Православная церковь о празднике крещения. История праздника Крещение

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них - Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня - сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус - не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название - Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро - еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант - «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство - наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Каждый церковный праздник имеет свои аутентичные обряды и особенные традиции. Не является исключением и 19 января - важное событие в православном мире, когда верующие спозаранку идут в церковь с графинами, наполненными водой, украшенными зелёными веточками и нарядными лентами. Как отмечать Что нужно делать в этот день? Попробуем просто сейчас раскрыть все секреты праздника.

Немного истории

Богоявлением часто величают люди праздник Крещение Господне. Как отмечают торжественное событие христиане, знает каждый православный человек, который регулярно посещает храм. В этот день Церковь прославляет Иисуса Христа, который прошёл обряд освящения водой и принял веру. Крещение - один из самых древних праздников: письменные упоминания о нём относятся ко II столетию. Раньше его отмечали вместе с Рождеством - 25 декабря. В наши дни только в некоторых странах осталось это совмещение дат. Например, индийцы и армяне продолжают праздновать Богоявление 6 января.

Библия гласит, что обряд крещения над Иисусом провёл Во время таинства на Спасителя снизошёл Святой Дух в виде голубя, именно в этот момент небесный голос провозгласил, что этот человек - Сын Господа, любимый и единственный, который несёт миру Его благоволение. Поэтому если вы не знаете, как отмечать Крещение Господне, обратитесь к Евангелию. Там детально рассказано, что праздник тесно связан с водой, поэтому её освящение и купание в проруби - главные традиции торжественного события.

Сочельник

Именно так называется вечер накануне знаменательного дня, когда отмечают Крещение Господне. Как праздновать это событие, которое также является немаловажным для христиан? Во-первых, традиции сочельника очень похожи на Рождественские: по улицам ходят ряженые и колядуют. Люди весь день постятся, и только вечером семья собирается за столом, на котором представлены постные яства. Главной остаётся кутья, традиционно приготовленная из риса или пшеницы, мёда, изюма, мака и орехов. Девушки гадают на суженого, молодые люди устраивают так называемые проводы Коляды.

Во-вторых, считается, что в ночь перед Крещением на улице можно встретить нечистую силу. Она пытается проникнуть в жилище в любом обличье. Чтобы этого не допустить, православные рисуют мелом кресты на и дверях. Знак издавна считают надёжной защитой от всего потустороннего. Наши предки говорили, что особо опасен оборотень «Огненный змей»: обычно он является незамужним девушкам в виде прекрасного парня. Он зачаровывает свою жертву, и эта любовь считается неисцелимой.

Крещенская вода

Она - символ праздника. С самого раннего утра 19 января люди спешат в храм на освящение этого источника жизни. Наливают её в специально приготовленные кувшины, которые украшают бантами и цветами. Некоторые люди используют для этих целей ёлочный дождик, снятый с новогодней красавицы. Богоявление - последний день, когда она радует домочадцев своей красотой. Сразу после Крещения ёлку принято сжигать, а игрушки прятать на антресолях до следующей зимы.

Если есть возможность святить воду на реке, то люди её стараются не упускать. Батюшка отправляет службу просто возле проруби, после чего из неё люди черпают жидкость. Они несут её в дом, и начинается настоящий праздник. На работу никто не идёт, так как труд в этот день считается большим грехом. После освящения воды православные празднуют Крещение Господне за столом, в центре которого на самом почётном месте стоит благодатная вода. Её отпивает по глотку каждый член семьи и гость. Хозяйка дома угощает присутствующих вкусной трапезой: кашей, приправленной маслом, холодцом, наваристым борщом и квадратными блинами - чтобы деньги водились.

Как правильно набирать воду

Освящается вода 18 января в Сочельник, а также 19 числа после Божественной литургии. Настоящим праздником для всех верующих становится служба на Крещение Господне в как отмечают событие, что нужно делать в этот день, рассказывает батюшка на проповеди. Он же акцентирует внимание людей на том, что набранная вода в эти два дня имеет особые свойства, и нет разницы, набрали вы её 18 или 19 января.

Кстати, если нет возможности черпнуть освящённую жидкость из речки или принести из церкви, можно воспользоваться обыкновенным или колодезем. Набирать её нужно в ночь на Богоявление в промежутке между 00:10 до 01:30. Помните: ею обязательно следует запастись перед тем, как отмечать. Крещение Господне - церковный праздник, поэтому искренняя молитва является необходимой частью обряда. Наливая воду во флягу или кувшин, читайте священные слова из Библии. Перед самой процедурой также следует помолиться, попросив у Господа прощения за грехи и благодаря за его милость.

Целебные свойства

Крещенская вода обладает особой силой. Во-первых, она не портится. Попробуйте налить простой воды и подержать её месяц в закупоренном сосуде: отпив глоток спустя некоторое время вы почувствуете горечь или нотки плесени в жидкости. Но вода, набранная накануне 19 января, будет свежей даже спустя годы. Во-вторых, она защищает от Принеся её из церкви, люди в первую очередь кропили жидкостью стены и углы жилища, чтобы защитить его от бесов и демонов.

