Полезная памятка для тех, кто соблюдает петров пост. Краткое описание Петрова поста

Главная особенность Петрова поста – его длительность, которая варьируется, и сильно: он может длиться как неделю, так и месяц. Как так, спросите вы? А все на самом деле просто. Просто дата начала этого поста – «плавающая», он рассчитывается в зависимости от того, когда выпадают в календаре и . Но еще интереснее то, что начинается Петров пост в разные даты, а завершается всегда в один и тот же день – 11 июля.

Теперь объясняем: поскольку Пасха в этом году была 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после этого дня, то Петров пост, следующий за ней, начнется 4 июня. Ну а 12 июля начинается разговление. Таким образом, длительность Петрова поста в этом году – 38 дней. Самый длинный Петров пост, кстати, может растянуться на 42 дня, а иногда, в зависимости все от той же Пасхи, он может длиться всего восемь дней!

ПОЧЕМУ ПОСТ В ЭТО ВРЕМЯ

Итак, Петров пост начинается через неделю после Троицы. Но если относительно истории возникновения предпасхального поста (Великого) все ясно, то как и почему был установлен Петров пост – ясности нет, есть лишь несколько предположений.

Первое обоснование считается точным наибольшим числом церковнослужителей. Предполагается, что воздержанием готовили себя к служению Слову Божьему и проповеди святые апостолы Петр и Павел, и люди должны были следовать их примеру. Таким образом, в этой версии прослеживается библейское начало. Кстати, 12 июля отмечается День Петра и Павла – заметьте, на следующий день после завершения поста.

Согласно второй версии, пост был установлен когда-то властями, которые исходили не из православных, а из прагматических соображений: запасов продовольствия было мало, нового урожая еще не было вовсе, вот пост и предназначался как бы для узаконенной экономии оставшегося.
По третьему предположению, Петров пост был дан людям для того, чтобы они завершили то, что не было ими завершено в пост Великий – то есть тем, кто не смог очиститься во время Великого поста или согрешил, нарушив его. То есть изначально пост был для «избранных», а потом его начали придерживаться все люди, соблюдавшие иные посты.

В давние времена Петров пост был объединен со следующим постом – Успенским, но в XI веке этот длинный пост разделили и немного развели во времени. Первую часть начали именовать Апостольским постом, вторую – Успенским.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕТНЕГО ПОСТА

Самый вольготный в смысле питания день в Петров пост – 7 июля, Рождество Иоанна Предтечи. На какой бы день ни выпало это число, на этот праздник всегда делается большое послабление – можно есть рыбу и морепродукты. А вот 12 июля, хоть и приходится на завершение поста, может выпасть на среду или пятницу, и тогда вместо разговления придется себя все равно ограничить: можно есть рыбу и морепродукты, пищу с растительным маслом, выпить немного вина, но ни мяса, ни молока употреблять еще нельзя. В этом году, правда, эти ограничения работать не будут, поскольку 12 июля приходится на четверг.

Много раз уже говорилось, что пост не стоит путать с диетой. Петровский пост – тоже, конечно, дни не для диеты, а для ограничений, очищения души. Петров пост по строгости с Великим постом несравним – он намного легче! Общие, сводные правила выглядят так:

· В понедельник вы можете составить себе меню из сушеных фруктов, вареных растительных продуктов (злаки, овощи, грибы. Один раз в день разрешен хлеб и мучные изделия из муки грубого помола.

· Во вторник можно приготовить рыбные блюда, выпить бокал вина. Разрешены масло, крупы, бобовые культуры. Разнообразить меню можно медом и орехами.

· По средам фрукты, ягоды и овощи можно употреблять в пищу только в сыром виде. Допустимо приправить салат с маслом и съесть один кусок хлеба.

· По четвергам разрешена растительная пища, крупы, мучные изделия, грибы, овощи, приготовленные на пару или отварные, масло, рыбные блюда и небольшое количество вина. Можно испечь кулебяку и другую выпечку, но постную, конечно (из теста без яиц и молока).

