Виды ценностей. Личностная система ценностей в жизни человека

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне , о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Именно эти ценности помогают каждой личности вырваться из среды изолированности, ограниченной лишь материальными потребностями. Благодаря им человек становится частью созидательной энергии высших сил. Он способен выйти за пределы собственного внутреннего «Я», открывшись во взаимосвязи с миром на более высшем уровне развития.

Важно отметить, что духовные ценности мотивируют человека на совершение определенных поступков, кардинально отличающихся от обычных, приземленных. Помимо этого, они выступают некой предпосылкой ответственности, даруя личностную свободу, безграничность.

Виды духовных ценностей

1. Смысложизненные ценности являются идеалами, основным жизненным ориентиром, связывающим мироздание личности с обесчеловечим бытием. Они несут сугубо индивидуальный характер, как для самого человека, так и для истории каждой культуры. Главными понятиями, присущих этому виду, есть жизнь и смерть, противостояние добра и зла, мира и войны. Прошлое, память, будущее, время, настоящее, вечность - именно такие мировоззренческие ценности подвергаются осмыслению личностью. Они формируют представление о мире в целом, что, несомненно, свойственно каждой культуре. Кроме того, такие мировозренческо-философские ценности помогают определить отношение каждого из нас к окружающим, о месте в этом мире. Представления об индивидуальности, свободе, гуманизме и творчестве помогают нам в этом. Стоит отметить, что именно они граничат с ценностями, относящимися ко второму виду.

2. Нравственные относятся к тем духовным ценностям, что помогают личности регулировать ее отношения с людьми с точки зрения вечной борьбы между сущих и должных поступков, понятий. Данная категория ценностей связана с такими неписаными законами как: запреты, принципы, нормы, предписания. Основными здесь являются добро и зло. Представление человека о них определяет, в первую очередь, трактовку им следующих ценностей: достоинства, человечности, справедливости и милосердия. Именно с их помощью человек способен видеть себя частью всего человечества. Благодаря этим понятиям формулируется главное, «золотое», правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе». Нравственные ценности регулируют отношения между сообществами, группами людей и также включает в себя следующие понятия:

  • добросовестность;
  • верность;
  • патриотизм;
  • долг;
  • честь;
  • коллективизм;
  • трудолюбие;
  • вежливость;
  • такт.

3. Эстетические ценности , связанные с созданием гармонии, ее выявлением. Ощущение психологического комфорта наступает именно тогда, когда индивиду удается наладить отношения с миром, с окружающими и с самим собой. Эта категория духовных ценностей играет немаловажную роль в жизни человека, потому как они тесно связаны с его эмоциональной культурой, способностью к переживаниям сильного , умением ощущать различные оттенки чувств и настроения. Эстетические ценности составляют представления о целостности, совершенстве и включают в себя: комическое, прекрасное, трагическое и возвышенное.

Духовные и моральные ценности

Моральные ценности - это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммы в кошельке, а моральные - принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.

Нами было отмечено, что мир ценностей (аксиосфера) весьма мно­гообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпы­вающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, применяя различные осно­вания для классификации. Тем самым будут выявлены формы суще­ствования ценностей, что свидетельствует о богатстве человека как существа универсального, многогранного.

Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Осо­бой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир ("мик­рокосмос"), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. "На вкус и цвет товарищей нет", - гласит русская по­словица, и в ней, безусловно, есть большая доля истины. В некоторых философских течениях (например, в экзистенциализме) подчеркива­ется тезис о способности индивида самостоятельно формировать мир своих ценностей без оглядки на общество, его нормы и стандарты. С точки зрения экзистенциальной философии, ценностные ориентации индивида проистекают изнутри, а не извне, из недр его духовного мира и не привнесены кем-то в готовом виде.

Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержа­нию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности че­ловека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности эко­номические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), поли­тические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (за­кон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности ду­ховные - в силу своей предельной сложности и многогранности дан­ной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Духовные ценности выполняют функ­цию ориентиров и образцов-целей в жизни индивида, группы или же общества, играют весьма важную роль в социализации человека.

Ценности закрепляют общественные отношения, формируют со­циальный организм как единое целое. Известно, например, сколь ве­лика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.

