Святой блаженный павел таганрогский, чудеса и подвиги. Святой Павел Таганрогский в чем помогает? Павел таганрогский святой

Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792г. в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению души и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: "...вся, елика имаши, продаждь и раздай нищымъ: и имyти eмаши сокровище на нбси..." (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила Благодать Божия. Он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о небесном отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.
Придя в преклонные лета, старец оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою (1, стр.20)..
Ночи же, как и прежде, проводил в усердной коленопреклоненной молитве. Старец сам неустанно творил Иисусову молитву и других учил никогда не забывать про нее. От всех приходящих к нему требовал прежде помолиться и без Исусовой молитвы никогда никого не впускал к себе в келью (1, стр.23).
Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к церковной святыне и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.
Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца (5).
Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами.
Однажды к блаженному пришел нечестный торговец и со слезами просил: "Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?" Блаженный Павел, утешая его, сказал: "Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?" - "Крал", отвечает тот. -"Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?" - "Нет, никогда не поминал". - "Ну вот добри люде помятуть". И еще много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный (1, стр. 101-102).
Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: "Съ прпбнымъ прпбенъ будеши, и съ мужемъ неповиннымъ неповиненъ будеши: И со избраннымъ избранъ будеши" (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.
Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, - блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: "Простите, батюшка, виноват" (1, стр.34).
Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: "Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно", и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: "Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти"; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти (1, стр. 78-79).
Силою Благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал:
"Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може", и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897г. поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (3, статья "Дамиан").
Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, "шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду". Посетители содрогнулись и открыли все как было. "Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей". Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, "пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте" (1, стр. 155-156).
Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним (1, стр.213). Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах (1, стр.216).
Преставился блаженный Павел 10 марта 1879г. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу (1, стр.216).
В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость (1, стр.217-218).
В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: "Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?" И услышал голос с небес: "Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича". На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.
На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: "аще зерно пшенично падъ на земли не uмретъ, то едино пребываетъ; аще же uмретъ, многъ плодъ сотворитъ" (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную. Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, - и блаженный учил, как этого достичь.
20 лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами - умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келию, а после его смерти - на могилу. Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.
Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: "Здравствуй, столпе от земли до неба...", - сказал отец Иоанн, а Павел Павлович отвечал: "Здравствуй и ты, солнце от запада на восток..." (2, стр.6).
От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему.
Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилось несколько часов. Придя в келию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцеленной, о чем свидетельствовали и врачи. И это утвердило ее веру в Бога и Его святого угодника (2, стр.6).
Блаженный Павел любил говорить: "Хоть я и умру, а мое место не останется пустым". И прибавлял: "Мой куст никогда не будет пуст". Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь - и услышала: "Ой, дивчино, и умрешь у мене..." Мария осталась в его келии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их.
Слова блаженного оказались пророческими. С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время все более и более возрастает. В день памяти блаженного - 10 (23) марта великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.
Литература:
1. Жизнь и подвиги в Бозе почившаго прозорливаго старца Павла (Павловича) Таганрогскаго, (записанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цюрютиной, на основании сказаний о нем лиц, живших с ним и знавших его). Собрал и изложил священник Иоанн Алексеев. Москва, 1911.
2. О канонизации блаженного старца Павла Таганрогского. Доклад священника Алексия Демидова на епархиальном собрании 10 марта 1998г. - Церковный вестник Ростовской епархии,.3, 1998г.
3. Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь... Издание под ред. Проф. А.П.Лопухина. Т.4. Пг,. 1903г.
4. История Христианской Церкви в 19 веке. В 2-х томах. Изд. А.П.Лопухина. Т. 2. Пг., 1901г.
5. Обвинительное заключение. - Таганрогский литературно-историко-архитектурный музей-заповедник. КП-9863/59, ФПИ фонд 8,.59 п. 7, лист 5.

Начало девятнадцатого века. Таганрог. В то время это был сонный провинциальный город, ничем и никем не знаменитый. И мало кто понимал тогда, что странный пожилой человек, который каждый день после службы в соседнем храме появляется на базаре с двумя холщовыми сумками на плече, - это будущий святой.

Торговка :
Петро, ты у нас новенький тут, видишь, старик идет, дай ему своего товару!

Торговец:
Вот еще! Зачем? Он вон даже не просит!

Торговка:
Подай, говорят тебе, у нас так принято!

Торговец:
Ну ладно, эй, дед, возьми!

Торговка:
А ты грешен, Петро, смотри, не взял у тебя старик милостыню-то!

Блаженный Павел Таганрогский действительно не у всех принимал милостыню, не всех благословлял. К преклонным годам он получил от Бога дар прозорливости и мог видеть прошлое и будущее человека.

