Краткая история саграда фамилии. Sagrada Familia

С аграда Фамилия не главный собор Барселоны, но зато один из самых известных в мире..
Все из-за долгостроя, затянувшийся на века. А главным Кафедральным храмом города является собор Святого Креста, расположенный в Готическом квартале города (я о нем уже писал). Но Саграда прекрасен, особенно внутри. Это нечто...

Строительство Саграда Фамилия началось еще в 1882 году. Гауди пришел на эту стройку в 1883, после увольнения предыдущего архитектора (наверное за срыв сроков строительства))))

Есть легенда, что один из учителей сказал о Гауди: "Он либо гений, либо сумасшедший"... думаю, что скорее всего и то и другое)))

4.

После гибели Гауди, который был сбит трамваем (его тело покоится в склепе Базилики) строительство храма продолжил его близкий друг и соратник Доменек Сугранес, затем - другие архитекторы. Церковь должна быть достроена лишь к 2026 году и то сомнительно, так как дата рядышком, а башня маловата. Если все сложится, на строительство этого храма уйдет около 144 лет!

4а.

Причина долгостроя - изначально властями было принято решение строить его лишь на деньги пожертвований от прихожан и менять его никто не желает. У нас бы быстро построили, это же не стадион Зенита. У храма и поля выдвижного нет и купол не открывается... темнота... 19 век...

5.

Вообще храму таких размеров душно в этом месте. Когда начинали строить храм Саграда Фамилия, местность вокруг была пригородным пустырем. Сейчас город разросся, вокруг церкви выросли целые жилые районы и дома, а власти не дернулись с запретом строительства... теперь он словно в оковах соседних домов.

6.

Но Храм красив, чивоужтам... Веретенообразная форма башен-колоколен, напоминающая песчаные замки, определяется структурой находящихся внутри винтовых лестниц. Каждая башня посвящена своему апостолу, статуи которых помещены в точках изменения формы башен от квадратного к круглому сечению.

На храме есть "магический квадрат" в котором все числа дают сумму 33... возраст Христа... маленький квадратик есть еще и на воротах в храм, но там еще много других секретов.

7.

Рядом с магическим квардратом скульптура под названием "Поцелуй Иуды".

В верхней части башен Гауди предполагал поместить трубчатые колокола, звон которых будет сочетаться со звучанием пяти органов и голосами 1500 певчих, расположенных, по задумке архитектора, по обе стороны от продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы.

На каждой колокольне сверху вниз расположен девиз «Слава всевышнему» («Hosanna Excelsis»), над которым возвышаются полихромные шпили, украшенные стилизованным изображением символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.

8.

Внешне, Храм Саграда Фамилия очень необычен и должен ассоциироваться с термитником... с природой. Он будет немного ниже самой высокой горы Испании, что бы не покушаться на высоту творения Божьего. Храм сочетает в себе элементы как готики, так и модернизма, кубизма и прочего охренизма, вплоть до фантастики...

9.

10.

11.

Билет стоит около 15 евро.

12.

Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды — вот неполный перечень геометрических деталей декорации Храма. (С) Вики

13.

Внутри - отдельная песня... ЛЕПОТА... внутри он мне нравится больше...

14.

Колонны напоминают гигантские деревья... все они немного отличаются друг от друга толщиной и высотой.

15.

Такое впечатление, что он спускается на парашюте... слишком уж креативно...

16.

17.

18.

19.

В подвале еще один зал где проходят службы.

20.

Головы почти у всех скульптур квадратные...

21.

В храме есть музей с видами собора в прошлом и будущем. Можно оригинальные рисунки из ранних планов для здания, дизайна мебели и реконструкции моделей, которые обеспечивают поддержку более сложных деталей храма.

22.

23.

Элементы украшения потолка...

24.

Теперь немного уличных скульптур и барельефов.

25.

Оборотная сторона мне понравилась меньше. Ее делали ученики Антонио Гауди уже после его смерти... думаю ворочается...

26.

27.

И здесь много квадратных голов...

28.

29.

30.

Тут и люди и гады и какие-то квадратноголовые святые... Когда служители церкви стали критиковать Гауди за скульптуры всяческих "гадов", располагавшихся на фасадах, он сказал, что для Бога крокодилы и жабы ничем не плохи, он же сотворил их, так чем же они плохи для Вас? Вопросы отпали...

31.

32.

Стены очень богато украшены...

33.

34.

35.

Таким будет храм после сдачи объекта)))

По сведениям газеты El Periódico de Catalunya, в 2006 г. строительство посетило 2,26 миллиона человек, что ставит объект в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.

