что я в это поверил. Вера, это такое знание, такой опыт, который влияет на меня, определяет мои поступки, слова, мысли.

А вот теперь представьте на минутку, что было бы с нашим миром, если бы мы, христиане, верили в то, что мы так хорошо знаем, что является аксиомами нашей веры? Если бы, выходя утром из дома, мы помнили о Страшном суде и о том, за что нам предстоит там отвечать. Как прекрасен был бы наш мир.

Евангелие от Матфея (глава 25 стихи 31 — 46)

Церковнославянский Синодальный
25:31 Егда же прiидетъ Сынъ человѣческiй въ славѣ сво­ей и вси святiи ангели съ нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы сво­ея, Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25:32 и соберут­ся предъ нимъ вси языцы: и разлучитъ ихъ другъ от­ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы от­ козлищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33 и поставитъ овцы одесную себе, а козлища ошуюю. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
25:34 Тогда речетъ Царь сущымъ одесную его: прiидите, благословен­нiи Отца мо­его, наслѣдуйте уготован­ное вамъ цар­ст­вiе от­ сложенiя мiра: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25:35 взалкахся бо, и дасте ми ясти: воз­жадахся, и напо­исте мя: страненъ бѣхъ, и введосте мене: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25:36 нагъ, и одѣясте мя: боленъ, и посѣтисте мене: въ темницѣ бѣхъ, и прiидосте ко мнѣ. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25:37 Тогда от­вѣщаютъ ему праведницы, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, и напитахомъ? или жаждуща, и напо­ихомъ? Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25:38 когда же тя видѣхомъ стран­на, и введохомъ? или нага, и одѣяхомъ? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25:39 когда же тя видѣхомъ боляща, или въ темницѣ, и прiидохомъ къ тебѣ? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25:40 И от­вѣщавъ Царь речетъ имъ: аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братiй мо­ихъ меншихъ, мнѣ сотвористе. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25:41 Тогда речетъ и сущымъ ошуюю [его]: идите от­ мене, проклятiи, во огнь вѣчный, уготован­ный дiаволу и аггеломъ его: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25:42 взалкахся бо, и не дасте ми ясти: воз­жадахся, и не напо­исте мене: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25:43 страненъ бѣхъ, и не введосте мене: нагъ, и не одѣясте мене: боленъ и въ темницѣ, и не посѣтисте мене. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25:44 Тогда от­вѣщаютъ ему и тiи, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, или жаждуща, или стран­на, или нага, или больна, или въ темницѣ, и не послужихомъ тебѣ? Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25:45 Тогда от­вѣщаетъ имъ, глаголя: аминь глаголю вамъ, понеже не сотвористе единому сихъ меншихъ, ни мнѣ сотвористе. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25:46 И идутъ сiи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мясопустная неделя входит в ряд подготовительных мероприятий, предшествующих Великому посту, который, в свою очередь, является преддверием главного православного и древнейшего христианского праздника Пасхи, олицетворяющего величайшее событие - воскресение из мертвых Иисуса Христа.

Весь подготовительный перед Пасхой период

Значимость большого праздника подчеркивает предшествующий ему Великий пост, в течение которого человек нравственно и физически готовится к этому событию.

Предваряют же сам Великий пост приготовительные седмицы (их три) и Недели (их четыре). Сразу надо оговориться, что в переводе со старославянского языка седмица - это неделя в нынешнем понимании, а Неделя - это воскресенье. Слово, как предполагают, произошло от глагола «не делать», что означает запрет на работу и посвящения себя богу. Весь, говоря современным языком, подготовительный цикл перед Пасхой насчитывает 70 дней. Начинается он с воскресенья (Неделя о мытаре и фарисее) и заканчивается Великой субботой, которая знаменует конец Страстной седмицы - последней недели. Великий пост в церковном обиходе имеет еще одно название - Святая четыредесятница. Ей предшествуют, как отмечалось выше, три недели, в течение которых осуществляется строго определенный порядок служб.

