Что надо делать на родительское. Главный день поминовения всех усопших это радоница

До девятого дня после смерти душа каждого человека созерцает райские обители. Сегодня, в 9-й день преставления ко Господу , о Псково-Печерском подвижнике вспоминают те, кто уже здесь, на земле, рядом с ним был как в раю.

Почему отца Адриана боялись власти?

Но к нему и сюда шли и ехали люди, ищущие подлинного, не подделок. Иногда явно, иногда тайком пробирались, потому что попасть-то к нему было непросто.

Его молитва, кроткая и тихая исповедь помогали многим утверждаться в вере, бороться с невзгодами, нападками и различного рода испытаниями.

Мы помним его всегда кротким, тихим и смиренным, с детской улыбкой, утешающей собеседника. Своей тихостью и всепрощением он оставил светлую память в сердцах тех, кто был к нему близок и имел с ним духовное общение.

Архиерейская жизнь тоже нелегка, и я благодарен Богу за то, что когда меня назначили на Псковскую кафедру, я был утешен старцами: и протоиереем Николаем Залитским, и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), и отцом Адрианом.

Вечная память.

Встреча со старцем - это для нас личный опыт Богообщения

, келейник старца Адриана:

В течение 30 лет, начиная с 1964 года, отец Адриан по благословению лаврского старца раз или два раза в неделю совершал молебен на изгнание злых духов. Однажды я сам был свидетелем изгнания демона и полного исцеления страдавшей женщины всего лишь тремя словами подвижника. Впоследствии архимандрит Софроний (Сахаров) в своем письме отцу Адриану в 1993-м году сравнил это поистине жертвенное, редкое церковное служение с «пролитием крови»; он же год спустя в переписке и посоветовал батюшке оставить это тяжелое, уже непосильное, полное скорбей и чрезмерного подвига делание.

В сознании большинства этот подвиг связывается с вершинами духовного тайнознания, в то время как отец Адриан - это очень простой человек. Насколько прост был батюшка Иоанн (Крестьянкин), но он в свое время учился в Московской духовной академии, ему лишь диссертацию защитить не дали - арестовали. А отец Адриан - из кузнецов. Если вопрос, с которым я приходил к нему, был достаточно сложным, касающимся чего-то тонкого, например, из сферы догматики, отец Адриан говорил так:

Ты иди сейчас к Ивану, а я помолюсь.

Только идти надо было сразу, и результат превосходил все ожидания!

Общение с этими, казалось бы, обычными людьми убеждает в том, что главное отличие старцев - жизнь не для себя, а для других. А научиться этому можно, идя крестным путем страданий.

Впервые я оказался в Печорах в 1985-м г. Времена были нелегкими, общение со старцами власти старались пресекать. И тем не менее к отцу Иоанну и к о. Адриану всегда умудрялись проникать верующие с их неотложными жизненными вопросами. К о. Адриану привозили десятки больных людей, бесноватых, от глубоких стариков до детей, и он отчитывал их в Благовещенском храме. Это были нелегкие службы. Бесноватые кричали, визжали, вопили, ухали, рычали не своим голосом: «Не выйду», временами бросались на о. Адриана. И все это выносил немолодой уже батюшка, отнюдь не богатырского здоровья, подорванного еще в войну, во время воинской службы. И тем не менее он нес этот страшный крест, который понести было под силу очень немногим. Из тех, кто совершал отчитку на Северо-Западе, могу упомянуть только о. Василия Борина, который служил в храме в Васк-Нарве (скончался в 1993-м году). В случае с о. Василием бесы неистовствовали еще более: однажды бесноватая женщина, которую держали двое мужчин, вырвалась из их рук и неведомой силой была отброшена на целых два метра назад. На следующий день она в числе прочих паломниц несла тяжелое ведро с камнями на постройку забора вокруг храма и пела «Царице моя преблагая». Сходные случаи исцелений, хотя, может быть, и менее яркие, были и у архимандрита Адриана.