Начатое и продолжающееся исключительно на частные пожертвования строительство ведётся на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом. Вследствие этого наблюдаемое иногда в русскоязычных текстах и устной практике именование церкви Саграда Фамилия собором является ошибочным. Следует помнить, что главным епархиальным храмом Барселоны остаётся кафедральный собор Св. Евлалии («Ла Сеу») в Старом городе, а не церковь Саграда Фамилия.

В 2008 году группа из более чем 400 деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии.

Профессиональный фильм о храме снаружи и внутри.

36.

Прощаемся с Саградой и в метро...

37.

Как вам геометрия улиц Барселоны? Словно пирог ножом разрезали))) говорят Питер - плоский город. Барселона не менее плоская)))

38.

Фото (С) https://pikabu.ru/story/krasivyiy_taymlaps_sagrada_familiya_semki_s_drona_3985179

На лестнице стоял бомж и очень громко орал на всех минут 5 наверное. Но пришла полиция и его успокоили)))

39.

Храм - обязательное место для посещения в Барселоне))) Адрес: улица Carrer de Mallorca 401. Рядом станция метро - Sagrada Familia (это линии L2 и L5). До одной из центральных улиц города, проспекта де-Грасия, отсюда пешком идти около 30 минут.

40.

А вам нравится Саграда Фамидия?

Часть картинок (С) интернет, основа инфы Вики, сайты: turizm.ngs55.ru/barcelona/; barcelonacheckin.com/ru/;

Саграда Фамилия была первым местом, куда я пошла, приехав в Барселону в первый раз. Помню, что удивилась как она близко (выход из метро действительно расположен фактически у подножья храма). Искупительный Храм Святого Семейства (именно так переводится ее полное название) уже давно не просто достопримечательность, а туристическая , такая же, как Эйфелева башня в Париже. Еще не видя, каждый уже имеет представлений о ней. Но вживую храм Саграда Фамилия поражает еще больше. Размах и невероятная архитектура делают его одним из самых удивительных сооружений в мире.

Еще одна особенность и уникальность Храма Святого Семейства – это вечное строительство. На протяжении десятилетий он окружен лесами и подъемными кранами. Запечатленные на миллионах фотографий, они уже стали в какой-то степени частью архитектурного шедевра. Мне нравится наблюдать и в каждый свой приезд замечать что-то новое в Саграде Фамилии. Когда-нибудь она будет выглядеть совсем не так, как я ее увидела впервые.

История

Идея возвести Искупительный Храм Святого Семейства возникла еще в 70-е годы XIX века. Были собраны пожертвования, приобретена земля (на тот момент на окраине города), разработан проект и 19 марта 1882 года началось строительство. Архитектором стал Франциско дель Вильяр (Francisco del Villar). По его задумке это должно было быть сооружение в неоготическом стиле в виде латинского креста. Однако, едва был заложен фундамент будущего храма, у Вильяра возникли разногласия с заказчиками и он отказался продолжать работу. На его место пригласили тогда еще молодого и малоизвестного архитектора Антони Гауди. Он занимался строительством Храма Саграда Фамилия более 40 лет, вплоть до своей смерти. Гауди значительно переделал первоначальный проект, а точнее разработал свою уникальную идею, как должен выглядеть Храм. По его чертежам и макетам возводится Саграда Фамилия и до сих пор (хотя и под руководством других архитекторов). Сам же мастер при своей жизни успел воплотить только один из задуманных фасадов – фасад Рождества Христова.


После трагической смерти Гауди в 1926 году работу над Храмом продолжил и вел ее вплоть до своей кончины (в 1938 году) его ученик Доминик Сугранес (Domеnec Sugranes). Начавшаяся вскоре Гражданская война прервала строительство Саграды Фамилии на несколько лет. Оно было возобновлено лишь в 1952 году. В 1954 году было начато возведение следующего фасада – фасада Страстей Христовых. А в 1961 году в здании крипты был открыт музей, посвященный проекту Гауди. В целом за 50 лет была проделана львиная часть работы над Храмом. И в 2000 году были начато возведение последнего фасада - фасада Славы. Предполагаемая дата окончания строительства Саграды Фамилии – 2026 год. Так должен выглядеть искупительный Храм Святого Семейства согласно проекту.