Четыре воскресенья - четыре вехи

Собственно, значение имеют не все дни этих недель, а только воскресенья, которым даны названия - о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная неделя и сыропустная. Последнее воскресенье совпадает с древним, языческим и очень любимым праздником - Масленицей, сразу после которой, в понедельник, начинается Великий пост. Суть этих приготовлений - подготовка постепенного перехода к суровому воздержанию. Сам по себе этот порядок очень древний и известен с IV века.

Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически. Она является последним днем, когда в пищу можно употреблять мясо. Этот день называется еще Неделей о Страшном Суде, потому что все 6 предшествующих этому воскресенью дней на литургии читаются страницы из Евангелия, посвященные Судному дню.

Начало говения на мясо

Что означает мясопустная неделя? Это день, после которого прекращается «отпуск» мяса, поэтому его надо было наесться вдоволь. Считалось, что в этот день принято 12 раз щи хлебать и 12 раз мясо есть. Это воскресенье, завершающее мясопустную седмицу, которая начинается в понедельник, после Недели (воскресенья) о блудном сыне. Еще эта седмица называется в народе пестрой или рябой. Происходит это потому, что в два из шести ее дней (среда и пятница) уже «говеют на мясо», то есть постятся. Таким образом, она отличается от предыдущей седмицы, когда мясо едят каждый день, и от последующей сырной седмицы, когда его совсем не употребляют в пищу.

Вселенская родительская суббота

Мясопустная неделя завершает седмицу, имеющую еще одно название - в народе ее зовут поминальной. В мясопустную субботу, которая называется еще и Вселенской родительской, принято было ходить на кладбище, поминать умерших отца и мать (в Белоруссии поминальные дни приходились на четверг и пятницу). Существует еще несколько традиций, связанных с этим периодом. В эти дни прекращались В подтверждение этому существует множество пословиц. Одна из них - «На Пестрой жениться - с бедой породниться». Кроме того, именно в мясную неделю люди ходили к соседям и приглашали их к себе на празднование масленицы. Накануне в некоторых регионах было принято тщательно убирать в доме, готовить праздничный стол, то есть ждать гостей.

Традиции и обычаи, связанные с этой неделей

Что значит мясопустная неделя? Это, с одной стороны, канун а с другой - воскресенье, после которого остается ровно 56 дней до наступления Пасхи. К теневой ее стороне относится некоторая двусмысленность и неустойчивость, ненадежность, связанная с названиями "пестрая" и "рябая". Поэтому существуют запреты на определенные действия и поступки в эти дни. В народе всегда существовало очень много примет и традиций, связанных с любым праздником. Иногда они были своеобразными. Так, в некоторых губерниях еще в мясопустную субботу начинали праздновать «малую Масленку». Пекли первые блины, оставляли часть из них умершим родственникам. У детворы были свои обычаи в этот день, например собирать по всей деревне старые лапти, свои «кричалки», с помощью которых они призывали весну.

Выходит, что мясопустная неделя, седмица, следующая за ней, как и две предыдущие, являются не только подготовительным периодом к Великому посту, но и временем праздников, гуляний и связанных с ними народных поверий, примет и обычаев, о которых, в свою очередь, сложены десятки пословиц и поговорок.

В церковнославянском языке словом «неделя » обозначается воскресный день. Если же говорить про привычное для русского языка слово «неделя », то оно соответствует названию «седмица ». Поэтому Мясопустная неделя – это воскресенье, предшествующее Сырной седмицы или Масленице. А уже после этих семи дней начинается Великий пост..

Стоит отметить, что именно в воскресенье, в 2015 году это 15 февраля, можно еще разок побаловать себя мясом, а вот уже дальше необходимо отказаться от вкушения мясных блюд.

Мясопустная неделя: что можно есть?

Людей, чтущих православные традиции, обычно интересует вопрос, чем питаться в эти семь дней, когда идет подготовка организма к Великому посту. Поговорим обо всем по порядку. Сперва определим, что можно есть в воскресенье (неделю в церковном понимании), а уж потом обсудим рацион на семь дней.