А в детстве он казался самым обычным мальчиком из хорошей дворянской семьи в Черниговской губернии. Родители его были люди благочестивые, но в меру. Они мечтали о том, что сын получит образование, женится, заведет детей и будет дальше преумножать благосостояние семьи. Все будет как у людей. Но сам Павел грезил о другом. Он хотел жить, как святые подвижники, а для начала отправиться в путешествие по святым местам.

Родители ему не разрешали этого, но когда Павлу исполнилось шестнадцать, он просто убежал. Вернулся домой только через год. И это не было возвращением блудного сына, отец не встречал его радостным пиром. Он сильно избил Павла, требуя, чтобы тот больше и думать не смел ни о каких святых местах.

Долгие семь лет Павел, как послушный сын, жил с родителями, выполняя их волю, но на самом деле он ждал только совершеннолетия. И как только это произошло, он ушел из дома окончательно.

На средства, которые Павел получил от отца, он мог безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Кроме денег, ему было даровано имение с крестьянами. Он мог свободно пользоваться плодами их труда, поскольку в то время еще существовало крепостное право. Но все это претило его душе.

Павел не понимал, как один христианин может владеть другим христианином, и сразу же отпустил всех своих крестьян. Деньги раздал по храмам и налегке, как обычный странник, отправился в долгожданный путь. Десять лет он ходил по святым местам, питаясь подаянием. А через десять лет осел в Таганроге.

Молодой сильный мужчина, он стал зарабатывать на жизнь как простой рабочий – грузчиком в порту, разнорабочим у разных местных предпринимателей.

Приказчик:
Работаем, работаем, работа срочная, доплачу еще!

Приказчик:
Эй, ты куда, я же сказал – доплачу!

Торговец:
Да ты его не удержишь, Пашка он такой, как только к вечерне звонят, уйдет – и деньги ему не нужны! Не пьет, не курит, но упрям!

Это действительно было так, Павел никогда не пропускал службы. Ничто не могло удержать его: ни деньги, ни чьи-то просьбы. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила Божия благодать. Люди стали идти к нему за советом и утешением. И когда он достиг преклонных лет, то вовсе оставил работу.
Теперь каждый день его начинался в храме. Он говорил, что любить Бога надо начинать с малого – с любви к церковной святыне. С собой он всегда носил маленькую скамеечку и полотенце, чтобы протирать в храме иконы. Потом заходил на базар, где получал подаяние, и шел домой.
Жил он в маленьком домике, в котором было несколько комнат. Одна считалась его кельей, в других постоянно жили люди, которые приходили к нему со своими проблемами и вопросами. Некоторых он оставлял у себя как бы на послушание.

Келья его, на первый взгляд, была очень странной. Все стены у нее были увешаны иконами, но на полу стояли кадки, горшки, корзины и мешки, наполненные хлебом, бубликами, маслинами, черносливом, лимонами, банки с медом, сумки с просфорами. Где-нибудь в углу могли быть свалены чулки и башмаки. Это был такой маленький склад! Зачем? К чему все это старцу, который проповедует нестяжание?

Все объяснялось очень просто – старец уже не мог сам совершать путешествий по святым местам, он отправлял туда других и всегда следил, чтобы никто не ушел в дальний путь с пустыми руками.

А вот чего он не любил, это непослушания. Он даже говорил, что послушание превыше поста и молитвы.

Торговка:
Как грязно здесь, и некому убрать у старца! Сейчас все вымоем, как хорошо будет!

Молодая молитвенница:
А он не заругается, мы же в его келье приборку делаем?

Торговка:
Да ладно, ну смотри, какая чистота, нечто он не чувствует!

Чистота старцу, как оказалось, была не так важна, как послушание. Слишком инициативных баб он быстро проучил, приказав притащить золы и рассыпать ее на свежевымытом полу. В келье стало еще грязнее, чем было. Но это была грязь внешняя, ему же была важна чистота внутренняя.

И чем дальше, тем больше он видел и понимал про людей, про их прошлое и будущее. Своему духовнику, в то время простому монаху Дамиану, он предсказал, что тот будет великим человеком, таким, что больше уже невозможно. И тот вправду стал через много лет патриархом Святого Града Иерусалима.

Было ему открыто и время его собственной смерти. Накануне он велел написать письмо своим близким – а у него был жив еще родной брат – с просьбой быть на похоронах.

Предсказывал он и свою канонизацию, только в тот момент окружающие не поняли, что он имел в виду. А он сказал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы - да в собор». Так и было, только прошло больше ста лет. Прославление святого совершилось в июне 1999 года, его мощи были перенесены в Свято-Никольский храм Таганрога.

Торжества сопровождались многочисленными чудесами. Вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около часа. Потом в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой.

Блаженный Павел Таганрогский не был пустынником, не искал уединения, всю свою жизнь он провел среди людей и для людей. И после кончины он – по молитвам – продолжает помогать верующим.

