Нравственный облик служителей культа. Большая энциклопедия нефти и газа

Спиритуалистические системы в разных племенных культурах основаны на признании внемировых реальностей, в которых жрец, священник или шаман ищет потерянные души живых, вступает в общение с разными тотемными духами и духами мертвых; в отношении этих реальностей он совершает разнообразные сверхъестественные действия. Шаманизм имеет много общего с западным медиумизмом и сеансами.

Термин "шаманизм" происходит от тунгусского saman и в узком смысле применяется к реальностям обществ Сибири и Центральной Азии; обычно его применяют и к сходным практикам во всем незападном мире. Находки археологов свидетельствуют, что шаманские техники существуют не менее 20 000 лет.

Традиционно человек - обычно мужчина - становится шаманом по наследству или, будучи выбран "сверхъестественными силами". Об их выборе может говорить постигшая его серьезная болезнь, из которой посвященный должен выбраться собственными силами. Во время болезни он учится тому, как выходить в необычные реальности, где он встречает духов и души мертвых, которые помогут ему в его магически-духовной работе. В некоторых культурах шаманы осознают свое призвание во время поисков прозрения, бдений в пустыне, которые представляют собой попытку выведать свою судьбу у сверхъестественных сил.

После уяснения своего призвания шаман проходит жесткий тренинг под руководством старшего шамана. Он проходит инициацию в ритуале символического расчленения, смерти и воскресения; в некоторых случаях деревенские жители воспринимают его буквально как призрака.

Духи, помогающие шаману, имеют много форм, включая животных, птиц, насекомых, рыб, растения или духов умерших. Каждый дух выполняет специальную функцию и помогает шаману выполнять его обязанности. Шаманы также могут иметь духа-хранителя. Будучи призваны к исполнению своих функций, - а это главным образом лечение и гадание, - шаманы входят в неординарную реальность посредством использования таких техник, как бой в барабан, трещотки, монотонные песнопения, танцы, посты, сексуальное воздержание, потогонные ванны, пристальное вглядывание в огонь, концентрация на воображаемом или изоляция в темноте. В некоторых обществах применяются психоделические средства.

Войдя в состояние транса, шаман приобретает дар ясновидения и умение видеть духов и души, а также медиумическую способность общения с этими реальностями. Он может восходить на небеса и выступать посредником перед богами или же нисходить в преисподнюю, в земли мертвых, где обретаются потерянные души. Считается, что похищение или потеря душ живущих являются причинами многих болезней. Исцеление может принести только возвращение душ. Другим лечебным средством является "вытягивание" расстройства или болезни с помощью духов шамана.


Шаманы, как и некоторые медиумы, используют трюки, требующие ловкости рук, особенно при изгнании болезней. Они используют предметы, например, камни или куски кости, которые объявляют причиной болезни, а потом зажимают их в руке, дабы принудить их к "магическому" исчезновению. Некоторые шаманы утверждают, что ловкость рук не имеет ничего общего с настоящим исцелением, но нужна лишь для того, чтобы доставить пациенту и очевидцам "свидетельство" излечения. Подобно западным медиумам, многие шаманы демонстрируют свои способности на сеансах, которые проходят в затемненных местах, например в палатках. Иногда их связывают по рукам и ногам, чтобы не допустить трюкачества. Сеансы сопровождаются пением. Явления духов дают знать о себе духовными голосами, стуками и другими шумами, всплесками полтергейстов, раскачиванием тента, движением предметов, которых никто не касается, парением предметов. Шаман без всякого ущерба для себя берет руками горячие угли, говорит на разных языках (глоссолалия) и вызывает вой животных ("голос" духовных помощников).

Что касается помощи шаманам со стороны духовных помощников, то их роль аналогична функциям "хозяев" западных медиумов; однако они гораздо более деспотичны и оказывают гораздо более сильное воздействие на подконтрольное им человеческое существо. Духовные помощники диктуют шаману, как он должен одеваться и жить и что он будет делать. Традиционно считается, что если человек будет пренебрегать их инструкциями, то союз с ним сделает их несчастными и они могут убить его.