Итак, в воскресенье можно употреблять вполне привычные мясные продукты:

  • Свинину;
  • Курятину;
  • Телятину;
  • Баранину и прочее мясо вполне можно подать на стол.

В этот день строгих запретов на блюда нет. Хотите сало или жирных колбасок – можете есть. Правда, не стоит сильно усердствовать и налегать на мясное, так как впереди подготовительная неделя, а затем Великий пост. Важно, чтобы ваш организм был готов к переходу на более скромную пищу, не содержащую мяса.

Далее наступает мясопустная неделя (7 дней), в 2015 году она длится с 16 по 22 февраля. Все эти 7 дней без мясных продуктов называют Сыропустной седмицей. После нее начнется Великий пост, где меню верующих претерпит еще ряд изменений. Из рациона «уйдут » рыбные блюда, яйца, молочная продукция. Поэтому помните, что последний день, когда разрешено вкусить мясо – 15 февраля.

Стоит отметить, что церковные традиции очень мудрые. Ведь если правильно подготовить организм к посту, то он пойдет на пользу. Если следовать церковным канонам и отказаться от мяса за неделю до поста, а следующие 7 дней потреблять рыбу, это подготовить тело к Великому посту. Длиться он будет с 23 февраля по 11 апреля, за этот период получится очистить организм от «вредностей », улучшить самочувствие и настроение.

В общем, 15 февраля вы еще покушаете мясо, а с понедельника основой рациона должны стать растительные блюда. Готовьте различные каши, например, гречневую, пшенную, рисовую, ешьте хлеб, первые блюда на овощном бульоне, вареники, овощное рагу, оладьи и другие блюда без добавления мяса.

В старые времена хозяйки часто готовили сбитень, сейчас тоже можно сделать такой напиток. Для этого необходим мед, пряности (корица, душистый перец, гвоздика, имбирь и т.д.) и целебные травки. При желании в напиток можно добавить вина и хмеля, а затем дать ему настояться. Сбитень благотворно влияет на иммунитет и нервную систему.


В этот период можно готовить что-то простое и легкое. Если есть желание, то можете попробовать воссоздать какой-нибудь старый рецепт, необходимые ингредиенты получится приобрести в ближайшем магазине. А если не сможете достать какую-то составляющую, то меняйте продуктами, похожими по составу.

Некоторых людей интересует и такой вопрос: «А можно ли есть рыбу ?». Запретов на рыбу нет ни в воскресенье, ни на последующую неделю. Но так как воскресенье – последний день, когда разрешены мясные продукты, рекомендуется вкусить именно их, а рыбу потреблять уже на масленичной неделе.

Помимо нее стоит кушать молочные продукты и яйца, ведь в пост все это будет нельзя. Кстати, насчет сортов и способов приготовления рыбы, запретов нет, делайте так, как вам больше по вкусу.

Вкусный рецепт для поста

А напоследок хочется предложить рецепт приготовления вкусных и ароматных пирожков с грибами. Их можно готовить, как в Мясопустную неделю, так и в Великий пост.

Для приготовления теста понадобится:

  • Мука – 600 г;
  • Масло растительное – 100 мл;
  • Вода кипяченая – 1 ст.;
  • Дрожжи свежие – 25 г;
  • Соль – 2 ч. л.;
  • Сахар – 1 ч. л.

Для начинки возьмите:

  • Грибы на ваш выбор – 500 г;
  • Одну луковичку;
  • Масло подсолнечника без аромата для обжарки;
  • Соль по вкусу.


Грибы промойте и отварите вместе с луковицей до готовности. Затем откиньте в дуршлаг, дайте воде стечь. Когда овощи остынут, нарежьте некрупными кусочками и обжарьте на растительном масле до образования золотистого оттенка, посолите.

