Переходят в православие. Церковь Христа - одна

Тридцатишестилетний кубинец архимандрит Иероним (Эспиноза) был известным ученым-химиком и выпускником католического богословского учебного заведения. Однажды он случайно попал на службу в православный храм и после этого резко изменил свою жизнь, принял монашество и посвятил себя служению Православной Церкви

– Католик с высшим теологическим образованием, окончивший семинарию, неожиданно принимает православную веру. Более того – его рукополагают в сан православного священника. Как же такое случилось?

– Это было действительно неожиданно. Если бы за десять лет до этого мне сказали, что однажды я покину Римо-католическую церковь и перейду в другую конфессию, тем более в Православие, – я бы не поверил. Я говорю «тем более в Православие», потому что в католических церковных кругах Кубы о православии почти ничего не знали, а когда о нём всё-таки заходила речь, в связи с ним непременно упоминали беспорядок, невежество и отступление от веры! Церковное образование я получил у иезуитов, известных своей особой преданностью папскому престолу.

Я абсолютно уверен, что мое обращение было промыслительным. Первый раз я пришёл в православный храм св. Николая в Гаване с любопытством студента, изучающего древнегреческий язык, – хотел найти там древние тексты и ни о чём более не помышлял. Но тогда, в час Вечерни, я понял (не столько умом, сколько душой), что существует нечто другое, именно то, чего мне не хватало столько времени в католических службах, хотя я этого и не осознавал. Так я постепенно стал приближаться к Православию и всё серьёзнее изучать его.

– Как мог сменить веру католик с теологическим образованием?

– В первую очередь благодаря молитве. Мне очень помогли Отцы Церкви – читая их труды, я постепенно начал понимать многое и видеть некоторые вещи в другом свете.

– Обрели ли вы душевное спокойствие и совершенство приближения ко Христу после перехода в другую Церковь?

Душевное спокойствие – определённо. Именно это является причиной моего обращения, потребность в богословских изысканиях появилась уже потом. В Православии я нашёл то, чего мне не хватало в латинской церкви, в Православии я нашёл духовную, эсхатологическую составляющую. В католической церкви сильнее составляющая катехизаторская, позитивистская, академическое знание. Ей недостаёт элемента духовного и священнотаинственного. Я не говорю, что образование не важно, напротив, как академическое, так и духовное образование вкупе с молитвой помогают нам в нашем пути к Богу, но прежде всего – именно молитва, непрестанная молитва.

– Если Христос – Единый, Неделимый и Неразделённый, как мы можем утверждать, что наша вера более правильна (так сказать, мы Его «правильнее славим»)?

– Я лично могу предложить вам такой опыт. Оставим на мгновение богословие и рассмотрим проблему с точки зрения нерелигиозного человека. Мы проведём этот опыт в практических целях. Я спрошу: какая Церковь из всех церквей и сект мира происходит непосредственно от апостолов и самого Христа? Ответ несложен. А какая из них сохранила единое богословское учение и традицию на протяжении веков? Сохранила единство, когда другие, например копты или латиняне, отделились от её ствола? Думаю, ответ очевиден. Это Православие.

– Ради духовного сана Вы оставили даже занятия химией…

– Мои занятия точными науками в целом – не только химией, но и математикой, а в особенности молекулярной физикой, очень помогли мне в духовной жизни. Это может показаться странным, но лично мне они помогли понять законы физического функционирования Вселенной (по крайней мере, вплоть до границ, очерченных наукой). Это укрепило мою веру в Бога и мою жизнь как клирика. Верующий человек и в науке и физических законах видит волю и руку Божию – именно там, где другие ищут основание для своего неверия.

– Отметили ли вы какие-либо различия по существу между греческим и католическим богословием?

– Различий множество. Существует общая основа: период истории Церкви до последнего Вселенского собора, примерно до IX века, когда на Западе начинается господство франков после победы Карла Великого. Затем пути и обеих Церквей, и их богословия стали расходиться всё сильнее и сильнее. Мы больше не можем говорить о едином богословии. Сейчас латинское богословие, особенно академическое, основано большей частью на учении блаженного Августина и Фомы Аквинского. Из теологии Фомы Аквинского проистекает все западное богословие, которое вот уже почти тысячу лет отдалено от православного. Новые догматы, новые богословские решения, папские энциклики (которые вместе с догматом о непогрешимости папы имеют догматический характер) и новые движения, такие, как теология освобождения, заполнили академическую нишу на Западе. Православные же богословы избегали новшеств, стараясь сохранить учение отцов Вселенских Соборов – не в неподвижности, как нас обвиняют католики, а, напротив, придавая богословию его подлинный характер. Поэтому в прошлом веке о. Иоанн Романидис выдвинул идею об опытном богословии, т.е. о богословии, происходящем не только от академического знания, но и от опыта обожения.