Третья группа (выделение ценностей по способу их существовования) - ценности материальные ("предметно воплощенные") и ду­ховные ("идеальные", или "постматериальные"). К числу материаль­ных ценностей ("благ") принято относить прежде всего вещи, кото­рые необходимы для повседневного существовования человека (пища, одежда, жилье).Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение. К этой же группе от­носятся и предметы, выполняющие роль орудий труда, - от самых простых (топор, лук) и заканчивая самыми сложными (компьютер, лазер). Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования человека в мире, удовлетворять его нарас­тающие культурные и социальные потребности, осуществлять много­гранную практическую деятельность. Названная группа ценностей образует то, что часто принято называть материальной культурой. (Напомним еще раз, что вещи сами по себе еще не представляют цен­ности. Они проявляют такое значение лишь в рамках социокультур-ной жизни, по мере вовлеченности в деятельность человека). Что же касается духовных ценностей, то на их специфике и роли в обществен­ной жизни более подробно мы остановимся ниже.


Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным ис­торическим временем) и непреходящие (имеющие значение во все вре­мена). Известно, что времена и люди меняются, но "вечные" ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Во все времена высоко оценивался Человек как существо уникальное, "высший цвет" материи. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который не только создал человека, но и богатейший Мир культуры.

Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные ("инструментальные") и фундаменталь­ные ("высшие") ценности, существующие в обществе.

Предложенная нами классификация носит, разумеется, приблизи­тельный характер и не претендует на завершенность. Ее назначение состоит в том, чтобы показать единство и многообразие аксиосферы, богатство форм существовования ценностей.

Что же касается духовных ценностей, то все они являются продук­тами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью орга­нов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разуме­ется, не в прямом, а в переносном смысле. Сердце в философии - это метафора, символизирующая глубинный центр духовных сил челове­ка). Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценно­сти обретают различные формы существования - идея, обществен­ный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта, традиция, ритуал. Духовные ценности существуют как на уров­не специализированного ("элитарного"), так и массового сознания (например, суждения в рамках здравого смысла, являющегося как бы "путеводителем" по жизни). Следует иметь в виду, что в сфере Духа тоже существуют антиценности, например, низкопробные произведения искусства и пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В концеXX в. широкое распространение получи­ла массовая культура, которая в значительной мере являет собой так называемый "ширпотреб", призванный удовлетворить невзыскатель­ные вкусы потребителей.

Производство духовных ценностей осуществляется как отдельны­ми людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем об­ществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и систе­мы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение челове­ка к окружающему миру.

Особое место в системе духовных ценностей играет идеал. По оп­ределению В.И.Даля, идеал - это "мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз;

представитель; образец-мечта". Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира. Он вырабатывается сознанием человека и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стрем­ление человека к изменению мира своего бытия. По словам И.Канта, идеал необходим разуму для того, чтобы измерять степень и недостатки несовершенного в мире, и поэтому он имеет практическое значение. Л.Н. Толстой подчеркивал, что идеал-это "... путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни". Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как лич­ность, существо творческое и всегда "незавершенное", ищущее и дея­тельное. В этом и состоит великая ценность идеала, который придает нашей жизни смысл и стройность, дарит импульсы неиссякаемой твор­ческой энергии*.(* И.С.Тургенев: "Жалок тот, кто живет без идеала!")

Следует, однако, иметь в виду, что идеалы отличаются друг от друга - и не только своим содержанием. Есть истинный идеал, свиде­тельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чис­тоте его намерений. (Из истории известно, например, что заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу "трудить­ся для человечества", а став со временем глубоким социальным мысли­телем, рн избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего "реального гуманизма"). Но существуют и ложные идеалы ("псевдоидеалы"), которые свидетельствуют о деформациях ду­ховного мира и даже антигуманных ориентациях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев, - Чичикова из "Мертвых душ" Н.В.Гоголя, инженера Гарина из романа А.Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".

Истинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Напротив, ложный идеал ведет к духов­ной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Пробле­ма идеала есть, таким образом, проблема выбора человеком своего жизненного пути и творения собственной судьбы, проблема социаль­но-исторического и культурного самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полноценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоциальный характер. Идеал высту­пает, следовательно, как необходимое условие самоукрощения челове­ком самого себя, как средство для придания своему существованию в окружающем мире полноты и осмысленности, а значит - и счастья.

В философской аксиологии затрагивается также и вопрос о духов­ности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской фи­лософской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особое отношение существовало к святым - носи­телям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам - людям, совер­шавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух - это свет и культура, а бездуховность - это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке.

В культурно-антропологическом смысле под духовностью понима­ется высокий уровень развития во внутреннем мире человека так назы­ваемой "вертикальной" линии, которая символизирует подъем и восхож­дение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире ("Кто я? Для чего я живу?" и т.п.). Духовность - это подлинно человеческое в чело­веке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и куль­турных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет твор­ческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духов­ности - это проблема выхода человека за рамки достигнутого, пробле­ма восхождения к высоким идеалам-ценностям - к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) разви­тия человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однаж­ды русский писатель А. П. Чехов. Становление и развитие духовного на­чала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).

