Рефлексия - что это в философии и психологии? Способности человека и их развитие. Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Мозг человека является психическим органом, состояние которого зависит от любых изменений, происходящих в организме. Все, что оказывает влияние на дыхательную систему или систему кровообращения и выделения, также влияет на нашу способность мыслить. Более того, сами наши мысли влияют на наше здоровье и болезни.

Нельзя забывать о том, что через наш разум с нами общается Бог. Существует ряд факторов, которые влияют не только на состояние нашего физического здоровья, но и на наш мозг, ослабляя наши мыслительные способности. В результате человек постепенно может даже перестать слышать голос Божий и отличать добро от зла. К подобным уловкам лукавого относятся следующие:

Недостаток кислорода

Центральная нервная система чрезвычайно активна и расходует значительное количество кислорода, поступающего в организм. Хотя на мозг приходится всего 3% общего веса тела, он постоянно расходует около 20% общего количества вдыхаемого кислорода. Всё, что так или иначе вмешивается в процесс снабжения мозга и центральной нервной системы кислородом, затрудняет их нормальное функционирование. Это происходит в результате недостаточного глубокого дыхания, следствием чего становиться неадекватное обеспечение кровью, обогащенной кислородом; или из–за болезни дыхательных путей, приводящей к нарушению газообмена.

Это может быть проиллюстрировано на примере больших высот, где очень низкое атмосферное давление и где первым признаком кислородного голодания является потеря способности здраво рассуждать. Недостаток кислорода в мозге производит действие, аналогичное алкогольному опьянению.

Усталость

Перерабатывая или не высыпаясь, организм человека начинает проявлять следующие симптомы: вялость мышления, повышенная раздражительность и даже психические срывы. Сильно утомленный человек не способен ясно мыслить.

Неправильное питание

Все люди испытывали на себе сонливость, которая наваливается после плотного обеда, особенно состоящего из тяжелой пищи. Необходимость усилить кровоснабжение желудочно-кишечного тракта для обеспечения нормального течения пищеварительных процессов способствует оттоку крови от мозга и затрудняет здравое мышление.

Недостаток питательных веществ

Некоторые психические заболевания связаны с низкой концентрацией в мозге таких витаминов, как тиамин (В1), никотиновая кислота (В3), пиридоксин (В6), цианокобаламин (В12), биотин, аскорбиновая кислота и фолиевая кислота. Таким образом, то, что мы едим, напрямую влияет на функционирование мозга.

Плохое кровообращение

Более, чем какой бы то ни было другой орган нашего тела, мозг находится в прямой зависимости от общего кровоснабжения. Физические упражнения являются наилучшим способом увеличить либо улучшить общее кровоснабжение и тем самым обострить мышление, ставшее «вялым» из-за плохого кровообращения. Перерывы на физзарядку должны стать обязательными для человека, выполняющего сидячую работу; они помогут мозгу функционировать с наибольшей отдачей.

Обезвоживание

Центральная нервная система содержит больше воды, чем любой другой орган, поскольку множество химических реакций, постоянно протекающих в мозгу человека, требуют водной среды как обязательного фактора. Недостаток жидкости в организме вследствие малого ее употребления либо слишком большая потеря во время различных физиологических процессов (диарея или чрезмерное потоотделение) проявляются в виде усталости, умственной апатии и эмоциональной нестабильности.

Токсические процессы

Серьезные травмы, инфекционные заболевания, отравления, а также нарушение функции печени или почек вполне могут привести к развитию неблагоприятных умственных изменений. Беспокойство или апатичность, эмоциональная нестабильность, бессонница или сонливость, а также ночные кошмары часто предшествуют другим, более серьезным изменениям на уровне мозга. Реакция организма на серьезный стресс, как правило, сопровождается потерей способности к ясному мышлению.

Наркотические вещества

Если не будут созданы соответствующие условия развития способностей, не будет предоставлена детям соответствующая деятельность, будут упущены сензитивные периоды для развития определенных способностей, не будут учтены и другие не менее важные факторы – способности не разовьются, и может наступить необратимая утрата способностей. Для развития способностей важна совокупность различных факторов, вот некоторые из них:

I. Психологические:

    сензитивные периоды формирования функций: каждый ребёнок в своём развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности; например, известно, что у ребёнка от 0 до 3 лет интенсивно развивается устная речь и мышление, а в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, занятиям музыкой, математикой, спортом и т.д.;

    соответствующая деятельность с помощью взрослого (зона ближайшего развития, по Л. С. Выготскому),

    повышенная мотивация, интерес.

II. Материальные:

    сбалансированное питание (яйца, мясо, молоко, творог, сыр, овощи, фрукты);

    наличие сложных игрушек, инструментов (в том числе музыкальных), красок, альбомов, компьютера и т.д.