О. Адриан никогда никому не отказывал ни в молитве, ни в совете

Батюшка мужественно совершал свое служение вплоть до середины 1990-х годов, когда он претерпел страшное нападение демонских сил. После этого он произнес проповедь, суть которой состояла в следующем: «Никого больше я отчитывать не буду. Каяться надо, а не отчитываться». И действительно, без покаяния, без сердечного осознания своего греха (либо греха своего ближнего, если он неспособен приносить сознательную исповедь) бесполезны любые отчитки. Однако вплоть до своей кончины о. Адриан никогда никому не отказывал ни в молитве, ни в совете. Лишившись из-за болезней возможности принимать посетителей, он письменно общался со всеми, кто искал его помощи и духовного наставления.

Поражало, что при таком страшном служении, при таком духовном напряжении о. Адриан всегда был ровен, доброжелателен, собран, умеренно радостен. В нем ощущалась огромная духовная добрая сила и доброжелательность. К отцу Иоанну (Крестьянкину) шел больший поток посетителей, однако в отце Адриане совершенно отсутствовала какая-то ревность и недоброжелательность. Более того, некоторых из тех, кто искал его совета, он направлял к отцу Иоанну. В нем ощущалось подлинное смирение и удивительная доброта, скрытая внешней строгостью. Проповеди его были немногословны и глубоко православны и обращены к задачам практическим — исправлению жизни слушающих. Во время литургии в о. Адриане чувствовалась не только глубокая сосредоточенность, но и удивительная молитвенность, погруженность в таинство Евхаристии. Он жил литургией.

К чувству скорби и утраты, однако, примешивается радость. Отец Адриан свершил свой тяжкий земной подвиг и удалился в вечную обитель, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». А земная Церковь приобрела на небесах еще одного молитвенника и заступника. За весь мир и за Россию.

Все мы - тухлые овечки, которые должны помнить о рае

, духовное чадо старца:

Батюшка постоянно благословлял смиряться. Так наставлял думать про себя: «Тухлая я овечка».

Там еще и вариации были: «вонючая» добавлять можно было.

Если мужчина к нему на исповедь подойдет, кается-кается; а батюшка его вдруг и озадачит:

Зови себя тухлым бараном!

Как это?! - смутится тот.

Бей себя в грудь: я тухлый баран, самый тухлый!!

Смирял: юристы тут работали дворниками. Помогали бесноватым оформлять пенсии, а сами жили от труда рук своих: подметали.

Кайся, кайся, - наставлял батюшка, все беседы сводил к этому. - Без покаяния нет спасения.

Его «отчитки» настолько потрясали сознание, - когда люди блеяли, рычали, один парень тут вообще прыгал, как конь, топал и скакал, - что, насмотревшись, многие даже из тех, кто никогда и не задумывался о существовании духовного мира, каялись и обращались.

Он как-то умел перевести внимание с внешнего на внутреннее.

Помню, я жила у хозяйки, и она мне как-то сообщает, что отец Зинон (Теодор) набирает учениц: теперь, мол, не только монахов иконописи учить будет. А я в свое время заканчивала художественное училище и очень заинтересовалась. Отец Зинон тогда часто исповедовал, к нему можно было подойти и попроситься на учебу.

А тут батюшка Адриан, пока я обдумывала такие планы, проходит мимо и вдруг отвечает на мои мысли:

Икон тогда не было, а царь Давид как плакал!

То есть для меня главное каяться, плакать о своих грехах - не мое, видно, дело иконы писать.

Я потом так ничего у батюшки об этом и не спросила, он еще раз сам мне на исповеди сказал:

Иконы ты писать не будешь, ты не сможешь, - и так окончательно меня разубедил.

Часто такое бывало: о чем-то самом существенном, что ты и не спрашивал, батюшка сам тебе, причем как-то на ходу, давал ответы.

