Кем приходятся родители крестника крестной матери. Крестные родители

Введение 3

1.Причины Ливонской войны 4

2.Этапы войны 6

3.Итоги и последствия войны 14

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение.

Актуальность исследования . Ливонская война – значительный этап в российской истории. Продолжительная и изнурительная, она принесла России много потерь. Весьма важно и актуально рассматривать данное событие, ведь любые военные действия изменяли геополитическую карту нашей страны, оказывали существенное влияние на ее дальнейшее социально-экономическое развитие. Напрямую это относится и к Ливонской войне. Интересно также выявит многообразие точек зрения на причины данного столкновения, мнения историков по этому поводу. Ведь плюрализм мнений свидетельствует о том, что существует множество противоречий во взглядах. Следовательно, тема недостаточно изучена и актуальна для дальнейшего рассмотрения.

Целью данной работы является раскрытие сущности Ливонской войны.Для осуществления цели необходимо последовательно решить ряд задач :

Выявить причины Ливонской войны

Проанализировать ее этапы

Рассмотреть итоги и последствия войны

1.Причины Ливонской войны

После присоединения к Русскому государству Казанского и Астраханского ханств была ликвидирована угроза вторжения с востока и юго-востока. Перед Иваном Грозным встают новые задачи - вернуть русские земли, некогда захваченные Ливонским орденом, Литвой и Швецией.

В целом можно достаточно четко выделить причины Ливонской войны. Однако русские историки интерпретируют их по-разному.

Так, например, Н.М.Карамзин связывает начало войны недоброжелательностью Ливонского ордена. Стремления Ивана Грозного выйти к Балтийскому морю Карамзин полностью одобряет, называя их «благодеятельными для России намерениями».

Н.И.Костомаров считает, что накануне войны перед Иваном Грозным стояла альтернатива – либо разделаться с Крымом, либо завладеть Ливонией. Историк объясняет противоречившее здравому смыслу решение Ивана IV воевать на два фронта «рознью» между его советниками.

С.М.Соловьев объясняет Ливонскую войну потребностью России в «усвоении плодов европейской цивилизации», носителей которых на Русь не пускали ливонцы, владевшие основными балтийскими портами.

В.О. Ключевский вообще практически не рассматривает Ливонскую войну, так как анализирует внешнее положение государства лишь с точки зрения его влияния на развитие социально-экономических отношений внутри страны.

С.Ф.Платонов полагает, что Россия была просто-напросто втянута в Ливонскую войну.Историк полагает, что Россия не могла уклониться от того, что происходило на ее западных границах, не могла смириться с невыгодными условиями торговли.

М.Н.Покровский считает, что Иван Грозный начал войну по рекомендациям неких «советников» из ряда воинства.

По мнению Р.Ю. Виппера, «Ливонская война довольно долго готовилась и планировалась деятелями Избранной Рады».

Р.Г.Скрынников связывает начало войны с первым успехом России - победой в войне со шведами (1554-1557), под влиянием которой и были выдвинуты планы покорения Ливонии и утверждения в Прибалтике. Историк отмечает также, что «Ливонская война превратила Восточную Прибалтику в арену борьбы между государствами, добивавшимися господства на Балтийском море».

В.Б. Кобрин уделяет внимание личности Адашева и отмечает его ключевую роль в развязывании Ливонской войны.

В целом, для начала войны были найдены формальные поводы. Истинные же причины заключались в геополитической необходимости России в получении выхода к Балтийскому морю, как наиболее удобном для прямых связей с центрами европейских цивилизаций, а также в желании принять активное участие в разделе территории Ливонского ордена, прогрессирующий распад которого становился очевидным, но который, не желая усиления России, препятствовал ее внешним контактам. Например, власти Ливонии не пропустили через свои земли более сотни специалистов из Европы, приглашенных Иваном IV. Некоторые из них были посажены в тюрьмы и казнены.

Формальным поводом к началу Ливонской войны послужил вопрос о «юрьевской дани» (Юрьев, впоследствии названный Дерпт (Тарту), основал еще Ярослав Мудрый). Согласно договору 1503 г. за него и прилегающую территорию должна была уплачиваться ежегодная дань, что, однако, не делалось. К тому же Орден заключил в 1557 г. военный союз с литовско-польским королем.