III. Социальные:

    родители (мать);

    воспитатели;

  • методики обучения.

3. О физиологической основе способностей. Что является физиологической основой способностей? Существует много противоречивых точек зрения, много гипотез.

Я познакомлю Вас с открытиями профессора, доктора биологических наук Владимира Павловича Эфроимсона (1908 – 1989), принадлежавшего к отряду старейших советских «генетиков-первопризывников» знаменитой московской школы Н. К. Кольцова. Его большой труд (докторская диссертация) называется «Биосоциальные факторы повышенной умственной активности».

Посвящен он гениальности – одному из самых удивительных феноменов, свойственных человеческому роду. Это попытка большого ученого-естественника, биолога, генетика найти подход к естественнонаучному объяснению загадки гениальности.

Кто такой гений?

Гений делает то, что должен, талант – то, что может.

Гете писал: «И если в тебе нет этого – «Умри, но стань!», – то ты лишь скорбный гость на мрачной земле».

Частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов практически одинакова во все времена, у всех народностей и народов: один гений на 2 – 3 тысячи, может быть, на 10 тысяч человек. Но это – частота рождения потенциальных гениев. Развившихся и реализовавших себя настолько, чтобы получить хотя бы высокую оценку, – гораздо меньше. У О`Генри, например, есть история о том, как Бога попросили указать на самого гениального полководца всех времен и народов. И он указал на бедного английского сапожника, который корпел над старыми башмаками. В этом сапожнике умер, так и не проявив себя, величайший полководческий гений.

В жизни частота реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными – 1 человек на 5 – 10 миллионов людей.

Это тема отдельной лекции, потому что здесь необходимо ответить на многие вопросы: нужны ли гении? Что же мешает гениальным людям воплотить их природные задатки?

Дидро писал: «Гений падает с неба, и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится 100 тысяч случаев, когда он падает мимо».

Самое первое положение – гениями рождаются, нужны прежде всего врожденные дарования и способности, чтобы стать гением, т. е. задатки (их комбинации бесконечны).

Эфроимсон выделяет 5 «стигм» гениальности, но предваряет их перечисление следующим тезисом: «Хорошая мать – шедевр природы».

Именно мать и материнская любовь – решающий фактор в развитии гения (Например, судьба Джорджа Вашингтона).

Детство и юность гениев – это история сдержанности, дисциплины и организации, сформированных благодаря материнскому вниманию.

Велика роль матери и в формировании ценностных установок.

Гибкость, стойкость и энергию Эфроимсон считает врожденными свойствами.

Любознательность, любопытство, исследовательский инстинкт исчезают сами собой как явления в высшей степени возрастные, поэтому сколько гибкости, стойкости надо проявить, сколько энергии надо истратить ребенку, чтобы сохранить те черты, которые связаны с творческой любознательностью.

Эфроимсон «отобрал» всемирно признанных гениев. Их оказалось 400 человек. Среди них тоже существует своя «табель о рангах». Он заметил, что среди великих мира сего довольно часто (чаще, чем среди остальных людей) встречаются некоторые наследственные болезни.

1. У гениев в десятки раз чаще, чем в нормальной популяции, встречается наследственно закрепленный повышенный уровень мочевой кислоты в крови. Повышенный уровень уратов (солей мочевой кислоты) приводит к подагре. Подагра заметно отличается от всех артритов и ревматизмов: на ощупь определяется отложение скоплений кристаллов солей мочевой кислоты в тканях, происходит воспаление вокруг этих отложений и наиболее раннее и частое возникновение острых болей в большом пальце ноги, что почти отсутствует при отложении других солей.

Е. Орован установил в 1956 г, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе (структурной формуле) очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержатся в кофе и чае). Накопление мочевой кислоты в крови служит стимуляции мозговой деятельности.

Организм в норме содержит около 1 грамма мочевой кислоты. В организме подагрика ее содержится 20 – 30 граммов.

Если повышенный уровень уратов в крови не сопровождается подагрой, то это состояние принято называть гиперурикемией . В списке Эфроимсона несколько гениальных подагриков: Джованни Медичи, Козимо Старший, Лоренцо Великолепный, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мазарини, Черчиль, Бэнджамин Франклин, Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов, И.С. Тургенев, Бетховен – во всей его жизни проявилась типичная подагрическая черта – полное игнорирование всего, что не относилось к делу, к музыке, к творчеству, даже сублимирование влюбленности творчеством; Микеланджелло, Бернард Барух, Рубенс, Рембрандт, Ренуар, Филдинг, Стендаль, Мопассан, Пушкин и др. Конечно, одной подагричности недостаточно. Необходима одаренность.

