Под крылом ангела. Пять рекордов Петропавловского собора

Золоченый шпиль колокольни Петропавловского собора, - безусловно, одна из самых главных творческих удач Доминико Трезини. 300 лет назад, в 1719 году, началось создание золотого наряда самой высокой башни города. На это ушло пять лет. Поиск мастеров и необходимых материалов вышел далеко за пределы Петербурга. Шпиль стал по-настоящему интернациональным «проектом», подробности его осуществления сохранились в документах Российского государственного исторического архива.

Пятьсот пудов меди

К разработке конструкции шпиля, или, как тогда говорили, шпица (спица), Трезини привлек первоклассного голландского мастера Хармана ван Болеса. В 1718 году деревянный шпиль по чертежам голландца был собран, покрыт краской и установлен на верхнем фонарике колокольни.

Теперь предстояло обить шпиль и купола колокольни медными листами, вызолотить их, изготовить и поставить крест с фигурой ангела. В январе 1719 года Петр I распорядился: «В Петербург прислать мастера, которому спис (шпиль) на башню обивать медью, а именно того, который во время входу царского величества в Риге входил на башню и ракеты пускал, и чтоб оного прислать немедленно...».

Рига была взята российскими войсками в 1710 году. Приехав туда в 1711 году, царь поднимался на башню собора Cв. Петра, откуда запускали фейерверк в его честь. Рижский храм с его 120-метровой колокольней, ставший одним из прообразов колокольни Петропавловского собора, особенно полюбился государю...

Мастера Фридрика Циферса быстро сыскали и доставили в Петербург. Здесь в мае 1719 года в Канцелярии городовых дел с ним заключили договор о покупке меди и выковке из нее «досок для обивания шпица и куполов на церкви Петра и Павла». Циферс обязался выковать в Риге 887 досок «из государевой меди» на двух молотовых мельницах. За обивку медных листов мастер назначил цену по рублю с пуда.

Медь предполагалось купить в Риге, но там такого большого количества в наличии не оказалось. Основная часть меди в XVII веке поступала в Россию из Швеции, Северная война нарушила торговые связи, и поступление меди в страну значительно сократилось. Неудивительно, что ее отыскали в завоеванных у шведов прибалтийских городах: Петр I распорядился взять 500 пудов в Ревеле.

Уже в 1720 году Циферс со своими помощниками изготовил первую партию из 393 листов. «Для поспешения того дела» он прислал на берега Невы двух своих помощников. Они помогали принимать листы и взвешивать их - в Петропавловской крепости на аптекарских весах и в Гостином дворе.

Тем временем подыскивали мастеров для золочения привезенных из Риги листов. На это государь выделил золотые монеты (червонцы), указав употреблять на каждый фут (30,48 см) по одному червонному. Всего требовалось вызолотить 1,5 тысячи футов медной поверхности. Но выяснилось, что в Петербурге мало умельцев-позолотчиков.

Одним из кандидатов на эти работы стал мастер серебряного дела из Оружейной канцелярии Гильде Брант, другим - Ерофей Иванов. Осенью 1720 года оба сделали по пробе: позолотили по одной медной доске. Трезини поручили определить, «сколько золота будет потрачено и из них чье будет золочение лутче». В декабре Трезини заключает: «Обоих позолота годна».

Сначала предпочтение было отдано Иванову, но в марте 1721 года золочение медных досок передали рижским мастерам Иоганну Штейнбейсу и Иоганну Эберхарду - землякам Циферса, которых он и посоветовал привлечь к этому делу. Им заплатили тысячу рублей на покупку материалов, а остальную сумму обещали выдать после окончания работ. Решающую роль здесь сыграло то, что за позолоту листов рижские мастера запросили меньше, чем Иванов.

В Петропавловской крепости им отвели светлицу, выдали запрошенные ими «снасти» (уголь и дрова, котлы, деревянные корыта, железные решетки, полубочки, клещи), дали переводчика и шесть работников «для чищения и правления досок», в том числе из шведских военнопленных. За золочением велено было «смотреть прилежно, дабы золотили самою доброю работою правдиво и употребляли б на каждый фут по одному золотому...». Трезини лично контролировал отпуск золота и прием уже готовых позолоченных досок.

Штейнбейс и Эберхард добились послабления для своих семей - освобождения от постойной повинности: «Чтоб в домах наших, где живут жены и дети наши в Риге, покамест мы здесь обретаемся на работе по государевой милости, постою не было».

