Можно ли заходить в церковь когда месячные. Можно ли во время менструации ходить в церковь

До сих пор в народе бытует поверие, что женщинам во время месячных нельзя посещать храм.

Давайте разберемся так ли это?

Вот те вопросы, возникающие у женщин по поводу критических дней:

Начнем по порядку, а вернее с краткой справки откуда появились такие «правила» у нас в Церкви.

Для начала хочу разъяснить, откуда пошло само понятие о «Женской Нечистоте».

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти. Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Правила древней Церкви.

В Ветхозаветной Церкви существовали правила для женщин. Если женщина находилась в нечистоте(послеродовое состояние или месячные), то в течении определенных дней она не могла ходить в храм. Женщина считалась, что находится в телесной нечистоте, так как в этот период из женщины истекала кровь, а пролитие всякой крови,кроме жертвенной крови в храме воспрещалось. Поэтому женщина могла снова посещать храм, лишь после того, как пройдет у неё эта самая нечистота.

Современная ситуация.

Первое: Гигиеническая революция взяла верх, в былые века не было ни душа, ни нижнего белья. Кровавым же метам в храме никак не место. Плюс к этому, простите, запах. В четвертом веке преп. Макарий Египетский так перелагал слова пророка Исайи: "И вся праведность ваша - как тряпки женщины в ее месячных". С появлениям средств гигиены женщинам теперь нет причины беспокоиться, что зайдя в храм из неё может что-то истечь.

Сейчас в Новозаветной Церкви жертвоприношения животных не совершаются, но зато совершается бескровная жертва Евхаристии. Поэтому так же пролитие в храмах всякой крови запрещается. Если допустим у человека пошла кровь из носа, то он должен с храма выйти, пока не остановит кровь. Так же и со священником, если священник порезался в алтаре или из носа пошла кровь, он должен остановить кровь, а потом продолжать богослужение.

Второе: Что касается «Нечистоты».

Если в Ветхом завете, во время женской нечистоты всякая женщина считалась,что находится в нечистоте и в храм вход был закрыт. Это были особые ограничения Бога к ветхозаветному народу, для того что бы воспитать народ и удерживать его в нравственных рамках, обучая людей как детей через телесные законы духовным законам нравственности и чистоты.

То в Новом Завете, Бог дает человеку совершенный закон Любви, отменяя древни правила.

Что Бог очистил, то не почитай нечистым сказал Господь апостолу Петру (Деян.10.15)

Хождение в храм.

Давайте вспомним эпизод с женщиной находящийся в «нечистоте»,которой запрещалась даже прикасаться к людям Ветхого завета. Женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Господь не осудил её, да же не сделал никакого упрека, а наоборот похвалил её за её веру.

Простой вопрос: Почему же, если женщина с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Поэтому Женщина находящиеся в нечистоте может приходить в храм Божий.-это ответ на наш 1. Вопрос.

Прикосновения к различным святыням.

Говорят, что нельзя прикладываться ни ко кресту ни к иконам, ни присутствовать при таинстве крещения и т.п.

Хочу задать встречный вопрос: Чем наш нательный крестик, который мы носим на своей груди и крестное знамение, которым мы себя осеняем хуже храмовых икон и священнического креста? - По совей святости они равнозначны!

Поэтому можно заходя в храм Божий, прикладываться ко всем святыням, так же помазываться святым елеем, принимать антидор и просфорки, присутствовать при таинстве крещения. Верующему человеку это не возбраняется.-это ответ на вопросы 2,3,4.

Что Касается Таинства Причастия.

По общему мнению и согласию святых отцов, ради благоговения, женщине находящиеся в телесной нечистоте лучше воздержаться от Причастия, подобно тому, как евангельская женщина находящиеся в нечистоте, прикоснулась не к самому Христу, а всего –лишь к Его одежде. Это повторюсь вопрос РЕКОМЕНДАЦИИ, а не правил.

Даже в требнике, когда священник читает на 40 день молитву женщине на «ОЧИЩЕНИЕ», он произносит слова разрешения, благословения женщине ВНОВЬ ПРИСТУПАТЬ к Таинству Причащения! , но не как благословение заходить в храм, так как женщина и так может в эти дни приходить в храм.

Подтверждения моих слов Святыми отцами.