Архитектура

Храм Святого Семейства является уникальным архитектурным сооружением, поражающим воображение. Кто-то сравнивает его с песочным замком, кто-то с гигантским муравейником, а кто-то и вовсе с чем-то инопланетным. Известный своей безудержной фантазией, Гауди соединил в Саграде Фамилии необычайные формы с классическими церковными элементами. Храм спроектирован в виде латинского креста, имеет пять нефов и три фасада: Рождества Христова, Страстей Христовых и Славы (Вознесения). Над каждым из фасадов возвышается по четыре башни (всего двенадцать по числу апостолов), еще шесть башен расположены над центральным нефом (четыре посвящены евангелистам, одна Богоматери и самая высокая – Иисусу Христу). Венчает Храм по задумке огромный крест на центральной башне.


Кроме того, Храм Саграда Фамилия является своего рода архитектурной иллюстрацией к Библии. На каждом из фасадов можно увидеть выбитые из камня сцены из Священного писания (в соответствии с темой фасада). Например, Рождества Христова:


или Страстей Христовых:

Также на вратах в Храм можно прочесть "Отче наш" на разных языках.


Не менее интересно и внутреннее устройство Храма Святого Семейства. Колонны имеют необычную форму и напоминают лес, а свод – звезды. Сделано это не только для художественного эффекта, но и для обеспечения правильного распределения центра тяжести.


Невероятные витражи придают помещению Базилики особое освещение.


Посещение

Храмом Саграда Фамилия можно полюбоваться снаружи абсолютно бесплатно. Самый удачный ракурс для фотографий – со стороны пруда.


А в вечернее время сооружение красиво подсвечивается.

Несмотря на недостроенность, Храм Святого семейства открыт для посещения. В данный момент можно пройти в крипту (нижняя церковь), базилику (верхняя церковь), музей в подвале, а также подняться на одну из двух башен (одна на Фасаде Рождества, одна на Фасаде Страстей). Везде, кроме крипты, вход платный. Существует несколько вариантов билетов:

  1. Самый бюджетный – посещение базилики (включает проход в музей) – обойдется в 15 EUR
  2. Такой же билет, но с аудиогидом (есть на русском языке) будет стоить 22 EUR
  3. C экскурсией (возможна на испанском, английском, французском, немецком языках) 24 EUR
  4. Посещение с подъемом на одну из башен и аудиогидом - 29 EUR

Для детей младше 10 лет и инвалидов вход бесплатный. Для студентов и пенсионеров действует скидка в 2 EUR.

Покупая билет, нужно учитывать, что количество посетителей в час ограничено. Отчасти именно с этим связаны огромные очереди у храма. Лучше приходить рано утром, к открытию. Работает Саграда Фамилия ежедневно с 9.00 и до:

  • 18.00 ноябрь-февраль;
  • 19.00 март и октябрь;
  • 20.00 апрель-сентябрь;
  • 14.00 25, 26 декабря, 1, 6 января.

Билет можно купить в кассе храма и на официальном сайте . Я рекомендую приобрести билет именно через интернет, так вы можете заранее выбрать время и посещения и он дает вам право пройти без очереди. Просто нужно распечатать штрих-код или скачать его на телефон. Имейте в виду, что купленный билет действителен только на указанное время, то есть можно зайти храм только в течение получаса после его начала. Поэтому важно не опаздывать! Еще необходимо учесть, что у купивших электронные билеты тоже есть хоть и небольшая, но очередь на вход. Время пребывания внутри храма не ограничено.


Если вы выбираете вариант с подъемом на башню, то до покупки билетов надо ознакомиться с расписанием лифтов (один раз в час) и выбрать время так, чтобы подъем был через 15-20 минут после прохода внутрь храма. На башни не пускают детей до 6 лет, а дети до 16 лет могут подняться только в сопровождении взрослых. В сильную непогоду лифт не работает.


О том, стоит ли подниматься на башни, судить вам. Признаться честно, никакого красивого вида на город оттуда не открывается. Но при спуске по лестнице можно посмотреть поближе интересные элементы декора.


/

Как добраться

Храм Святого Семейства находится по адресу: Carrer de Mallorca, 401


И хотя, когда начиналось строительство, это была окраина, сейчас это центр города, район Эшампл (Eixample). Если вы остановились тоже в где-то центре, то легко дойдете пешком. Также можно подъехать на такси: достаточно сказать название, и любой водитель довезет вас к храму.

Самый удобный, по моему мнению, способ добраться к Саграде Фамилии – на метро, станция Sagrada Familia (L2,L5). Выход расположен прямо напротив храма.

Также можно доехать на Bus Turistic или многочисленных городских автобусах (19, 33, 34, 43, 44, 50, 51). Остановка Sagrada Familia.

На сегодняшний день Храм Святого семейства является самой посещаемой достопримечательностью в Испании и одним из самых известных туристических мест в Европе. Однако, многие факты остаются неизвестными многочисленным посетителям.

