Вера православная - духовность. Крылатые выражения о духовности

духовный мастер" data-essbishovercontainer="">

Что означают понятия духовность, духовный мастер, духовное развитие?

Общаясь с людьми на тему духовности, говоря, чем занимаюсь, я сделала вывод, что в обществе неверно истолковывают это понятие.

Одни за духовность принимают религиозность, различные обеты и ограничения, связанные с верой, фанатичное служение богу, жертвенность и отказ от себя.

Другие духовность ставят на одну ступень с эзотерикой, магией, гаданиями, считают несерьезным занятия медитацией и веру в действие законов вселенной.

Люди, которые встали на путь духовного мастерства, бояться выйти из тени и рассказать, что именно духовные практики и следование вселенским законам помогли им наладить свою жизнь, потому что не видят в лице близких поддержки и понимания .

В статье рассмотрим, какие еще бывают ошибочные убеждения относительно духовности и почему они неверны.

Вы убедитесь, что духовный мастер в современном понимании — это сильный, мудрый, любящий себя человек, с выстроенной системой ценностей, который способен видеть и проявлять свою уникальность и достигать нужных целей.

6 мифов о духовности

Миф №1. Духовный человек должен жертвовать собой

Духовные, святые люди всегда в обществе ассоциировались с самопожертвованием. Большинство святых когда-то пожертвовали своими жизнями ради веры и других людей.

Эта связка — духовный человек, герой = жертвенник, прочно укоренилась в сознании людей. И те, кто жертвуют собой, неосознанно отождествляют себя с героями, даже если эта жертва неоправдана.

Эта внутренняя программа настолько сильна, что человек забывает о себе, идет на страдания, в то время когда нужно заявить о своих интересах и пресечь недостойное отношение.

Сегодня в повседневной жизни нет надобности защищать веру, страдая и лишая себя необходимого.

На Ключах Мастерства мы постоянно призываем осознавать свои мысли и поступки .

Приучите себя каждый раз спрашивать: «Зачем я это делаю? Какая польза от моего поступка другим людям и какая польза мне? Можно ли этот вопрос решить по-другому?».

Вы сами убедитесь, что в большинстве ваших действий, когда вы лишаете себя чего-то важного ради чужих интересов, нет нужды.

Духовный мастер осознает, что его жизнь не менее драгоценна, чем жизни других людей. И его задача показать это остальным.

Духовный человек имеет право отстаивать свои интересы и ставит себя на первое место.

Это не проявление эгоизма, как могут подумать окружающие и еще начать стыдить его, говоря: «Ты же такой духовный, разве можно быть эгоистом?!».

Вопрос в другом, насколько вы сами можете себе позволить отстоять свои границы и выбрать себя.

К этому мы регулярно призываем в наших материалах. Вот один из них:

Миф №2. Смысл жизни духовного человека — медитировать и молиться

В обществе есть стойкий образ духовного человека — это либо монах, либо странного вида человек, хиппи, который все время сидит в позе лотоса и медитирует.

Это такой человек, вечно витающий в облаках, словно находящийся в другой реальности.

Таких действительно много, но в нашем проекте мы продвигаем другие ценности. Мы показываем, что можно оставаться нормальным современным человеком и духовно развиваться, не лишая себя мирских благ.

Духовный мастер использует духовные практики в решении бытовых вопросов и для улучшения текущих жизненных обстоятельств , а не ради практик. Именно поэтому ему гораздо легче решить любую проблему, чем обычному человеку.

Духовный мастер регулярно применяет духовные инструменты в сочетании с реальными действиями , потому что осознает, что без его участия ничего не произойдет.

В то же время он способен отдаться воле высших сил в решении важных вопросов, доверяя тому, что произойдет и сохраняя баланс между действием и бездействием.

Миф №3. Духовный мастер не может быть богатым

Это распространенное заблуждение о духовных людях. Либо духовность, либо деньги.

Эта установка корнями уходит в прошлое, когда люди давали обет бедности ради духовных исканий.

Картинка, которую скорей всего представит себе обычный человек при слове духовность, это нищий старец в лохмотьях.

«Деньги — зло», «не в деньгах счастье» и подобное — это, пожалуй, самые стойкие убеждения, от которых труднее всего освободиться современным духовным людям.

Духовный мастер способен соединять в себе духовное и материальное.

Чем больше вы уноситесь ввысь, к своим высшим аспектам, тем сильнее вы должны быть заякорены в материи. Но в реальности в это сложно поверить и принять.

Миф №4. Духовный человек не ест мясо, занимается йогой

Многие школы, преподающие йогу, транслируют и их философию о здоровом образе жизни, отказе от пищи животного происхождения.

Но выбор принимать это или идти своим путем остается за человеком. Если вы занимаетесь духовным развитием, но при этом употребляете в пищу мясо, вы не становитесь от этого менее духовным.

Лично я против всяких ограничений. Главное, чтобы ваши желания были вашими и не руководили вашим сознанием.

Если вы курите, любите иногда выпить хорошего вина, съесть шашлык, не значит, что в вас от этого меньше внутреннего света.

В вашей жизни рано или поздно наступит момент, когда организм сам откажется от какой-либо пищи или привычек. Без насилия над собой.

В этом материале вы найдете ответ что и как есть, чтобы поддерживать высокие вибрации и не терять заземление.

Миф №5. Духовный мастер всегда пребывает в позитивном настроении

Неднократно слышала осуждающие замечания в адрес духовных мастеров, учителей о том, что они должны быть все время в хорошем настроении, улыбаться и радоваться.

Даже если вы овладели искусством позитивного мышления, вы не сможете постоянно пребывать в приподнятом расположении духа.

У каждого человека есть свои циклы, по которым он живет. Не бывает постоянного подъема вверх. Когда человек достигает пика, неизбежно наступает спад.

Это естественный процес. И нужно быть к этому готовым и уметь принимать и проживать это состояние.

Испытывать негативные эмоции — не плохо, гораздо хуже скрывать их, обманывать себя и окружающих.

Тяжело улыбаться, когда хочется плакать. Трудно терпеть, когда хочется выплеснуть гнев, даже находясь наедине с собой. Вы не обязаны радоваться, если вам грустно.

Духовный мастер — это зрелый человек, который принимает себя любым .

Отличие его от неосознанного человека заключается в том, что он дает себе прожить неприятные эмоции, не запирает их, принимает и отпускает.

Миф №6. У духовного человека нет недостатков

Есть ряд людей, которые думают, что духовный мастер — это человек, который искоренил в себе все недостатки, освободился от негативных убеждений и травм.

Особенно такие требования предъявляются к духовным учителям, тренерам, у которых учатся, не понимая, что это тоже живые люди со своими красными кнопками, жизненными уроками.

Людей, которые постоянно пребывают в умиротворении и благости, можно пересчитать по пальцам.

Многие ошибочно полагают, что сначала нужно заменить все негативные установки на позитивные, освободиться от всех программ, и тогда они станут просветленными, смогут по праву называть себя духовными мастерами.

