Что не нужно делать в месяц рамадан. О том, как правильно делать намерение для соблюдения поста (фото) (видео)

Мировые новости

18.06.2015

Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит» («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды). Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи). Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены. Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается. Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.). Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был - дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри). Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи). Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту). При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае - проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку - мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша» (соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления).

4. Покусывать губу жены (при этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост).

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, говорит, что Посланник Аллаха e совершал подобные действия во время поста (хадис приводят имам Бухари и имам Муслим).

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося - это использование сивака» (хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни), а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня (хадис приводит имам Ахмад). Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахаб) действия во время поста

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» (хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим).

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста (пост предполагает определённую тяжесть для человека).

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» (приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки).

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

Ситуации, в которых дозволено прервать пост

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься: болезнь; путешествие; принуждение; беременность; кормление грудью; голод; жажда; старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь в противном случае затянется.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя (то же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100 % уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд). Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост (то же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время).

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для путника, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост» (приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт . Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась /затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача . Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.
Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься - это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, - человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан (например, он болен или находится в пути), и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос - обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост (то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост), и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился - фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф (да будет милостив к ним Всевышний Аллах). Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день - день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста - дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Выплата фидьи

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка (при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился), либо отдавать бедняку каждый день половину са (примерно 4 кг) пшеницы. Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось, и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно (например, каждый день), а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, - отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае если у человека нет возможности накормить бедняков (или вид каффары, который он должен совершить, в принципе не предполагает такой альтернативы, как кормление бедняков), он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد طه الأمين و على آله و صحبه الطيبين الطاهرين

Аллаh Всевышний сказал в Священном К ур’ане (Сура 39 «Аз-Зумар», Аят 9):

﴿أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ ءَانَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ﴾

Это означает: «Те верующие, которые смиренно проводят ночные часы, выполняя земные поклоны, а также поклоняются стоя, они боятся наказания в Конце Света, готовятся к следующей жизни, надеясь на милость своего Господа, стремясь к Раю. Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?!» Воистину, внимают назиданиям только обладающие разумом, думающие и понимающие».

В данной статье мы расскажем вам о том, что обязательно и желательно выполнять мусульманину в месяц Рамада н.

Рамада н – месяц покаяния и благочестия. Это месяц умеренности и воздержания. Воистину, это месяц аскетизма и самоотверженного поклонения, пришло время заставить наш нафс подчиняться нам. Мусульмане подчиняют себе свои желания и контролируют свои страсти, чтобы нами не управляли низменные страсти и желания.

Месяц Рамада н – это месяц очищения души, это месяц чтения Священного К ур’ана, Рамада н – это месяц ночных бдений и молитв, это месяц дополнительных ночных Намазов и проявления величайшей добродетели, совершая больше благодеяний.

Поэтому, спешите наполнить свои дни благими делами. Поспешите использовать эти благословенные дни и ночи, каждый час, каждую минуту, каждый вдох для совершения добра и поклонения Творцу.

На рассвете начните свой день с Зикра – вспоминания Имен Аллаhа, читайте Ду‘а:

«بِسْمِ اللَّهِ الَّذِي لا يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَىْءٌ فِي الأَرْضِ وَلا فِي السَّمَاءِ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ»

Это означает: «Начинаю с Именем Аллаhа, упоминая Имя Которого, не будет никакого вреда ни на земле, ни на небе. Воистину, Аллаh Всеслышащий и Всезнающий».

Повторяйте это Ду‘а по три раза утром и вечером, ведь как передано от Пророка Мух аммада ﷺ , что тот, кто говорит это три раза, не будет ему причинено никакого вреда. Затем повторяйте молитвы и Зикры для защиты – тахсин, которые также переданы от Пророка Мухаммада ﷺ . И если на это будет Воля Аллаhа Всемогущего, то никто из людей и джиннов не причинит вам никакого вреда.

Затем спешите в мечеть, чтобы выполнить Утренний Намаз Ас-Субх в джама‘ате – коллективе. Имам Муслим передал, что Пророк Мух аммад ﷺ сказал:

«مَنْ صَلَّى الْعِشَاءَ فِي جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا قَامَ نِصْفَ اللَّيْلِ، وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ فِي جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ»

Это означает: «Тот, кто выполнил Ночной Намаз в коллективе, как будто выстаивал в дополнительных Намазах полночи. А тот, кто выполнил Утренний Намаз в коллективе, как будто выстаивал в дополнительных Намазах всю ночь».

После этого если идете работать, занимаясь мирскими делами, не забывайте делать искренние намерения, чтобы вам от вашей работы было вознаграждение, а также, чтобы ваше старание и усердие не пропадало напрасно. В своей работе будьте богобоязненными, не обманывайте, не занимайтесь мошенничеством. Берите пример со слов Пророка Мух аммада ﷺ :

«الصِّيَامُ جُنَّةٌ فَإِذَا صَامَ أَحَدُكُمْ فَلَا يَرْفُثْ وَلَا يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّي صَائِمٌ إِنِّي صَائِمٌ»

Это означает: «Пост – это ограждение. Каждый, кто постится, пусть не совершает полового акта в дневное время и не сквернословит, а если кто-либо провоцирует постящегося на ругань или драку, то пусть скажет ему, что он соблюдает Пост».

Наилучший пример для подражания указал нам наш любимый Пророк ﷺ . Соблюдайте правила достойной культуры и нравственности. Помните, что в месяце Рамада н распахиваются врата Рая и закрываются врата ада. А также сковываются предводители шайтанов.

Ни в коем случае не ругайтесь между собой и не проклинайте друг друга. Остерегайтесь делать это, и прекрасным поводом для этого является то, что вы соблюдаете Пост.

Будьте богобоязненными, воистину, время, проведенное в покорности и поклонении Всевышнему Творцу, прекрасно. Для тех постящихся, которые проводят время в поклонении, Аллаh Всемогущий облегчает страдания от голода и жажды. Так быстро пролетают часы Поста и наступает время Предвечернего Намаза Аль-‘Аср.

