Агапия, ирина и хиония. Святые мученицы агапия, ирина и хиония

Память святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии совершается в Православной Церкви 29 апреля по новому стилю.

Великое гонение на христиан
Сестры-мученицы Агапия, Ирина и Хиония пострадали за веру и Христа во время правления римского императора Диоклетиана во второй половине III века. Этот правитель отличался большой жестокостью и ненавистью к христианству, которое к третьему столетию уже распространилось по всей Римской империи. Диоклетиан считал необходимым всячески поддерживать в своей стране поклонение римским божествам, поскольку видел в язычестве опору своей власти. За время его правления было замучено и казнено множество людей, не побоявшихся исповедать себя последователями христианской веры. Император издал большое количество эдиктов, направленных против всех граждан империи, которые отказывались совершать языческие жертвоприношения. Православная Церковь особо прославляет тех святых, которые прославили Христа мученической кончиной. В православных храмах издавна существовала традиция располагать иконы святых мучеников на столбах, несущих свод здания, поскольку это символизировало то, что святые, пролившие кровь за веру и Христа, стали столпами Православной Церкви, свидетельствующими об истинности христианского учения.

Святые сестры-мученицы
О святых сестрах Агапии, Ирине и Хионии нам известно, что они были родом из города Аквилея, расположенного в северной Италии. Хотя девушки рано остались сиротами, но заботу о них взял на себя некий священник Зенон, наставлявший сестер в христианской вере и опекавший их. Когда он скончался, то святой Анастасии, также жившей в Аквилеи и получившей впоследствии имя Узорешительницы за смелое служение заключенным в темницах христианам, было видение, в котором ей было сказано о скорой мученической кончине сестер. Поспешив к девушкам, святая Анастасия ободряла их и готовила к грядущему подвигу.
Вскоре предсказание совершилось и святые девы были схвачены и приведены к императору. Диоклетиан был поражен их красотой и пообещал найти богатых и знатных женихов из своих приближенных, если девушки откажутся от христианства и принесут жертву кому-либо из божеств римского пантеона. Однако ни одна из сестер не согласилась на это, и тогда император отправил их к своему наместнику Дулкитию, чтобы тот добился отречения. Однако для Дулкития, отличавшегося большой развратностью, важнее было не то, чтобы три красавицы-сестры принесли жертву языческим богам или хотя бы вкусили идоложертвенную пищу, но то, чтобы они удовлетворили его нечистую страсть. Когда же Агапия, Ирина и Хиония отказались выполнить пожелание наместника, то он решил устроить моральную пытку для чистых и невинных девушек. По его повелению сестры были приведены из темницы во дворец, где Дулкитий повелел в присутствии всех содрать с них одежды. Однако совершилось чудо: воины не могли снять одеяния, которые словно приросли к телам сестер.
Услышав о том, что наместник не может справиться с возложенной на него задачей, император Диоклетиан был разгневан и повелел предать сестер казни. Житие повествует о том, что Агапия и Хиония были сожжены, а Ирину отвели в публичный дом, однако и там она была сохранена чудесным образом от поругания, и тогда святой мученице отрубили голову. Святая Анастасия Узорешительница, узнав о подвиге и кончине сестер, погребла их тела.

Икона святых сестер-мучениц
Обычно трех сестер Агапию, Ирину и Хионию изображают на иконах вместе, так как они были не только всю жизнь неразлучны, но также приняли втроем мученическую кончину. Фрески с изображением святых нередко встречались в раннехристианском церковном искусстве, где девы писались с венцами мученической славы в руках. Позже появились иконы, на которых изображали святых Агапию и Хионию, сжигаемых на костре, а Ирину – в момент усекновения ее главы.

Тропарь, глас 1:
Агницы словесныя, Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу, течение скончавше, и веру соблюдше. Темже днесь радостною душею совершаем, досточуднии, святую вашу память, Христа величающе.

Кондак, глас 4:
Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Величание:
Величаем вас, страстотерпицы святыя Агапие, Ирино и Хионие, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва (стихиры на «Господи воззвах»):
Девство нетленно, / мучение всечудно Христу принесосте, / честныя девы, низложивше шатание / прелести безбожное силою крестною, / мужественным разумом. / Темже вся Христова Церковь празднует святую вашу память, / светоносную и нарочитую. Хионии страданию и Агапии сопротивлению, / Ирины мученицы неодолению лицы Ангельстии / блаженнии яве удивишася, / како, мужественными сплетении врага / невидимаго разразивше, / победы венец от руки Живоносца богатно прияша. Огнем скончаваеми, / разжженным смыслом пламень погасисте суетства / и, свещу неугасшу душевную соблюдше, / внидосте со Христом в чертог Небесный, / чудесными же искрами страсти пожгосте, / страстоносицы, / демонов же полки страдальчески победисте.

