Почему статуя моисея с рогами. Почему Моисей иногда изображается с рогами

Когда я подбирал иллюстрации к своей статье « », то натолкнулся на фотографию статуи Микеланджело Буанаротти «Моисей», законченную великим скульптором в 1542 г. и размещенную в базилике Сан-Пьетро ин Винколи (Св. Петра) в Риме (ее гипсовая копия находится в Пушкинском музее в Москве). И был поражен сходством Моисея с древнегреческим богом Паном (древнеримским Фавном и Сильваном), изображенным на античной скульптуре в Лувре. Судите сами на основании фотографий внизу!
После этого я увидел фотографии еще нескольких подобных скульптур Моисея – в Кафедральном соборе в Зальцбурге, соборе в Анжере во Франции, Рослинской часовне в Шотландии и др. , на которых он выглядел почти также, как бог Пан , правда, с одним существенным отличием – у Моисея были человеческие ноги, а у Пана – ноги барана или козла. Зато у Моисея, и у Пана на голове красовались рога.
Это не могло быть просто случайностью. И Микеланджело и другие скульпторы должны были руководствоваться при работе над своими творениями каким-то общим источником – иначе средневековое общество могло не понять их. Найдя и прочитав объяснения представителей различных религиозных конфессий и историков искусства на этот счет, все как будто бы стало на свои места. По их единодушному мнению, ошибка была допущена в латинском переводе Библии, выполненным блаженным Иеронимом (около 345-420гг.) – прекрасным знатоком греческого, латыни и иврита. Сделанный им перевод Библии стал нормативным латинским текстом, получившим с XVI века название Вульгата.
Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты " - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии.
Спорным является то место в Библии (Исх. 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается "с горы Синай", рогатый:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что
лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».
В этом месте в Библии употреблено древнееврейское слово «qrn» (в семитской традиции гласные не пишутся). Слово «qrn» можно прочитать несколькими способами, в частности:
1) qeren – рог;
2) qeren – луч;
3) qaran – сиял, излучал, лучился.
И если блаженный Иероним перевел «qrn» как «рогатый», то в новейших переводах Библии (Библии Короля Джеймса и русском Синодальном переводе) говорится не о "рогах", а о "лучах света". Таким образом, слово "рог" было заменено на слово "луч" - и получился Моисей не "рогатый", а " лучезарный ", что нашло отражения на всех последующих портретах Моисея:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что
лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним ».
В Септуагинте вроде бы тоже ничего не говорится о рогах. Таким образом, получается, что лицо Моисея было сияющим… хотя, все-таки, нельзя исключить и толкование блаженного Иеронима, что он был рогатым.

А мог ли Моисей все же быть рогатым?


Давайте оставим в стороне эпитеты «сиящий», «лучи света» и рассмотрим вариант Вульгаты – что Моисей был рогатым. А для начала – сбросим с себя оковы средневекового невежества, вынуждающие нас считать, что рога – это дьявольские и сатанинские атрибуты.
Я не собираюсь вступать в этой статье в дискуссию, кем был дьявол (тем более, что на сайте размещена работа на этот счет), поэтому сразу обращу ваше внимание на то, что рогатыми были представители и представительницы довольно многочисленной популяции (расы?) малоазиатских и древнегреческих силенов и сатиров , образ которых запечатлен на многих изображениях, барельефах и скульптурах.

Обратите внимание, сатиры и силены издревле жили там же, где обосновались иудеи!

Их предводителем считался сын бога Гермеса, покровитель пастухов и бог стад, а со II века до н. э. покровитель всей природы, бог Пан . Согласно «Титаномахии», сатиры и силены во главе с Паном выступили союзниками олимпийцев в их борьбе с титанами, и их роль в победе олимпийцев была довольно весомой.
В работе «Сатиры, силены, черти » мной был сделан вывод, что сатиры, силены и похожие на них черти были когда-то вполне реальными земными жителями. Это были «старые люди », которые жили на Земле задолго до появления «новых», похожих на нас, людей, а потом еще долго параллельно с ними.
В древнем Китае рогатыми были многие легендарные китайские императоры и правители (Фуси, Шеньнун, Чжуань-сюй, Ди Ку и другие) и их многочисленные народы. Как я писал в статье «Яхве и Уицилопочтли - кто они? Размышления о сходстве исходов иудеев и ацтеков и природе руководивших ими богов », рогатым изображался Рудра-Шива ; аналогично изображались и некоторые другие индийские божества.
В Интернете попадаются работы, в которых утверждается, что в Северном Китае, Монголии, США и ряде других мест были обнаружены человеческие черепа с рогами.
Таким образом, рогатость – это вовсе не атрибут дьявольщины и сатанизма, а характерная черта внешнего вида большой группы (или групп) и другим подобным существам (кстати, вначале в христианской церкви был святой с песьсей головой – св. Варфоломей).