Принимайте участие в маджлисах (собраниях) чтения Священного К ур’ана, так как месяц Рамада н – это месяц чтения К ур’ана. Слушайте уроки, которые дают учителя-мусульмане – Аhлюс-Сунна уаль-джама‘а.

Абу Зарр передал Х адис Пророка Мух аммада ﷺ , приведенный в сборнике Ибн Маджаh:

«يَا أَبَا ذَرٍّ لَأَنْ تَغْدُوَ فَتَتَعَلَّمَ ءَايَةً مِنْ كِتَابِ اللَّهِ خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ تُصَلِّيَ مِائَةَ رَكْعَةٍ، وَلَأَنْ تَغْدُوَ فَتَتَعَلَّمَ بَابًا مِنَ الْعِلْمِ خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ تُصَلِّيَ أَلْفَ رَكْعَةٍ»

Это означает: «О, Абу Зарр! Если ты пойдешь и выучишь один Аят из К ур’ана, то это лучше для тебя, чем выполнение ста рак‘атов Намаза-сунны, а если изучишь одну тему по Религии, то это лучше для тебя, чем выполнение тысячи рак‘атов Намаза-сунны».

Поэтому не упустите такую прекрасную возможность получить великие вознаграждения, особенно в этот благословенный месяц Рамада н.

Дорогие мусульмане! Приводите с собой хотя бы одного человека на такие религиозные собрания для получения знаний, чтобы вам было даровано ещё больше вознаграждения. Приходите вместе с семьями, родственниками, соседями, друзьями и знакомыми. Приводите в мечеть своих детей на Предвечерний Намаз. В это время во многих наших мечетях после выполнения Намаза Аль-‘Аср проводятся религиозные уроки. Поэтому не пропускайте такую возможность пополнить свои знания и повторить то, что уже знаете. Получайте религиозные знания из уст достоверных учителей, которые сами получали эти знания по непрерывной цепочке. Это необходимо, чтобы быть покорными Аллаhу. Это делается для того, чтобы в этом временном исчезающем мире получить пользу, а именно то, что поможет в следующей вечной жизни.

И пусть каждый из вас постарается быть предельно внимательным, слушая урок. Тот, кто присутствовал на уроке своим сердцем, то есть с вниманием, то он на самом деле был на уроке, а тот, кто присутствовал на уроке только телом, а сам думал о чем-то постороннем, то он отсутствовал на уроке.

Если ваши родственники или дети не смогли прийти в мечеть на урок, то, вернувшись домой, вам нужно научить их тому, что вы узнали. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«بَلِّغُوا عَنِّي وَلَوْ ءَايَة»

Это означает: «Передайте от Меня хотя бы один Аят».

А если ваша семья нуждается в помощи, поспешите сделать то, что в ваших силах, помогите своей семье. Обращайтесь к своим близким дружелюбно, с мягкостью, стремясь обрадовать их. Попытайтесь снять их усталость добрыми словами, своим внимательным отношением, не показывайте раздражение или неприязнь. Помните о том, что говорил Пророк Мух аммад ﷺ :

«خِيَارُكُمْ خَيْرُكُمْ لِأَهْلِهِ وَأَنَا خَيْرُكُمْلِأَهْلِي»

Это означает, что лучшие из вас те, кто лучше относятся к своим женам, а Пророк Мух аммад лучше всех относится к своим женам.

И как будет прекрасно, если вы передадите еду и питье своим неимущим соседям! А также дадите пищу своим бедным знакомым. Нужно, чтобы вы угощали их ради Аллаhа, надеясь получить вознаграждение. Особенно важно, когда вы кормите постящегося, у которого нет пищи для разговения, таким образом, вы заслуживаете великого вознаграждения, о котором сказал Пророк Мух аммад ﷺ :

«مَنْ فَطَّرَ صَائِمًا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ غَيْرَ أَنَّهُ لا يَنْقُصُ مِنْ أَجْرِ الصَّائِمِ شَيْئًا»

Это означает: «Кто угощает постящегося на ифтаре, получает за это большое вознаграждение (но меньшее, чем за соблюдение Поста), и при этом вознаграждение постящегося не уменьшается». Передал имам Ат-Тирмизий.

В этом Хадисе сказано о том, что вознаграждение того, кто накормит вечером постящегося похоже на вознаграждение самого постящегося, но не такое же в точности. Так как тот, кто соблюдал Пост месяца Рамада н – он соблюдал обязанность – фард, а тот, кто накормил постящегося – выполнил нафль. Нафль дополнительное соблюдение не равно обязательному поклонению. Об это сказано в Х адис е-К удсий: Пророк Мух аммад ﷺ сказал, что Аллаh Всемогущий сказал:

«وَمَا تَقَرَّبَ إِلَيَّ عَبْدِي بِشَىْءٍ أَحَبَّ إِلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيْهِ»

Это означает: «Из всего, что соблюдает раб Аллаhа, самым лучшим является выполнение обязанностей» .

Прекращайте Пост только после того, как вы убедились и удостоверились в том, что на самом деле время уже наступило – путем наблюдения за закатом солнца или если услышали Азан достоверного муаззина, который сам определяет время по наблюдению. Лучше разговляться сразу же после того, как солнце зашло, как сказано об этом в Х адис е Пророка Мух аммада ﷺ :

«لا يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الْفِطْرَ»

Это означает: «Люди будут в благополучии, если после захода солнца поспешат прекратить Пост».

После прекращения Поста скажите:

«اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ»

Это означает: «О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне. Утолена жажда, жилы налились живительной влагой, тело наполнилось силой и надеюсь на получение вознаграждения, если даст Аллаh».

Начинайте разговение финиками, а если не нашлось фиников, то водой, как об этом сказано в Х адис е Пророка Мух аммада ﷺ , который передал имам Ат-Тирмизий:

«إِذَا أَفْطَرَ أَحَدُكُمْ فَلْيُفْطِرْ عَلَى تَمْرٍ فَإِنَّهُ بَرَكَةٌ، فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَلْيُفْطِرْ عَلَى مَاءٍ فَإِنَّهُ طَهُورٌ»

Это означает: «Если кто-то из вас завершил Пост, то пусть начинает прием пищи с финика, так как в этом есть баракят. Если не нашел финика, то пьет воду, так как она чистая».