Еще одной чертой сходства между шаманскими и западными сеансами является вера в то, что дестабилизация состояния шамана или медиума до окончания сеанса - например, путем включения света или вмешательства в общение с духами - угрожает его жизни.

Существуют и различия. Некоторые шаманы во время сеанса не впадают в состояние транса. В целом сеанс энергетически обогащает и стимулирует шамана, тогда как западного медиума - обычно истощает. Прежде чем стать шаманом, человек чаще всего должен пройти долгий и болезненный путь, что является скорее исключением для медиума. Шаманы отчуждены от повседневной жизни своих общин и рассматриваются как часть другого мира. Некоторые мужчины-шаманы даже духовно изменяют свой пол и берут себе в жены мужчин; они имеют также "сверхъестественных мужей" в потусторонней реальности. Западные медиумы продолжают вести обычную жизнь.

Западные ученые, которые исследовали феномен шаманизма, пытались разъяснить его отношение к западному медиумизму. Согласно одной теории, шаманов и медиумов связывает существенная общность, восходящая к более примитивной фазе существования человечества.

Шаманизм

Вероятно, самая древняя система целительства в мире. Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на значительных удалениях друг от друга, создали системы поверий, поразительно схожие между собой. Шаманом называется человек, который, погружаясь в особое исступленное состояние сознания, обретает способность общаться с оберегающими и помогающими духами и черпать из потусторонних источников значительную силу. Главной целью шаманизма является лечение тела и рассудка. Его используют также для гадания и для обеспечения хорошей охоты и процветания племени или деревни.

Шаманизм представляет собой сложное явление, и его часто ошибочно приравнивают к магии, волшебству и колдовству. Способность впадать в экстатический транс, связываться с духами, исцелять или предсказывать будущее еще не делает человека шаманом.

Данные археологии и этнографии свидетельствуют, что шаманизм существует уже от 20 до 30 тысяч лет. Не исключено, что на самом деле он еще старше и появился на свет одновременно с человечеством. Следы шаманизма обнаружены во всем мире, включая очень удаленные части обеих Америк, Сибирь, Азию, Австралию, северную Европу и Африку. В соответствии с некоторыми современными теориями определенные формы шаманизма, составившие основу европейского волшебства и колдовства, практиковали кельты и друиды.

Системы шаманизма весьма разнообразны, но все они связаны некоторыми общими чертами. Шаман должен одинаково комфортабельно чувствовать себя в двух реальностях: обычной, повседневной реальности или пробуждающемся мире и в необычной реальности, связанной с сознанием шамана. Проникнуть в необычную реальность можно в состоянии транса, изменяющемся от легкого забытья до глубокой комы. Это состояние позволяет шаману видеть и делать то, что в обычной реальности невозможно. Погрузившись в транс, шаман отправляется в нижний мир, проскальзывая в нору или отверстие в земле. В нижнем мире он узнает причину заболевания пациента и способ его излечения, общается со своими потусторонними хранителями и помощниками. Он может перевоплощаться в этих духов и летать по воздуху. Он делает все необходимое для излечения и может заглянуть в будущее. Когда работа закончена, он проникает из нижнего мира обратно в обычную реальность. Говорят, что шаманы могут также подниматься на небо в призрачных лодках и сидеть верхом на духах лошадей, принесенных в жертву. Для шамана необычная реальность так же вещественна, как и обычная реальность. Предметы, которые он видит, не являются галлюцинациями, они просто внешние по отношению к нашему миру. Проникновение в эту реальность сознания шамана происходит при помощи барабанного боя, трещеток и танцев, а также, в некоторых сообществах, с помощью галлюциногенов.

