Преподобный Макарий Великий, Египетский (†391). Макарий Великий: икона святого основоположника учения о духовной жизни

Добротолюбие. Том I Коринфский Святитель Макарий

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий

Сведения о жизни и писаниях св. Макария

Елижайшим преемником учительского дара св. Антония был св. Макарий Египетский. Сказания сохранили только два случая посещения св. Макарием св. Антония, но надо полагать, что это были не единственные случаи. Вероятно св. Макарию не раз приходилось прослушивать пространные беседы св. Антония, которые, исходя из своего уединения, вел он иногда чрез всю ночь к собравшимся для назидания от него и ожидавшим его в монастыре братиям, как уверяет Кроний (Лавсаик, гл. 23). Оттого в беседах св. Макария слышатся почти слово в слово некоторые наставления св. Антония. Читающий те и другие подряд может заметить это тотчас же. И нельзя не признать, что этот светильник – св. Макарий – возжжен от того большого светила – св. Антония.

Сказания о жизни св. Макария не дошли до нас во всей целости. Все, что можно было узнать о нем, собрано в его жизнеописании, помещаемом при издании его бесед. Замечательнейший в ней случай, – это напраслина, претерпенная им, когда он жил еще недалеко от селения. Какое тут смирение, какое самоотвержение, какая преданность в волю Божию! Эти черты потом характеризовали и всю жизнь св. Макария. Гласно признался и сатана, что вконец побежден смирением св. Макария. Оно же было лествицею и к тем высоким степеням духовного совершенства и даров благодати, какие видим наконец у св. Макария.

Из писаний св. Макария имеем 50 бесед и послание. Они давно издаются в русском переводе, и нет нужды помещать их в нашем сборнике, как они есть. Сделаем выбор из них, который представлял бы в некотором порядке наставления св. Макария. Ибо они представляют нечто целое и замечательны тем, что подробно выясняют главное дело христианства, – освящение падшей души действием благодати Святого Духа. Это главный пункт, куда направляются у него все почти уроки. Так делает и Греческое Добротолюбие. Из св. Макария помещает оно у себя не беседы его, а 150 глав, извлеченных Симеоном Метафрастом из его бесед, кои у нас составляют семь слов. Но что делает Метафраст, то может сделать и всякий. То делаем и мы.

Св. Макарий не касается частностей в подвижничестве. Те, к кому обращал он свои беседы, и без того были усердные труженики. Потому он преимущественно заботился только о том, чтобы дать должное направление сим трудам, указывая им последнюю цель, к которой должно стремиться, подъемля такие труды и поты. Это, как уже помянуто, освящение души благодатию Святого Духа. Одуховление есть душа души. Без него нет жизни. Оно залог и будущего светлого состояния.

Св. Макарий имеет дело с падшею душою и научает ее, как из этого состояния тьмы, растления, мертвенности – выйти на свет, уврачеваться, ожить. Потому наставления его важны не для одних мироотречников, но для всех вообще христиан: ибо в том и христианство, чтоб восстать от падения. За тем и Господь приходил; и все спасительные Его учреждения в Церкви к тому же направлены. Хотя всюду поставляет он условием успеха в этом деле мироотречную жизнь; но своего рода мироотречность обязательна и для мирян. Ибо любы мира вражда Богу есть. А при этом какое спасение?

В выборе наставлений будем держаться того порядка, который сам собою строится в голове, когда читаешь беседы св. Макария. Св. Макарий часто возводит мысли к самому началу нашему и изображает, в каком светлом состоянии находился первый человек, – и это для того, чтобы тем мрачнее казался и без того мрачный вид падшего, живописуемый им в самых непривлекательных образах. То и другое делает он для того, чтобы тем очевиднейшею представлялась беспредельная милость Божия, явленная нам в спасении нас чрез воплощение Единородного Сына Божия, и благодать Пресвятого Духа. Все же сии три предмета выставляет он с тою целию, чтобы возбудить у всех желание содевать свое спасение и воодушевить мужеством к терпеливому прохождению и совершению всего пути его. Путь сей начинается образованием твердой, до положения живота, решимости последовать Господу, – идет чрез трудничество в подвигах самопринуждения и самопротивления, но доведши чрез сие до ощутительного действия благодати, или, как он говорит, до того, чтоб наконец благодать Духа Святого открылась в сердце в силе и действенности, – проводит до возможного на земле совершенства во Христе Иисусе Господе нашем и заканчивается двояким состоянием душ в будущей жизни.

