Поститься или не поститься – в этом ли вопрос? Если еда – не главное в пост, то можно не поститься? Как понять, что пост проходит не зря.

Великий пост - сложное испытание не только для духа, но и для тела. Диетологи рассказали, кому поститься не стоит, можно ли считать пост диетой и какие продукты следует включить в рацион в эти дни

Как соблюдают пост в наши дни?

Пост по монастырским канонам подразумевает строгие и сложные правила: в некоторые дни можно есть только сырую пищу без масла, а в некоторые от еды следует отказаться вообще. Но мало кто из современных людей, живущих в миру, может себе это позволить. Как правило, священнослужители относятся к этому с пониманием, отмечая, что самое важное - воздержание духовное. Воцерковленные люди чаще всего постятся так, как их на то благословил конкретный священник. И все же большинство постящихся обычно едят горячие блюда с растительным маслом. Некоторые позволяют себе рыбу.

Как подготовиться к посту?

По православной традиции Великому посту предшествует подготовительный период. В последнюю неделю перед постом (на нее приходится Масленица) мясо нельзя есть вообще, а на предмасленичной неделе в среду и пятницу нужно отказаться от всех непостных продуктов. Как объясняет Юлия Панова, с точки зрения диетологии это отличная подготовка: организм постепенно привыкает к тому, что долгое время он будет обходиться без животного белка. И, конечно, надо помнить, что переедание блинов не приведет ни к чему хорошему. Но если приготовить блины на гречневой муке или муке с отрубями, они будут менее вредны. «Главное - не начинать пост в 00:00 понедельника, - говорит Панова. - Не надо есть колбасу перед сном напоследок».

Кому пост противопоказан?

Церковь освобождает от воздержания в еде беременных и кормящих женщин, больных, а также тех, кто занят тяжелым физическим трудом или в силу обстоятельств не может обеспечить себя постоянной пищей (военнослужащих, заключенных, путешественников). Диетологи добавляют: вам нельзя поститься, даже если вы уже выздоравливаете, но ослаблены после болезни или операции.

Что запрещено есть во время поста?

Под полный запрет попадают мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечка. При этом пища должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд осуждается.

Что можно есть?

Овощи, фрукты, крупы, бобовые, грибы, в отдельные дни - рыбу. Не обязательно полностью отказываться от мучных изделий, но в них должны быть лишь вода, мука и соль. Дозволены сладости, например, горький шоколад (без добавления молока), мед и сахар. Иногда можно пить красное вино.

Как избежать чувства голода и недостатка витаминов и микроэлементов?

«Многие в пост убирают из рациона продукты животного происхождения, а все остальное оставляют так, как было, - говорит Юлия Панова. - Такой подход точно приведет к проблемам. Если вы решаете поститься, надо пересматривать весь рацион». Прежде всего необходимо получать достаточное количество растительного белка (его можно найти в бобовых), в идеале - в сочетании со сложными углеводами. Например, рис с фасолью и овощами надолго даст вам чувство сытости. А вот фруктами голод лучше не утолять: слишком большое количество фруктозы будет сильной нагрузкой на организм. Избежать нехватки жиров помогут орехи и семечки. И всегда можно воспользоваться протеиновыми смесями, а также продуктами, обогащенными йодом и железом.

Пост - хороший способ похудеть?

Как раз наоборот. С точки зрения диетологии лишение себя животного белка - это худший способ сбросить вес. «Наши мышцы - это белок, - объясняет Ксения Селезнева. - Если в рационе долго не хватает животного белка, вы действительно похудеете, но именно за счет мышечной ткани. Это неполезное, неправильное с точки зрения диетологии похудение». По той же причине опасно долго голодать (а строгий пост предусматривает голодание в отдельные дни). У организма много компенсаторных возможностей, и поначалу он будет брать энергию из жировой массы. Но через какое-то время переключится на мышечную ткань.

Христианский пост признают сегодня, и католики, и православные, и протестантские церкви. Но соблюдают его все по-разному. У одних, принято во время 40 дневного периода, который предшествует , есть один раз в день. У других принято голодать в пятницу на страстной неделе. Некоторые, в Великий пост воздерживаются от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.