2. Наследственная форма диспропорционального гигантизма – синдром Марфана. Для этого синдрома характерны очень длинные, тонкие конечности при коротком худощавом теле, крупные кисти рук и стопы, подвывих хрусталика, аневризма аорты и усиленный выброс катехоламинов – природных веществ, некоторые из которых являются гормонами надпочечников (адреналин, норадреналин и некоторые другие). Особенно мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах (сильном психическом и физическом напряжении, что позволяет организму преодолевать огромного уровня физические и психические нагрузки).

Но при стрессах происходит одномоментный выброс адреналина в кровь, тогда как при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. Талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному и длительному интеллектуальному труду.

Синдром Марфана – редчайший. Он встречается 1 раз на 100 тысяч рождений. Среди 400 гениев с таким синдромом 9 человек: ихтиолог Никольский, Чуковский, де Голль, Лиддель Гарт, Андерсен, Линкольн, Тесла, Аббе, Кюхельбекер.

3. Андрогенный (также гормональный) механизм стимуляции умственной деятельности – синдром Морриса. Это «тестикулярная феминизация» – очень не часто встречающийся наследственный синдром (один случай на 20 – 50 тысяч рождений). Он вызван наличием мужского набора хромосом, вызывающим образование семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Но при мужском наборе хромосом существует наследственная невосприимчивость соматических тканей к мужским половым гормонам, которые в норме должны на эти ткани воздействовать. В результате развивается стройная, сильная, красивая женщина, но с отсутствием ежемесячных недомоганий и бесплодная. У обладателей синдрома Морриса отмечаются умственная энергия, физическая выносливость и сила (например, Жанна д` Арк – к концу 19 века ей было посвящено 2117 крупных произведений, в частности, 600 больших поэм, 200 драм, 16 опер).

Следовательно, повышенное количество андрогенов в крови может оказывать тонизирующий, допинговый эффект. У мужчин это явление называется гиперандрогенией. Гиперандрогения была отмечена у Петра I, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Альфреда де Мюссе, Бальзака, Гейне, Льва Толстого. У многих из них повышенный сексуальный тонус сохранялся до глубокой старости (Гете). И если биографии многих замечательных деятелей свидетельствуют об их полном отказе от секса, то в этих случаях чаще всего нужно говорить о явной сублимации сексуального влечения и переводе его в творческую энергию (Кант, Бетховен).

Воздержание при высокой половой силе связано с творческим вдохновением. Известно изречение: «Из пророка, познавшего женщину, 77 дней не говорит Бог».

4. На базе маниакально-депрессивного психоза циклотимическая акцентуация характера. Циклотимики (в отличие от шизотимиков) характеризуются более или менее регулярным чередованием разных фаз настроения, физического и психического тонуса. Фазы подъема, энергичной деятельности, оптимизма и веры в свои силы сменяются фазами снижения общего тонуса, пониженной активностью, расслабленностью, ухудшением настроения, пессимизмом, вплоть до суицида: Ван Гог, Дизель, Рузвельт, Черчилль, Гете, Линней, Колдридж, Пушкин, Гоголь, Л. Толстой (потомок Пушкина), Шуман, Сен-Симон, Огюст Конт, Гаршин, Диккенс, Хемингуэй, Лютер. Известно, что гипоманиакальная форма и депрессия обычно встречается у 4 человек на 1 тысячу. В списке гениев Эфроимсона эта цифра больше, по крайней мере в 10 раз, – 4 человека из 100. В их биографиях отмечены и меланхолия, и периоды отчаяния, и попытки самоубийства.

У А. С. Пушкина отмечают сразу наличие 3-х «стигм» гениальности: подагру, гиперандрогению, циклотимическую акцентуацию характера.

Гипоманиакальным циклотимиком был и Николай Васильевич Гоголь. Все им написанное – от 20 до 32 лет, причем каждую весну и лето он находился в состоянии тяжелейшей депрессии. Пушкин не любил весну и лето, так как в противоположность большинству людей у циклотимиков резко падает настроение и работоспособность весной и летом, четко поднимаясь осенью. Вот эта сезонность очень характерна для Пушкина и Гоголя. У Л. Толстого бывали депрессии от 2 до 7 лет.

5. Пятая «стигма» гениальности – размер лба, высота лба.

Конечно, сам по себе большой лоб не гарантирует наличия высокого интеллекта, однако несомненно, что преимущественное развитие головного мозга и особенно его лобных отделов полностью узаконивает постановку проблемы о существовании какой-то связи непропорционально большого лба, большой головы с уровнем интеллекта, с гениальностью, одаренностью (не надо смущаться существованием гигантолобых идиотов-гидроцефалов). Это Маркс, Ленин, Энгельс, Бетховен, Лист, Наполеон, Шекспир, Вольтер, Гете, Антон Рубинштейн, Кант, Дарвин, Ломоносов, Мендель.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. На данный момент, в науке пока нет точных данных, что такое способности и задатки, в чём они состоят. Возможно, задатки, это некоторые свойства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. д. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм и т. д. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Пока нет способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

Становление и развитие способностей связано с прохождением ребёнка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У одарённых детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга, тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и, в то же время, естественно организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

Вопросы для повторения

    Какие подходы к изучению способностей вы знаете?

