Можно ли с месячными ходить в церковь. Что должен знать человек, решивший идти в церковь

Что такое менструация, и как этот процесс проходит, знает каждый. Часто можно услышать о том, что в этот период нельзя посещать святые места. Возникает вопрос, какое мнение на этот счет у верующих, и что говорит Библия. Узнать, можно ли с месячными в церковь ходить, возможно из трактовок завета и богослужителей.

У католической церкви этот вопрос уже решен давно, а православные христиане так и не пришли к общему мнению. Как такового запрета на посещение святыни во время критических дней нет. Его не существовало никогда, но всегда было известно, что в храме нельзя проливать человеческую кровь, а менструальные выделения из нее и состоят. Получается, что женщина, приходя в церковь, оскверняет ее. После этого храм необходимо повторно освещать.

Священники, а также прихожане не переносят вида крови, боятся ее протекания в стенах храма. Даже если человек поранил палец, он должен покинуть священное место.

По сути, выходит наружу, но благодаря современным предметам гигиены, различным тампонам или прокладкам это уже не проблема. Если женщина приняла все меры, чтобы не допустить осквернения святого места своей кровью, она может приходить в храм во время месячных.

Трактовка Ветхого Завета

Еще с самых ранних библейских времен было засвидетельствовано, что не пристало женщине в нечистые дни участвовать в ритуалах. В Левите говорилось, что нечистой является не только менструирующая женщина, но и каждый, кто к ней притронулся. Таким образом к нему передается вся негативная энергия. В Законе святости – одной из глав Ветхого Завета – запрещены также любые сексуальные отношения и их проявления.

В древнем мире не только евреи оставались при мнении, что во время менструации женщина нечистая, и на вопрос, можно ли с месячными идти в церковь, отвечали однозначно. Языческие культуры не единожды упоминали в своих писаниях о важности ритуальной чистоты. Она не только оскверняла культуру, но и препятствовала верующим, а также жрицам язычества проводить обряды и посещать святыни.

Таких же канонов придерживались иудеи, в учениях Тосефта и Талмуда об этом неоднократно упоминалось. Запреты были столь категоричны, что не шли в сравнение даже с Библейскими учениями. Женское кровотечение для них было не просто осквернением всего святого, но и страшной опасностью для служителей Бога. Этим они объясняли, почему нельзя ходить в церковь с месячными.

Люди верили, что посещение женщиной церкви в период менструации может закончиться страшными последствиями и наказаниями. Это и тяжелые неизлечимые болезни, а также смерть.

Однозначного ответа нет, но во время месячных женщинам запрещалось притрагиваться и смотреть на лики святых, касаться их мощей.

В современной Библии строгих запретов уже нет, а изучая главы священной книги, можно найти подтверждения о том, что менструация и выделения, ее сопровождающие, являются естественным процессом, который не должен стать препятствием для верования и совершения обрядов.

Иисус Христос в Новом Завете перенес такое понятие, как ритуальная чистота на новый духовный уровень. Он полностью отделил физиологическую сторону менструации, и все телесные проявления стали незначительными по сравнению с духовной чистотой человека.

Ученики в главах Завета неоднократно повторяли, что осквернить веру могут только идущие от сердца злые намерения. Акцент в Новом Завете становится на духовное состояние человека, а не на физические процессы, которые происходят с женщиной. Менструация ведь – просто проявление женского здоровья и ее способности произвести на свет новую душу.

Рождение - это священное таинство, а не запрещенный ритуал, которой может быть нечестивым, и не становится основанием для запрета на посещение храмов или участие в богослужениях.

Можно вспомнить о фактах Евангелии, где Спасатель, не думая о возможном осуждении, касается и исцеляет менструирующую женщину и восхваляет ее за веру. Ранее такое поведение осуждалось, а в иудаизме, вообще, приравнивалось к неуважению святого. Эти записи стали поводом для изменения трактовки о возможности посещать храм во время менструации.

Нельзя женщину из-за вполне естественных процессов, дарованных природой, отлучать от церкви даже на время и препятствовать ее верованиям. Нельзя осуждать человека за то, что он не в силах изменить, ведь менструальный месяц - природное явление. Любые верования допустимы для менструирующей женщины, она может участвовать во всех богослужениях, а также:

  • совершать причастие;
  • приходит в церковь;
  • молится у лика святых.

