Святой источник в честь иконы Казанской Божией Матери. Царёвшино

Деревня Мелекса Волховского района прославилась благодаря источнику, обладающему целебными свойствами. Со всей страны и даже из-за рубежа люди приезжают сюда, чтобы набрать святой воды и ощутить на себе ее чудодейственную и живительную силу.

История и легенды о святом источнике

Как возник источник у Мелексы, доподлинно неизвестно. Есть только сведения, что он существует не одно столетие. Наиболее распространенная версия появления источника гласит: когда-то здесь стояла часовня или церковь, которая ушла под землю. На месте ее исчезновения позже забили воды источника, которые по своим свойствам оказались целебными. Однако у этой легенды нет никаких официальных подтверждений.

Также местные жители рассказывают о том, что здесь было несколько часовен, одну из них разрушили при советской власти. Ее постигла страшная участь вследствие ведения тогдашним правительством антицерковной политики. Бульдозером сравняли с землей останки часовни вместе с источником. Однако святая вода пробилась сквозь толщу земли. Говорят, что люди, которые разрушили это святое место, позже поплатились своим здоровьем.

Подобные предания и легенды создают историю святого источника, названного во имя иконы Казанской Божьей Матери. Они передаются из уст в уста, придавая месту большую загадочность, что реально хочется все увидеть ″своими глазами″. Активное восстановление источника началось после падения советской власти. ″Святым озерцом″ прозвали источник жители здешних краев, которые оградили его деревянным квадратным срубом, рядом поставили лавочки, стол с ведрами, купальни.

Часовня была построена только к 1996-му году и освящена седьмого июля в честь Казанской иконы Божьей Матери, которую почитают за заступницу земли русской и ее народа. Именно к ней обращаются за помощью с молитвами в дни скорби и болезни, у нее просят исцеления и защиты от бед и напастей.

Два раза в год, в дни празднования Казанской иконы Божьей Матери, священник из соседней деревни Дудачкино проводит здесь службы, на которые собирается много люду из деревни и окрестности, также из Северной столицы и других городов России. На сегодняшний день источник в Мелексе официально признан как чудотворный и почитается Русской Православной Церковью. Его относят к одному из 6-ти чудес Ленинградской области.

Паломничество к источнику

Многие паломники, побывавшие у источника в Мелексе, отмечают удивительную атмосферу, царившую здесь, полной умиротворенности и душевного спокойствия. Эти чувства сопровождаются лицезрением красивых пейзажей местной природы, созерцанием размеренного течения реки Сясь, а также приятным впечатлением от ухоженности и чистоты вокруг источника.

Люди, посещающие это святое место, уверены в целительной силе вод источника, которая помогает избавиться от болей в спине, кожных и других болезней. Для того, чтобы испытать на себе воздействие воды, необходимо три раза вылить ее на себя. Как утверждает табличка на месте источника, целебной силой обладает не сама вода, а молитва, которая читается во время омовения. Вода лишь выступает проводником молитвы и веры человека.

Известны случаи чудесного исцеления людей, когда даже медицинское лечение было бессильно. Некоторые люди в знак благодарности за исцеление помогали в благоустройстве источника, и продолжают это делать по сей день. В целом, посетители очень уважительно относятся к источнику и к этому чудесному краю, стараются здесь не мусорить, соблюдать чистоту и порядок.

Ведь скольким людям сможет помочь живительная сила источника во имя иконы Казанской Божьей Матери в Мелексе и округе, в России и мире! Святое озерцо ухоженно и вокруг него - красота и благодать, чего не скажешь про путь к нему. Но кому действительно нужно, тот добирается по бездорожью и распутице, по ямам и ухабам, сугробам и болотам. Действительно, таковой бывает дорога, ведущая к святому источнику. И часть пути нужно пройти пешком. В этом есть некая символичность.

Казанская икона Божией Матери

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Икона Божией Матери Казанская

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

Казанская икона Божией Матери

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Икона Божией Матери Казанская

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М. 1912.

Икона Божией Матери Казанская

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.

Икона Божией Матери Казанская

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Икона Божией Матери Казанская

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

Икона Божией Матери Казанская

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

Западнодвинский район д. Бибирево.

Местоположение родника относительно населенных пунктов и географические координаты: д. Бибирево. N56°22"16,62" E32°18"01,90".
Положение в рельефе:

Абсолютная отметка выхода родника:
Тип питающих родник подземных вод: грунтовые.
Характеристика водоносного горизонта:
Тип родника:
Каптаж: деревянный сруб.
Количество посетителей родника:
Результаты анализа воды:

Характер вытекания воды - спокойно фонтанирует Дебит источника – 900 л/ч Физические свойства воды источника: - температура - +4 0С - плотность воды – 1,02 г/см3 - цвет – отсутствует - запах – не имеет - прозрачность – полностью прозрачная - осадок – нет - Химические свойства воды источника: - pH – 7 - содержание сульфатов – не содержит - содержание хлоридов – не содержит - содержание гидрокарбонатов – не содержит. Хозяйственное использование: для питья Дата взятия пробы воды: 21.01.11. Ученики нашей школы совместно с учителем проводили исследование воды родника.