2.Этапы войны.

Ливонскую войну условно можно разделить на 4 этапа. Первый (1558-1561) непосредственно связан с русско-ливонской войной. Второй (1562-1569) включал прежде всего русско-литовскую войну. Третий (1570-1576) отличался возобновлением борьбы русских за Ливонию, где они совместно с датским принцем Магнусом воевали против шведов. Четвертый (1577-1583) связан прежде всего с русско-польской войной. В этот период продолжалась и русско-шведская война.

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Первый этап. В январе 1558 года Иван Грозный двинул свои войска в Ливонию. Начало войны принесло ему победы: были взяты Нарва и Юрьев. Летом и осенью 1558 года и в начале 1559 года русские войска прошли всю Ливонию (до Ревеля и Риги) и продвинулись в Курляндии до границ Восточной Пруссии и Литвы. Однако в 1559 году, под влиянием политических деятелей, группировавшихся вокруг А.Ф. Адашева, препятствовавших расширению рамок военного конфликта, Иван Грозный был вынужден заключить перемирие. В марте 1559 года оно было заключено сроком на полгода.

Феодалы воспользовались перемирием для заключения с польским королём Сигизмундом II Августом в 1559 году соглашения, по которому орден, земли и владения рижского архиепископа переходили под протекторат польской короны. В обстановке острых политических разногласий в руководстве Ливонского ордена его магистр В. Фюрстенберг был смещён и новым магистром стал Г. Кетлер, державшийся пропольскую ориентации. В том же году Дания завладела островом Эзель (Сааремаа).

Начавшиеся в 1560 году военные действия принесли Ордену новые поражения: были взяты крупные крепости Мариенбург и Феллин, преграждавшая путь к Вильянди орденская армия была разбита под Эрмесом, а сам магистр Ордена Фюрстенберг был взят в плен. Успехам русского войска способствовали вспыхнувшие в стране крестьянские восстания против немецких феодалов. Результатом компании 1560 года стал фактический разгром Ливонского ордена как государства. Немецкие феодалы Северной Эстонии перешли в подданство Швеции. По Виленскому договору от 1561 года владения Ливонского ордена перешли под власть перешли под власть Польши, Дании и Швеции, а последний его магистр - Кетлер - получил лишь Курляндию, да и то находившуюся в зависимости от Польши. Таким образом, вместо слабой Ливонии у России оказалось теперь три сильных противника.

Второй этап. Пока Швеция и Дания воевали друг с другом, Иван IV вёл успешные действия против Сигизмунда II Августа. В 1563 году русское войско взяло Плоцк - крепость, открывавшую путь к столице Литвы Вильно и к Риге. Но уже в начале 1564 году русские потерпели ряд поражений на реке Улле и под Оршей; в том же году в Литву бежал боярин и крупный военачальник, князь А.М. Курбский.

На военные неудачи и побеги в Литву царь Иван Грозный ответил репрессиями против бояр. В 1565 году была введена опричнина. Иван IV попытался восстановить Ливонский орден, но под протекторатом России, а с Польшей повёл переговоры. В 1566 году в Москву прибыло литовское посольство, предложившее произвести раздел Ливонии на основании существовавшего на тот момент положения. Созванный в это время Земской собор поддержал намерение правительства Ивана Грозного вести борьбу и Прибалтике вплоть до захвата Риги: «Государю нашему тех городов Ливонских, которые взял король во обереганье, отступиться непригоже, а пригоже государю за те городы стояти». В решении собора также подчеркивалось, что отказ от Ливонии повредит торговым интересам.

Третий этап. С1569 гг. война принимает затяжной характер. В этом году на сейме в Люблине состоялось объединение Литвы и Польши в единое государство - Речь Посполитую, с которой в 1570 году России удалось заключить перемирие на три года.

Поскольку Литва и Польша в 1570 году не могли достаточно быстро сконцентрировать силы против Московского государства, т.к. были истощены войной, то Иван IV начал в мае 1570 года вести переговоры о перемирии с Польшей и Литвой. Одновременно он создает, нейтрализовав Польшу, антишведскую коалицию, реализуя свою давнюю идею об образовании в Прибалтике вассального от России государства.