  • В русскоязычных путеводителях и статьях Саграду Фамилию часто называют Собором Святого Семейства. Это ошибка! Главным Собором Барселоны является La Seu в Готическом квартале. А Саграда – это храм. Его строительство не курируется епископом и осуществляется на земле, не принадлежащей церкви, на частные пожертвования.
  • Несмотря на незавершенность, Саграда Фамилия – действующий храм. В 2010 году он был освящен Папой Римским. В крипте регулярно проводятся церковные службы. Поприсутствовать может любой желающий абсолютно бесплатно. Мессы читаются на испанском и каталонском языках. Расписание можно уточнить на официальном сайте. Вход в крипту расположен слева от главного.
  • Храм Святого Семейства является искупительным. Поэтому его строительство ведется только за счет индивидуальных пожертвований. Ни власти, ни бизнес не не могут участвовать в финансировании. Деньги, вырученные от продажи входных билетов, также идут на возведение храма. На сегодняшний день недостатка в средствах Саграда Фамилия не испытывает.
  • Главная причина столь долгого строительства – вовсе не финансирование, а сложность конструкций. Каждый блок требует индивидуальной обработки. По проекту Гауди возведение храма изначально было рассчитано минимум на 300 лет. Тогда это было обычной практикой. Многие европейские храмы строились веками. Однако современные технологии отличаются от технологий ХIХ века, поэтому работы планируют завершить с существенным опережением графика.
  • Общепризнанным создателем Саграды Фамилии является Антонио Гауди. Хотя по факту под его руководством было выполнено только 15% работ. Тем не менее, архитектор посетил Храму Святого Семейства большую часть своей жизни, лично собирал пожертвования, а под конец даже поселился в храме. За такую преданность он был похоронен внутри своего главного детища – в крипте Саграды Фамилии.
  • После смерти Гауди на протяжении всего времени строительства Храма Святого Семейства периодически поднимался вопрос о его прекращении. Многие деятели искусства считали, что Саграду Фамилию невозможно достроить так, как это сделал бы великий архитектор. Известно, что Гауди всегда лично присутствовал на площадке и контролировал ход работ, внося коррективы. Поэтому противники строительства призывали оставить храм как есть. Но все же победили те,что считали что его необходимо достроить в память о его авторе.
  • Когда Саграда Фамилия будет достроена, она станет самым высоким христианским храмом в мире!
  • Даже в недостроенном состоянии Храм Святого Семейства с 2005 года уже включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, Саграда Фамилия – одно из уникальнейших сооружений на планете и, безусловно, главный must see Барселоны, даже если вы приехали всего на один день!


Очень хорошие подробные снимки Собора СвЕтого Семейства в Барселоне.
Не зря этот Собор строится в столице Каталании - стране катаров. После того, как я прочитала много информации о катарах и жила в этом городе, сам Собор и его замысел видится несколько с иной стороны, чем пытаются представить в информации. Но это и неудивительно. Ведь сам Собор построен в честь тех, кого уничтожали папские инквизиторы, катаров, Учителя которых распяли на кресте, а его жену и дочь подло убили, перерезав глотку Марии Магдалине и свернув шею маленькой дочери Иисуса-Радомира Весте, стирая все остатки тех, кто нёс свет просвещения, любви и радости, кто помнил реальные события и мог разоблачить подлый обман Тёмных сил...


Архитектурные ансамбли передают вид пещер, где жили катары в период гонений на них со стороны инквизиции. Интересна и фотография скульптуры коронации Марии - Портик Милосердия, коронация Марии. Возлагающий корону - сам Иисус.Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса , довольно сложная и выразительная. Следовательно, это не его мать, а его супруга Мария Магдолина - СвЕтая Дева.

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.


Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.


На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.


Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.


На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии
Портик Надежды


Рождество Иисуса

Портик Надежды, избиение младенцев

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.

В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.

В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».

Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Подпишитесь на нас

Храм Саграда Фамилия в Барселоне, или как его еще называют собор Святого Семейства — это, пожалуй, самое известное строение великого испанского архитектора Антонио Гауди.

В 2005 году это сооружение внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь является действующим религиозным объектом несмотря на то, что строительство ее все еще продолжается. Такой долгий срок объясняется тем, что храм строится исключительно за счет пожертвований, сохраняя изначальную идею искупительного храма.

Начатый еще в 1882 году, храм Святого Семейства стал одним из самых известных в мире долгостроев и главной достопримечательностью Испании. Посмотреть на необычную архитектуру здания ежегодно приезжают миллионы туристов. Закончить возведение храма планируется в 2026 году, к 100-летию со дня смерти Гауди.