Таким образом все мысли св. Макария Великого мы соберем под следующими заглавиями:

Светлое состояние первого человека. Мрачное состояние падшего.

Единственное спасение наше – Господь Иисус Христос.

Образование твердой решимости последовать Господу.

Состояние трудничества.

Состояние приявших ощущение благодати.

Возможное христианское совершенство на земле.

Будущее состояние по смерти и воскресении.

Везде приводятся речи св. Макария слово в слово. От себя собиратель делает только заглавия. В цитатах первая цифра означает беседу, а вторая главу или параграф беседы. Надо заметить, что есть параграфы, в которых содержится не одна мысль; потому и цитуются они иногда не раз.

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Глава 9. Святой Афанасий Великий

Из книги Единство Империи и разделения христиан автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО Отвоевание Италии войсками Юстиниана было длительным и кровавым, и в результате его страна была разорена. Среди многих разрушенных городов сильно пострадал и сам Рим. Взятый имперским генералом Велисарием (536),

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ прп. (кон.4 - первая треть 5 в.), грекоязычный егип. подвижник и писатель, автор 50–ти «Духовных бесед». Вопрос о личности его в патрологии считается спорным. Предание отождествляло М. с прп. Макарием Египетским (ок. 300 - ок. 390), однако мн. исследователи,

Из книги Великий пост автора Кронштадтский Иоанн

ПОУЧЕНИЕ В СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ Се человек!(Ин 19,5) Вот как поруган, изъязвлен, умучен безгрешный и святейший Господь наш Иисус Христос! Какая же была нужда бесстрастному Богу пострадать так ужасно от людей плотью Своею? Какая нужда была Самому

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

ПОУЧЕНИЕ ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК Животе, како умираеши?(Стих. в Велик. Суб.) Гряди вся тварь: песни исходные принесем Зиждителю. Бесчисленные сонмы небесных сил! все земнородные разумные обитатели! грядите, песни исходные принесем общему Творцу нашему, после лютейших

Из книги Добротолюбие. Том I автора

СЛОВО ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил? (Мф 27,46)Так возопил пригвожденный к кресту за грехи мира, следовательно, и за наши с вами, братья и сестры, Агнец Божий, Господь Иисус. Боже Мой, Боже Мой! почто Ты Меня оставил? возопил по человеческому

Из книги Добротолюбие. Том V автора Коринфский Святитель Макарий

Михаил Тверской, святой благоверный великий князь В первой половине ХIII века Русскую землю постигло великое бедствие. По Божиему попущению на нее напали татары, разбили русских князей, попленили всю землю Русскую, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

Святой Антоний Великий

Из книги История Православной Церкви до начала разделения Церквей автора Победоносцев Константин Петрович

Святой Макарий Коринфский

Из книги Вкус истинного Православия автора Серафим Иеромонах

СВЯТЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ Сведения о жизни и писаниях св. Макария.Ближайшим преемником учительскаго дара св. Антония был св. Макарий Египетский. Сказания сохранили только два случая посещения св. Макарием св. Антония, но надо полагать, что это были не единственные случаи.

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

СВЯТОЙ МАКАРИЙ КОРИНФСКИЙ Святой Макарий (Нотарос) Коринфский, подобно равноапостольному св. Косме Этолийскому, сыграл значительную роль в духовном возрождении Греции во второй половине ХYIII века. Св. Макарий начал свое служение в 1765 году, через пять лет после начала

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

XV. Святой Василий Великий и святой Григорий Богослов Второй Вселенский СоборВ истории борьбы Церкви с арианством Василий Великий выступает сильным защитником православия в то время, когда святой Афанасий Александрийский уже сходил со своего поприща, и является

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Девятый век: святой Фотий Великий Богословие блаженного Августина (но не его учение о благодати) впервые стало оспариваться на Востоке позже, в IX веке, в связи с известным спором о Filioque (учении об исхождении Святаго Духа также и "от Сына", а не от одного Отца, как этому всегда

Из книги автора

Преподобный Макарий Великий, Египетский (390–391) 1 февраля (19 января по ст. ст.)Преподобный Макарий Великий, Египетский, родился в селении Птинапор в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий,