Святой блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) был одной из наиболее заметных фигур русского старчества - значимого явления духовной жизни России XIX века. Он родился в Черниговской губернии в 1792 году, получил в наследство немалый капитал и 300 душ крепостных, но в возрасте 25 лет отпустил их на волю и отправился в паломничество по святым местам. В возрасте примерно 35 лет его странствия завершаются в Таганроге, где Павел останется до самой смерти в 1879 году. Здесь он вёл самую обычную жизнь, зарабатывая подёнными работами, но вскоре стал заметным духовным авторитетом - сначала среди простых людей, а затем и среди духовенства.

«Благочестивый старец Павел вёл всех, приходящих к нему, ко спасению чрез свои наставления, учил их делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники Господни и воскресные дни, - говорится в его биографии, изданной Ростовской епархией в 1994 году. - Старца всегда посещало много народа из Черномории и из-за Дона и всей Азовской окружности, и все рассказывали очень много о его предсказаниях, милосердии и добрых его делах». После смерти старца проводить его в последний путь, по свидетельствам очевидцев, собрались тысячи людей, а его могила на старом кладбище Таганрога сразу же стала местом паломничества.

Вопрос о канонизации Павла Таганрогского был поставлен незадолго до революции 1917 года, но по понятным причинам его решение было отложено на десятилетия, хотя почитание старца продолжалось и в советский период, несмотря на репрессии в отношении ближайшего круга его последователей. Наконец, в 1999 году состоялось причисление старца Павла к местночтимым святым, а сразу после этого началась работа по включению его имени в число общецерковных святых. Сейчас этот процесс движется к завершению, и в день общецерковной канонизации Павла Таганрогского в апреле следующего года ожидается первый в истории визит в Таганрог патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Кроме того, намечена реконструкция памятных мест Таганрога, связанных с жизнью святого - Никольского храма, могилы и кельи Павла Таганрогского. О месте этой фигуры в церковной жизни юга России «Эксперту ЮГ» рассказал благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков .

Небесный покровитель Дона

- В чём заключается значимость канонизации старца Павла для Ростовской области и в целом для юга России? Как бы вы это объяснили невоцерковленным людям?

Старец Павел прожил здесь так долго и внёс такую лепту в формирование духовной жизни Таганрога, что мы имели полное право породниться с ним, канонизировав как святого Донской земли. А после того, как в следующем апреле состоится прославление блаженного Павла Таганрогского в лике общецерковных святых, святой такого масштаба на юге России появится впервые за столетие. Это событие откроет новую страницу в истории Таганрога, причём оно станет важным не только для нашего края, покровителем которого является старец Павел, но и для Украины, поскольку старец родился в Черниговской губернии. Общецерковное его прославление будет означать, что имя праведного станет почитаться во всех уголках православного мира. Уже сейчас иконы с его изображением находятся в ряде зарубежных стран, в том числе в США и в Италии. Знаю точно, что его иконы есть и в нескольких храмах на Афоне и на Святой Земле. А паломники приезжают в Таганрог не только из близлежащих регионов, но и из Москвы, из Владивостока - все, кто хоть раз помолился у раки с мощами старца Павла, навсегда запоминают это. Могу с уверенностью сказать, что общецерковное прославление праведного Павла Таганрогского позволит огромному количеству людей соприкоснуться с его личностью, его святостью и обнаружить уникальный пример жизни по Евангелию. А мы знаем, что только такая жизнь открывает истинное познание Бога и делает человека по-настоящему счастливым.

- Насколько заметной фигурой для Таганрога старец Павел был при жизни?

Можно сказать, что личность старца Павла духовно преобразила Таганрог, на тот момент - шумный портовый город. Несмотря на множество храмов, в городе царил купеческий дух, а вера и благочестие не всегда были центром жизни таганрожцев. Но образ жизни подвижника обратил на себя внимание - люди увидели на нём печать Божию и стали обращаться к нему за помощью. Многим он помог духовным советом, милостыней. По его молитвам совершались чудеса исцеления и обращения к праведной жизни. Благодаря подвигу старца Павла в городе сформировалась особая духовная атмосфера. Как подтверждение - истории людей, живших высокой духовной жизнью и связавших свою судьбу с Таганрогом, в том числе и наших современников. Среди них митрополит Иосиф (Чернов) Алма-Атинский, архиепископ Арсений (Смолянец), старица Мария Величко, архиепископ Николай (Феодосьев) Чебоксарский.

- Можете ли вы описать наиболее известные примеры чудес старца Павла?