– Сейчас единственная религия, которая продолжает распространяться, – это ислам. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Не только ислам – ещё и протестанты, мормоны и многие другие. За это мы несём большую ответственность. Они просто заполняют не занятые нами ниши. И когда я говорю, что это наша личная ответственность, я имею в виду не одну лишь Церковь – и власти, и правительство, и каждого из нас. Когда Церковь не ведёт духовно-просветительскую работу, когда власти не только не интересуются деятельностью церкви, но и порой ей мешают, когда правительство во имя псевдодемократии принимает в парламенте законы, нарушающие священные каноны (как в случае легализации абортов), когда мы с гордостью называем себя православными христианами, но порог храма переступаем только на Пасху и Рождество или же становимся «эхом» СМИ, обвиняя Церковь и её иерархов на основании первых же «желтых» новостей – тогда мы оказываемся союзниками еретиков и предателями нашей родины, основание и столп которой – православная вера и кровь тысяч мучеников, отдавших жизнь за свободную и православную Грецию.

– Как Вы считаете, находит ли нынешняя проповедь Церкви отклик среди верующих? Может быть, растущее безбожие объясняется неспособностью Церкви к убеждению?

– Церковь на протяжении всей своей истории многое испытала, переживала периоды и упадка, и расцвета. В нашу эпоху мы испытываем не только экономический кризис, но и кризис традиционных ценностей. И в целом, проанализировав нынешнюю ситуацию, вы увидите, что все религиозные системы переживают кризис. Мир потерял надежду, и люди пытаются найти решение проблем путём поиска новых ощущений. Я верю, что вера во Христа – источник единственной надежды, которая может вознаградить человека. Вне Христа надежды нет. Долг всей Церкви и каждого верующего в отдельности – дать надежду этому миру. Церковь должна обновить свой евангельский характер и вновь понести миру благую весть, мир сегодня нуждается в том, чтобы услышать её голос, но звучащий с той силой, с какой он звучал в апостольскую эпоху, и, самое главное, со свидетельством веры, с любовью.

– Другие церкви и религии имеют божественное происхождение или являются изобретением людей?

– Церковь – Единая, Кафолическая и Апостольская, Богом создана, Богом живёт и к Богу движется. Все другие есть не что иное, как напрасное стремление неразумных людей к счастью, надежде и спасению.

Дал еще зимой журналисту одного либерального издания, которое планировало большую подборку материалов о русских мусульманах, исламе, «разочаровании в Церкви». Номер вышел в свет, но… без беседы с отцом Георгием: оказалось, что его ответы не «подходят» направлению газеты. Вопросы, задаваемые журналистом, не перестают быть «горячими» для СМИ, а сама история с «неудобным» интервью показательна именно как пример диалога с представителем светско-либеральной части нашего общества. Вот почему мы и решили познакомить наших читателей с этой беседой.

- Насколько мне известно, Православная Церковь отрицательно относится к переходу православных в ислам. Что служит основными аргументами этого отрицательного отношения? Заметьте, человек не перестает верить в Бога и соблюдает заповеди, присущие и христианству, и исламу.

- Вы лично знакомы с православными, принявшими ислам?

Поскольку я специализировался на христиано-мусульманских отношениях, то в разное время мне на почту писало немало людей, говоривших, что они перешли из христианства в ислам. С некоторыми я встречался лично. Почти все они не знали даже азов христианства, самых элементарных вещей. Исключением здесь являются случаи, когда бывшие священники принимали ислам. Например, мне доводилось общаться с Али Полосиным. Он, конечно, знал христианское учение. У меня сложилось впечатление, что он принял ислам не из-за религиозной мотивации. Это мое личное мнение. Хотя, видимо, не только у меня оно возникло. Помню, как с удивлением увидел на одном из мусульманских форумов несколько лет назад всерьез высказанное обвинение, что Полосина будто бы специально заслала Русская Православная Церковь, чтобы разрушать российский ислам изнутри. Это, конечно, абсурд, но, тем не менее, показывает, что спектр реакций на «конвертов» может быть очень широкий. Известны мне и примеры людей, которые, обратившись в ислам, затем с покаянием вернулись в Церковь.

- Узнав о том, что кто-то из ваших прихожан планирует стать мусульманином, что вы предпримете?

