Протоиерей Философ Орнатский. Жизнь на благо Церкви и Отечества

Орнатский Философ Николаевич

Родился св. Философ в Новгородской губернии, Череповецком уезде, в семье сельского священника. Храм Божий и церковные службы с раннего детства для св. Философа были неотъемлемой частью окружающего его мира. Все его братья избрали путь служения Церкви. Двое приняли священство и один стал диаконом. Один из братьев-иереев, о. Иоанн Орнатский, был женат на племяннице св. прав. о.Иоанна Кронштадтского , служил в Петербурге и был очень любим великим Кронштадтским пастырем за свой кроткий и незлобивый нрав. Другие братья остались служить в родном селе.

Сам священномученик Философ, блестяще окончив Новгородскую семинарию, решил продолжить свое образование и поступил в Петербургскую Духовную Академию. Это было как раз во время расцвета Академии. На смену схоластике приходило истинное святоотеческое богословие, основанное на творениях восточных отцов. Академическая школа преподававшего тогда ученого монашества оказала большое влияние на мировоззрение о.Философа.

После окончания Академии Философ Николаевич женится на Елене Николаевне Заозерской (21.05.1865 - 1942), дочери диакона, а вскоре принимает священный сан. Приняв священство (о.Философ был рукоположен во диакона (26 июля), - а затем во священника, - 28 июля 1885 г., Преосвященным Серафимом, епископом Аксайским ), о.Философ был определен на вакансию священника и законоучителя Детского приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского , к церкви иконы Божией Матери “Утоли моя печали”, а с сентября 1887 г. - также и законоучителем приюта Великой Княгини Александры Николаевны, где с 1892 г. состоял также председателем церковного попечительства при церкви св. мученицы Царицы Александры. В мае того же года он состоял председателем общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а с 26 августа перемещен настоятелем церкви экспедиции заготовления Государственных бумаг, построенной в память чудесного избавления Государя Императора Александра lll при крушении поезда в Борках ; церковь была освящена во имя преподобномученика Андрея Критского.

Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Владимиром, будущим священномучеником Киевским (†1918), желавшим обновить столичное духовенство свежими молодыми силами, 10 сентября 1913 г., вопреки сложившейся традиции преемственности настоятельских мест в соборах по старшинству, назначает настоятелем Казанского собора (второго по величине в столице после Исаакиевского) сравнительно молодого св. Философа. Верующими это назначение было встречено восторженно. Священномученика Философа народ знал и любил. Его огромный проповеднический талант привлекал толпы искавших живого слова. Этот Божий дар, которым владел святой, не остался незамеченным и нашим св. царем-мучеником Николаем ll : за проповеди в Сарове во время прославления преп. Серафима Саровского Царь наградил священномученика Философа золотым наперсным крестом.

Первые места пастырского служения о.Философа:

Церковь Божией Матери

"Утоли моя печали"

при приюте принца

П.А.Ольденбургского .Церковь св.мц.Царицы Александры

при образцовом детском приюте

Великой Княгини

Александры Николаевны

Деятельность священномученика не ограничивалась только пределами его прихода, она была очень широкой. Он был членом или председателем многих благотворительных религиозных обществ. Им было основано “Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви”, членом которого в свои студенческие годы состоял священномученик Петроградский Митрополит Вениамин. Священномученик Философ был председателем “Общества трезвости” и “Общества Царицы Небесной”; он также принимал деятельное участие в устройстве в городе ночлежных домов, был гласным городской Думы от Церкви и председателем комиссии Народного образования и Благотворительности Нарвского района, где находилась Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг. В тревожные дни 1905 года, когда в городе начались безпорядки и распропагандированная чернь с оружием в руках хозяйничала на улицах столицы, священномученик Философ безбоязненно уговаривал свою паству сохранять верность Государю и не слушать заезжих “проповедников равенства”. Проповедывал он в самом опасном месте города - в Нарвском районе, впоследствии, когда батюшку арестовали, то арест производили чекисты не из его - Казанского - района, а из соседнего - Нарвского. Видно, жива была в них память о деятельности священномученика в первую революцию.

Св. прав. отец Иоанн Кронштадтский в это смутное время был почти насильно увезен своими почитателями из мятежного Кронштадта. Беседуя однажды со священномучеником Философом у него дома, он сказал: “Вот и пойми их, Философ, меня увезли их Кронштадта, боясь за мою жизнь, и теперь в газетах поносят, а ты оставался и увещевал их, и тебя также поносят”.

Св. Иоанн Кронштадтский очень любил священномученика Философа и часто бывал в его доме. “Когда приходил отец Иоанн, - вспоминает дочь священномученика Философа, Лидия Философовна , - нас, детей, обычно выстраивали в гостиной, и он, подходя к каждому и благословляя, клал руку на голову и целовал в лоб. Затем садились обедать, обедали молча. После обеда, когда пили чай, то отец Иоанн, выпив пол стакана чаю, передавал стакан с недопитым чаем маме, и она разливала его по рюмкам и раздавала нам. Таким образом, он как бы приобщал всех нас к Божией благодати, обильно обитавшей в нем. После обеда, поднявшись из-за стола, обычно он говорил: “Ну, Философ, идем, рассказывай мне...” беседы длились недолго, т.к. о.Иоанна уже где-то еще ждали и постоянно сопровождавшие его почитательницы начинали настойчиво напоминать ему об этом. Однажды отец Иоанн остался у нас ночевать. Когда мы отправлялись спать, то ясно слышали, как он, в отведенной ему комнате, громко читал каноны. Так в чтении канонов он провел всю ночь, не сомкнув глаз”.

Церковь преподобномученика

Андрея Критского при экспедиции

заготовления Государственных

бумаг в память чудесного

спасения Царской Семьи

при крушении поезда

выстроенная о.Философом.

Здесь он настоятельствовал

21 год, с 1892 по 1913 гг.Внутренний вид церкви

прпмч.Андрея Критского

С приходом большевиков священномученик Философ усилил свои проповеднические труды: он служил и проповедывал в самых опасных местах. Часто выступал против отмены большевиками преподавания в школах детям Закона Божия . Боролся не только словом, но и делом. По воскресениям он устраивал крестные ходы, которые выходили из разных церквей и шли к площади перед Александро-Невской Лаврой, где их встречал Лаврский крестный ход, возглавляемый убиенным Митрополитом Петроградским Вениамином. Последний крестный ход, организованный священномучеником Философом, был составлен из всех приходских церквей Петербурга и окрестностей. За день до него священномученик Философ получил приказ из НКВД, чтобы все крестные ходы направлялись к Лавре по строго намеченному ими маршруту, при малейшем уклонении от маршрута будут стрелять, а ответственность за неисполнение приказа возлагалась на священномученика Философа. Положение было серьезное, так как во многих местах трамваи совершенно не ходили, телефонное сообщение было затруднительное и известить народ о перемене маршрута было очень трудно. Но пришла на помощь молодежь, и все было устроено. Крестные ходы дошли до конечного своего пункта - площади перед Александро-Невской Лаврой; на площади св. священномучеником Вениамином с сонмом духовенства был отслужен торжественный молебен. Это время было началом красного террора. Среди жертв “великой безкровной ” было уже немало представителей духовенства.