Сестры Агапия, Хиония и Ирина были дочерьми богатого и влиятельного жителя Фессалоники и жили в правление Диоклетиана. В 304 году император издал эдикт, который полностью запрещал хранение книг Священного Писания. Тогда они, дабы сберечь веру, бежали из города и отправились на высокую гору, где стали проводить жизнь в молитве. Телесно они обитали на вершине горы, а души их постоянно пребывали на небесах.

Однажды солдаты императора обнаружили убежище святых и силой привели вместе с другими христианками Кассией, Филиппой, Евтихией и юношей по имени Агафон к правителю Македонии Дулкитию. Правитель сурово встретил их такими словами: «Безумцы, какой глупостью является ваше нежелание повиноваться распоряжениям божественных императоров и цезарей!» Затем он спросил Агафона: «А ты почему отказался вкушать мясо, подносимое богам, как делают все набожные люди?» «Потому что я христианин», - объяснил Агафон. Обратясь к Агапии, Дулкитий поинтересовался, каковы ее убеждения. Юная дева ответила: «Я верую в Бога Живого и не хочу осквернить свою чистую совесть». Правитель спросил у Ирины, почему она не подчиняется распоряжениям императоров. И та отвечала: «Из страха перед Господом!» Хиония ответила так же, Кассия сказала, что хочет спасти свою душу, Филиппия заявила, что лучше примет смерть, нежели коснется мяса, приготовленного для идолов. Евтихия выказала такую же твердость - так как она была на седьмом месяце беременности, судья приказал отправить ее в заточение.

После этого он снова принялся за допросы, пытаясь убедить Агапию согласиться. Она возразила: «Не должно подчиняться сатане. Тебе не удастся изменить мое решение, оно непоколебимо». Дулкитий спросил: «Кто все же вверг вас в это безрассудство?» «Всемогущий Бог и Его Единородный Сын, наш Господь Иисус Христос», - ответила Хиония. Заключив, что более не в силах что-либо сделать, правитель огласил следующий приговор: «Я приговариваю Агапию и Хионию к сожжению заживо за то, что они с кощунственным упорством противятся эдиктам наших августейших повелителей, а также за публичное исповедание порочной религии христиан, к которой питают отвращение все правоверные люди. Что касается Агафона, Ирины, Кассии и Филиппы, они будут заключены в темницу в силу их юного возраста».

На следующий день после казни двух святых Ирина снова предстала перед судом, поскольку у нее были найдены христианские книги, и она отказывалась сказать, кто их ей дал. Дулкитий угрожал деве смертью, но пообещал спасти жизнь, если она согласится совершить жертвоприношение и съест жертвенное мясо. «Никогда, - ответила святая, - потому что вечные муки ждут того, кто отрекся от слова Господа, завещавшего нам любить Его до смерти. Вот почему мы скорее предпочтем быть сожженными заживо, нежели отступить от Писания!»

После очередного пристрастного допроса, во время которого раба Христова проявила мужество истинного воина, правитель приказал оставить ее обнаженной в блудилище. Благодать Духа Святого защитила деву Христову - никто не осмелился ни приблизиться к ней, ни даже обратиться с оскорбительными словами. Она была вновь приведена к Дулкитию, который спросил: «Упорствуешь ли ты в своем безумии?» Святая возразила: «Не в моем безумии, но в вере в истинного Бога!» «Ты получишь надлежащее наказание за дерзость», - пообещал правитель.

Он написал следующий приговор: «Поскольку Ирина отказывается повиноваться указам императоров и совершать жертвоприношения, а также упорствует в исповедании христианской веры, я приказываю сжечь ее заживо, как и ее сестер».

На следующий день солдаты отвели ее на возвышенное место, где до этого были преданы казни ее сестры. Они разожгли костер и приказали мученице самой войти в пламя. С пением псалмов и прославляя Бога, Ирина вошла в огонь, принеся себя «в жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5: 2).

Эта казнь совершилась 1 апреля 304 года. Церковь в честь трех святых была впоследствии возведена перед стенами Фессалоники, возможно, на месте их мученической смерти или погребения.