Шаманами обычно становятся мужчины, хотя и женщины также могут это, и некоторые из них достигают огромного могущества. В некоторых культурах выбор шамана возлагается на духов. Предполагаемый шаман узнает о своем избрании по некоему овеществленному знаку, например, серьезной болезни, от которой он едва не умирает, но излечивается благодаря своей силе. В других культурах человека, обладающего задатками шамана, выделяют в ранней молодости, обучают, а затем проводят через обряд посвящения.

Источником силы шамана становится его дух-хранитель. Его называют также "животным силы", "духом-опекуном" , "животным-тотемом" или "домовым". Обычно шаман бдит ночью на открытом воздухе, ожидая духа-хранителя. Дух-хранитель появляется, как правило, в виде животного, птицы, рыбы или пресмыкающегося, но может принять и образ человека. Встреча с ним и благодетельна, и благотворна, она открывает шаману доступ к любому могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от болезней и враждебных сил из нижнего мира. Через несколько лет духа-хранителя можно поменять, если в этом возникнет необходимость.

После обретения духа-хранителя можно заняться исцелением и прорицанием. Техника исцеления различна. Шаман может собрать духов-помощников, которые являются и причиной болезни, и средством от нее. Они воплощаются в растения, насекомых, червей и прочую мелкоту. В трансе шаман видит причину болезни, после этого он кладет один из предметов в заднюю часть ротовой полости, а другой - в переднюю. Затем он начинает высасывать болезнь из тела пациента. Энергия, вызвавшая болезнь, поглощается духами-помощниками, находящимися во рту шамана и защищающими его от проникновения болезни внутрь его собственного тела. Дух, помещенный глубже, выполняет роль страховки на случай, если первый дух пропустит болезнь.

В других случаях шаман спускается в нижний мир, в царство мертвых, чтобы вернуть душу пациента или найти его духа-хранителя. Иногда шаман изгоняет духов, вызвавших болезнь, при помощи процедуры, напоминающей спиритический сеанс, или уговаривает их покинуть пациента мольбами и лестью.

На западе интерес к шаманизму обострился после выхода в 1951 году серьезной книги Мирче Элиаде "Ша-манизм". С тех пор написано большое количество работ по шаманским системам и использованию галлюциногенов и наркотиков (примечание: они используются не во всех шаманских системах). С 70-х годов нашего века некоторые неоязыческие ведьмы и неоязычники смешали свои религиозные и магические церемонии с шаманскими ритуалами. Одной из первых поступила так неоязыческая Церковь Семи Стрел в городе Уитридж, Колорадо, основанная в 1975 году как церковная конгрегация общей жизни с шаманскими традициями. Церковь Всех Миров в Укайе, в Калифорнии, разработала собственные методы перехода в трансцендентные реальности, используя бой барабанов, песнопения и танцы, пост, воззвания и общение с тотемами.

Пророчество – это предсказание будущих событий через человеческого посланника (пророка), посредством Божественного вдохновения.

Целью библейских пророчеств было больше, чем предсказание какого-либо события, она заключается в том, чтобы объявить Божественное решение, руководство, суд или милосердие. Учения библейских пророков, также как и их пророчества, считаются священными. Пророк не может объявлять ложь и истину одновременно, так как, если Бог вдохновляет его пророчества, то Он вдохновляет и его учение. К известным пророкам Библии относятся: Моисей, Илия, Исаия, Павел и многие другие.

Кратко о статье: Они стоят за спинами воинов и возносят руки к небу, прося богов исцелить раненых и воскресить умерших. Они служат в храмах и проповедуют истину, а если они преданы злу - повелевают мертвыми и устраивают омерзительные ритуалы. Фигуры в рясах и балахонах - непременная черта многих фантастических произведений, и именно о них мы расскажем в этом номере «МФ».

ПО ВОЛЕ НЕБЕС

ЖРЕЦЫ, СВЯЩЕННИКИ, СЕКТАНТЫ

Великий комбинатор не любил ксендзов. В равной степени он отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам и прочим служителям культа.