Датский герцог Магнус принял предложение Ивана Грозного стать его вассалом («голдовником») и в том же мае 1570 года был по прибытии в Москву провозглашен «королем Ливонским». Русское правительство обязалось предоставлять новому государству, обосновавшемуся на острове Эзель, свою военную помощь и материальные средства, чтобы оно могло расширить свою территорию за счёт шведских и литовско-польских владений в Ливонии. Союзные отношения между Россией и «королевством» Магнуса стороны намеревались скрепить женитьбой Магнуса на племяннице царя, дочери князя Владимира Андреевича Старицкого - Марии.

Провозглашение Ливонского королевства должно было, по расчетам Ивана IV, обеспечить России поддержку ливонских феодалов, т.е. всего немецкого рыцарства и дворянства в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, а следовательно, не только союз с Данией (через посредство Магнуса), но и, главное, союз и поддержку империи Габсбургов. Этой новой комбинацией в русской внешней политике царь намеревался создать тиски с двух фронтов для слишком агрессивной и неспокойной Польши, разросшейся за счет включения Литвы. Подобно Василию IV Иван Грозный высказывал также мысль о возможности и необходимости раздела Польши между немецким и русским государствами. В более близком плане, царь был озабочен возможностью создания на своих западных границах польско-шведской коалиции, которую он всеми силами пытался не допустить. Все это говорит о верном, стратегически глубоком понимании царём расстановки сил в Европе и о его точном видении проблем русской внешней политики в ближайшей и дальней перспективе. Вот почему его военная тактика была верной: он стремился как можно скорее разгромить Швецию в одиночку, пока дело не дошло до объединённой польско-шведской агрессии против России.

Только проделав всю эту сложную дипломатическую подготовку, царь начал непосредственные военные действия против Швеции. В июле - августе 1570 года русские войска в Ливонии подошли к Ревелю - столице шведской Прибалтики и 21 августа приступили к его осаде. Если бы Ревель удалось взять, то в руки русских войск перешло бы все побережье до Риги. Но после 30-недельной осады русские войска 16 марта 1571 года вынуждены были отступить. Неудача объяснялась тем, что датский король Фредрик II не оказал никакой поддержки Магнусу, номинально стоявшему во главе русских войск, и, кроме того, в самый разгар осады оказал шведам услугу: заключил с ними 13 декабря 1570 года Штеттинский мир, позволив им тем самым высвободить морские силы и направить их осаждённому Ревелю.

Таким образом, неудача Ивана IV состояла в том, что его вторично за два-три года подвели союзники, на которых нельзя было полагаться: вначале Эрик XIV, затем Фредрик II. Тем самым рухнула вся тщательно продуманная и своевременно осуществленная дипломатическая операция: русско-датский союз не состоялся.

Немалую роль в срыве русского наступления в Прибалтике сыграла и агрессия Крыма: главные русские силы, особенно артиллерия, были брошены на крымский, южный фронт, поскольку крымский хан Девлет - Гирей со своим 120-тысячным войском дошел до самых стен Кремля. Восстание татар и марийцев в Поволжье ещё более ухудшало ситуацию в стране. В этих условиях Ивану IV было уже не до активных действий в далёкой Прибалтике. Царю пришлось пойти на установление хотя бы и краткого, но перемирия со шведами.

Поскольку ни один из пунктов подписанного шведскими уполномоченными договорного Протокола (Записи) о перемирии 1572 года не был выполнен до июля месяца, то русские войска возобновили военные действия в Ливонии. В течение всего периода 1572-1576 гг. военные операции в Ливонии не носили серьёзного характера. Крупных сражений не было. Дело ограничивалось осадой городов в Северной Эстонии. В 1572 году при осаде Вейсенштейна (Пайде) был убит Малюта Скуратов, любимец Ивана Грозного.

В 1573-1575 гг. более, нежели военные действия, активизировалась русская дипломатия в Ливонской войне. Иван Грозный заключил давно запланированный им союз с императором Максимилианом II и соглашение о возможном разделе Речи Посполитой. Россия должна была получить Литву и Ливонию, а Австрийская империя - Польшу до Буга и Познань.