Но мастерство проявляется не только в крупных достижениях, а скорее в том, как вы живете сегодня, сейчас, как вы реагируете на различные ситуации, что вы выбираете каждую минуту и даже секунду вашей жизни.

Стать духовным мастером — не означает избавиться от темного в себе. Это темное нужно увидеть и принять, научиться жить с ним. Вот это и есть проявление мастерства.

Вопрос о духовности – это вопрос о том окончательном и высшем смысле жизни, который каждый человек должен бы был искать. В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления, о духовности говорит секулярная мысль. Перед лицом этого многообразия важно выявить, какова же правильная духовность, а какова ложная.

Понятие о духовности для религиозного человека определяется понятием о том Боге, в которого он верует. Если исходить из того образа Бога, который дает нам Евангелие, то мы можем составить понятие о христианской духовности. Для этого особое внимание нужно обратить на тех, кто своим личным жизненным подвигом осуществил эту духовность и указал на признаки, которые ее характеризуют. Речь идет о святоотеческом наследии с первых лет христианства до нашего века. Поэтому данная работа построена на основании святоотеческого предания.

Первое и особенно важное: если Бог есть Дух, и именно Он таковым является в исключительном смысле, следовательно духовностью мы называем только такое состояние человека, которое соответствует Богу. Какие же свойства открывает нам Бог, и делает их доступными для нашего ведения и созерцания. Христос есть образ Отца, Он есть воплощенный Бог. Следовательно в нем мы и видим образ, доступный для нашего опыта и лицезрения.

Главными свойствами, явленными Богом во Христе являются потрясающая любовь и величайшее смирение. Любовь, до крайней степени «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3;16) «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2; 7,8)

Бог до такой степени любит свое творение, что нисходит до предела всякого мыслимого снисхождения. В этом же акте любви нами познается второе свойство Божие смирение. Бог не просто нисходит, но спасает человека через позор и унижение крестной смерти, которой подвергались самые страшные преступники. Поэтому неслучайно ап. Павел говорит «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23) В этих словах сама суть христианства, идея такой любви и смирения -– сама его специфика, чего нет ни в одной религии мира. И для многих до сего дня является соблазном. Итак, это двухсоставное свойство (смирение в любви) и является основополагающим в духовности с христианской точки зрения.

Христос с призыва к покаянию начал свою проповедь, и именно с покаяния начинается духовная жизнь человека. Этот путь приводит человека к Христу через подвиг борьбы со своими страстями.

Что такое покаяние? Это то чувство, которое появляется во мне, когда я начинаю свою жизнь сравнивать с жизнью Христа и тех верных его последователей, которых мы называем святыми. Я начинаю осознавать, что я не тот, каким я призван быть, и это осознание соединено со стремлением исправить свою жизнь. Истинное покаяние неразрывно связано с ненавистью к греху. В нас есть зародыш этой праведной ненависти, ведь мы же ненавидим грех в других людях, правда, часто эта ненависть распространяется на человека, а не на грех.

Покаяние – начало духовной жизни. Из покаяния как из семени вырастает смирение. Христос научает человека истинной любви и подлинному смирению. Для современного человека смирение – это или нечто совсем непонятное, или что-то связанное с самоунижением. Поэтому нужно пояснить, что мы подразумеваем под смирением, кода говорим о нем, как об основополагающем свойстве духовности. Смирение – это не самоунижение, не вялая, блеклая безжизненность. Настоящее смирение это активная жизненная позиция и состоит она в видении самого себя, в познании, кто есть я на самом деле, в видении поврежденной грехом нашей человеческой природы. Чтобы осознать Христа своим спасителем мне нужно увидеть, от чего Христос пришел меня спасти. К этой цели направлена вся практика христианской аскезы и подвига. Тщательное исполнение заповедей приводит человека к осознанию того, что без помощи Божьей не одну из них он не может исполнить как должно. Без смирения все добродетели могут быть напрасными и привести человека к гибельному состоянию гордыни и превозношения над ближним. К сожалению истории известны многочисленные примеры фарисейского лицемерия, рождающейся от внешней показной праведности.

Где нет смирения – истинного познания своей духовной нищеты, там не может быть и истинной любви к ближнему. Истинная любовь – жертвенная, но жертва возможна лишь тогда, когда я осознаю, кто есть я сам. Очень хорошим примером может стать больница, где один больной не осуждает другого, но сочувствует ему. То же самое в духовном мире. Если мы увидим, насколько мы сами духовно больны, то тогда мы с сочувствием отнесемся и к другому человеку. Мы не будем его осуждать, а возлюбим в нем образ Божий, пусть и омраченный страстями и мерзостями, ибо будем и в себе видеть свои страсти и мерзости. Православие говорит, что без познания самого себя невозможна истинная любовь.

Любовь... За этим словом могут скрываться разные состояния. Какие – это зависит от мировоззрения человека, от меры чистоты его сердца, от личного жизненного подвига. Главным признаком настоящей любви является жертвенность. Научиться любить не так просто. Этому противятся в нас наши страсти – эгоизм, себялюбие и гордыня, замыкающие наше сердце в тесный круг заботы только о самом себе. Даже в других людях мы часто больше любим самих себя.

Если мы не жертвуем собой ради других в своей повседневной жизни, наша любовь умирает. Когда мы стремимся к своему собственному счастью, тогда счастья мы не достигаем, душа наша остается пустой и холодной. Хотя бы мы и испытали все земные наслаждения, все равно мы будем чувствовать неудовлетворенность и тоску.

Можно услышать, что признаком духовности человека будут сильный ум, развитое эстетическое чувство, широкие познания, прекрасное воспитание, культура, умение хорошо одеваться, знание философии, искусства и т.д.

Православие говорит: ничего подобного. Все эти качества сами по себе ничего не значат без любви и смирения. Как пища без соли пресна, так без любви всякая добродетель теряет свое значение. Об этом прекрасно сказано в замечательном перифразе знаменитого «Гимна любви» ап. Павла:

обязанность без любви делает человека раздражительным

ответственность без любви делает человека бесцеремонным

справедливость без любви делает человек жестоким

правда без любви делает человека критиком

воспитание без любви делает человека двуликим

ум без любви делает человека хитрым

приветливость без любви делает человека лицемерным

компетентность без любви делает человека неуступчивым

власть без любви делает человека тираном

вера без любви делает человека фанатиком

честь без любви делает человека высокомерным

богатство без любви делает человека жадным

Когда любовь оскудевает, умножается зло и беззаконие. Расплатой за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных идеалов является бегство многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Христианская любовь активно проявляет себя в социальной деятельности. Свой долг Церковь видит в свидетельствовании перед обществом о подлинной духовности и твердых нравственных идеалах…

Наша история свидетельствует, что благодаря православной вере мы смогли пережить все испытания, войны, преодолеть междоусобицы. Мы уверены, что в нынешний нелегкий период возрождение и выздоровление общества возможно лишь на началах подлинной духовности, которой со времен князя Владимира жил наш народ и от которой был искусственно отторгнут в последнем столетии. Возрождение духовности начинается с личности. Преп. Серафим Саровский обращался к духовным чадам «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Каждый из нас может внести весомый вклад в духовное оздоровление общества только в том случае, если в себе воспитает истинную духовность, в чем да поможет нам премилосердый Господь.