Если бы к вам пришел мусульманин, желающий стать православным, вы бы согласились провести таинство крещения? В вашей практике бывали такие случаи?

На каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина.

Как диакон, я не могу совершать крещение, это делает священник. Но, к примеру, проводить (подготовку ко крещению) с бывшими мусульманами, желающими стать православными, мне доводилось. Ничего исключительного здесь нет - на каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина, и каждый священник в более-менее крупном городском приходе имеет опыт крещения мусульман, которые сами пришли ко Христу и попросили принять их в Церковь.

Уход из православия в протестантизм — явление нечастое, его можно назвать исключением из правил. В случаях честного поиска истины обычно происходит наоборот: из сектантских организаций люди приходят в Православную Церковь. Каковы же главные причины трагического отступления от истинного пути, мы попробуем выяснить в этой статье.

Неправильное представление о Церкви

Чаще всего причиной, по которой православные отворачиваются от истинной веры, является разочарование. Почему это происходит? Обычно это связано с тем, что человек изначально ищет в Церкви не то, что можно там найти. Он создает себе неправильное представление о вере, о религии.

Нужно признать очевидный факт: не все люди приходят в церковь для спасения своей души. Многие ищут каких-то дополнительных благ или ощущений. О первых мы будем говорить чуть дальше, а что касается ощущений, то нужно сказать, что экзальтированность вовсе не свойственна православному вероучению.

Напротив, это путь ошибочный, губительный, святые отцы называли его духовной прелестью, то есть обманом, прельщением. Однако именно в поисках таких «чудес» очень многие люди и переходят из православия в протестантизм. Особенно это касается современных харизматических организаций.

Чудесное исцеление больных, другие «благодатные дары», природа которых на самом деле больше напоминает беснование, — вот главные аргументы, которые выдвигают сектанты в защиту истинности своей веры. Мы же помним слова Спасителя и будем их придерживаться:

Не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются об имени Моем, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лк. 10:20)

Православие — религия неудачников?

Еще одно ошибочное мнение, которое прочно закрепилось в сознании многих людей, не только сектантов: Церковь обязательно должна давать что-то из материальных благ. Господень призыв «Взыщите прежде Царствия Небесного» остается не услышанным часто и православными людьми. Ведь и в храм мы приходим в большинстве случаев тогда, когда не все благополучно бывает с нашими земными, житейскими делами. И получив просимое, конечно же, со временем охладеваем к Богу.

Это тоже является одной из главных причин ухода из Церкви. Зачастую Господь именно поэтому и не выполняет наших прошений о материальных благах, зная, что после этого мы отвернемся от Него. Так было и во времена земной жизни Христа, когда люди уверовали только после чудесного насыщения малым количеством рыб и хлеба.

Однако православие указывает совсем другой путь. Нестяжательность, впрочем, не является обязательной заповедью или требованием ко всем христианам. Мы помним, что Господь ответил юноше, спросившему о том, что сделать, чтобы «иметь жизнь вечную»:

Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах. (Мф. 19, 21)

Из этих слов мы видим, что речь здесь идет о некотором дополнительном требовании: «если хочешь быть совершенным». Но закон «узкого пути», которым идут ко Христу, является единственно возможным и относится ко всем. В райские врата не въехать на лимузине, равно как нелегко верблюду пройти через игольное ушко (Мф. 19, 23)

Именно поэтому люди часто бегут из православия в протестантизм в поисках земного благополучия и комфорта. Ведь сектанты смотрят на религию по-другому: ходи в нашу церковь, верь в Бога, и все у тебя будет хорошо. В этом они уподобляются тем иудеям, которые так и не приняли Своего Мессию, желая в Нем увидеть земного Царя.

Мы же верим в Господа Распятого, а не преуспевающего. В Христа Распятого, но и Воскресшего. И помним, что Своим ученикам — апостолам, наследниками которых мы являемся, Он заповедал «пить чашу», которую пил Сам, чашу скорбей и испытаний. Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению, — говорится в «Книге Сираха». (Сир. 2, 1)

Наш Бог «кроток и смирен», к чему и мы должны стремиться всеми своими силами. Является ли это слабостью и малодушием? Вовсе нет. Наоборот, самая большая духовная сила скрывается за этим. Только сильный и дерзновенный человек может решиться на то, чтобы противостоять миру со всем его злом своим тихим, бескорыстным и, главное, ненавязчивым человеколюбием.

Православие и протестантизм: особенности изучения Писания

То, в чем однозначно преуспели многие сектантские организации, — это изучение Священного Писания. Действительно, такого уровня миссионерского образования, как в протестантских сектах, нет нигде. И это еще одна из причин ухода из Церкви в различные христианские деноминации. Однако это «преуспеяние» можно назвать только количественным, а не качественным.