История строительства

Решение о создании храма Саграда Фамилия было принято еще в 1874 году. Для этого в районе Эшампле был приобретен участок земли, где в 1882 году был заложен первый камень в фундамент новой церкви. Работа над проектом была поручена архитектору Франциско дель Вильяра, который представил проект базилики в виде латинского креста. Из-за споров с заказчиками Вильяра вскоре отказался от участия в строительстве, и руководителем назначили Антонио Гауди, на счету которого, к тому времени, был всего один заказ.

Изначально мастер хотел просто закончить проект своего предшественника, но получив большое пожертвование решил полностью переделать церковь. Будучи очень набожным человеком Гауди задумал создать шедевр архитектуры, который стал бы воплощением Нового Завета. С 1918 года и до своей смерти в 1926 году знаменитый архитектор отказывался от всех заказов и целиком посвятил себя работе над храмом. В последние годы он жил в комнатке на территории недостроенной церкви. Именно в Саграде Фамилии он создал большинство чертежей и набросков своих идей. К сожалению, многие из них были уничтожены анархистами во время гражданской войны в Испании, что сделало работу по завершению базилики еще более сложной, ведь Гауди не оставил подробного плана строительства.

После смерти архитектора мнения насчет возведения церкви среди представителей культуры разделились. Одни считали, что достроить храм — значит отдать дань уважения великому мастеру. Другие, напротив, говорили, что достройка — это издевательство над задумкой Гауди. Тем не менее строительные работы ведутся по сей день, а по оценкам экспертов здание закончено на 70%.

В 2010 году папа римский Бенедикт XVI провел обряд освящения храма Святого Семейства и объявил его готовым к ежедневной службе.

Особенности архитектуры

Согласно новому плану Гауди, базилика должна содержать три фасада: Вознесения Христова, Страстей Господних и Рождества Христова. При жизни архитектор успел построить лишь последний из них. Над фасадами должны были возвышаться 12 башен, в память об апостолах и еще 6 башен — над центральным нефом.

Самая высокая среди них, 170-метровая башня, посвященная Христу, сделала бы Саграду Фамилию самым высоким храмом в мире.

На чертежах эти башни напоминают орган, и действительно, по задумке Гауди во время ветра башни должны были резонировать, создавая уникальную музыку Творения. К настоящему времени из задуманных 18-ти, построено всего 8 башен-колоколен.

Фасад Рождества Христова над которым мастер работал при жизни, разделяется на три портала: Надежда, Вера и Милосердие. Он украшен многочисленными украшениями и скульптурами, изображающими сцены из библейской истории. Все детали декора архитектор придумал и сделал сам, вдохновляясь изучением живой природы.

Современники Гауди не принимали его архитектурных решений и считали, что конструкция храма крайне неустойчива. Однако новейшие исследования показали, что он не ошибся в своих расчетах. Уникальные колонны, спроектированные им, имеют высоту 90 метров, 20 из которых находится под землей. Эта конструкция так крепко держит свод базилики, что способна выдержать сильное землетрясение.

Если рассмотреть храм Святого Семейства подробнее, что можно убедится, что это математически выверенное сооружение со сложными геометрическими формами. Это поражает: ведь вычисления, которые современные архитекторы делают с помощью сложных компьютерных программ, Гауди производил в уме.

При храме есть небольшой музей, где хранятся рисунки и чертежи Антонио Гауди, экспонаты, иллюстрирующие историю создания Саграды Фамилии, а также гробница, где похоронен этот талантивый мастер.

Виртуальный тур по Саграда Фамилия

Стоимость билетов в 2019 году

Чтобы купить билеты в храм Саграда Фамилия необходимо обратиться в кассу, либо приобрести их онлайн на официальном сайте. Туристы советуют заранее покупать билеты, это избавит вас от необходимости стоять в огромных очередях у кассы.

Покупая билеты в официальных источниках вы вносите свой вклад в завершение строительства храма, так как часть суммы от покупки перечисляется в соответствующий фонд.

В некоторые виды билетов включена услуга аудиогида. С помощью этого устройства посетители могут прослушать 45-минутную экскурсию на 12 языках, включая русский. Детям младше 12 лет пользоваться аудиогидом запрещается. Если вы не владеете иностранными языками, вариант с аудиогидом будет идеальным, так как экскурсоводы собора, как правило, не владеют русским языком.

Индивидуальные билеты:

  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) — 29 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) — 24 евро;
  • Экскурсия с гидом (вход в храм + услуги экскурсовода) — 24 евро;
  • Самостоятельный осмотр с аудиогидом — 22 евро;
  • — 15 евро.