Из книги автора

Преподобный Макарий Великий, Египетский (О молитве за умерших) I. В нынешний день творится память одного из великих подвижников египетских пустынь, преп. Макария Египетского, жившего в IV веке по Р.Х.Однажды, хотя по пустыне, преп. Макарий увидел на земле сухой человеческий

Из книги автора

Макарий Великий (+391) Макарий Великий (Макарий Египетский; ок. 300, Птинапор – 391) – христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед.Рано овдовел, занявшись после смерти жены изучением Священного Писания. После смерти родителей, покинул

Ро-дил-ся в Егип-те око-ло 301 го-да. С лю-бо-вью и усер-ди-ем по-слу-жил он сво-им ро-ди-те-лям в ста-ро-сти, ис-пол-няя за-по-ведь о по-чи-та-нии ро-ди-те-лей, и по кон-чине их сде-лал-ся со-вер-шен-но сво-бод-ным от жи-тей-ских за-бот. Под ру-ко-вод-ством опыт-но-го стар-ца-ино-ка пре-по-доб-ный Ма-ка-рий стал про-хо-дить без-молв-ное ино-че-ское жи-тие и ру-ко-де-лие. Сна-ча-ла он по-се-лил-ся в пу-стын-ном ме-сте неда-ле-ко от се-ле-ния, где жил, по-том пре-по-доб-ный пе-ре-се-лил-ся на Нит-рий-скую го-ру в Фа-ран-ской пу-стыне.

Про-жив три го-да в пу-стыне, он по-шел к пре-по-доб-но-му († 356), от-цу еги-пет-ско-го мо-на-ше-ства, о ко-то-ром слы-шал, еще жи-вя в ми-ру, и го-рел же-ла-ни-ем его ви-деть. Пре-по-доб-ный ав-ва Ан-то-ний с лю-бо-вью при-нял бла-жен-но-го Ма-ка-рия, ко-то-рый сде-лал-ся его пре-дан-ным уче-ни-ком и по-сле-до-ва-те-лем. С ним пре-по-доб-ный Ма-ка-рий жил дол-гое вре-мя, а за-тем, по со-ве-ту свя-то-го ав-вы, уда-лил-ся в Скит-скую пу-сты-ню (в се-ве-ро-за-пад-ной ча-сти Егип-та) и там столь про-си-ял сво-и-ми по-дви-га-ми, что его ста-ли на-зы-вать «юно-шей-стар-цем», так как, ед-ва до-стиг-нув трид-ца-ти-лет-не-го воз-рас-та, он про-явил се-бя опыт-ным, зре-лым ино-ком. Здесь пре-по-доб-но-му Ма-ка-рию при-хо-ди-лось бо-роть-ся с бе-са-ми день и ночь, и они во-пи-ли, что не мо-гут по-бе-дить его, по-то-му что он име-ет ве-ли-кое ору-жие - сми-ре-ние.

Ко-гда свя-то-му ис-пол-ни-лось 40 лет, он был по-свя-щен в сан свя-щен-ни-ка и по-став-лен на-сто-я-те-лем (ав-вой) ино-ков, жив-ших в Скит-ской пу-стыне. В эти го-ды пре-по-доб-ный Ма-ка-рий ча-сто по-се-щал ве-ли-ко-го Ан-то-ния, по-лу-чая от него на-став-ле-ния в ду-хов-ных бе-се-дах. Вме-сте с дву-мя дру-ги-ми уче-ни-ка-ми пре-по-доб-но-го Ан-то-ния пре-по-доб-ный Ма-ка-рий спо-до-бил-ся при-сут-ство-вать при бла-жен-ной кон-чине его, и как некое бо-га-тей-шее на-сле-дие по-лу-чил по-сох пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, ко-то-рым тот под-дер-жи-вал в до-ро-ге свое немощ-ное те-ло, удру-чен-ное ста-ро-стью и пост-ни-че-ски-ми по-дви-га-ми. Вме-сте с этим по-со-хом пре-по-доб-ный Ма-ка-рий при-нял су-гу-бо и дух Ан-то-ния Ве-ли-ко-го, как неко-гда вос-при-нял та-ко-вой про-рок Ели-сей по-сле Илии про-ро-ка. Си-лой его ду-ха пре-по-доб-ный Ма-ка-рий со-тво-рил мно-гие див-ные чу-де-са. Од-на-жды пре-по-доб-ный Ма-ка-рий раз-го-ва-ри-вал с че-ре-пом глав-но-го язы-че-ско-го жре-ца, ко-то-рый рас-ска-зы-вал о сво-их му-че-ни-ях и о бо-лее тяж-ких и лю-тых, по-стиг-ших тех, кто по-знал имя Бо-жие, но от-верг Его и за-по-ве-ди Его не со-блю-дал.