Изучать основу своего вероучения — Писание — очень правильно и похвально, к этому призывают православие и протестантизм. Кроме этого, можно поставить большой минус православным за то, что для обычных прихожан такое изучение доступно, как правило, только в форме самообразования. Но в чем же тогда не правы протестанты, если они так досконально знают Библию, и при этом так искаженно воспринимают веру в Бога?

Вера в Православной Церкви зиждется на двух «китах»: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это все книги Библии, составляющие Ветхий и Новый Заветы. Священное Предание — это то вероучение Церкви, которое существует помимо Библии. Сюда входят как творения святых отцов, жития святых, богослужебные тексты, так и церковные обычаи и обряды.

Протестанты полностью отвергли Предание, у них действует принцип sola Scriptura , что переводится как только Писание. К чему это привело? Отказавшись от авторитета святых отцов, чье наследие также является богодухновенным, протестантские секты взялись толковать Библию каждый на свой лад, «от своего ума», часто вырывая цитаты из контекста. Этим, кстати сказать, и объясняется такое обилие различных деноминаций у протестантов, отсутствие единства.

Архиепископ Иларион (Троицкий) в своей книге Христианства нет без Церкви, сравнивая протестантов с католиками, у которых «непогрешимым» является только Папа, писал:

Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора, и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасение через Христа без Церкви, в себялюбивой обособленности от всех. Для протестанта истина только то, что ему нравится, что он сам считает за истину

Все это говорит о том, что переходя из православия в протестантизм, человек зачастую руководствуется собственной гордыней и самомнением, а вовсе не любознательностью, как он считает. Отсутствие образованных священников, способных дать ответ на все интересующие верующих вопросы, является только самооправданием. В крайнем случае, у нас всегда под руками есть творения святых отцов , из которых можно эти ответы получить.

Гиперактивная деятельность

Еще один из протестантских плюсов и наших минусов — активно развитое социальное служение у сект. Оно логично вытекает из заповеди о любви к ближним и является зримым воплощением веры в делах, без которых, как говорил апостол Иаков, вера мертва.

К сожалению, в нашей Церкви такая деятельность может быть развита пока только на уровне отдельных приходов, в которых настоятель отдает приоритет служению ближним. Это связано со многими причинами, главная из которых, конечно, — привлечение материальных средств. Вторая — отсутствие людей с активной позицией для такого рода служения. Все это также является одной из причин ухода людей из Церкви.

Однако стоит помнить, что внешняя деятельность без смирения, молитвы и правильной мотивации может не иметь положительных результатов. Православие все же направлено в первую очередь на духовное изменение себя как части внешнего мира, а не на социальное исправление всего мироустройства. И это тоже вполне оправдано.

Жажда общения

Часто люди переходят в протестантские секты из-за того, что им не хватает в Церкви духа общинности, общения. Но это тоже не является главным в православной вере, ведь церковь — это не кружок по интересам. Все люди обладают разным темпераментом, не все одинаково склонны к коммуникабельности.

Конечно, в идеале, как члены одного Тела Христова, мы должны быть едины. Но по принципу пазлов, а не по принципу абсолютно одинаковых спиц в колесе. К тому же, нужно знать, что лицемерное радушие, с которым обычно вам распахивают свои двери все сектантские организации, очень быстро развеивается после того, как вы захотите, допустим, их покинуть.

Православие и протестантизм: цена предательства

Из православия в секту чаще всего переходят люди, которые плохо знают историю. Иначе они бы не променяли веру, воспринятую непосредственно от апостолов, на сомнительную религию, насчитывающую не более пяти столетий. Что важно при этом помнить еще? С православных, которые перешли к сектантам, спрос будет большим, чем с тех, кто пришел к ним с улицы. Почему?

В житии Макария Египетского есть интересная история про череп, который он нашел, идя по пустыне. Выяснив у черепа, что он принадлежит языческому жрецу, Макарий узнал о страданиях, которые испытывают язычники в аду. Мучения эти оказались страшны и велики. После этого преподобный спросил о том, существуют ли страдания более тяжелые, на что получил такой ответ:

Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки

И об этом нужно помнить всегда. Люди, которые познали Истину, и после этого отвернулись от Нее, перешли в протестантские секты, будут отвечать гораздо строже на Божьем Суде, чем те, кому она не была открыта.