«По злобе хотят испортить»

Параллельно шла подготовка по созданию креста и фигуры ангела. 28 мая 1722 года Трезини сообщал в Канцелярию городовых дел: «Надлежит мне делать из листовой меди ангела, летающего, которой будет поставлен на кугель шпица колокольни святой церкви Петра и Павла, которой будет держать в руках крест против зделанной модели и рисунку» .

В Петербурге стали искать желающих подрядиться на эти работы. Первым отозвался иноземец из Пруссии Христиан Фридриксон, назначивший цену за свою «медную работу без позолоты» - 200 рублей. Но подряд отдали россиянам - крестьянину Ивану Меньшому и серебряного дела мастеру Лазарю Задубскому, назначившим меньшую цену - 175 рублей. Экономили как могли...

В октябре подрядчики сделали ангела, по их словам, «не щадя своего труда и без лишних трат». Судя по документам, между ними и рижскими позолотчиками произошли серьезные разногласия.

Рижане были недовольны качеством чеканных и паяльных работ наших мастеров и опасались, что в спаянных местах им будет «золотить трудно», отмечали недолговечность такой конструкции. Те в свою очередь упрекали рижан в том, что они «непомерным жаром хотят испортить». Имелась в виду преднамеренная порча конструкции ангела во время золочения с помощью огня. Руководивший работами архитектор Трезини очень переживал и за сроки создания шпиля, которые не выдерживались, сильно отставая от пожеланий государя, и за качество выполняемых работ.

Увы, опасения мастеров из Риги подтвердились. Было решено переделывать ангела, крест и шар, а также механизмы и крепления к ним. Трезини сетовал, что подрядчики «неправдиво» написали в канцелярию и «сделали так, что никому вызолотить ангела невозможно, ... понеже во многих местах паяно снаружи и изнутри серебром и медью весьма плохо и со многими заплатами, которые бы от огня не могут удержатся, ибо, и во всех штуках того ангела...». Если такого ангела поставить на шпиль, он непременно развалился бы. Поэтому «худые и неугодные части» поручили делать заново и скреплять рижанам - Штейнбейсу и Эберхарду...

Ангел засиял над еще недостроенным собором в 1724 году. Государь несколько раз сам поднимался на колокольню, с удовольствием показывая иностранцам свой город с высоты.

К сожалению, создававшееся таким трудом медно-золотое великолепие погибло в 1756 году в разрушительном пожаре, разразившемся от удара молнии, попавшей в колокольню. С ее восстановлением в облике храма произошли изменения, но замысел Трезини - золотой шпиль с крылатым хранителем Петербурга - был сохранен...


Комментарии

Самое читаемое

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Петропавловский собор - одно из самых «открыточных» мест Петербурга, узнать его можно по одному лишь силуэту. Это центр сердца города - одноименной крепости, от которой Северная столица отсчитывает свою историю. Одновременно с этим собор - самая высокая постройка в центре города.

В истории его постройки вообще много всего «самого»..

Самый первый собор Петербурга

Собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в том виде, в каком мы его сегодня знаем, заложили 30 мая 1712 года. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини заняло 20 лет и продлилось до 1732 года.

Каменный собор построили через несколько лет над деревянным. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако свою историю храм ведет от момента основания города - деревянный собор появился в крепости на Заячьем острове еще в 1703 году. Грандиозный размах Петра требовал монументальных масштабов - собор должен был превзойти по размерам Меншикову башню и колокольню Ивана Великого в Москве.

Деревянный храм простоял в крепости меньше десяти лет, после чего вокруг него была сооружена основательная каменная постройка (деревянных храм оставался какое-то время внутри каменного). С учетом этой преемственности Петропавловский собор можно считать самым старым храмом Петербурга.

Самая высокая постройка в центре

Как известно, петербуржцы очень дорожат «небесной линией города» - горизонтальной перспективой, которая позволяет окинуть взором половину Северной столицы из любой точки в центре города. При этом в панораму не вмешивается ни один небоскреб или слишком высокий бизнес-центр. Для сохранения этой линии был внедрен так называемый высотный регламент, который действует по принципу «чем ближе к центру - тем ниже здания».

На окраине можно встретить и трехсотметровые постройки, но в радиусе нескольких километров от Невского проспекта регламент действует строго, поэтому шпиль Петропавловского собора так хорошо виден издалека.