Читайте продолжение статьи после фотографий

Чудовища и монстры, как кажется, в большом количестве обитают только в пространстве древнегреческих мифов, и если речь заходит о христианстве, то монстрами в нем могут считаться разве что Дьявол и его приспешники. Но что если мы внимательнее взглянем на традиционную христианскую иконографию и увидим, что у Моисея на лбу растут рога, а Богородица имеет три руки? Как объяснить, что у православного святого - голова пса?

Сон разума рождает чудовищ: что такое монстры, если не фантазм? Разве смехотворные гибридные существа заслуживают внимания, к тому же, являясь фикцией, симулякром, ошибкой? Фрейд объясняет нам, что любые ошибки не случайны. Чудовища, химеры разума, сидят внутри человека, находятся в потаенных глубинах коллективного бессознательного. Каждая ошибка имеет свой смысл, и каждый исторический курьез необходимо рассматривать как значимое для истории науки и культуры явление.

Католический и православный бестиарий непросто открывает свои тайны. Мы можем проследить множество необычных для современного восприятия иконографических сюжетов, таких, как черная Мадонна или лысый Иисус, но не все такие случаи представляю собой действительно интересную связь с более архаическими пластами мышления, воплощенными кистями иконописцев. Мы будем рассматривать наиболее значимые образы христианского бестиария в связи с их языческими прототипами.

Рогатый Моисей

Пророк, получивший скрижали завета с заповедями на горе Синай не всегда изображается в христианской традиции как простой седобородый старец. Иногда у этого старца на голове появляются аккуратные рожки. Таким, к примеру, Моисея видел Микеланджело Буанаротти. Но почему же рога, дьявольский атрибут, появились на голове великого христианского пророка?

Дело в том, что при переводе Библии на латынь с древнегреческого, в так называемой Вульгате IV века н.э., появилась новая подробность жизни Моисея: после схождения со скрижалями с горы Синай «лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним». В дальнейшем Вульгата распространилась по всей Европе, что и послужило источником распространенной иконографической ошибки. А сама ошибка возникла следующим образом: в оригинале Библии написание слова «рог» было очень похоже на слово «луч», что ввело в заблуждение переводчика. На самом деле фраза должна была звучать так: «Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним». В результате маленькой ошибки перевода мы имеем богатую и до сих пор распространенную традицию изображения Моисея с рогами или хотя бы рогообразными лучами, бьющими из его головы (как, например, на скульптуре на храме Христа Спасителя в Москве).

Вопрос, который стоит задать после прочтения древних легенд о Моисее, звучит следующим образом: как вообще христианская религия могла допустить использование в иконографии настолько звериного образа пророка? Почему этот образ так быстро прижился, несмотря на то, что ошибку перевода впоследствии раскрыли? Почему традиция оказалась сильнее здравого смысла?

Видимо, такие образы в эпоху раннего христианства воспринимались довольно нейтрально. Дохристианские европейские верования в IV веке еще не вполне отошли на задний план, а потому при созерцании рогатого христианского пророка у раннесредневекового европейца не происходил разрыв шаблона. Рога как символ божественного активно использовались в мифологии и иконографии многих пантеонов - от древнеегипетского до римского и иудейского. Сам Александр Македонский изображал себя на монетах с рогами, подобно богу, которым он себя объявил в Александрии Египетской. Соответственно, образ, еще не вполне ассоциирующийся с демоническим, довольно легко прижился на остатках памяти о языческих верованиях.

Трехрукая Богородица

Трехрукую Богородицу до сих пор можно увидеть на православных иконах. К примеру, в Москве есть даже храм-часовня иконы Божией Матери «Троеручица». Согласно преданию, за иконопочитательство преподобному Иоанну Дамаскину отрубили кисть руки. После этого он долго молился перед иконой Богоматери, а на утро проснулся с приросшей обратно кистью. В честь своего исцеления он прикрепил к окладу иконы серебряную руку как символ своего спасения. Копиисты, однако, восприняли руку на окладе буквально, и вписали ее в сюжет иконы, чему и обязан существующий поныне культ Богородицы Троеручицы.