Если человек думал о каком-то смущающем вопросе и сам не знал, как про такое вообще спросить, батюшка при нем вдруг начинал кому-то другому отвечать на его недоумение: так что вроде и говорил кому-то другому, а человек понимал, что это ему сказано, и получал разрешение мучивших его проблем.

Помню, хотела я устроиться нянечкой в Дом малютки, а не знала: надо мне туда, не надо идти... Вдруг батюшка подходит и говорит:

Все будет чисто и прекрасно. Иди!

А я даже спросить у него еще ничего не успела! А как сказал, так сразу пошла и написала заявление.

Конечно, были трудности, испытания.

Но вот кто-то отцу Зинону и про отца Адриана как-то задал вопрос:

Батюшку поносили?

И Господа поносили, - ответил отец Зинон.

Отец Адриан нам, бывало, о рае рассказывал.

Я сегодня служил с отцом Иоанном, - говорит однажды утром, это было уже после преставления отца Иоанна (Крестьянкина).

Как там у него, батюшка? - допытываемся мы, интересно же.

У него там небольшой приход. Краси-и-вый! - улыбается, светится весь.

Меня вообще батюшка часто увещевал:

Рая, не забывай о рае.

Всех встречает как любимых

Иеромонах Иона , насельник Псково-Печерского монастыря:

Старец Адриан - строгий, благодатный. Для людей был открыт. При этом внутренне всегда собранный, не раскисал.

Когда я только приехал еще в обитель, спрашивал у отца Адриана совета: как мне дальше по жизни быть. Он потом был очень рад, что меня приняли в монастырь. Придешь к нему, а он:

О! Ионушка пришел, любимый мой!

Он всех так встречал. Дай Бог, встретит и в раю.

Помню, у него были чада - супружеская пара, муж заболел раком, и они оба приняли монашество. Отец Адриан им так и сказал:

После пострига все пройдет.

И действительно, когда их постригли, поехав в Москву на сдачу очередных анализов, новопостриженный услышал:

Это у Вадима (имя до пострига) онкология была, а у отца Николая ничего нет.

Само пребывание рядом с ним - это уже была огромная радость

Потом они жили как брат с сестрой и воспитывали в монашеском духе своих шестерых, рожденных до принятия пострига, детей.

Мне батюшку доводилось исповедовать, причащать; само пребывание рядом с ним - это уже была огромная радость.

Когда отец Адриан отошел ко Господу, я пришел в часовню, где стоял его гроб, приложился - и меня просто накрыла любовь!

При жизни он был весь сосредоточен, молитвенно устремлен к Богу, старался держать себя строго, а тут вся его любовь раскрылась! Видно, встретился с Господом. Это все ощутили.

Можно ли работать в Радоницу на огороде или в доме и заниматься бытовыми делами, которых во время больших церковных праздников мы стараемся избегать? С одной стороны, этот день, печальный и радостный одновременно, не принадлежит к числу самых торжественных православных дат. С другой, именно на Радоницу верующие стремятся отдать дань памяти ушедшим в мир иной близким людям, поминая их в молитвах и наводя порядок на кладбище. До огорода ли тут?! Посмотрим, что говорят на этот счёт давние традиции и церковные каноны?

На Радоницу принято поминать ушедших близких

Радоница – радостный праздник

Существует немало дней в году, отведённых православной Церковью для поминовения усопших, но название лишь одного из них созвучно со словом «радость». И не случайно. Как не случаен и факт, что Радоница крепко привязана к празднику Пасхи и с ним перемещается по календарю, то выпадая на первые числа апреля, то сдвигаясь к середине мая.