Нельзя запретить женщине проявлять веру и изгонять ее из божьего храма только потому, что она переживает месячный цикл и естественные физиологические процессы.

Современное мнение священнослужителей

Основываясь на точке зрения строгого Православия, нельзя запрещать женщине посещать храм. Во время месячных ходить в церковь не только можно, но и нужно. Изучение церкви и современное мнение богословских конференций пришли к общему мнению, что запрет посещать святые места во время месячных - это морально несостоятельные и достаточно устаревшие взгляды.

Сейчас осуждают людей, которые категорически настроены и придерживаются старых устоев. В отдельных случаях их рассматривают как недостойных христианской веры и даже приравнивают к приверженцам суеверий и мифов.

Служители современной церкви, наоборот, приветствует посещение женщинами святыни независимо от дней менструального цикла. Священники проповедуют молиться независимо от физического состояния, а не только заходить в церковь во время месячных.

Еще совсем недавно, буквально, меньше века назад женщин всячески угнетали, не разрешали выпекать священные просфоры, убирать в храмах и прикасаться к святыне. Сейчас такие запреты сняты и в период менструации женщина, как и в другие дни, приходит в церковь, работает, несмотря на день менструального цикла и наличие выделений в дни ее очищения.

Во многом такое отношение связано не с предписаниями Библии, а с отсутствием ранее обычных сегодня средств гигиены, которые не давали возможности посещать храм. При отсутствии прокладок и даже нижнего белья существовала опасность загрязнения пола в церкви, что всегда было и есть недопустимо. Теперь разрешается посещать святые места, запретить этого делать никто не может.

Вето на посещение храма во время месячных актуально только при великих религиозных событиях. К ним относятся:

  • крещение ребенка;
  • венчание молодоженов;
  • службы в Рождественскую ночь и Пасху.

В любые другие дни запреты не имеют своей силы, хотя по-прежнему остались служители, которые придерживаются старых устоев и на вопрос о том, можно ли идти в церковь с месячными, отвечают категорическим отказом.

Широко распространено мнение, что женщине с менструальным кровотечением заходить в храм, а к тому же проходить причастие, категорически запрещено. В действительности ли это так? И в чем причина такого количества разногласий вокруг этого вопроса? Никто не может дать точного ответа на него. В каких-либо книгах и прочих источниках нет упоминаний и подтверждений того, что такой запрет существует. Но все-таки негласно его стараются придерживаться. Даже священнослужители не могут предоставить единую информацию. Вокруг этого вопроса есть множество толкований с различными мнениями.

Как было раньше?

В самой древней части Библии – Старом Завете, говорилось о том, что в храм нельзя заходить «нечистым» людям. К этой категории относились:

  • больные проказой;
  • все, кто страдает гнойно-воспалительными заболеваниями;
  • люди, осквернившие себя, прикоснувшись к разлагающемуся телу (трупу);
  • женщины с физиологическими кровотечениями.

Бытовало мнение, что посещать храм нельзя ни при одном из этих состояний.

Интересный факт: в то время, когда матери, родившие мальчика, допускались в церковь через 40 дней после родов, девочку – после 80.

Что думают сейчас?

При Новом Завете в список людей, которым нельзя ходить в церковь, были снесены корректировки. Хотя определенные ограничения для женщин никуда не делись. Запрет посещения храма женщинами во время месячных стал обуславливаться соображениями гигиены.

Всегда считалось, что храм – это святое место, и на его территории нельзя проливать кровь. Раньше не было надежных гигиенических средств для защиты, поэтому для женщин во время менструации посещения церкви были под запретом.

Есть еще одно мнение, почему женщина не может посещать храм с месячными. На ком лежит вина за то, что человеческий род подвергся изгнанию из садов Рая? На женщине. Вероятно, поэтому представительницы женского пола к Богу не допускались. Видимо, чтобы не напоминать о давних проступках. По этой причине во время месячных, а также в течение сорока дней после рождения младенца до тех пор, пока не завершится послеродовое кровотечение, женщине доступ в храм закрыт.