В Россию копия иконы попала благодаря сербскому монаху. Во избежание кривотолков, дальнейшие копии приказали снимать только посеребрив третью руку Богородицы, «несоблажняя народ». Однако в XVII веке афонский митрополит делится с русскими иконописцами новой легендой: оказывается, при работе над иконой, третья рука появилась на изображении божественным образом, а глас божий не позволил ее убирать. Таким образом было получено разрешение на написание трех рук одинакового цвета.

В народе возникли другие интерпретации появления третьей руки. Распространенной вариацией был рассказ о том, как Мария, спасаясь от разбойников, переплыла реку вместе с младенцем. Бог послал ей вспоможение, и она поплыла, держа одной рукой Иисуса, и гребя остальными двумя. В угоду этому верованию исказилось название церковного праздника –Преполовения - которое стали именовать «Преплавиньем», то есть днем, когда Богородица переплыла реку с младенцем.

Странно было бы полагать, что подобный образ мог прижиться, не имея обширной традиции изображения умножения конечностей в предшествующих культурных слоях. Чудодейственность была неотъемлемой функцией умножения конечностей, и в связи с этим можно вспомнить коня скандинавского бога Одина, Слейпнира, обладающего восемью ногами. Божественность коня подчеркивалась удвоением количества его ног: с помощью такого умножения он ускорялся настолько, что мог перемещаться между мирами. Видимо, модель восприятия трехрукой Богородицы строилась по похожей схеме: Мария находилась на границе между божественным и земным миром, следовательно, нет ничего странного в том, что она могла выглядеть не вполне как обычный человек, если это потребуется.

Псоглавый святой Христофор

Еще один представитель христианского бестиария - святой Христофор, покровитель путников, изображения которого до сих пор носят с собой многие европейские автомобилисты. Его имя дословно означает «несущий Христа» и отсылает к легенде о том, как он перенес младенца Иисуса через ручей. Великан Христофор доходит до середины ручья и чувствует, что не может идти дальше под тяжестью младенца. Спрашивая у того, отчего он такой тяжелый, Христофор получает ответ: «ибо я несу все тяготы мира».

Леганда эта никак не объясняет, почему на иконах Христофор часто изображается с песьей головой. Одна из версий повествует о том, что Христофор был хананеянином, и вследствие схожести этого именования со словом собака (лат. - canis), превратился впоследствии в псоглавца, представителя мифического народа киноцефалов. Возможно, что синонимы, которыми описывали святого великана, «звероподобный», «верный как собака», со временем стали восприниматься буквально.

Ни одна из перечисленных версий не объясняет того, как святой с головой собаки смог просуществовать в христианской иконографии до сих пор (иконы в России можно встретить в действующих старообрядческих храмах). Наиболее часто киноцефалы изображались и упоминались коптами - египтянами, исповедующими христианство. Египетский след в этом сюжете заставляет вспомнить о египетском боге Анубисе, тоже псоглавым - возможно, в нем кроется причина возникновения образа Христофора. Легенды об этих двух мифологических персонажах очень похожи - и тот и другой сошел с пути зла и превратился в поборника справедливости. Возможно, что коптские христиане заимствовали древний киноцефальный образ, приспособив его к новым условиям. В таком случае древнеегипетское божество продолжает жить в христианском образе святого Христофора.

Итак, трехрукая Богородица - ошибка иконописца, а рогатый Моисей - ошибка переводчика Библии. Но что если поставить вопрос ребром: как такие ошибки, очевидно обнаруживающие себя на фоне суровой и неизменной традиции, вообще могли появиться? Очевидно, что для появления настолько выбивающихся из конвенционального религиозного контекста образов в сознании должны были наличествовать определенные механизмы ассоциаций. При внимательном изучении религиозных текстов и анализе их происхождения, мы выяснили общность христианских и языческих образов, прямое наследование христианами традиций своих предшественников, а иногда - как это было, например, в Ирландии или на Руси - одновременное существование двух религий. Рога появляются не только у Моисея, но и у многих богов древности - от Изиды до Пана, умножение конечностей символизирует связь с потусторонним миром, а псоглавый святой Христофор становится наследником бога древнего Египта - Анубиса. Случайная, казалось бы, ошибка, выдает глубокие бессознательные ассоциации, выкованные в горниле более архаичного, языческого мышления.

