Какой веры немцы.

Интересная статья в ЖЖ Игоря Олейника " Крест и свастика: нацистская партия и немецкие церкви History Review, мой перевод с английского". Процитирую кусочек:

" Когда Гитлер получил господство над Германией, христиане ответили только бездействием, а иногда и молчаливой поддержкой. Одной из главных причин такого смирения христиан перед нацистами была неприязнь по отношению к либеральному веймарскому правительству. Легче всего это понять с точки зрения протестантов.

Со времён лютеранской реформации в XVI в. главы различных немецких государств управляли протестантскими церквями. После объединения Германии в 1871 г. церкви стали крепко связаны с империей кайзера и охотно проповедовали политические взгляды довоенного правительства, включая милитаристические заявления имперского строя. К примеру, в 1913 г. журнал Protestantenblatt («Протестантский листок») выражал мнение, что «пацифизм – это богохульство». При такой твёрдой поддержке имперского строя большинству протестантов было сложно принять поражение своей страны в 1918 г., а к Веймарской республике они испытывали глубокое недоверие. Скептическое отношение только усилилось после решения веймарского правительства отделить церковь от государства, подчеркнув этим личный характер религии. Протестанты вынуждены были принять новые законы и приспособиться к обстоятельствам, в которых они больше не имели государственной поддержки.

Этот переворот и то, что социалисты и католики получили, очевидно, наибольшую выгоду от нового политического порядка, подтолкнули большинство протестантского духовенства в сторону правого крыла политики. Пауль Альтхаус, президент Лютеранского сообщества, нападал на некоторые основополагающие ценности веймарского государства, заявляя, что он «против безответственности, контрацепции и абортов, против либер-капитализма и марксисткого духа в экономике и общественной жизни, против размывания государства, против изнеженной пацифичности политического облика, против разрушения уголовного права и отмены смертной казни». Подобная ненависть к излюбленным ценностям веймарского государства была широко распространена среди протестантов и подталкивала их к участию в свержении социалистических симпатий к Веймарской республике. В 1925 г. перед президентскими выборами пастор Берлинской церкви призывал своих прихожан голосовать не за социалиста, а за его соперника-националиста Гинденбурга, заявляя: «Сегодня день, когда немцы должны сделать выбор. Сегодня народ должен показать, вернётся ли он к старой вере»".http://igorol.livejournal.com/7538.html

Нечто подобное и у нас имеет место быть... Конечно, это не значит, что нужно отказаться от борьбы за традиционные ценности, просто важно не переусердствовать, а то получим "православного Гитлера", как того желал генерал Краснов.

Конституционно с 1919-го года религия в Германии отделена от института государства. Принадлежность той или иной церкви государством никак не регулируется. Традиционная религиозность немцев оказалась в сильной зависимости от места жительства. Религия в Германии претерпела изменения за время раскола Германии после Второй Мировой войны. Большая часть жителей Восточной Германии оказались атеистами, в то время как жители Западной Германии в подавляющем большинстве - верующие. Какая религия в Германии имеет ведущие позиции? Христианство в Германии является наиболее распространенной религией. Но многие жители страны, даже не исповедуя какую-либо религию в Германии, с удовольствием отправляют христианские обряды и празднуют христианские праздники. Такие знаменательные дни, как Рождество или Пасха, давно превратились во всенародные праздники.


Религия в Германии, не будучи государственной, тем не менее, повлияла на запрет работы большинства магазинов и учреждений в воскресенье. В школах проводится обязательный урок религии, с преподаванием основ католической или евангелической религии. Те, кто считает обучение религии неприемлемым, может посещать другой урок - уроки этики. Современная Германия, принявшая большое число иммигрантов, временных рабочих из других стран испытывает большое давление на традиционные религиозные взгляды со стороны новых жителей. Но терпимость и строгое разграничение государством рамок вмешательства в частную жизнь позволяет различным религиям в Германии мирно сосуществовать.