Мы предлагаем древний текст их «Актов». Существует иной, измененный вариант повествования о мученичестве трех сестер в «Мученичестве св. Анастасии Узорешительницы». В «Актах» не упоминаются ни св. Анастасия, ни св. Зоил и предлагается версия о том, что три сестры были схвачены возле Фессалоники, но вовсе не в районе Аквилеи.

Иногда история первохристиан напоминает приключенческий роман не только градусом накала страстей и происходящими событиями, но и потому что буквально все друг друга знают. Одна из главных историй такого порядка - житие святых сестер Агапии, Хионии и Ирины, мученичество которых неразрывно связано с житием святой Анастасии Узорешительницы.

Святые девы-сестры появляются на житийной сцене уже во взрослом возрасте: известно, что они остались сиротами в ранней юности, были христианками и следовали наставлениям священника Зоила (или Зинона, в другой редакции). Все это происходило в годы гонений императора Диоклетиана - и вот эти самые гонения докатились и до итальянского города Аквилеи, где в тот момент пребывал правитель. Туда привели арестованного Хрисогона, учителя святой Анастасии Узорешительницы, - а сама святая следовала за любимым наставником.

Вскоре по прибытии к императору мученик Хрисогон был казнен неподалеку от города, и именно Зоил взял его брошенное тело и с почестями и молитвами положил в деревянный гроб и сохранил у себя дома. Святая Анастасия имела чудное видение, в котором ей было открыто и о том, где хранится тело ее учителя, и о том, что священник Зоил скоро отойдет ко Господу, а три его ученицы, Агапия, Хиония и Ирина, будут преданы мучениям и примут венцы за Христа. Такое же видение было и самому Зоилу, потому он совершенно не удивился, когда наутро к его дома пришла женщина по имени Анастасия и спросила, где те три девицы, которым суждено вскоре принять мученическую смерть.

Следующие десять дней святая Анастасия поддерживала сестер, окормляла их и наставляла в христианской вере, а потом Зоил преставился, и стало понятно, что пришло время выполнения и второй части видения: сестрам пришла пора принимать мученические венцы. Девушек схватили и отвели к Диоклетиану, который вызывал их к себе по одной, надеясь тем самым смутить их ум и сердце. Однако и старшая Агапия, и средняя Хиония, и младшая Ирина отвечали императору одинаково: они не безумны, а служат Живому Богу и не собираются поклоняться языческим идолам.

Ирина и вовсе разразилась обличительной речью, говоря так: «Что может быть суетнее и безумнее сего, как поклоняться произведению художника, сделанному им за известную плату? Ибо сначала ты советуешься с художником, за какую цену и какого сделать идола, лежащего или скачущего, смеющегося или плачущего; из какого материала - а потом сему, купленному и сделанному, ты поклоняешься, называя своим богом истукана». Диоклетиан ответил довольно сдержанно, но однозначно: «На такие слова надлежит отвечать мучениями» - и сестер бросили в темницу. Туда к ним явилась святая Анастасия, которая, как обычно, посещала узников - и снова наставляла девушек в христианской вере, поддерживала их.

Вскоре Диоклетиану понадобилось отбыть по делам в Македонию - и туда же он велел отправить и всех пленников из Аквилеи. Там арестованных, включая сестер Агапию, Хиону и Ирину, отдали на суд игемону Дулкицию. Увидев девушек, каждая из которых была необычайно хороша собой, Дулкиций воспылал похотью. Сначала он пытался склонить к блуду каждую из сестер по отдельности, но, не преуспев в этом, решил ночью вломиться в помещение, где они содержались, и овладеть девушками силой.

С наступлением ночи сестры, как обычно, встали на молитву, а Дулкиций пробрался к их двери, но не смог войти в комнату. Более того, едва лишь он появился на пороге, как тут же словно обезумел. Он побежал на находившуюся неподалеку кухню, измазался с ног до головы в саже от котлов и в таком виде предстал перед слугами, которые не узнали своего господина и разбежались с воплями ужаса. Дулкиций побродил по городу, недоумевая, почему при его виде все бросаются врассыпную, а потом отправился к царскому дворцу, откуда его прогнали, думая, что он местный сумасшедший. Наконец слуги обезумевшего игемона догадались, что это он, схватили его и привели домой, объяснив, что с ним случилось.