Муку (2 ч. л.), сахар, дрожжи и 50 мл воды смешайте вместе и дайте постоять четверть часа. После этого добавьте оставшиеся ингредиенты и заместите некрутое тесто. Поставьте его в теплое место, а когда поднимется, немного «осадите » руками. Такую манипуляцию проделайте дважды. После этого можете делать пирожки с начинкой. Выпекать их необходимо полчаса в разогретой до 180 градусов духовке.

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

19 февраля 2017 года, в Неделю мясопустную, о Страшнем суде, митрополит Волоколамский Иларион в сослужении клириков прихода совершил Божественную литургию.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.

По завершении богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение четырех недель, предшествующих Великому посту, Церковь готовит нас к пути покаяния. В преддверии Святой Четыредесятницы на воскресных богослужениях звучат специально подобранные евангельские чтения: история о Закхее, притча о мытаре и фарисее, притча о блудном сыне, которую мы слышали в прошлое воскресенье, и поучение Господа Иисуса Христа о Страшном суде, которое мы слышали сегодня.

Господь Иисус Христос говорит о том, что каждого человека ожидает суд: в конце истории Бог призовет все человечество, чтобы каждый дал перед Ним ответ за прожитую жизнь. Всех людей, как живых, так и воскрешенных из мертвых, всех, когда-либо живших на земле, Сын Божий разделит на две категории, отделив одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Первых Господь поставит по правую руку, а вторых по левую. И тем, которые окажутся по правую руку, Спаситель скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 34-36)».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили или жаждущим, и напоили?» (Мф. 25. 37). И услышат от Господа: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 40). Те же, кто окажется по левую руку Сына Человеческого, услышат от Него прямо противоположное: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25. 42-43).

Господь научает нас, как мы должны вести себя по отношению к ближним. Если в ближних, которые нуждаются в нашей помощи, мы видим Христа, то и все благодеяния по отношению к ним мы совершаем для Христа. А если мы не замечаем людей, если проходим мимо человеческого горя и нужды, то тем самым отвергаем и Самого Господа.

Христос напоминает нам и о том, что каждый из нас ответственен за качество своей жизни. Мы не можем нести ответственность за количество прожитых дней, ибо не властны ни над часом нашего рождения, ни над часом нашей смерти. Но качество нашей жизни напрямую зависит от нас – насколько богоугодной была наша земная жизнь, которую нам отмерил Господь.

Когда законник спросил Сына Божия, какая наибольшая заповедь в законе, Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22. 37). И хотя законник спрашивал Христа об одной заповеди, Сын Божий добавляет вторую, подобную ей : «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 39). Христос соединил эти две заповеди воедино, ибо одна невыполнима без другой: если мы не любим Бога, мы не можем по-настоящему любить ближних; и наоборот: мы не можем полюбить Бога, если не полюбим наших ближних. Две эти любви взаимосвязаны.

Святой апостол Иоанн Богослов напоминает нам: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4. 20). Наш ближний – это тот, кого нам посылает Господь; это тот, кому мы призваны оказывать помощь, когда он в ней нуждается. И мы имеем массу возможностей творить добро ближним, ибо Господь постоянно посылает нам на жизненном пути тех, кто нуждается в нашей поддержке.

Слова Иисуса Христа не нужно воспринимать в буквальном смысле, ибо Спаситель не требует от нас в обязательном порядке ходить по темницам и больницам, поить кого-то водой или кормить едой, ведь существует и много других способов проявить милосердие к людям. Не следует забывать, что Сын Божий всегда говорит метафорически, обобщенно, а мы уже сами должны решить, как применить Его слова на деле, какие у нас для этого есть возможности. Главное – помнить, что Господь спросит с нас за каждый прожитый день, и если наша жизнь не принесла плода, тогда Он поступит с нами, как поступил с бесплодной смоковницей. А если наша жизнь принесет плод, тогда мы услышим от Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34).

Обратим внимание на слова Спасителя: Царство, уготованное вам от создания мира . Это означает, что для каждого человека уготовано место в Царстве Небесном, где никому не будет тесно. Но, несмотря на то, что места уготованы всем, далеко не каждый сможет их занять, ибо, опять же, это напрямую зависит от качества нашей земной жизни.