Вероисповедание в Германии - личное дело каждого

Вероисповедание в Германии имеет географический признак. Христианские церкви католиков и евангелистов, поровну делящие две трети верующих на западе Германии, уступают атеизму на востоке Германии. Вероисповедание в Германии меняется и по направлению с юга, традиционно относящего себя к католицизму, на север - где большинство получают евангелисты-протестанты. Вероисповедание в Германии остальных жителей достаточно пестрое: иудеи, православные, баптисты и мусульмане - среди них большинство иммигрантов, имеющих вид на жительство, бывших жителей Турции и арабских стран.


Вера в Германии сейчас находится в стадии испытаний и потрясений. Несмотря на большое количество церквей, жители Германии посещают их от случая к случаю, особенно в больших городах. Многие религиозные обряды становятся необязательными или превращаются в народные обычаи. Впрочем, это повсеместный процесс, имеющий место не только в Германии. Во многом на вероисповедание в Германии оказывает влияние экономика, точнее, финансы. Дело в том, что регистрационные документы жителя Германии включают в себя пункт религиозной принадлежности. Указавшие религию, выплачивают часть подоходного налога на нужды церкви, для содержания благотворительных учреждений и на социальные программы. Многие жители, отказываясь от религиозной принадлежности, тем самым лишают церкви доходов.

Путешествия по миру и иммиграция заставляют многих людей, прибывших в ту или иную страну, считаться с местными нравами и обычаями. Во многом менталитет того или иного общества зависит от господствующей в нем религии. Даже нерелигиозные люди впитывают основные нравственные установки, понятия о добре и зле из окружающей их среды, поэтому то, какая религия доминирует в стране пребывания, имеет большое значение. Попробуем разобраться в том, какую роль играет религия в Германии и какие религиозные течения здесь распространены.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

Крестителем страны считается святой Бонифаций – епископ Майнца. Господствующей религией на территории Германии христианство стало в эпоху Каролингов – династии франков, построившей свою империю в центре современной Европы.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Религия в жизни современной Германии

В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.

Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.

Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:

  • до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
  • 2,2 % населения исповедуют ислам.
  • 0,1 % – приверженцы иудаизма.
  • 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
  • остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.

Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.

Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.

Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.

Роль религии в жизни страны

Значительной роли в повседневной жизни жителей Германии религия не играет. Приоритетом для нынешнего руководства страны является сам человек, а не его вероисповедание.

Основная часть населения государства считает себя членами различных религиозных конфессий, но в повседневной жизни это никак не выражается.

Правда, в школах Германии существуют уроки религии. Эти занятия проводят исключительно католики и лютеране. Учащиеся-атеисты и представители иных религий обязаны вместо них посещать уроки этики.

Есть и вопросы, которые, имея религиозную форму, прямого отношения к религии не имеют. Так, в 2019 году в Ганновере, Любеке, Гамбурге и Бремене было принято решение о необходимости объявления Дня Реформации – 31 октября – праздничным днем.

Несмотря на кажущуюся религиозную составляющую основная идея этого состоит в том, что в восточных землях меньше праздников, чем в западных, где нерабочими днями является ряд католических праздников. Любек и Гамбург предложение уже утвердили, Ганновер и Бремен ожидают принятия решения.

Наиболее заметно влияние религии на жизнь Германии по воскресеньям. В этот день практически нельзя найти работающий магазин – ортодоксы в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам.

Церковный налог

Конституция страны причисляет различные религиозные организации к гражданско-правовым корпорациям. Это позволяет таким организациям взимать со своих членов налоги, которые расходуются на различные, в первую очередь, благотворительные аспекты деятельности религиозных общин.

Налог уплачивается одновременно с подоходным налогом. Его размер составляет 2-3 % от дохода.

Чтобы налог начали взимать, плательщик должен добровольно заявить о своей принадлежности к общине. Возможно, именно с этой особенностью законодательства связан такой высокий процент официальных атеистов в Германии.

Религиозные памятники Германии

Несмотря на атеистический настрой населения Германии церквей различных религиозных конфессий в стране очень много. Особенно это заметно в небольших городках с малоэтажной застройкой: в церквях проходят службы, на службах присутствуют прихожане, периодически слышен колокольный звон.