На сегодняшний день обоснованного запрета на посещение женским полом в период менструации храма не существует. В Завете имеются главы, в которых ученики высказывались о том, что осквернение веры несет зло, которое идет от сердца человека, а не физиологические выделения. В Новом Завете в основной акцент делают на внутренней духовности человека, а не естественных процессах, которые от него не зависят.

Запрещается ли женщине ходить в церковь во время месячных?

В храме нельзя проливать человеческую кровь. Если, например, человек в церкви порезал палец, и началось кровотечение, он должен его покинуть до тех пор, пока кровь не остановится. В противном случае, будет считаться, что святое место было осквернено, и возникла необходимость в его повторном освещении.

Можно сделать вывод, что при месячных, если использовать качественные средства гигиены (прокладки, тампона) в церковь ходить можно, поскольку пролития человеческой крови не будет. В это же время мнения священнослужителей по этому поводу расходятся, некоторые даже противоречат друг другу.

Некоторые считают, что женщинам с менструальным кровотечением не место в церкви. Можно войти, прочитать молитву и уйти. Другие – приверженцы более радикальных взглядов, говорят, что посещать женскому полу во время месячных церковь категорически запрещено. Однако есть и те, кто уверяет, что менструация никаким образом не должна оказать влияние на поведение, что не надо в этот период ничего менять в церковной жизни, нужно продолжать читать молитвы, ставить свечки, исповедоваться и причащаться.

Сторонники обоих взглядов могут предоставить доказательства собственных суждений, хотя их можно и оспорить. Те, кто поддерживают первого мнения, по большей степени основываются на информации из Старого Завета, высказываясь, что в давние времена женщины с кровотечениями должны были находиться подальше от народа и церкви. Но четких объяснений, почему это должно быть именно так, предоставить не могут. Поскольку в те времена женщины имели страх испачкать кровью святое место из-за того, что не было необходимых средств гигиены.

Приверженцы противоположного мнения уверяют, что и тогда женщины ходили в храм. К примеру, греки (в этом и состоит их отличии от славян), не проводили освещение церкви, соответственно, никакого осквернения произойти не могло. В этих местах женщины, даже во время физиологических выделений, могли приложиться к иконам и ничего не меняли в обычной своей церковной жизни.

Зачастую отмечалось, что в данном физиологическом процессе нет вины женщины. И все же в давние времена женщины на Руси избегали посещения церкви в эти дни.

Одни из святых делали высказывания о том, что природа сделала женщинам щедрый подарок, наделив их этой уникальной способностью очищать организм. Они утверждали, что явление было создано Всевышним, следовательно, о грязи и нечистоплотности не может быть речи.

Было бы неправильным отказывать женскому полу в посещении храма во время месячных, опираясь на данные из Старого Завета. Если внимательно и глубоко изучить церковь, можно прийти к мнению, что запрет на посещение храма в период менструации, уже морально устарело.

Как же все-таки поступить?

Посещать храм девушкам разрешается во все дни. Если учесть мнение большего числа священнослужителей, и при менструации делать это можно. Но лучше будет в эти дни отказаться от проведения таинства крещения и венчания. Желательно, если это возможно, не дотрагиваться до крестов, икон и прочих святынь. Кроме того, церковь призывает в эти дни не исповедоваться и не причащаться.

Видео: можно ли женщинам входить в храм в критические дни

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, оброс столькими суевериями и предрассудками, что однозначного ответа на него - конкретного и всеобъемлющего - никто не дает. А народ у нас привык действовать по предписаниям да установлениям: раз официально не разрешено, значит, возможно, вообще запрещено?!

Вот и начинается «мильон терзаний» типа «завтра венчание, а сегодня начались критические дни, что делать?»

Преданья старины глубокой…

Почему считается, что нельзя ходить в церковь при месячных? В ветхозаветные времена существовало множество правил, требований и ограничений, касающихся быта и поведения израильского народа. Регламентировались пищевые продукты, которые позволялось употреблять; на чистых и нечистых в сакральном смысле подразделялись животные; туда же попали и нормы поведения в дни «нечистоты» человеческой, в том числе и женской, когда при месячных запрещалось посещать храм Божий .

История распорядилась так, что рассуждения о нечистоте представителей фауны как-то самоликвидировались, а женская нечистота осталась актуальной, как видим, на долгие столетия.