Чудеса происходили и при его жизни, и после смерти. Например, незадолго до смерти Павел Таганрогский предсказал иеромонаху Дамиану, служившему на подворье Иерусалимского патриархата в Таганроге, что он станет великим человеком, причём настолько, «что больше и быть не может». Это предсказание сбылось: через два десятилетия обычный иеромонах стал Иерусалимским патриархом. В ежемесячном литературном приложении к журналу «Нива», изданном в 1902 году, описана эпидемия холеры, охватившая в 1892 году окрестности Таганрога и унёсшая жизни восьмисот человек. После панихиды по старцу Павлу эпидемия на другой же день сократилась, а затем, как сказано в этой публикации, «как бы обошла город стороною и совершенно исчезла». Любопытно то, что в светском издании времён уже начавшегося в России духовного кризиса было подчёркнуто: чудо произошло по молитвам старца Павла. Я сам знаю много случаев, когда старец Павел помогал страдающим неизлечимыми заболеваниями, многие из этих историй подтверждаются медицинскими свидетельствами. Люди получают от него утешение и помощь в трудных жизненных ситуациях, семейных неурядицах, духовных проблемах. Это самые настоящие чудеса, которые происходят ежедневно по его молитвам.

Путь к канонизации

- Предпринимались ли в дореволюционный период попытки канонизировать старца Павла?

Сначала его почитали простые люди, но затем и духовенство стало видеть в нём неординарную личность. Когда он умер, с ним пришло проститься огромное количество таганрожцев и жителей окрестных сёл. Храм Всех Святых на городском кладбище не мог вместить всех людей, а из храма до места погребения - это всего 200–300 метров - гроб несли более часа, потому что каждый хотел к нему прикоснуться. Уже в 1911 году, через 32 года после смерти старца Павла, с одобрения Святейшего Синода издаётся жизнеописание, повествующее о прижизненных и посмертных чудесах подвижника. А в 1917 году князь Николай Жевахов, помощник обер-прокурора Святейшего Синода, изъявил желание собрать больше сведений о старце Павле, чтобы начать процесс его канонизации. Этому помешали известные события, но в годы советской власти массовое почитание продолжалось. Последовательница старца Мария Величко собрала около себя общину его почитателей, в которую входили и священнослужители. Но в 1927–28 годах власти, пытаясь прекратить это почитание, завели против общины так называемое «дело святых». Старицу Марию и других членов общины судили за антисоветскую пропаганду, была разрушена часовня, взломана и осквернена могила. Несмотря на это, люди продолжали искать у старца помощи.

- Что, в конечном счёте, стало предпосылкой к канонизации старца Павла как местночтимого святого? Как было принято это решение?

Когда закончились годы советской власти, вопрос о канонизации старца Павла стали поднимать простые люди, почитавшие его. А среди церковных иерархов первым эту идею предложил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский, затем её поддержал митрополит Петербургский Владимир (Котляров). В 1999 году архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон с благословения Святейшего Патриарха Алексия II совершил причисление старца Павла к местночтимым святым. На эту канонизацию приехало около трёхсот священников. Мощи старца Павла предварительно поместили в специальную капсулу и перенесли с территории Всехсвятского храма на кладбище через весь город в Никольский храм. На канонизации присутствовало около 30 тысяч человек, ставших свидетелями чудесного события. В тот момент, когда совершался чин прославления блаженного Павла, вокруг солнца появилась радуга, которая оставалась на небе в течение двух часов, и многие зафиксировали её на фото- и видеокамеры. Казалось бы, ничего удивительного, радуга вокруг солнца, так называемое гало - это редкое, но естественное физическое явление. Но для верующих людей это было духовное свидетельство того, что прославление старца Павла радует не только наши сердца, но и Небеса.

Зримый и незримый фронт работ

- Как сейчас организован процесс причисления местночтимых святых к общецерковным? Какая подготовительная работа вами проведена?

Признать общецерковным святым может только архиерейский собор, который проходит раз в два года. И такое признание - редкое событие. Поэтому подготовительная работа должна быть проведена огромная и ответственная. На протяжении всех этих лет идёт сбор документов, свидетельствующих о помощи старца Павла - чудесах или исцелениях. Параллельно происходит большая работа с архивами, ведётся составление богослужения старцу Павлу. Всем этим занимается комиссия по канонизации святых Донской митрополии, подготовка к общецерковному прославлению ведётся по благословению митрополита Меркурия Ростовского и Новочеркасского. Далее документы подаются в Синодальную комиссию по канонизации при Святейшем Патриархе, и если подготовительную работу признают удовлетворительной, то она передаётся архиерейскому собору, который выносит окончательное решение. Но подготовка канонизации - это не только работа с документами, но и реконструкция памятных мест, связанных с именем святого.

- Какие это объекты в Таганроге?

Во-первых, часовня над могилой старца Павла, во-вторых, его келья, а самое главное, Никольский храм - главный в Таганроге, именно в нём почили мощи старца Павла. Поэтому перед нами стоит задача реализовать проект реконструкции Никольского храма, поскольку после канонизации он станет центром притяжения ещё большего количества верующих. Прежде всего нужно соединить уже существующие два здания в один большой храм. Работа предстоит огромная - в храме требуется сделать новую роспись, иконостас, заново перекрыть крышу, установить новые купола. За территорией храма планируем построить воскресную школу и создать административный корпус.