Одновременно, в 1573 году, Иван IV вступил в переговоры со Швецией о мире, на который Юхан III никак не хотел идти, отказываясь от личных встреч с Иваном Грозным. Тогда Иван Грозный согласился выслать посольство на рубеж, на реку Сестру. Переговоры вели: от России - князь Сицкий, от Швеции - адмирал Флемминг. Русские условия состояли в том, чтобы Швеция отказалась от своей части Ливонии в пользу Москвы, предоставила отряд ландскнехтов царю для борьбы с Крымом (2000 человек). В этом случае царь давал Швеции право сноситься с Москвой непосредственно, а не через наместника в Новгороде. Но шведы не приняли этих условий. Поскольку в это время Польша деятельно готовилась, чтобы вступить снова в Ливонскую войну против России, то Иван Грозный пошел на уступки Швеции, лишь бы получить краткую передышку и подготовиться к тому, чтобы встретить новый нажим противника. К миру в Ливонии договор формально не относился, хотя царь и надеялся, что прекращение военных действий со стороны шведов коснется всех трёх фронтов: карельского, ингерманландского и ливонского.

В 1573 году русские штурмом взяли Пайде - опорный пункт шведов в Прибалтике. В 1575 году войску Магнуса сдалась крепость Саге, а русским - Пернов. В январе 1577 года 50-тысячная армия под командованием боярина И.В. Шереметева Меньшого подошла к Иеглехту (21 км от Ревеля) и осадила его, простояв, не снимая осады, до середины февраля 1577 года. Лишь 10 марта Шереметев повернул из Северной Эстонии в Южную, идя на соединение с двигавшейся из России 100-тысячной армией, где находился сам царь. Эта армия развернула в июне - июле 1577 года широкое наступление на двинском направлении, захватив Мариенбург, Люцин, Режицу, Динабург. Одновременно из Курляндии начал наступать и Магнус, идя на соединение с русской армией. Соединённые силы овладели крепостями Венден (Кесь, Цесис), Вольмар (Валмиера) и были в полуторадневном переходе от Риги, когда Иван IV прекратил наступление, повернул на Дерпт, Псков и вернулся в свою Александровскую Слободу. Фактически в руках русских оказалась вся Ливония к северу от Западной Двины (Видземе), кроме Риги, которую, как ганзейский город, Иван IV решил пощадить.

Однако военные успехи не привели к победоносному завершению Ливонской войны: предстояло еще достичь чисто дипломатической победы, а это оказалось на сей раз не под силу царю - ни польская, ни шведская стороны не желали идти на подписание мирного договора. Дело в том, что Россия к этому времени лишилась той дипломатической поддержки, которой она располагала в начале шведского этапа Ливонской войны. Во-первых, в октябре 1576 года умер император Максимилиан II, и надежды на захват Польши и её раздел улетучились. Во-вторых, в Польше к власти пришел новый король - Стефан Баторий, бывший князь Семиградский, один из лучших полководцев своего времени, который был сторонником активного польско-шведского союза против России. В-третьих, отпала совершенно как союзник Дания и, наконец, в 1578-1579 гг. Стефану Баторию удалось склонить герцога Магнуса к измене царю.

Четвертый этап. В 1575 году в Речи Посполитой закончился период «бескоролевья» (1572-1575 гг.). Королем был избран Стефан Баторий. Стефана Батория, князя Семиградского, поддерживал турецкий султан Мурад III. После бегства из Польши короля Генриха Валуа в 1574 году султан прислал польским панам грамоту с требованием, чтобы поляки не выбрали в короли императора Священной Римской империи Максимилиана II, а выбрали кого-либо из польских вельмож, например Яна Костку, или, если короля из других держав, то Батория или шведского королевича Сигизмунда Вазу. Иван Грозный в послании к Стефану Баторию не раз намекал на то, что тот был вассалом турецкого султана, что вызвало резкий ответ Батория: «яко нам смеешь припоминать так часто безсурмянство, ты, который еси кровь свою с нами помешал, которого продкове кобылье молоко, что укануло на гривы татарских шкал лизали...». Избрание Стефана Батория королём Речи Посполитой означало возобновление войны с Польшей. Однако еще в 1577 году русские войска занимали почти всю Ливонию, кроме Риги и Ревеля, который осаждали в 1576-1577 гг. Но этот год был последним годом успехов России в Ливонской войне.