Весьма важную роль в формировании духовности человека при­звана играть философия как особого рода знание - знание о человеке и смысле его бытия в мире. Знакомство с ней помогает человеку вый­ти за рамки своих обыденных представлений и сформировать ценно­стные ориентиры - о Добре и Зле, о прекрасном и безобразном, вы­соком и низменном. Философия помогает осознать феномен самого человека, постичь его ценность как уникального феномена Космоса и тем самым встать на почву гуманизма, осмыслить общечеловеческие ценности. Конечно же, философия стимулирует интерес и к смысло-жизненной проблематике, к определению человеком своего жизнен­ного пути. ("Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!",- за­метил в связи с этим русский писательXX в. В.Г.Распутин). Раскры­вая ценностное значение философского знания, русский религиозный философ В. С. Соловьев писал:".. .На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком". Французский философ XVII в. Р.Декарт подчеркивал, что "...фило­софия (поскольку она распространяется на все доступное для челове­ческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров...". В наше время, когда на повестку дня встал насущный вопрос о выжи­вании человечества, философия обращает особое внимание на цен­ность Жизни как таковой и необходимость ее сохранения на Земле.

Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также луч­ше представить себе социально-культурную сущность воспитания чело­века. С точки зрения аксиологии, воспитание являет собой формирова­ние системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценност­ного сознания и способности к оценке. Главное - это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, спра­ведливое и несправедливое, светлое и темное в жизни, и на этой основе определять свои ценностные ориентации. Воспитанность -это ведь уме­ние самостоятельно управлять своим поведением, правильно строить свои отношения с другими людьми, с обществом и природной средой. В про­тивном случае свобода индивида будет неминуемо вырождаться в его произвол, в насилие над себе подобными. Воспитанность - это, стало быть, осознание смысла своей жизни как ценности, ее переживание и ос­мысление. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру чело­веческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека. Говоря языком аксиологии, воспита­ние - это формирование ценностной культуры. По словам Б.П.Вышес­лавцева, подлинная личность должна являть собой "высшее единство Познающего, оценивающего и действующего субъекта".

В нашей стране всегда высоко оценивались такие явления, как со­весть, коллективизм и солидарность, справедливость, милосердие, дружба и взаимовыручка ("Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Сам погибай, а товарища выручай!", "Один за всех, и все за одного" и т.п.). На Руси всегда высоко в цене были такие явления, как совесть, нрав­ственное отношение к труду ("Без труда не вытащишь и рыбки из пру­да" и т.п.), знания человека ("По одежке встречают, а по уму провожа­ют"). Русского человека отличали патриотизм, способность жертвовать собой во имя, своей Родины и государства. Конечно, в современном российском обществе в связи с реформами происходит весьма глубокая переоценка ценностей, формирование новых типов общественного со­знания, имеет место поиск новых ориентиров и идеалов, моделей жиз­ни. Но все это ни в коей мере не должно вести к забвению тех высоких ценностей, которые сформировались в русской культуре на протяже­нии многих веков и в которых современный человек должен находить истоки своего духовного становления и развития.

КонецXX в. остро поставил вопрос об общих, общечеловеческих ценностях. Все более ощущаемая угроза гибели человечества в связи с глобальными проблемами (экологическая, энерго-сырьевая и другие) требует по-иному посмотреть на современный мир, место и роль че­ловека в нем. В наше время особое значение приобретают такие цен­ности, как ненасилие в международных делах, гармония во взаимоот­ношениях с природой, партнерство государств в решении региональ­ных и глобальных проблем. Ненасильственный, безопасный и спра­ведливый мир - вот каким, в идеале, должно стать "мировое сообще­ство, но это невозможно без опоры на общечеловеческие ценности. В наш ядерный и конфликтный век особый смысл обретают слова Л.Н. Толстого: "Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого". В 1955 г. в Манифесте известных ученых Б.Рассела и А.Эйнштейна прозвучало: "...Мы должны научиться мыслить по-но­вому. Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы при­надлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай, если вы этого не сделаете, перед вами - опасность всеобщей гибели".

Итак, в философской аксиологии рассматривается ценностное отношение человека к окружающему миру, включая и обществен­ную жизнь. В рамках этого отношения выявляется социокультур-ное значение мира для человека, происходит переживание и осмыс­ление предметов, процессов и явлений мироздания. Ценность мира раскрывается только в рамках духовно-практического "соприкос­новения "человека с ним, т.е. многогранной деятельности. Ведя речь о ценностях, аксиология отвечает на вопросы о том, что человеку дорого и к чему он должен быть устремлен в своей жизни.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Здесь мы поговорим про духовные ценности в жизни человека, что это такое и почему они так важны.

