Церковный праздник 5. Церковный Православный праздник августа

«Сей род изгоняется только молитвою и постом» () . Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва . Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост - всестороннее воздержание, молитва - всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное.

Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы , там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост .

* Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (ок. 284-305). *** Почаевской иконы Божией Матери (1675).
Священномучеников Аполлинария, епископа Равеннийского (ок. 75); Виталиана (Виталия), Папы Римского (672). Мучеников Аполлония; семи Карфагенских; от болгар замученных (ок. 802-811). Преподобной Анны Левкадийской (ок. 918-919). Праведного воина Феодора Санаксарского (1817). Иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость" (с грошиками, 1888).

Почаевская икона Пресвятой Богородицы

Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Почаевской лавре в волынской епархии на Почаевской горе. Сама гора получила свое название от села Почаева. В XIV в. в пещере Почаевской горы спасались два инока. В 1340 г. они однажды увидели Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне на вершине горы в огненном столбе. Взойдя на гору, иноки увидели, что на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался вдавленный оттиск Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой как будто камень растаял под стопой Богородицы и начал источать воду. Этот след сохраняется доселе, по-прежнему наполненный водой, которая никогда не убавляется и не переливается. У этого источника стали совершаться чудеса. В 1537 г. Константинопольский митрополит Неофит посетил дом некой панны Гойской и благословил ее иконой Богоматери. Скоро начали происходить чудеса от этой иконы. Тогда в 1597 г. Гойская отнесла икону на Почаевскую гору и отдала инокам, обитавшим там в пещере. На горе была выстроена церковь, число иноков стало увеличиваться, и таким образом была основана Почаевская лавра. В 1675 г. по молитве иноков перед иконой обитель была спасена от нападения турок. Почаевскую икону почитают не только православные, но и католики; на поклонение к ней приходят из отдаленных концов России. Икона богато украшена. Богородица и Богомладенец на ней в коронах, окруженные святыми, среди которых пророк Илия, первомученик Стефан, преподобная Параскева и др.

Мученики Трофим и Феофил , вместе с 13 христианами, пострадали при Диоклетиане в Ликии. Все они были усечены мечом после многих мучений.

Священномученик Аполлинарий

Священномученик Аполлинарий был учеником св. ап. Петра. Когда прибыли они в Рим, ап. Петр послал Аполлинария в г. Равенну проповедовать Евангелие, посвятив его туда в епископы. Здесь святой исцелил слепого сына одного воина, у которого остановился, затем исцелил жену трибуна; и воин, и трибун вместе с семьями приняли веру Христову. Жители Равенны, услышав о чудесах Аполлинария, начали приходить к нему слушать проповедь и крестились. Дом трибуна сделался церковью, где новообращенные совершали богослужение и причащались Тела и Крови Христовой. Начальник города призвал к себе Аполлинария и требовал поклонения идолам. Когда же Аполлинарий отказался, то предал его мучению, так что он едва остался жив. Оправившись, св. Аполлинарий снова начал проповедь, но его снова мучили: били и ставили на горячие уголья и затем вывели за город с запрещением входить обратно. Через некоторое время, возвратившись в Равенну, он крестил начальника города, за что император отнял власть у этого начальника, судил христиан, а св. Аполлинария после тяжких мучений сослал в заточение. Позже он снова возвратился в Равенну, жил и проповедовал здесь много лет, но однажды язычники избили святого до полусмерти, и он через несколько дней скончался. Это было около 75 г. по P. X. Двадцать восемь лет св. Аполлинарий управлял равеннской Церковью. Мощи его почивают в Равенне, а рука находится в Риме, в церкви, посвященной его имени.