С.-Петербург. Казанский собор.

Последнее место служения

о.Философа, где он

настоятельствовал

с 1913 по 1918 гг.

В Царском Селе был убит безстрашный обличитель революционеров священномученик Иоанн Кочуров , на глазах у священномученика Философа был убит его родственник - муж сестры его жены - священномученик протоиерей Петр Скипетров. Похороны были торжественные, и при отпевании пели “Христос Воскресе ”. Отпевал священномученик Митрополит Вениамин с сонмом духовенства. Проповедь при отпевании произнес священномученик Философ.

Все эти кровавые расправы не могли поколебать твердого духа священномученика Философа. Редактор “Нового Времени” Суворин писал батюшке: “На вас, о.Философ, одна надежда, все вокруг молчат”. И батюшка продолжал безстрашно обличать большевиков с церковного амвона. Всем было ясно, что долго такая смелая проповедь не продлится, и он сам говорил незадолго до смерти, что он чувствует, что дни его сочтены.

“20 июля ст. ст. 1918 г., - вспоминает Лидия Философовна , - отец Философ был приглашен служить всенощную на Охте в храме св. пророка Илии, что при пороховом заводе. Это было одно из самых революционных мест в городе. Мы не могли понять, почему он был приглашен в такое время там служить.

Храм св.Иоанна Предтечи

на Выборгской стороне,

общества распространения

духовно-нравственного

просвещения в духе

Русской Православной Церкви,

выстроенный тщанием

о.Философа в бытность его

председателем общества.

Когда отец Философ вернулся домой, мы сели ужинать, мой отец и мать, три моих брата - Николай, Борис и Владимир -, и младшая сестра моей матери вдова А.Н.Скипетрова . Вдруг раздался звонок, и в дверях появились вооруженные матрос и два красноармейца. Матрос приказал сделать обыск; обыск был поверхностный. Затем предложили отцу ехать с ним, пообещав, что он скоро вернется. Старший брат Николай - военный доктор, сам вызвался сопровождать отца. Тогда матрос обратился ко второму брату Борису, тоже офицеру, чтобы и он ехал с ними. Вскоре после того, как увезли отца и двух старших братьев Николая и Бориса, пришли из ЧК Казанского района, чтобы арестовать Бориса. Мы сказали, что Борис уже арестован с отцом. Это их удивило. Здесь им попался на глаза третий брат Владимир, тоже офицер, они и его арестовали. То была первая ночь ареста офицеров.

Подождав до пяти часов утра их возвращения, обезпокоенная , я отправилась прежде всего в Нарвский район, где отец Философ провел большую часть своей жизни. Придя в комиссариат, я встретила там комиссара и сказала ему, что в эту ночь был арестован мой отец протоиерей Философ Орнатский и два его сына, и что арестовавшие его лица сказали, что берут их для допроса и что они вскоре будут дома. В ответ комиссар сказал, что никаких Орнатских он не знает и здесь их не было. Тогда я его спросила: “Где же их искать?” - “Ищите их в Кронштадте в “Крестах”, но здесь их не было”. Когда я направилась к выходу, то заметила матроса, арестовавшего отца Философа с сыновьями, и сказала ему: “Это вы у нас были на Казанской улице и взяли для допроса отца Философа, сказав, что они скоро вернутся? Они домой не вернулись, где они теперь?” Матрос тоже отрекся, сказав, что он у нас не был и никого не арестовывал. Я вышла из комиссариата и шла, думая, что делать, как вдруг услышала за собой шаги и голос: “Сестра Орнатская, идите, слушайте и не оборачивайтесь: ваш отец и братья были здесь и теперь увезены и расстреляны в числе других арестованных на одной из дамб Финского залива”. Затем я услышала удаляющиеся шаги. Я обернулась и увидела удаляющегося человека небольшого роста и в солдатской шинели.

Услышав такую ужасную весть, я поспешила домой, где меня ждала встревоженная всем происшедшим мать. Увидев ее состояние, у меня не хватило духу рассказать ей о слышанном мною.

На следующий день я поехала к Митрополиту Вениамину. Он очень ласково принял меня. Я рассказала ему о всем случившемся, и он сказал: “Молиться будем”.

Прихожане Казанского собора, узнав об аресте священномученика Философа, составили несколько делегаций, которые большевики не приняли. Наконец, в одно Воскресение, после обедни, в сквере перед собором собралась многотысячная толпа, главным образом женщин, которая с пением молитв, хоругвями и иконами двинулась по Невскому проспекту на Гороховую улицу освободить батюшку отца Философа.

Из толпы вышла делегация, которую коммунисты приняли и уверили, что они отца Орнатского скоро выпустят, и что он находится на Гороховой, в камере, в полной безопасности. Толпа, успокоенная, разошлась. В ту же ночь священномученик Философ был расстрелян.

К нам постоянно поступали различные слухи об участи отца Философа и братьев, но официального сообщения от Чеки не было, и тогда я решила написать письмо от имени матери чекисту Урицкому, обращаясь к нему, как человеку, и прося его сказать правду о судьбе, постигшей протоиерея Орнатского и его сыновей Николая и Бориса, указав, что прошел уже месяц и мы до сих пор не получили сведений об их судьбе. Только когда мать получила письмо за подписью Урицкого с сообщением, что гражданин Орнатский расстрелян, как ярый контрреволюционер, а о судьбе его сыновей ничего не известно. И вот тогда была отслужена Митрополитом Вениамином в Казанском соборе большая панихида с соборным духовенством, братом отца Философа отцом Иоанном и двумя молодыми священниками, отцом Петром Балыковым и отцом Михаилом Яворским - мужьями моих сестер Марии и Веры, впоследствии тоже ставшими жертвами красного террора”.