«Основной Закон духовного развития человека — положительное восприятие Реальности»

«Хоть всё узнайте во Вселенной, но, если вы не умеете жить, отдавая сердце окружающему миру, вы - пустой человек».

Духовность — способность бесконечно отдавать тепло души окружающим, забывая про себя. ..

***

«Духовность это и есть любовь?»

Да, это способность никогда не воспринимать окружающее отрицательно, никогда ни одного человека не воспринимать плохо, никогда ни о ком не думать плохо; никогда ни о ком, ни при каких условиях. Вот это есть нормальный критерий духовности .

Если к этому у человека устремления не будет, Я скажу вам прямо: ставьте смело крест на своём будущем, ничего у вас не получится, нельзя будет нормально развиваться без этих параметров. Это как ориентир. Вы должны стать неспособными нести отрицательную вибрацию вовне. Не просто не захотели сегодня излучать, а вообще неспособными.

Вот это настоящее качество нулевой ступени, от которой вы начнёте формироваться, нормально развиваться, как и было предначертано. Сейчас пока эта нулевая ступень очень высоко над головой человека. Ему ещё пока до нулевой ступени надо подняться, то есть перейти из состояния постоянного тяготения к саморазрушению в состояние, при котором у него идёт только формирование. Уже разрушения, такого провала у него не будет принципиально, это будет невозможно. Вот к этому нулевому уровню надо подняться.

Разум вам помогает воплощать видимое что-то в реальное, используя законы материи. То, что у вас хранится в вашем сердце (образно выражаясь, в сердце), то есть то, что является качествами вашей души, вам надо реализовать вовне. Для этого вам дана плоть как инструмент и разум, благодаря которому вы должны правильно применить эти усилия, находя наилучшее творческое решение. Вот для чего это тело вам дано. Оно как инструмент вспомогательный, но оно не есть истинное существо, это только вспомогательный инструмент. Вы — совсем другое, вы — то, что покидает это тело на момент его определённой гибели, и там вы в настоящем смысле остаётесь.

Духовная ткань не издаёт никаких волн, которые можно зафиксировать как радужные оболочки, которые сейчас экстрасенсы могут замечать. Это замечается только грубая природная энергия, связанная с эмоциональным состоянием человека, но не с духовным состоянием, хотя в какой-то мере, конечно, это с духовностью связано.

Именно духовная ткань человека стала первопричиной сильных эмоциональных проявлений человека, этого богатства человека, которое имеет он в себе и с которым никак не может справиться. И Отец связан с этой духовной тканью, потому что она создана из Его тела, но более плотная, для того чтобы она могла соединиться с телом человека и через законы материи проявлять невидимое в видимое, облагораживая Мир материи через более тонкие уникальные вибрации.

Это ваша миссия вообще в Мире материи Мироздания. Так вот, то, что с вами происходит, отпечатывается на этом духе, через этот дух Отец видит, что именно с вами происходит — во благо ваше или это вам вредит. Но Он не видит вот эти грубые вибрации, которые с вами происходят. Это слишком грубые проявления, они не фиксируются.

Тем более слова — это самое грубое проявление, одно из самых грубых. Слова нужны прежде вам самим. Вы, говоря слова, выстраиваете для себя определённую психологическую картину, вспомогательную для вас, она очень вам нужна.

А если вы творите молитву по особому порядку, то вы соединяетесь с теми, кто именно её творит. Поэтому в этом случае молитва играет особую, уникальную роль. Она соединяет всех её творящих. Поэтому, когда древние иудеи спросили, какой молитвой молиться, им была сказана молитва. Они все молились прекрасно, их деды молились одной и той же молитвой, но тем не менее они спросили.

Им была дана молитва, которая связала именно уверовавших в это новое Событие. Теперь эта молитва соединяет очень многих, и все они, как правило, разбросаны и разноязычны в сердце, они не соединены, они спорят. И молитва стала утрачивать свой нормальный смысл. И чтобы сейчас соединить горящее, загорающееся, устремлённое, требуется опять создавать новую молитву; её начинают творить и плоды её уже можно ощутить, это реально. Эта молитва существует. Последний Завет. Часть 10. Глава 1:237-244.

«Я позволил себе сгруппировать некоторые вопросы, потому что они примерно об одном и том же. Просьба в свете Вашего Учения дать определение или определить точно содержание понятий: “духовность”, “достоинство личности”, “эгоизм”.

«Такие определения Я никогда не ставил. Я говорю нередко об эгоизме… Эгоизм - это система, составляющая природный чувственный мир, благодаря которой тот или иной вид или представитель того или иного вида должен прилагать усилия, помогающие ему выжить в среде, в которой он рождается.

Поэтому эгоизм определяет некий комплекс усилий, когда человек, если мы сейчас будем говорить именно о человеке, должен из окружающей реальности выбрать многое, что видит для себя удобным. Эгоизм лежит в основе этого, и прежде он беспокоится о своем выживании. Он может говорить о выживании других, но это уже второй вопрос или третий, а то и вовсе это может его не волновать.

Ему важно выживание его собственного организма. И здесь уже начинается целый комплекс разных усилий, которые он к этому начинает прилагать.

И сейчас эта особенность управляет каждым человеком. И здесь не будет какого-то ответа, где можно сказать: чтобы победить эгоизм, надо сделать вот это, и тогда у вас все будет замечательно.

Так как эгоизм управляет полностью мышлением человека и, можно сказать, властвует над всеми сейчас присущими человеку чувственными особенностями и проявлен сверх меры большей силой, то, конечно же, чтобы обуздать и привести его в порядок, надо почти все, что как будто бы умеет человек, заново пересмотреть, но уже с позиции Истины: а как на самом деле человек должен видеть ту или иную жизненную задачу?

Не как он, прежде опираясь на свой чувственный мир, видит, а как он должен видеть . И вот тогда новый ориентир поведет к тому, чтобы, прилагая волевые усилия, человек начал менять свой чувственный мир.

Но здесь было бы гораздо лучше, если б вы попробовали сами переспросить в более конкретной форме, что бы вы хотели для себя уяснить. Когда вы говорите тот или иной термин, вы естественно что-то уже за ним подразумеваете. И если вы много уделяли внимания тому, чтобы давать этому какие-то определения, характеристики, то сейчас вы, задавая вопрос, думаете, что и с Моей стороны это так же нужно рассматривать.

Хотя на самом деле с позиции Истины это вообще рассматривать не интересно и не нужно, потому что вы этим никак не воспользуетесь. Это только отвлекает ум и создает иллюзию умности. Но на самом деле человек остается бесполезным.