· По пятницам разрешены овощи, желательно сырые. Фрукты можно есть в сухом виде, раз в день. Допустимо съесть немного орехов.

· По субботам и воскресеньям разрешено есть рыбу и даже пить вино – не напиваясь, разумеется, а немного. Ну а еще по выходным готовят постные пироги с начинкой из рыбы. Это очень старая традиция – эти пирожки посвящают памяти Петра и Павла. Разрешается также есть овощи, каши, вино, постные блины.

Еще важный момент: в дни памяти святых, что выпадают на время Петрова поста, разрешено употреблять и рыбные блюда, и масло, и вино.

Естественно, на время Петрова поста следует отказаться от продуктов животного происхождения: это правило незыблемо для всех постов!

Таким образом, еда в Петров пост должна быть свежей, легкой и полезной. Ее можно обрабатывать термически – ну, кроме строгих дней (среды и пятницы).

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПЕТРОВ ПОСТ

В целом правила поведения в этот пост ничем особенным не отличаются от правил поведения во время других постов. И соблюдать их, вроде бы, не так трудно! Но нарушаются они регулярно, хотя и нет ничего особенного в том, чтобы:

Отказаться от негативных или злых поступков, мыслей и слов;

Ограничить себя, а лучше и полностью отстранить от участия в развлекательных мероприятиях,

Забыть о гневе, зависти, злоязычии, лжи и жить, сообразуясь с заповедями Господа.

Одна из самых распространенных примет, связанных со временем Петрова поста, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда! Другое дело, что если вы - верующие люди, вам непросто будет отметить такое событие в это время: пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще, конечно, радостное событие сдвинуть на какое-нибудь свободное от поста время.

В летний период каждый год без исключения все истинно верующие строго соблюдают один из наиболее значимых и важных святых постов. Он начинается в , который следует строго через неделю от великого православного праздника Троицы. Этот пост носит название Петров пост, его также иногда называют Апостольский. А вот в старые времена он был распространен на Руси как великий пост Пятидесятницы.

Особенности Петрова поста

Временной промежуток говения различен: всего от восьми дней и вплоть до шести недель. Срок Петрова поста напрямую зависит от того, когда православные отпраздновали светлый праздник Пасхи. Во время этого святого поста во всех без исключения православных храмах проходят ежедневные службы в напоминание о жизни святых апостолов. Они после принятия святых даров от Духа Святого на праздник Троицы продолжили строго поститься и совершать молитвенные служения еще несколько дней.

Этот пост соблюдали, готовясь к дальнейшей проповеди святого Евангелия во всем мире. Уже значительно позднее ученики этих апостолов также последовали примеру своих наставников и в дальнейшем приняли этот пост. Так и дошел до наших дней этот дар святого Петрова поста и молитвы от далеких предков.

Почему же в последнее время так часто соблюдается Петров пост

Соблюдать или нет Петров пост – решение индивидуальное и строго добровольное. Каждый человек относится к святому таинству очищения тела и духа со своим личным намерением. Одни верующие видят в Петровом посте повод полностью очиститься только лишь физически от всего накопленного. И это дает им физическое здоровье на весь год вперед. Другие же рассматривают Петров пост как еще один способ усмирить свой характер и гордыню. В таком случае к здоровью прибавляется еще и моральное удовлетворение.

А для кого-то Петров пост – это, прежде всего, напоминание о том факте, что не только пищей одной живет мыслящий человек, да и не так страшны для истинно верующих внешние враги, как те враги, что находятся внутри каждого человека, борьба с которыми не прекращается ни на минуту. Этот подход всячески Церковь и говорит верующим, что именно строгий пост и молитва дают возможность каждому освободиться от того лукавого, который постоянно находится внутри каждого человека, искушая, и вспомнить о своей бессмертной душе и ее насущных потребностях.

Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих .

Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 4 июня и продолжается до 11 июля.