С чем же был связан такой запрет? Если исходить из указаний Ветхого Завета, здесь есть две причины:

  • наказание за грехопадение,
  • менструацию можно считать смертью зародыша.

Все эти точки зрения требуют «перевода». О каком грехопадении идет речь в первой причине? О грехе непослушания праматери человеческой Евы, за который наказываются все ее потомки. А церковь должна быть ограждаема от любых напоминаний, связанных с греховностью и смертностью человека. Потому женщина была лишена права даже прикасаться к святыням.

Кстати говоря, некоторые толкователи Библии считают, что менструация - вовсе не наказание, а скорее возможность продолжения рода человеческого.

Наказание же - длительный и трудный процесс вынашивания и родов. В книге Бытие об этом сказано: «…умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…»

Второй пункт еще сложнее: месячные очищения ассоциируются с избавлением организма от неоплодотворенной, т.е. мертвой, яйцеклетки. Считается, что эмбрион умер, не успев зародиться, а присутствие подобного объекта в храме запрещено. Менструацию можно, таким образом, рассматривать как несостоявшуюся беременность, за что женщина несет ответственность. К тому же отмершие ткани эндометрия как будто бы оскверняют церковь.

С точки зрения Нового Завета

Гораздо ближе к истине точка зрения новозаветных деятелей церкви. Начать можно с апостола Павла с его убеждением, что все сотворенное Господом - прекрасно , и все, что Он создал в человеке, имеет свое назначение, и все процессы в его организме совершенно естественны. С этим совпадает и мнение святого Георгия Двоеслова: женщина создана именно такой, какой создана, и позволять ей посещать церковь нужно независимо от ее физиологического состояния. В данной ситуации главное - состояние ее души.

Менструация хоть и называется критическими днями, но является весьма важным периодом для организма женщины.

Так имеет ли смысл запрещать дамам вести привычную жизнь, в том числе и церковную, когда идут месячные?

Читайте также:

Св. Климент Римский еще в III веке отмечал, что «…естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин … Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

И этот евангельский эпизод приводится в трудах многих церковных авторов, включая Иоанна Златоуста. То есть главным является вовсе не то, что верующая женщина не достойна прикоснуться к божественному. Основное - ее сильная вера, способная даровать спасение.

День сегодняшний

Пытаясь найти ответ на вопрос «можно ли с менструацией ходить в церковь?», современные священники стараются найти компромиссное решение между общепринятым, хоть и не очень убедительным мнением о невозможности такого шага и безусловным его разрешением. Можно смело сказать, что единодушной точки зрения у них до сих пор не существует.

Придерживающиеся «древней» точки зрения будут настаивать на выполнении «традиций» - или вообще не ходи, или зайди, тихо постой и помолись в притворе или у двери. Другие будут указывать на некоторые ограничения, касающиеся определенных действий женщины, пришедшей в храм. Среди них могут быть такие:

  • невозможность ставить свечи,
  • прикладываться и целовать иконы,
  • целовать крест,
  • пить святую воду,
  • вкушать антидор или просфору.

Третьи согласны лишь с тем, что во время месячных женщине непозволительно:

  • исповедаться,
  • причащаться,
  • участвовать в таинствах Венчания, Крещения, Соборования.

Есть и небольшая четвертая группа, считающая, что самое важное - прийти к Богу, имея чистое сердце и душу, а «физиологическая нечистота» не имеет перед Ним значения: Господь же видит приходящих к Нему насквозь, и нечистую душу Он увидит так же ясно, как и нечистоту физическую. Посему женщине в критические дни вовсе не противопоказана полноценная церковная жизнь.

А вот ответы священников по данному вопросу.

Мнение священника

Иеромонах Виктор

Божье творение, каковым является человеческое тело, не являет собой зло или скверну. Так же не греховны и физиологические выделения, к которым относятся менструации. Это заложено в женской природе Богом, а мог ли Господь создать нечто грязное, противоречащее Своему замыслу о человеке? Я не сторонник, на мой взгляд, устаревших запретов, потому считаю, что женщина вольна в своих решениях, ходить ей в храм в критические дни или молиться дома.