Я сам склонен к обману и шантажу, - говорил он, - сейчас, например, я занимаюсь выманиванием крупной суммы у одного упрямого гражданина. Но я не сопровождаю своих сомнительных действий ни песнопениями, ни ревом органа, ни глупыми заклинаниями на латинском или церковнославянском языке. И вообще я предпочитаю работать без ладана и астральных колокольчиков.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Золотой теленок»

Достаточно произнести эти слова вслух, чтобы убедиться: «жрец», «жертва» и «жрать» определенно имеют одни и те же корни. Основываясь только на сходстве звучания, можно дать приблизительное определение жреца - это тот, кто возносит жертвы божеству и живет благодаря этой работе.

В земной истории жрецами чаще всего называют служителей языческий религий (политеистических - подразумевающих существование большого количества богов). Появление жрецов было бы невозможно без культа - четкого представления о том, каких действий каждый из богов желает от своей паствы. Функции жречества вовсе не ограничивались проповедями и общением с богами. Помимо отправления культа, в храмах хранили летописи, вели календарь, обучали грамоте. Жрецы ацтеков были даже по сегодняшним меркам неплохими хирургами - правда, знания анатомии они использовали для человеческих жертвоприношений.

А что в фантастике? Здесь, особенно в фэнтези, религии и их служители - это целый «культурный пласт», вскрытием которого мы сейчас и займемся.

...И тебя тоже вылечат

Авторы фэнтезийной литературы обычно находят свой образ жреца. Например, в «Песни льда и пламени» служители культа - септоны и септы, поклоняющиеся Семерым богам. Из книг Джорджа Мартина об этих персонажах известно немного, однако, по версии ролевой «Игры престолов», они могут помогать друзьям молитвами и благословлять тех, кто тоже верит в Семерых.

В отечественном фэнтези довольно часто священники представляются отрицательными или, в крайнем случае, глубоко противоречивыми персонажами. Особенно не любит церковников Ник Перумов (вспомним хотя бы отца Этлау из Эвиала). Интересную версию предложил Алексей Пехов: в романе «Под знаком мантикоры» обряд крещения необходим церкви для того, чтобы лишить паству магических способностей. На общем фоне сильно выделяется Владимир Аренев, придумавший для романа «Паломничество жонглера» полноценную религию Зверобогов со сложной системой культа и многоступенчатой иерархией жрецов.

Переворот в образе фэнтезийного жреца совершили «Подземелья и драконы » - первая ролевая игра, предлагавшая не следить за приключениями вымышленных героев, а самим погрузиться в фантастический мир. Уже в первых изданиях Dungeons & Dragons сформировался идеальный отряд искателей приключений: воин, волшебник, плут и жрец. У каждого были свои сильные и слабые стороны, однако считалось, что плечом к плечу эти четверо героев смогут пройти огонь, воду и медные трубы. Первая и основная функция жреца (или клерика, от английского cleric ) в такой партии - лечение. Изначально жрец был единственным классом, обладающим заклинаниями исцеления. В третьей редакции D&D жрецы утратили монополию на магическое врачевание, однако только им под силу воскресить погибшего товарища.

Согласно современным правилам D&D, магия делится на волшебную (arcane) и духовную (divine). Мастера первой - волшебники, второй - жрецы. Как правило, жрец получает мистическую силу от божества, которому поклоняется (впрочем, некоторые жрецы служат не божеству, а отвлеченным идеалам), и для этого должен проводить в молитвах не меньше часа каждые сутки. Список доступных жрецу заклинаний зависит и от уровня опыта персонажа, и от особенностей его небесного покровителя. Молясь, жрец решает, какими заклинаниями ему запастись на день грядущий. Впрочем, он всегда может вместо заготовленного заклинания сотворить лечение ран - в области медицины всем прочим классам все еще далеко до клерика. Жрецы злых богов лечить не умеют, зато аналогичным образом наносят раны . Другая сфера, в которой успешно работают жрецы - это отношения с нежитью. Служители добрых культов умеют изгонять и уничтожать восставших из могил, а злые клерики - управлять ими.