«Отправить в игнор»

Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать.

Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты.

Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена воздвижения Константинопольского храма во имя апостолов Петра и Павла в Риме в 337 году.

Смысловой центр поста

Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой.

Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»:

«Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы».

На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным.

«Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия.

Метафизика в действии

Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

Затем апостолы осознали Воскресение Господне как праздник победы над смертью, победы абсолютной, высшей справедливости над человеческим разумом, далее наступило Вознесение – праздник установления пути познания и общения с Богом, и наконец пришел День Святой Троицы – День рождения Церкви Христовой, точки отсчета новой эры. Апостолы мужественно преодолели за короткий период основные стадии Богопознания, открытые для ищущей души.

Пережив все это и возрастая в вере и в Духе Святом, они приступили к выполнению заповеданного им Господом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

Поэтому следующей логичной ступенью в бесконечном постижении метафизического смысла бытия, сразу же после праздничной Триоди, стало величание апостольского служения. Именно Петровым постом, посвященным верховным апостолам, мы подытоживаем период Богопознания и Богооткровения.

Что важно сделать в Петров пост

Во-первых, учитывая, что с давних времен была возложена особая миссия на Петров пост как восполнение упущенного в Великий пост, то данному предписанию можно следовать и в наши дни. Это прекрасная возможность довести до ума начатое и незаконченное до Пасхи. Простить ближнего, измениться самому, помочь нуждающемуся, побороть зло и увеличить хоть на йоту добро, в первую очередь в своем сердце.

Во-вторых, пройти дорогой апостолов – пережить Воскресение Господа, Его Вознесение, ощутить единство Троицы. В-третьих – выполнить завещанное нам апостолами.

В частности, наставление Павла всем нам из Первого Послания к фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

И радость, и благодарность, и непрестанная молитва – это все плоды Духа Святаго, которые нам заповедано стяжать всю свою жизнь.

Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (1041) раз

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

П етров пост — продолжается. И мы, православные христиане, вкушаем благодатную тишину посреди суеты летних дней, и, по силе своих духовных подвигов, приобщаемся к духовному Небесному миру.

Н иже прилагаемый выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвящен сему летнему говению.

Г ость телепередачи – наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников).

Православный сайт «Семья и Вера»

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Расскажите, пожалуйста, о посте: как он появился в нашей церковной жизни (мы знаем, что он появился несколько позже, чем другие посты), как был установлен Петров пост?

– Дело в том, что начало Петрова поста напрямую связано с теми праздниками, которые были нами сейчас перечислены. Святой Дух, сойдя на апостолов, среди прочих тайн, обетований, истин открыл им о том, что христианину необходим пост, необходимо воздержание. Надо сказать (святые отцы потом эту тему очень подробно раскрывают), что без воздержания в пище у нас вообще ничего не получится. То есть воздержание в пище – это та первая ступенька, может быть и небольшая, с которой мы вообще должны начать всякое благочестие, всякий подвиг в нашей жизни. Все святые отцы говорят, что надо начинать с воздержания в пище. Если этого не будет, то не будет воздержания языка, воздержания от гнева, ярости, от страстей. Поэтому святые апостолы постились после сошествия на них Святого Духа, прежде чем выйти на проповедь о воскресшем Христе. Мы тоже должны поститься, подражая святым апостолам. Мы молились, стоя на коленях в храме, чтобы Господь обновил в нас дары Святого Духа в день Святой Пятидесятницы.

Во-вторых, когда мы постимся, то как бы продолжаем дело, которое совершали апостолы. Мы ведь всегда твердо заявляем, что сегодняшние архиереи – это преемники святых апостолов, они тоже проповедуют. Но и священники проповедуют о Христе, они тоже изъясняют евангельские истины, тоже крестят, как это делали святые апостолы, и миряне также в этом должны участвовать. То есть Петров пост должен быть миссионерским поприщем для каждого христианина: и священнослужителя, и мирянина. Все в этот пост должны подражать святым апостолам. А в чем подражать? Мы должны вести такую добродетельную жизнь, чтобы люди, глядя на нас, сказали бы: «Мы верим тому, что они говорят. Нам нравится, как живут христиане, мы тоже хотим стать христианами», – и шли в храм принять веру Христову и креститься. Это, может быть, первое предназначение Петрова поста – быть подражателями святых апостолов.