Высота каменного здания в 1720 году составляла 112 метров и оказалась на 32 метра выше колокольни Ивана Великого в Москве. Однако знаменитый шпиль увенчал храм только через 13 лет, уже после смерти Петра I. Сегодня высота здания вместе со шпилем составляет 122,5 метра.

Самая большая царская усыпальница

Все, кто хотя бы раз заходил внутрь собора, несомненно, помнят ряды величественных надгробий членов императорской семьи.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится царской усыпальницей. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софья-Шарлотта-Кристина, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

Здесь же покоится и сам основатель собора Петр I. В 1908 году, когда внутри собора для надгробий не осталось места, рядом с храмом построили новую усыпальницу и связали с ним коридором. Здесь было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести восемь захоронений из правого нефа собора и похоронить пятерых преставившихся великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов. После революции 1917 года собор надолго прекратил выполнять свои ритуальные функции. В 1992 году здесь похоронили члена дома Романовых Владимира Кирилловича. Последней здесь похоронили супругу императора Александра III Марию Федоровну - в 2006 году ее останки были перевезены в Петропавловский собор из Дании.

В соборе сегодня покоятся 48 членов царской семьи. Еще 17 захоронений расположены в Великокняжеской усыпальнице.

Самый большой ангел

Ангел на шпиле Петропавловского собора по праву может конкурировать с корабликом на шпиле Адмиралтейства по своей туристической популярности.

Шпиль появился на крыше собора только в 1733 году, а украсить колокольню фигурой ангела Доменико Трезини предлагал еще за 11 лет до этого. Архитектор создал чертеж, а фигуру создавали обычный крестьянин и серебряных дел мастер. Правда, их работа Трезини не устроила, и ангела переделали приглашенные европейские мастера. Они совместили его с флюгером: фигура ангела держалась двумя руками за ось и была снабжена поворотными механизмами. Флюгер был действующим и по размеру был гораздо меньше нынешнего ангела.

Глядя с земли, сложно поверить, что рост ангела - более трех метров. Фото: Commons.wikimedia.org

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При Петре III ангела восстановили по первоначальным чертежам.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Тогда он поменял положение и перестал быть флюгером, хотя при порывах ветра до сих пор может немного вращаться. В последний раз ангела уже вместе со шпилем заменили в 1858 году.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Самый сложный в восстановлении иконостас

Иконостас Петропавловского собора, своеобразный памятник победе России в Северной войне, выполнен в виде триумфальных ворот. По сложности композиции он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

Иконостас Петропавловского собора реставрировали более 25 лет. Фото: Санкт-Петербургская Митрополия РПЦ

Иконостас был создан по указу императора Петра I. Он выполнен из дуба, липы и хвойных пород дерева. Слева и справа от Царских врат расположены позолоченные фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Высота позолоченного иконостаса - почти 20 метров. Изготовили его в 1722-1726 годах в Москве по чертежу Доменико Трезини. В его состав вошли 43 иконы и объемная скульптура.

За почти 300-летнюю историю иконостас трижды ремонтировался. Большая реставрация планировалась на 1987 год. Были восстановлены иконы, но на скульптуры и орнаменты не хватило денег. В 2011 году реставрация возобновилась благодаря помощи благотворителей и средствам из федерального бюджета. В общей сложности работа над реставрацией иконостаса велась 25 лет и была закончена только несколько лет назад.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О Советском Союзе говорят как о стране, накрытой сетью тотального контроля. Но в сети были и прорехи. Например, в диапазоне средних волн, где, невзирая на запреты, начиная с середины 1960-х годов в разных областях страны кроме государственных радиостанций можно было слышать голоса нелегальных радиопередатчиков. Их владельцы называли себя свободными операторами, каждый выходил в эфир под своим позывным. О том, как это было, рассказывает один из них - «Риголетто» из Ташкента, тогда шестнадцатилетний подросток, а сегодня московский журналист Александр Попов.

В 2018 году Эстонская Республика отпраздновала 100-летие с момента обретения независимости. Скептические мнения со стороны историков, которые указывают на долгое нахождение Эстонии в составе СССР, не помешали официальному Таллину провести множество мероприятий, приуроченных к этой круглой дате. Особым пунктом стало увековечивание памяти Ивана Поски, благодаря которому Эстония в 1920 году обрела свои современные границы.