И пусть этот праздник пронизан печальными воспоминаниями об ушедших в мир иной любимых людях; пусть он начинается с поминальной службы, которая на Радоницу следует за Божественной Литургией; пусть православные христиане отмечают его посещением кладбища, что со словом «праздник» явно не вяжется! Всё равно, унывать и предаваться скорби в это время не принято, ведь как Пасха служит для верующих напоминанием о великой победе Христа над смертью, так и следующая по пятам за нею Радоница призвана наполнить души твёрдой уверенностью: расставание с покинувшими нас людьми – временное, и однажды ему будет положен конец.

Ушедшим в мир иной может помочь наша искренняя молитва

А пока мы можем выразить любовь к ушедшим, молясь за них и содержа в порядке места последнего упокоения. Без слёз, без отчаяния, а с тихой радостью за близких, не умерших навеки, но обретших рождение для жизни вечной. Поэтому главной заботой христианина в день первого после Пасхи церковного праздника становится не вопрос можно ли работать в Радоницу, а мысль о том, как почтить память дорогих ему людей.

В 2019 году Пасха выпадает на 28 апреля , а Радоница, соответственно, на 7 мая , первый вторник после завершения Пасхальной недели.

Когда работа во грех?

Честный труд грехом не бывает. Все связанные с ним запреты во время церковных праздников задуманы не ради лишнего повода побездельничать, а с ясной целью: помочь человеку вырваться из круговерти бытовых дел и, не отвлекаясь на земные заботы, посвятить время Богу и Вечности. К слову, праздников, во время которых полагается отказаться от работы ради посещения церковных служб и молитв, немного – только 13 в году – и Радоница в их число не входит. Однако относиться к ней без должного уважения для христианина недопустимо. Как быть?

Перечень по-настоящему больших церковных праздников невелик

Чтобы понять, можно ли на Радоницу работать на земле и в доме, заниматься уборкой, готовить обед, припомним, что вменяется в обязанность верующему в этот день.

Первое, что нужно совершить – это отправиться в храм . Желательно до поминальной службы, чтобы успеть подать записки с именами усопших.

И сразу же возникает противоречие: как это сделать в разгар рабочей недели, если мы живём в светском государстве, где религиозные торжества не совпадают с официальными? Хорошо, если в вашем регионе власть идёт навстречу верующим, объявляя этот день выходным, как в 2018 году было сделано в Ставропольском и Краснодарском крае, Пензенской, Брянской, Оренбургской и Саратовской области и республике Адыгея. А если нет? Как поступить верующему – пренебречь духовными обязанностями ради работы или идти на прямой конфликт с начальством и получать прогул ради возможности посетить храм?

В данном случае церковный устав говорит однозначно: работа в праздник не вменяется человеку во грех, если его поведение продиктовано не личным решением, а служебными обязанностями.

То есть, сумеете освободить утро вторника и сообща с другими прихожанами вознести молитвы за упокой усопших – хорошо. Не сумеете, приходите церковь накануне, вечером понедельника, когда будут служить литии и панихиды, это распространённая практика.

Почтить память близких можно накануне праздника

Второй обязанностью православного христианина на Радоницу становится посещение кладбища . Здесь требуется вспомнить добрыми словами усопших, помолиться об их душах и раздать неимущим поминальное угощение: яйца, конфеты, кусочки пасхальных куличей. А вот оставлять принесённую снедь на могиле Церковь настоятельно не рекомендует. Эта традиция – отголосок языческого обычая справлять тризны и православием она не приветствуется.

Поясним на случай, если у вас возникнет вопрос, можно ли работать в этот день на кладбище: начиная с Вербного Воскресенья и вплоть до Радоницы христиане не совершают панихид и не ухаживают за могилами, целиком сосредоточив свое внимание на подготовке к грядущей Пасхе. Логично, что именно Радоница становится тем днём, в который и приличествует привести последнее пристанище усопшего в порядок, и греха в том, чтобы собрать с могилы нанесённый ветром случайный сор, сгрести граблями старую траву и протереть от пыли памятник, нет. Но если с уборкой вы управились до Вербного Воскресенья, приходите просто помянуть дорогого человека.