В каждом мире D&D, от классического Грейхока до еще малознакомого нам Эберрона, свой пантеон богов, заслуживающий отдельного исследования. Впрочем, некоторые общие черты у божеств D&D выделить можно. В пантеонах, как правило, присутствуют «общие» боги, выражающие абстрактные идеи вроде смерти, магии, природы, войны, - а также боги-покровители отдельных разумных рас. В 99 из 100 фэнтезийных миров религии языческие, более того, допускающие возможность для смертного стать полубогом или даже полноценным небожителем.

Модель жреца, предложенная создателями D&D, прижилась в фэнтезийных играх - как настольных, так и компьютерных. Сам по себе жрец - персонаж не наступательный, и один в поле не воин; играть им достаточно сложно, и потому куда чаще мы делаем своего компьютерного протеже магом, рыцарем, варваром или каком-либо другим «атакующим» классом. Роль жреца сильно возрастает в тех играх, где мы управляем отрядом героев (например, компьютерные игры по D&D), а также в многопользовательских онлайновых проектах. В последних зачастую жрецы даже не обязаны служить: например, в World of Warcraft мы видим клерика, который прекрасно умеет лечить, накладывать положительные эффекты и воскрешать, но не поклоняется никаким богам и не обязан тратить время на молитвы.

Таков канон жреца для игрового фэнтези. Здесь главная обязанность клерика - помогать своим соратникам, а религиозная составляющая уходит на второй план. Совершенно другими предстают служители культа в мистических и фантастических произведениях.

Ужас, летящий на крыльях ночи

В средневековье искренняя вера была нормальным положением вещей. Но научно-технический прогресс и многочисленные открытия привели к кризису мировых религий, и с конца 19 века в развитых странах махровым цветом распустились оккультизм и сектантство. Разумеется, столь значительное изменение общественного сознания не могло не отразиться в фантастике - прежде всего, в жанрах мистики и городского фэнтези.

Первопроходцем здесь был Говард Филлипс Лавкрафт . Он заявил, что совсем рядом с человечеством, только-только начавшим осваивать научно-технические костыли, дремлют древние, бессмертные и совершенно непостижимые сущности, ничуть не похожие ни на ветхозаветного Иегову, восседающего на облаке, ни на всепрощающего Иисуса. Недалек тот час, когда эти сущности проснутся и в слепом порыве не оставят камня на камне от всех людских достижений. Разумеется, даже у таких малоприятных богов есть служители - сектанты, или культисты, - которые терпеливо ждут, пока звезды придут в нужное положение, и надеются, что очнувшиеся после этого боги их вознаградят или хотя бы пощадят.

Если верить Лавкрафту, в наши дни на Земле особенно широко представлен культ Ктулху. Ему поклоняются самые разные люди во всех уголках планеты - от эскимосов до жителей Луизианских болот. Вместе с тем, культ Ктулху самый пассивный: сектанты живут ожиданием того момента, когда им надо будет открыть двери Р’лайха и впустить своего бога в этот мир. Время от времени они собираются и устраивают омерзительные ритуалы, в которых, судя по всему, участвуют не только люди.

Среди волшебников и чародеев особенно популярен Йог-Сотот. Лавкрафт не делает различия между волшебной и духовной магией: в его мире любое колдовство - проявление воли тех или иных богов. Служители Йог-Сотота получают возможность путешествовать во времени и пространстве, - а взамен открывают своему небожителю дорогу на Землю.

Покровитель людей творческих (и не только их) - Хастур, Тот-Кого-Нельзя-Называть. В обмен на сверхъестественные силы он лишает своих подопечных рассудка. Кроме того, бог оставляет за собой право когда угодно воплотиться в любом из своих служителей.