Хочу сказать, что все святые, которые высказывались на эту тему говорили, что женщина в таком состоянии может присутствовать в храме, прикасаться к иконам, вкушать просфорки и т.д. Но лишь некоторые из них, говорили о том, что Причащаться не рекомендуется.

1. св. Климент Римский, ученик ап.Павла в сочинении «Апостольские постановления» допускал даже и причастие в таком состоянии: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность… рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя ».

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать» .

3. Св. Дионисий Александрийский советовал не приступать к таинству Причащения

«Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одежд. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом ».

4. Св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался так же. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: « Должно отложить, доколе очистится ».

5. Патриарх сербский Павел

женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься

Вывод из всего сказанного таков, что при женской нечистоте можно посещать храмы, вкушать и пить святыни, но лишь воздерживаться от Причастия ради благоговения.

Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.

Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Что делать в церкви? Бывая в храме Божием, надо помнить что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Богу угодно, что «дух сокрушен», т.е. смиренное осознание своей греховности, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

В храме принято молиться. А молиться это – и просить прощения и просить одновременно. То есть представьте, что входя в храм вы входите в дом очень сильного и могущественного. Но не забывайте, что он мудрее вас и очень справедлив (за хорошее дело обязательно наградит, за плохое дело обязательно накажет).

Что делать в церкви при входе (в храм)?
При входе в храм нужно, остановившись трижды перекреститься с поклонами и молитвами: «Боже, милостив Буди мне, грешному». (Поклон.) «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя». (Поклон.) «Создавый мя Господи, прости мя». (Поклон.) Т.е. когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.

Что делать в церкви первым делом, когда вошел?
…объемные сумки и другие мешающие предметы оставьте в стороне.
…войдя в храм, при необходимости напишите и подайте записки и/или купите свечи.
прежде всего принято приложиться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви (главная икона сегодняшнего дня), а потом уже ко всем остальным. подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.
…..к другим иконам следует прикладываться один раз. Можно со слова «святой «имя Святого» помоли бога о рабе Божьем «имя» (или «обо мне»)

Когда можно подавать в храме? Когда можно прикладываться к иконам в церкви? Когда можно ставить в церкви?
…..прикладываться к иконам, ставить свечи и подавать записки можно только вне проведения службы в храме – чтобы не мешать ни священнику ни людям во время службы. Т.е. если служба не идёт, то можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи.
…..если вы пришли в храм во время богослужения, нельзя покупать и ставить свечи, протискиваясь сквозь молящихся ставить свечи перед иконами, беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу во время богослужения. Тем самым вы мешаете Богослужению и отвлекаете других. В тоже время вы провоцируете молящихся на осуждение вас. Учитывая, что осуждение это грех – вы провоцируете человека согрешить, а это ещё страшнее самого греха.

Надо ли стоять во время службы в церкви? Где стоять во время службы в храме церкви?
….. правильнее стараться внимать богослужению стоя, поскольку это является посильным каждому трудом, способствующим духовному совершенствованию.
служба в церкви – это действие по восхвалению Бога и его святых к этому процессу надо относиться крайне уважительно, как минимум не опаздывать и не уходить раньше времени. Храм (церковь) – это дом, где есть Бог. Заходя в храм, вы заходите в гости к Богу.
….. ведите себя с соответствующим уважением, более чем если бы вы пришли в дом к самому уважаемому и авторитетному человеку
по древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Конечно же, допустимо сидеть особо немощным и болящим. Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии даже в немощи постарайтесь встать.
во время каждого открытия Царских врат следует поклониться в пояс.
службу надо отстоять от начала до конца. Большинство служб в церкви (храме) заканчивается отпустом – это когда священник выходит с крестом. Батюшка может сказать проповедь, а потом все должны поцеловать крест и руку (иногда запястье) священника. Иногда после литургии после отпуста все ждут, когда дочитают Благодарственные молитвы о святом Причащении.

Как молиться во время службы, если я не знаю и не понимаю слова?
Если вы не понимаете слова песнопения и священника, то повторяйте про себя Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас грешных» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй « имя того, за кого вы молитесь»

Как поздороваться, если увидел знакомого в храме? Не следует здороваться со …..знакомыми за руку, а поприветствуйте его молчаливым поклоном. Недопустимо ведение разговоров во время службы. Не вступайте в разговоры, в т.ч. обсуждением новостей.
…..в храме не любопытствуйте, не рассматривайте присутствующих. Вы должны смотреть в сторону алтаря или на иконы и молиться – для чего вы, собственно, и пришли в храм.