Мнение священника

Иерей Владимир

Ко мне нередко обращаются молодые женщины с вопросом, можно ли венчаться или быть восприемницей во время месячного очищения. Я однозначно отвечаю, что в такие дни женщинам участвовать в таинствах нельзя. Лучше перенести событие на более удобное время. Однако ситуации бывают разные, и физиология не может подстраиваться под график запланированных человеком событий . Назначено, скажем, венчание, а организм «дал сбой», и за пару часов до таинства у невесты начались месячные. Можно ли венчаться? А что делать? Венчание проходит, и я советую молодой жене исповедаться в этом невольном грехе.

Подведем краткий итог: в критические дни ходить в церковь можно. Большинство священнослужителей настоятельно не рекомендует причащаться без крайней необходимости. Что касается всех остальных, нередко надуманных, ограничений, то на этот счет существуют самые разные традиции и мнения: что, когда конкретно можно и нужно делать, а когда воздержаться. Такие вопросы лучше уточнять у священнослужителей того храма, который вы обычно посещаете.

Входить или не входить в церковь во время месячных, можно ли молиться или совершать Причастие к Телу и Крови Христовых во время месячных. Эти вопросы часто встают перед многими женщинами. Много раз задаются они и служителям церкви, которые к сожалению, даже не всегда знают, что ответить людям о действительном происхождении подобного запрета. Все эти неоднозначные вопросы уводят нас в глубины прошлого. Да, именно в самые глубины.

Что есть чистого и нечистого в человеке по мнению церкви?

Мы начнем свой поиск с Ветхого Завета. Это древнее Еврейское Священное Писание, часть Библии христианской c XIII по I в до н.э. Здесь мы находим предписания или законы относительно чистого и нечистого в человеке.

Это связано с тем, что смерть, болезни, истечение крови и другие недуги случаться у людей – как напоминание о греховности и смертности человека.

Что интересно, в языческих культурах были такие же предписания. Согласно этим правилам женщинам дозволялось молиться, просить о помощи, но вот Крещение и Причащение были под запретом. Такого мнения, например, был Дионисий Александрийский 3 век.

Мнения церкви насчет нечистоты женщины при месячных в истории

А вот Григорий Двоеслов VI век, утверждал, что люди по природе равны и это не их вина, посему все дозволительно даже при месячных.

Афанасий Александрийский III век — все творение Божие «добро и чисто». И что если мокрота из носа или слюна изо рта естественны то и другие мокроты – в частности месячные, тоже естественны. Все мы – род Божий.

А вот его ученик Тимофей уже утверждал, что Крещение и Причащение должны быть отложены до очищения и прекращения кровяных отделений.

Вот такие разные мнения насчет чистоты женщины в церковном понимании и традициях существовали даже в то время. В Ветхом Завете нечистота, женщины также связана с грехопадением Адама и Евы, и их недальновидным поступком.

О месячных в Новом завете

Новый Завет. Он вносит новое более позитивное мышление на тему чистого и нечистого. Здесь уже Сам Иисус позволяет прикоснуться к нему. «И вот женщина, 12 лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». (Матфей, гл.9).

Апостолы учили также. Апостол Павел говорил: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе – что нет ничего нечистого в самом себе». Что все созданное Богом – свято и чисто .

Ходить в церковь во время месячных можно

На основании этого можно сделать вывод, что каждая женщина вправе решать самой, как ей поступать, когда у нее месячные, что Мастер Иисус, как самый чистый человек на земле признанный церковью, не запрещал Причащения и Крещения во время месячных .

Можно сказать, что Он даже поощрял такие действия, исходящие из веры человека. Есть простое, но правильное высказывание Иисуса: «Бог – есть Любовь» . Поэтому если женщина хочет посетить храм во время месячных, то это возможно Любовь не будет запрещать, Любовь хочет видеть всех счастливыми.

Также и многие священники и современное официальной церкви в данное время разрешают это делать, просто есть и другие, которые все-таки рекомендуют по традиции воздержаться от этих действий. Откуда пошла эта традиция, и конкретно почему девушкам при месячных запрещается ходить в церковь, мы расскажем в отдельной статье.

