Собор святого януария в неаполе. Где находится собор

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями.

Не обошло это правило стороной и такую известнейшую достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор Святого Януария.

Собор Святого Януария.



При входе в собор вы увидите огромную статую головы Святого Януария- священномученик а , почитаемый Католической и Православной Церквами , покровитель Неаполя , известный регулярно происходящим чудом.

Урна с костями Святого Януария.

После 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальнойтерракотовойурнелангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань.

Урна с надписью C(orpus ) S(ancti ) Ianuarii Ben(eventani ) Epi(scopi ) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовомреликварии1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Капелла Суккорпо (по сути, крипта собора святого Януария) создана ломбардским скульптором Томмазо Мальвито и представляет собой яркий пример ренессансной архитектуры 15 16 веков. Капелла размещается под апсидой и разделена на три нефа мраморными колоннами.


В центре – статуя молящегося кардинала Оливьеро Карафа, который в 1497 году перенес в Неаполь мощи святого Януария и заказал строительство этой капеллы.

С каждой стороны капеллы сделано пять ниш, в которых находятся алтари; в глубине расположена небольшая апсида с алтарем , под которым расположена урна с мощами святого Януария.


Мощи святого Януария.(фото из инт.)

Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Основной достопримечательностью храма является часовня св. Януария , к созданию убранства которой приложили руку Доменикино, Гвидо Рени, Хосе Рибера и другие мастера XVII века. В капелле Минутоло, которая упоминается в “Декамероне”, сохранились росписи XIV века.





Кровь Святого Януария.Фото из инт.


Святой великомученик Януарий, небесный покровитель Неаполя, был казнен язычниками в начале IV века. С тех пор его запекшаяся кровь хранится в специальном сосуде в городском соборе Неаполя. Первые упоминания о сосуде с кровью св. Януария и связанном с этой реликвией чуде относятся к XIV векe.

Чудо святого Януария за редкими исключениями проявляет себя на протяжении 600 последних лет и представляет собой таинственное превращение на короткое время запекшейся крови святого в багряную жидкость, происходящее таинственным образом на глазах у всех присутствующих.

Три раза в год (в мае, сентябре и декабре) неаполитанцы стекаются в городской собор, чтобы стать свидетелями чуда. В атмосфере, близкой в истерии, архиепископ демонстрирует стеклянный сосуд, содержащий засохшую кровь св. Януария, потом начинает его встряхивать и, наконец, объявляет, что кровь стала жидкой или осталась засохшей.

16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году, происшедшего благодаря заступничеству святого; и наконец, чудо происходит в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, когда празднуются многочисленные перемещения святых реликвий. В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами.

В1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

ВНУТРЕННИЙ ВИД СОБОРА:


Хотела у вас спросить.А вы верите в магическую силу реликвий?

Прочла такое заключение итальянских учёных.

"Если в сосуде действительно находится кровь св. Януария, то спонтанно перейти из твердого (запёкшёгося) состояния в жидкое она не может. Не поможет этому и встряхивание. Есть, однако, целый класс веществ, вязкость которых уменьшается иногда в тысячи раз при встряхивании или перемешивании, например, кетчуп.

Поэтому группа учёных из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений, утверждают, что в чаше еще со Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(OH), который внешне напоминает кровь, являясь тёмно-коричневым и почти твёрдым гелем, но стоит его потрясти, и он разжижается. Такие жидкие смеси называют тиксотропными."(

Собор Святого Януария (итал. Duomo di San Gennaro), современное официальное название - Собор Успения Святой Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) - кафедральный собор Неаполя, освящённый в честь небесного покровителя города святого Януария. Расположен на Виа Дуомо, в историческом центре города.

Исторический очерк

Церковь была заложена во второй половине XIII века Карлом I Анжуйским на фундаментах двух древних базилик. Строительство продолжалось в годы правления его сына, короля Карла II и закончилось в начале XIV века при его внуке Роберте. Создателем крипты был ломбардец Томмазо Мальвито. Фасад, обновлённый в конце XIX под руководством архитектора Энрико Альвино, содержит портал XV в. со скульптурами Тино да Камайно. Орган церкви был построен Филиппо Чимино (Cimino) в 1767 г., последняя реконструкция (1974) выполнена Дж. Руффатти (Ruffatti).

Интерьер

Как и большинство католических храмов, собор св. Януария содержит многочисленные капеллы разного времени постройки.