Что делать в церкви, если раскричался ребенок?
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, просто выйдите на время с ребенком из храма. Если вас раздражает поведение чужого ребенка, соберитесь с силами, усильте молитву (в том числе и за этого младенца) и не обращайте на плачь внимания.

Что делать в церкви, когда читают Евангелие?
Во время Евангелия должны все стоять, нельзя разговаривать и ходить по храму. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и полностью сосредоточиться на молитве. Во многих храмах в такие моменты прихожане просто замирают, слышен малейший шорох в храме.

Кто идет первый в храме на Исповедь или Причастие?
На исповедь, Причастие, Елеепомазание, целованием Креста и т.д. первые идут люди с маленькими детьми, дети, потом болящие, потом мужчины, потом женщины. Но, если очередь «сбилась», не стоит никого фанатично одергивать и «строить», можно аккуратно шепотом напомнить человеку последовательность.

Куда смотреть во время каждения?
Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение, но не следует постепенно разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Что нельзя делать в храме (церкви)?
— Проходить между амвоном (возвышенной площадкой перед иконостасом) и центральным аналоем (подставка под центральную икону).
— без нужды поворачиваться спиной к алтарю.
— в Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны, стоять на коленях головой в пол и т.п. (если этого не требует сама служба, например во время выноса Чаши при Литургии). Тем не менее, если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих.
— нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.
— не осуждайте никого в храме, даже если ошибается сам священник – лучше помолись за них (Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, наставь этого человека, помогу ему делать все правильно)

Когда можно креститься в храме, а когда нельзя перекреститься?
Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, но когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься и поклониться. До окончания службы не следует уходить из храма, разве что по действительно важной причине.

Что надо делать в церкви перед выходом?
Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться.

Что делать, когда прохожу перед храмом?
Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Когда в храме надо креститься и кланяться?
……обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе, Господи», «поклонимся», «помолимся» и т. д.
…..во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон.
…..в ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» - следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас.
…..когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной поклон без крестного знамения.
…..также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом.
……Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием или трикирием (подсвечником с двумя или тремя свечами). Однако если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.
……крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия (шести избранных псалмов во время богослужения утрени), когда чтец произносит слова «Аллилуиа, алли- луиа, аллилуиа, слава Тебе Боже».
…..также положено креститься без поклонов во время произнесения слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш…».
…..в дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.
…..Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.

Что делать в церкви, если встретил священника или общаешься со священником?
При встрече со священником следует (при этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно) и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение (благословите, батюшка, идти надо).
При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

/————————————————————-
Как сделать, чтобы Бог меня любил?
…..Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? То есть, хотите чтобы вас любил Бог – любите жизнь и людей (не обвиняйте, не жалуйтесь и уж тем более не оскорбляйте), больше радуйтесь и помогайте.
…..Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе.

Идут века, меняются поколения, а вопрос, можно ли женщинам посещать церковь во время месячных, остается без ответа. Споры и дебаты по этому поводу не утихают между священнослужителями, людьми глубоко верующими и особами, не искушенными в религиозных тонкостях. Одни, ссылаясь на Ветхий Завет, считают, что женщинам с месячными категорически нельзя даже заходить в храм Божий, другие накладывают табу на участие в таинствах, а третьи не видят ничего греховного в посещении церкви девушками во время менструации. Впрочем, аргументы каждой из сторон весьма убедительны, но давайте вместе пофилософствуем на тему: можно ли в церковь с месячными?

Можно ли посещать церковь во время месячных: причины запрета

Несмотря на то, что разногласия по поводу правильности данного запрета существуют уже давно, русские православные девушки чтили традиции, и в критические дни в церковь не ходили. Между тем, еще в 365 году Святой Афанасий выступил против такого правила. По его словам, женщина в дни естественного обновления организма не может считаться «нечистой», поскольку этот процесс не подвластен ее контролю и был предусмотрен Господом, из чего напрашивается вывод, что будучи «чистой» помыслами, женщина может в любой день менструального цикла посещать храм.

Но давайте коснемся первопричины данного запрета, и все же выясним, почему вопрос, можно ли идти в церковь во время месячных, до сих пор не имеет однозначного ответа.