Менструальная кровь и ее тайны

А под конец, я хотел бы отметить, что данная проблема является не столь простой и однозначной, как может показаться на первый взгляд, ведь для некоторых аборигенных народов, живущих в гармонии с природой, менструальная кровь имеет большую важность. Там, ёе почитают как дающую силу и жизнь.

Ее даже хранят как ранозаживляющее средство. Можно сказать, что в некоторых религиях и верованиях женская менструальная кровь - это выражение женского начала — источника всего сущего.

Хотя сами женщины часто рассматривают месячные кровотечения как какое-то неудобство, но лучше понять, что это источник их силы. Ведь женская кровь несет в себе генетический код. В крови находиться вся история и связь с предками.

Говорят, что можно даже попросить свою кровь о здоровье или снятии порчи, если считаете, что у вас она есть (генетическая память рода и связь с ним).

Что символизирует женская менструальная кровь?

Например, у аборигенных народностей есть традиция кровить во время месячных на землю, для того чтобы дать знак, что Богиня ВОЗРОЖДАЕТСЯ. Ведь при передаче крови на землю происходит передача Божественной Женской Энергии, ее циркуляция.

И месячные это никакое не проклятие, а наоборот, соединение с Богиней.

В древние времена Женское Божественное Начало почиталось, и не было войн и разногласий. Есть очень простой метод – развести водой месячную кровь и поливать сад или огород – он расцветет.

Еще менструальная кровь несет в себе декодированную ДНК, т.е. в это время женщина на высшем пике интуиции и понимания.

Поэтому большинство «эзотериков» считает, что понятие о нечистоте месячной крови – это просто религиозное искажение, введенное на одном из этапов ухода от изначального правильного христианства, для того чтобы зарабатывать на нем побольше денег и держать людей в страхе и повиновении. Что нередко требовалось в прошлые времена, и осталось в этой религии и по ныне, но не имеет практического и действительно полезного применения.

Почему нужно ходить в церковь при месячных?

Помните, Любовь-Бог - это милосердие и сострадание . И во время месячных женщина как никто ближе к Богу. К этой Любящей Вселенской Энергии. Все храмы и церкви должны, по сути, в благоговении приглашать к себе, как можно больше женщин с месячными.

Женщина изначально также чистое существо, более того она может даровать и зарождать жизнь внутри себя, что само по себе является большим чудом. И сегодня скорее актуально любить, и уважать их за это, а не сжигать на кострах, как делали в более темные времена не понимая их строения и психологии. Но сегодня все постепенно налаживается, это факт. Эра Невежества заканчивается, и теперь у вас есть намного больше понимания в этой теме.

А закончим сей рассказ одним позитивным выражением Климента Римского III век: «Главное иметь в себе Духа Святого, тогда никакая скверна, в том числе истечение крови во время месячных не осквернит тебя» . Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ.

Также предлагаем вам ознакомиться с еще одной альтернативной точкой зрения на вопрос, а также другие религиозные и эзотерические темы нашего портале Обучения и Саморазвития, например, о том, и многих других интересных темах для духовного саморазвития.

Причащаться при месячных - вопросы, которые вызывают споры у священников и волнуют каждую христианку.

Не зная четкого ответа, при месячных днях прихожанки остаются слушать службу в притворе.

Откуда растут корни запрета? Ответ ищем в Ветхом завете

Церковный притвор находится в западной части храма, представляет собой коридор между храмовым входом и внутренним двором. Притвор издавна служит местом слушания для некрещеных , оглашенных людей, тех, кому запретили вход в храм на определенное время.

Есть ли что-то оскорбительное для христианки на некоторое время быть вне церковного служения, участия в исповедании, причастии?

Менструальные дни - не болезнь, грех, а естественное состояние здоровой женщины, подчеркивающее ее способность даровать миру детей.

Почему тогда возникает вопрос - можно ли исповедоваться во время месячных?

Ветхий завет много внимания уделяет понятию чистоты при вхождении перед Богом.

К нечистотам относились:

  • болезни в виде проказы, чесотки, язв;
  • всякие истечения как у женщин, так мужчин;
  • прикасание к мертвому телу.

Евреи до выхода из Египта не были единым народом. Кроме поклонения Единому Богу, они многое позаимствовали из языческих культур.

Иудаизм считал, что нечистота, мертвое тело - одно понятие. Смерть - наказание Адаму и Еве за непослушание.