Капелла св. Януария

Главная достопримечательность собора - капелла святого Януария (строительство началось в 1608, освящена в 1646, оформление закончено в самом конце XVII века). Капелла богато украшена фресками Доменикино, Дж. Ланфранко, Х. де Риберы и др., и многими скульптурами, из которых выделяется бюст св. Януария работы трёх французских мастеров (1305; неоднократно «усовершенствовался», в последний раз в 1713 г.) из золота и серебра, украшенный пышными одеждами и драгоценностями. В крипте собора хранится основная реликвия собора, известная со врёмен средневековья (впервые упоминается в хрониках 1389),- сосуд с кровью св. Януария. Когда реликвию дважды в год демонстрируют верующим (в первую субботу мая и 19 сентября), кровь необъяснимым образом закипает, занимая собой весь сосуд.

Базилика св. Реституты и крестильня св. Иоанна

Самая старая часть собора (слева перед алтарем) - так называемая базилика св. Реституты, из которой открывается вход в древнейшую сохранившуюся часть сооружения - крестильню св. Иоанна (т.наз. итал. San Giovanni in Fonte).

Нынешняя базилика св. Реституты представляет собой сильно перестроенную первоначальную базилику св. Реституты - в XIII веке на месте притвора и паперти возник основной неф собора, в конце XVII в. (реконструкция Арканджело Гульельмелли) боковые нефы были заменены капеллами, поднят уровень пола, новый потолок заняла монументальная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью». В одной из капелл слева по сей день хранятся мощи св. Реституты, в другой (S. Maria del Principio) - мозаика Лелло Орвиетского «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» (1322).

Согласно Liber pontificalis, крестильня (доступ - справа от алтаря базилики) была построена как часть первоначальной базилики св. Реституты при императоре Константине I Великом в 343 г. Таким образом, она оказывается древнейшей на всём Западе, так как была построена, по крайней мере, поколением раньше Латеранской крестильни св. Иоанна (в Риме). Сохранившиеся на сводах и под куполом мозаики (Traditio legis, «Самаритянка и Брак в Кане», «Чудесное уловление рыбы», «Явление Ангела женам-мироносицам», символические изображения евангелистов, неидентифицированные священномученики или апостолы) датируются IV веком.

Прочее

Из других капелл выделяется капелла знатной неаполитанской семьи Капече (ветвь Минутоло, отсюда итал. Cappella dei Capece Minutolo) в готическом стиле (упоминается в «Декамероне» Боккаччо, заключительная часть пятой новеллы второго дня), с мозаичным полом XIII века и фресками разного времени, древнейшие из которых (1285-90) - работы Монтано Аретинского «Святые Пётр и Павел» и Распятие».

В левом рукаве трансепта - картины Джорджо Вазари («Рождество», «Святые покровители») и Луки Джордано («Благовещение», «Новые святые покровители»), в правом рукаве - «Успение Богородицы» Перуджино. Вход в храм свободный (кроме крестильни св. Иоанна).

Рецепция в искусстве

Некоторые сцены в криминальной комедии «Операция „Святой Януарий“» разворачиваются в соборе святого Януария.

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями. Не обошло это правило стороной и такую известнейшую достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор св. Януария. Однако прежде, чем перейти к подробностям сверхъестественным особенностям собора, обратимся к истории его создания.

Историческая справка

Эта красивейшая соборная церковь была воздвигнута в честь небесного покровителя Неаполя - Святого Януария. В 18 столетии, по приказу Карла II Анжуйского, собор был заложен на месте предшествующих ему зданий - паре древних базилик. Они оставили в наследство собору фрагменты мозаичного убранства. Строительство было продолжено и завершено при внуке Карла - Роберте.

Шедевры итальянских мастеров

Одна из главных особенностей храма - часовня Святого Януария, - может похвастаться своим великолепием благодаря известным в 17 веке архитекторам и мастерам своего дела. К строительству часовни приложили руку Гвидо Рении, Хосе Рибера. А знаменитая капелла Минутоло, что упоминается в «Декамероне», хранит росписи 14-го столетия и является признанным шедевром готического архитектурного стиля.

Еще одно примечательное место собора - Капелла Карафа. Ее создавали великие мастера Италии. Помимо этого, храм украшают полотна Луки и Перуджино Джордано.

Чудеса Святого Януария

Но самой знаменательной реликвией этой известной достопримечательности Италии, поражающей жителей Неаполя еще в средние века, является кровь святого. Она была запечатана в сосуд более полутора тысяч лет назад. Трижды в год множество паломников стекается к собору, чтобы своими глазами узреть поразительное чудо «вскипания» крови. Происходит это в день чествования святого, 19 сентября, каждую первую субботу мая (день, который ознаменовался первым перенесением мощей в Неаполь) и в день празднования годовщины спасения города от извержения Везувия. В эти дни священники выносят сосуд для демонстрации верующим. Кровь, находящаяся в твердом состоянии, в руках священнослужителя мистическим образом вновь превращается в жидкость.