Сейчас Я все-таки попробую чуть-чуть еще сказать. Если мы говорим об упомянутом понятии «духовность», это способность человека побеждать эгоистический позыв, который у него может возникнуть в тот или иной момент выбора. И когда он умеет, победив, сделать шаг, действительно соответствующий Истине.

К примеру, вы столкнулись с ситуацией (можно достаточно гротескно, ярко прорисовать), где у вас краткое время, за которое надо кого-то спасти. Но спасаемые находятся в двух противоположных направлениях. У вас краткое время, за которое вы можете пробежать только в одно направление, упустив другое. И там те, к кому вы не прибежите, погибнут. И вот с одной стороны один кричит, с другой двое. И чуть-чуть добавлю еще красочку: с одной стороны кричит один, но он ваш родственник, а с другой кричат двое, но они не родственники вам.

Куда вы побежите? Эгоизм вас потянет бежать к родственнику. Духовность должна повлечь вас побежать к двоим. Сумеете ли вы это сделать? Верующий должен суметь сделать. Потому что духовность определяет наиболее благоприятное формирование, а не так, как кому удобно.

Удобство убивает человека очень часто. Вот так многое пересмотреть в себе и посмотреть с позиций духовности на многое было бы очень важно. Потому что многое из того, что человек определил как духовное, на самом деле к духовному не имеет никакого отношения, это все заблуждения. И это все надо будет заново пересмотреть.

Духовность - это способность человека действительно исполнять Истину . Это его способность никогда не обижаться, что бы ему ни сделали. Но на первых порах, конечно, духовность будет определяться вашей способностью преодолеть голос эгоизма, который тянет вас осудить, сказать: «Вот какой он негодяй, раз он так посмел! Как он смог, разве так можно?» И вы так много выражаете на самом деле претензий к Богу по неведению.

И конечно, на первых порах требуется победить вот этот внутренний позыв сделать противное Богу. А в конечном итоге, развивая дух свой, человек утратит способность обижаться. Он должен стать неспособным даже подумать о ком-то нехорошо, у него способность эта должна исчезнуть из его сознания.

Но это возможно, только когда чувственный мир будет правильно настроен. И тогда в сознании будет ставиться определенный духовный контроль над тем, что внутри, в сознании человека творится. А «достоинство личности» - это такое своеобразное понятие, которого Я еще никогда таким образом не касался… Ну, может быть, так Я вам сейчас отвечу.

Достоинство личности - это ее способность не предать себя, не предать то божественное, что в себе человек имеет. И когда Я говорил, что Отец соткал искру маленькую, плотненькую и позволил этой искре соединиться с законами материи, проявляющейся в виде того организма, который вам сейчас хорошо известен как биологический своеобразный сосуд, имеющий свое сознание, то вот эта маленькая искра - это образ Бога. Он как Солнце. Он не есть как некие контуры тела, о котором можно сказать: «Вот святой старец», - или еще как-то. Нет, это все совершенно неприемлемо в данном случае. Он подобен Солнцу. Только свет, который идет, очень ослепительный, яркий, он не обжигает.

Это такой особый вид энергии обволакивающей, которой надо вообще беречься человеку. Ему не позволяется плотно с ней соприкасаться. Она может растворить состояние человека чувственно настолько, что человек перестанет что-либо делать. Поэтому человеку дозволяется лишь маленькие такие капельки, как росу, на себе ощущать, и в этот момент чувствовать большие всполохи особого вдохновения. Но сейчас Я немножко отвлекся.

Так вот, человек создан по образу Отца, и вот эта частичка, сотканная из ткани Бога, священна. И так как она из ткани Бога соткана, это все одно что вы как боги, то есть вы несете в себе эту частицу. И нужно научиться уважать это божественное в себе, научиться уважать божественное в ближнем… И достаточно верно были упомянуты в разных писаниях такие слова: «Вы боги». И в Новом Завете, и в Ветхом Завете есть такие упоминания.

Это немаловажный момент, где нужно научиться видеть Бога друг в друге. Не в буквальном смысле, а вот эту божественную основу, которую ни в коем случае нельзя унижать. Если говорить со стороны духовной истины, вы не имеете права вообще обижать кого-либо и унижать, просто не имеете права как дети Бога. А вы не только по образу Его созданы, но и по подобию Его. А подобие - это быть творцами.

Он - Творец, Творец Любви. И человек должен быть совершенен, как совершенен Отец Небесный. Поэтому человек должен научиться быть творцом. Конечно, человеку не получится творить так, как творящая Сила, которая пребывает в Отце. Но тем не менее человеку даны особые уникальные качества, позволяющие ему соединиться с Землей. Человек приобрел нечто очень важное, чем ему надо теперь научиться правильно пользоваться. Так вот, достоинство личности человека - это умение не предать божественное, великое в себе. Вот только так Я могу подсказать на эту тему». Последний Завет. Часть 13.Глава 23:48-86.

Духовность — способность бесконечно отдавать тепло души окружающим, забывая про себя. Духовность и культура — яко дерево и ветви. Если срубить ветви, вырастут новые. Если срубить дерево… Без духовности культуры быть не может. Духовность без культуры — это самородок без огранки. Культура без духовности — это огранка куска глины: сколько ни трудись, глина останется глиной. Духовность, прежде всего, проявляется в том, кто как о ком говорит: собираете ли вы грязь друг о друге или открываете уста, когда хотите похвалить ближнего. Ныне духовность — это то, что вам необходимо. А духовность, которая впереди, — это единственная возможность жить. Это стержень.

Ибо духовность — тот закон, который зиждется на заповедях великого Отца.

***

«Духовность не преобладает — она преобразует, она облагораживает, она приводит к гораздо более высокому порядку. Считать, что выше — материя или духовность — ни в коем случае нельзя, это два равнозначных закона, которые есть в Гармонии, а не в стремлении преобладать. Поэтому такое сравнение — это человеческое пожелание, вытекающее из человеческой жизни и привычки всё сравнивать и что-то выдвигать на первое место.

Когда приходится касаться законов Бытия, Гармонии, надо быть осторожней: человеческие ограниченные понятия туда не вместимы». «Если Отец видит, что в данный момент вы устремлены искренне, но не успеваете с каким-то действием, так оно с вас никогда и не спросится. Последний Завет.Часть5.Глава18:65.

Но часто люди путают понятия развитого биополя, уравновешенной психической энергии и духовности. Духовность и развитая биоэнергия — это не одно и то же. Можно иметь большую силу, но быть в то же время очень слабым человеком.

Духовность нельзя измерить, хотя вы стараетесь это сделать. Духовность — качество, которое намного тоньше и уникальней тех материальных полей, которые в какой-то мере вы научились замерять.

Духовность определяется только одним — вашей способностью легко, с любовью встретить любой удар, который может быть нанесён вашему сердцу.