Итак, многие служители церкви мотивируют отказ менструирующим женщинам в посещении храма, предписаниями Ветхого Завета. Согласно последнему существует ряд ограничений, когда человек не может заходить в церковь. К ним относятся некоторые болезни и истечение из половых органов, в частности женские кровотечения различной этиологии ( месячные и ). По неопределенным причинам такие физические состояния считались грехом, соответственно женщина с менструацией -греховной или физически «нечистой». А что самое интересное и немного абсурдное, это убеждение, что такая «нечистота» передается через прикосновение, то есть, если женщина с месячными зайдет в храм и прикоснется к святыням, тем самым она осквернит их и людей, к которым случайно дотронется.

Однако, существует и другая версия возникновения запрета, согласно которой данная проблема уходит корнями во времена язычества. Как стало известно ученым, язычники боялись кровотечений, поскольку были убеждены, что кровь привлекает демонов, соответственно в храме менструирующей женщине было не место.

Скептики и прагматики и вовсе списывают данный запрет на отсутствие средств гигиены в древние времена. Естественно, что пачкать полы в церкви кровью недопустимо, и это не обсуждается. Но за неимением прокладок, тампонов и нижнего белья «оставаться незамеченными» нашим прародительницам не удавалось, отсюда и такие вынужденные меры.

Можно ли идти в церковь во время месячных: новый взгляд на старую проблему

По-новому взглянуть на запрет многих священнослужителей «заставил» Новый завет, в котором понятие греховности отожествляется с плохими намерениями и помыслами. Что касается физиологических естественных процессов, как, например, менструация, то согласно предписаниям, грехом они не являются и не должны отлучать человека от Господа.

В наши дни практически каждый священник вам скажет, что заходить в церковь с месячными можно. Конечно, некоторые из них, в знак уважения и почтения былых традиций, посоветуют воздержаться от участия в таинствах церкви. В целом же современная женщина может удовлетворить свою духовную потребность, причаститься или исповедаться в любой день менструального цикла. Главное условие для посещения храма Божьего – это чистые помыслы и благие намерения, в то время как физическое состояние в этом случае не имеет значения.

Впрочем, после всего сказанного, решать, можно ли идти в церковь во время месячных или подождать, когда они закончатся, каждая женщина должна самостоятельно, руководствуясь внутренними ощущениями, учитывая обстоятельства и следуя советам священника.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, оброс столькими суевериями и предрассудками, что однозначного ответа на него - конкретного и всеобъемлющего - никто не дает. А народ у нас привык действовать по предписаниям да установлениям: раз официально не разрешено, значит, возможно, вообще запрещено?!

Вот и начинается «мильон терзаний» типа «завтра венчание, а сегодня начались критические дни, что делать?»

Преданья старины глубокой…

Почему считается, что нельзя ходить в церковь при месячных? В ветхозаветные времена существовало множество правил, требований и ограничений, касающихся быта и поведения израильского народа. Регламентировались пищевые продукты, которые позволялось употреблять; на чистых и нечистых в сакральном смысле подразделялись животные; туда же попали и нормы поведения в дни «нечистоты» человеческой, в том числе и женской, когда при месячных запрещалось посещать храм Божий .

История распорядилась так, что рассуждения о нечистоте представителей фауны как-то самоликвидировались, а женская нечистота осталась актуальной, как видим, на долгие столетия.

С чем же был связан такой запрет? Если исходить из указаний Ветхого Завета, здесь есть две причины:

  • наказание за грехопадение,
  • менструацию можно считать смертью зародыша.

Все эти точки зрения требуют «перевода». О каком грехопадении идет речь в первой причине? О грехе непослушания праматери человеческой Евы, за который наказываются все ее потомки. А церковь должна быть ограждаема от любых напоминаний, связанных с греховностью и смертностью человека. Потому женщина была лишена права даже прикасаться к святыням.

Кстати говоря, некоторые толкователи Библии считают, что менструация - вовсе не наказание, а скорее возможность продолжения рода человеческого.

Наказание же - длительный и трудный процесс вынашивания и родов. В книге Бытие об этом сказано: «…умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…»

Второй пункт еще сложнее: месячные очищения ассоциируются с избавлением организма от неоплодотворенной, т.е. мертвой, яйцеклетки. Считается, что эмбрион умер, не успев зародиться, а присутствие подобного объекта в храме запрещено. Менструацию можно, таким образом, рассматривать как несостоявшуюся беременность, за что женщина несет ответственность. К тому же отмершие ткани эндометрия как будто бы оскверняют церковь.