Икона Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость"

«Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице...» - наименование чудотворной иконы Богоматери. На ней изображена Богоматерь, окруженная людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающих благодеяния от её имени. Этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал ее часовне деревни Клочки под Петербургом, находившуюся вблизи Петербургского стекольного завода. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. После того, как потушили пожар, с удивлением увидели, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но обновилась, а лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги и 12 «грошиков» (медных монет) прилепилось к иконе. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу и толпы людей устремились к иконе, которая прославилась многими чудотворениями. В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги на строительство каменного храма, который был освящен 2 августа 1898 года (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. И. Иванов). В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена, и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
12.03.2019 -
13.03.2019 -
14.03.2019 -

«НЕ ЗНАЕШЬ, ЧЕМУ ЗАВИДУЕШЬ…» Елена Кучеренко Когда я только пришла в храм, я смотрела на православные семьи, особенно многодетные, любовалась ими и втайне завидовала. Больше всех мне нравились Игорь с Дашей и их пятеро детей. Тихие, улыбчивые и очень счастливые... Я не была тогда с ними знакома, но мне всегда хотелось подойти и «погреться» рядом. Есть такие люди. Вроде бы ничего необычного не делают, но от них исходит любовь. Не к кому-то конкретно, а просто «безотносительная» любовь, которая живет у них в сердце. Даже не вспомню, что они делали. Но рядом с ними всем было уютно и хорошо. Старшие дети у них были уже не маленькие, лет 13-14, но сами Игорь с Дашей вели себя как молодожены – они друг за другом ухаживали. Тихо, неярко, но как-то очень трепетно. Однажды я случайно подглядела, как Игорь сорвал ромашку и протянул Даше. А она расцвела, засветилась вся. Они всегда были внимательны друг к другу. Только Даша поднимает ребёнка на руки, Игорь сразу подхватывает, сам берет, чтобы ей не было тяжело. А она: «Я подержу, ты же устал. Отдохни». Они никогда не ругались и, казалось, были всем всегда довольны. Глядя на них, я вспоминала слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». То, что они всегда радовались – это точно. Не знаю, непрестанно ли молились… Но не просто пребывали на службе, как я. Они стояли перед Богом. И это было заметно. Мне казалось тогда, что у таких семей просто не может быть не то что бед, но даже проблем. У них всё всегда хорошо. Было, есть и будет. То, что они верующие, воцерковленные люди, добавляло мне этой уверенности. И я хотела быть такой же. А вместо этого стояла на службе беременная первой дочкой, злая и токсикозная. А кругом у меня действительно были одни беды и проблемы. Кто-то не уступил место, а мне же так плохо – что, не видно?… Кто-то случайно толкнул – непонятно что ли, что я и так еле стою… Потом на исповеди я стояла и ныла батюшке: «Да, грешна. Но никто меня не понимает. Носки… Чашки… А вот Игорь с Дашей… У них все хорошо». «Носки, говоришь, да – это серьезно, – грустно улыбнулся отец Евгений. – Игорь с Дашей… Ты с ними не знакома? Ничего, когда-нибудь познакомишься. Не знаешь, чему завидуешь!» Прошло время, и я действительно с ними познакомилась. Для Игоря и Даши это второй брак. Игорь и его первая жена Ирина поженились ещё на втором курсе института и очень любили друг друга. Иру вообще все любили. Маленькая, тоненькая, смешливая, она всегда была готова всем помочь и была душой компании. Знаете, есть такие люди, которые созданы для жизни. Из которых она бьет ключом… Потом родился сын Илюшка и казалось, счастью не будет конца. Но вдруг все закончилось. Иру насмерть сбил пьяный водитель, когда она шла за сынишкой в детский сад. Прямо на пешеходном переходе. В тот день у мальчика был день рождения, и дома его ждали подарки, гости и угощение. А вместо праздника к ним пришли горе и смерть. Все разделилось на «до» и «после»… Игорь остался с маленьким сыном на руках. И в какой-то