Если в вас способность эта невелика и вы способны выразить раздражение, неудовольствие своими ближними, — это уже говорит об очень большой слабости, о том, что человеком вы ещё не научились быть. Ибо истинный человек, который должен проявиться ныне на Земле-Матушке, — это тот, кто не способен даже подумать плохо о том, кто приносит ему большое горе. Это возможно лишь в постижении Духа. Другого пути нет. Последний Завет. Часть 5.Глава 19:63-69.

Можно ли родителям судить о духовности ребёнка?”

“Нет. Никто из вас не сможет определить духовность друг друга. Вы можете сделать кое-какие заключения: что этот человек хороший, любит Бога, любит Свет, любит рисовать красивое, доброе. Конечно, можно зафиксировать какие-то добрые качества разумно, сознательно. О другом маленьком человеке (который пока много шалит, хулиганит, не хочет работать), конечно, можно сказать, что он пока юн, у него не хватает опыта. Только нельзя сказать, что у него плохая, низкая духовность. У него просто не хватает опыта, чтобы реализовать ту же самую основу, которая есть у его собрата, уже имеющего достаточный опыт. Духовная основа одна, только опыт разный, и поэтому степень реализации этого духа у всех разная. Но в каждом заложена основа творца. Какой бы ни был ребёнок, у него есть возможность творить”. Вад. Часть 6.Глава 28:41-46.

«Самое большое испытание для человека — это узнать себя».

«Приходит время, когда в молчании вам предстоит познавать Вечность.
«Звучащее слово колеблет пределы, в молчании скрывается беспредельность».

Будьте же достойными! Не бегайте из стороны в сторону. Учитесь просто, легко и твёрдо идти вперёд, с радостью принимая каждый новый шаг таким, какой он есть. И в этом — великое таинство и счастье!»

Вы вышли на рубеж, когда чувствительность ваша должна увеличиваться. В связи с этим у вас обязательно должна быстро расти духовность.

Благодаря изменяющейся чувствительности вашей психики вы всё сильнее проникаете в мир материи, а значит, и более активно начинаете воздействовать на окружающий мир материи.

Если духовно выправляться человек не будет, он очень сильно негативно начнёт воздействовать на происходящие законы материи, в которых живёт. И последует обязательно ответный удар. Так негативно вторгаться в законы материи нельзя.

Поэтому чем больше в вас открывается способность в них войти, тем больше вы берёте на себя ответственность. Но нужно правильное понимание этой ответственности. Так что процесс, который сейчас происходит, в какой-то мере неизбежен. Он должен был в этот период происходить, потому что это естественный шаг в изменении психики человека на пути её развития.

И человек стал выходить на уровни информации, которые ему ранее не удавалось трогать, в которые ему не удавалось погружаться, и соответственно он стал получать что-то, чему правильную оценку он дать не может.

Среди этой информации может быть и правильная информация и очень просто может быть дана неправильная. Более того – как правило, даётся неправильная информация. А в каких-то ключевых моментах, чтобы удержать человека в вере в то, что он делает, ему лично даётся подтверждение, чтоб он твёрже держался за своё, что он приобрёл, то есть в той иллюзии, которая ему навязана.

Поэтому многие источники, которые по-своему хотели бы воздействовать на развитие человека на Земле, очень своеобразно начинают через многих из вас вмешиваться в вашу жизнь. Но это не есть проявление Божье. Это то, чего вы сами ищете.

И так называемые ясновидящие находят, естественно, реализацию своим ложным устремлениям. Вы же приходите к ним, вы им платите деньги. Конечно, эта заинтересованность начинает укрепляться. Они ещё больше верят в то, что у них это всё есть, и верят всё больше, что они вам нужны. Но это совсем не то, что вам надо.

А тем более вы очень мнительны. Сказать вам ложную информацию – можно легко заставить вас двигаться в ненужном направлении, куда вы пойдёте, уже поверив в эту информацию, потому что вы будете зависеть от этой информации.

Человек уверенно вам что-то скажет… а так как вы сомневаетесь в себе и не верите в собственные силы, эта информация, уверенно для вас поданная, начинает серьёзно влиять на вас, вы начинаете ею руководствоваться, зависеть от неё и метаться начинаете.

Если вам сказали, что у вас висит сзади крючок и что только сказавший это может его снять, то, конечно, вы будете ходить и думать об этом крючке. И действительно будет ощущаться, как будто что-то там волочится сзади, какой-то крюк висит… тяжеловато.

Вы же думаете о нём, а мысль материальна. То есть вы начинаете сами создавать эту мысль. Вам дали позыв в осмыслении чего-то, в создании каких-то образов, и вы начинаете, тут же включаясь в это, создавать те образы, которые вам были посланы.

А им навешивают их на уши другие, которые хотят посмеяться над ними. Вот так послушно и раздают вам эти крючки, которые вы уже дальше реализовываете сами.

Поэтому тут будьте внимательны. Не надо от этого зависеть. Глупости всё это. Если вы правильно держитесь за Руку Бога, если вы всем сердцем доверяетесь Ему и благодарно воспринимаете происходящую реальность, вам повредить очень сложно. У вас начинает формироваться хорошее поле защиты.

Ведь пробив у вас происходит, когда вы негативно относитесь к реальности. Вот тогда искажается ваше поле. Если вы ругаете кого-то, тогда ослабляется ваше поле. Хотя руганью своей вы ослабляете и поле того, кого ругаете. И естественно, в таком состоянии, когда у вас такое «растрёпанное» поле от ваших негативных эмоций, это поле ослабевает у вас и пробить его кому-то с нехорошей мыслью очень просто, если интенсивность его негативной мысли превысит на данный момент силу вашего поля.

Он поразит вас. То есть произойдёт естественное искажение поля, где засядет вот это инородное зерно мыслеформы негативной, и она начнёт нарушать вашу физиологию с помощью этого искажения биополя, равновесие начнёт нарушаться.

Поэтому на самом деле прежде вам надо думать о том, как крепче держаться за Руку Бога, а не как найти какое-то целебное средство, чтобы спасти своё тело. Это неверный поиск. А ведь этому как раз сейчас очень много внимания уделяется. Очень много!

Стоит кому-то пообещать быстрое исцеление – ринутся туда огромной-огромной толпой сразу. Поэтому, когда Учитель приходит, Он на самом деле не демонстрирует такие явления исцеления. Он не должен этим заниматься, так как духовный путь развития естественно предполагает и изменение ваших телесных качеств. За Учителем надо идти, постигая прежде духовное, постигая Его Учение, которое спасает вашу душу и соответственно выправляет физиологию. Но искать у Учителя какого-то быстрого исцеления – это неверное к Нему отношение». Последний Завет. Часть 14.Глава 7:102-121.

Очень важно, чтобы религия не через запятую определялась обществом: «Вот у нас есть религия как традиционная культура, есть искусство, есть наука, ещё что-то…» – и идёт какое-то перечисление. Такого перечисления быть не должно.