По при-чине мно-же-ства при-хо-див-ше-го к нему на-ро-да, пре-по-доб-ный Ма-ка-рий имел ма-ло вре-ме-ни, чтобы в уда-ле-нии пре-да-вать-ся бо-го-мыс-лию. По-это-му пре-по-доб-ный вы-ко-пал под сво-ей кел-ли-ей глу-бо-кую пе-ще-ру, дли-ной око-ло пол-ста-дии, ку-да и скры-вал-ся от по-сто-ян-но при-хо-дя-щих к нему и на-ру-ша-ю-щих его бо-го-мыс-лие и мо-лит-ву. Пре-по-доб-ный Ма-ка-рий до-стиг та-ко-го дерз-но-ве-ния в хож-де-нии пе-ред Бо-гом, что по его мо-лит-ве Гос-подь вос-кре-шал умер-ших. Несмот-ря на та-кую вы-со-ту до-стиг-ну-то-го бо-го-по-до-бия, он про-дол-жал со-хра-нять необык-но-вен-ное сми-ре-ние.

В го-ды цар-ство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Ва-лен-та ари-а-ни-на (364-378) пре-по-доб-ный Ма-ка-рий Ве-ли-кий вме-сте с пре-по-доб-ным под-верг-ся пре-сле-до-ва-нию со сто-ро-ны ари-ан-ско-го епи-ско-па Лу-ки. Обо-их стар-цев схва-ти-ли и, по-са-див на ко-рабль, от-вез-ли на пу-стын-ный ост-ров, где жи-ли языч-ни-ки. Там, по мо-лит-вам свя-тых, по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние дочь жре-ца, по-сле че-го сам жрец и все жи-те-ли ост-ро-ва при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Узнав о слу-чив-шем-ся, ари-ан-ский епи-скоп усты-дил-ся и раз-ре-шил стар-цам воз-вра-тить-ся в свои пу-сты-ни. Кро-тость, сми-ре-ние и ми-ло-сер-дие пре-по-доб-но-го пре-об-ра-жа-ли ду-ши че-ло-ве-че-ские. 60 лет про-вел св. Ма-ка-рий в мерт-вой для ми-ра пу-стыне. Бо-лее все-го вре-ме-ни пре-по-доб-ный про-во-дил в бе-се-де с Бо-гом, ча-сто пре-бы-вая в со-сто-я-нии ду-хов-но-го вос-хи-ще-ния. Свой обиль-ный по-движ-ни-че-ский опыт ав-ва пре-тво-рил в глу-бо-кие бо-го-слов-ские тво-ре-ния. 50 бе-сед и 7 по-движ-ни-че-ских слов оста-лись дра-го-цен-ным на-сле-ди-ем ду-хов-ной муд-ро-сти пре-по-доб-но-го Ма-ка-рия Ве-ли-ко-го. Выс-шее бла-го и цель че-ло-ве-ка - со-еди-не-ние душ с Бо-гом, - ос-нов-ная мысль в тво-ре-ни-ях пре-по-доб-но-го Ма-ка-рия.

Пре-по-доб-ный до-жил до 97 лет, неза-дол-го до кон-чи-ны († ок. 390-391) ему яви-лись пре-по-доб-ные Ан-то-ний и , со-об-щив-шие ра-дост-ную весть о близ-ким пе-ре-хо-де его в бла-жен-ные небес-ные оби-те-ли. Пре-по-доб-ный на-чал при-го-тав-ли-вать-ся к сво-ей смер-ти. Через де-вять дней пре-по-доб-но-му Ма-ка-рию явил-ся Хе-ру-вим со мно-же-ством Ан-ге-лов. Ко-гда свя-тая ду-ша пре-по-доб-но-го Ма-ка-рия бы-ла взя-та Хе-ру-ви-мом и воз-нес-лась им на небо, неко-то-рые из от-цов мыс-лен-ны-ми оча-ми ви-де-ли, что воз-душ-ные бе-сы в от-да-ле-нии сто-я-ли и во-пи-ли, что из-бе-жал их св. Ма-ка-рий.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Макарию Великому, Египетскому

Пусты́нный жи́тель и во пло́ти А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Мака́рие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, отче наш Макарий: постом, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, Египетскому

Блаже́нную жизнь сконча́в в житии́ с му́ченическими ли́ки,/ в земли́ кро́тких досто́йно водворя́ешися, Богоно́сне Мака́рие,/ и пусты́ню, я́коже град насели́в, благода́ть прия́л еси́ от Бо́га чуде́с,// те́мже тя почита́ем.