Обычай оставлять на кладбище спиртное не имеет ничего общего с православием

Учтите, слово «помянуть» не подразумевает распитие спиртных напитков. С теплотой и добром вспомните об усопшем, прочитайте приличествующую случаю молитву и с чистой совестью ступайте домой.

Можно ли на Радоницу работать после обеда? Да. Когда церковная служба завершена, а долг умершим отдан, распоряжайтесь оставшимся временем как угодно. К примеру, приступайте к своим профессиональным обязанностям, если вы брали отгул на 2-3 часа и вынуждены снова вернуться на службу. Или приведите в порядок личные дела, требующие внимания.

Весной каждый день у огородника на счету

Можно ли на Радоницу работать на даче или в огороде? Вопреки народной молве, утверждающей: семечко, посаженное в землю в день праздника, не взойдёт, ростки не дадут урожая, а обидевшиеся пренебрежением предки нашлют непогоду, христианская традиция не запрещает забросить на плечо лопату и грабли и отправиться приводить в порядок приусадебный участок. Правда, и не благословляет. Но если вы уделили время молитвам и поминовению усопших утром, то после полудня можете выполнить срочные работы на огороде. Как известно, весенний день год кормит!

Можно ли работать на Радоницу дома? По обычаю, в старину на Руси в обязанности хозяйки входило, вернувшись с кладбища, приготовить для домочадцев поминальный обед – сытный, вкусный, без излишеств. Уже из этого следует, что без работы по дому не обойтись, особенно, если вспомнить о грязной посуде, которую после обеда придётся мыть, и кухне, ждущей уборки. Поступать здесь следует так же, как с огородными работами: то, что нужно сделать спешно, делайте со спокойной душой. Что легко потерпит до завтра – отложите.

Видео: Правила поведения на Радоницу

Ещё о правилах поведения во время Радоницы и духовном смысле праздника смотрите на видео от канала Утро на СТС:

Напоследок скажем, что с большой долей вероятности ответ священника на вопрос можно ли работать на Радоницу, если вы зададите его батюшке, прозвучит так: слушай свою совесть . Иными словами, когда неотложное, но не совсем приличествующее торжественному дню дело валится на плечи аккурат в канун праздника, честно спросите себя: а точно ли задуманное нельзя отложить? И действуйте по обстоятельствам.

Чего ни в коем случае нельзя делать в родительский день и как правильно поминать усопших?

Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.

На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.

Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?

И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.

Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.

Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?

Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.

Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?

Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.

Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.

Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?

Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.

Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.

Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы - это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти - крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена - ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения - это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?

Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.

- Как часто нужно поминать усопшего?

Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.

- Как Православная Церковь относится к кремации?

Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела - совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?

Помните, цель жизни каждого христианина - спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.

Беседу вела Елена ФОМЕНКО

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Поверья на Родительский день, который наступает через девять дней после Светлого Воскресения, имеют не меньшее значение, чем . Из этой статьи вы узнаете, как правильно поминать усопших.

В статье:

На девятый день после Пасхи посещают могилы родственников. Это светлый день, в который не стоит грустить и вспоминать о смерти. Думайте лучше о том, что всем умершим будет дарована вечная жизнь. Перед тем как идти на кладбище, обычно заказывают панихиду и молятся за душу усопших членов семьи.


Первым делом по приходу на кладбище следует заняться уборкой, это главная примета на Родительский день. Могилы должны содержаться в чистоте. Территорию захоронения убирают от мусора, удаляют сорняки, надгробия протирают от пыли и грязи.

После завершения уборки захоронение обычно украшают искусственными цветами. Есть также традиция ставить свечи на могилы, которые помещают в специальные лампадки, чтобы они не гасли от ветра. Купить их можно в любом крупном магазине или на рынке, особенно в преддверии христианских праздников.