С точки зрения Нового Завета

Гораздо ближе к истине точка зрения новозаветных деятелей церкви. Начать можно с апостола Павла с его убеждением, что все сотворенное Господом - прекрасно , и все, что Он создал в человеке, имеет свое назначение, и все процессы в его организме совершенно естественны. С этим совпадает и мнение святого Георгия Двоеслова: женщина создана именно такой, какой создана, и позволять ей посещать церковь нужно независимо от ее физиологического состояния. В данной ситуации главное - состояние ее души.

Менструация хоть и называется критическими днями, но является весьма важным периодом для организма женщины.

Так имеет ли смысл запрещать дамам вести привычную жизнь, в том числе и церковную, когда идут месячные?

Читайте также:

Св. Климент Римский еще в III веке отмечал, что «…естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин … Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

И этот евангельский эпизод приводится в трудах многих церковных авторов, включая Иоанна Златоуста. То есть главным является вовсе не то, что верующая женщина не достойна прикоснуться к божественному. Основное - ее сильная вера, способная даровать спасение.

День сегодняшний

Пытаясь найти ответ на вопрос «можно ли с менструацией ходить в церковь?», современные священники стараются найти компромиссное решение между общепринятым, хоть и не очень убедительным мнением о невозможности такого шага и безусловным его разрешением. Можно смело сказать, что единодушной точки зрения у них до сих пор не существует.

Придерживающиеся «древней» точки зрения будут настаивать на выполнении «традиций» - или вообще не ходи, или зайди, тихо постой и помолись в притворе или у двери. Другие будут указывать на некоторые ограничения, касающиеся определенных действий женщины, пришедшей в храм. Среди них могут быть такие:

  • невозможность ставить свечи,
  • прикладываться и целовать иконы,
  • целовать крест,
  • пить святую воду,
  • вкушать антидор или просфору.

Третьи согласны лишь с тем, что во время месячных женщине непозволительно:

  • исповедаться,
  • причащаться,
  • участвовать в таинствах Венчания, Крещения, Соборования.

Есть и небольшая четвертая группа, считающая, что самое важное - прийти к Богу, имея чистое сердце и душу, а «физиологическая нечистота» не имеет перед Ним значения: Господь же видит приходящих к Нему насквозь, и нечистую душу Он увидит так же ясно, как и нечистоту физическую. Посему женщине в критические дни вовсе не противопоказана полноценная церковная жизнь.

А вот ответы священников по данному вопросу.

Мнение священника

Иеромонах Виктор

Божье творение, каковым является человеческое тело, не являет собой зло или скверну. Так же не греховны и физиологические выделения, к которым относятся менструации. Это заложено в женской природе Богом, а мог ли Господь создать нечто грязное, противоречащее Своему замыслу о человеке? Я не сторонник, на мой взгляд, устаревших запретов, потому считаю, что женщина вольна в своих решениях, ходить ей в храм в критические дни или молиться дома.


Мнение священника

Иерей Владимир

Ко мне нередко обращаются молодые женщины с вопросом, можно ли венчаться или быть восприемницей во время месячного очищения. Я однозначно отвечаю, что в такие дни женщинам участвовать в таинствах нельзя. Лучше перенести событие на более удобное время. Однако ситуации бывают разные, и физиология не может подстраиваться под график запланированных человеком событий . Назначено, скажем, венчание, а организм «дал сбой», и за пару часов до таинства у невесты начались месячные. Можно ли венчаться? А что делать? Венчание проходит, и я советую молодой жене исповедаться в этом невольном грехе.

Подведем краткий итог: в критические дни ходить в церковь можно. Большинство священнослужителей настоятельно не рекомендует причащаться без крайней необходимости. Что касается всех остальных, нередко надуманных, ограничений, то на этот счет существуют самые разные традиции и мнения: что, когда конкретно можно и нужно делать, а когда воздержаться. Такие вопросы лучше уточнять у священнослужителей того храма, который вы обычно посещаете.

Месячные – это неотъемлемая часть жизни каждой взрослой здоровой женщины. Наверняка многих верующих волнует вопрос, можно ли в месячные ходить в церковь? В этом материале я хочу помочь вам разобраться с ним. Но изначально обратимся немного к Библии, а именно – к созданию мира Богом.