В первом томе книги о.Михаила Польского “Новомученики и Исповедники Российские” есть такое описание мученической кончины священномученика Философа и его сыновей:

“Случайно во время скитаний по России, автору настоящих воспоминаний пришлось встретить бывшего рабочего Обуховского завода, слесаря, шофера Павлова, который возил на расстрел о.Орнатского и целую группу лиц вместе с ними. Как-то вызванный на откровенность, он рассказал:

Да что ж было делать: приходилось и на смерть людей отвозить - мобилизовывали на это дело. Только в трезвом виде я этого не производил. Уклониться нельзя: тебя прикончат. Ну, выпьешь бутылку спирта покрепче и везешь. Чекисты нас баловали спиртом, а в норме ни за что машину не заведешь на такое дело. Больше всех запомнилось, как с батюшкой Орнатским ехали... Батюшка Орнатский умирал, как святой человек. В ту же ночь мы с разных тюрем 32 человека взяли на грузовик. Говорили, что все монархисты-офицеры. Были молодые, были и седые. Один говорил, что он - полковник гвардии и крепко ругал большевиков.

Погибнете вы, хоть через 20 лет, а все погибнете, как псы. Будет Россия опять, как Россия, а вы пропадете.

Конвойные молчат, слушают. А батюшка Орнатский успокаивает полковника и говорит:

Ничего, к Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы.

Была темная, дождливая ночь... Все арестованные притихли и крестятся. Конвойные отвернулись. Меня жуть берет и хмель выскакивает. Приказано было везти за Лигово , на берег залива. Долго мы ехали, а батюшка Орнатский все молитвы читал.

На месте, на самом берегу, выгрузились и поставили всех рядом. Здесь уже ждали чекисты. Подходили с наганами и стреляли в затылок.

Батюшку рукояткой нагана с ног сбили, а потом пристрелили в голову. Все убитые были брошены в море. Потом передавали, что труп о.Орнатского не утонул, и его тело было выброшено волнами у Ораниенбаума. Там его тайком, говорят, и похоронили жители”.

То, что сама Лидия Философовна слышала об убиении ее отца и братьев, вполне сходится с описанием шофера.

“На дамбе в Финском заливе жил старик-сторож. В этот день у него были именины (отец был убит на пророка Илию). Собрались гости, и они слышали, как ночью кого-то привезли, слышали упоминание имени Орнатского, слышали, как отец отпевал убиенных прежде него.

Однажды позвонила по телефону незнакомая женщина и сказала, что видела тело, похожее на батюшку, в морге на берегу Финского залива. Я поехала туда, но сторож сказал, что всех, прибитых к берегу волнами, обычно закапывают сразу же в землю”.

У Лидии Философовны был младший брат Сергей, которого большевики не тронули. Он был крестником св. прав. отца Иоанна Кронштадтского . Родился он очень слабеньким и родители, боясь за его жизнь, попросили св. прав. Иоанна стать его воспреемником . Он оставался в Советской России. И вот вскоре после того, как Лидии Философовне удалось вырваться за границу, приснился ей такой знаменательный сон. Видит она: на зеленой лужайке бегают и резвятся три мальчика. Ей как-то становится ясным, что это ее братья. Вдруг с неба спускается огненная колесница, как она обычно изображается на иконах “Взятие пророка Илии на небо”, и в той колеснице священномученик Философ. Он взял к себе одного из мальчиков и вознесся обратно. Вскоре из России пришло известие, что ее брат Сергей скончался.

Также, как и место, точная дата мученической кончины протоиерея Философа Николаевича Орнатского и иже с ним убиенных 32-х мучеников, включая сыновей Николая (4.05.1886 - 1918, тезоименитство 27 июля/9 августа, память блаженного Николая Кочанова , Христа ради юродивого) и Бориса (30.05.1887 - 1918, тезоименитство 24 июля/6 августа, память благв . кнн . Бориса и Глеба), неизвестно, по некоторым источникам, восходящим к поминавшим в своих синодиках память о.Философа и его соузников петербургского духовенства, дата эта - 23 или 28 августа / 5 или 10 сентября.

Воистину, к проявившему ревность в защите святынь православных от поругания безбожниками о.Философу, также, как и к сроднику его священномученику протоиерею Петру Скипетрову († 19.01/1.02 1918) можно отнести и слова пророка: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша завет Твой сынове израилевы , олтари Твои раскопаша и пророки Твоя избиша оружием...” (lll Царств, ХlХ ).

Священномучениче отче Философе, моли Бога о нас!

Отца Орнатского расстреливали вместе с его двумя сыновьями.

Его спросили: “кого сначала убивать - Вас или сыновей?”

Батюшка ответил: “Сыновей”. Пока расстреливали юношей,

отец Орнатский, став на колени, читал “отходную”.

Для расстрела о.Орнатского построили взвод красноармейцев.

Те отказались стрелять. Позвали китайцев. Идолопоклонники,

устрашенные чудесной силой и видом молящегося

коленопреклоненного старца, также отказались. Тогда к

батюшке подошел вплотную молодой комиссар и выстрелил

в него из револьвера в упор...

Из книги протопресвитера Михаила Польского

“Новомученики Российские”

В Петрограде многие дорожили о.Философом. Любил его и о. Иоанн Кронштадтский , их объединяло не только духовное настроение и общественно-церковный темперамент, но и родство в обычном житейском смысле. В свое время Кронштадтский пастырь просил подыскать жениха для своей племянницы Анны - скромного семинариста. Так младший брат о.Философа, священник Иоанн Орнатский вошел в семью кронштадского пастыря. Сам о.Ионн Кронштадтский часто бывал в доме Орнатских. После обеда о.Иоанн, поднявшись из-за стола говорил: "Ну, Философ, идем, рассказывай мне..." Во время торжества по случаю двадцатипятилетия со дня рукоположения пришло более 200 телеграмм и поздравлений, в которых отмечались заслуги о.Философа. Во время революции 1905 г. , когда в городе начались беспорядки, о.Философ уговаривал свою паству сохранять верность Государю и не слушать "заезжих проповедников". Сам же он проповедывал в самом опасном месте города - Нарвском районе; впоследствии когда батюшку арестовывали, то арестовывали его не чекисты Казанского района, а из соседнего - Нарвского; видно, жива была в них память о его деятельности в первую революцию.

Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в ЧК, требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт .

Протоиерей Философ был расстрелян вместе с тремя сыновьями. Точное время казни не установлено. По одним сведениям, это злодеяние совершено Успенским постом, между 15 и 30 августа года. По другим данным, - около 30 октября 1918 года, вместе с другими 30 заключёнными офицерами. Место казни находилось, по одним предположениям в Кронштадте, по другим - неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.