С 1579 года Баторий начал войну против России. В 1579 году возобновила военные действия и Швеция, а Баторий возвратил Полоцк и взял Великие Луки, а в 1581 году осадил Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новогород Великий и Москву. Псковичи поклялись «за Псков град битися с Литвою до смерти безо всякие хитрости». Клятву они сдержали, отбив 31 приступ. После пяти месяцев безуспешных попыток поляки вынуждены были снять осаду Пскова. Героическая оборона Пскова в 1581 -1582 гг. гарнизоном и населением города определила более благоприятный исход Ливонской войны для России: неудача под Псковом заставила Стефана Батория пойти на мирные переговоры.

Воспользовавшись тем, что Баторий фактически отрезал Ливонию от России, шведский полководец барон Понтус Делагарди предпринял операцию по уничтожению в Ливонии изолированных русских гарнизонов. К исходу 1581 года шведы, перейдя по льду замёрзший Финский залив, захватили всё побережье Северной Эстонии, Нарву, Везенберг (Раковор, Раквере), а затем двинулись к Риге, по пути забирая Хаапса-лу, Пярну, а затем и всю Южную (русскую) Эстонию - Феллин (Вильянди), Дерпт (Тарту). Всего шведские войска за сравнительно короткий период захватили 9 городов в Лифляндии и 4 - в Новгородской земле, сведя на нет все многолетние завоевания Русского государства в Прибалтике. В Ингерманландии были взяты Иван-город, Ям, Копорье, а в Приладожье - Корела.

3.Итоги и последствия войны.

В январе 1582 года в Яме - Запольском (недалеко от Пскова) было заключено десятилетнее перемирие с Речью Посполитой. По данному соглашению Россия отказывалась от Ливонии и белорусских земель, но ей возвращались некоторые пограничные русские земли, захваченные в ходе военных действий польским королём.

Поражение русских войск в одновременно идущей войне с Польшей, где царь был поставлен перед необходимостью решиться даже на уступку Пскова в случае, если бы город был взят штурмом, заставило Ивана IV и его дипломатов пойти на переговоры со Швецией о заключении унизительного для Русского государства Плюсского мира. Переговоры в Плюсе происходили с мая по август 1583 года. По данному договору:

1. Русское государство лишалось всех своих приобретений в Ливонии. За ним сохранялся лишь узкий участок выхода к Балтийскому морю в Финском заливе.

2. К шведам перешли Иван-город, Ям, Копорье.

3. Также к шведам отошла крепость Кексгольм в Карелии вместе с обширным уездом и побережьем ладожского озера.

4. Российское государство оказалось отрезанным от моря, разоренным и опустошенным. Россия потеряла значительную часть своей территории.

Таким образом, Ливонская война имела весьма тяжелые для Русского государства последствия, и поражение в ней сильно сказалось на его дальнейшем развитии. Однако можно согласиться с Н.М.Карамзиным, который отмечал, что Ливонская война «злосчастная, но не бесславная для России».

Заключение.

Таким образом, проанализировав данную тему, можно сделать следующие выводы:

1. Целью Ливонской войны было дать России выход к Балтийскому морю, чтобы прорвать блокаду со стороны Ливонии, Польско-Литовского государства и Швеции и установить непосредственное общение с европейскими странами. Непосредственным поводом к началу Ливонской войны послужил вопрос о «юрьевской дани».

2. Ливонскую войну условно можно разделить на 4 этапа. Первый (1558-1561) непосредственно связан с русско-ливонской войной. Второй (1562-1569) включал прежде всего русско-литовскую войну. Третий (1570-1576) отличался возобновлением борьбы русских за Ливонию, где они совместно с датским принцем Магнусом воевали против шведов. Четвертый (1577-1583) связан прежде всего с русско-польской войной. В этот период продолжалась и русско-шведская война.

3. В январе 1582 года в Яме - Запольском (недалеко от Пскова) было заключено десятилетнее перемирие с Речью Посполитой. По данному соглашению Россия отказывалась от Ливонии и белорусских земель, но ей возвращались некоторые пограничные русские земли, захваченные в ходе военных действий польским королём. Со Швецией был заключен Плюсский мир. Русское государство лишалось всех своих приобретений в Ливонии.