- Стоимость этих работ уже опре­делена?

Всё зависит от того, что нам предложат реставраторы и иконописцы. Сейчас мы знаем не весь объём необходимых работ, но стоимость успешного выполнения всего проекта колеблется от 90 до 120 миллионов рублей. Кроме того, нам необходимо согласовать все проектные документы, в том числе с Министерством культуры. Здесь идёт каждодневная работа, но мы понимаем, что сроки настолько малы, что человеческими усилиями многое сделать сложно - поэтому надеемся на Божью помощь.

- Можно ли рассчитывать на то, что в реконструкции Никольского храма поучаствуют крупные предприятия Таганрога?

Конечно, мы надеемся, что люди, которые знают старца Павла и для которых святыни Никольского храма небезразличны, примут участие в его восстановлении. Хотя мне задают вопросы: сейчас, когда государство и народ переживают не лучшие времена, есть ли смысл вести новое строительство? Но храмы строили даже в самые трудные времена - потому, что люди хотели молиться Богу, получать помощь, и народ, объединённый этой молитвой, преодолевал все трудности. В случае с Никольским храмом мы рассчитываем, что он станет не только духовным, но и социальным центром, и это будет соответствовать миссии старца Павла, тому служению, которое он нёс при жизни.

- Возможно ли появление такой личности, как старец Павел, в наше время? Есть ли сегодня в православном мире фигуры, сопоставимые с теми старцами, что жили сто-двести лет назад?

- «Не стоит село без праведника, а город без святого» - эта мудрость отражает смысл библейской истории о Лоте, ради которого Бог не уничтожал Содом, пока праведник не покинул город. Сейчас трудно сказать, кто эти люди, ради которых стоят наши города. Признать богоугодной жизнь человека могут только время и полнота церковного разума. Несмотря на то, что в XX веке Церковь была гонима, этот период дал России десятки тысяч святых новомучеников, исповедников и подвижников. Среди них есть и такие, кого мы тоже называем старцами - к примеру, совсем недавно почившие в Бозе протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Подвижников, именуемых в народе старцами, в XX веке было много. Мы обращаемся к их опыту, их мудрости, но прошло слишком мало времени, чтобы их канонизировать: пройдут ещё годы, пока церковное сознание признает их святыми.

Два года назад состоялось общецерковное прославление блаженного старца Павла Таганрогского. Своей жизнью он воплотил яркий и востребованный пример подвига святости в миру, а Донская земля навеки обрела в его лице своего покровителя на небе. 20 июня отмечается день памяти старца, в честь его прославления в лике местночтимых святых.

Святой странник

Родился Павел Стожков 21 ноября 1792 года и был назван в честь святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника, чья память совершается 19 ноября. Родители мальчика – Павел и Параскева Стожковы – были зажиточными дворянами из Кролевецкого уезда Черниговской губернии и владели большим количеством крестьян. Очевидно, что были они и благочестивыми людьми. Однако они мечтали дать Павлу, как и его старшему брату, хорошее образование и обеспечить ему безбедную жизнь. Сам же блаженный рассказывал: «Всё моё желание от юности было молиться Богу, а намерение – идти по святым местам».

Ещё в возрасте 16 лет он оставил отчий дом и отправился паломничать по святым местам, и так пространствовал целый год. Когда Павел вернулся домой, отец его сильно наказал и запретил впредь ходить по святым местам. Сам святой впоследствии признавался, что отец не разделял его стремлений, однако не в силах был их изменить: когда Павлу исполнилось 25 лет, он отдал сыну его часть наследства и, благословив поступать с ним по его личному усмотрению, отпустил. Первым делом Павел даровал свободу всем своим крестьянам, а деньги, оставшиеся от продажи имущества, раздал нищим. После этого он смог осуществить свою давнюю мечту – отправиться путешествовать по святым местам.

Известно, что это паломничество блаженного Павла продлилось 10 лет. За это время он смог посетить много святых обителей, в каждой из которых он оставлял значительные пожертвования. Особенно (и впоследствии) он любил посещать Соловецкий монастырь, Киево-Печерскую и Почаевскую обители. О последней он говорил так: «Кто в Киеве будет, а Почаев минует, тот и в Киеве не будет».

Вторая родина

В возрасте 35-ти лет Павел появляется в городе Таганроге и остается здесь уже навсегда. Долгое время он жил у людей, на разных квартирах. Последним его пристанищем стала квартира в Депальдовском (сейчас – Тургеневский) переулке, где он имел не просто свой угол-келию, но снимал целый домик. Одевался блаженный очень просто, носил крестьянскую одежду и говорил на малороссийском языке, так что сложно было даже догадаться о его дворянском происхождении.