В ФРГ большое количество церковных сооружений, которые являются памятниками истории и культуры. К таким сооружениям относятся:

  • католический Кельнский собор;
  • протестантский Ульмский собор;
  • Имперский собор в Аахене, в котором короновались императоры Священной Римской империи;
  • Базилика 14-ти святых помощников в Баварии;
  • Старая капелла в Регенсбурге;
  • Коллегиальная церковь св. Стефана в Майнце.

Список потрясающих памятников церковной архитектуры и истории можно продолжать почти бесконечно – в каждом немецком городке вы обязательно обнаружите прекрасную церковь.

В заключение

Несмотря на огромное количество церквей в жизни современной Германии религия не занимает много места. Основная часть населения является христианами или выходцами из этой среды. Моральные и этические установки у христиан всех конфессий одинаковы, и жителям России, Украины, Молдавии и Белоруссии они близки. Значительного влияния исламского фактора в стране пока не ощущается.

Видео: Несколько фактов о Германии. Религия

– это родина протестантский Реформации, однако из-за политической раздробленности Священной Римской империи в 16 веке многие территории остались верны римскому католицизму. В настоящее время 34% населения считают себя приверженцами евангелической (протестантской церкви), 34% - католиками. Многие немцы вообще не причисляют себя ни к какой вере.

Это особенно относится к жителям бывшей Восточной Германии, где в 1989 году количество прихожан евангелической церкви составляло менее 400 тысяч человек (при обще численности населения 16,5 миллионов), в католической же церкви было всего 921 тысяча прихожан. Начиная с 1990 года, евангелическая церковь потеряла еще больше верующих.

Евангелическая церковь – это единая протестантская церковь, которая соединяет в себе лютеран, реформаторских протестантов и представителей других религиозных течений. Реформаторские протестанты придерживаются кальвинизму, в то время как Организация Объединенных протестантов объединяет в своем вероучении лютеранство и кальвинизм.

Приверженцев других протестантских конфессий в Германии ничтожное количество. Большая часть католиков живет в Рейнских землях и в Южной Германии, а протестанты обитают в основном в северных и центральных районах страны.

В 1933 году насчитывалось более 500 тысяч евреев, которые проживали в пределах границ Германской империи. В период между 1933 и 1945 годами немецкие евреи, наряду с евреями стран Восточной Европы, пали жертвами антисемитской политики геноцида нацистов. По оценкам, в Германии в 1997 году проживало 67 тысяч человек еврейской национальности. Самые крупные еврейские общины находятся во Франкфурте-на-Майне и в Берлине.

В послевоенный период в Германию начали прибывать иммигранты из Северной Африки и Западной Азии. В 1987 году, по оценкам, насчитывалось 1700000 мусульман, живущих в Западной Германии.

Представители церкви

В немецком обществе с уважением относятся к протестантским и католическим пасторам и священникам. В местных общинах священники входят в группу местной знати, которая также включает в себя чиновников, бизнесменов и должностных лиц учебных заведений. Римскую католическую церковь олицетворяют представители местного уровня церковной иерархии.

Ритуалы и святые места Германии

От маленьких деревень до больших городов - местные церкви есть практически в каждом населенном пункте. Немецкие церкви представляют собой впечатляющие архитектурные сооружения. Католические области – Рейнская , как правило, усеяны храмами и часовнями.

Несмотря на начавшийся в 19 веке процесс секуляризации, церковь сохранила свое значение в жизни общества. В 1840-х годах сформировалось народное движение за завершение строительства Кёльнского собора, которое было начато еще в Средние века. При поддержке жителей Кёльна, католической церкви и прусского короля (который был протестантом), работа по строительству началось в 1842 году и закончилась в 1880 году.

Различные церемонии и фестивали, которые сопровождали процесс строительства, указывают, что Кёльнский собор служил не только в качестве церкви, но и национального памятника.

Национальное собрание 1848 года, на котором была принята Конституция объединенной Германии, прошло в Церкви Святого Павла во Франкфурте. (национальное и конституционное движение окончилось неудачей, когда прусский король отказался от императорской короны, которая была ему предложена представителями национального собрания). Одним из центров народного движения, который привел к падению ГДР, была церковь Святого Николя в Лейпциге.