жуткой, непролазной темноте. Не спасало даже то, что он был верующим человеком. Один раз он едва не покончил с собой – хотел прыгнуть с моста. Но как специально, мимо проходил какой-то старик, – рассказывал Игорь потом. – Наверное, по моему лицу все понял и сказал: «Не делай этого!» Игорь решил, что будет жить ради сына. И все у них будет хорошо! Но когда вечерами Илюшка – копия Иры, ложась спать, плакал и спрашивал: «Где мама?», – он не выдерживал и пил ночами на кухне водку. И часто ходил на кладбище. Рыдал и все спрашивал: «Что мне ему отвечать?!» Даша тоже часто ходила на кладбище. Уставшая девушка с огромными, грустными глазами. Она приходила сюда к мужу Юре. Иногда приводила с собой их с Юрой детей – мальчишек-двойняшек. И вместе они ухаживали за могилкой. Простой работяга, Юра при жизни был добряком и весельчаком. Как и Ира у Игоря. В Дашку Юра влюбился чуть ли не в пятом классе. А она, красавица и зазнайка, не обращала на него никакого внимания. Пока в 17 лет она не заболела гриппом – тяжело, долго, с осложнениями. Тогда-то Даша и разглядела Юрку, который, как рассказали врачи, «таскался в больницу каждый день и все выспрашивал – как она». Единственный из всех ухажёров. Через год они поженились. Юра с Даши буквально пылинки сдувал. И то, что у них уже пять лет не было детей, ничуть его не смущало. «Все у нас получится, вот увидишь!» – повторял он с улыбкой. Радостное известие о долгожданной беременности пришло почти одновременно с другим – страшным. У Юрки рак желудка. Даша до последнего ухаживала за мужем. А он до последнего улыбался, говорил, что все будет хорошо, и гладил её долгожданный живот. Двойняшки Вася и Ваня родились уже без него. И для Даши, и для Игоря все тогда закончилось. Они кое-как существовали только ради своих детей. Странно, даже как-то неестественно, но их новая жизнь, которую они не ждали, началась на том кладбище. Как будто смерть дала свежие, живые ростки. Именно там познакомились их мальчишки – Илюшка, Вася и Ваня. Дети есть дети. Им везде хочется дружить, играть, жить. И познакомили родителей. «Папа, это тётя Даша, она угостила меня конфетой», – потянул Илюша к ней Игоря. Домой шли вместе. Делились друг с другом своим горем. А впереди бежали их сыновья. Игорь помог Даше донести сумки, а она пригласила их на чай. И говорили… говорили… Со временем из дружбы и желания поддержать друг друга, прислониться, чтобы не упасть, согреться, чтобы не заледенеть, возникло нечто большее. Не сразу – нет, конечно. Им ещё многое предстояло пережить. Даша помогла Игорю бросить пить. После смерти Иры у него случались запои. У него были срывы – страшные. Он мог пропасть на несколько дней. И тогда Даша забирала Илюшу к себе. Раньше это делала мама Игоря, но она умерла. Два раза Даша лежала в неврологической клинике. Первый – ещё давно, после смерти Юры. Второй – после очередного запоя Игоря. Она уже понимала, что любит, и боялась потерять. Тогда Игорь взял к себе её двойняшек. А потом пришёл в храм к отцу Евгению и, плача, пообещал ему и Богу, что пить больше не будет. Он тоже уже многое понял. Где-то через год отец Евгений их обвенчал. И сейчас у Илюшки и двойняшек Васи и Вани, есть еще две сестренки – Наденька и Полина… Кто бы мог подумать, глядя на них, светлых, окружённых толпой радостных детишек, через что им пришлось пройти. А скольким людям мы завидуем, не догадываясь, как и чем они живут…. Я не знаю, зачем Господь посылает такие страшные испытания. Это известно только Ему. Но теперь я понимаю, почему Игорь и Даша такие счастливые. Потому что счастье зыбко и может закончиться прямо сейчас. И нужно ловить каждую его секунду. Они это знают. Я понимаю, почему рядом с ними хочется согреться. Они спешат дарить тепло человеку, потому что завтра этого человека может не быть. Они это пережили. Они не раздражаются, как я по мелочам, и не мчатся куда-то в бессмысленной суете. Потому что, пройдя боль, страх и ужас, они познали, что настоящую цену в этой жизни имеют только любовь и вера. И они действительно стоят перед Богом. Потому что как никто знают, что всё в Его руках…

Календарь церковных праздников в октябре 2018 от сайт подскажет Вам, какие памятные православные дни и великие праздники отмечает церковь в середине осени.