В случае если «чудо крови» не случается, неаполитанцы ждут беды. Подтверждением прямой зависимости несчастий от этого предзнаменования уже был 1527 год, когда в Неаполь пришла чума, унесшая 40 тысяч жизней и 1979 год, когда случилось землетрясение, от которого погибло три тысячи горожан.

Где находится собор

Если задаться посещением мистических мест в городе, то можно смело отправляться в древний замок Кастель дель Ово , который известен своими призраками.

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями. Не обошло это правило стороной и такую известнейшую достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор св. Януария. Однако прежде, чем перейти к подробностям сверхъестественным особенностям собора, обрат..." />

В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
История почитания святого Януария в Неаполе - это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html . Есть еще в русской Вики статья "Святой Януарий", но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария "епископом и мучеником, славой Неаполя". В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город - часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место - позже , даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: ) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают "в лицо". Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы - преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников - тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. ), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с "сапога". А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь "присосался" к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
"В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий"
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в . В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории - в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября - день смерти святого, 16 декабря - день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая - память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий - странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем - великолепно, по частям - и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий - прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос - приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и... извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария - 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с "вольтерианцами" (вкратце просходившее описано здесь: ). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro - очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать - иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане - виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят...

Собор Святого Януария сегодня переименован в Собор Успения Святой Марии. Это неаполитанский собор, построенный в честь Святого Януария – небесного покровителя Неаполя. Здание находится в историческом районе города – на Виа Дуомо.

Церковь заложили в XIII веке по указанию Карла I Анжуйского. В основе фундамента – две древние базилики. Строительство длилось до XIV столетия, когда престол наследовал внук Карла I Анжуйского – Роберт.

Капелла Святого Януария – основная достопримечательность церкви. Ее начали строить в 1608 году, освятили в 1646, а закончили оформление под конец XVII века. Капелла богато украшена фресками авторства Дж. Ланфранко, Доменикино, Х. де Риберы.


В самой старой части церкви, левее алтаря, расположена базилика Святой Реституты. Сегодня он сильно перестроена и отличается от первоначальной, сооруженной в XIII веке. Оттуда можно попасть в древнейшую часть собора – крестильню Святого Иоанна. Вход в собор свободен для всех, но только не в эту крестильню. Ее построили в 343 году, еще при Константине I Великом, а это значит, что она самая древняя во всей Европе. На ее стенах сохранилась мозаика, датированная IV веком.


Центральное внимание туристов занимают Сокровища Сан-Дженнаро. Здесь особенно интересен золотой бюст Януария, выполненный в XIV веке тремя французскими мастерами. Бюст представляет собой реликварий, внутри – мощи (череп) Святого Януария.


Сокровищницу постоянно пополняли. Монаршие особы подносили королевские подарки в виде головного убора с рубинами, бриллиантами и изумрудами; ожерелья из цепей и крестов. Перед Святым Януарием благоговели не случайно – неаполитанцы верят в защиту Святого, считая, что именно он уберег город от упадка в XVI веке, отвернул беду .

Главная реликвия церкви – сосуд с кровью Святого Януария. Она здесь как минимум с 1389 года, по крайней мере, об этом впервые упоминается в хрониках.


Дважды в год – первая суббота мая и 19 сентября – сосуд выставляют на всеобщее обозрение. Верующие своими глазами убеждаются в том, что кровь закипает, заполняя сосуд до краев.


Чудо закипания крови пыталась развенчать Маргарита Хак. Профессор из Итальянской ассоциации паранормальных явлений заявила, что закипание – многовековая фальсификация. Вместо крови в сосуде специальное химическое вещество из оксида железа. Если сосуд потрясти, гелеобразная жидкость бурлит. Разоблачающая сенсация случилась в 2005 году и не понравилась ни церковным служителям, ни паломникам. Вера в чудо оказалась сильнее любых доводов.


Чтобы попасть в собор, как мы уже писали выше, достаточно пройти на старинные улочки Неаполя – Виа Дуомо. Собор открыт для посетителей с 9 утра до 5 вечера. Стоимость билета – 6 евро.

Другие достопримечательности Неаполя смотрите .

Loading...Loading...