Исторические материалы:

Святой источник Иконы Казанской Божией Матери, или родник Новостроенский Западнодвинский район, д.Новосторойка. Примерно в километре от центра моей родной д. Бибирево находится родник. В газете «Авангард» за 3 июня 2005 г. были опубликованы выдержки из книги краеведа Редкова Н.Н. «Описание церквей и приходов Смоленской епархии», опубликованной 1915 г. Вот что удалось мне узнать об истории нашего родника: «...В 1977 бельская помещица... П.Д.Калакуцкая пожелала вблизи деревянной церкви устроить каменную – в честь Казанской Божьей Матери... В полверсте от церкви находится колодец с чистою, вкусною и целебною водой для глаз. В 1898 – 1899 г. над ним вместо ветхой деревянной устроена каменная часовня в память коронования Их императорского величества. Впоследствии часовня была разрушена, но колодец и родник сохранились. Ежегодно 8 июля, в День Казанской Божьей матери, а иногда также 22 октября совершается на колодец крестный ход при большом стечении народа (в 1913 г. собралось 3000 человек)». Часовня у родника построена жителем д. Бибирево Коршаковым В.П.

Уварова Софья,учащаяся 6 класса МБОУ «Бибиревская ООШ»Западнодвинского района

С возрождением православия на Святой Руси, стало возможно и восстановление православных святынь. Одна из них – источник во имя иконы Казанской Божьей матери, который находится близ деревни Бибирево Западнодвинского района, ранее этот источник принадлежал храму, находящемуся невдалеке. Жители этой деревни сейчас являются прихожанами храма Николая Чудотворца, что в Западной Двине. Силами прихожан была облагорожена территория вокруг источника, сам родник вычищен, оборудован деревянным срубом с лотком, рядом построена часовня. Ежегодно в день чествования иконы Божьей Матери Казанской прихожане во главе с благочинным западнодвинского района протоиереем Игорем Гребневым совершают крестный ход к источнику. У источника совершается молебен чудотворной иконе.

Интересна история этого родника.

В книге Редкова Н.Н. мы читаем: « В 1\2 версте от церкви находится святой колодец, с чистою, вкусною и целебною для глаз водою. В 1898-9 г.г. над ним, вместо ветхой деревянной, устроена каменная часовня в память священного коронования ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ. Ежегодно 8 июля, в день Казанской Божьей Матери, а иногда также и 22 октября, совершается на колодец крестный ход, при большом стечении народа (в 1913 г. – 3000 человек)». В этом документе речь идёт о корона́ции (свяще́нном коронова́нии) импера́тора Никола́я II Алекса́ндровича и императри́цы Алекса́ндры Фео́доровны - последняя коронация императора и его супруги в Российской империи. Состоялась она во вторник 14 (26) мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.

В книге Н.Н.Редкова «Описание церквей и приходов Смоленской епархии» которая была издана в 1915 году в Смоленске, есть интересная информация и о храме, которому принадлежал в старину источник. Читаем: « В 1777 г. Бельская помещица… Пелагея Демьяновна Колакуцкая, пожелала … устроить новую каменную во имя Казанской Божьей Матери (церковь). Храмозданная грамота была выдана еп. Парфением 1 февраля 1777 г. Колуцкая довела потройку храма до 2-го яруса, окончил же её помещик, коллежский ассесор Иван Иванович Абашев в 1799 г., при чём главный престол переименован был вчесть Успенья Пресвятой Богородицы, и к нему пристроены два тёплых предела: южный во имя святителя Николая Чудотворца и северный во имя апп. Петра и Павла. Храмосвятная грамота выдана еп.Дмитрием в декабре 1800г., освящён же храм в 1801 году.

Храм имеет форму креста. Вокруг него в 1887 г. устроена кирпичная ограда, покрытая, как вся церковь, железом и окрашенная медянкою. Стены храма снаружи оштукатурены и окрашены белилами на масле в 1903 г. Настоящий, холодный, храм имеет ширину 11 аршин, в длину без алтаря 9, с алтарём 19 ар. Длина церкви в пределах 9 арш. На каменной колокольне 4 колокола, из коих самый тяжёлый весит 52 и 1\2 пуда.

Достопримечательности храма: 1)Евангелие напрестольное в приделе св. Николая Чудотворца, с надписью: «Бельскаго округу, села Бибирева, церкви Николая Чуд. Евангелие напрестольное, в дести печатанное, в лето от мироздания 7165, от воплощения же Бога Слова 1657, августа в 27 день. Подписал строитель иеромонах Савва Увицкий. 2) Евангелие в приделе св. апп. Петра и Павла, изданное в 1663 г. и свидетельствованное тем же Саввою Увицким. 3) Евангелие напрестольное в лист изд 1791 г. 4)Антиминс в Петропавловском приделе, освящённый м. Сильвестром 3 Крайским 1712 г. 5)Антиминс в Успенской церкви, освящ. Еп. Димитрием 21 декабря 1800 г. 6)Антиминс в Николаевском приделе.7)Указ императрицы Елизаветы Петровны о раскольниках 1745 г. и другие указы.