Всем доброго дня!
Хотела бы Арассказать об интересном факте, который, возможно и не напрямую касается\ тем, заявленных в сообществе, но к истории живописи и скульптуры уж точно имеет непосредственное отношение.
Вдруг кто думает, что неспроста Моисея всегда изображают с двумя лучами из головы или с двумя "рогами" - как у Моисея Микеланджело - не инопланетянин ли водил народ 40 лет по песку?. Микеланджело действительно изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии.

Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея - это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода - Септуагинты - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии.

Что же написано про Моисея в Вульгате?

Вот что:

Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"
По-русски “рогато было лицо его”
Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:
כי קרן אור פניו
Ну и для тех, кто, как я не читает на иврите
ky qrn ‘wr pnw
Нас интересует слово qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

Таким образом перевод должен быть таким:
Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Но, вот беда,из того же корня образуется слово «кэрэн», обозначающее «рог». Вот из этой лингвистической ошибки и "вытекли" рога Моисея.

А в В Египте, откуда вышел Моисей сохранялось древнее представление о рогах: “Я, (бог) Тот, писец отменный, с чистыми руками, обладатель двух рогов, прогоняющий зло, писец истины, ненавидящий грех, хранитель кисти Владыки Мира, владыка законов, творящий слово и письмо…”

Рога на древних фресках и монетах, как правило, означают астрономический (астрологический) аспект, поэтому ничего удивительного в их наличии нет - на древнеегипетских изображениях почти все персонажи встречаются с рогами.

Однако надо учитывать, что анимализм (антропоанимализм) был характерной чертой древнего искусства - своеобразный язык письма понятный людям той эпохи, - поэтому все анималистические детали требуют расшифровки, поскольку то или иное животное означало тот или иной контекст. Как впрочем и сейчас: свинья - это одна тема, а лев - другая.

Поэтому ничего удивительного, что клоны Осириса имели рога. Надо, правда, уточнить - ранние клоны, к которым относятся Александр Македонский и Моисей. Более поздние клоны - Юлий Цезарь, Артаксеркс (I,II), Иисус - без рогов. Хотя допускаю, что в каких-то эпизодах рога всё-таки появляются.

Это - Осирис. Такое изображение довольно редкое, обычно антропоморфному Осирису просто пририсовывают бараньи рога. Бараньи рога Осириса означают "возрождение в созведии Овна". Речь, очевидно, идёт о весенннем равноденствии, приходившимся на период гелиактического восхода созвездия Овна.

Бараньи рога мы видим и у Александра Македонского:

что характеризует его относительную древность. Тем более бараньи рога наблюдались у Бахуса и Амона на древних изображениях, коровьи рога у Изиды и Дианы и т.п. Да и в древности в иудейских храмах вроде по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, которые символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.

Император Фуси тоже изображается в китайском искусстве с рогами

Кстати, некоторые исследователи, вообще предполагают, что Моисей и Фуси - один и тот же человек.

Но вернемся ещё раз к Египту. Богиня Хатхор, как и Изида, тоже изображается с рогами. Есть вот такая примечательная стела, с изображением фараона, его жены (справа) (некоторые считают это изображение какой-то богини) и Хатхор (слева). Стела датируется примерно (2494—2471 до н. э.), т.е. до гиксосско-семитского завоевания Египта. Также мы видим изображение ещё-какого-то неидентифицированного чуда-юда в верхнем правом углу.

Из рогатых образов хараппской цивилизации сразу приходит на ум известный «рогатый Шива».

Обратимся к семитским богиням плодородия, носящим разные названия карфагенской Танит, она же ассирийская Астарта (Иштар), шумерская Инанна.

Танит - богиня неба, богиня войны, богиня-мать, менее выражен символ плодородия. Упоминается в клятве Ганнибала. Русская википедия также дает такое пояснение: «По-видимому, была лунным божеством, из-за чего носила эпитет «pue Baal» — лицо (проявление) Ваала, божества солнца». По английской википедии, (оспариваемые данные) ей приносились кровавые жертвы, по некоторым данным даже детей. Об Астарте Википедия дает пространную статью:

«На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях.

Любопытное изображение рогатой Иштар. 2100 г. д.н. Аккад.