Другие почитаемые боги - Ньярлатотеп и Шуб-Ниггурат. Оба готовы поддержать поклонников как словом - заклинанием, так и делом - послав в помощь какую-нибудь неведому зверушку. Боги могут себе это позволить - в конце концов, жалкие смертные никогда не останутся в выигрыше. Редкий служитель лавкрафтовских богов умирает в постели от старости, окруженный скорбящими родственниками. Безумие и мучительная гибель - вот плата за сверхспособности.

Маяк веры

С течением времени религии могут принимать самые причудливые формы. Например, почти через сорок тысяч лет культ Бога-Императора будет сплавлен с космическими путешествиями, высокими технологиями и экстрасенсорикой. Речь идет, разумеется, о готической вселенной Warhammer 40000 .

Несмотря на далекое будущее, мир «Молота войны» далек от канонов научной фантастики. Правильнее будет определить его как космическое фэнтези - а это значит, что и здесь жрецы окажутся далеко не на последних ролях. В Империуме людей сосуществуют две основные религии: Церковь Императора Спасителя и Культ Машины - не говоря о великом множестве местных верований, от доисторических пережитков и еретических течений до открытого служения Хаосу.

Согласно истории Warhammer 40000, в 31 тысячелетии нашей эры Император, безымянный человек с Марса, объединил разрозненное человечество и дал решающую битву силам Хаоса. В последнем сражении Император пал от руки предателя, но не умер. Смертельно раненое тело поместили в Золотой Трон - герметичный саркофаг, оснащенный системой жизнеобеспечения. Чтобы насытить дух вечно живущего - или вечно умирающего - Императора, организовали систему жертвоприношений, в ходе которой у жертв-экстрасенсов вытягивали психическую энергию. Подпитываемый таким образом, Император поддерживал свет Астрономикана - маяка, который служит главным ориентиром для путешествий через подпространство.

Неудивительно, что после самопожертвования Императора по всему Империуму, как грибы после дождя, стали появляться обожествлявшие его культы. В конце концов, официальной стала считаться Церковь Императора Спасителя, также известная как Министорум. Во главе ее стоит Экклезиарх, входящий в число правящих Лордов Империума. Служители Императора Спасителя проповедуют по всей галактике, занимаются миссионерством, ведут споры о том, как следует отправлять культ. Но, несомненно, самое известное подразделение Министорума - Святая Инквизиция.

Инквизиторы «Молота войны» мало похожи на своих средневековых тезок: это не религиозные суды, а элитные воинские части. Твердая вера необходима им, чтобы сохранить разум при встрече со смертельными врагами человечества и не поддаться ереси. Инквизиция включает в себя три ордена: Ордо Ксенос противостоит угрозам со стороны нечеловеческих рас, Ордо Маллеус специализируется на борьбе с демонами Хаоса, Ордо Херетикус следит за чистотой веры как во всем Империуме, так и внутри Министорума. Инквизиторов боятся, а следовательно, уважают. Никто не откажет Инквизитору, требующему помощи, - даже если затем он казнит помощников, потому что те увидели много лишнего.

Культ Машины базируется на Марсе, хотя ему принадлежит множество планет-фабрик по всей Галактике. Адепты этой религии поклоняются Богу-Машине, хотя признают и руководящую роль Императора. На техножрецах держится вся наука и промышленность Империума: безостановочно работают заводы и лаборатории, непрерывным потоком поступают на вооружение новые изобретения и открытия. Технологии «Молота войны» - причудливый симбиоз кибернетики и магических ритуалов, генетики и священных песнопений, машинерии и волшебных снадобий. Во главе культа стоят Волхвы, отвечающие каждый за свою область исследований, и Генерал-фабрикатор Марса, который также является правящим Лордом Империума.

Совершенно отдельной строкой в религиозной картине 41 тысячелетия стоят космические десантники. В каждом из этих супер-воинов течет толика крови самого Императора, поэтому им сложно считать его божественным существом. В каждом отряде десантников есть свой духовный отец - капеллан. Отправляемые капелланами культы могут отличаться от подразделения к подразделению, но в одном они схожи: Император - величайший из людей, достойный бесконечного уважения и служения, но все-таки человек.