Вы правы в той части, что этот пост не сразу называли Петровым постом (или даже постом святых апостолов). В самых первых апостольских посланиях этот пост обозначается как пост после Пятидесятницы, когда постились те, кто по каким-то причинам не смог поститься во время Великого поста. Но далее мы видим, что буквально с IV века этот пост определился Церковью очень твердо и окончательно, о нем говорят святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский. Этому способствовало то, что император Константин Великий в обоих столицах Римской империи (Риме и Константинополе) построил два больших прекрасных собора, посвященных апостолам Петру и Павлу. И в Константинополе этот собор был освящен 12 июля по новому стилю, когда празднование святых первоверховных апостолов стало особенно распространяться в Римской империи и пост перед этим утвердился как необходимая и обязательная норма.

– Многие люди говорят, что раз постились в Великий пост, то в Петров пост необязательно поститься.

– Мы постились в Великий пост, но что было дальше? А дальше была Пасха, и была Пасхальная седмица, когда нам церковный устав позволял праздновать радостно, светло, снимались все ограничения в пище. Так было пятьдесят дней, даже после Пятидесятницы целую неделю у нас тоже не было ограничений в пище. И здесь возникает опасность. Если мы восемь недель подряд жили без поста, то очень важно, чтобы те дары, те таланты, которые мы получили от Господа (их можно сравнить с драгоценными зернами, упавшими в нашу душу), не были заглушены сорняками, вредной травой, и в этом нам помогает пост.

Нам уже достаточно праздновать, получив дары Святого Духа, надо уже попоститься и делать добрые дела. А мы помним, что в совершении добрых дел нам должны помогать пост и молитва, как два крыла, которые возносят нас от земли на небо. Вспомните слова Самого Господа, Он говорил: «Как могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? А вот когда отнимется от них Жених, тогда будут поститься». И после Вознесения Господа Иисуса Христа, после Сошествия Святого Духа нам тоже подобает поститься, исполняя эти слова Господа Иисуса Христа, поэтому Петров пост необходим и очень важен.

– Как мы знаем, длительность этого поста зависит от Пасхи.

– Да, он начинается строго через неделю после праздника Святой Троицы, то есть через восемь недель после Пасхи, и поскольку Пасха – переходящий праздник, его продолжительность бывает от шести недель до одной недели и одного дня.

– В этом году этот пост не очень длинный, чуть больше двух недель.

– Да, поэтому уж точно не стоит унывать.

– Этот пост не такой строгий, как Великий. Какие есть послабления в этом посту?

– Надо сказать, что любой пост – это, прежде всего, Божественное установление, и поэтому никакой пост никто в Церкви отменить не может. Вы правильно сказали, что могут быть послабления. Этот пост не самый строгий, в нем разрешается употребление рыбы в субботу, воскресенье и даже в другие дни, когда на них приходятся праздники. Обычно выбирается какая-то средняя мера этого поста, когда воздерживаются от употребления рыбы в среду и пятницу. Но в монастырях или отдельные, более строгие христиане могут поститься построже, ближе к церковному уставу, а кто-то выбирает более мягкую форму поста – это надо решать с духовником, порой просить совета врача. Но мы должны поститься по совести и в меру своих сил.