С конца 19 века церкви и другие исторические здания стали объектами программы Denkmalpflege – сохранения культурного наследия. Кладбища и военные мемориалы находятся где-то между святыми местами и историческими памятниками. Во всех населенных пунктах страны есть кладбища, на которые приходят родственники умерших во время специальных дат и праздников.

Повсеместно распространены военные мемориалы, посвященные Первой мировой войне. С памятниками Второй Мировой войне дело обстоит по-другому. Концентрационный лагерь Бухенвальд, расположенный возле Веймара, с начала 1950-х годов является памятником, посвященным жертвам нацистского режима. Смерть и жизнь после смерти

Практически 70% немцев являются приверженцами христианской церкви, поэтому они верят в himmel (небеса) и hölle (ад), куда отправляют души людей после физической смерти. Остальные 30% немцев считают себя атеистами или агностиками, и полагают, что вера в загробную жизнь есть заблуждение. Похоронные обряды проводятся либо через церковную службу, либо через гражданскую панихиду – все зависит от религиозных убеждений покойного и его близких.

Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем. Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание.

Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.

Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.

Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.

К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов. Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Реформация религии и возникновение национальной церкви

В XVI веке религия Германии, а именно Римский католицизм, в значительной степени потеряла свой авторитет и утратила ведущие позиции. Связано это с выступлением августинского монаха Мартина Лютера, восставшего со своими теологическими доводами против ряда злоупотреблений Католической церкви. Лютеранское движение, изначально задуманное как реформация церкви, превратилось в отдельную деноминацию с характерным набором обрядовых, доктринальных и этических канонов, получившую название «протестантизм». Почти сразу он разбился на ряд независимых течений, положив начало продолжающемуся до сих пор процессу конфессионального дробления. Три основные ветви протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии — Лютеранская, Реформатская и Евангелическая церкви.

Религия фашистской Германии

Период нацистской диктатуры заслуживает отдельного упоминания в связи с историческим развитием религии на германской земле. Во-первых, это связано с процессами гонений на религиозные организации — христианские, языческие и, конечно же, иудейские. Программа Гитлера предусматривала полное уничтожение христианского начала в культуре, образовании и педагогике Германии. Во-вторых, НСДАП отметилась рядом предложений альтернативной религиозности. Все подобного рода инициативы разделяются на два лагеря, которые условно можно назвать ариохристианством и неоязычеством.

Первая из этих теорий предполагает переоценку христианских ценностей, истории и вероучения в свете расовой теории нацистов. В области догматики христианство полностью отмежевывалось от иудейских корней, а Христос, согласно этому учению, был арийским борцом с еврейством. Адольф Гитлер же провозгласил себя новым мессией, призванным для продолжения дела истинного, нордического Иисуса.

После провала ариохристианской программы вожди рейха разработали концепцию возрождения древнего язычества на основе полулегендарного ирминизма. Вместе с тем, категорически отвергнув исторический германский вотанизм, фашисты подвергли репрессиям ненацистские языческие институты, полностью уничтожив их к 1941 году. Однако и эта попытка реорганизовать духовные устои страны не возымела успеха, и господствующая религия Германии по-прежнему была неразрывно связана с христианскими церквями.

Религиозные процессы Германии в наши дни

Сегодня религия Германии не представлена единой или основной церковью. Лидирующие позиции делят между собой католики и лютеране. Каждая из этих конфессий объединяет чуть больше 30% населения. Еще около 30% жителей данной страны считают себя атеистами и агностиками. Оставшееся меньшинство делят между собой мусульмане, христиане иных конфессий и представители других религиозных течений.

Необходимо также заметить, что в современной Германии имеет место значительный отток прихожан из христианских церквей. И протестантизм, и католичество, и даже все более популярное в Европе православие за последние несколько лет существенно потеряли в весе. Вместе с тем, в немецком обществе наблюдается активизация мусульманской пропаганды. Язычество и буддизм не занимают выдающихся позиций, хотя и приобретают популярность у молодежи. Таким образом, основными религиозными тенденциями современной Германии можно считать динамичную исламизацию и атеизацию населения.

Loading...Loading...