Уже ближе к нашему времени появилась традиция устраивать застолья возле могил в Родительский день. Это не совсем правильно. Не стоит накрывать пышный стол, но захватить с собой традиционные пасхальные блюда надо. Алкогольные напитки допускаются, но напиваться, как и в Светлое Воскресенье, нельзя. Наши предки и вовсе во время поминок пили кисели и компоты, а водку давали только тем, кто копал в мороз могилы, чтобы защитить от холода.

На кладбище следует помолиться, вспомнить умершего только хорошими словами. Можно и немного помолчать, подумать о нем, мысленно поговорить с покойным.

Приметы и обычаи Родительского дня допускают возложения на могилу угощения и выпивки - пасхи, яиц и сладостей, иногда водки. Это спорный вопрос, с такими действиями многие не согласны.

В Родительский день стараются угощать нищих. Их можно заметить на кладбище во время церковных праздников, ведь они давно в курсе этой традиции. В роли угощения выступают конфеты, яйца и пасхи. Забирать с собой остатки еды с кладбища не следует, раздавайте или оставляйте их на могиле.

Обычаи застолья

В некоторых регионах нашей страны в Родительский день не ходили на кладбище, а устраивали поминальное застолье. Некоторые считали, что духи умерших приходят в родные дома и навещают живых членов семьи.

Стол накрывали обычно пасхальными блюдами, но не так богато, как на Светлое Воскресенье. Все, что оставалось после застолья, раздавали нищим, угощали священников. На подоконник ставили воду и тарелку с хлебными крошками для духов, оставляли также лишние приборы для них. За столом обязательно вспоминали усопших хорошими словами, считалось, что так можно получить мощную .

Была также традиция не ходить в этот день в баню, а топить ее для умерших, оставляя воду и чистое белье. Заходить туда нельзя было с самого утра Родительского дня и еще целую ночь, до начала среды.

Напиваться во время поминального застолья нельзя ни в коем случае, это приведет к проблемам на целый год и даже может сравниться по эффекту с . Многие современники предпочитают не только устраивать домашние поминальные застолья, но и посещать могилы.

Приметы на Родительский день после Пасхи


Все поверья обещают дождь, и чаще всего он действительно идет. Не обязательно это длительные осадки, но хотя бы немного воды с небес проливается. Наблюдают еще и усиление ветра. Считается, что это последствия волнения большого количества душ о том, что о них забудут, не проведают и не помянут.

Есть и еще одна погодная примета на Родительский поминальный день. Она гласит, что погода на Пасху и Родительский день будет такой же, как в Вербное Воскресенье. Хороший день предвещал счастливый и удачный год.

Раньше могилы родственников обязательно посещали все. Если человек переезжал в другой город, поминальные дни были еще одним поводом навестить родные места. Но не рекомендуется, как и ходить на похороны. Если вы ждете ребенка, помяните близких усопших дома.

Как уже говорилось выше, перед посещением могил обычно заезжают в церковь. Еще одна традиция этого праздника - пожертвования на храмы и раздача милостыни нищим. Делают это возле церквей, а на кладбище раздают исключительно угощения.

В прошлом, если в этот день гремел гром, девушки набирали дождевую воду, клали в нее золотой или серебряный предмет и умывались. Считалось, что так можно надолго сохранить красоту и молодость. Были распространены и гадания, которые мало чем отличались от святочных.

Сельскохозяйственными работами заниматься в Родительский день нельзя, иначе не будет урожая.

Поскольку в это время велики шансы , можно попытаться увидеть вещий сон от родителей или других покойных в вашей семье. Для этого перед уходом с кладбища говорили такие слова:

Радуница, Фомина неделя, день всех усопших Призываю в помощники. Прошу датъ мне сон вещий. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

В целом, знание таких примет поможет вам не только облегчить посмертие своих близких, но и понять, чего именно ожидать от жизни в будущем.

Loading...Loading...