Затем выполняйте Вечерний Намаз «Аль-Магриб», после этого делайте ифтар – ужин, а когда завершили ифтар, идите, собрав силы, проявляя усердие и старание, в мечеть для выполнения Ночного Намаза «Аль-‘Иша», а также для выполнения дополнительных ночных Намазов месяца Рамада н. Постарайтесь в этом месяце научиться правильно читать Священный К ур’ан из уст достоверных учителей, чтобы больше читать Священное Писание в благословенном месяце Рамада н. Ни в коем случае не тратьте понапрасну свое время, ведь наше время, каждое мгновение нашей жизни драгоценное. Не тратьте его перед экранами телевизоров, переключая и пересматривая разные каналы, задерживаясь без сна до поздней ночи без пользы, ведь из-за этого вы будете просыпаться поздно. Поэтому, как только завершился Намаз Тарауих, ложитесь спать, а перед сном читайте такое Ду‘а:

"اللَّهُمَّ بِاسْمِكَ أَمُوتُ وَأَحْيَا"

Это означает: «О, Аллаh! С Твоим Именем умираю и оживаю».

То есть и моя смерть и моя жизнь создана Творцом.

Хорошо, когда люди ложатся спать раньше, чтобы легче проснуться до наступления рассвета для выполнения Ночного дополнительного Намаза Таhадджуд, затем читают Кур’ан, а потом делают сахур в соответствии с Х адис ом Пророка Мух аммада ﷺ , который передал имам Аль-Бухарий:

"تَسَحَّرُواْ فَإِنَّ فِي السَّحُورِ بَرَكَةٌ"

Это означает: «Делайте сахур, так как в этом есть благословение (баракят)».

Напоминаем вам об одной из обязанностей Поста – это выполнение намерения сердцем в любое время в период после захода солнца и до наступления рассвета, как например, сказать в сердце:

"نَوَيْتُ صَوْمَ يَوْمِ غَدٍ عَنْ أَدَاءِ فَرْضِ رَمَضَانِ هَذِهِ السَّنَةِ إِيْمَانًا وَاحْتِسَابًا لِلَّهِ تَعَالَى"

Это означает: «Я намерился соблюдать Пост завтрашнего дня, выполняя обязанность Поста месяца Рамада н этого года, и делаю это с Верой и искренне ради Аллаhа».

Знайте, же, дорогие мусульмане! Что любая из ночей священного месяца Рамада н может быть ночью Предопределения – Ляйлятуль-К адр, поэтому больше читайте молитвы – Ду‘а и выполняйте больше Намазов в течение ночей этого благословенного месяца, особенно в последние десять дней. Так как поклонение в ночь Аль-К адр лучше, чем в течение тысячи месяцев.

Не делайте так, чтобы месяц Рамада н вы проводили в роскоши и излишествах, употребляя больше пищи, стремясь к разнообразию и обилию в еде. Ведь Пророк Мух аммад ﷺ сказал:

«إِيَّاكَ وَالتَّنَعُّمَ، فَإِنَّ عِبَادَ اللَّهِ لَيْسُوا بِالْمُتَنَعِّمِينَ»

Это означает: «Не стремитесь к роскоши. Воистину, благочестивые рабы Аллаhа не живут в роскоши».

Дорогие, единоверцы! Не проводите ваше драгоценное время в забавах и развлечениях, совершении грехов, вместо этого займитесь благими делами – посещайте своих родственников, воистину восстановление и поддержание достойных родственных связей приносит пользу в следующей жизни.

ربنا آتنا في الدنيا حسنة وفي الآخرة حسنة وقنا عذاب النار

Что можно и что нельзя в Рамадан? Какие действуют запреты, условия и правила Рамадана?

Рамадан является одним из главных и священных месяцев у мусульман. Это время осмысления и духовного очищения, но для этого на время истинный мусульманин должен отказаться от многого: вода, приём пищи, половые отношения. Постом верующие проверяют силу своего духа. Соблюдать пост обязаны практически все. Но чтобы чтить традиции и правильно выполнять все условия, необходимо разобраться во всех тонкостях и нюансах предписаний.

Вообще, чтобы не нарушать пост, достаточно следовать двум предписаниям и трём условиям. Однако, разновидностей их выполнения существует огромное множество. Мы собрали полную информацию о правилах Рамадана, действующих условиях и запретах с пояснениями что можно и что нельзя делать, чтобы Вам было легче подготовиться к этому периоду.

Предписания поста

Всего есть два предписания поста:

  • Намерение в сердце соблюдать пост. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подойди к намерению соблюдать пост месяца Рамадана для довольства Всевышнего Господа. И делать это необходимо от восхода солнца и до заката.
  • Запрет на приём пищи. После утренней молитвы и до самого заката солнца мусульманину нужно полностью отказаться от приёма пищи и воды. Также запрещено дышать табачным дымом и вступать в любые половые отношения.

Условия поста

По правилам Рамадана начинать поститься можно только при соответствии следующим условиям:

  • верующий должен быть совершеннолетним по комплексу предписаний Шариат;
  • верующий должен иметь здравый незатуманенный рассудок, адекватно воспринимать мир и не быть душевнобольным;
  • верующий должен быть здоровым, чтобы иметь возможность правильно поститься.

Кому пост не подходит?

  • Верующие, которые находятся в продолжительной поездке или путешествии на расстоянии более чем 90 километров от дома и находятся в новом месте не более 15 дней. При желании странник может поститься, но по религии Ислама он освобождён от такой обязанности.
  • Верующие, у которых проблемы со здоровьем. Если пост может нанести вред и поспособствовать ухудшению состояния, то Всевышний не одобряет такой пост.
  • Верующие женского пола, у которых идут критические дни или период послеродового очищения.
  • Верующие женского пола, которые беременны или кормят дитя. Если возникают опасения за самочувствие и состояние ребёнка, Аллах освобождает от обязательного соблюдения поста.
  • Верующие преклонного возраста, которым тяжело самим соблюдать пост и которые страдают неизлечимыми недугами и хроническими заболеваниями. Престарелые верующие обязаны делать милостыню, чтобы искупить это.