Многие верующие считают, что соблюдению поста положил начало Иисус. В Библии действительно записано о том, как он после постился 40 дней. Но он не учредил ритуал для подражания. Этот вывод можно сделать из того, что рассказывается о его первых последователях. В Библии нигде не говорится, что первые христиане соблюдали Великий пост. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н.э. – это уже спустя почти 4 века после Христа. И обычай соблюдать пост заимствован из язычества, как и многие другие.

Ну, а если Великий пост – это действительно подражание Иисусу, то почему его тогда соблюдают в дни, когда Иисус как полагают, воскрес, а не крестился? Перед своей смертью Иисус не постился. Даже наоборот, есть сообщения в Библии о том, что перед своей смертью Иисус с учениками принимали пищу. А в ночь перед смертью, Иисус ел с учениками пасхальный ужин.

А вот то, что Иисус постился после своего крещения, может быть для нас очень полезным. После крещения, Иисусу предстояло приступить к очень важному делу, служению Богу. Поэтому, Иисусу нужно было всё обстоятельно обдумать, помолиться Богу, попросить у него помощи и руководства. Поэтому, можно сделать вывод, что пост принесет пользу, если делается из правильных побуждений и в подходящем для этого случая.

Когда пост может принести пользу

Человек, который совершил грех, возможно какое-то время не захочет есть. И это может происходить не потому что он хочет произвести впечатление на других, а потому что его мучает совесть за совершенный проступок. И само воздержание от пищи, конечно не налаживает отношение между согрешившим и Богом. Однако искреннее раскаяние о том, что согрешил против Бога и против каких-то людей, может привести к тому, что человек будет горячо молиться Богу и все это подавит желание есть.

Нечто подобное пережил царь Давид. Он очень боялся потерять новорожденного ребенка, и поэтому все свои силы сосредоточил на молитвах к Богу, прося спасения для ребенка. Все свои чувства и силы Давид вкладывал в молитвы, поэтому он постился. Сегодня тоже могут быть такие тяжелые ситуации, когда человеку может показаться принятие пищи неподобающим.

В Библии также описываются случаи, когда служителям Бога нужно было принять важное решение, и поэтому они постились.

Поститься или не поститься это личное дело каждого. Никогда не следует в этом вопросе осуждать другого, или навязывать свою точку зрения. Не стоит отказываться от еды лишь для того чтобы казаться праведными перед людьми. Но и не надо придавать пище такое значение, что это мешало бы выполнять важные дела. Библия ясно показывает, что Бог не требует, чтобы мы постились, но и не запрещает нам это делать, если мы считаем это необходимым.

В нашей стране с каждым годом все больше людей приобщаются к данной культуре, отказываясь от привычного рациона хотя бы раз в году – во время Великого поста. В связи с этим в прессе и в интернет-сообществах одними из самых популярных становятся вопросы – как прожить семь недель без мяса и способна ли растительная пища удовлетворить все потребности организма в витаминах и микроэлементах?

Диетологи всех направлений сходятся во мнении, что регулярный отказ от пищи животного происхождения (мяса, птицы, рыбы, яиц и молочных продуктов) и увеличение за счет этого в ежедневном рационе растительных продуктов очень полезно для здоровья. Во‑первых, это положительно сказывается на уровне холестерина, способствуя его снижению. Ведь весь вредный холестерин поступает в наш организм с продуктами животного происхождения.

Во‑вторых, большое количество клетчатки, содержащееся в крупах, свежих овощах и фруктах, стимулирует выведение шлаков и оздоравливает кишечную микрофлору, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на работе всего желудочно-кишечного тракта. В‑третьих, в вегетарианской еде много витаминов и минералов, и она на порядок менее калорийна и практически не содержит жиров, что благоприятным образом сказывается как на состоянии здоровья, так и на фигуре. Так что здоровому человеку временный отказ от животной пищи не только не навредит, а, наоборот, пойдет на пользу. Что же касается вопроса, можно ли прожить семь недель без мяса, то ответ дают вегетарианцы: сотни миллионов людей на нашей планете отказались от продуктов животного происхождения и неплохо себя при этом чувствуют.

Как правильно поститься?