Групповые билеты:

  • Экскурсия с гидом, группы от 10 до 35 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — 24 евро;
  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 23 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида , группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 15 евро.

Для заказа билетов для группы необходимо написать письмо по адресу: [email protected]. Бронирование необходимо осуществлять за 15 дней.

Школьные билеты:

  • Образовательный визит с гидом , для групп от 10 до 40 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • (вход в храм + аудиогид) — 9 евро;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + посещение башни) — 16 евро.

Бесплатный вход:

  • дети до 10 лет;
  • инвалиды + 1 сопровождающий;

Студенты до 30 лет и пенсионеры могут приобрести билеты со скидкой.

Для получения скидки или бесплатного билета нужно обязательно иметь с собой документ, подтверждающий право на льготы.

Билеты, включающие осмотр башни, имеют ряд ограничений: на башни запрещено подниматься детям до 6 лет и посетителям с ограниченной мобильностью и нарушениями зрения. Дети до 16 лет, могут посетить их только в сопровождении взрослых. Восхождение осуществляется с помощью лифта. В целях безопасности работа лифтов может быть ограничена (при сильном ветре или дожде).

Храм Святого Семейства на картах Google (панорама):

Правила посещения храма:

  • на входе вас могут попросить предоставить к осмотру большие сумки, рюкзаки, чемоданы;
  • на территории церкви запрещено шуметь, курить и есть. Употреблять еду и напитки можно только за пределами здания;
  • вход с профессиональным фото-и видеооборудованием запрещен.

Поскольку Саграда Фамилия является действующим храмом, при посещении необходимо соблюдать соответствующий религиозным канонам дресс-код:

  • запрещается посещать церковь в головных уборах, за исключением религиозных и необходимых по медицинским показаниям;
  • нельзя приходить босиком;
  • запрещено приходить в прозрачной одежде, платьях и кофтах с глубокими вырезами, открытой спиной;
  • нельзя входить в шортах и юбках, которые не закрывают, по крайней мере, половину бедра.

Образовательные мероприятия

В церкви Святого Семейства регулярно проводят образовательные программы для детей и подростков. Всего предлагается 4 цикла программ для детей разного возраста:

  • Начальный цикл: от 3 до 8 лет;
  • Первый цикл: от 8 до 12 лет;
  • Второй цикл: от 12-16 лет;
  • Третий цикл: от 16-18 лет.

В ходе обучения ученики знакомятся с историей и религиозной символикой базилики, узнают архитектурные особенности и приемы великого Гауди.

Также на территории храма регулярно проходят социальные мероприятия, туристические выставки и хоровые выступления.

Как добраться

Доехать до храма Святого Семейства можно на общественном транспорте, выйти нужно на остановке «Sagrada Familia»:

  • на метро линии L2 и L5;
  • на автобусах No 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, B20 и B24 или туристическом автобусе.

Чтобы вызвать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Hailo и Cabify.

При поездке на арендованном или личном автомобиле, просто введите в GPS-навигатор координаты храма — 41.4036, 2.17443.

Маршрут от аэропорта Эль-Прат до храма Саграда Фамилия — Google Maps

Храм Саграда Фамилия в Барселоне: реконструкция (видео)

Честно сказать, внешне храм Саграда Фамилия никогда не вызывал во мне восхищения. Серое массивное строение казалось несуразным и неуклюжим, перегруженным деталями и несбалансированным.

Гауди хотел, чтобы его творение одиноко возвышалось посреди большого открытого пространства, однако сейчас дома подступают к храму почти вплотную, у подножия проходит оживленная улица. Есть, правда, парк с прудом, из дальней точки которого Саграда Фамилия предстает в полном объеме, но, я думаю, это не совсем то окружение, о котором Гауди мечтал.

Все время над ним висят краны, часть фасада скрыта «лесами», идет непрерывная стройка.

Все изменилось, стоило мне попасть внутрь Саграда Фамилия. Чтобы оценить грандиозность замысла ее творца, архитектора Антонио Гауди, непременно нужно увидеть собор изнутри. Именно там приходит понимание, что это великое произведение искусства и главное сокровище Барселоны.

Билетами в собор следует озаботиться заранее, чтобы не стоять в длинной очереди.

Процесс покупки билетов прост. Заходим на официальный сайт Саграда Фамилия https://www.sagradafamilia.org/en/tickets/, выбираем дату, время и вариант посещения.

Сначала надо выбрать вариант посещения.

Варианты следующие:

— посещение Саграда Фамилия с подъемом на одну из двух башен собора. На данный момент собор имеет 8 башен: 4 башни над фасадом Рождества и 4 – над фасадом Страстей. Можно подняться либо на башню над фасадом Рождества — с нее открывается вид на восточную часть города, либо над фасадом Страстей (Passion) – с нее открывается вид на центральную часть города.