По состоянию на 2017 год совет ДУМ установил единую сумму фитр-садаки: 100 руб. для нуждающихся верующих, 300 руб. – для людей со среднестатистическим достатком, 500 руб. – для обеспеченных мусульман. В Коране говорится, что Аллах считает размер пожертвования приемлемым и не берёт с верующего больше его возможностей. Этой суммы хватает, чтобы прокормить одного бедного человека дважды за день.

Все освобождённые от поста по пяти вышеперечисленным пунктам должны восполнить пропущенный пост, как только будут соответствовать критериям возможного участия в посту.

Что нельзя делать в Рамадан?

Чтобы не нарушать пост, следует избегать запрещенных предписаний. Эти прегрешения требуют каффара в виде милостыни, поста или какого-либо другого поклонения, которое определённо Шариатом:

  • Преднамеренный прием пищи, питьё воды, приём лекарственных препаратов, курение.
  • Преднамеренная интимная связь с женой/мужем.

Обстоятельства, которых также следует избегать, чтобы не нарушать пост, но в случае совершения они требуют возмещения:

  • Применение клизмы.
  • Применение лекарственного препарата через уши и нос.
  • Специально вызванная тошнота и рвота.
  • Случайное попадание жидкости во время омовения через носоглотку.

Что можно и что не нарушает пост во время Рамадана?

  • Если совершить случайный прием пищи: если мусульманин забылся и что-то съел или выпил, но потом опомнился и прекратил, то он продолжает пост. Считается, что это Аллах угостил его.
  • Если принять душ, совершить полное омовение или недолго находиться в бане.
  • Если пробовать пищу, но не глотать её.
  • Если полоскать ротовую полость и промывать нос.
  • Если закапать зрачки лекарственными препаратами, а также накрасить глаза сурьмой.
  • Если проглотить остатки пищи, которые застряли между зубов, при условии, что размеры остатков не больше горошины.
  • Если почистить зубы мисваком или щёткой.
  • Если вдохнуть какие-либо благовония.
  • Если сдать кровь.
  • Если произошёл неконтролируемый выброс спермы.
  • Если выделилась рвотная масса в небольшом количестве: неконтролируемая рвота, которую возможно самостоятельно сглотнуть обратно.

Во время Рамадана мусульманин может совершать приём пищи лишь дважды в день: до рассвета и после заката.

Сухур

Это время перед восходом солнца, которое отводится в Рамадан для приема пищи. Поесть необходимо до начала наступления рассвета. Не следует есть еду, которая осталась с вечернего приёма пищи.

Ифтар

Сразу с заходом солнца наступает время ифтара. Необходимо поблагодарить Аллаха за его щедрость, прочесть молитву, чтобы обратиться к Всевышнему с просьбой о принятии поста, всех ошибок и грехов, которые были совершены случайно или преднамеренно.

Затем, немедля, следует поесть и не объедаться.

Как совершается молитва «Таравих»?

Молитва «Тарафих» должна исполняться каждый день во время Рамадана и воздерживаться от неё не рекомендуется для мусульманина. Также желательно исполнять молитву в мечети в окружении других единомышленников. Однако, если нет возможности, возможно индивидуальное совершение.

Читать эту молитву необходимо только после ночной молитвы «Иша» и продолжать возможно до того, как начнётся рассвет. Время исполнения намаза «Витр», который обычно выполняется после ночного намаза, в период Рамадана сдвигается и возможен после молитвы «Тарафих».

Эта молитва не нуждается в искуплении и восполнении в случае её несовершения.

Пост по часам Мекки

В определенных часовых поясах период между восходом и закатом бывает очень долгим, до девятнадцати часов и даже больше. В сильную жару месяца Рамадан это усложняет соблюдение всех обязательств и предписаний, в особенности это касается приёма еды и жидкости. Чтобы не нарушать пост, для таких случаев существует послабление. Ведь цель поста в Исламе не обременять, не мучить, не доставлять трудности и не губить здоровье верующих.

Поэтому верующие, которые живут в месте с очень длинным световым днём, могут совершать пост по часам Мекки. Недомогание из-за длительного дня будет явным уже через пару дней Рамадана. Тогда следует перестроиться и начинать сухур, допустим, по часовому поясу Москвы, а совершать ифтар по часовому поясу Мекки.

Что такое садака в Рамадан


Садака – это помощь людям в исламской культуре. Чтобы не нарушать пост, необходимо выполнить обязательный заклят закятуль-фитр или, как его ещё называют, салакатуль-фитр. Это своеобразный налог, который оплачивает каждый член семьи перед праздничной молитвой дня Разговения. Этот налог собирается для помощи бедным и нуждающимся верующим.

Кто же должен выплачивать закятуль-фитр? Тот, у кого есть крыша над головой, пища и всё необходимое для содержания себя и своих близких, у кого нет долгов и есть возможность оплатить налог. Для этого достаточно передать его в ближайшую мечеть, где в итоге распределят полученные средства.

Как работать в Рамадан?

Каждый мусульманин во время поста старается максимально посвятить себя Всевышнему Аллаху. Однако, зачастую многие не решаются начать пост из-за занятости на работе, учебе. Ведь в этот период пост требует не только много времени, но и отдельного помещения, особого графика, который иногда бывает невозможно подстроить под работу.

Если до поста ещё есть время, возможно, у Вас получится взять отпуск на эти дни. Это позволит полностью сосредоточиться, осмыслить свой образ жизни и разобраться в главных ценностях жизни.

Если у Вас нет возможности взять отпуск на период поста, то, значит, Вы должны распределить время так, чтобы оно работало на Вас. Так как же справляться с неудобствами и умело сочетать работу и религию?