Есть несколько версий мученической кончины отца Философа, основанных на устных преданиях. Эти версии сходны в одном: он умер с молитвой к Богу. Читал ли он отходную, или просил Господа простить убийц, которые не ведали, что творили, доподлинно неизвестно. Известно лишь, что он молился, стоя на коленях.

В августе года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Петром Балыковым

  • Сергей (2 марта 1898 - 1924)
  • Елена (18 февраля 1903 - не ранее 1916)
  • Александр (21 октября 1905 - 1940-е, в блокаду)
  • Константин (6 мая 1908 - 1985)
  • Тропарь, глас 5.

    От юности премудрость Божию возлюбив, досточудие отче Философе,/во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу,/иже явити тя граду святаго Петра пастыря добра./ Ты же, душу свою положив за паству,/ сам востекл еси на страдания от беззаконных/со чады твоими Николаем и Борисом,/ тем же и ныне молим ти ся:/не остави предстательством твоим всех почитающих память твою

    Награды

    • наперсный крест (1895)
    • золотой наперсный крест из Кабинета его Императорского Величества (27 марта 1903)
    • орден св.Владимира 3-й степени (май 1914, орден давал право на получение дворянства)
    • потомственное дворянство

    Библиография

    1. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.184.
    2. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.53.
    3. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С.82.
    4. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т.2. СПб.: Издательство Чернышева, 1996. 328 с. С.278.
    5. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
    6. Ходаковская О. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский// Веди. Алматы, 1998. N4-5. С.24-30.
    7. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.12.
    8. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.
    9. (взята только икона)
    10. http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...X6* - тропарь
    11. Орищенко И. А. сост., "10 поколение Орнатских", генеалогический сайт "Род Белоликовых":
    12. МНП. Труды Высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшении в средней общеобразовательной школе. Выпуск IV. Труды подкомиссий. СПб., 1900. С. 61-62.

      По сведениям дочери Лидии Философовны Рюминой. По данным ПСТГУ был арестован 9 августа 1918 года.

    ЕГЭ - 2015 Вариант 2- 2015 Часть 1 Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведѐнными в бланке образцами. Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 1) Греческое слово «философия», введенное в обиход Пифагором, не оставившим после себя никаких письменных сочинений, впервые встречается в трудах Гераклита и буквально переводится на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. 2) … стремление к мудрости характерно не только для философов, но и для ученых, писателей, священников. 3) Специфика же философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально общей и вместе с тем фундаментальной значимости, на поиск универсальных, не знающих исключений принципов, в рамках которых существует и изменяется бытие и мышление. 1. В каком из приведѐнных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) Философы так же, как и священники, писатели и ученые, стремятся к открытию универсальных принципов мироздания,общих закономерностей, не знающих исключений. 2) «Философия» переводится с древнегреческого языка каклюбомудрие, однако любовь к мудрости характерна не толькодля философов: священники, ученые, писатели также стремятся к ней. 3) Слово «философия», введенное в употребление Пифагором,впервые встречается в трудах Гераклита, так как сам Пифагорне оставил после себя никаких письменных работ. 4) Слово «философия» переводится как любовь к мудрости, однакотакой перевод лишь отчасти раскрывает специфику философии:философская мудрость нацелена на познание фундаментальныхзаконов мироздания. 2. Какое из приведѐнных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово. Однако Потому что Например Таким образом Поэтому 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведѐнном фрагменте словарной статьи. ТРУД, -а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда. 2. Работа, занятие. Тяжелый т. Дневные труды. Заплатить за труды. 3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (поел.). 4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. || Список печатных трудов. 5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду. ||[ прил. трудовой, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Т. коллектив. Трудовая книжка (документ о трудовой деятельности). Трудовое соглашение. 4. В одном из приведѐнных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.Выпишите это слово. закУпорив сорвалА бантЫ кормЯщий 5. В одном из приведѐнных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. К юбилею научно-исследовательского института была выпущена ПАМЯТНАЯ медаль. У Евгения была противоречивая, ДВОЙСТВЕННАЯ натура. В концерте приняли участие ДИПЛОМАТЫ всероссийского конкурса артистов эстрады. Ходили слухи, что в том замке когда-то жила ЗЛАЯ волшебница. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. молодые бухгалтеры дотысяча девятисот четырнадцатого года наиболее метко поезжай быстрее 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Поселившись в столице, братом была продана старая квартира в Саратове. Б) Цикл рассказов «Темных аллей» И.А. Бунина по праву считается образцом русской психологической прозы. В) Одним из умельцев, клавшему печи по голландскому образцу, был мой дед. Г) Те, кто не умел плавать, переправился через реку на самодельных плотах. Д) Учения прошли согласно с планами командования. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. оп...лчение соч…тание оз…рение выт…рся уг…рать 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. вз…грать, без…нициативный меж…гровая (тренировка), пр…обладать непр…ложный (закон) ,беспр…зорник бе…честный, ра…дражать пр…играть (матч) , пр…бабушка 10. Выпишите слово (а), в котором на месте пропуска пишется буква И. скле…нная чашка раска…вшийся грешник се…шь выскоч…шь занавеш…ное 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. миндал…вый прикле…л ненавязч…вый сворач…вать перел…вать 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Это был (не) кто иной, как глава местного отделения банка. Тишина вокруг (не) предвещала бури. У Светланы было (не) веселое, но удивительно выразительное лицо. Командир (не) хотел оторвать взгляда от карты и посмотрел на странного посетителя. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ЧТО(БЫ) найти ключи, пришлось обыскать всю комнату, (ТАК) КАК беспорядок в ней царил неописуемый. Лодки мы (НА) МЕРТВО привязали к камням на берегу, веревки затянули (В) ДВОЕ сильнее, чем было необходимо. (НА) СЧЕТ организации уже перечислен аванс, (ПО) ЭТОМУ в ближайшее время приступайте к выполнению работ. КАК(ТО) грустно становилось Кате от мысли, что (НИ) КТО из ее близких друзей не присутствует на празднике. 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Дверь в комнату была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медле(3)ый этюд. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Претензии к качеству выполненных работ не только ничем не обоснованы но и неуместны. 2) Я собирался обменять бракованное изделие на новое либо вернуть свои деньги назад. 3) Александр и Виталий удивленно переглянулись и пожали плечами. 4) Каждый год бабушка сажает на дачном участке репчатый лук и морковь и китайский салат. 5) На клумбе видны были желтые и алые тюльпаны несколько высоких гладиолусов. 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Василий (1) что-то объяснявший молодому стажеру (2) наконец заметил нас и (3) широко улыбнувшись (4) помахал рукой. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Военачальник (1) может быть (2) бесцеремонным и даже жестоким (3) однако (4) унижать подчиненных он права не имеет. 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Даже профессор Рощин (1) о проницательности (2) которого (3) знал весь факультет (4) оставался в неведении. 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Над морем вставало солнце (1) и (2) когда Саша посмотрела на башню маяка (3) то она заметила (4) что свет там уже не горит. Прочитайте текст и выполните задания 20–25. (1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли еѐ два пастуха. (3)Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4)Другой был молодой парень, с густыми чѐрными бровями, одетый в рядно, из которого шьют дешѐвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звѐзды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи. (8)Вдруг старый пастух прервал молчание:– (9)Санька, спишь, что ли? – (10)Нет, дедушка, - не сразу откликнулся молодой. – (11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому. (13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев снизу голову кулаками, направил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тѐмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15)Он напряжѐнно слушал. – (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, - продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да клад заговорѐнный, не подступишься. – (20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.– (21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорѐнный… (23)Талисман надо. (24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свое сердце. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чѐрную от загара и старости спину. (27)Он обдѐргивал еѐ, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:– (29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помѐт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа! – (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдѐшь его? – (34)Я-то с ним? (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать… (38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдѐт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления. (40)Окружѐнное лѐгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещѐ холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весѐлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43) Серебристая полынь, голубые васильки, жѐлтая сурепка – всѐ это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку. (44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья. (По А. П. Чехову*) * Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель 20. О чѐм говорит высказывание героя: «А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило!»? Укажите номер ответа. 1) Старик уверен, что золота, спрятанного в этой местности, хватит на всех живущих здесь людей. 2) По мнению старика, люди несчастливы оттого, что не способны добиваться цели в жизни собственным трудом. 3) Счастье заключается не в деньгах, а в дружбе и взаимопомощи. 4) Если бы старик нашѐл клад, он разделил бы его со всеми людьми, живущими в его краю. 21Какое из утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа. 1) В предложениях 40-43 представлено описание. 2) В предложениях 24-27 представлено рассуждение. 3) Предложение 47 разъясняет суждение, высказанное в предложении 46 текста. 4) В предложениях 44-45 перечислены последовательные действия персонажей. 22. Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Выпишите это слово. 1) соловьи (предложение 7) 2) показывали (предложение 18) 3) разошлись (предложение 44) 4) сердце (предложение 24) 23. Среди предложений 24 – 28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения, однокоренных слов и разных форм одного и того же слова. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведѐнными в бланке абзацами 24. Приведѐнный фрагмент рассказа А.П. Чехова «Счастье» отличается традиционной для писателя лаконичностью и живой образностью речи. Синтаксис отрывка достаточно прост, но в то же время необыкновенно разнообразен. Автором широко применяются синтаксические средства выразительности, например, __________ (предложения 22, 34) и __________ («должно быть» в предложении 21, «вероятно» в предложении 39). Художественное богатство языка произведения обеспечивается использованием таких лексических средств, как __________ («клад» и «счастье» в предложении 17) и __________(«по всему видать» в предложении 12, «пропадает задаром» в предложении 30). Список терминов 1) разговорная лексика 2) фразеологизм(-ы) 3) вводные слова 4) обращения 5) парцелляция 6) неполные предложения 7) антонимы 8) эпитет(-ы) 9) контекстные синонимы Часть 2 25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своѐ мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объѐм сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Ответы к варианту 2-2015 1–4 13 – намертвовдвое 2 – однако 14 – 23 3–4 15 – 15 4 – банты 16 – 1234 5 – дипломанты 17 – 3 6 - девятьсот 18 – 14 7 – 53621 19 – 134 8 – ополчение 20 – 1 9 - взыгратьбезынициативный 21 - 2 10 - выскочишь 22 – сердце 11 - миндалевый 23 – 26 12 - невеселое 24 - 6391