В каноне православной церкви Великий пост очень строгий, однако эти правила обязательны для соблюдения лишь в стенах монастыря. Для мирян разрешаются различные послабления с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Так дети до 7 лет, беременные женщины и больные освобождены от необходимости поститься. Могут не соблюдать условия Великого поста и люди, занятые напряженным физическим или умственным трудом. Что касается путешествующих, то воздерживаться от пищи животного происхождения им следует по возможности. Ведь не всегда в дороге можно найти соответствующую пищу. А вообще пост в первую очередь предполагает отказ от негативных мыслей и поступков и уже во вторую – ограничения в еде. Многие священники говорят, что лучше есть мясо, чем «есть людей». Если отказ от котлеты во время Великого поста вызывает у человека злость и раздражительность, которую он срывает на коллегах и близких, то польза от подобного воздержания будет весьма сомнительна.

Если же вы, несмотря ни на что, решили поститься, стоит придерживаться следующих правил :

  • Следите, чтобы суточная калорийность оставалась на привычном уровне. Для взрослого человека она составляет около 1600–2000 ккал.
  • Ежедневное меню продумайте таким образом, чтобы в нем было достаточное количество белка, пусть и растительного: организму требуется около 80 граммов протеинов в сутки. Поэтому каждый день обязательны богатые белком злаки, орехи, фасоль, горох, чечевица, грибы и соевые продукты.
  • Не забывайте о достаточном количестве жидкости. Лучше, если это будут свежевыжатые соки, негазированная минеральная вода, зеленый чай. Пейте не менее 1,5–2 литров в день.
  • Не увлекайтесь соленьями. Хотя они и очень скрашивают постный рацион, но от них повышается давление и могут обостриться различные желудочно-кишечные заболевания.
  • Если вы не можете похвастаться идеальным здоровьем, не стоит соблюдать условия Великого поста досконально. Например, в некоторые дни положен всего один прием пищи в сутки. При целом ряде хронических заболеваний это противопоказано. Лучше продолжайте есть 4–5 раз в день небольшими порциями. В этом случае, кстати, легче бороться с чувством голода.
  • Не стоит резко начинать поститься. С точки зрения диетологов и врачей, такой переход крайне нежелателен и вреден для здоровья. Не зря в православной традиции Великому посту предшествует Масленая неделя, когда мясо и птицу есть уже нельзя, но пока можно яйца и молочные продукты.

Учтите, кстати, что с непривычки большое количество свежих овощей и фруктов может вызвать изжогу, вздутие и расстройство кишечника. Чтобы этого не случилось, в начале Великого поста отдайте предпочтение отварным, тушеным и приготовленным на пару овощам.

Как восполнить недостаток калорий и витаминов?

В растительной пище калорий на порядок меньше, чем в мясе и рыбе. Как же во время Великого поста восполнить этот недостаток?

Каждый день ваш рацион должен обязательно включать в себя блюда из круп и бобовых: каши, супы-похлебки, пловы или пилавы. Восполнить энергию поможет и паста с различными овощными и грибными постными соусами. Обратите также внимание на постную выпечку. Она не менее калорийна, чем обычная. Если же во время поста вы рассчитываете сбросить лишний вес, то от мучных изделий лучше воздержаться.

В том, что Великий пост приходится именно на весну, есть определенный диетический смысл. За долгие месяцы хранения фрукты и овощи отчасти утратили свою витаминную ценность, поэтому, чтобы снабдить человека необходимой ему порцией витаминов, их уже требуется больше. Что и достигается за счет отказа от пищи животного происхождения и увеличения в рационе растительных продуктов. Сегодня, когда на магазинных полках присутствует множество сезонных овощей и фруктов из заморских стран, поститься намного проще. Однако в любом случае следует готовить еду так, чтобы сохранить в ней максимум полезных веществ.

Витамин А в виде бета-каротина входит в состав овощей и фруктов в основном красной и оранжевой окраски. Лучше всего он усваивается после термической обработки, что для других витаминов нехарактерно. Поэтому морковку, считающуюся лидером по концентрации бета-каротина, стоит слегка потушить под крышкой с добавлением небольшого количества растительного масла, существенно улучшающего усвоение витамина А.