Если вы желаете узнать, как Всевышний создавал нашу Вселенную, тогда вам стоит внимательно изучить Ветхий Завет. В нём рассказывается, что первые люди были сотворены на 6-й день Богом по образу и подобию его и получили имена Адама (мужчина) и Евы (женщина).

Вследствие этого получается, что первоначально женщина была чистой, у неё не должны были идти месячные. А процесс зачатия и рождения детей не должен был доставлять мучения. В мире Адама и Евы, в котором царило полное совершенство, не было место для чего-либо нечистого. Чистотой было пронизано тело, мысли, деяния и души первых людей.

Однако, как известно, подобная идиллия продлилась совсем недолго. Хитрый Дьявол принял на себя образ змея и начал искушать Еву вкусить запретный плод с Древа познания добра и зла. Взамен женщине было обещано получение могущества и высшего знания. И она не устояла – попробовала плод сама, а также дала отведать его своему супругу.

Именно таким образом и случилось грехопадение, которое распространилось на весь род человеческий. и в наказание были навсегда изгнаны из . Женщина была обречена на муки. Сказано было, что с тех пор процесс зачатия и рождения потомства будет доставлять ей страдания. Вот с тех пор женщину, согласно Библии, и считают нечистой.

Что запрещает Ветхий Завет

Для наших далёких предков правила и законы Ветхого Завета играли огромную роль. Не зря ведь в тот период времени создавалось огромное количество храмов, в которых люди пытались установить связь со Всевышним, а также делали подношения ему.

Что же касается представительниц прекрасного пола, то их не считали полноправными членами общества, а относили в дополнение к мужчинам. И, конечно, никто не забывал про прегрешение, совершённое Евой, после которого у неё началась менструация. То есть месячные в ту пору времени представляли собой своеобразное напоминание о том, как первая женщина провинилась перед Богом.

В Ветхом Завете очень чётко обозначалось, кто имеет, а кто не имеет право на посещение Святого Храма Божьего. Так запрет на вхождение накладывался в следующих ситуациях:

  • на прокажённых;
  • во время семяистечения;
  • для тех, кто притрагивался к покойникам;
  • для тех, кто страдал от гнойных выделений;
  • для женщины во время месячных;
  • для женщин, которые родили мальчика – до сорока дней, а для тех, кто родил девочку – до восьмидесяти дней.

Во времена, когда Ветхий Завет был актуален, всё воспринималось с физиологической точки зрения. Так грязное тело говорило о том, что его владелец – нечистый.

Женщинам строго-настрого запрещалось ходить в церковь, а ещё – по местам, где собиралось много народу. Запрещалось, чтобы кровь проливалась в священных местах.

Указанные правила действовали вплоть до появления Иисуса Христа и до времён, когда в силу вошёл Новый Завет.

Иисус Христос разрешил посещать храм с месячными

Спаситель делал основной акцент на духовное, старался помочь людям осознать истину. Ведь он пришёл в этот мир для искупления всех человеческих грехов, в частности и греха Евы.

Если человек не имел веру, значит, все его действия автоматически попадали в категорию бездуховных. Наличие чёрных мыслей делало человека нечистым, каким бы чистым и безупречным ни была его физическая оболочка.

Храм Божий перестал восприниматься как конкретное место на Земле, а трансформировался в души человеческие. заверял людей, что душа в действительности и является Храмом Божьим, Его Церковью. При этом произошло приравнивание в правах представителей обоих полов.

Хочется рассказать об одной ситуации, возмутившей всех священников. Когда Спаситель находился в Храме одна дама, которая на протяжение уже многих лет страдала от постоянных кровопотерь, протиснулась сквозь толпу народа и притронулась к его одеяниям.

Иисус же почувствовал несчастную, повернулся к ней и сказал, что отныне она спасена благодаря своей вере. Именно с тех пор в человеческом сознании случился раскол: часть людей сохранила верность чистоте физического (приверженцы Старого Завета, которые были свято убеждены в том, что женщинам ни при каких обстоятельствах нельзя посещать храм с месячными), а вторая часть прислушалась к учению Иисуса Христа (приверженцы Нового Завета и духовной чистоты, которые стали пренебрегать данным запретом).

Когда же Спаситель был распят на кресте, актуальным стал Новый Завет, согласно которому пролившаяся кровь начала символизировать собой новую жизнь.