    Протоиерей Философ Орнатский (1860-1918) - один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Настоятель Казанского собора в 1913-1918 годах. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он известен своими начинаниями в области церковных реформ и трудами на поприще религиозно-просветительского и социального служения. Отец Философ был бесстрашным обличителем антицерковной политики большевиков. И принял мученическую кончину вместе с сыновьями, не отступив от своих убеждений и веры в Христа.

    Протоиерей Философ Орнатский родился 21 мая (3 июня по н. ст.) 1860 года в праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского. Его отец служил на погосте Новая Ёрга (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня.

    С 1869 по 1874 год Философ Орнатский обучался в Белозерском духовном училище. В 1881 году он окончил в Санкт-Петербурге духовную семинарию и поступил в академию. 1885 год стал для него особым. Он окончил духовную академию со степенью кандидата «с правом получения степени магистра без нового устного испытания», женился и был рукоположен во священника. Последующие семь лет отец Философ служил в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского и там преподавал в должности законоучителя.

    Отец Философ хорошо знал отца Иоанна Кронштадтского. Жизнь связала их не только духовными (Иоанн Кронштадтский был его духовником), но и родственными узами. Младший брат отца Философа протоиерей Иван Орнатский женился на племяннице святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Анне Малкиной.

    Протоиерей Иоанн Кронштадтский часто бывал у отца Философа дома и благословлял многие его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу как опытному полемисту быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном Затворником, который первоначально был смущен популярностью и методами пастырской деятельности отца Иоанна. А также некоторыми опечатками, обнаруженными в публикациях его трудов, которые недоброжелатели отца Иоанна пытались истолковать превратно. Протоиерей Философ не только защищал отца Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь в своих проповедях и в многочисленных публикациях его духовные наставления русскому народу. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902-1905 годах обществом журнале «Православно-русское слово», в котором отец Философ был цензором и автором многих публикаций в 1902 году, он издал «Полный круг слов и поучений» отца Иоанна Кронштадтского.

    А позднее, в 1911 году, когда началось издание журнала «Кронштадтский пастырь», ответственным редактором которого стал протоиерей Иоанн Орнатский, отец Философ вместе с братом готовили для журнала многочисленные публикации.

    Проповедник, общественный деятель, публицист

    В 1888 году отец Философ был назначен членом епархиального комитета Всероссийского православного миссионерского общества в Санкт-Петербурге. Это общество основали в 1865 году для просвещения крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению граждан России. Работа общества была направлена на интеграцию различных этносов Российской империи в общественную и политическую жизнь страны, а также для деятельности за ее пределами.