Витамин С плохо переносит хранение, термическую обработку и легко окисляется на воздухе, но сохраняется при быстром и однократном замораживании. Во время Великого поста его источником могут стать замороженные овощные и фруктовые смеси. Выбирая продукт в магазине, встряхните пакет – если его содержимое смерзлось в один комок, значит, произошла разморозка при транспортировке и вряд ли витамины сохранились. При варке сырых овощей обязательно закрывайте их крышкой, наливайте минимум воды и доставайте из отвара полусырыми. Воду, в которой они варились, не выливайте, ведь в нее переходит немало полезных веществ, лучше используйте ее для приготовления соусов и подливок, добавляйте в супы и вторые блюда. Кстати, квашеная капуста с клюквой или брусникой – отличный источник витамин С во время Великого поста.

Витамин Е содержится преимущественно в растительном, причем нерафинированном масле. Основные враги витамина Е – свет и воздух, поэтому хранить масло нужно в темном месте в плотно закрытой таре. И использовать не для жарки, а для заправки салатов, потому что температура этому витамину тоже вредна. Во время Великого поста не стоит ограничивать себя привычным оливковым или подсолнечным маслом. Попробуйте готовить салаты с кунжутным, конопляным, льняным, тыквенным маслами.

Витамин D входит в состав продуктов животного происхождения: молоко, яйца, рыба. Во время Великого поста все они находятся под запретом. Однако есть витамин D и в растительной пище – в составе цельнозерновых продуктов. И не забывайте подставлять лицо весеннему солнышку, ведь оно активизирует выработку этого витамина в организме.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Правила Великого поста сейчас знают не все. Это один из самых строгих православных постов. Камертоном для него становится Прощёное воскресенье, когда принято просить у близких прощения за обиды, нанесённые за год. Так, сняв с души груз, верующие начинают путь длиной в семь недель. Именно столько традиционно длится Великий пост. Тем православным, кто постится уже не первый год, все правила давно известны. Наша сегодняшняя инструкция — для «новичков», встающих на этот путь впервые. Что и когда можно есть? Что нельзя есть в Великий пост? Что смотреть и читать в эти дни? «Диалог» расставляет по полочкам все правила Великого поста.

Начнём с того, что Великий пост, как уже упоминалось, длится семь недель или седмиц — их название на церковный лад. А вот дата его начала и окончания (а значит и Светлой Христовой Пасхи) меняется. В 2017 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля.

Что можно есть в Великий пост?

Пожалуй, самый популярный вопрос среди «новичков», конкурирующий только с вопросом «что нельзя есть в пост?». Главное правило Великого поста, говоря широко – в пост нельзя есть пищу животного происхождения: мясо, птицу, яйца, молочные продукты, рыбу. Есть дни с более строгим предписанием, а есть с относительно мягким. Всего существует четыре вида предписаний , отличающихся степенью строгости:

  • «Сухоядение» — в эти дни можно есть только «сухую» пищу: хлеб и орехи, а также свежие, сушёные или квашенные овощи и фрукты. Добавлять в еду масло, варить или жарить пищу нельзя;
  • «Варение без елея» — допустимо всё то же, что и при сухоядении, кроме того, можно варить или тушить пищу, однако без масла;
  • «Разрешение на вино и елей» — даётся для укрепления сил постящихся: в некоторые дни (все субботы и воскресенья, кроме последней субботы перед Пасхой) можно употреблять растительное масло и вино, но в меру;
  • «Разрешение на рыбу» — даётся в Великий пост дважды: в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Кроме того, в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.

На православных сайтах можно без труда найти календари питания, созданные для постящихся. Наиболее приглянувшийся (например, этот) для удобства можно распечатать и использовать в качестве подсказки на все дни Великого поста. Правда, следует помнить, что создан этот календарь для монахов, а не для мирян. Для мирян особого календаря нет, и строгость поста для каждого верующего определяет его духовник. Календарь питания в таком случае нужен для того, чтобы миряне понимали строгость того или иного дня поста, а также знали, что нельзя есть в Великий пост.


Православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин, который стал нашим «духовным экспертом» при подготовке этого материала, рекомендует начать соблюдать пост с малого – не вкушать мясную и молочную пищу, а также яйца по средам и пятницам. Эти дни, к слову, считаются постными и во все остальные дни года, независимо от того, идёт церковный пост или нет.