    Дайте определение способностей и задатков. Чем, по-вашему, они различаются?

    Какие виды способностей вы знаете? Дайте им определения.

    Расскажите о биосоциальных факторах гениальности.

    Назовите факторы, влияющие на развитие способностей. Приведите примеры.

    Какими способностями обладаете вы? Что, по-вашему, способствовало развитию ваших способностей?

Рис. 36. Способности (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)

Рис. 37. Способности (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)

Здоровье

Одна из самых больших ироний нашей жизни состоит в том, что мы годами пытаемся предотвратить беременность, а затем, когда мы к этому готовы, мы уже не можем. Для тех, кто планирует зачать ребенка или уже пытается, стоит знать о тех факторах, которые могут помешать этому естественному процессу. Вот самые распространенные вещи, которые влияют на нашу способность к зачатию:


1. Высокая температура

На кого влияет : на мужчин

Ферменты, которые нужны для выработки сперматозоидов, очень чувствительны к высокой температуре. Мужчины, которые часто посещают сауну или джакузи, носят тесное белье, целый день сидят или стоят перед горячей плитой могут непреднамеренно подвергать яички теплу, что приводит к тому, что нарушается производство сперматозоидов. Причина, по которой яички находятся вовне, состоит в том, что так они сохраняют более низкую температуру, чем температура тела, что необходимо для образования спермы.

Что можно сделать?

Избегайте перегрева репродуктивных органов, ограничив посещение саун и джакузи, а также не держите ноутбук на коленях. Если ваша работа требует длительного сидения, чаще вставайте и двигайтесь и не сидите, скрестив ноги. Носите свободное белье и одежду.

2. Секс в неправильное время

На кого влияет : на женщин и мужчин

Если вы оба заняты построением карьеры, то бывает довольно сложно выкроить время для двоих в нужный период месяца.

Что можно сделать?

Следите за базальной температурой тела или используйте специальные тесты, предсказывающие наступление овуляции, чтобы знать, когда наступает благоприятный для зачатия период. Постарайтесь заниматься сексом, по крайней мере, через день за неделю до овуляции. Как только овуляция наступила, бывает уже слишком поздно.


3. Лекарства

На кого влияет : на женщин и мужчин

Существует несколько распространенных лекарств, которые влияют на способность к зачатию. Мужчины, которые принимают лекарства, содержащие циметидин или сердечное лекарство с дигиталисом , имеют низкое количество сперматозоидов. Некоторые лекарства, которые используются при повышенном кровяном давлении, могут влиять на эякуляцию, подвижность сперматозоидов и их способность передвигаться к яйцеклетке, а антибиотики для лечения инфекций мочевыводящих путей могут подавлять производство спермы. Женщины, использующие противоотечные средства, могут непреднамеренно способствовать высушиванию слизи, выделяемой шейкой матки, которая важна для зачатия, хотя это редко становится причиной бесплодия.

Что можно сделать?

Поговорите с вашим врачом о любых лекарствах, который вы и ваш партнер принимаете, включая безрецептурные препараты. Может оказаться так, что средства нетрадиционной медицины мешают вам забеременеть. Также вам может понадобиться временно прекратить прием каких-то лекарств.

4. Физиологические проблемы

На кого влияет : на женщин и мужчин

Яйцеклетке и сперматозоиду нужно относительно свободный путь для того, чтобы встретиться. Если у женщины маточные фиброиды или полипы, эндометриоз или рубцы на репродуктивных органах, а у мужчины такая врожденная аномалия, как отсутствие семявыводящего протока, то это затрудняет встречу яйцеклетки и сперматозоида.

Что можно сделать?

Если вы попадаете в эту категорию, то, скорее всего, вы уже обращались за помощью к специалисту. Но если вы пытались зачать ребенка и у вас не получалось, вы можете не знать о своем состоянии, так как при этих нарушениях нет симптомов. Стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выявить проблему.

5. Лечение от рака

На кого влияет : на женщин и мужчин

Рак яичек является одним из самых распространенных видов рака у мужчин в возрасте от 15 до 45 лет. В то время как сам рак не ведет к бесплодию, лечение от рака может это сделать. Лечение от рака, как например от лимфомы и лейкемии, может вызывать временное бесплодие.

У женщин, которые лечатся от рака с помощью хирургического вмешательства, радиации и химиотерапии, может появиться ранняя менопауза, что предотвращает беременность.

Что можно сделать?