На службе у энергетического поля

Пару лет назад ходили слухи о том, что в результате очередной переписи джедаизм был признан официальной религией: якобы его указало в графе «вероисповедание» необходимое количество опрошенных. Но это у нас на Земле, а в далекой-далекой галактике джедаи вовсе не выглядят служителями культа. Хотя, если посмотреть непредвзято, у них есть сверхъестественный источник могущества - Сила, благодаря ей они умеют проделывать невероятные вещи, и даже главное здание Ордена называется Храмом.

Далеко не все джедаи носятся по Галактике в поисках подходящих мишеней для своих световых мечей. Владение мечом - неотъемлемая, но далеко не самая важная часть тренировки тех, кто служит Силе. Большинство идет по мирному пути, и если воинов-джедаев можно сравнить с паладинами, то «гражданских» - со жрецами.

Сфера деятельности джедайского «жречества» невероятно широка. Встречаются среди джедаев непревзойденные целители и профессиональные дипломаты, одаренные преподаватели и гениальные ученые. В состав Ордена джедаев входят три весьма специфических подразделения - медицинское, исследовательское и даже сельскохозяйственное. Можете представить себе Оби-Вана Кеноби копающимся на грядке? А ведь через это прошли все падаваны. Разумеется, приснопамятный приказ 66 не пережил ни один из «гражданских» джедаев, однако в Академии Люка Скайуокера «жрецы Силы» начали возрождаться.

Были, разумеется, в далекой-далекой галактике и «ереси». Ситхи (темные джедаи), несмотря на малочисленность, тоже не ограничивали свой круг занятий мечемахательством. Известно, что у них была сильно развита генетика, также называемая ситской алхимией. А канцлер Палпатин вообще пришел к вершинам власти, ни разу не активировав световой меч. Другой известный культ Силы - Ведьмы Датомира, исповедовавшие собственный, не светлый и не темный путь.

* * *

Точно так же, как бытие определяет сознание, облик фантастического жреца напрямую зависит от цели, поставленной его создателем. Впрочем, будь это «добрый доктор Айболит» из компьютерной игры, безумный сектант, поклоняющийся Ктулху, безжалостный Инквизитор или рассудительный джедай - каждый из них напоминает о том, что где-то в недостижимых далях, обитает существо безмерно совершенное, могущественное и всезнающее. Возможно, разочаровавшись найти этот идеал в реальной жизни, мы переносим наши поиски в вымышленные миры - и уже поэтому разнообразные служители культа, пусть и на вторых ролях, но крепко прописались в фантастике.

На протяжении всей истории человечества существовала мысль о чем-то сверхъестественном. Она постепенно преображалась и упорядочивалась в систему, которая впоследствии была названа религией. Уже в древнейшей истории существовало множество различных видов религиозных верований - от племенных поклонений природным явлениям и до огромных, хорошо организованных и упорядоченных вероучений со своими канонами и догмами, с целыми пантеонами богов и прочими атрибутами. И, соответственно, всегда были те, кто обеспечивал работу данной структуры. В племени эту функцию мог выполнять племенной жрец, а в это целые касты со своей внутренней иерархией. В разных религиях служитель религиозного культа именуется по-разному: жрец, имам, священник и т.д. В монотеистических верованиях касту священнослужителей называют духовенством.

В различных религиях обязанности служащих также различаются, но общей практически везде остается функция посредничества между некой сверхъестественной силой и людьми. В остальном же нужно разбирать и различать работу служителей в каждой из религиозных систем.

К примеру, согласно Библии, жрец - это служитель религиозного культа, приносящий жертву божествам. Жрецы существовали практически во всех Они выполняли различные обряды и проводили служения. Так, жреческая каста была уже Древнем Египте. В Индии жрецы составляли одну из четырех каст индуизма - брахманов. Среди племен и народностей Британии, Галии и многих других западноевропейских регионов священнослужители назывались друидами. В Греции и Риме в период демократии служитель религиозного культа имел статус государственного чиновника. Он, как правило, избирался гражданами на общенародных собраниях.