Можно ли есть постные блюда в кафе и ресторанах во время поста?

Этот вопрос вызывает среди мирян ожесточённые споры. Так, одни не видят в этом ничего противоречащего правилам, другие, наоборот, считают, что постная пища должна приносить насыщение, но не удовольствие

— Современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода, — поясняет отец Роман, — Либо ты ешь в кафе, либо на весь день остаёшься голодным. В наше время много рецептов постных и в то же время вкусных блюд. Не может простой человек есть совсем без удовольствия. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Но если ты идешь в кафе намеренно, чтобы вдоволь наесться блюдами более причудливыми, чем непостная еда, тогда стоит задуматься: а пост ли это?

В чём ещё, кроме пищи, нужно себя ограничивать?

Правила Великого поста основываются на более сложной базе, на ответе на более сложный вопрос: «Зачем нужен Великий пост?». Для ответа обратимся к истокам. Великий пост «вырос» из поста, который соблюдали первые христиане, желавшие креститься в Светлый праздник Воскресения Христова, то есть в Пасху. Ограничивая себя в пище и практикуя духовную дисциплину, они готовили себя, чтобы достойно встретить этот день. Также это дань сорокадневному посту Иисуса Христа в пустыне и его жертве во имя людей. И, конечно, смысл, Великого поста много шире и глубже, чем простое соблюдение диеты.


— Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений – объясняет Роман Посыпкин, — а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.

Это значит, что человек, который соблюдает пост, должен постараться отказаться от своих пагубных привычек, быть добрым и сострадательным к людям, заботиться о своей малой церкви – семье. Важно помнить и о том, что в Великий пост обязательно посещать храм, ходить на службы, исповедоваться и причащаться.

Молитва в Великий пост — первое, что должно быть на устах верующих в эти семь недель. Можно читать и некоторую светскую литературу — например, произведения русских классиков. На сайте православного журнала «Фома» есть подборка душеспасительной литературы , которую полезно читать в дни поста.

Можно ли в пост смотреть телевизор?

Ещё одно правило Великого поста: от просмотра телевизора в пост, конечно, лучше отказаться, а если не выходит, то хотя бы сократить время пребывания перед ним. Особенно важно это в том случае, если знаете за собой такую привычку. Но если поддались искушению и включили заветную кнопку — желательно смотреть программы, которые несут хоть какую-то смысловую нагрузку и благотворно на вас влияют. Большого греха не будет, если, например, посмотреть на ютубе проповедь протоиерея Владимира Головина или передачу на канале «Культура», а вот бежать к телевизору, переживая за судьбы участников модного реалити-шоу, всё-таки не стоит.

Личный опыт

Виктор Андронов, почётный донор книги рекордов России, руководитель общественного движения «Энергия Жизни»:

— Соблюдаю пост больше десяти лет. И поначалу, конечно, многое вызывало вопросы. Например, разрешение на вино. Но со временем пришло понимание. Здесь можно провести параллель с моряками, которые тоже употребляли алкоголь. Им это было жизненно необходимо, чтобы не получить расстройство психики из-за нахождения в замкнутом пространстве. Монахи в пост больше молились и почти всё свое время проводили в кельях, и вино им также было нужно.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Главное заблуждение состоит в том, что люди думают, будто ограничения в пище – это главное, что необходимо соблюдать в пост. Но это не так. Самое главное – пища духовная. Можно есть мясо, но делать хорошие дела – и быть ближе к самой сути Великого поста, чем тот, кто голодает, но ничего не меняет в своей духовной жизни. От поста, на мой взгляд, не должны страдать. Чем ближе к Пасхе, тем большая легкость должна появляться на душе. Если первый раз собираешься поститься, то надо обязательно сходить к священнику — он подскажет от чего лучше отказаться, может быть, это будет что-то одно. Мой духовник делает мне послабления, так как я – донор и должен заботиться о своем здоровье, думать о другом человеке. А чтобы не сбиться с пути и пройти все семь недель поста силу нужно искать в молитве.

Постные рецепты, собранные корреспондентами «Диалога» можно увидеть .

Подготовила Александра Заспа / ИА «Даилог»

В церковных канонах корреспонденту «Диалога» помогал разбираться православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин.

Loading...Loading...