Дулкиций, естественно, решил, что это святые сестры наслали на него порчу и заколдовали, так что решил продолжить судебное заседание. Он велел поставить девушек перед всем народом и сорвать с них одежду, однако как ни пытались слуги исполнить это повеление, у них ничего не получалось - платья словно приросли к девицам. Присутствующие дивились происходящему, а Дулкиций вдруг уснул чудесным сном, из которого его ничего не могло вывести. Как только слуги отнесли его домой, он сразу проснулся. Однако продолжить суд игемон не смог, потому что Диоклетиан, услышав обо всем происходящем, сильно разгневался и велел передать дело сестер новому судье по имени Сисиний.

Сисиний взялся за дело иначе. Он вызвал к себе Ирину и спросил, повинуется ли она царскому указу, готова ли принести жертву богам. Услышав ответ, что Ирина поклоняется только Христу, судья приказал отвести ее в темницу, а сам вызвал к себе Агапию и Хионию, сказав им так: «Младшая сестра ваша прельщена и научена вами, посему я решил пока отложить ее мучения, чтобы она, посмотрев на ваши, убоялась и послушалась нас». Затем он спросил, готовы ли девушки поклониться идолам, но получил отрицательный ответ. Задал Сисиний и вопрос про то, хранятся ли у сестер запрещенные книги о христианском вероучении, на что девушки отвечали так: «Есть книги, но они сокрыты в нашем уме, откуда их невозможно взять врагам Христовым».

Кто научил вас добровольно предать себя на мучения?

Мучения эти временны и приносят большую пользу, ибо через них можно достигнуть вечной славы.

После этих однозначных ответов Сисиний велел сжечь Агапию и Хионию заживо. Это было исполнено: девы отошли ко Господу в пламени, но ни их тела, ни даже их одежда ничуть не пострадали посреди горевшего костра. Ночью святые тела забрали слуги святой Анастасии Узорешительницы, которая погребла девушек с честью и молитвами.

Земная участь святой Ирины решилась на следующий день. Сисиний снова предложил ей принести жертву идолам и, услышав, отказ, пообещал девушке еще более страшные мучения, чем те, которым были подвергнуты ее сестры. В частности судья сказал, что Ирину отведут в публичный дом, где она будет ублажать всякого, кто только захочет утолить с нею свою похоть. «Тело мое будет страдать от блудника, как от кусающего пса или волка, но гораздо лучше, если будет страдать мое оскверненное тело, нежели я оскверню идолопоклонством свою душу, ибо грех, соделываемый поневоле, когда душа не соизволяет это, не поставляется в вину перед Богом», - отвечала девушка.

Сисиний велел отправить Ирину в публичный дом и снарядил двух воинов, что те ее отвели. По дороге идущих догнали два военачальника, чьи доспехи и даже лица источали сияние. Они сказали, что судья изменил свое решение, и велели отправить девушку на вершину горы недалеко от города, после чего вернуться и сообщить Сисинию во всех подробностях, что и как они сделали. Воины исполнили сказанное и удалились в город, а сияющие военачальники исчезли, потому что это были ангелы. Узнав о случившемся, судья впал в гнев и помчался к горе, на вершине которой стояла Ирина.

Взобраться на гору ни ему, ни его слугам не удалось, потому что им грезилась вырастающая перед ними высокая неприступная стена. Тогда один из воинов выстрелил в святую из лука и смертельно ранил. Перед смертью Ирина обратилась к Сисинию с такими словами: «Я смеюсь над тобой, окаянный, что ты как на какого-то сильного мужа вышел на меня, слабую женщину, с оружием. Но вот я, чистая и неоскверненная вами, отхожу к Богу моему Иисусу Христу». Сказав это, девушка отошла ко Господу. Ночью святая Анастасия Узорешительница взяла тело Ирины, помазала его ароматными маслами и положила вместе с телами старших сестер.

Даже с таким довольно простым и понятным не все ясно с исторической точки зрения. Например, доподлинно известно, что первый, древний вариант жития святых сестер восходит к протоколам их допросов - и на основании его Агапия, Хиония и Ирина жили в Фессалониках. Этот вариант жизнеописания довольно скуден и укладывается буквально в десять строчек. Позднее житие дополняется, переплетается с житием святой Анастасии Узорешительницы и, сохранив основную канву, расцветает подробностями и переносится в Аквилею. Еще позднее вариации переплетаются между собой все прочнее и прочнее, сестер называют сначала через «или», а потом уже и просто полноправным перечислением: Агапия, Хиония и Ирина Аквилейские, Солунские и Иллирийские.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Агапии, Ирины, Леонида, Василисы, Феодоры, Ирины, Тамары.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь совершает память святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии.