    В 1890-м отец Философ был избран членом совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а в 1892 году стал и его председателем и занимал эту должность вплоть до своей кончины.

    В 1892 году отец Философ становится настоятелем храма во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Благодаря его стараниям через три года при экспедиции открылись читальня и техническая средняя школа, в которой он был директором и законоучителем.

    В апреле 1893 года отец Философ избирается гласным Городской думы Санкт-Петербурга от духовенства и несет свои полномочия вплоть до 1917 года. Он участвует в устройстве городских ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен. По его инициативе в Санкт-Петербурге и окрестностях строятся 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

    Протоиерей Философ был не только талантливым организатором и администратором, но и выдающимся пастырем, гармонично сочетавшим в своей деятельности дерзновенное творчество и традиционное благочестие. Его многочисленные проповеди и публицистические статьи регулярно печатались в церковных изданиях Санкт-Петербурга.

    А проповеди в храмах Северной столицы и Саровского монастыря (при открытии мощей преподобного Серафима Саровского), на Литургии перед отпеванием отца Иоанна Кронштадтского, выступления в Городской думе принесли отцу Философу заслуженную славу крупного общественного деятеля.

    На рубеже XIX-XX веков не только в среде духовенства, но почти повсеместно всё чаще стал звучать вопрос о необходимости реформировать внутрицерковное управление для ослабления неканонического вмешательства Святейшего Синода в церковные дела и через созыв Поместного Собора восстановить патриаршество и каноническую свободу Православной Церкви в России.

    В письме императору Николаю II в марте 1903 года митрополит Антоний (Вадковский) указывал: «Мне всегда казалось, что при усиливающемся развитии русского самосознания само собою — рано или поздно — наступит время, когда общественное мнение вынуждено будет сказать, что стыдно и невозможно Руси Святой жить при таком ненормальном строе церковного управления».

    В феврале-марте 1905 года состоялись заседания Петербургского пастырского совета, одним из выдающихся членов которого был отец Философ Орнатский. На них сформулировали пожелания духовенства о характере необходимых реформ, которые были учтены в записках митрополита Антония (Вадковского) Святейшему Синоду. Однако намеченный созыв Поместного Собора был отложен императором сначала на «благоприятное», а в 1907 году на неопределенное время.

    Частичная демократизация российского общества высвободила такие политические силы деструктивного характера, что не только император, правительство, но и священноначалие Церкви были серьезно обеспокоены состоянием общества, в котором, как оказалось, затруднительно было проводить указанные реформы.

    Развернувшиеся в церковной среде Москвы и Санкт-Петербурга дискуссии о предполагаемой церковной реформе выявили широкий спектр мнений. С одной стороны, здравых, смелых, своевременных, с другой — очень радикальных, закладывающих в это обновительное течение в церковно-общественной жизни будущие основы искушения обновленчеством, со всей силой проявившемся в Церкви с 1922 года.

    Оценив ситуацию, митрополит Антоний решил не спешить с проведением церковно-государственных преобразований. Протоиерей Философ Орнатский также выступил за разумную сдержанность в проведении реформ, поскольку духовенство в то время могло участвовать в борьбе различных политических партий и из-за этого в лагере сторонников церковных реформ не было единства.

    Работа духовенства в Думе в 1907-1916 годах, не считая принятия нового приходского устава в 1914 году, была малопродуктивной. В 1906 году митрополит Антоний отказался от должности в Государственной думе из-за втягивания Церкви в политику. А последующие болезнь митрополита Антония (1910-1911) и его смерть (2 ноября 1912 года) явились тяжелой потерей для сторонников обновительных процессов в Церкви.

    Осенью 1913 года протоиерей Философ Орнатский назначается настоятелем Казанского собора вместо скоропостижно скончавшегося протоиерея Николая Головина.

    «Примите мое пастырское благословение»

    Первая мировая война обернулась для Российской империи поражением, падением монархии, а для Русской Церкви стала началом ее шествия на голгофу духовной победы и обновления.

    В эти годы расцерковленное русское общество начинает поход не только против государства, но и против Церкви. Однако сама Церковь, несмотря на необоснованные нападки и критику духовенства, совершает жертвенное служение Отечеству. Настоятель Казанского собора протоиерей Философ со всей энергией и громадным опытом социально-благотворительного служения осуществляет свою посильную патриотическую деятельность в многочисленных церковных и светских учреждениях, армии и на приходах. Он организовывает работу приходских и попечительских советов, устраивает всевозможные сборы для снабжения фронта деньгами, теплыми вещами, подарками, а также для оказания помощи семьям лиц, призванных в армию, раненым и многим другим пострадавшим. Свою квартиру отец Философ отдает под нужды лазарета, а некоторые из его детей ухаживают за ранеными. С особой силой в это время звучит проповедь отца Философа не только с амвона, но и в печати.

    Наступивший 1917 год приносит России изменения государственного строя, падение монархии, угрозу гражданской войны и открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви.

    Приход к власти большевиков ознаменован рядом трагических событий, явно свидетельствующих о начале тотального разрушения церковной жизни русского общества. Это убийства духовенства: протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, митрополита Владимира (Богоявленского). Это Декрет об отделении Церкви от государства, лишение духовенства и монашествующих избирательных прав, лишение многих прав их детей, в том числе получения высшего образования, появление инструкции к декрету от 24 августа 1918 года, в которой предписывается передача власти на приходе от настоятеля к группе мирян (двадцатке).

    Святейший Патриарх Тихон, предвидя еще большую смуту и расстройство во внутренней жизни страны, обращается с грозными увещеваниями к народу, с призывами опомниться и убояться участвовать в преступлениях против Церкви.

    Протоиерей Философ не только читает в Казанском соборе воззвания Патриарха, но и размножает и рассылает его по всем храмам Петрограда.

    В начале 1917 года Временное правительство обязало церковную иерархию избирать иерархов в епархиях, в надежде, что к руководству Церковью придут либеральные группировки, стремившиеся к радикальным, по сути разрушительным преобразованиям церковной жизни. В Петрограде такой организацией был Союз демократического духовенства и мирян. В противовес ему отец Философ Орнатский и епископ Вениамин (Казанский) создали Союз церковного единения, который сумел перехватить стратегическую инициативу при подготовке выборов правящего архиерея. В период с 26 марта по 24 мая им было проведено немало многолюдных собраний пастырей и мирян с участием епископа Вениамина, протоиерея Философа, иеромонаха Мануила (Лемешевского, также будущего митрополита, «грозы обновленцев»), на которых решались вопросы организации приходских собраний, по выборам архипастыря, по объединению ученого монашества. Был создан выборный организационный комитет. 24 мая 1917 года в Казанском соборе свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии епископ Вениамин (Казанский) подавляющим большинством голосов (976 из 1561) был избран архиепископом Петроградским и Ладожским.