Каждый человек вырастает со своим набором ценностей. Самое интересное то, что они не всегда служат человеку, а могут наоборот, даже причинить ему вред.

Ценности передают нам с самого рождения наши родители, учителя, воспитатели, друзья.

Мы не всегда можем сразу понять какие из ценностей нам вредят, а какие приносят пользу. Давай подробнее в этом разберёмся!

Что такое ценности

Ценности – это внутренние принципы, убеждения, в которые человек верит и держится за них, он считает свои ценности важными и если это бывает нужно, готов отстаивать их.

Ценности могут нести как положительный, так и отрицательный характер.

Естественно, отрицательные ценности несут вред человеку. Можно привести пример много ценностей. Например, сигареты, и даже наркотические вещества могут стать ценностями для человека, который будет даже в них искать плюсы и защищать их.

Те, кто употребляют алкоголь считают, что он полезен для организма, стерилизует его от инфекций различного рода и что выпивать алкоголь время от времени необходимо. Водка стерилизует, вино расширяет сосуды, алкоголь помогает расслабиться и уйти от проблем. Хотя это конечно ерунда, алкоголь яд для организма.

Сигареты – это лучшее средство для успокоения и от нервов, стресса, зато какой ценой.

Важно видеть вещи в настоящем свете, а не в иллюзорном. В этой статье я предлагаю обсудить именно духовные ценности, не религиозные.

Духовные ценности

Духовные ценности подразумевают наличие в них Духа. Развитие и усиление своего внутреннего Духа, духовного тела.

Осознание того, что эти ценности ты открываешь внутри себя, прежде всего для себя и своего блага, а не для глаз окружающих. Ты выбираешь быть таким именно для себя.

Можно привести в пример такие духовные ценности:

  • честность;
  • осознанность;
  • ответственность;
  • любовь в первую очередь к себе, а затем к окружающим;
  • вера в себя;
  • сочувствие;
  • искренность;
  • любовь к своим родителям;
  • уважение к любой форме жизни;
  • миролюбивость;
  • устойчивость к стрессам;
  • принятие;
  • верность (имеется ввиду своей жене);
  • любовь к семье.

Так можно перечислять долго. Главное, чтобы каждая ценность делала тебя сильнее. Практикуя эти ценности внутри себя, придерживаясь их просто потому, что ты так выбираешь, ты становишься духовно сильным или духовитым человеком. Это неизвестно почему так. Просто это есть.

Естественно, чтобы быть честным с окружающими людьми, нужно сначала быть честным с самим собой, чтобы быть искренним с другими, нужно научиться не врать самому себе. Чтобы любить людей, нужно сначала полюбить себя.

Всё начинается с тебя, с твоего отношения к самому себе. Если ты себя ненавидишь и не принимаешь, ты себе не нравишься, то не думай, что отношение окружающих к тебе будет другое или вдруг ты загоришься горячей любовью к окружающим. Это иллюзия.

Все эти ценности, если ты их практикуешь, делают тебя сильней.

Нынешнее общество

Сейчас в обществе врать – это нормально, беспорядочные половые связи –это тоже нормально, быть не искренним и двуличным, ненавидеть себя и окружающих, носить маски, не уважать родителей, курить и пить всё это нормально, но не естественно.

Это не взращивает человеческий дух, это его разрушает. Человек чувствует себя внутренне ущербным, не способным что-либо изменить в своей жизни.

Гнаться за внешними идеалами или ставить на первое место деньги и славу, это тоже ненормально.

Быть состоятельным и при деньгах, жить в роскоши – это хорошее желание, но когда для тебя важно только это, когда ты стремишься к этому, чтобы доказать всем какой ты, что быть в глазах окружающих выше – это уже ненормально.

Внутреннее всегда творит внешнее. Внешний мир лишь отражение внутреннего. Какой смысл гнаться за отражением, когда легче всего влиять на него работая с внутренним миром. Именно для этого и нужны внутренние духовные ценности, чтобы чувствовать внутренний стержень, чтобы иметь способность создавать свою жизнь такой, какой ты её выбираешь.

Я не призываю тебя поверить в это, ты можешь просто проверить. Практикуй и всё узнаешь, только это должно быть не воспитание родителей, использовать и руководствоваться духовными ценностями – это осознанный выбор каждого, а не вбитые в программы от родителей и окружающих.

Благодарю за внимание!!!

До следующих встреч!

Да, можешь также, и оставить положительный комментарий под этой статьёй.

Всегда ваш: Заур Мамедов

Loading...Loading...