Второй осенний месяц принесет несколько православных праздников. Чтобы легче в них сориентироваться и знать, какие традиции соблюдаются в эти дни, держи под рукой наш календарик.

  • День памяти преподобного Евмения.
  • Преподобного Илариона Оптинского.
  • Преподобной Евфросинии Суздальской.
  • Молченской, именуемoй Целительница, и Старорусской икон Божиeй Матери.
  • Преподобного Алексия Зосимовского.
  • Благоверных князей Феодора Смоленского и чaд егo Давида и Константина, Ярославских чудотворцeв.
  • Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта.
  • Великомучеников Евстафия Плакиды, жены eго Феопистии и чад иx Агапия и Феописта.
  • Mучеников и исповедников Михаила, князя Черниговскогo, и боярина егo Феодора, чудотворцев.
  • День постный.
  • Отдание праздникa Воздвижения Животворящего Креста Господня.
  • Обретение мощей святого Димитрия Ростовского.
  • Апостола от 70-ти, Кодрата.
  • День постный.
  • Блаженной Параскевы Дивеевской.
  • Священномученика Фоки Синопского.
  • Пророка Ионы.
  • Собор Тульских Святых.
  • Празднование иконы Божией Матери «Услышательница».
  • Прославление святого Иннокентия, митрополита Московского.
  • Словенской иконы Божией Матери.
  • Зачатие честного, славногo Пророка, Предтечи и Крестителя Госпoдня Иоанна.
  • Преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении.
  • Мирожской иконы Божией Матери.
  • День постный.
  • Преподобного Савватия Соловецкого.
  • Мучеников Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных.
  • Cвященномученика Петра, митрополита Крутицкого.
  • Преподобных схимонахa Кирилла и схимонахини Марии.
  • Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.
  • Пророка Варуха.
  • День постный.
  • Преподобного Кириака отшельника.
  • Преподобного Феофана Милостивого.
  • Мучеников Дады, Гаведдая и мученицы Каздои.
  • Преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца.
  • Священномученика Григория eпископа, просветителя Великой Армении.
  • Святителя Михаила, первого митрополита Киевского и всея Руси.
  • Покров Пресвятой Богородицы.
  • Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского.
  • Празднование икон Божией Матери Касперовская, Мятинская, Покров Пресвятой Богородицы, Гербовецкая, Бравецкая, Люблинская, Псково-Покровская.
  • Апостола от 70-ти Анании.
  • Преподобного Романа Сладкопевца, диакона.
  • Благоверной княгини Анны Кашинской.
  • Священномученика Киприана, мученицы Иуcтины и мученика Феоктиста.
  • Блаженного Андрея, юродивого.
  • Преподобного Дионисия Щепы, затворника Печерского.
  • Священномучеников Дионисия Ареопагита, eпископа Афинского, Рустика пресвитерa и Елевферия диакона.
  • Трубчевской иконы Божией Матери.
  • День постный.
  • Собор Казанских святых.
  • Обретение мощей cвятителей Гурия, архиeпископов Казанского, и Варсонофия, eпископа Тверского.
  • Священномученика Иерофея Афинского.
  • Благоверного князя Владимира Ярославовича, Новгородского чудотворца.
  • Cвятителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогенa и Тихона, Московских и вcея Руси, чудотворцев.
  • Мученицы Харитины Амисийской.
  • День постный.
  • Апостола Фомы.
  • Арапетской иконы Божией Матери.
  • Mучеников Сергия и Вакха.
  • Обретение мощей преподобного Мартиниана Белозерского.
  • Псково-Печерской («Умиление») иконы Божией Матери.
  • Священномученика Николая Казанского, пресвитера.
  • Преподобной Пелагии Антиохийской.
  • День памяти святых отцев 7-го Вселенского собора.
  • Собор Вятских святых.
  • Преподобной Таисии Египетской.
  • Апостола Иакова Алфеева.
  • Корсунской иконы Божией Матери.
  • Преподобных Адроника и Афанасии.
  • Пpеподобного Амвросия, старца Оптинского и всeя России чудотворца.
  • Мученика Евлампия и мученицы Евлампии.
  • Собор Волынских святых.
  • Иконы Божией Матери «Предвозвестительница».
  • День постный.
  • Собор преподобныx старцев Оптинских.
  • Апостола от 70-ти Филиппа.
  • Иконы Божией Матери «Вододательница».
  • День памяти преподобного Космы, епископа Маиумского.
  • Mучеников Прова, Тараха и Андроника.
  • Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Богородицы и десной руки Иоанна Крестителя.
  • Празднование икон Божией Матери Рудненская, Мохнатинска, Калужская, Иерусалимская, Ерманская, Ярославская.
  • Иверской иконы Божией Матери.
  • День постный.
  • Седмиезерной («Одигитрия») иконы Божией Матери.
  • Священномученика Карпа Фиатирского.
  • Преподобного Вениамина Печерского.
  • Преподобной Параскевы Сербской.
  • День памяти мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Келсия.
  • Яхромской иконы Божией Матери.
  • Преподобного Николы Святоши, князя Черниговского.
  • День памяти преподобномученика Лукиана Антиохийского.
  • Преподобного Евфимия Нового.
  • Святителя Афанасия.
  • Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
  • Преподобного Лонгина Яренгского.
  • Мученика Лонгина сотника, ижe при Кресте Господни.
  • Преподобномученика Андрея Критского.
  • День памяти пророка Осии.
  • Икон Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», «Избавительница».
  • День постный.
  • Обретение мощей преподобного Иосифа, чудотворца.
  • Апостола и евангелиста Луки.