Интересно о православии и протестантизме рассказывает диакон Андрей Кураев:

Добрый день, дорогие наши посетители! Всем нам кажется (и это правильно!), что Православная вера ─ самая чистая среди всех других христианских конфессий. А если сравнить нашу веру с исламом, то Православие сияет ярким солнцем на небе мировых религий.

И многие мусульмане и мусульманки это понимают. Вскоре у них появляется желание перейти в нашу Православную веру, и лишь только у единиц хватает смелости к этому геройскому шагу.

Однако одна из таких героинь, сделав этот шаг, задалась вопросом:

─ Не предала ли я свою веру, перейдя из ислама в Православие?

─ Прежде всего, надо помнить, что национальность не делает человека ни мусульманином, ни христианином, ─ отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. ─ Неверующий русский, живущий вне Церкви, не является православным. Ваша принадлежность к народу, который исторически был связан с исламом, не значит, что до принятия святого крещения Вы были мусульманкой. Такое впечатление сложилось у меня при чтении Вашего письма. Поэтому нет в Вашем решении никакого «предательства веры».

Бог один, но и правая вера может быть только одна. Та, которая содержит правильное учение о Боге и имеет правильное Его почитание. Так же и в любой области познания: ошибок и заблуждений может быть много, но истина может быть только одна. Что нового по сравнению с христианством дал ислам, зародившись через 6 веков? Что прибавил он к учению о Боге, человеке, мире, духовной жизни? Какую он дал новую заповедь, которой бы не было в новозаветной богооткровенной религии? Христианство - религия любви и радости. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:43–45).

Человек, который совершает путь к истине, чаще всего встречает непонимание родных. Возникающие несогласия и напряжения бывают порой болезненны. Нужно чутко и с любовью строить с ними отношения, но не жертвовать своим спасением. Родственники и близкие находятся в неведении. Они не знают, что человек, который приходит к истинной вере, помогает своим усопшим предкам, не имевшим истинной веры. Об этом нам говорят святые. Великий старец Амвросий Оптинский по поводу крещения в домовой церкви графа А.П.Толстого черкесского муллы писал: «Если это совершилось, поздравляю вас и с этой радостию, потому что и на небеси бывает радость о едином грешнике кающемся. Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что не даром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной; потому что хотя не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству<…> Значит, если из тьмы нечестивых един обратится ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит» (Собрание писем, ч. 1, М., 1995, с. 7). Можно привести примеры, когда обращение из мусульманства в православие принесло изумительные плоды. Дед преподобного Пафнутия Боровского был татарином, занимал должность баскака (наместника хана в завоеванной области). Он принял святое крещение с именем Мартин. Внук его просиял в монашеском подвиге и прославлен в лике святых. В 19 веке перешел в православие турецкий офицер, Юсуф Абдул оглы (1820–1893). Закончил жизнь схимонахом Николаем в Оптиной пустыне. Он имел высокие духовные дарования и слышал ангельское пение (Жизнеописание смимонаха Оптиной пустыни Николая исповедника, изложенная с его слов преподобным старцем Варсонофием Оптинским, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003). Если представится возможность, обязательно почитайте. Книга эта даст ответы на многие вопросы, которые сейчас Вас беспокоят.

Молитесь, чтобы Ваша мать с пониманием отнеслась к Вашему крещению. Постепенно это должно прийти. Для этого нужно явить плоды духовной жизни: душевный мир, любовь, радость. Она должна увидеть благодатную перемену. Знаю человека, татарина по национальности, который 20 лет назад принял православие. Мать болезненно переживала только в начале, когда узнала, что сын со всей семьей крестился. Постепенно все стало обычным. Приезжая к ней в гости, они ходили в местный храм, совершали дома молитвенное правило, постились. Мать за 2,5 года до смерти в свои 80 лет вполне сознательно приняла крещение.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Очень сильная боль возникает, когда кажется, что предаешь не веру в целом, а конкретно своих родителей. К сожалению, они не всегда поймут. Несколько лет назад моя мать ушла из Православия в другую религию и меня с собой по инерции утащила. Промучившись долгие годы, наделав ошибок, я сознательно вернулась в Православие. Теперь я у мамы чуть ли не объект юмора, а про крещение моих детей слышать ничего не хочет. И будто бы передо мной строгий выбор — мама или вера. Держусь веры, потому что муж и дети на моей стороне, но все равно есть очень неприятный осадок в душе, поэтому я понимаю, как может переживать и девушка-бывшая мусульманка. Искренне желаю ей, чтобы ее родители отнеслись хотя бы с уважением к ее выбору, чтобы у нее самой была семья, которая ее бы всячески поддержала.

    Ответить

Loading...Loading...