Когда говорят о посте и люди сразу начинают задавать вопрос о том, какие могут быть послабления, то хочется напомнить, что очень часто сами эти прихожане, наоборот, страдают от излишнего веса и активно борются с калориями, смотрят по телевизору все программы о том, как сбросить лишний вес, действительно хотят быть стройными, подтянутыми, читают статьи на эту тему, обращаются к врачам, чтобы им подобрали диету, при которой было бы как можно меньше калорий. И хочется задать вопрос: чем же тут может помешать пост? Конечно, пост не для того, чтобы мы только вес сбросили, но он как раз помогает нам иметь воздержание. Поэтому нам надо просто соединить в себе эти разные намерения, когда, с одной стороны, мы ищем послаблений в посте, а с другой –думаем, как бы похудеть.

– Мой знакомый – вегетарианец, он говорит: «Зачем мне пост? Я и так постоянно пощусь». Вегетарианство и пост как-то соотносятся?

– Не совсем. В каких-то точках есть соприкосновения, но не полностью. Дело в том, что вегетарианцы просто по каким-то мотивам (а мотивы бывают разные) не употребляют пищу животного происхождения и порой даже рыбу. Церковь на этом не настаивает, она, наоборот, создает правильный, нужный ритм, когда какую пищу употреблять. Я помню, нам в духовных школах говорили, что тот ритм, который задает церковный устав, наверное, самый идеальный и лучший, его вряд ли подберут для нас медики, доктора и профессора, лучше следовать этому ритму, и все будет благополучно. Поэтому мы больше следуем словам Бога, Который после всемирного потопа благословил вкушать и пищу животного происхождения. Но если у нас есть строгие подвижники, которые ограничивают себя, то они делают это ради добродетели воздержания и совершенствования.

Мы хотим через ограничения себя в том или ином роде или качестве пищи обуздать свой язык, гнев, ярость, раздражительность, справиться с собой, то есть мы видим, что из-за нарушения поста Адам и Ева потеряли рай. Поэтому нарушения поста – вещь опасная, и нам надо стараться пост соблюдать. Когда нарушается эта добродетель, то образуются тяжелые последствия, а когда пост заканчивается, люди могут вкушать и другую пищу. Вегетарианцы, в отличие от верующих, подходят к этому чисто гастрономически; может быть, с медицинской точки зрения или биологически. А у нас подход именно духовный, мы заботимся о состоянии души, то есть мы знаем, что от качества пищи очень зависит состояние нашей души. И это может почувствовать каждый. Если мы, например, выпьем стакан воды и съедим кусочек черного хлеба, то у нас будет одно настроение, а если человек съест шашлык и выпьет спиртного, тогда будет совсем другое состояние, даже комментировать не надо. Поэтому когда мы хотим обуздать себя, справиться с собой, когда хотим, чтобы дух господствовал над плотью, чтобы нам легче было молиться, идти в храм, чтобы было сподручнее делать добрые дела, то и соблюдаем пост.

– Вопрос телезрителя: «У нас на работе люди разного возраста, и перед тем, как человек идет кушать, говорят не “приятного аппетита”, а сокращенно: “приятного…” Мне не нравится, когда коверкают наш русский язык, и я в ответ на такое пожелание ничего не говорю. А когда говорят “приятного аппетита”, то я отвечаю: “Спасибо”. Не является ли это с моей стороны проявлением гордости, высокомерия?»

– У Вас вопрос больше лингвистический. Я был в Хорватии, ехал в автобусе и слышал по радио, как звонят во время эфира и говорят: «Добрый вечер!», а ведущий отвечает просто: «Добрый…», – тоже идет некоторое сокращение слов в обращениях, в разговорной речи. Для разговорной речи характерно сокращение, и это наблюдается в самых разных языках, не только в русском. Такое же я слышал про немецкий язык. Мне трудно прокомментировать, почему они какие-то слова начинают опускать, но я бы хотел, чтобы Вы все-таки в общении с ближними явили любовь к ним, снисхождение, может быть, не были бы так строги. Тем более что из того рассказа, который я сейчас услышал, чего-то крамольного не наблюдаю. Поэтому ради сохранения мира в Вашем коллективе лучше остаться на позициях вежливости, доброжелательности.