Церковные посты в октябре 2018 года

  • Многодневный пост в октябре 2018 — в октябре многодневных постов нет.
  • Однодневные посты — 3 октября, 5 октября, 10 октября, 12 октября, 17 октября, 19 октября, 24 октября, 26 октября, 31 октября.

День Трофима и Зосима

2 октября будет отпразднован день Трофима и Зосима, он же называется Трофимовым днем. Он дарит настоящий лакомый стол. Данный праздник может отмечаться только второго октября, именно в данный день все верующие чтят память мучника Трофима Синадского, а также Зосима Киликийского. Данная же дата - является началом празднества пчеловодов, которое обычно длится на протяжении девяти дней.

Когда-то сам Трофим хотел, чтобы люди были образумлены, так как каждый из них участвовал в постоянных пьянках и бесчинствах. Именно за эти нравоучения его схватили. Но он все же выдерживает практически все испытания и никто его не смог сломить. Но все же правитель пожелал добиться много, отчего отправляют Трофима в Синад на истязание. Он стерпел множество истязаний, но именно благодаря ему ни один верующий не смог забыть существование своей единственной веры. Но, несмотря на это его все же казнили.

Тут же Святой Зосима не пожелал жить вблизи с язычниками. После чего он решил отправиться в пустыню. И вот в один день перед ним предстает сам Киликии, но тут он видит удивительное явление, как мудрец разговаривал с животными, а те в свою очередь всегда слушались его. И как только тот узнает, что старец оказывается христианином, то приказывает его арестовать и мучает его разными пытками. Он добивался, чтобы тот мог отказаться от своей веры. Но тут звери, собравшись воедино, спасают мудреца от рук мучителя. Зосим обратился к Господу с молитвой, чтобы тот спас его от рук тирана, и тут перед язычником появляется огромный лев. Правитель этих мест приказывает сразу отпустить Зосиму, но он все же не выдерживает и умирает.

Основные традиции и обряды

Зосима также чтился как один из заступников пчел. Поэтому второе октября был назван днем Зосима, или же по-другому началом пчелиной девятины. Именно в этот самый период начинается готовка всех ульев, и омшаника к холодным временам года, также сбор меда.