Перевод: Блаженную жизнь окончив в собрании (бескровных, духовных) мучеников, в земле кротких () по достоинству поселяешься, Богоносный Макарий. Пустыню, как город, населив, благодать чудотворений получил ты от Бога, потому тебя почитаем.

Молитва преподобному Макарию Великому, Египетскому

О, преподо́бне о́тче Мака́рие! Мо́лим тя мы, недосто́йные, испроси́ предста́тельством твои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего нам здра́вие душе́вное и теле́сное, ти́хое и богоуго́дное житие́ и до́брый отве́т на Стра́шнем Суде́ Христо́ве. Угаси́ моли́твами твои́ми разжже́ные на рабо́в Бо́жиих (имена) стре́лы диа́вольския, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная, да благоче́стно сконча́вше вре́менное житие́, сподо́бимся насле́довати Ца́рствие Небе́сное и ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва иная преподобному Макарию Великому, Египетскому

Преподо́бне о́тче Мака́рие! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В открывающий третий месяц зимы день, а именно 1 февраля, ежегодно в рамках православной традиции христианский мир чествует не одного святого, а целый сонм праведников Божьих. Среди прочих, притом в первых рядах, Церковь вспоминает преподобного Макария Великого, Египетского. Он прославился своей пастырской деятельностью и многочисленными чудесами. Чем прославился данный Святой, особенности жития преподобного и известные чудеса Макария Великого... Ответы на эти вопросы и многое другое вы узнаете, прочитав наш сегодняшний материал.


Благая весть

Преподобный Макарий Великий родился приблизительно в 301 году в Нижнем Египте, в селении Птинапор. Он появился на свет в семье благочестивого пресвитера Авраама и праведницы Сарры. Супруги страдали бесплодием, посему по взаимному согласию стали жить в браке как брат с сестрой, творя многочисленные добродетели.

Однажды случилось несчастье: в Египет нагрянули полчища варваров, учинили грабежи, коим подвергли местное население. В итоге Авраам и Сарра оказались абсолютно нищими.

Убитый горем будущий отец Макария искал утешения в молитвах. И Господь его услышал. Как-то раз во сне праведнику явился святой патриарх Авраам. Он стал увещевать пресвитера не поддаваться унынию и панике, заметив, что в скором времени по милости Божьей Сарра забеременеет и произведет на свет сына.

Родители Макария Египетского после этого знамения решили переселиться в Птинапор (Нижний Египет). Спустя немного времени Авраама постигла тяжелая болезнь, но и тут Бог не оставил своего раба, даровав ему выздоровление и повторив через Ангела сделанное ранее предсказание, добавив: «Он будет обиталищем Святого Духа, живя на земле в ангельском образе, и многих приведет к Богу».

Сразу после этого уже немолодая Сарра зачла, в результате родив мальчика. Сына назвали Макарием. В переводе это имя означает «Блаженный».

Юность

Будущий подвижник благочестия Макарий Великий рос умным ребенком. В ранней юности он занялся изучением Священного Писания, а когда в полной мере вник в суть божественной книги, воспылал желанием начать жизнь инока. Отрок обратился к родителям с просьбой о благословения на монашеский подвиг, но не получил его. Авраам и Сарра стали отговаривать сына от ухода из мира, совершенно забыв о знамении Божьем, случившемся еще до рождения чудесного ребенка. Они хотели видеть Макария женатым человеком, и добились-таки своего: преподобный связал себя узами брака, однако вести супружескую жизнь со своей женой отказался.

Бог не отменял своего предназначения для избранного юноши. Когда будущий святой Макарий Великий очутился однажды с одним из родственников в Нитрии (пустыне Нитрийской), ночью праведнику приснился прекрасный муж, источающий лучи света, который произнес: «Макарий! Взгляни на эти пустынные места внимательно, ибо тебе предназначено поселиться здесь». Данное видение заставило подвижника крепко задуматься.