Если вам предстоит лечение от рака, обсудите с вашим врачом возможность замораживания спермы, яйцеклетки или ткани яичников, которые можно будет использовать для зачатия в будущем.

6. Варикоцеле

На кого влияет : на мужчин

Варикоцеле - это варикозное расширение вен семенного канатика. Расширенные вены способствует скоплению крови, что повышает температуру в мошонке, а это влияет на выработку спермы. Это является самой распространенной причиной мужского бесплодия. Примерно у 15 процентов мужчин есть это нарушение, и большинство об этом не знает.

Что можно сделать?

Варикоцеле исправляют с помощью малой хирургической процедуры, во время которой хирург пережимает варикозные вены.


7. Нерегулярная овуляция

На кого влияет : на женщин

Средний менструальный цикл длится 28 дней. При этом, стоит отметить, что нормальным считается цикл, состоящий от 23 до 35 дней. Овуляция, во время которой яйцеклетка двигается из фаллопиевой трубы к матке, происходит примерно за 14 дней до первого дня следующей менструации. Но существует ряд заболеваний, которые вызывают нерегулярную овуляцию, такие как поликистоз яичников, гипертиреоз (повышенная функция щитовидной железы) или гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы), гормональный дисбаланс (например, наличие слишком большого количества мужских гормонов), недостаток или избыток веса, стресс, диеты, перименопауза и другие.

Что можно сделать?

Следите за базальной температурой тела, чтобы знать, когда наступает овуляция и когда лучше заниматься сексом. Вы можете приобрести тесты, предсказывающие овуляцию. Большая часть из них анализирует всплеск лютеинизирующего гормона в моче, что свидетельствует о предстоящей овуляции. Конечно, если у вас одно из вышеперечисленных нарушений, то стоит обратиться к врачу, так как существует несколько методов лечения чтобы помочь стимулировать овуляцию.

8. Алкоголь и курение

На кого влияет : на женщин и мужчин

Алкоголь – это "гонадотоксин", что означает, что это "яд" для яичек, который влияет на выработку сперматозоидов. Мужчинам стоит ограничить потребление алкоголя до двух напитков в неделю. Женщины, которые хотят забеременеть также должны воздерживаться от алкоголя и вообще отказаться от него, как только узнают, что беременны.

И марихуана и сигареты ведут к аномалиям спермы. У курящих женщин, запасы яйцеклеток истощаются быстрее, чем у некурящих, а курение к тому же влияет на производство эстрогена. Эстроген играет важную роль в выработке слизи шейки матки, что помогает сперматозоиду продвигаться к яйцеклетке. Никотин в шеечной слизи женщины убивает сперматозоидов, уменьшая шансы на зачатие.

Что можно сделать?

Если вы курите или принимаете наркотики, настало время остановится. Ограничьте потребление алкоголя до редкого, а лучше прекратите вовсе.

9. Вес

На кого влияет : на женщин и мужчин

Женщины, имеющие вес ниже нормального и те, у кого он выше нормы, могут страдать от гормонального дисбаланса. У мужчин с недостатком веса может быть более низкий уровень тестостерона, а как недостаток, так и избыток веса связывают с более низким количеством и концентрацией сперматозоидов.

Что можно сделать?

Если показатели вашего веса отличаются от нормы, внесите изменения для того, чтобы привести его к здоровым параметрам. Умеренно занимайтесь физической активностью и следите за тем, чтобы ваше питание было полноценным.


10. Стресс

На кого влияет : на женщин и мужчин

У мужчин стресс влияет на фертильность, снижая объем спермы и увеличивая количество аномальных сперматозоидов. У женщин, страдающих от хронического стресса, вырабатывается меньше гонадотропин-высвобождающего гормона, что приводит к ряду изменений в гормональном фоне, связанном с овуляцией.

Что можно сделать?

Научитесь справляться со стрессом с помощью физических упражнений и медитации. Отведите, по меньшей мере, 15 минут в день для себя, чтобы расслабится и выкинуть из головы все проблемы.


11. Инфекции, передающиеся половым путем

На кого влияет : на женщин и мужчин

Если не лечить такие инфекции как хламидия и гонорея, то это может привести к рубцам на фаллопиевых трубах, матке и яичниках, что помешает сперматозоиду добраться до яйцеклетки или помешает прикреплению оплодотворенной яйцеклетки к матке. Рубцы на трубах также могут привести к внематочной беременности. У мужчин, рубцы в протоках придатков яичек и семявыбрасывающих железах могут заблокировать путь сперматозоидов к яйцеклетке и помешать оплодотворению.

Что можно сделать?

Если у кого-то из вас есть инфекции передающиеся половым путем, расскажите об этом вашему врачу. Во многих случаях рубцовую ткань можно удалить хирургическим путем, что приведет к желаемой беременности.