Нередко бывает так, что имена и прозвища, равно как и названия, присваиваются нами чему бы то ни было весьма произвольно. Пример с Америкой, названной в честь Америго Веспуччи, а не в честь её первооткрывателя Колумба, стал хрестоматийным. Но, оказывается, и в военном деле подобных странностей тоже немало. Весьма показательна в этом плане история гранаты «лимонки», ставшей в XX веке исключительно популярным оружием.

Мы помним об автопробегах как об ударном оружии «по бездорожью и разгильдяйству» благодаря легендарному роману «Золотой телёнок». Но старт автопробегам в Советском Союзе был дан задолго до выхода в свет романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они начались практически сразу после появления на планете автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Первым, кто пытался «ударить автопробегом» в СССР, был… потомственный аристократ, министр путей сообщения в правительстве Николая II князь Михаил Иванович Хилков.

С юности Адольф Шлагинтвейт увлекался таинственным Востоком, его манящими загадочными культурами, мечтал о дальних странствиях. Но вряд ли он подозревал, чем закончится это его увлечение…

Даже человеку, лишь поверхностно знакомому с древнерусской историей, известно имя княгини Ольги - первой правительницы Руси, принявшей христианство. Да, личность запоминающаяся. Как она отомстила древлянам за смерть Игоря, своего мужа! Целый город сожгла, не пожалела Искоростеня. А потом ещё и с послами древлян расправилась. Да так жестоко, что невольно закрадываются сомнения: неужели так могла поступить будущая христианка?

Вопреки официальному мифу, Макаренко никогда не был членом партии и умер беспартийным. Произошло это в 1939 году, в поезде, по дороге в Москву. На вокзале его ждали чекисты. Ждали, чтобы арестовать. Знал ли об этом Антон Семёнович - неизвестно. Он прилёг на скамейку, почувствовав себя нехорошо, и до прихода врача скончался. После вскрытия тела оказалось, что сердце его, как яблоко, разорвано на две половинки…

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.

2002-10-09T19:45+0400

2008-06-05T16:15+0400

https://сайт/20021009/240160.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

В декабре на шпиль Петропавловского собора Петербурга вернется ангел

По его словам, ангел полностью очищен и подготовлен к позолоте. В ближайшее время реставраторы начнут сборку фигуры ангела. Затем на специальном стенде проверят работу поворотного механизма, с помощью которого флюгер будет вращаться на шпиле собора. Следующим этапом будет покрытие всей композиции /ангел, крест и постамент/ сусальным золотом. На позолоту флюгера весом примерно 500 кг уйдет около 400 граммов драгоценного металла. После того, как ангел будет покрыт золотом, реставраторы установят его на шпиле Петропавловского собора. Александр Борхварт подчеркнул, что реставраторам предоставлен уникальный шанс провести монтаж ангела максимально надежно: в строительные леса одет весь собор Петра и Павла, и добраться к месту установки флюгера можно без помощи вертолета. Во время последней реставрации ангела в 1995 году работы велись в очень сложных условиях, поскольку леса были установлены только на самом верху шпиля. Петропавловский собор был построен в 1712-1733 годах по проекту...

С.-ПЕТЕРБУРГ, 9 октября. /Корр. РИА "Новости" Татьяна Яковлева/. В декабре на шпиль Петропавловского собора Санкт-Петербурга вернется флюгер в виде ангела - один из символов Северной столицы.

Об этом в среду корреспонденту РИА "Новости" рассказал Александр Борхварт - главный специалист реставрационной компании "Акме Дек" /генерального подрядчика реставрации большинства объектов Петропавловской крепости/. По его словам, ангел полностью очищен и подготовлен к позолоте. В ближайшее время реставраторы начнут сборку фигуры ангела. Затем на специальном стенде проверят работу поворотного механизма, с помощью которого флюгер будет вращаться на шпиле собора.

Следующим этапом будет покрытие всей композиции /ангел, крест и постамент/ сусальным золотом. На позолоту флюгера весом примерно 500 кг уйдет около 400 граммов драгоценного металла.

После того, как ангел будет покрыт золотом, реставраторы установят его на шпиле Петропавловского собора. Александр Борхварт подчеркнул, что реставраторам предоставлен уникальный шанс провести монтаж ангела максимально надежно: в строительные леса одет весь собор Петра и Павла, и добраться к месту установки флюгера можно без помощи вертолета.