У вернувшегося домой Макария начались неприятности. Сначала умерла супруга праведника, ввиду чего святой полностью оставил дела мирские и занялся работой над собственной душой. Затем отец Макария ослеп от старости, и блаженному пришлось ухаживать за родителем, что делал он с кротостью и любовью. Скоро Авраам скончался, а через полгода вслед за ним отправилась и супруга его Сарра. Макарий организовал похороны родителей, и все имущество, которое осталось от них, раздал на помин.

Начало подвижнического пути

Оказавшись, таким образом, совершенно свободным, преподобный Макарий Великий стал день и ночь проводить в молитвах, дабы Господь ниспослал ему хорошего наставника. Бог внял мольбам благочестивого юноши, указав Макарию опытного инока в пустыне близ селения Птинапор.


У старца этого молодой подвижник научился посту, усердному исполнению правила веры, плетению корзин. Но их совместный духовный путь продолжался недолго: вскоре в Птинапор с визитом приехал местный епископ и захотел сделать добродетельного юношу клириком местной церкви. Сказано – сделано. Однако Макарию не нравилось его новое качество служения Богу, ведь он мечтал о жизни в уединении. Поэтому праведник покинул вверенную ему вотчину, никого не оповестив о своем решении.

Поселившись в отдалении, Макарий продолжил вести прежний образ жизни. Но Дьявол стал отравлять ему существование. Бес пытался увести праведника с выбранного юношей иноческого пути, искушая греховными помыслами и желаниями. И неизменно получал отпор в виде молитв и крестного знамения. Тогда Дьявол стал действовать через людей. Нечестивцы оклеветали праведника, обвинив в том, будто он обесчестил одну местную девицу. Настоящие варвары, люди избивали и всячески унижали подвижника. Макарий Великий же с кротостью и смирением переносил причиненные ему обиды. Мало того, юноша плел корзины, а вырученные деньги посылал на пропитание упомянутой девушки-обманщицы. Вскоре выяснилась правда. Ее открыла сама девица, не имея возможности разродиться: указала на истинного отца ребенка. Макарий же ушел в Нитрийскую пустыню и поселился там.

Великий учитель преподобного

В течение трех лет подвижник пребывал в отведенном ему Богом месте, а затем отправился к отцу египетского монашества – Антонию Великому. Макарий много слышал о данном святом и мечтал встретиться с ним. Осуществив желаемое, юноша сподобился стать учеником великого наставника, удостоившись любви знаменитого подвижника.

Так шли годы. Однажды святой Антоний рекомендовал Макарию сменить место жительства, указав на Скитскую пустыню. Именно в этой области преподобный достиг, можно сказать, пика своего подвижничества. Благодаря многочисленным монашеским подвигам люди стали называть святого Макария «юношей-старцем». А ведь было в те времена праведнику всего только 30 лет.

Достигнув 40-летнего возраста, Макарий стал священником и настоятелем Скитских монахов-иноков. Он не забывал о своем учителе, часто наносил тому визиты. После смерти Антония Великого юноша унаследовал посох и духовную силу святого.

Чудеса подвижника благочестия

Дальнейшая жизнь Макария Египетского протекала в непрестанных молитвенных трудах, оказании помощи всем нуждающимся. К нему стекался народ со всех сторон света с просьбами о благостной, утешительной молитве к Господу для исцеления болящих, перемены жизни, прощения грехов. Макарий Великий никому не отказывал в помощи, но душа его требовала уединения. Поэтому периодически он удалялся для общения с Богом в вырытую им же глубокую подземную пещеру, располагавшуюся под его келией. Ко всему происходящему святой относился с непоколебимым смирением. Он мог видеть вещи, которые неподвластны были взору обычных людей.

Не обходилось и без неприятностей в земном существовании святого. Так, в годы правления римского императора Валента преподобный вместе с Макарием Александрийским оказался жертвой гонений со стороны последователей арианства. Но справедливость быстро восстановилась.

Умер Макарий Великий в почтенном возрасте - на 98-м году жизни . Перед кончиной святой получил уведомление от привидевшихся ему Пахомия и Антония. Он успел дать наставления своим ученикам. Последними словами праведника были: «В руки твои, Господи, предаю дух мой». Память о Макарии Великом живет до сих пор в его богословских трудах. Это 7 подвижнических слов и 50 бесед.


Макарий Великий (Макарий Египетский; ок. 300, Птинапор — 391) — христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед.
Память совершается в Православной церкви 19 января (по юлианскому календарю), в Католической церкви 15 января.