12. Возраст

На кого влияет : на женщин и мужчин

Ко времени, когда женщина достигает 35 лет, она теряет множество жизнеспособных яйцеклеток через менструацию и естественное истощение. Оптимальный возраст для зачатия ребенка, по крайней мере, с точки зрения биологии является возраст от 20 до 30 лет. И хотя мужчины могут технически стать отцом и в пожилом возрасте, риск зачать ребенка с хромосомными аномалиями, особенно с синдромом Дауна, увеличивается после 35 лет, также как и у женщин.

Что можно сделать?

Если вам еще не исполнилось 35 лет, большинство врачей не направит вас к специалисту для лечения бесплодия, пока вы не попытались зачать ребенка, по крайней мере, в течение года. Если же вам за 35, стоит проконсультироваться со специалистом как можно раньше. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем выше ваши шансы на зачатие.

Чтобы эффективно работать, нам нужен большой запас энергии. Для этого мы стремимся к правильному питанию, к здоровому сну, пьем чистую воду… Но к сожалению, мы помним не обо всем. Встает вопрос: сколько задач выполнять, чтобы продуктивно действовать?

В этой статье я расскажу о тех способах, которые применяю на практике сам. Статья будет интересна, прежде всего, для людей, которые работают на себя - для фрилансеров, предпринимателей, бизнесменов.

Ставить глобальные и долгосрочные цели важно, но мне кажется, что главное, быть эффективным сегодня. Ведь результаты месяца, года, пятилетки зависят от продуктивности дня, как прочность кирпичного дома от качества каждого кирпичика.

Задачи я объединил в смысловые группы:

  • физическая энергия
  • эмоциональная энергия
  • ответственность
  • внимание
  • порядок и комфорт

А в конце статьи я подготовил для вас (и для себя тоже) чек лист каждодневных задач, которые влияют на способность действовать. Кому лень читать статью, переходите к нему. Но вы пропустите полезные рекомендации.

Сюда входят очевидные задачи: высыпаться, насыщаться, заниматься спортом. Если вы постоянно чувствуете сонность и вялость, серьезно задумайтесь насколько качественный ваш сон, из чего состоит ваш рацион и как часто вы занимаетесь спортом.

Не смиряйтесь. Ищите причину.

Возможно, вы мало пьете. А ведь из-за недостатка воды повышается вязкость в крови, отчего в ткани перестает поступать кислород и энергия. Суточная норма - в среднем, 2,5 литра воды. Но она зависит от вашего возраста, веса и деятельности. Поэтому забейте в строке поиска «Суточная норма воды», определите для себя литры в сутки и поставьте себе напоминалку, чтобы не забывать пить. Имейте в виду, что напитки или кипяченая вода обычную воду не заменят.

Переменки и отдых

Чтобы избежать перенапряжения, запланируйте себе 15-минутные переменки. У меня одна переменка между завтраком и обедом, а вторая - между обедом и ужином. В эти минуты не забудьте выпить стакан воды, с кем-нибудь поговорите, сделайте пару упражнений. Или посвятите переменку ни разговорам, ни серфингу по интернету, а ничегонеделанию. Подробнее о пользе безделья в .

А на вечер запланируйте себе часовой отдых. Так, вы не будете отвлекаться во время работы и чувствовать вину перед самим собой, когда отдыхаете. Прогуляйтесь, почитайте художественную книгу, посмотрите фильм. Сделайте то, что оставит положительные впечатления. Обычно во время отдыха в голову приходят блестящие идеи.

Спорт для тренировки мозга

Не все люди не знают, что спорт сильно связан с работой мозга. Физические упражнения не только улучшают дыхательную, сердечно-сосудистую, костно-мышечную системы, но и увеличивают приток крови к мозгу, отчего повышается ясность мышления. Кроме того, приходят в движение нейротрансмиттеры (химические вещества в головном мозге), которые повышают систему внимания. У нейронов появляются больше ветвей, что положительно влияет на готовность воспринимать новую информацию.

Я поставил «План» на второе место, потому что подумал, что если физические потребности удовлетворены, то следующий шаг - понимание, чего ты хочешь и как к этому прийти.

Постановка целей

Сюда относится постановка Глобальной цели. Откуда вытекает Долгосрочная, на основе которой вы ставите Краткосрочную. Руководствуясь ей, вы определяете цель на неделю.

Затем вы прописываете план поэтапных действий и назначаете для каждого этапа день. Так, вы будете постоянно ощущать дедлайн. Это не даст вам расслабиться. Но не забывайте и про отдых.

Если вы пока не нашли свое призвание, не поставили глобальную цель, пробуйте реализовываться в разных сферах. Тогда вашим намерением будет найти ту нишу, которая вам по душе. Только не отступайтесь от какого-нибудь дела, если первый шаг оказался провальным.