По вечерам начинаются гулянья, где парни и девушки должны присмотреться друг к другу. То есть именно по легенде, если каждая пара взглянет в очи своему возлюбленному и сможет долгое время, не отводя взора смотреть другому, то тот обязательно будет отвечать взаимностью.

14 октября - День Пресвятой Богородицы

Данный праздник посвящен Покрову Пресвятой Богородицы и празднуется он именно 14 октября 2018 года. Этот день считается самым великим недвунадесятым православным праздником. Он же был приурочен явлению самой Божьей Матери святейшему Андрею Юродивому, который проходил во Влахернском храме Константинополя. В народе же данный праздник назывался Покровым днем.

В это время в церквях проводится очередное богослужение. Здесь верующие посещают ближайшие храмы, молятся самой Деве Марии в надежде в дальнейшем получить полное исцеление и благословение. Этот день также знаменит как завершающий полевые работы, выпасом скота. Тут все жители деревень могут готовиться к холодной зиме. Все девушки, которые все это время мечтали выйти замуж, именно 14 октября приходили в храм и ставили свечку, потом совершали молитву Параскеве Пятнице. Тут они просили помощи в замужестве.

30 октября - день Осия Колесника

Народное празднество Осия Колесника проводится тридцатого октября 2018 года. Именно в данный знаменательный день в церкви чтут память о ветхозаветных святых, особенно пророка Осия. Он же считается двенадцатым малым пророком.

Он когда-то жил и проповедовался в одном Израильском царстве девятого века до нашей эры. Именно в это время в правлении был сам Иеровоама Второй. В те самые года между евреями было особенно распространено поклонение идолам, с которым Осия пытался все это время бороться. И хотел, чтобы все стали на путь истинный. Он вел к проповеди, и обращал особое внимание всех евреев в православную веру, но он не смог наладить настоящий мир среди всех членов семьи. Его супруга оказалась распутной женщиной. И в один прекрасный день она навсегда покинула его дом.

Подготовлено по материалам, взятых из открытых источников специально для сайта .

  • Церковные православные праздники 8 октября
  • Преподобных Евфросинии Александрийской и Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской
  • Сергей Капустник
  • Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского

8 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 8 октября

Преподобных Евфросинии Александрийской и Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской

Праздник двух святых Евфросиний. Одна из них была родом из г. Александрии и жила в V веке. 38 лет провела в мужском монастыре под именем Измарагд. Вторая (имя при крещении – Феодулия) вела подвижницкую жизнь в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери. Жила в XIII веке.

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана - родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, - она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийские и витийские, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых…». В этом списке - философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна прийти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись:

«Преставися князь Феодор Ярославич Больший… И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении, и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве - в храме или в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила, не вкушая пищи - только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Господь попустил ей постоянную брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей:

«Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы - главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

Здесь преподобная Евфросиния читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.

О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться оставляли мир.

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен:

«Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, - сказал Господь, - …Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь».

Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала:

«Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!».

Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее - подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала:

«Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Вся жизнь преподобной Евфросинии - и внешняя, и внутренняя, - была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния - русская терпеливица. Ее образ - воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами - этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тела.

Имя преподобной до пострига - Феодулия - «Раба Божия» говорит о ее предназначении. Имя монашеское - Евфросиния раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния научает преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.

Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Евфросиния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.

Сергей Капустник

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

День чествования величайшего подвижника (игумена) земли Русской, основателя Троицкого монастыря под Москвой и других храмов. Сергий Радонежский считается преобразователем монашества в Северной Руси.

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши - игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы.

«Если враги хотят от нас чести и славы, - сказал ему Преподобный, - дадим им; если хотят злата и серебра - дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить».

Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года, по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считается 8 октября. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие ко смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского

Вспоминание церковью события по перенесению святых мощей Казанского архиепископа Германа из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Это произошло в 1592 году.

Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского (+ 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве – как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515).

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок.

Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырского долгу, попытался вразумить царя своими увещеваниями. -

«Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором.

Около двух лет святитель пробыл в опале и 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

Loading...Loading...