Были они родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. В юном возрасте остались сиротами. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии, которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклетиану.

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклетиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию. Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его - он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда правитель внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклетиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не отдавал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи.

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Когда мы читаем или слышим жития святых, всегда удивляемся, насколько промыслительно Господь устраивал их жизнь, и насколько Сам присутствовал в ней, исправляя как незначительные житейские обстоятельства, так и самые трудные, когда решался вопрос о жизни и смерти. Господь обещал, что всегда будет с нами: «Не пецитесь о временном, а ищите Царствия Небесного, и все остальное приложится вам». Только мы об этом часто забываем.

В храм постоянно приходят люди с вопросами «что делать?», «как молиться?», «что читать?», «какому святому ставить свечи?». В этих вопросах, как правило, слышится отсутствие веры во Христа, потому что кажется, что есть некие рычаги, которыми можно воспользоваться: прочитать правильные тексты, и через это что-то изменится и исправится во вселенной. На самом деле все зависит от наших личных отношений со Христом, потому что приходит благодать и уврачевывает сердце, изменяет настрой души, успокаивает страсти - и человек перестает мучиться. Если нет благодати, тогда одно сплошное страдание: страсти терзают сердце и душу. Надо просто уверовать во Христа всем сердцем, всей душой, всей мыслью своей. Надо принять истину, которая раскрывается нам в слове Божием, довериться Евангелию и опыту Церкви и откликнуться на этот призыв. Душа способна на эту веру - мы встречаем примеры тысяч людей. Хотя видим их в основном в житиях святых, но все они исторические личности, а значит, такие же люди из плоти и крови, как и мы с вами. Порой они сомневались, порой боялись, но уверовав во Христа, получали огромную силу - Божественную благодать, которая направляла всю их человеческую жизнь.

В связи с этим хочется поддержать всех скорбящих и обремененных словами игумена Никона (Воробьева). В одном из писем к своему духовному чаду он сообщает:

«Невозможно человеку избежать скорбей, но одни люди умеют извлекать пользу из жизненных неприятностей, другие же страдают и своей печалью наносят вред душе и даже телу».

«Мы уже соскучились по тебе, как твои дела? Ты не придавай значения, если к тебе будут относиться “пристрастно”. Ты вступаешь в жизнь все дальше и дальше, а люди все - падшие существа. Это падение не может не сказаться на отношениях к окружающим. Вот почему, между прочим, Господь сказал ученикам: “Се посылаю вас, как овец среди волков, будьте мудры... но Се Аз с вами есмь во вся дни”.

С одной стороны, нужна и своя мудрость, и осмотрительность, но главное - постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и “волос с головы их не падет, без воли Его”.

Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир - небольшое количество овец победило несметные стаи волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? Однако Господь вчера и днесь той же и во веки. Обращайся во всех скорбях и затруднениях к Господу, и Той тя препитает.

Всегда, при любой спешке, можно мысленно обратиться к Господу и сказать: “Иисусе Христе, помилуй мя; Господи, будь милостив ко мне, грешному”; или, как говорит Варсонофий Великий, хоть вспомни, что есть Всевидящий Господь, видящий тебя, и этого достаточно, чтобы выйти из трудного положения. А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского.

Но вера и молитва делают то, что скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы может привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу. Вот почему и надо научиться быть всегда с Богом, а Он всегда с нами. С нами Бог! Разумейте языцы (страсти, бесы, падшие люди - орудия бесов) и покаряйтеся, яко с нами Бог!».

Никогда не забывайте, дорогие мои, что с нами Бог и достаточно просто позвать Его словами, мыслями, сердечным чувством. Господь сразу же откликается на наш призыв - просто мы невнимательны. Понаблюдайте: когда возникает трудность с каким-то ответом, сомнение или смущение, обратитесь мысленно к Богу - пройдет несколько мгновений, и вы увидите, что ситуация проясняется: просветляется ум, крепнет воля, появляется решимость, находятся нужные слова - пришла Божия благодать. Вы призывали Господа - и Он пришел. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

"Если сам ты не милуешь ближних и, что ещё хуже, не прощаешь, то как у Господа будешь просить себе милости и прощения?" (Прп. Севастьян Карагандинский)

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284-305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.
Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Кондак мученицам Агапии, Ирине и Хионии
глас 4

Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Loading...Loading...