Придерживайтесь следующих советов, и Вам будет намного проще:

  • Грамотно распределяйте время и распишите распорядок дня. Выделите время на молитвенные ритуалы, чтение Корана, намаз, а также акты поклонения. Если Вы не будете правильно организовывать свой график, то можете забыть о каких-либо обязательных условиях поста.
  • Не пропускайте сухур. Не ленитесь и вставайте до рассвета солнца, ведь это первый приём еды за день, который должен насытить Вас и дать силы на целый день. Особенно это важно в летний зной.
  • Не спешите утром. Перед сухуром необходимо выполнить тахаджул минимум в два ракаата. Также не стоит забывать совершать дуа.
  • Цените каждую свободную минуту. Как только у Вас появляется возможность уделить время, чтобы посвятить себя Всевышнему Аллаху. Не думайте, что у остальных график работы менее загружен, чем Ваш. Каждый может найти время, чтобы по пути на учёбу или работу сделать зикр и послушать Коран. Это поможет не отвлекаться от поста и не отвлекаться на недозволенное.
  • Не пропускайте обеденные перерывы. Обеденный перерыв – время отдыха, «перезагрузки» организма. Если недалеко от работы есть мечеть, то в обеденный перерыв лучше посетить её и посвятить время намазу. Это даст Вам сил и энергии, чтобы продолжить работать продуктивно.
  • После работы не затягивайте с ифтаром. Вы можете немного передохнуть и со всеми членами семьи подготовиться к ифтару. Важно сделать это вместе, ведь совместная помощь в домашних делах сближает и придаёт сил. Сам посланник Аллаха всегда помогал членам своей семьи по дому. Перед ифтаром вся семья должна поклониться Аллаху, помолиться и попросить о прощении грехов.
  • Продумывайте меню заранее. Возможно, проще будет приготовить один раз на всю неделю и расфасовать еду по контейнерам. Питание должно быть сбалансированным, особенно это касается сухура. Ведь энергии от еды должно хватить на целый день. Но при этом помните, что не нужно перегружать питание быстрыми углеводами. Они отнимают силы у организма на переработку, что, конечно же, отразиться на Вашей сосредоточенности, бодрости и работоспособности.
  • Не поддавайтесь соблазнам. Особенно это касается перерывов, когда все коллеги идут на обед. Помните, ради чего и для кого Вы это делаете. Ведь пост – это Ваш выбор, который касается только Вас и Всевышнего Аллаха.
  • Мыслите позитивно. Все мысли материальны, и если Вы будете просыпаться с мыслями о том, как тяжко и сложно Вам сегодня придётся, то, скорее всего, так оно и будет. Думайте о том, как просто и легко Вам будет во время поста, как Вы будете развиваться и насыщаться духовно. Если Вы будете хорошо думать об Аллахе и не нагнетать, это уже считается одним из лучших видов поклонения.

Зная правила Рамадана, зная что можно и что нельзя делать, надо ввести вышеперечисленные советы в привычку. Тогда пост будет проходить намного проще и продуктивнее.

Ислам является одной из самых молодых религий на земле, при этом же - одной из самых строгих в отношении соблюдения канонов. В ней существуют т.н. столпы религии, т.е. предписания шариата, необходимые к исполнению для того, чтобы считаться истинными приверженцем веры в Аллаха.

Одним из столпов является неукоснительное соблюдение целой череды обрядов, ритуалов и воздержаний от начала и до конца месяца Рамадана.

Исламский календарь и Рамадан в нем

В исламском лунном календаре Рамадан - какой месяц в году? Каждому мусульманину известно, что он девятый. Название его происходит от арабского «выжечь землю», «обжигающий», так как именно в этом месяце солнечная активность выходит на свой максимум и в буквальном смысле выжигает и высушивает растительность на жаркой земле. Если сопоставить исламский и христианский календари, то месяц Рамадан начинается обычно где-то в конце нашего мая и заканчивается в конце июня, в общей сложности он длится 29-30 дней. Считается, что именно в эти дни великому пророку Мухаммеду была дана его миссия «откровенными словами» - так родился священный Коран. Месяц Рамадан в 2017 году начался 27 мая и закончился 25 июня.

С чего начинается соблюдение Рамадана?

Самым главным ритуалом в начале месяца Рамадана является намерение соблюсти этот священный период (араб. «ният»). Звучит оно примерно так: «Я намереваюсь с сегодняшнего дня свершить пост в Рамадан во имя Аллаха».

Пост в месяц Рамадан

Самым главным действом в Рамадан является пост (араб. «саум»). Т.е. воздержание от основных соблазнов: еды, курения, питья и интимных отношений в дневное время до заката солнца. Своим воздержанием мусульманин показывает Аллаху свою преданность, верность и готовность идти на личные жертвы ради веры.

Какие условия необходимы для того, чтобы соблюдать Рамадан

Священный ритуал может соблюдать не каждый человек и даже не каждый мусульманин. Для того чтобы человеку дозволялось соблюдать Рамадан, необходимо выполнение следующих условий:

  • Разумеется, соблюдающий должен быть мусульманином. И не только по вере своей, он обязательно должен пройти процедуру принятия ислама в мечети.
  • Соблюдающий должен быть совершеннолетним по шариату. Дети не допускаются до соблюдения поста, так как нуждаются в полноценном питании.
  • Соблюдающий не должен иметь душевных и сильных физических заболеваний, потому как при душевном заболевании соблюдающий не ведает что творит, а при физических недугах зачастую требуется хорошая еда и обильное питье.
  • Беременные и кормящие женщины освобождаются от поста, так как имеют острую необходимость в регулярном питании.
  • Странники и путники, находящиеся в дороге или более чем в 90 км от дома, могут не соблюдать пост, если это влечет для них тяжелые последствия.
  • Женщины в период кровотечения ежемесячного или послеродового могут также не соблюдать пост из-за большой кровопотери и необходимости ее восполнять.

Однако освобожденным стоит помнить, что крайне нежелательно делать на людях запретные действия (пить, курить), чтобы не добавлять им лишних соблазнов. Неприемлемым в период поста также является жевание жвачки, включение громкой музыки и фривольные танцы в общественных местах.