Многие представляют Страшный суд как некое грандиозное событие, когда Сын Человеческий придет во славе, чтобы судить всех людей, и вынесет приговор каждому человеку. Все так и будет, но мы должны помнить и о том, что этот приговор, который вынесет нам Истинный Судия, мы готовим себе уже в земной жизни, и только от нас зависит, каким он в результате окажется.

Господь наш милостив, и Он создал нас не для вечной погибели, а для вечной жизни, чтобы мы унаследовали Царство Небесное. И поэтому Бог ожидает от нас, чтобы в земной жизни мы всем сердцем любили Его и своих ближних, были милосердны к каждому человеку, чтобы как можно чаще словом или делом помогали людям, и принесли Господу добрые и обильные плоды.

Почему же Церковь напоминает нам обо всем этом в преддверии Великого поста? И почему к этому евангельскому поучению Господа Иисуса Христа она прибавляет слова апостола Павла о том, что пища не приближает нас к Богу? (1 Кор.8.8)

Через эти чтения Церковь хочет разъяснить нам не только смысл нашей жизни, но и смысл предстоящего нам подвига Святой Четыредесятницы.

Когда людям говорят о посте, то они обычно спрашивают: что можно есть и чего нельзя? Перед началом Великого поста в мою передачу «Церковь и мир» от телезрителей приходят одни и те же вопросы: что можно есть в пост? Как держать пост, если болеешь, какие существуют ограничения? И создается впечатление, что слово «пост» люди воспринимают исключительно в кулинарном или диетическом смысле: нельзя есть мясо, яйца, сыр. Постясь, многие тщательно изучают состав того или иного продукта: есть ли в нем добавки, и так далее.

Возможно, именно поэтому Церковь сегодня напоминает нам устами святого апостола Павла о том, что не пища приближает нас к Богу. А что же тогда приближает? Конечно же, добрые дела. Но разве это означает, что мы можем не поститься? Нет, это говорит о том, что телесный пост – вспомогательное средство, которое дается для того, чтобы мы имели возможность уничтожить пагубные душевные проявления и подумать о своем духовном здоровье.

Зачастую многие, придя к врачу на консультацию, слышат в свой адрес: «Вам следовало бы поменьше кушать, у вас лишний вес, высокий уровень холестерина…». И люди специально садятся на диеты, ради этого ездят даже в Австрию – чтобы их там кормили одной булочкой в день и тем самым восстановили здоровье. Но нам не нужно ни в Австрию ездить, ни к диетологам ходить, ибо вся наша «диета» прописана в церковном уставе: помимо 50 дней Великого поста, нам даны еще три других поста, а также среда и пятница в течение всего года. Все это как раз позволяет держать наше тело в соответствующей форме.

Но, напомню еще раз, пост установлен не для тела, а для души. Мы постимся не для того, чтобы из организма вывести вредные элементы, а прежде всего, чтобы искоренить из своей души греховные навыки. Пост – это духовное путешествие, которое Господь каждый год, когда наступает весна, предлагает нам, чтобы мы очистили не только тело, но и душу.

Великий пост – напоминание о цели всей нашей жизни. Это тот особый период, когда Церковь предлагает нам принести покаяние за наши злые дела и упражняться в делах добрых. А все пищевые предписания, которые установила Церковь, мы выполняем по нашим силам, в соответствии с нашим состоянием здоровья, помня о том, что пост нам дан прежде всего для врачевания души.

Будем вслушиваться в евангельские и апостольские чтения, которые нам предлагает Святая Церковь. Будем готовиться духовно и телесно к Великому посту. И будем просить у Бога помощи, чтобы достойно пройти спасительное поприще Святой Четыредесятницы и вступить подготовленными в Страстную Седмицу, а затем в радости о Господе встретить светлое Христово Воскресение. Аминь».

Loading...Loading...