Во время последней реставрации ангела в 1995 году работы велись в очень сложных условиях, поскольку леса были установлены только на самом верху шпиля.

Петропавловский собор был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Увенчанная золотым шпилем колокольня с фигурой ангела и по сей день остается самым высоким архитектурным сооружением Петербурга - 122,5 метра.

Ныне существующая фигура ангела - это четвертый вариант флюгера на шпиле собора. Первый ангел, созданный по проекту Доменико Трезини, погиб при пожаре. Новая фигура ангела работы скульптора Форшмана простояла на шпиле всего три года, после чего была сильно повреждена ураганом.

Во избежание подобных случаев, было решено сделать флюгер меньше размером, проект его создал архитектор Антонио Ринальди. Уже в 19-м веке, в 1858 году, когда деревянный шпиль собора был заменен на металлический, его увенчала новая фигура ангела - точная копия работы Ринальди.

Петропавловский собор ведет свою историю с первых дней Петербурга. Сначала на этом месте 17 июня 1703 года была заложена небольшая деревянная церковь во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный же собор - постройку архитектора Д.Трезини - заложили на том же месте в день рождения Петра I 30 мая 1712 года, а освятили 29 июня 1733 года.

Многоярусная колокольня должна была стать самым высоким сооружением России по тем временам, и Петр увидел свою мечту осуществленной, когда в конце 1724 года завершилось возведение 112-метрового золоченого шпиля, на вершине которого под крестом парил Ангел.

Проектируя модель ангела, Трезини взял за образец фигуру на башне ратуши в голландском городе Маастрихт (1656-1660, архитектор П. Пост) и существенно ее видоизменил.

После грозы 1756 года от удара молнии фигура ангела Трезини погибла. За восстановление колокольни взялись ведущие архитекторы середины XVIII столетия, однако Екатерина II все представленные проекты отвергла, повелев «делать оную точно так, какова прежняя была, понеже прочие планы не так красивы». Поскольку первоначальные трезиниевские чертежи ангела оказались к этому времени уже утраченными, при восстановительных работах пользовались деревянной моделью, изготовленной мастером Ф. Экгартом. Новая фигура, воссозданная к лету 1774 года, сохраняла размер и силуэт первоначальной.

10 сентября 1777 года на город обрушилась новая напасть - катастрофический ураган, перед которым скульптура оказалась бессильна. После разбушевавшейся стихии фигура ангела погнулась, а крылья отломились. В результате было принято решение уменьшить вес ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый ангел проектировался уже архитектором А. Ринальди, и был установлен на шпиль осенью 1778 года, просуществовав в течение сорока лет.

Еще одна угроза нависла над ангелом в 1829 году, когда порывами шквалистого ветра фигура вновь была повреждена, а крест, на котором она держалась, накренился. Для ремонта требовалось возведение дорогостоящих лесов, но талантливый русский крестьянин из Ярославской губернии П. Телушкин помог решить проблему иначе.

Используя лишь веревочную лестницу, он поднимался на огромную высоту и ремонтировал скульптуру, за что и был удостоен огромной чести получить медаль, денежную премию и право бесплатно пить во всех кабаках.

Четыре года спустя деревянные конструкции шпиля вновь потребовали реставрации, но только в 1857-1859 гг. это стало возможным. Выдающийся русский инженер Д. И. Журавский заменил деревянный каркас шпиля на металлический и увеличил высоту колокольни до 122,5 метра. В ходе работ выяснилось, что система крепления старого креста совершенно не подходит к новой конструкции, и это определило судьбу третьего ангела.

В ноябре 1859 года новый, четвертый по счету ангел, созданный скульптором Р. К. Залеманом, занял место на вершине шпиля.

Первый в XX веке реставрационный ремонт шпиля Петропавловского собора был проведен летом 1957 года во время запоздалого празднования 250-летия города. На фигуре ангела была заменена часть обшивки, но на полную реставрацию средств тогда не хватило.

Прошло еще 30 лет: позолота стерлась, поворотный механизм проржавел, а каркас фигуры потерял 70% своих несущих способностей.

В 1991 году фигура крылатого хранителя города была полностью демонтирована. Десятки специалистов вложили свой труд в ее возрождение, которое завершилось в 1995 году. .

Еще одна реставрация ангела была проведена в преддверие празднования 300-летия города - в 2003 году.

Loading...Loading...