Павел любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он носил скамеечку и полотенце

От природы наделённый большой физической силой, Павел нанимался на поденные работы и трудился не жалея себя. Однако со звуком благовеста он сразу же оставлял всё и торопился в храм, не пропускал ни одной службы. Больше всего ему нравился Успенский собор, в который он приобрёл много икон, лампад и сделал ряд других пожертвований. Павел сам любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он всегда носил маленькую скамеечку и белое полотенце. Рассказывали также, что когда к собору пристраивали приделы (в это время Павел был уже в преклонных летах), он сам носил наверх кирпичи, вдохновляя своим примером другим.

Однажды настоятель собора, который и так хорошо относился к блаженному, во время Великого входа на литургии увидел Павла в светлом сияющем облачении, как у архиерея. После этого он стал относиться к праведнику ещё лучше. Правда, не все из церковного причта так почитали старца – были у него и недоброжелатели.

Когда старец уже не работал, после службы он имел обычай заходить на базар. Павел неизменно ходил с палкой в руке и двумя холщовыми сумками за плечами. Торговцы старались зазвать его к себе, так как знали, что после этого торговля у них пойдёт успешно. Многие давали ему продукты в качестве милостыни, но блаженный не у всех её брал, а кого-то, к их великой скорби, отгонял даже палкой.

Келия и окружение старца

Когда старец Павел поселился в отдельном доме, некоторым людям он стал благословлять пожить с ним некоторое время, кто-то оставался и навсегда. Так постепенно вокруг него начала создаваться своя община. Старец отличался большой строгостью, не давал никому поблажки, особенно же он не любил непослушания. Однако когда к нему приходили посетители, их грехи он обличал оригинальным образом: в присутствии кого-либо из послушников он так называл эти грехи, словно бы они были свойственны этому послушнику. Последний лишь виновато пожимал плечами и просил прощения, но сам посетитель понимал, что так были обличены его собственные прегрешения, и уходил с духовной пользой.

Заботясь в основном о внутренней жизни, блаженный Павел весьма малое значение придавал чистоте в своей келье. Послушницам он благословлял убирать у него лишь раз в неделю – по субботам. Причём весь мусор он наказывал собирать в мешки, которые ещё три дня стояли в доме, а затем мусор сжигался. Выбрасывать его он не благословлял. Спал святой на узенькой скамеечке, которую ничем не застилал, а вместо подушки он подкладывал под голову что-нибудь из своей одежды. Спал очень мало, особенно ценил ночную молитву.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым

На стенах в келье старца было много икон, у которых всё время горели лампады, возле других на лавочках стояли кувшины с песком, в которых также непрестанно горело огромное количество свечей. Ещё в келье святого всегда стояло много мешков и корзин со всевозможной провизией, которую он раздавал нуждающимся посетителям.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым. Он каждую неделю присылал в тюрьму всевозможные продукты, интересовался о больных и усиленно им помогал. Когда же кто-либо из заключённых умирал, старец сам покупал гроб, одежду и всё необходимое для погребения. Благодаря его заботам все заключенные были похоронены по-христиански.

С юности полюбив подвиг , старец не оставлял его и в более зрелом возрасте. Обычно он брал с собой несколько послушниц, и вместе они отправлялись поклониться святым местам. При этом старец Павел большое значение придавал всем тяготам и трудностям, которые нужно было обязательно понести во время пути. Со временем, когда он сам уже не мог ходить в такие походы, святой любил благословлять в них своих послушниц, всегда помогая им в пути незримым образом.

Чудеса и предсказания

Многими духовными дарами был наделён от Бога Таганрогский старец Павел, или «Павло Павлович», как многие его называли. Был у него и дар прозорливости – многие слова блаженного впоследствии сбывались. Так, например, иеромонаху Дамиану (Касатосу), он предсказал, что тот со временем станет великим человеком, таким, «шо больший буть не може». Спустя много лет этот иеромонах действительно стал Иерусалимским Патриархом.

Когда молодая девушка Мария Величко пришла к старцу за благословением на замужество, он в ответ сказал ей то, чего Мария совершенно не ожидала услышать: «Ой, дивчино, и умрешь у мене...». И действительно, девушка осталась до конца своих дней жить у старца, вначале как его послушница, а затем, после смерти блаженного, возглавила его общину и сама прославилась как старица.

Иногда болезнь отступала после того, как старец поколотит больного палкой по больному месту

Другой человек пришёл просить у старца Павла благословения уйти в монастырь. Тот велел ему прежде залезть на печку и посидеть там. Так молодой человек провёл на горячей печи 12 дней, после чего, выдержав это испытание, был отпущен старцем в монастырь. Впоследствии он стал хорошим монахом на Афоне, где подвизался до конца своих дней.