– Время поста – это не только время воздержания в пище, но и покаяния. Всегда задается вопрос: как исповедоваться и причащаться в пост?

– Вы правильно подметили, что пост – это время воздержания, причем во всех отношениях: воздержание в пище должно сопровождаться воздержанием языка, гнева, ярости; супруги в этот период должны по обоюдному согласию стараться иметь воздержание в супружеских отношениях, потому что время поста – это время усиленных молитв, чтения Священного Писания и говения, когда православные христиане (в период, как более удобный, который больше к этому располагает) должны посещать храмы Божии, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Я сразу хотел бы призвать всех наших зрителей разумно использовать этот период Петрова поста и обязательно причаститься Святых Христовых Таин (может, кто-то сможет это сделать и дважды), собраться с силами, найти время и возможность.

Что касается подготовки к причастию, то она зависит от персональных возможностей, но в целом, если мы постимся, это уже прекрасно. Если вне поста мы обсуждаем, сколько дней надо попоститься перед причастием (день, два или три), то во время поста в этом плане проще, уже один вопрос как бы снят. Также надо прийти в храм Божий исповедоваться в своих грехах. Вообще надо сказать, что покаяние – это процесс всей жизни, и та исповедь, которую приносит человек перед священником, а вернее перед крестом и Евангелием, перед невидимо стоящим Господом, это лишь завершающий момент. Этому нас научает апостол Петр: он отрекся от Христа, но когда запел петух, тут же раскаялся в своем грехе и заплакал. И даже когда Господь явился и простил его за это отречение, восстановил в апостольском достоинстве, он все равно до конца своих дней плакал каждую ночь, омывал слезами свое ложе, когда пел петух.

Так и мы: когда совершили какой-то грех, мы тут же, не дожидаясь исповеди, должны сокрушаться в своем сердце, молитвенно обращаться ко Господу, просить Его о прощении. То есть этот процесс должен в нас назревать, и поэтому к моменту исповеди, когда человек подходит к священнику, к аналою, на котором лежит крест и Евангелие, это уже завершающий процесс, когда он исповедует свои грехи и священник читает молитвы, а Сам Господь прощает кающегося в его согрешениях. Причем Святая Церковь говорит, что человеку не только прощаются перечисленные им грехи, в которых он раскаялся, но и дается благодать Божия больше не впадать в эти грехи. Есть такие закоренелые грехи, как курение, пьянство, и порой люди говорят: «Как можно от них отойти, как их бросить?» Самый простой ответ: надо начинать каяться в этих грехах, регулярно приходить на исповедь, и благодать будет помогать человеку в эти грехи больше не впадать. Уж как человек использует эту помощь, насколько пожелает ее использовать – это другой разговор.

– Вопрос телезрительницы: «У нас в коллективе такая проблема: примерно 80% женщин грязно матерятся, даже матушку поминают нехорошо. Причем женщины все очень приличные, матери, бабушки, а со смехом рассказывают, как их дети так же разговаривают с ними. Смешно им… Я уже пыталась проводить с ними беседу. Как вести себя, как до них донести, что так ругаться нельзя?»

– Ваш вопрос сложнее, потому что тот грех, который Вы обозначили, более страшный, чем у первого дозвонившегося, здесь уже чисто духовная проблема, потому что употребление матерных слов является определенной формой беснования. Против беснования у нас есть Иисусова молитва, поэтому когда Вы слышите в Вашем коллективе матерные слова, то должны про себя прежде всего творить Иисусову молитву. Надо понимать, что Иисусовой молитвой, чтением Псалтири и слова Божия отгоняется бес, он уходит от человека, которого мучает. Когда человек пленен бесом, он говорит матерные слова. В этот момент прежде всего надо внутри молиться, и, конечно, отвечать таким людям надо нормальным языком, как и подобает христианам.