    В августе 1917 года по инициативе отца Философа учреждается Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. При попытке безбожников захватить в январе 1918 года Александро-Невскую лавру отец Философ организует крестные ходы из всех храмов города к лавре, чтобы общим крестным ходом от лавры к Казанскому собору явить народную волю и желание сохранить лавру как святыню всей Церкви. Он едет во главе депутации духовенства и мирян в Москву и выступает в соборном совете и соборном отделе по монашеству с докладом о сложившейся обстановке в Петрограде и прошением усвоить митрополиту Вениамину наименование настоятеля и священноархимандрита Александро-Невской лавры.

    11 марта 1918 года в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения под председательством отца Философа состоялся съезд духовенства и мирян Петроградской епархии, на котором в согласии с решениями Поместного Собора были выработаны меры по защите святынь от поругания. Съезд постановил создать при всех приходских храмах «союзы из прихожан и богомольцев, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств».

    Летом 1918 года Петроград посетил Патриарх Тихон, совершив в праздник Вознесения Господня Божественную литургию в Казанском соборе. После Литургии состоялся крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и с ковчегом со святыми мощами священномученика Ермогена, привезенными Патриархом из Москвы для вновь устраиваемого подземного храма.

    29 июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание для обсуждения выпущенного советскими властями Циркуляра об изъятии из школ предметов религиозного почитания. На собрании протоиерей Философ призвал духовенство на еще один общегородской крестный ход в защиту Александро-Невской лавры.

    Но осуществить намеченное ему не удалось. По воспоминаниям дочери Лидии Философовны, вечером 19 июля (1 августа) 1918 года, в канун празднования памяти святого пророка Илии, протоиерея Философа Орнатского арестовали. Батюшка ужинал дома вместе с семьей после всенощной в Ильинском храме на Охте, когда в дверях раздался звонок и вошли вооруженные люди. Вместе с батюшкой были арестованы и два его старших сына Николай и Борис, вызвавшиеся сопровождать отца.

    Несмотря на протесты и коллективные обращения прихожан к властям, отца Философа с сыновьями не отпустили. Опасаясь народных волнений, власти давали успокоительные ответы относительно их участи. Но это было ложью. Вероятно, во второй половине августа или чуть позже они в составе группы осужденных приняли мученическую смерть на берегу Финского залива. По рассказам очевидцев, перед расстрелом отец Философ утешал обреченных на смерть словами: «Ничего, ко Господу идем. Вот примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». И, встав на колени, помня завет отца Иоанна Кронштадтского — «молясь за других, себе приобретаешь молитвенников», — он спокойным и ровным голосом прочел молитвы на исход души.

    «Молясь за усопших, приобретаешь себе их ходатайство перед Богом, если они имеют дерзновение перед Ним. Прославляя святых, сподобляешься их ходатайством перед Богом. Так добро плодовито», — говорил святой Иоанн Кронштадтский. В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

    протоиерей

    Дни памяти 31 мая (13 июня); Собор Санкт-Петербургских святых - третья неделя по Пятидесятнице Храмы Казанский собор

    Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Один из его братьев был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обучался Философ сначала в Кирилловском Духовном училище, а затем в Новгородской Духовной Семинарии. В 1885 году он со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.

    С 1892 по 1912 годы он служит настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям.

    В 1893 году Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборжской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.

    Сам батюшка, имея большую семью (у него было десять детей), жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.

    Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписка со Святителем Феофаном, Вышенским затворником.

    В 1913 году батюшка был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Во время 1-й Мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.

    Его сын Николай (родился в 1886 году) — военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии; сын, Борис (родился в 1887 году), штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на Австро-Венгерском фронте. Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он.

    9 августа 1918 года его вместе с двумя старшими сыновьями, Николаем и Борисом, арестовали. Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в Ч. К., требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь (предположительно на 20 июля 1918 года) батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт. Предположительно около 30 октября 1918 года вместе с сыновьями и другими 30 заключёнными офицерами отца Философа повезли на расстрел. По дороге батюшка читал вслух отходную над приговорёнными. Место казни находилось, по одним предположениям в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.

    Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

    Тропарь, глас 5.

    От юности премудрость Божию возлюбив, досточудие отче Философе,/
    во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу,/
    иже явити тя граду святаго Петра пастыря добра./
    Ты же, душу свою положив за паству,/
    сам востекл еси на страдания от беззаконных/
    со чады твоими Николаем и Борисом,/
    тем же и ныне молим ти ся:/
    не остави предстательством твоим всех почитающих память твою/

    Двадцать шесть лет о. Философ являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям.

    Принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборжской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.

    Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.

    Протоиерей Философ и его супруга Елена Николаевна воспитали десять детей, и старшим сыновьям, Николаю и Борису, Господь судил разделить мученическую смерть вместе с отцом. По воспоминания дочери батюшки, Веры Философовны, извесы его наставления детям: «Мы всегда должны говорить правду, ибо ложь - главное зло, присущее человеку. Всегда помогать тем, кому трудно, независимо от происхождения, возраста и положения. Всегда уважать старших и старость. Постоянно учиться, совершенствовать себя. Главное - быть человеком, которому не стыдно не только перед окружающими, но и перед самим собой, перед своей совестью, перед Господом...»

    Филимонов В.П. Крестом отверзается небо. СПб., 2000. С. 120.

    Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Православно-Русское слово» (с 1902 года).

    Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом Духовной Академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.

    Почти двадцать лет о. Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписка со Святителем Феофаном, Вышенским затворником.

    Во время 1-й Мировой войны о. Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.

    Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он.

    На его глазах во время революции был расстрелян муж сестры его жены, священномученик протоиерей Пётр Скипетров (память 20 января). Батюшка при его отпевании произнёс проповедь, бесстрашно обличив большевиков. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли. В январе 1918 года, когда в Лавре был убит отец Пётр Скипетров, батюшка организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы.

    Отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима Саровского и сподобился мученической кончины.

    1885 г. - окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.

    1892-912 гг. - настоятель храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг.

    1893 г. - избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года.

    1913 г.- назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге.