Фигурка рогатой Астарты:

Это изображение шумерской Инанны:

А вот Ииусу не довелось походить с рогами - Солнце ушло в созвездие Рыб, которые и стали его символическим фетишем

Интересно, что верными традиции изображать Моисея рогатым остались и художники, знавшие о неправильности в великой скульптуре). Даже впоследствии узнав, что на самом деле лицо должно "сиять", они продолжали пририсовывать Моисею рожки, но теперь уже в виде двух лучей, бьющих из его головы.

Moses, 1638, by Jusepe de Ribera

Джентиле да Фабриано, фрагмент картины "Поклонение волхвов" 1423 год):

Витраж "Моисей перед фараоном" Кафедральный собор Кёльна:

Берн, Швейцария, Мюнстерплатц:

Кафедральной собор в Зальцбурге

А вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция

Моисей из Рослинской часовни., Шотландия

Рембрант Ван Рейн (1659):


Гравюра Гюстава Доре, 1865:

Моисей, рассекающий скалу:: Валерио Кастелло

Моисей, добывающий воду из скалы:: Ассерето Джиочино

И мы, и мы!!!:

Даже у православных приверженность европейской традиции оказалась сильнее здравого смысла. На Руси, как известно, Кирилл и Мефодий не ошибались в переводе текста, поэтому на большинстве православных икон рогатого Моисея Вы не встретите.
Но яркие примеры следования Микеланджело и прочим налицо.

Последние изменения: Декабрь 1, 2018

В первом десятилетии XVI века Микеланджело Буонарроти приступил к работе над проектом величественного мавзолея, заказанного Папой Римским Юлием II. В отличие от распространенных для того времени пристенных надгробных памятников, монументальное сооружение, задуманное великим творцом, являлось свободностоящим. Это должна была быть крупная скульптурная композиция, состоящая из сорока статуй, каждая из которых по высоте превосходила бы человеческий рост. Однако в связи с отсутствием необходимого финансирования, работа над реализацией этого колоссального проекта, который так и не был реализован в полной мере, затянулась на долгие годы.

Только спустя три десятка лет в 1545 году, уже после смерти Папы Юлия II, двухуровневое надгробие, украшенное всего шестью скульптурами, было установлено в базилике Сан Пьетро ин Винколи.

Композиционным центром всего надгробия является монументальная фигура, изображающая Моисея , восседающего в несколько напряженной позе. Его мощное мускулистое тело, суровый взгляд, полный решительности и волеизъявления, демонстрируют героизм и нечеловеческую силу библейского персонажа, призыв и готовность к действию. Вождь иудеев в глазах великого мастера эпохи Возрождения стал прообразом для Папы Юлия II. Микеланджело верил, что понтифик освободит Италию от захватчиков, как когда-то Моисей освободил свой народ от египетской неволи.

Над скульптурой Моисея Микеланджело работал несколько лет, тщательно продумывая каждую ее деталь: поза героя, поворот головы, движение рук и даже взгляд, задающий настроение всему образу. Рассматривая это гениальное произведение, не сложно заметить, что вождь и освободитель еврейского народа, основатель иудейской религии, Моисей, ключевая фигура Ветхого Завета, почитаемая приверженцами трех религий, изображен рогатым… Почему? Ведь рога, как известно, считаются непременным атрибутом нечисти и символом супружеской измены. Как ни странно, но рогатый Моисей Микеланджело далеко не единственный в своем роде.

В разных странах можно встретить множество собратьев известного пророка, наделенных таким же атрибутом. Трудно не согласиться, что это не может быть простым совпадением. Любой мастер, будь то художник или скульптур, работая над образом своего героя, основывается на какие либо источники, описывающие его поведение, характер и внешность, а полученные знания интерпретирует по-своему. Поскольку Моисей является библейским персонажем , то для Микеланджело, как и для многих других европейских мастеров, источником получения такой информации была Библия, а точней ее латинский перевод, автором которого стал блаженный Иероним.

Это интересно!

В стихах о великом пророке написано:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».
Эти строки, как утверждают исследователи, были переведены не верно. Дело в том, что слова «рог», «луч» и «сиять» на иврите звучат одинаково, и соответственно, правильный перевод должен бы выглядеть так:
«… Моисей не знал, что лицо его сияло оттого, что Бог говорил с ним».
Таким образом, простая лингвистическая ошибка наградила прославленного вождя и освободителя малоприятным атрибутом.



Однако, это лишь одна из версий, ведь Иероним мог и не ошибиться, а перевести все именно так, как и следовало перевести. Несогласные с вышеописанной версией утверждают, что «рогатости» Моисея есть вполне допустимые объяснения.