Когда можно есть и пить в пост

Можно ли в месяц Рамадан употреблять еду и питье? После заката солнца мусульманин, соблюдающий пост (араб. «ураза»), совершает священную ночную молитву (араб. «иша»), затем может прочесть с товарищами молитву добровольную и желательную (араб. «таравих»). Она включает 8-20 ракаатов. Далее можно начинать разговение - вечерний прием пищи (араб. «ифтар»). Принимать пищу в ночное время предписано не только с близким кругом родственников, но и с друзьями и знакомыми. Иногда к разговению привлекают нищих с улицы как знак помощи неимущим. Пища для разговения тоже не должна быть богатой и обильной. Шариатом предписано во время ночного разговения употреблять в пищу молоко, финики, воду. Слишком тяжелая, острая или жирная пища нежелательны в этот период, так как может вызвать в дальнейшем жажду или осложнения на желудок.

Утренний прием пищи (араб. «сухур») во время разговения нужно постараться закончить хотя бы за полчаса до рассвета. А дальше опять держать дневной пост.

Что нельзя делать в Рамадан:

  • не произносить намерения: это перечеркивает все соблюдение Рамадана;
  • употреблять пищу намеренно;
  • пить намеренно;
  • курить и вдыхать курильный дым намеренно;
  • вступать в интимную близость, предаваться рукоблудию, совершать ласки, приводящие к эякуляции, даже если это не был непосредственно половой акт;
  • позволять себе праздные развлечения (фривольные танцы, слушание громкой музыки, кроме молитвенных речей);
  • использование лекарств, которые требуют ректального или вагинального применения;
  • вызывать самопроизвольную рвоту;
  • глотать отделившуюся мокроту, которая попала в глотку.

Что дозволяется делать в Рамадан:

  • неспециальное принятие пищи и воды (например, если человек захлебывается в море);
  • инъекции лекарств;
  • сдача крови (донорская, анализы), пускание крови;
  • купание, если не глотать при этом ни капли воды;
  • поцелуи без проникновения в ротовую полость (как говорят у нас «не взасос»);
  • телесные ласки, не приводящие к эякуляции;
  • проглатывание собственной слюны без мокроты и рвоты;
  • чистить зубы следует с осторожностью, чтобы паста не была проглочена (вообще некоторые мусульмане считают, что чистить зубы после полуденного времени не нужно, ибо «запах изо рта мусульманина, соблюдающего пост, имеет особый оттенок и является своеобразным благовонием для Аллаха»);
  • рвота, если она происходит непроизвольно;
  • допускается не совершать намазы.

Обряды в Рамадан, помимо поста

Священный Рамадан - это не только соблюдение поста, но и многочисленные молитвы Аллаху.

Самая главная молитва - намаз - производится пять раз в день.

Помимо намазов желательными являются вечерние молитвы, утренние молитвы и хвалы Аллаху перед каждым принятием пищи.

Самыми распространенными в этот период являются: ифтар, сухур, дуа «Ифтиах», дуа «Муджир», дуа «Макарему ахляк», дуа «Баха», дуа Абу Хамзы Сумали, дуа «Джаушан кабир».

В последние 10 дней поста мусульманину желательно совершить уединение, так как когда-то пророк Мухаммед уединился на последние 20 дней своей жизни. Уединение лучше сделать в мусульманской мечети, перед этим произнеся еще одно специальное намерение - на уединение.

Разумеется, желательным является чтение Корана весь период священного месяца.

Как заканчивается Рамадан

После ритуального уединения следует т.н. Ночь предопределения (араб. «аль-Кадра»). Наступает эта ночь после окончания 27-го дня Рамадана - именно тогда по преданию пророку Мухаммеду открылась первая сура Корана (610 г.). Тогда архангел Джабраил, спустившись с небес, дал пророку свиток с велением читать его. В эту ночь принято просить у Аллаха прощения за совершенные грехи и много читать Коран.

В последний день священного месяца Рамадана постящемуся следует выплатить милостыни: обязательную (араб. «закят») и добровольную (араб. "саадака"). Читается торжественная молитва, и постящиеся готовятся к празднику в честь Рамадана - Ураза Байрам (араб. Ид аль-Фитр).

Первый день нового месяца, в который проводится этот священный праздник, начинается священной же молитвой Ид намаз, знаменующей окончание Рамадана.

К этому времени в домах уже должно быть чисто (мусульмане должны заведомо позаботиться о наведении чистоты). В сам праздник верующие должны помыться и надеть чистые красивые одежды. День празднования считается выходным.

Для Ураза Байрам готовится много праздничной еды (готовят преимущественно женщины): жареная баранина, наваристый суп с фасолью, мясом и овощами, салаты с мясом, блины, пироги, плов, многочисленные сладости, финики, фрукты.

Верующие ходят друг к другу в дома, дарят подарки, раздают детям сладости. Все друг друга поздравляют фразой «Ид мубарак!». Дети играют в активные подвижные игры. Взрослые могут танцевать и петь. В этот же день принято ходить на кладбище к родственникам, дабы почтить их память и вознести Аллаху молитву за них.

Главные задачи в Рамадан

Рамадан - это не только очищение плоти (в любой религии известно, что пост сам по себе полезен для очищения организма), но и очищение души. Через плоть чистится душа. Через добрые поступки (помощь нищим, например) душа излечивается от скверны. Через отказ от удовольствий (танцы, пение, игры, просмотр развлекательных передач и т.д.) тренируется смирение и воздержание. Умение терпеть, отказываться, идти на жертвы, быть сдержанным, милостивым, великодушным позволяет в Рамадан верующим снискать истинную милость Аллаха.

Если Рамадан совершается с дурными помыслами или напоказ или же с корыстными целями, Аллах отвергает такую жертву и не дарует свою милость лжецу.

Наказания и штрафы за неисполнение Рамадана

Считается, что любой истинный мусульманин обязан совершать Рамадан, если только он не освобожден от этого ритуала. Однако везде находятся нарушители, и если такой пойман, то он должен понести наказание.