Расстановка приоритетов

Для самореализации нужны такие действия:

  • Практика
  • Полезные знакомства
  • Своя площадка (офис или сайт)
  • Удобные инструменты
  • Единомышленники со схожими целями. Таких людей вы найдете на сервисе smartprogress.do .

Этим занятиям я дал общие названия:

  • Создание (продукта)
  • Чтение
  • Netvorking
  • Площадка
  • Инструменты
  • Кейсы

Затем, определил их приоритеты по критерию «Что точнее и быстрее приведет меня к результату». Делу с высшим приоритетом (скорее всего, это создание) уделяйте больше времени или внимания. Внесите его в расписание на каждый день. Выполняйте его в то время, когда у вас пик бодрости.

Старайтесь не брать на себя много целей одновременно. Выберите одну главную цель и пусть все остальные задачи работают на нее.

Еще на способность действовать влияет формирование привычек. Доведение мелких задач до автоматизма экономит время и энергию.

Часто сосредоточившись на приоритетных задачах, мы упускаем крутые возможности, которые быстрее приблизили бы нас к цели. Например, не отказывайтесь от просмотра новостей по вашим темам. Но определите для этого занятия временные рамки.

Если я теряю контроль над своим временем, на помощь приходит метод 15-минуток. Каждые 15 минут я записываю, какие действия совершил в течение четверти часа. Фраза «время прошло впустую» очень огорчает, ведь каждая минута дорога. Она мотивирует на обдуманное и качественное времяпровождение.

Мотивация, огонь в глазах, прекрасное настроение - залог продуктивности. Отсутствие эмоциональной энергии или ее отрицательная сторона - причина бездействия и прокрастинации.

Точка Б

Огонь в глазах зажигается, когда вы ясно видите картину светлого будущего. Попытайтесь представить свою жизнь через пять или десять лет - пропишите развернутую точку «Б». Какой образ светлого будущего вы хотите превратить в реальность? Ответьте себе на вопросы:

  • Где и с кем вы живете
  • Каким видом спорта занимаетесь
  • Какими знаниями и умениями обладаете
  • Куда ездите отдыхать
  • Чем занимаетесь профессионально
  • Какое у вас хобби
  • Сколько зарабатываете
  • Какие люди вас окружают
  • Каков стиль вашей жизни

Уловите, что вы при этом чувствуете. Чем вас привлекает желанный уклад жизни.

Попробуйте описать и нарисовать точку «Б». Повесьте лист с текстом или рисунок перед глазами - на стену, где вы работаете. Его цель напоминать вас о своих желаниях, вызывать положительные ощущения и дарить мотивацию к действию.

Положительный настрой

Заведите дневник успеха, где вы каждый вечер будете записывать от трех положительных моментов, которые произошли за день. Он научит вас не воспринимать успехи, как должное.

Приоритетные дела часто выполнять не хочется. И мы про себя повторяем: «Мне нужно этим заняться», «Я должен это сделать», что внушает негативную мотивацию. Вместо этого, скажите себе: «Я хочу это сделать», «У меня есть возможность заниматься этим». А также задайте себе вопросы: «Как это занятие приведет меня к точке Б?», «Что в этом деле самое неприятное?».

Еще попробуйте способ, который предложен в книге Брайна Трейси «Как управлять своим временем»: «представьте, что кто-то предложил вам миллион долларов, чтобы в течение тридцати дней вы прекрасно управляли своим временем и были очень организованными. Я [автор книги] готов поспорить, что при наличии подобной мотивации, вы могли бы превосходно справиться с задачей. Это доказывает, что способность или неспособность управлять временем - дело выбора…».

Еще чтобы поддерживать эмоциональный тонус, в выходной день я смотрю короткое, мотивационное видео.

Ответственность - важный эмоциональный рычаг, который подталкивает к действию. Я неспроста выделил его отдельно, ведь порой это единственный источник мотивации. Здесь, в первую очередь, будьте честными перед собой.

Цена слова

Если вы не умеете держать слово перед собой, дайте обещание публично. Цену слова дайте либо офлайн (на встрече с друзьями или коллегами), либо онлайн (в социальных сетях, на сайте smartprogress.do). Сделайте так, чтобы о вашем обещании узнал человек, чье мнение для вас дорого.

Прямой эфир

Недавно я придумал еще один способ. Просто представьте, что за вами постоянно наблюдают тысячи людей в прямом эфире. Если вы заставите разум поверить в это, вам придется действовать, чтобы не оплошать.

Или представьте, что вы капитан команды и пример для подражания. Тогда соблазн «не сделать» будет стоит потери уважения.

Награда

Придумайте себе награду за продуктивную работу. В масштабе дня это может быть что-нибудь вкусненькое вечером, а в масштабе года - двухнедельный отпуск с крутым развлечением. Главное, чтобы вы действительно этого хотели. И обладали терпением, чтобы не исполнить желанное раньше времени или при отсутствии результатов.