Макарий родился около 300 года в Нижнем Египте в селении Птинапор. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного Писания.

Все видимое создал Бог, и дал сие людям к упокоению и наслаждению, но дал им и закон правды. Со времени же Христова пришествия Бог требует иного плода и иной правды, чистоты сердца, благой совести, полезных речей, честных и добрых помышлений, и всего того, в чем преуспевают Святые. Ибо говорит Господь: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не можете внити в царствие небесное (Мф. 5, 20). В законе написано: не делай блуда, а Я говорю вам: не пожелай, не гневайся. Ибо намеревающемуся быть другом Божиим надлежит охранять себя от греховной скверны и от вечного огня, таящегося в нас. Сие соделывает нас достойными царствия.

Макарий Египетский

Похоронив родителей Макарий удалился в ближайшую к селению пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике.

Проезжавший через Птинапор местный епископ рукоположил Макария в одного из младших клириков местной церкви, однако Макарий, тяготившийся полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.

Прожив несколько лет в одиночестве в Фаранской пустыне Макарий пошёл к Антонию Великому и стал его учеником, прожив долгое время в основанном им монастыре в Фивадской пустыне.

По совету Антония Макарий удалился в Скитскую пустыню. По словам Димитрия Ростовского в ней Макарий так просиял подвигами и столь преуспел в иноческой жизни, что превосходил многих братий и получил от них название «юноша-старец», так как, несмотря на молодость свою, обнаружил вполне старческую жизнь.

В 40 лет Макарий был посвящён в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В этом же возрасте, согласно церковному преданию, он получил дар чудотворения и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших.

Так, по преданию, святой воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения. Из более поздних свидетельств о жизни Макария известно, что он мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух.

Все усилие сопротивника в том, чтобы придти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно прекрасного отвращая нас к мнимо, а недействительно, прекрасному. Ибо всякое доброе дело, если и сделает человек оное, лукавый готов очернить и осквернить, усиливаясь примешать к заповеди собственное всеяние тщеславия или самомнения, чтобы делаемое добро совершалось не ради Бога, и не по доброму только усердию.

Макарий Великий родился около 300 года в Нижнем Египте в селении Птинапор. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного Писания. Похоронив родителей Макарий удалился в ближайшую к селению пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике. Проезжавший через Птинапор местный епископ рукоположил Макария в одного из младших клириков местной церкви, однако Макарий, тяготившийся полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.

Прожив несколько лет в одиночестве в Фаранской пустыне Макарий пошёл к Антонию Великому и стал его учеником, прожив долгое время в основанном им монастыре в Фивадской пустыне. По совету Антония Макарий удалился в Скитскую пустыню.

В 40 лет Макарий был посвящён в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В этом же возрасте, согласно церковному преданию, он получил дар чудотворения и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших. Так, по преданию, святой воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения. Из более поздних свидетельств о жизни Макария известно, что он мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух. Известен случай, когда мёртвый свидетельствовал для оправдания невиновного, другой умерший рассказал, где спрятаны вещи, что избавило его семью от рабства.

Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии название - монастырь Макария Великого .

Коптский монастырь св.Макария Великого

Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским пострадал в период правления императора-арианина Валента. Их сослали на пустынный остров, населённый язычниками, но, согласно преданию, через исцеление дочери жреца, Макарий обратил жителей острова в христианство. После того как об этом стало известно арианскому епископу, отправившему Макария в ссылку, он разрешил обоим старцам вернуться в свои пустыни.

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой «. Скончался Макарий в 391 году , в основанном им монастыре.


Монастырь св.Макария Великого

Мощи трех Макариев в египетском монастыре Макария Великого: Макария Великого, Макария Александрийского и Макария епископа

Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте в монастыре Макария Великого.

Литературное наследие

Богословское наследие Макария Великого составляют пятьдесят слов (бесед), семь наставлений и два послания. Основной темой сочинений является духовная жизнь христианина в форме аскетического уединения. В ряде своих сочинений Макарий аллегорически толкует Библию (например, Беседа о видении Иезекииля).

Мысль о том, что высшее благо и цель человека — единение души с Богом, — основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. «Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую — при посредстве силы Святого Духа «. Достичь этого можно, если «мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется «отлучению от жизни», как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения». Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки». Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства «.

Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, / в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, / и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, // темже тя почитаем.

Loading...Loading...