Нарушивший предписания должен понести искупление (араб. «кяффара»). Это может быть дополнительная милостыня для малоимущих или дополнительное несение поста.

В случае непреднамеренного нарушения предписаний верующий должен возместить дни нарушенного поста после окончания Рамадана или помочь определенному количеству нуждающихся деньгами или продуктами.

Существуют два следующих предписания (то есть обязанности) – это намерение и воздержание :

  1. Намерение (нийят).

Его место в сердце того, кто решил соблюдать Пост. Ему необязательно говорить о своем намерении вслух. Необходимо сделать намерение ночью, то есть в период времени от полного захода солнца и до начала рассвета дня Поста, в любое время этого периода. Для каждого дня Рамадана нужно сделать отдельное намерение сердцем с ночи до рассвета, а также, если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Например, если даже человек, соблюдавший Пост, после захода солнца сделал намерение соблюдать Пост следующего дня Рамадана до того, как разговеться, а затем не повторил своего намерения, этого достаточно для соблюдения Поста .

В намерении необходимо определить какой Пост решил соблюдать, например, это соблюдение Поста Рамадана или Пост-наз р , или Пост-искупление (даже если при этом не определил причину искупления). По маз hабу имама Аш-Шафи‘ий одного намерения в начале месяца на целый месяц недостаточно.

Исламские теологи сказали, что наиболее полным намерением для соблюдения Поста в месяце Рамадан является следующее:

«نَوَيْتُ صَوْمَ غَدٍ عَنْ أَدَاءِ فَرْضِ رَمَضَانِ هَذِهِ السَّنَةِ إِيمَاناً وَاحْتِسَابًا للهِ تَعَالَى»

Это означает: «Я намерился соблюдать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаhа » .

Принятие пищи и питья, сон, а также половые отношения после того, как человек сделал намерение, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.

Кто проспал ночь, не сделав намерения, и проснулся только после начала рассвета, тот обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, но этот день остается ему долгом.

Для соблюдения необязательного Поста, то есть Сунны, не обязательно, чтобы намерение было ночью до наступления рассвета, поэтому, если человек проснулся после начала рассвета и ничего не ел и не пил, он может сделать намерение соблюдать Пост-Сунну этого дня до времени зенита, такой Пост будет правильным.

  1. Отказ от всего, что нарушает Пост.

Обязательно воздержаться от:

Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел, даже в больших количествах, то его Пост не нарушается.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ»

Это означает: «Тот кто, забыв о том, что он соблюдает Пост, ел или пил, пусть продолжит свой Пост. Воистину, Аллаh даровал ему еду и питье».

Передал имам Аль-Бухарий.

  1. Вызывания рвоты у себя при помощи пальца или какого-либо предмета, даже если при этом ничего не попало обратно внутрь. Это нарушает его Пост.

Если же рвота произошла непроизвольно, и при этом человек не проглотил ничего из рвоты, его Пост не нарушается. Однако он обязан очистить рот от нечистой слюны до того, как глотать её.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«مَنْ ذَرَعَهُ القَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ وَمَنِ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ»

Это означает: «У кого во время Поста была рвота не по его воле, то его Пост не нарушается и за ним нет долга, а тот, кто сам вызвал у себя рвоту, обязан исполнить долг» .

Передал имам Аль-Х аким и другие.

  1. Совершение полового акта, даже если не было семяизвержения, а также мастурбация, если было семяизвержение, или семяизвержение произошло из-за непосредственного прикосновения – это нарушает Пост. В случае, если семяизвержение произошло вследствие наблюдения (в том числе за чем-либо запретным), а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.

А также каждый мусульманин обязан как в месяце Рамадан, так и в другое время сохранять свою Веру от всего того, что её нарушает, то есть от вероотступления, которое делится на три вида:

1) в словах : например, если кто-то ругает Бога, К ур`ан, Ислам ;

2) в убеждениях : например, если кто-то думает, что Бог – это тело, дух, свет ;

3) в поступках : например, бросить книгу К ур`ан в грязь или совершить саджда идолу .

Отступление от Ислама (вероотступление) нарушает Пост, так как Вера для постящегося является условием правильности Поста.

Если у человека, соблюдавшего Пост, произошло что-либо, нарушающее его Веру, то его Пост нарушен. Он обязан немедленно вернуться в Ислам, произнеся Исламские свидетельства , а также он обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, до конца дня. Он обязан возместить этот день Поста сразу после окончания Рамадана и Праздника Разговения.

Пост нарушается при потере рассудка (сумасшествии) даже на мгновение, а также при потере сознания на целый день (т.е. от рассвета и до захода солнца). А если постящийся потерял сознание не на весь день, то его Пост не нарушается.

Пост того, кто сделал намерение его соблюдать, а затем уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех.

_____________________________________

По маз hабу имама Абу Х анифы намерение для Поста месяца Рамадан можно сделать до полудня, если до этого не сделал ничего нарушающего Пост (полдень по Шари‘ату – это время между рассветом и заходом, незадолго до наступления зенита).

Торжественный религиозный обет.

Надеясь на вознаграждение, прося вознаграждение от Аллаhа.

Согласно маз hабу имама Малика

Полное ритуальное омовение.

Например, голову, живот и т.п.

Является неверием ругать или оскорблять все, что возвеличено в Исламе, как Намаз, Пост, Аз ан и тому подобное.

Является неверием приписывать Аллаhу качества созданных, например, приписывать Аллаhу местонахождение, направление, движение, и другие недостатки.

Земной поклон.

А также человеку с намерением поклонения ему.

Слова: «Нет божества, кроме Аллаhа, Мух аммад – Посланник Аллаhа».