Если рассматривать древние изображения Богов, то можно заметить, что некоторые из них являются обладателями самых настоящих рогов. Это напрашивается на вывод, что сами по себе рога в религии древнего мира, имели особое значение, символизировали всеобъемлющую власть, силу, мудрость и могли присутствовать исключительно в образе божеств. Как, например, в христианстве нимб обозначает святость. Практически на всех древнеегипетских изображениях можно увидеть рогатых персонажей, поэтому ничего удивительного или сверхъестественного здесь нет.

В заключении хотелось бы добавить, что существует еще много разных версий относительно того, почему у Моисея есть рога , среди которых наиболее реальной кажется просто аномальное строение черепа.

В живописном квартале Монти в Риме (Roma), в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, спрятан один из величайших шедевров итальянского искусства - «Моисей» Микеланджело, образец великого мастерства и несравненной красоты.
Где находится: район Монти
Монти Monti - один из самых популярных и красивых районов Рима. Его пересекает улица Виа Кавур (Via Cavour), которая отходит от Виа-деи-Фори-Империали и достигает Эсквилинского холма.
Ближе к середине Виа Кавур, справа вы увидите крутую лестницу Виа Сан-Франческо-ди-Паола. Поднявшись по узким ступеням, вы выйдете на площадь Сан-Пьетро-ин-Винколи (piazza di San Pietro in Vincoli), над которой возвышается фасад одноименной церкви, отстроенный в шестнадцатом веке.

Церковь Святого Петра в оковах (Chiesa di San Pietro in Vincoli)
Сан-Пьетро-ин-Винколи была основана в пятом веке императрицей Евдоксией для хранения драгоценной реликвии: вериг, которыми был скован святой Петр во время заключения в Иерусалиме, и поныне находящихся под главным алтарем и выставляющихся для поклонения верующих ежегодно первого августа.
Церковь была перестроена в VIII веке, позже, в шестнадцатом веке, был возведен новый фасад и портик, а в восемнадцатом столетии был изменен и интерьер.
Портик на фасаде храма прорезан пятью арками, поддерживаемыми восьмиугольными колоннами, в капителях которых виден герб папы Юлия II. Внутреннее пространство церкви сохраняет базиликальную планировку, оно разбито на три нефа, разделенные двадцатью дорическими колоннами из греческого мрамора.

Скульптура
С 1545 года в правом трансепте церкви выставлен один из шедевров искусства шестнадцатого века - «Моисей» Микеланджело.
Колоссальная статуя, созданная в 1513 году для гробницы Юлия II, была выполнена по заказу Папы еще при его жизни. Работа над монументом была завершен уже после смерти Папы, который похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане (basilica di San Pietro in Vaticano).
Статуя, для создания которой Микельанжело обратился к образам, созданным Рафаэлем и Донателло, изображает величественного Моисея, опирающегося одной рукой на Скрижали завета, в то время как другая рука прикасается к длинной бороде, высеченной, по словам Вазари, с таким совершенством, что казалась «сотворенной кистью художника, а не резцом скульптора».
Микеланджело изображает момент после получения Моисеем заповедей на горе Синай, когда пророк обнаруживает израильтян, поклоняющихся золотому тельцу, знаку других богов. Моисей разгневан, он, кажется, намеревается встать и уничтожить все вокруг. Ярость находит выражение во вздувшихся венах и напряженных мускулах, оживляющих мрамор.

Любопытные факты
Из-за разногласий между Папой и Микеланджело скульптура, предназначавшаяся для собора святого Петра, была помещена в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Юлий II был полностью поглощен работами по реконструкции собора и отложил идею создания своего мавзолея.
Рожки на голове Моисея являются следствием неправильного перевода книги Исхода, где рассказывается о двух лучах, исходящих от головы пророка, спускающегося с горы Синай. Еврейское слово «karan» или «karnaim», означающее «лучи», могло быть спутано с другим словом «keren», то есть «рога».

По мнению многих критиков, это была одна из любимых работ Микеланджело, считавшего, что Моисей получился, как живой. Хроники рассказывают, что, закончив работу, художник ударил ее и воскликнул: «Но почему ты не говоришь!»

Недавно группа ученых из Римского университета «Ла Сапиенца», исследовавших, насколько сильное эмоциональное воздействие оказывает красота вообще, и в частности красота художественного произведения, производили измерения мозговой активности посетителей, любовавшихся «Моисеем» Микеланджело.

Loading...Loading...