В христианстве служитель религиозного культа - это священник. В различных богословиях взгляды на функции, выполняемые этим человеком, сильно расходятся.

В протестантстве считается, что священник или пастор в первую очередь совершает функции административные и педагогические, наставнические, но не может выполнять всех тех служений, которые могут совершать католические служители религиозного культа. Ответ кроется в разночтении богословия. Протестанты считают, что смерть Христа была единственным необходимым для спасения жертвоприношением, а священником является любой христианин.

В католицизме же считается, что Христос установил постоянное жертвоприношение и священство, и именно поэтому католический служитель религиозного культа вправе совершать жертвоприношения, благословлять людей, отпускать им грехи, нести в мир слово Божие. Однако на этом его работа не заканчивается, она также имеет и некоторые другие функции и обязанности.

Служители православной церкви и более ранних церквей, таких, как Коптская и Армянская, обладают функциями, сходными с

Исламские муллы и иудейские раввины считаются знатоками Закона религии. В первую очередь они ведут образовательную деятельность.

Церковник, церковнослужитель, из духовного звания, кутья с патокой, служитель церкви, духовного звания, духовное лицо, кутейник, долгогривый Словарь русских синонимов. служитель культа сущ., кол во синонимов: 9 долгогривый (1 … Словарь синонимов

СЛУЖИТЕЛЬ, я, муж. 1. Работник, слуга (в 1 знач.) (устар.). Нанять служителя. 2. Низший служащий в нек рых учреждениях. С. в музее. С. в зоопарке. 3. перен., чего. То же, что слуга (во 2 знач.) (высок.). С. науки. Служитель церкви лицо,… … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 9 долгогривый (18) духовного звания (9) духовное лицо … Словарь синонимов

СЛУЖИТЕЛЬ, служителя, муж. 1. Работник, слуга (устар.). Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. «А где найти мне такого служителя не слишком дорогого?» Пушкин. 2. Низший служащий, швейцар, курьер в некоторых учреждениях (офиц. устар.).… … Толковый словарь Ушакова

служитель церкви - ▲ служащий церковь служители культа. священнослужитель лицо, возведенное в духовный сан и получившее право совершения религиозных обрядов. церковник. духовенство. духовник. пастырь. клир. причт служители храма. исповедник. расстрига. история:,… … Идеографический словарь русского языка

Я; м. 1. Низший служащий в некоторых учреждениях. Работать больничным служителем. Музейный с. 2. чего. Высок. Тот, кто служит чему л., трудится на благо чего л. С. науки. С. искусства. С. правосудия. Служители культа (о духовенстве). Служители… … Энциклопедический словарь

служитель - я; м. см. тж. служительница, служительский 1) Низший служащий в некоторых учреждениях. Работать больничным служителем. Музейный служи/тель. 2) чего высок. Тот, кто служит чему л., трудится на благо чего л … Словарь многих выражений

Служители культа. Церковная иерархия - Имена существительные АРХИЕРЕ/Й, архипа/стырь, высокопреосвяще/нство, иера/рх. Священнослужитель высшей (3 й) степени церковной иерархии. ДЬЯЧО/К, понома/рь, приче/тник, псало/мщик. Служитель православной церкви, в обязанности… … Словарь синонимов русского языка

НАСТАВНИК - служитель культа в беспоповском старообрядчестве. (см. Беспоповщина), избираемый верующими общины. На него возлагаются обязанности совершать таинства крещения и покаяния, а также отправлять духовную службу и требы. У беспоповцев брачников Н.… … Атеистический словарь

Церковник, служитель церкви (или культа), церковнослужитель, (из) духовного звания; (из) колокольного звания, личность колокольного происхождения, кутейник, кутья с патокой, долгогривый, жеребячья порода (устар. прост. ирон.) / собир.:… … Словарь синонимов

Loading...Loading...