Вам может понравится

Каждый верующий в месяц Рамадан с особым чувством ожидает великую ночь, которая именуется «Ляйлятуль Кадр» или «Ночь предопределения». Это лучшая ночь в году, которая бывает лишь в месяце Рамадан. Сказано в Кур’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن о том, что она самая почетная, а доброе дело, совершенное этой ночью, лучше, чем дополнительные поклонения, совершаемые на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Ночь Ляйлятуль Кадр может быть в любую из ночей месяца Рамадан, но большая вероятность того, что она будет в последние десять дней этого благословенного месяца. Тем не менее, точная дата этой ночи известна лишь Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую . Мудрость этого заключается в том, чтобы верующие старались больше соблюдать Повеления Аллаха и совершать благие поступки на протяжении всего месяца Рамадан

В разные времена в эту величественную ночь Аллах ниспослал известные Священные Книги: Забур, Таурат, Инджиль. Именно в эту благословенную ночь был ниспослан Аль-Кур’ан Аль-Кярим на первое небо в Бейт Аль-‘Изза. А уже после этого Аяты Кур’ана были ниспосланы Пророку Мухаммаду постепенно в течение двадцати трех лет. Сказано Пророком, мир Ему, что Кур’ан был полностью ниспослан на первое небо ночью двадцать четвертого числа месяца Рамадан.

Также сказано в Кур’ане, что в эту ночь спускаются ангелы, в числе которых самый почетный из них — ангел Джнбранль, мир Ему. Абу-Хурайра сказал, что количество ангелов на земле в эту ночь больше количества камней.

Почему эта ночь названа ночью предопределения Ляйлятуль Кадр?

В эту ночь Аллах дает знать ангелам о тех событиях, которые произойдут в течение следующею года: о том, кого постигнет смерть, а кто начнет новую жизнь; кого из рабов Аллаха поразит болезнь, бедность или несчастье; кому Аллах даст блага, здоровье и богатства и т.п. Эта ночь названа так потому, что в эту ночь земля наполняется ангелами, которые спускаются с небес.

Существуют некоторые признаки, по которым можно узнать «Ляйлят Аль-Кадр». Из них — видение особого света, который создал Аллах. Этот свет большой и яркий, отличающийся от света солнца, луны или электричества. Признаком считается видение преклоняющегося дерева или возможность услышать голоса ангелов, а также видение ангелов в их настоящем виде.

Необходимо до прекращения поста быть уверенным в том, что солнце уже зашло. Когда же верующий будет уверен, что это произошло, ему необходимо немедленно прекратить пост. Об этом сказал Пророк Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, в хадисе, который передал имам Муслим, означающее:

«Люди будут в благополучии если поспешат прекратить Пост»

Прекращая пост, Пророк Мухаммад, мир Ему. советовал съесть финик, но, если его невозможно достать, в этом случае следует выпить воду. Передал Абу Даууд о том, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Если кто-то из вас завершит Пост, то начинает прием пиши с финика. Если не нашел финика — пьет воду»

Перед началом трапезы желательно произнести следующее:

«Я уаси’аль-магъфирати игъфирли Бисмилляhир-Рах манир-Рах им»

«О, Aллаh! Ты Всемилостивый, Прощающий! Прости мои грехи! Я начинаю с Именем Аллаhа, Милостивою для всех на этом Свете и только для верующих на Том Свете».

«Аллаhумма ляка съумту уа `аля рызкъыкя афтъарту»

«О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пишу, которую Ты даровал мне»

Благословенное время сахур

Сахур — время перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением каждого дня поста в Рамадане могут принимать пищу. В это время желательно выпить хотя бы глоток воды. Передал имам Муслим о том. что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Соблюдайте сахур — это время благословенное»

В месяц Рамадан желательно давать больше милостыни, поддерживать связь с родственниками, читать Къур’ан, угощать постящихся на ифтарах, находиться в мечети.

Необходимо помнить, что очень важно постоянно контролировать свою речь и поступки, совершать как можно больше благих деяний, постоянно думать о совершении добрых поступков, а также подавлять в себе несдержанность и агрессивность. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Пост — это ограждение. Каждый, кто постится, пусть не совершает половой акт в дневное время и не сквернословит, а если кто-либо намерен спровоцировать его на ругань или драку, пусть скажет тому человеку, что он соблюдает пост». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим от Абу Хурайры.

В мусульманских странах существует традиция оповещать, верующих о начале священного месяца Рамадан выстрелом из пушки. Некоторые считают, что впервые пушка Рамадана появилась в Египте в 9-10 веке, говорят, что в Каирской Цитадели до сих пор находится тот самый экземпляр из которой впервые был сделан выстрел.

Традиция оповещать мусульман о начале месяца Рамадан выстрелом из пушки

Считается, что использовать пушки для оповещения верующих о начале Поста стали из-за расширения границ Каира — одного призыва уже не хватало, а эхо выстрела разносилось далеко вокруг, и жители не только города, но и окрестностей узнавали о том, что на следующий день начинается Пост. Эта традиция постепенно распространилась в другие мусульманские страны.

В некоторых странах верующих стали оповещать выстрелом пушки и об окончании поста каждый день на закате солнца.

Сегодня эта традиция сохранилась в Египте, Кувейте, Саудовской Аравии, Турции. Тунисе и многих других мусульманских странах.

Еще одна мусульманская традиция будить постящихся на сахур барабанным боем имеет османские корни. Во времена Османского государства, специально нанятые правителем барабанщики (даяулджи) будили жителей перед рассветом.

Ночной обход «аль-мусахерати» (традиция будить постящихся на сахур)

Барабанщики ходили по всем улицам, стуча в специальный барабан (давул) и распевая четверостишия, в которых восхваляли Рамадан. Бой барабанов пробуждал верующих ото сна, чтобы они могли подняться и поесть перед тем, как целый день посилься. По обычаю, первой по бою барабана поднималась хозяйка (обычно мать семейства) или повар тот, кто готовит в доме, чтобы приготовить еду на всю семью, а затем они будили для приема нищи всех остальных домочадцев. После окончания Поста жители награждали давулджи деньгами за то, что они исправно будили их весь месяц.

Наличие в современных домах будильников и мобильных телефонов не оставляют надобности в барабанщиках, однако в Турции, откуда во многие мусульманские страны распространилась эта традиция, встретить давулджи в священный месяц Рамадан можно и сегодня в больших городах в каждом районе есть свой барабанщик, который как и много веков назад будит постящихся и восхваляет Рамадан.

Loading...Loading...