Есть духовность – это основа, на которой уже растёт древо с разными ветвями: там есть и искусство, есть и наука, есть многое, многое, что связано с творческим стремлением человека осмыслить законы материи.

Но законы Духа должны быть поняты одинаково всеми. Тогда это твёрдая основа, на которой можно позволять нормально развиваться древу жизни человека. Приступить к этому осмыслению было бы очень важно.

Есть вероятность, что произойдёт серьёзное осмысление того, что имеется в России. Тем более Россия пробует найти свой жизненный путь, пробует выкарабкаться из проблем, в которых находится. Но, оказывается, надо подождать, чтобы то, во что пока ещё верят те, кто руководит обществом, разочаровало их и чтобы они увидели, что то, что они могут предложить, недейственно и на это опираться невозможно, что нужно что-то незнакомое.

А сейчас пока те, кто занимает руководящие должности, ключевые должности в обществе, – это люди политики, грамотные в какой-то определённой профессиональной области люди. Но они ничего не смыслят в духовных вопросах и очень боятся выпустить из-под контроля эти вопросы.

Они, конечно, беспокоятся: если выпустится этот вопрос, если ими он будет не контролироваться, то к чему это приведёт? И так много всего сложного, а если ещё и это приведёт к чему-то трудному, тогда и тем более может быть очень непросто.

Это естественный страх в этот период времени. Но нельзя будет найти Истину новую без нормального, широкого осмысления обществом этой Истины. Не когда её передают кому как вздумается, в искажённом виде, а когда к ней прикасаются впрямую и когда будет право у людей, осмысливая, сделать свой выбор какой-то.

Это было бы немаловажно. Но пока… пока приходится наблюдать за тем, как развиваются события. А развиваются они очень горько. Но нельзя ничего остановить. Всё, что сейчас происходит (на самом деле можно сказать очень сурово на эту тему), – это то, чего человек заслуживает. Если сам человек выбрал такой путь и допустил многие ошибки, то тогда и результат этих ошибок надо пожинать. Но хочется, конечно, чтобы всё это изменилось. А пока придётся наблюдать». Последний Завет.Часть 14.Глава 19:105-112.

Вера определяется зрелостью духовного мира человека, и насильно изменить степень этой веры никак нельзя .

Можно только одно: если человек зрелый духовно, но по каким-то причинам был на некоторое время ослеплён, то тогда можно создать условия его прозрения, когда он активно проявит свои возможности. Но это редкие явления, они связаны с какими-то обстоятельствами особенного рода. А в основном, в большей массе своей, всё по-другому обстоит: всё зависит от того, какова зрелость вашего духовного мира.

В соответствии с вашей духовностью будет проявляться ваша вера. Вера – это и доверие. Но чем больше страхов внутри, тем меньше какого бы то ни было доверия. И более можно сказать: человек боящийся даже себе не верит. О какой вере во что-то большее тогда можно говорить?! Поэтому ряд обстоятельств будет человека учить менять себя и видеть Истину глубже, шире. То есть нужно, чтобы создавались такие условия. И они будут создаваться во благо человека.

Что означают понятия духовность, духовный мастер, духовное развитие? Общаясь с людьми на тему духовности, говоря, чем занимаюсь, я сделала вывод, что в обществе неверно истолковывают это понятие.
Одни за духовность принимают религиозность, различные обеты и ограничения, связанные с верой, фанатичное служение богу, жертвенность и отказ от себя.
Другие духовность ставят на одну ступень с эзотерикой, магией, гаданиями, считают несерьезным занятия медитацией и веру в действие законов вселенной.

Люди, которые встали на путь духовного мастерства, бояться выйти из тени и рассказать, что именно духовные практики и следование вселенским законам помогли им наладить свою жизнь, потому что не видят в лице близких поддержки и понимания .

В статье рассмотрим, какие еще бывают ошибочные убеждения относительно духовности и почему они неверны.
Вы убедитесь, что духовный мастер в современном понимании - это сильный, мудрый, любящий себя человек, с выстроенной системой ценностей, который способен видеть и проявлять свою уникальность и достигать нужных целей.


Духовные, святые люди всегда в обществе ассоциировались с самопожертвованием. Большинство святых когда-то пожертвовали своими жизнями ради веры и других людей.

Эта связка - духовный человек, герой = жертвенник, прочно укоренилась в сознании людей. И те, кто жертвуют собой, неосознанно отождествляют себя с героями, даже если эта жертва неоправдана.

Эта внутренняя программа настолько сильна, что человек забывает о себе, идет на страдания, в то время когда нужно заявить о своих интересах и пресечь недостойное отношение.

Сегодня в повседневной жизни нет надобности защищать веру, страдая и лишая себя необходимого.

На Ключах Мастерства мы постоянно призываем осознавать свои мысли и поступки .

Приучите себя каждый раз спрашивать: «Зачем я это делаю? Какая польза от моего поступка другим людям и какая польза мне? Можно ли этот вопрос решить по-другому?».

Вы сами убедитесь, что в большинстве ваших действий, когда вы лишаете себя чего-то важного ради чужих интересов, нет нужды.

Духовный мастер осознает, что его жизнь не менее драгоценна, чем жизни других людей. И его задача показать это остальным.

Духовный человек имеет право отстаивать свои интересы и ставит себя на первое место.

Это не проявление эгоизма, как могут подумать окружающие и еще начать стыдить его, говоря: «Ты же такой духовный, разве можно быть эгоистом?!».

Вопрос в другом, насколько вы сами можете себе позволить отстоять свои границы и выбрать себя.

К этому мы регулярно призываем в наших материалах. Вот один из них:

В обществе есть стойкий образ духовного человека - это либо монах, либо странного вида человек, хиппи, который все время сидит в позе лотоса и медитирует.

Это такой человек, вечно витающий в облаках, словно находящийся в другой реальности.

Таких действительно много, но в нашем проекте мы продвигаем другие ценности. Мы показываем, что можно оставаться нормальным современным человеком и духовно развиваться, не лишая себя мирских благ.

Духовный мастер использует духовные практики в решении бытовых вопросов и для улучшения текущих жизненных обстоятельств , а не ради практик. Именно поэтому ему гораздо легче решить любую проблему, чем обычному человеку.

Духовный мастер регулярно применяет духовные инструменты в сочетании с реальными действиями , потому что осознает, что без его участия ничего не произойдет.

В то же время он способен отдаться воле высших сил в решении важных вопросов, доверяя тому, что произойдет и сохраняя баланс между действием и бездействием.

Это распространенное заблуждение о духовных людях. Либо духовность, либо деньги.

Эта установка корнями уходит в прошлое, когда люди давали обет бедности ради духовных исканий.

Картинка, которую скорей всего представит себе обычный человек при слове духовность, это нищий старец в лохмотьях.

«Деньги - зло», «не в деньгах счастье» и подобное - это, пожалуй, самые стойкие убеждения, от которых труднее всего освободиться современным духовным людям.