Очень многих блаженный Павел Павлович исцелял, зачастую когда от пациента отказывались уже даже врачи. Иногда болезнь отступала после того, как старец сильно поколотит больного своей палкой по больному месту.

Один мужчина, у которого дома умирала жена, узнав о необычном чудотворце, поехал к нему издалека с последней надеждой. Однако как только он появился на пороге, сразу же получил палкой по голове от старца и услышал от него: «Чего приехал?! Твоя жена тебе дома уже вареников наварила». Ничего не поняв, мужчина отправился домой. Но ещё более он был удивлён, когда дома действительно застал здоровую жену, которая уже наготовила ему миску вареников. Как выяснилось, исцеление к ней пришло в тот самый момент, когда старец Павел ударил её мужа палкой по голове.

И подобных случаев, один невероятнее другого, было множество.

Кончина и прославление святого

Дни земной жизни старца подходили к концу. Известно, что незадолго до кончины блаженного посетил . Сохранившееся предание свидетельствует, что последний приветствовал Павла словами: «Здравствуй, столпе от земли до неба», – на что старец отвечал: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток».

Преставился блаженный Павел 23 марта 1879 года, незадолго до этого приобщившись Святых Христовых Тайн. В ту самую ночь, когда старец умер, известный Таганрогский протоиерей, который недолюбливал праведника при жизни, видел, как ангелы с радостными песнопениями несли на небо чью-то святую душу. На вопрос, чья это душа, он получил ответ: «Павла Павловича». После этого протоиерей горько раскаялся о своём плохом отношении к старцу.

Сама кончина Павла тоже ознаменовалась ещё одним чудом. Когда он преставился, многие видели, как по всему его телу прошла желтоватая тень, после чего само тело убелилось, как снег, на лице же новопреставленного сияла радость.

На ясном небе вдруг образовалась радуга; позже на том же месте из облаков сложился крест

Старец предсказывал, что в день его погребения будет очень много мух. Этим он хотел сказать, что попрощаться с ним придёт огромное количество людей – «как мух». И действительно, на погребении старца народу было столько, что многим пришлось стоять в очереди по несколько часов, чтобы подойти ко гробу и попрощаться с блаженным Павлом. Происходили здесь и многие случаи исцелений.

Старец Павел пользовался большим почитанием у людей ещё при жизни, однако по его преставлении число почитателей только увеличилось. Так сбылись ещё одни слова святого: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым… Мой куст никогда не будет пуст». Местом паломничества стала не только могилка старца, но и его келия, которая и до сих пор принимает много посетителей. Со временем на кладбище стараниями благотворителей и почитателей блаженного была построена часовня.

Долгожданное прославление старца Павла в лике местночтимых святых состоялось 20 июня 1999 года. В этот день его мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский храм Таганрога. «Понесли Павла на могилу, а с могилы – да в собор», – любил часто напевать перед смертью блаженный. Прославление блаженного также сопровождалось некоторыми чудесами: погожим днём на ясном небе вокруг солнца вдруг образовалась радуга; позже на том же месте, где проходили торжества, из облаков на небе сложился крест. Общецерковное прославление святого старца Павла состоялось в 2016-м году.

Наставления старца Павла Таганрогского

Блаженный Павел наставлял приходящих к нему многими советами, некоторые из которых дошли и до наших времён. Известно, что он очень высоко ценил дела милосердия и благотворительность, особенно касающуюся благоукрашения святых храмов. Настаивал, чтобы в домах верующих всегда было достаточно лампадного масла, свечей и ладана, чтобы у икон неизменно теплилась лампада. Учил чтить церковные праздники и воскресные дни, кроме них он также особенно почитал пятницу, советовал откладывать все суетные дела в этот день. Высоко превозносил подвиг паломничества, странничества Христа ради с несением всех тягот и лишений, с ним связанных.

Сохранились и другие наставления святого:

  • Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!
  • Всегда молиться Богу. Искать утешение и наслаждение в молитве. Ради молитвы оставлять и сон, и еду. Молитвенное бодрствование считать самым благодатным временем .
  • Выше всех жертв почитать Бескровную Жертву, приносимую в храмах за грехи наши по установлению Господа нашего Иисуса Христа.
  • Возлюбить чистоту душевную паче телесной, стремиться к ней всеми силами души и поддерживать её неослабно добрыми делами, трудами и молитвами.
  • Будь добрым ревнителем Православия! От апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины .
Павел Таганрогский

келья Св. Павла Таганрогского на пер. Тургеневском в Таганроге
Имя в миру:

Павел Павлович Стожков

Рождение:
Смерть:
Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирован:

в 1999 году

В лике:

святого блаженного старца

Главная святыня:

мощи в Церкви Николая Чудотворца

День памяти:

Святой Блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков ; 8 (21) ноября 1792(17921121 ) , Черниговская губерния - 20 марта 1879, Таганрог) - святой Русской Православной церкви.