Стоит такой билет 29 евро. В цену билета включен аудиогид (есть на русском языке). На башни не допускаются дети младше 6 лет. Дети до 16 лет могут подниматься на башни только в сопровождении взрослых. В сильный ветер или дождь лифт отключают. Возвращают ли в таком случае деньги – непонятно.

— Саграда Фамилия без подъема на башню, но с аудиогидом – 22 евро

— Саграда Фамилия без башен и без аудиогида – 15 евро.

К сожалению, если вы купили билет без аудиогида или без подъема на башню, докупить недостающую опцию уже нельзя.

Брать ли аудиогид? В принципе, послушать было интересно. Другое дело, что из услышанного запомнилось немногое. Все-таки в данном случае самое ценное – не информация, а впечатление от увиденного. В соборе встречаются таблички с текстом на испанском и английском. Так что если нет лишних 7 евро, можно без особого ущерба аудиогидом пренебречь.

Определившись с вариантом посещения, переходим к выбору даты и времени.

Выбирая время посещения, надо иметь ввиду, что купленный вами билет дает право прохождения внутрь Саграда Фамилия в течение получаса после выбранного времени. Учтите, что и у посетителей, купивших билеты онлайн, есть небольшая очередь (минут на 5-10). Внутри церкви ваше время ничем не ограничено (только временем работы самого храма), так что главное зайти в обозначенное время.

Стоит ли подниматься на башни Саграда Фамилия

Мы брали билеты с посещением башни над фасадом Страстей. Смело могу рекомендовать брать билет без подъема на башню. Вид на город с башни – самый обыкновенный: ничем не примечательная городская застройка.

Вид на Барселону с башни над фасадом Страстей

Подъем осуществляется на лифте, спуск – по винтовой лестнице пешком.

Спуск по лестнице внутри башни

По дороге есть пара смотровых площадок, обнесенных сеткой, через которую толком ничего не разглядишь. При спуске по лестнице есть возможность сфотографировать кое-какие элементы декора. Но по большому счету подъемом на башню можно безболезненно пренебречь.

Грозди винограда на пинаклях символизируют святое причастие

Если вы все же берете вариант с башней, то при заказе билетов надо выбрать время подъема на башню, т.е. время, когда вы должны подойти к лифту. Советую выбирать время на 15-30 минут позже прохода внутрь храма, чтобы вы успели осмотреться, сориентироваться и найти нужный лифт (кому-то – на башню фасада Рождества, кому-то – на башню фасада Страстей).

По поводу рюкзачков и больших сумок. Мы, опасаясь отправки в камеру хранения и возможной очереди там, оставили рюкзачки в машине. Однако в сам собор пропускали с рюкзачками, и только при подъеме на башню их надо было положить в ячейку (ящики для хранения сумок и рюкзаков находятся прямо около лифта, сам кладешь свои вещи в свободную ячейку, все очень быстро).

Часы работы Саграда Фамилия

С начала апреля по конец сентября храм Саграда Фамилия открыт с 9 утра до 8 вечера.

В марте и октябре – с 9 утра по 7 вечера.

С ноября по конец февраля – с 9 утра до 6 вечера.

Осмотр храма

Спустившись с башни, приступаем к осмотру самого храма — Искупительного храма Святого Семейства.

Тут уже все просто: включаешь аудиогид и ходишь от одной цифре к другой. Потом просто ходишь, задрав голову и всматриваясь в детали.

Фасад Рождества

Фасад Рождества — единственный из трех фасадов собора, законченный еще при жизни Антонио Гауди.

Две черепахи подпирают массивные колонны фасада: одна морская, вторая сухопутная.

Дверь украшают зеленые листочки, цветы, жуки, птички.

А вот и сам фасад Рождества: много фигур, много движения, на каждом ярусе что-то происходит. Животные, растения — все вовлечены, все участвуют. Кипение жизни во всех формах.

Главная скульптурная группа над входом: Святое семейство — Саграда Фамилия:

Клуатр Святой девы Розария

Сразу за воротами фасада Рождества находится небольшой клуатр Святой Девы Розария. Это совершенно особое место, посвященной Богородице. Его оформление сильно отличается от остального храма, оно — вполне в русле традиций. Стены клуатра покрыты нежнейшими каменными кружевами. А уж как мастерски из камня вырезаны розы!