Что священники говорят про данный запрет?

Что касается представителей католической церкви, то они уже давно нашли для себя ответ на вопрос, можно ли в церковь с месячными. Менструация в этом случае рассматривается как вполне естественное явление, поэтому запреты на посещение церкви во время неё отсутствуют. К тому же кровь уже давно не орошает церковные полы благодаря наличию большого количества гигиенических средств.

А вот православные святые отцы никак не могут найти верное решение по этому поводу. Одни готовы привести миллион доводов, почему в церковь нельзя ходить с месячными. А другие утверждают, что в посещении Храма нет ничего предосудительного, если так хочется вашей душе.

Что запрещается делать в храме при менструации

Запреты в основном касаются чисто физических моментов. Так, исходя из соображений гигиены, женщинам не стоит опускаться в воду, чтобы окружающие не лицезрели, как её кровь смешивается с водой.

Процесс венчания достаточно длительный и не каждому ослабленному женскому организму удастся выдержать его до конца. А это в свою очередь чревато обмороками, а ещё – слабостью и головокружением.

При исповеди задействуется психо-эмоциональный аспект, а, как известно, представительницы слабого пола, во время месячных имеют немного неадекватное состояние (и ведут себя соответствующе). Поэтому, если женщина решила бы исповедоваться в это время, она рисковала выболтать много лишнего, того, о чём впоследствии долго жалела бы. Вследствие этого стоит обязательно отказаться от исповеди во время критических дней.

Так можно ли ходить в церковь с месячными либо нет?

В современном мире не редкость, когда происходит смешивание грешного и праведного. Никому не известно наверняка, кто придумал рассматриваемый запрет. Все люди воспринимают информацию в том виде, в котором им удобнее делать это.

Церковь является помещением, таким же, каким оно и было во времена Ветхого Завета. А значит, все по инерции продолжают соблюдать установленные ею правила. И стараются не посещать храм с месячными.

Но в современном демократическом мире было внесено много изменений. Если ранее основной грех в посещении церкви с месячными заключался в пролитии крови в храме, то на сегодняшний день можно полностью справиться с данной проблемой – придумано достаточно средств гигиены (тампонов, прокладок), замечательно впитывающих кровь и не дающих ей растекаться по полу святых мест. А значит, женщина больше не считается нечистой.

Однако, здесь также есть обратная сторона медали. При менструации в женском организме происходит процесс самоочищения. А это обозначает, что особа женского пола всё же считается нечистой и ей запрещено ходить в храм.

Но Новый Завет становится на сторону представительниц прекрасного пола. Согласно ему, если вы ощущаете духовную потребность притронуться к святыне, наполниться Божественной поддержкой, то допустимо посещение церкви и даже рекомендовано!

Ведь Спаситель оказывает свою помощь именно тем, кто искренне верит в него. А то насколько чистое при этом ваше тело не имеет слишком большого значения. Поэтому, получается, что приверженцам Нового Завета не запрещено ходить в церковь во время критических дней.

Однако, здесь есть некоторые поправки. Исходя из которых, если Церковь и Храм Божий – это сама душа человека, то совершенно необязательно, чтобы он посещал какое-то конкретное место, желая получить помощь. Соответственно, женщина может с таким же успехом обратиться в молитве к Господу и из своей квартиры. И если её молитва была искренней, чистосердечной, то она непременно будет услышана, причём намного быстрее, чем в случае посещения храма.

В завершение

Всё же ни один человек не сможет дать вам точный ответ на вопрос, разрешено ли в церковь с месячными. Каждый выскажет свою точку зрения на этот счёт. А исходя из этого, ответ на поставленный вопрос следует искать не в книгах и статьях, а в глубине своей собственной души.

Запрет может, как иметь место, так и отсутствовать. При этом немаловажное значение уделяется мотивам и намерениям, с которыми дама собирается идти в храм. К примеру, если её желание заключается в том, чтобы получить прощение, раскаяться в совершённых прегрешениях, то допустимо посещение церкви в любой период времени. Самое главное, чтобы душа всегда оставалась чистой.

Вообще в период менструации желательно думать о совершаемых вами поступках. Зачастую в эти дни женщина в принципе не испытывает особенного желания покидать своё жилище. Поэтому, подведём итог, что посещение Храма Божьего во время месячных допускается, но исключительно в том случае, если это действительно требуется вашей душе!

Loading...Loading...