Биография

При крещении было дано ему имя Павел, в честь святого Павла исповедника. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился к спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. По достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца полагавшуюся ему часть наследства - земельные угодья и порядка трёхсот душ крепостных крестьян. «По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако то, как поступил Павел Павлович со своим наследством, удивило многих, кто был знаком с семьёй Стожковых. Он взял и отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю» .

Освободившись от мирской суеты и от опеки отца, Павел отправился по святым обителям. Пространствовав около десяти лет, он поселился в Таганроге. Город в то время нуждался в своем старце, и герой будущего жития не обманул ожиданий.

В Таганроге Павел ведет простой образ жизни и забывает свое дворянское происхождение. Он стал принимать к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц и держал их очень строго, приучая к посту молитве, ежедневно ходил в церковь и выстаивал там все церковные службы. Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи. Получив от Господа дар исцеления и прозорливости, направил его на вспоможение людям. «Слух о подвижнике Павле прошел далеко за пределы Таганрога, во всех окрестностях верст за 100 150 очень многие знали его, часто посещали и приносили ему пожертвования, ибо все были уверены, что деньги, данные ему, не пропадут даром и что старец распорядится ими с пользою для их душевного спасения» .

В Таганроге Павел жил на разных квартирах. Некоторое время обитал он на Касперовке, потом в крепости, а затем около 20 лет жил на Банном спуске у вдовы Елены Никитичны Баевой. Последний период своей жизни он провел в квартире на Депальдовском переулке у Ефима Смирнова: там жил до самой старости, там и скончался.

В настоящее время это место называется в Таганроге подворьем старца Павла, или, как принято в народе, кельей, хотя келья - это лишь одна комната, находящаяся в доме, в которой старец молился. Вся она была уставлена иконами, на деревянной скамейке стояли кувшины с песком, туда были вставлены большие свечи, горевшие день и ночь, не затухали пред иконами и лампады. Ничем не покрытая скамья служила старцу постелью. Подушкой Павел не пользовался, но подкладывал себе под голову что-нибудь из одежды, которую носил.

Старец Павел больше любил жить жизнью внутреннею, духовною и мало заботился о внешней чистоте: он не велел послушницам часто подметать келью, разрешал это делать только по субботам, причем сор не велел выбрасывать на улицу и во двор, а требовал, чтобы все выметаемое палили в печи. Предпочтя чистоту душевную, старец стремился к ней всеми силами своей души и старался поддерживать её неослабными трудами и молитвенным подвигом. Высшее наслаждение его состояло в молитве: каждый день и каждую ночь в его келье читали акафисты Спасителю и Божией Матери. Особенно любил старец акафист Казанской Божьей Матери.

Выше всех жертв и приношений Богу он считал бескровную жертву за грехи людей Сына Божия, поэтому любил нанимать обедни и людям внушал то же, считая это добродетелью.

Всех приходящих к нему, а посещали его по преимуществу простые сельские люди, благочестивый вел к спасению через свои наставления, учил делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники и воскресные дни. Сам он был великий постник и требовал, чтобы все живущие у него в доме и посещающие его, тоже несли пост, воздержание и тяготу. Никому не было от старца поблажки.

Чудеса и канонизация

Кончина старца Павла последовала в 1879 году в марте месяце. С этого момента не прекращается народное почитание угодника. 20 июня 1999 года в Таганроге состоялось знаменательное событие: канонизация блаженного Павла Таганрогского и перенесение его чудотворных мощей из небольшой часовни на старом городском кладбище в Свято-Никольский храм. Этим жарким июньским днем свершилось предсмертное предсказание старца о перенесении мощей: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор». Торжества сопровождались многочисленными чудесами. Во время чтения жития Павла перед глазами многочисленных паломников предстала необычная картина: вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около часа. Позднее в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой. Православные России расценили эти знамения как благоволение Неба к прославлению святого угодника. Подробные сообщения о чудесах, сопровождающих канонизацию, отразили средства массовой информации: «Таганрогская правда», «Таганрогский курьер», «Грани месяца», «Православный Таганрог», «Ветеран Дона», «Молот» и другие источники.

Избрав целью жизни своей тяжелый христианский подвиг, Павел продемонстрировал истинную глубину мудрости: смысл жизни истинного христианина - это стяжание Божественной благодати в миру. И за это ещё при жизни были уготованы старцу дары прозорливости, исцеления и чудотворения, о которых таганрожцы, его современники, слагали легенды, вошедшие впоследствии в «Житие» Павла, а затем, уже в наше время, в книгу «От земли и до неба. Чудеса и Житие блаженного Павла Таганрогского», первую часть большого издательского проекта «Старцы Кавказа». А Таганрог, маленький южный город, прославившийся известными писателями, актёрами, политиками, теперь обрел и своего святого.

Loading...Loading...