Бывают люди двух крайностей. Те, кто постоянно учатся, но не продвигаются и те, кто пытаются продвинуться без практических знаний. А есть и те, кто сразу воплощают в жизнь то, что узнают.

Полезная информация ускоряет реализацию наших целей, помогает рождать идеи, решает проблемы и тренирует мозг. А еще формирует наши убеждения, отчего, прямым образом, зависит успех.

Поэтому выделите время на чтение книг, статей, писем на почте, новостей в вашей сфере. Время от времени проходите курсы, смотрите познавательные видео. Изучайте то, что актуально для вас в данный момент и параллельно применяйте знания в своих проектах.

Чтобы не затеряться в бесконечном потоке полезного контента, я использую алгоритм обработки информации по GTD.

То, в чем вы больше всего нуждаетесь, когда сели работать - внимание. Вы можете хорошо выспаться, поесть, написать цели на день, переполниться энтузиазмом. Но, если вы не сконцентрируетесь на занятии, не будет и результата.

Что я сейчас буду делать?

Перед тем как приступить к делу, задайте себе вопрос: «Что я сейчас буду делать?» Пусть ответом будет пошаговый алгоритм действий. Лучше запишите его. Старайтесь не отвлекаться ни на что. Для этого есть переменки. Не стоит ждать удобного случая, но в то же время можно помочь себе сконцентрироваться. Например, я в последнее время сосредотачиваюсь, слушая звуки природы. (сайт Хабрахабр) описан онлайн-генератор звуков природы, который я как раз использую.

Внимание тесно связано с планированием. Когда вы четко знаете свою задачу и уверены, что другие дела на своих местах, вы можете спокойно сконцентрироваться над актуальным занятием.

Это тоже относится к способности сосредоточиться. Если у вас не будет выделенного времени на уборку, ваше внимание станет рассеянным, отчего вы будете не успевать сделать множество намеченных задач. Это приведет к стрессу и выгоранию.

Важно, чтобы порядок царил на рабочем столе (настоящем и компьютерном), в папках, в браузере, в браузерных закладках, таск-менеджерах. В общем, чтобы все инструменты, которыми вы пользуетесь не отнимали у вас много времени по причине захламленности.

И еще на эффективность действий влияет хорошее освещение и удобное кресло.

Надеюсь, что статья была для вас полезной и принесла в вашу голову свежие идеи. Большое спасибо, что дочитали ее до конца. Как и обещал, делюсь чек листом.

Чек лист будничного дня

Это чек лист, который использую я при планировании. Скопируйте его и оптимизируйте для себя. Если вы считаете, что сюда нужно добавить еще какую-нибудь деталь, напишите об этом, пожалуйста, в комментариях. Вы мне очень поможете.

Задача, влияющая на способность действовать Кол. Затраченного времени
Сон (время сна кратно 90-минуткам и равно 5-ти циклам сна) 7:30 ч.
Спорт, Гигиена, 1,5 стакана воды, Просмотр точки Б,

Чтение биографии выдающейся личности

30 мин.
Чтение книги 30 мин.
Завтрак (1,5 стакана воды перед ним) 1 час
15 мин.
Обед (приготовление, 1,5 стакана воды) 1 час
Переменка (1,5 стакана воды, упражнение) 15 мин.
Ужин (приготовление, 1,5 стакана воды) 1 час
Просмотр почты 15 мин.
Уборка на рабочем месте 15 мин.
Запись результатов, Планирование завтрашнего дня, Запись в дневник успеха 30 мин.
Отдых (1,5 стакан воды, прогулки, развлечения, награда) 50 мин.
Отход ко сну (1,5 стакан воды) 10 мин.
Непредвиденные обстоятельства 2 часа
Итог 16 часов

Для продуктивной работы, ради которой тратится 16 часов, остается 8 полноценных часов. Конечно, пару часов может уйти на мелкие спонтанно возникающие задачи, но оставшееся время достаточно для больших результатов.

Чек лист задач выходного дня

А вот задачи выходного дня. У меня это суббота. Очередность дел расставьте, как вам удобно. Сначала выполняйте задачи с высшим приоритетом.

Просмотр и анализ входящей информации (ловля возможностей) 3 часа
Просмотр мотивирующих видео 30 мин.
Запись результатов недели и план на следующую 30 мин.
Планирование. Сюда относится продумывание точки Б, постановка целей, прописывание этапов ее достижения, расстановка приоритетов, оптимизация ежедневных дел (новые привычки, чтобы сделать быстрее и эффективнее). 3 часа
Генеральная уборка 2 часа
Другие необходимые домашние дела 3 часа
Сон, утренние процедуры, еда 11 часов
Время для отдыха 1 час
Loading...Loading...