Список использованной литературы:

1. Виппер Р.Ю. Иван Грозный.- М-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1944.

2. Волков В.А. Войны и войска Московского государства. - М.: «Эксмо», 2004.

3. Карамзин Н.М.История государства Российского, Т.9. - М.: «Эксмо», 2000..

4. Королюк В. Д. Ливонская война. - АН СССР, 1954.

5. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2006.

6. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен, Т.6. - М., 2001.

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного – помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком , готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять , но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек – не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка , а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее - у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта “Татьянин День “.

– Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

– Быть крестным – и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

– А что подарить крестнику?

– Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины – это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

– А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

– Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

– Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

– Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

– Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

– До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

– А кто не может быть крестным?

– Разумеется, не могут быть крестными нехристиане – атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация – если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены – тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

– А кто из родственников может быть крестным?

– Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

– Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

– Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии – католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни – по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

– Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

– Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

– Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

– С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

– Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

– Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
– Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

– Крест носите?

– Молитвы читаете?

– Евангелие читаете?

– Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

– Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

– Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

– Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
– Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Здравствуйте, Владимир!

Крестины ребенка - это очень ответственное событие. И не важно, какой возраст у вашей крестницы. Вместе с этим таинством вы приобретаете ответственность за крещеного человека и должны наставлять его в вопросах веры. И конечно, необходимо знать, кем для вас являются родители крестницы. Рассмотрим вместе этот непростой вопрос.

Крестный отец - ближе, чем родной

Если вы стали крестным девочки, это важное событие. Теперь на вас возложены обязанности по ее духовному воспитанию. Ведь крестины - это прежде всего внутреннее перерождение человека, начало его обращения к Богу. Вы знаете, что для родителей крестницы вы кум, и это уже хорошо.
Духовное родство гораздо сильнее кровного: это внутренняя связь вас и вашей крестной дочери. Обычно мы чувствуем внутреннюю привязанность к людям. Это невозможно объяснить, но она возникает у крещаемого и крестного (крестной) сразу после этого таинства.

Поэтому, говоря церковным языком, для своей новоиспеченной дочери вы не просто крестный: вы - ее папа. Раньше на Руси был прекрасный обычай: крестных родителей дети именовали "мамой" и "папой". При гибели кровных родителей крестный должен был взять их ребенка в свою семью. Многие люди сохранили эту традицию по сей день.

Но мы немного отвлеклись. Теперь нам известно, что крестница для вас - не просто крестница, а самая настоящая дочка. Так можете ей и сказать, если она уже взрослая. Вашей крестнице обязательно понравится, что у нее трое, а то и четверо родителей (при наличии крестной).

Если же ваша крестная дочка еще маленькая, обязательно посетите ближайший детский магазин и приобретите для нее интересную игрушку. Малышка обязательно почувствует ваше доброе расположение и каждый раз будет радоваться вашему приходу.

Кем приходятся кровные родители крестному отцу?

Крестного папу родители ребенка не выбирают спонтанно: обычно это близкий человек. Поэтому знайте, что для семьи вашей крестницы вы являетесь не просто другом, или не просто родственником. Часто таким образом люди желают стать ближе.

Поэтому ответ на вопрос, кем вы являетесь родителям крестницы, можно разделить на два пункта.

В первую очередь для них вы - кум. Впрочем, как и они для вас. Однако это слово содержит в себе нечто большее, чем несущественную формальность. Поэтому второй пункт свидетельствует, что после крестин ребенка ваших друзей или родственников вы становитесь их братом. Да, да! И это - факт, узаконенный церковью. Вот хоть сейчас отправляйтесь в ближайший храм и подтвердите у батюшки эти слова.

А потом смело поезжайте к родителям вашей крестной дочки и расскажите им об этом новом факте. Обязательно прихватите с собой пирожных или других вкусностей, ведь такие новости должны подкрепляться чаепитием. Вы и родители вашей крестницы породнились - чем не важное событие?
Крестины маленького человека вспоминаются всю жизнь.

В будущем на семейном мероприятии вы за чашечкой чая вспомните, как крестили свою подросшую дочку. И станет неважно, кем для вас являются ее родители. Весь смысл будет сосредоточен на одном - в этом мире у вас есть родственная душа, за которую вы несете ответственность перед Богом.