    1 августа 1918 г. - вместе с двумя старшими сыновьями, Николаем и Борисом, арестовали и затем расстреляли. Место казни неизвестно.

    август 2000 г.- причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

    О любви к Матери-Церкви, породившей любимое чадо — святого Серафима
    Поучение того же дня и в том же соборе, за поздней литургией

    Сегодня день памяти святого равноапостольного князя Владимира. С этим именем встает в памяти начало христианства на Руси, положение первого камня Церкви Божией в нашем отечестве. Пробегая мыслью от начала святой Церкви на Руси до наших дней, какие дивные пути Промысла Божия видим мы в судьбах нашего народа!
    И, прежде всего, святая Церковь вывела народ наш из исторического небытия, выковала из него органическое целое, укрепила власть, смирила народ, помогла ему вынести тяжкие удары судьбы, влила в сосуд народной жизни множество инородческой крови, претворив ее в кровь русского племени, и сплотила разрозненные племена в один могучий, многочисленный, славный Русский народ. Вера на Руси роднит всех, даже чуждых друг другу по крови и языку людей: еврей ли, татарин или якут, или другой инородец, но если он православный, он уже русский. Церковь стала на Руси душой народной, цементом, связующим разноязычные племена. Хорошо понимал это народ наш и, когда отражал от себя натиск вражеский, всегда предносил пред собою знамя, на котором первым словом стояло — «за веру». «Сия вера православная, сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера вселенную утверди» — она, вера наша, утвердила и наше любезное отечество.
    Еще больше значение святой Церкви и веры православной для внутренней, духовной жизни нашего народа. Окрыляемые верой, русские люди переродились, стали новыми людьми, благотворительными, участливыми к чужому горю, восприимчивыми ко всему высокому и доброму: «не помыслить злом и на татарина » стало общей чертой характера народа русского; русское иночество, соединив в себе черты восточного аскетического и практического западного монашества, имело огромное значение на воспитание народного характера — богомольного без лицемерия, деятельного без фанатизма. Русская Церковь вывела из недр народных великое множество подвижников, перлы духовной чистоты и святости, которые, как звезды яркие на небе, сияют чистотою своей жизни, смирением и верою и служат примером для живых, показателями всем пути жизненного спасительного, молитвенниками и ходатаями за нас пред Богом. На них, как на столпах несокрушимой твердости, стоит незыблемо святая Русь, в лучшей части народа возрастающая, по Апостолу, «в люди избранны, царское священие, язык свят» (1 Пет. 2, 9).
    К числу сих-то славных сынов отечества принадлежит и новоявленный Угодник Божий, святой Серафим, Саровский чудотворец. Он истинное чадо Церкви православной, ею порожденное, вспоенное и вскормленное; он — благоуханный цветок на пажити церковной, слава и украшение своей Матери-Церкви. Дитя благочестивых родителей Исидора и Агафии, он с детства воспитан был по руководству святой Церкви; чудесно спасенный Богом в детстве от смерти при падении с высокой колокольни и чудесно же исцеленный от тяжкой болезни во время крестного хода, он детским сердцем возлюбил святой храм, богослужение, святые таинства и обряды церковные; рано отрекшись от мира и его прелестей ради иночества, он прошел, с благословения старцев, все самые трудные послушания, затвор, молчальничество, тысяченощное моление на камне, и такое имел смирение, что только на 66-м году, по повелению Богоматери, стал принимать богомольцев для благословения, совета, наставлений и утешений. Сам Господь Иисус Христос явился ему, смиренному рабу Божию, и я не могу не напомнить вам, братие, об одном таком явлении Господа преподобному Серафиму, бывшему в то время в сане иеродиакона, в храме Божием, во время Литургии. Он сам рассказывал потом своим старцам об этом явлении.
    «Только что провозгласил я, убогий,— Господи, спаси благочестивыя и услыши ны! (он участвовал в служении Литургии) и, наведя орарем на народ, окончил: и во веки веков,- вдруг меня озарил луч как бы солнечного света, и увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа, во образе Сына Человеческого, во славе, сияющего неизреченным светом, окруженного небесными силами, ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе. Приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих. Посем, вступив во святый местный образ Свой, что по правую руку Царских врат, преобразился, окружаемый ангельскими ликами, сиявшими неизреченным светом во всю церковь. Я же, земля и пепел, сретая тогда Господа Иисуса Христа, удостоился особенного от Него благословения. Сердце мое возрадовалось чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу».
    Святой Серафим считал себя всем обязанным святой Церкви. Неудивительно, что особенною теплотой веет от его решительных наставлений о любви и покорности святой Церкви, о верности ее заветам. «Прошу и молю вас,— говорил он однажды старообрядцам,— ходите в Церковь Греко-российскую: она во всей славе и силе Божией. Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее — учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви; плывет за ним, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю».
    В другой раз он учил: «Что облобызала и приняла святая Церковь, всё для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней. Будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Молись за всех: много этим добра сделаешь. Давай свечи, вино и елей в церковь. Милостыня много тебе блага сделает». Также решительно наставление святого старца о постах церковных: «хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сту лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек... А что Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит»; о крестном знамении и о почитании святых икон.
    Нам, пастырям Церкви и наставникам в вере, святой Серафим дал такое наставление, в лице подвижника старца отца Тимона: «сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии. Все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».
    Таковы, братие, заветы святого Серафима о Церкви. С ними он обращается ко всем нам и ныне с высоты небес. Трудные времена мы переживаем: многие оторвались от Церкви и хулят ее, еще больше холодных верующих, которые забыли свою Мать и только числятся сынами ее. Святая Церковь одинаково жалеет всех заблудших и зовет их в свои объятия. Ныне голосом ее говорит святой Серафим, которому пришли мы поклониться в Сарове. Вонмем же, вонмем гласу Преподобного и возлюбим Мать свою, Церковь православную, теснее прильнем к любящей груди ее и будем пить млеко учений ее из святого Евангелия, наставлений отеческих, богослужебных молитв и песнопений, из уст пастырских. Возлюбим свой приходской храм — в нем душа Церкви, будем неленостно посещать его и украшать его, дабы, стоя в храме, на небеси стояти мнить и зреть очами веры и чистым сердцем Самого Неприступного и Присносущного Света,— Господа нашего Иисуса Христа со Отцом и Святым Духом. Аминь.

  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  • Ходаковская О. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский// Веди. Алматы, 1998. N4-5. С.24-30.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.12.
  • Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.184.
  • Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.
  • Loading...Loading...