Духовный человек способен соединять в себе духовное и материальное.

Чем больше вы уноситесь ввысь, к своим высшим аспектам, тем сильнее вы должны быть заякорены в материи. Но в реальности в это сложно поверить и принять.

Еще материалы по данной теме:
"Как совместить жизненное предназначение, помощь другим людям и духовность с зарабатыванием денег"
"Деньги и духовность"

Многие школы, преподающие йогу, транслируют и их философию о здоровом образе жизни, отказе от пищи животного происхождения.

Но выбор принимать это или идти своим путем остается за человеком. Если вы занимаетесь духовным развитием, но при этом употребляете в пищу мясо, вы не становитесь от этого менее духовным.

Лично я против всяких ограничений. Главное, чтобы ваши желания были вашими и не руководили вашим сознанием.

Если вы курите, любите иногда выпить хорошего вина, съесть шашлык, не значит, что в вас от этого меньше внутреннего света.

В вашей жизни рано или поздно наступит момент, когда организм сам откажется от какой-либо пищи или привычек. Без насилия над собой.

Неднократно слышала осуждающие замечания в адрес духовных мастеров, учителей о том, что они должны быть все время в хорошем настроении, улыбаться и радоваться.

Даже если вы овладели искусством позитивного мышления, вы не сможете постоянно пребывать в приподнятом расположении духа.

У каждого человека есть свои циклы, по которым он живет. Не бывает постоянного подъема вверх. Когда человек достигает пика, неизбежно наступает спад.

Это естественный процес. И нужно быть к этому готовым и уметь принимать и проживать это состояние.

Испытывать негативные эмоции - не плохо, гораздо хуже скрывать их, обманывать себя и окружающих.

Тяжело улыбаться, когда хочется плакать. Трудно терпеть, когда хочется выплеснуть гнев, даже находясь наедине с собой. Вы не обязаны радоваться, если вам грустно.

Духовный мастер - это зрелый человек, который принимает себя любым .

Отличие его от неосознанно человека заключается в том, что он дает себе прожить неприятные эмоции, не запирает их, принимает и отпускает.

Есть ряд людей, которые думают, что духовный мастер - это человек, который искоренил в себе все недостатки, освободился от негативных убеждений и травм.

Особенно такие требования предъявляются к духовным учителям, тренерам, у которых учатся, не понимая, что это тоже живые люди со своими красными кнопками, жизненными уроками.

Людей, которые постоянно пребывают в умиротворении и благости, можно пересчитать по пальцам.

Многие ошибочно полагают, что сначала нужно заменить все негативные установки на позитивные, освободиться от всех программ, и тогда они станут просветленными, смогут по праву называть себя духовными мастерами.

Но мастерство проявляется не только в крупных достижениях, а скорее в том, как вы живете сегодня, сейчас, как вы реагируете на различные ситуации, что вы выбираете каждую минуту и даже секунду вашей жизни.

Стать духовным мастером - не означает избавиться от темного в себе. Это темное нужно увидеть и принять, научиться жить с ним. Вот это и есть проявление мастерства.

протоиерей Александр Мень

Отец Александр, сейчас много говорят о духовности, но думаю, что люди нередко вкладывают разный смысл в это понятие. Что же есть духовность?

Слово «духовность», которое стало модным, им злоупотребляют, его затаскали, как это у нас часто бывает, этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой.

Первое. Духовность – свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух невидим, непространствен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа, и для того, чтобы дать определение этому свойству, духовности и духовностности – человек несет в себе дух, – пришлось бы встать на некую иную точку, откуда-то смотреть, что для нас невозможно, ибо дух – это мы сами и есть, И дух выше, он по своей природе шире рациональных определений, он в них не втискивается. Дух – это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь тот континуум, сложный и в то же время единый целостный поток, который составляет особенность человека.

Что отличает дух от души?

Душа есть и у растения, и у животного – это психика, а вот творчество, сознание, свобода, добро и зло – это дух, Если отнять у человека все, что нематериально, – мысль, чувство, совесть и т. д., во что превратится человек? В говорящего робота, в орангутанга в пиджаке. Нет, даже хуже!

Дух – это храм человека, и если дух свят, то он как бы захватывает все существо человека, и тело его становится храмом. Поэтому нам дороги мощи святых.

Мы знаем, что человек теснейшим образом связан с мирозданием. Он настолько тесно связан с бытием природы и ее законами, что, если человека хотя бы на секунду изъять из этого окружения, он погибнет. Не только пища, воздух, вода, но все в целом является нашей средой, и, если мы хотим существовать, мы должны быть частью среды, быть вписанными в нее. Это биологическое, психофизическое бытие человека принципиально не отличается от природы других высокоразвитых животных, это есть дар природы, который мы возвращаем ей, умирая, обращаясь в прах. Духовность же есть то, что мы у природы не заимствуем, она отсутствует в природе. В природе нет творчества, нет таких особенностей, как личностное самосознание, добро и зло, она не может научить добру и злу (недаром она названа у поэта «равнодушная природа»), в ней нет страдания, для нее существуют лишь стихии. Так вот, особенность человека, делающая его трагическим царем мироздания, заключена в духовном начале, которое ему присуще, даровано.

Дух и душа человека существуют до его зачатия и рождения?

В Церкви нет единого мнения на этот счет, могу высказать только свое мнение. Я думаю, что дух человека находится в общем духе человечества, но не в индивидуальном виде, а как бы в слитном. Становится же он самим собой при зачатии, при рождении. Он не создается, а как бы отделяется от этого ствола.

А после смерти?..

Убежден, что дух человека не разрушается смертью, что в вечность мы понесем то же сознание, которое в нас есть теперь, но как это нелегко представить, изобразить… Вот вы, наверное, читали книгу Моуди «Жизнь после жизни» и обратили внимание, что почти никто не мог передать, что же за мир им открывался, у нас и слов таких нет.

Отец Александр, у нас миллионы людей вынуждены были жить так, словно духовности не существует вовсе.

Недооценка, а вернее, пренебрежение духовностью привело к нынешнему состоянию общества, которое оказалось ориентированным на низшие стороны человеческого бытия. Из известного афоризма о том, что, прежде чем человеку начать заниматься философией, религией, поэзией, он должен есть и пить, – из этого афоризма рождалось молчаливое признание того, что самое важное есть, пить и так далее. Отсюда унижение человека как духовного существа, фактическое обесценивание свободы, достоинства личности и даже жизни. «Человеческий фактор» оказался вторичным по сравнению с выплавкой чугуна и стали. И только когда стало ясно, что попрание духовности в человеке ведет к умственной, моральной и профессиональной деградации, когда антидуховность, прикрывающаяся пустой псевдодуховной фразеологией, стала разрушительно сказываться на социальных и хозяйственных вопросах, многие спохватились, и дай Бог, чтоб не 6ыло поздно.

Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия. учит нас, что духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги, духовную и нравственную гибель. Поэтому я очень рад, что понятие духовности стало постепенно возвращаться в общественное сознание, это может стать началом обретения человеком самого себя, утраченного в процессе материалистического самоотчуждения.

Вы говорили о двух аспектах понятия «духовность»…

Второй аспект связан с формами реализации нашей духовной природы. С ее отношением к Вечности, своему призванию, любви и творчеству, миру, к другим людям. Может существовать темная, я бы сказал – демоническая, форма реализации. Как талант, как наука, как любые другие возможности, наша духовность может быть направлена и на добро, и на зло. Каннибальские культы доколумбовой Америки или нацизм – это тоже, увы, есть проявления духовности. Следовательно, этот уникальный дар, как теперь любят выражаться, амбивалентен, Потому что само богоподобие человека, то есть, по сути дела, его духовность, неотделимо от свободы. Жестко запрограммированная направленность духовности была лишена одной из важнейших прерогатив духа – свободы. А если есть свобода, значит, существуют по меньшей мере два пути – путь к Первообразу и путь удаления от него.

Как гений и злодейство?

Гений является даром, присущим духовности, человек его себе не выбирает, а путь злодейства – это выбор, направленность и устремленность воли человека.

Выбор – сознательный?

Необязательно, Волевая направленность исходит из глубин человеческой природы и не всегда проходит через фильтр разума и сознания, Более того, она часто искусно прячется от света. Раз вы употребили формулу «гений и злодейство», вспомним пушкинского Сальери. Имея элементарные религиозные представления, он отлично знал о заповеди «Не убий», но терзавшая его зависть не позволила ему осознать преступность этого шага. Напротив, он оправдал себя с помощью некоей абсурдной логики, в которой нормальному разуму нет места.

Что порождает абсурдную логику?

Воля к злу, направленная в противоположную от Первообраза сторону, Николай Бердяев писал, что иррациональная природа зла не позволяет его до конца рационализировать. Это подобно тому, как нельзя перевести на язык строгой логики хаотический бред душевнобольного.

Значит ли это, что Бог оставляет человека?

Думается мне, что полностью Он никогда человека не оставляет, Он рядом с ним, всегда готовый принять его покаяние, до последней минуты, как было с разбойником на кресте.

Как же человеку спастись?

А что вы понимаете под спасением?

Эту задачу ставят перед собой все мировые религии. Они выработали на протяжении тысяч лет определенные религиозно-этические кодексы и заповеди, на исполнение которых ориентировали своих последователей. Роль религий в воспитании положительных начал духовности всегда была не только огромной, но фактически главной.

А роль христианства?

Христианство не стоит в ряду других религий, хотя в нем тоже выработаны кодексы и заповеди. Оно открывает нам, что приобщение к Высшей и Божественной жизни и победа над злом внутри нас не могут быть достигнуты одними человеческими усилиями. Как бы ни были важны попытки и усилия жить по Божьему закону, Новый Завет, в частности апостол Павел, учит нас, что решающим является Благодать. Слово это имеет много значений, но в Новом Завете оно означает Высшую Божественную силу, которая преображает духовность человека в ответ на его веру. Вот почему апостол Павел говорит, что мы спасаемся не делами закона, а верой во Иисуса Христа.

Что такое «дела закона» ?

Это и есть следование кодексам, которые выработаны в дохристианских религиях. Конкретно апостол имеет в виду Ветхозаветные заповеди. Разумеется, он не отрицает, что эти заповеди священны, они открыты Богом, но, я повторяю, наличия кодекса недостаточно. Должно осуществляться таинственное единение Высшего Начала с несовершенной человеческой волей.

Но вы говорите: верой во Иисуса Христа, а не в Бога…

В этом-то и отличие Евангельского Откровения от мировых религий. Каждая из них движима прекрасным и возвышенным стремлением ввысь, к Абсолютному и Безусловному, и я не верю, что такое стремление может остаться тщетным. Однако преодолеть бездну, которая отделяет Вечное от временного, Абсолютное от относительного. Божественное от человеческого, возможно, лишь если над этой бездной перекинут мост. Если нет моста, мы можем видеть тот далекий чудесный берег, его свет, его красоту. Через пропасть до нас могут донестись и «звуки небес», и веяние бессмертной красоты, и нам может показаться, что мы уже там, на другом берегу, но в действительности – моста нет. Этим мостом становится богочеловеческая мистерия, когда Вечность сама приходит к нам, сама перекидывает мост, говорит с нами человеческим языком, открывает себя в богочеловеческой личности. Это – Иисус Назарянин, возвестивший миру радостную весть о спасении. Для нас, христиан, Он не просто жил и умер в правление прокуратора Пилата, Он – победитель смерти. Не в том смысле, что Он оставил после себя «дело», учение, книги, а В том. что Он Сам незримо остался на земле, и каждый, кто ищет встречи с Вечным, находит Бога во внутреннем единении со Христом.

Значит, только через Христа путь к Богу?

Именно так.

Но ведь есть православная духовность, католическая, протестантская – или это одно и то же?

Конечно, в чем-то главном, в любви к Богу через Богочеловека Иисуса Христа, христианская духовность едина. Однако в силу конфессиональных и культурно-исторических особенностей каждого из христианских вероисповеданий сложились различные типы христианской реализации духовности.

А есть ли иной, кроме религиозного, ну, скажем, нравственный путь реализации духовности?

В общем-то есть, существует. Но он фактически неотделим от религиозных традиций, ибо только в этих традициях была сформулирована и утвердилась шкала нравственных ценностей. Потому что, если нам следовать этике, надо знать, какой этике: ницшеанской, древнеримской или христианской. Шкала нравственных ценностей задается миросозерцанием.

Это значит – верой?

Да, конечно.

А если человек не верует?

Такого не бывает. Хотя бы в подсознании у любого человека живет шкала ценностей, которая и определяется его верой.

В Бога?

Необязательно. Может быть атеистическая вера в то, что мир бессмыслен. Как у Сартра. В таком случае бессмысленно все, в том числе и этическое поведение. Но в подсознании у этих людей обычно живут нравственные представления, унаследованные от традиционных религиозных понятий. Значит, опять-таки все определяет вера – либо осознанная, либо неосознанная.

Часто современное сознание сомневается во всем, ничего «не принимая на веру». Как вы относитесь к такому способу познания мира?

Рациональный аспект познания требует именно такого подхода, и в науке он необходим. Но есть познание иное, целостное, интуитивное, ему свойственна непосредственная достоверность внутреннего постижения. Это воцсе не «принятие на веру», а живой реальный опыт, и здесь нужны только коррекция и формирующая деятельность разума. Чтобы быть понятней, скажу: когда мы воспринимаем нетленную красоту рублевской «Троицы», это вовсе не значит, что мы что-то приняли на веру, Мы восприняли , а разум может дать лишь вспомогательный материал аналитического свойства относительно композиции, структуры, замысла иконы.

Loading...Loading...