Перед первыми христианками также стояла проблема - можно ли причащаться во время месячных, решение они должны были принимать сами. Кто-то, следуя традициям, канонам, не прикасался ни к чему святому. Другие считали, что ничто не может отлучить их от Божьей любви, кроме греха.

Многие верующие девы при менструации исповедовались и причащались, не находя в словах, проповедях Иисуса запрета.

Отношение православной церкви к:

Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

С появлением нового верования не было четких концепций ни в христианстве, ни в иудействе. Апостолы отделяли себе от учений Моисея, не отрицая боговдохновения Ветхого Завета. При этом ритуальная нечистота практически не ставилась объектом обсуждения.

Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген , Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит - грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.

Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.

Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия, наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.

Клементий Римский дал ответ на проблему - можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого .

Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии , может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка , ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.

Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей.

Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.

Далее вопрос о женской нечистоте во время менструации поднимался на Гангрском Соборе. Священники, собравшиеся в 341 году, осудили евстафиан , которые считали не только менструацию нечистотой, но и половой акт, запрещая священникам вступать в брак. В их ложном учении уничтожалась разница между полами, вернее, женщина приравнивалась мужчине в одежде, манере поведения. Отцы Гангрского Собора осудили евстафианское движение, защитив женственность христианок, признав все процессы в их теле естественными , Богом созданными.

В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.

Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.

Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются.

Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.

Русская церковь раннего периода

Русской православной церкви всегда были свойственны строгие законы, касающиеся женских критических дней, любых видов истечений. Здесь даже не ставится вопрос - можно ли ходить в церковь при месячных. Ответ однозначен и обсуждению не подлежит - нет!

Мало того, по словам Нифонта Новгородского, если начнутся роды прямо в храме и ребенок появится на свет там, то вся церковь считается оскверненной . Ее опечатывают на 3 дня, переосвящают , читая специальную молитву, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика ».

Все присутствующие при этом в храме считались нечистыми, могли выйти из него только после очистительной молитвы Требника.

Если христианка пришла в храм «чистая», а потом у нее случилось кровотечение, она срочно должна была покинуть церковь, иначе ее ждала полугодовая епитимья.

Очистительные молитвы Требника поныне читаются при церквях сразу после рождения младенца.

Этот вопрос вызывает много споров. Проблема прикасания к «нечистой» женщине в дохристианские времена понятна. Почему и сегодня, когда ребенок рождается в священном браке и является даром Бога, его рождение делает мать, всех, к ней прикасающихся оскверненными ?

Современные столкновения в Русской церкви

Только спустя 40 дней христианка допускается в храм, при условии полной «чистоты». Над нею совершается обряд воцерковления или введения.

Современное объяснение этому явлению - усталость роженицы, ей якобы надо прийти в себя. Как тогда объяснить, что тяжело больным рекомендуется чаще посещать храм, принимать причастие, очищаясь кровью Иисуса?

Служители нынешнего времени понимают, что законы Требника не всегда находят свое подтверждение в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

Брак, деторождение и нечистоту как-то сложно связать воедино.

1997 год внес коррективы по этому вопросу. Священный Синод Антиохийский, Блаженнейший патриарх Игнатий IV вынесли решение по изменению текстов Требника в отношении святости брака и чистоты христианок, родивших ребенка в освященном церковью союзе.

Важно! Церковь при введении матери благословляет день рождения дитя, если мать физически окрепла.

После Крита православные церкви получили настоятельные рекомендации донести до всех прихожанок, что их стремление посещать храм, исповедоваться и принимать причастие приветствуется независимо от критических дней.

Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо.

Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, однако, жизнь показала, что далеко не все законы соблюдаются современными церквями.

Каноны не должны управлять Церковью, ибо они написаны для храмовых служений.

Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.

Современный Патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней нечистой духовно или грешной. Он утверждает, что во время месячных христианка может исповедоваться, причащаться.

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».

Важно! Сам Иисус очистил женщин и мужчин Своей кровью. Христос стал Плотью всех православных. Он попрал смерть телесную, подарив людям жизнь духовную, независимую от состояния тела.

Посмотрите видео о посещении церкви во время месячных

Loading...Loading...