Витражи

Внутри себя Саграда Фамилия заключает некое волшебное пространство и, кажется, менее всего оно похоже на место церковных служб и молений. С помощью витражей оно раскрашено в разные цвета. Общее световое течение внутри храма перемещается от восходу к закату, от зимы к лету. Цвет перетекает от холода белых тонов — к жару оранжевых, через спокойствие зеленых — к измороси синевы.

Колонны и нефы

Рядами колонн храм разделен на 5 нефов.

Грандиозные колонны подобны стволам могучих деревьев. Наверху они истончаются и заканчиваются тонкими ветвями и листьями, создавая ощущение сказочного леса. Впрочем, скорей эти листья напоминают огромные снежинки.

Среди огромных «стволов» ходят люди, но совершенно нет ощущения толчеи и многолюдства, есть ощущение простора и устремленности пространства ввысь.

Невероятные сочетания, пересечение форм, наложение цветов создают такое разнообразие картин, что возникает ощущение гигантского калейдоскопа – ты чуть сдвигаешься, и пространство перед глазами перестраивается.

Я уже упоминала, что менее всего Саграда Фамилия изнутри вызывает ассоциации с традиционным храмом. Нет привычных атрибутов и оформления: иконостаса, кафедры, фресок, сокровенного полумрака. Не знаю, приветствуются ли официальной церковью вот такие схематичные изображения евангелистов.

Евангелист Марк — крылатый лев

Впрочем, для верующих отгорожен небольшой закуток, куда туристов не пускают.

В крипте находится могила Гауди. На данный момент крипта также закрыта для посетителей.

Орган в нашу бытность не звучал. Говорят, в храме превосходная акустика. Счастливцы, которым удалось гулять внутри Саграда под аккомпанемент органа, пишут, что ощущения нереальные. К тому же сам Гауди хотел создать здание, подобное огромному органу, трубы которого звучали бы при сильных порывах ветра. Всего предполагалось возвести 18 башен: 12 башен апостолов, 4 башни евангелистов, 170-тиметровую башню Христа и чуть поменьше — башню Богородицы. Любопытно было бы послушать многоголосье этих гигантских труб. Вот уж, действительно, глас неба!

Фасад Страстей

Пройдя Саграда Фамилия насквозь, вы оказываетесь у фасада Страстей.

Если врата фасада Рождества украшены цветами, листьями, жуками, птицами, то Врата Страстей покрыты текстами молитвы «Отче наш» на 50-ти языках.

Другие двери усыпаны знаками и символами и представляют собой вот такой ребус.

Скульптурные группы фасада Страстей выполнены каталонским скульптором Субираксом, которого жители Барселоны многократно упрекали за схематизм его композиций и даже просили отстранить от работы над порталом. На мой неискушенный взгляд, фигуры очень выразительные.

Отрекшийся от Христа Петр

Пилат и Иисус в терновом венке

Пилат умывает руки

Музей Саграда Фамилия

Под собором находится небольшой музей, посвященный строительству церкви.

В музее представлена хронология создания Саграда Фамилия, чертежи и рисунки Гауди, отдельные детали, фрагменты. Гауди входил во всевозможные мелочи, придумал особые формы даже для подсвечников и колоколов, ни один элемент не оставляя без внимания.

Саграда Фамилия на рисунке. Колонну Христа должен венчать огромный крест.

Мастерская:

В тот трагический день, когда трамвай переехал задумавшегося о своем архитектора, работа над храмом была в самом разгаре. Храм еще только приближался к замыслу творца.

С гибели Антонио Гауди прошло 90 лет – Саграда Фамилия все еще не достроена. Предстоит возвести еще 10 башен, закончить фасад Славы. Возможно, освободят окружающее пространство вокруг храма. Звучат обещания завершить церковь к столетию смерти Гауди.

Что ж, через 10 лет (если будем живы) посмотрим.

Как бы то ни было, Саграда Фамилия и в недостроенном состоянии производит ошеломляющее впечатление. В ноябре 2010 года храм освятили. А в список ЮНЕСКО его включили 5 годами раньше — в 2005 году. На сегодняшний день это одна из самых посещаемых достопримечательностей Испании (наряду с Прадо и ).

Выдвинуто предложение причислить Антонио Гауди к лику святых — как человека, посвятившему жизнь возведению величайшего храма современности, как пример беззаветного и бескорыстного служения своему делу.

Буквально в 7-10 минутах ходьбы от церкви Святого Семейства находится еще один объект ЮНЕСКО, шедевр другого каталонского архитектора – не такой популярный, как Саграда Фамилия, но тоже весьма впечатляющий. К нему мы и отправимся в .

Оформление туристической страховки - на

Ж/д и автобусные билеты в Европе и Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Loading...Loading...