С радостью и любовью обустраивали православные люди родник. Поговаривали о том, чтобы и храм в Бибирево восстановить.

Дополнительная информация о роднике имеется на сайтах:

Материал подготовила С.И. Гапонова г. Торопец

Святой источник Казанской Божией Матери в Осаново известен не только в Тульской области на протяжении уже более трех сотен лет. Те, кто побывал на источнике, убеждены, что вода отсюда обладает целебными свойствами. Над святым источником устроена часовня. Выходящая по огромной трубе из колодца вода с грохотом падает вниз, а затем по ручью попадает в реку Пронь. Температура воды в источнике 4ºС. Здесь можно купаться в любое время года.

Ежегодно 21 июля, в праздник иконы Казанской Божией Матери – наиболее почитаемой на Руси – сюда, на целебный источник приезжают люди со всех концов России. Говорят. что вода, набранная в этот день в осановском источнике, имеет особые свойства, которые могут помочь исцелить многие недуги. Традиционно под струей осановской ледяной воды нужно пройти три раза, тогда "смоются все грехи", а здоровье будет крепким весь последующий год.

По преданию, над колодцем в Осаново явилась чудотворная Казанская икона и тогда на этом месте была построена часовня. Родник в селе Осаново прославился как замечательным вкусом своей воды, так и разнообразием исторических событий, произошедших здесь в разное время. По имеющимся историческим документам впервые эти места упоминаются в 16 в. На берегу Прони находилась Маковская пустошь, которая именовалась так по названию села Маково. В 17 в. теми землями, где располагался источник, пользовались жители Беломестной слободы древнего города Гремячего (сегодня это одно из наиболее крупных сел в Тульской области). В ту пору еще неосвященный источник в народе называли Иваньковским колодезем. В середине 17 в. пустошь была самочинно захвачена неким дворянином Полтевым. На это местные казаки ответили поданием жалобы в Разрядный Приказ, в которой царским чиновникам доводилось до сведения, что в пустоши построен храм Пресвятой Богородицы и барский двор, крестьянские дворы и мельница на Иваньковском колодезе.

Откуда произошло название села Осаново точно неизвестно, но историки склоняются к версии о восточных корнях в его происхождении, которые со временем были русифицированы. Эти же корни – и у многих других местных топонимов: река Тетяковка, урочища Кобляково и Артебы, Араповские пещеры, деревня Томачевка и т.д.

В селе Осаново и его окрестностях сегодня археологами насчитывается более 10 исторических памятников, которые относятся к разным эпохам. Некоторые имеют многослойный характер, а это указывает на то, что здесь жили люди в разные эпохи. Притягательность этих мест с древнейших времен была обусловлена наличием рядом воды и определенной защищенностью и скрытостью. С севера поселение охранял густой лес (его остатки и до наших дней сохранились рядом с деревней Фустово), с востока - река Проня и крутой обрыв. Наиболее ранние следы пребывания в этих местах человека, которые были обнаружены археологами, относятся к мезолиту.

В холодном декабре 1941 года в одном из домов квартировал немецкий офицер, который предупредил жителей села о том, что им лучше уйти на время. Он, скорее всего, знал, что будет крупное наступление советских войск от подмосковной Коломны и рязанского Михайлова, а наступлению предшествует всегда артиллеристский обстрел. Очевидцы этих событий вспоминают, как быстро ретировались немцы по краю оврага в сторону Сталиногорска по заснеженной дороге. Их «Мерседес» увяз в сугробе неподалеку от села и стоял там до тех пор, пока местные жители не разобрали его на запчасти.

Казанский источник в народе почитался всегда. В 19 веке над ним была построена небольшая часовенка из кирпича. Она сумела пережить эпоху воинствующего послереволюционного атеизма и нашествие оккупантов во время Великой Отечественной, взорвали ее в 1957 г. в ходе антирелигиозной хрущевской кампании.

В конце 1980-х гг. над источником поставили скромную деревянную часовню, но осенней ночью в 2002 г. ее сожгли неизвестные вандалы. В 2005 г. при помощи меценатов была построена новая кирпичная часовня по проекту дореволюционной постройки. Также была благоустроена территория вокруг источника.

Мало кто знает, что кроме большого родника, с двух сторон от села есть еще два. Один бьет из ниши под скалой (местные жители говорят, что его вода помогает исцелять желудочные заболевания и разные язвы), другой, вытекает из-под околицы села с левой стороны от речки Колычевка, и помогает от почечных недугов.

Loading...Loading...