С уважением, Татьяна.

», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной форме даются первоначальные знания, необходимые для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только начинает жить православной жизнью. В книге представлены основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, заповедях Божиих и о молитве.

Когда мне приходится крестить взрослого человека, то чаще всего таинство Крещения я совершаю без крестных. Потому что крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Святое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить на вопросы священника и обещать верность Христу. Конечно, хорошо, когда рядом с взрослым крещаемым есть православный церковный человек, который может стать его восприемником и помочь ему делать первые шаги в храме, будет учить его основам веры. Но повторяю, для взрослого наличие крестных не обязательно.

Зачем вообще нужны восприемники? Крестные — это те люди, которые за малолетством своих крестников дают за них обеты Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры. Большинство людей мы крестим в младенчестве, то есть в том возрасте, когда ребенок еще не имеет сознательной веры, не может ответить, как он верует. За него это делают крестные. Мы крестим детей по вере восприемников и по вере родителей как самых близких людей. Поэтому на тех и на других лежит огромная ответственность. Крестные — это не просто друзья семьи, это не какие-то «свадебные генералы», стоящие при совершении таинства с лентой «Почетный свидетель», как это бывает на свадьбах. Нет, крестные — лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими на аналое, дают обещание Самому Богу. Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокрещеный младенец вырос верующим, православным человеком. Их обязанность теперь — молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться. Чтобы когда их крестник войдет в совершенные года, он уже знал, как молиться Богу, знал, во что мы верим и зачем ходим в храм. Конечно, самая большая ответственность по христианскому воспитанию детей лежит на родителях, но и крестные могут очень сильно повлиять на своих крестников, стать их духовными учителями, наставниками.

Многие родители совершенно формально подходят к Крещению своих детей и так же формально выбирают крестных

Теперь немного о грустном. Большинство современных крестных очень плохо подготовлены. К величайшему сожалению, многие родители совершенно формально подходят к таинству Крещения своих детей и так же формально выбирают крестных. Ведь крестный должен быть не просто хорошим человеком, общение с которым нам приятно, нашим другом или родственником — он должен быть человеком православным, воцерковленным и знающим свою веру. Как мы можем научить кого-то основам веры, если мы сами не знаем даже самых азов, не читали Евангелия, не знаем молитв? Ведь в любой сфере, если человек хорошо знает какое-то дело, например, умеет водить машину, работать на компьютере, решать математические задачи, делать ремонт, он может научить этому других, передать свои знания. А если он сам ничего не знает в этой области, кого он может научить?

Если вы являетесь крестными и чувствуете в себе недостаток знаний в духовной области (а никто из нас не может сказать, что он до конца изучил православную веру, ибо это неисчерпаемый кладезь духовной мудрости), необходимо восполнить этот пробел. Нужно заняться самообразованием. Поверьте, ничего сложного в этом нет, особенно сейчас, когда никто нам не запрещает читать любую духовную литературу и когда книги, брошюры, диски, рассказывающие о вере православной, продаются во всех храмах и книжных лавках. Господь открывается каждому обращающемуся к Нему, в любом возрасте. Мой дедушка принял Крещение в 70 лет и потом так хорошо освоил основы православной веры, что мог даже учить и наставлять других.

Начинать духовное образование нужно с самых начальных, основных книг, таких как «Закон Божий», «Первые шаги в православном храме» и других. Обязательно нужно прочесть Евангелие; начать можно с «Евангелия от Марка», оно самое краткое, всего 16 глав, и написано специально для новоначальных христиан из язычников.

Крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться

Восприемник обязан знать Символ веры и читать его при крещении, в этом молитвословии в краткой форме изложено православное вероучение, и крестный должен знать, во что он верит. И конечно, крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться. По церковным канонам ребенку полагается один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская традиция предполагает двух восприемников — мужчину и женщину. Они не должны состоять между собой в браке. Крестные потом не могут выходить замуж за своих крестников или жениться на них. Отец и мать ребенка не могут быть у него крестными, но другие родственники: бабушки, дедушки, дяди и тети, братья и сестры — вполне могут стать крестными. Восприемники, готовясь к таинству Крещения, должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Loading...Loading...