Вы правы, что делаете замечания, особенно это хорошо тогда, когда люди принимают Ваши замечания. Но этот порок есть в нашей жизни, это определенная степень невоцерковленности нашего общества, такой критерий, показатель того, что у нас еще довольно большой процент людей, которые сами не читают Евангелие, мало молятся, редко ходят в церковь к причастию. Следствием такого обмирщения является факт использования матерных слов. Помоги Вам Господь это выдержать, стоять твердо, мужественно, спокойно и сохранять внутренний молитвенный настрой.

– Когда читаешь различную православную литературу относительно постов, воздержания и т.д., помимо всяких описаний изменений поста или послаблений обязательно любое наставление заканчивается простой фразой, что все послабления должны проводиться по благословению духовника. Какова роль духовника для православного христианина в пост?

– Роль духовника и вообще всякого священника важна не только в пост, а вообще всегда, потому что к нам подходят все люди, будь то наши духовные чада, которые приходят к нам постоянно на исповедь или для беседы, или случайный человек, зашедший в монастырь, в храм Божий, или просто встретившийся на улице. Батюшка везде остается таковым и всегда должен нести слово Божие, но именно духовник должен качественно определять и помогать человеку проходить его духовное поприще. В этом и сложность, потому что сколько людей, столько и путей в Царство Небесное, и в этом плане нет никаких шаблонов, в каждом человеке батюшка должен увидеть замысел Божий о нем, жизненный узор его. Священник должен помочь ему пройти жизненный путь добродетельно, благочестиво, в максимальном соответствии с Евангелием – в этом состоит его задача. И, конечно, обязанность священника распространяется на то, чтобы помочь христианину пройти поприще поста.

Когда наступает пост, у многих появляется некоторое малодушие или паника: «Как я смогу его пройти? Хватит ли у меня сил?» Сразу начинают вспоминать свои болезни, и здесь священнику приходится сказать, что ни Господь, ни Церковь, ни мы выше сил ничего не требуем, все надо делать в меру сил, и поститься тоже. А с другой стороны, мы ни в коем случае не должны потакать нерадению, когда человек может поститься, но не постится, а только ищет причины, чтобы получить у священника благословение и как щитом им закрыться, чтобы не соблюдать пост, используя некоторое лукавство.

Например, заметьте, что когда пост заканчивается, очень часто в душе бывает печаль, совесть обличает, что пост прошел, а ведь ты мог бы это поприще пройти лучше, мог бы поститься более строго, то есть ты сам к себе был чересчур снисходителен. Такие моменты надо запоминать, и когда начинается следующий пост, надо проявлять усердие, помнить слова Господа, что «Царство Божие нудится и только нуждницы восхищают его». Или надо вспомнить о том, как мы в жизни достигаем других целей. Недавно был выпускной вечер у школьников. Они старались успешно закончить школу, прилагают усилия, чтобы поступить в высшие учебные заведения и потом закончить их, хотя только 50% работают по своей специальности. А сколько усилий люди прилагают, чтобы заработать деньги или сделать карьеру?

– Вся жизнь уходит…

– Порой мы тратим огромные усилия даже ради ложных, обманчивых или ненужных целей. Надо быть перед собой честным и сказать: «Я ведь должен постараться, чтобы спасти свою душу». То есть подойти к понятию поста с этой стороны: «Если я стараюсь, чтобы заработать средства или сделать карьеру, почему же я не должен стараться, чтобы спасти свою душу, ведь это еще более важно?» Душа больше тела, проблемы души надо решать прежде проблем тела, наша душа наследует вечность, и мы тоже должны думать об этой вечности и строить свою жизнь соответствующим образом. Священник должен здесь уметь найти такие слова, чтобы успокоить людей, утешить их от такого панического настроения, особенно в первые дни поста, и показать им истинные цели того, зачем этот пост нужен. Никто не хочет поиздеваться над нами, мы сами сознательно вступаем на это очень важное благочестивое поприще и хотим его пройти достойным образом, чтобы получить духовную пользу.

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год . Если Вы хотите знать больше о православных постах , тогда обратите внимание на статью .
Loading...Loading...