В-третьих, вода обладает целебными свойствами. Читая старые архивные данные о том, как праздновали Крещение Господне на Руси, можно найти свидетельства о применении жидкости в лазаретах. Больным давали выпить по три глотка, чтобы избавить их от ненавистной хвори. Также на протяжении года воду употребляли те, кто стал жертвой любого недуга: причём не только физического, но и духовного. Жидкость избавляла людей от порчи и сглаза, успокаивала при неврозах и бессоннице, выводила из состояния апатии и депрессии.

Купание

Погружение в прорубь - ещё одна популярная традиция, пришедшая к нам из глубины веков. В России к празднику готовят около трёх тысяч так называемых иорданей, нырять в которые верующие начинают ещё в Сочельник. Во время процедуры все участники улыбаются, окунаясь трижды. После греются в бане или с помощью горячего чая, который заботливо приносят с собой в термосах. Часто проруби делают в форме креста, что придаёт процедуре большую атмосферу христианского праздника.

Сильные морозы обычно ударяют на Крещение Господне. Как праздновать знаменательное событие, чтобы и в полынье побывать, и при этом не простудиться? Специалисты рекомендуют для начала проконсультироваться с врачом. Например, людям, страдающим аритмией, болезнями почек и диабетом, прыгать в ледяную воду нельзя. Если же вы полностью здоровы и особых противопоказаний нет, подготовить организм к возможному стрессу всё равно необходимо: за месяц до купания начинайте закаляться, обогатите рацион продуктами, богатыми витаминами и микроэлементами. А ещё прочитайте инструкции, как правильно заходить в ледяную воду и что делать после купания в полынье.

Традиции

Их очень много. Узнав о том, как празднуют праздник Крещения Господня на Руси, иностранцы обычно разводят руками: настолько богато событие разными ритуалами и самобытными обрядами. Одним из них является выпускание голубей на волю. Открывая клетки, в которых были заключены птицы, специально подготовленные к празднику, люди говорят спасибо Господу за его милость и покровительство. Также пернатые являются символом божьей благодати, что снизошла на спасителя человечества - Иисуса - в день его крещения в Иордане.

Утром 19 января, как только в храме звонит первый колокол, православные разводят на берегу ближайшего водоёма костёр, чтобы Христос мог погреться у огня после купания. Девушки на заре бегут также к речке или озеру, чтобы умыться ледяной водой. Считается, что она дарует молодость и красоту. После Крещения также запрещается стирать в водоёмах. Бытует поверье, что, погружая крест в воду, священник изгоняет бесов из воды, которые после сидят на берегу в ожидании человека с грязным бельём. Как только его погружают в воду, черти возвращаются. Поэтому говорили: чем позже женщины начнут стирать, тем больше нечистой силы погибнет от

Гадания

Очень популярное развлечение, без которого трудно представить праздник Крещение Господне. Как отмечают архивные источники, обряд далеко не религиозный, а языческий. Несмотря на это, девушки предпочитают такое времяпрепровождение, используя для этого любые предметы: воск, кофейную гущу, зеркала или снег. Например, очень известное святочное гадание на башмачке, им пользовались ещё наши прабабушки в незапамятные времена. Они выходили во двор и, поворачиваясь лицом к порогу, кидали сапог через левое плечо: в какую сторону указывал носок, оттуда и приедут сваты.

Вместо этого узнать будущее пытались с помощью бумаги и свечи. Листок крепко сжимали в руках, клали на блюдце и поджигали. Когда бумага сгорала, по её тени, расположенной на стенке, пытались узнать, какие сюрпризы приготовила судьба в ближайший год.

Одним словом, таких гаданий очень много. В достоверность обрядов, конечно, верить необязательно, но попробовать стоит: это весело и занимательно. В русской глубинке до сих пор не понимают, как отмечать Крещение Господне без таинственных ритуалов и гаданий. Ведь они - важная часть праздника.

Народные приметы

Будучи наблюдательными, наши предки также разработали целую систему предсказаний по обычной погоде. Они утверждали, что лето будет сухим, если на Крещение холодно и ясно, и богатым на урожай, когда небосвод пасмурный. Полный месяц предвещал большой весенний разлив, а звёздная ночь - хороший сбор ягод и гороха. О грозовом лете говорил южный ветер, о благополучном годе - снег, особенно если начинался он во время Божественной литургии. Лай собак сигнализировал охотникам об удачном сезоне, который ожидает их в ближайшее время.

Давайте сделаем вывод. Как православные отмечают праздник Крещения Господня? Весело и непринуждённо. Они используют не только христианские традиции, но и языческие обряды, что делает его ещё более колоритным и необычным. Богоявление - последнее важное событие, завершающий день целого цикла зимних святок. После него наступало временное затишье, люди готовились к Великому посту и ждали следующей знаменательной даты - светлой Пасхи, с которой также связано множество примет. Но это уже совсем другая история...

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан.

Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне - история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы - упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения - в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие - Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди . А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу
- сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Крещение Господне - третий и завершающий большой праздник рождественско-новогоднего цикла, который еще называют Иордан. Православные и греко-католики отмечают его 19 января, поэтому оно совпадает с праздником Богоявления. Однако эти праздники следует различать.

История праздника

С Крещением Господним связывают крещение в Иордане Христа. Когда Иисус Христос достиг 30-летнего возраста, он принял крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордане. Когда вышел на берег - с небес послышался голос Бога-Отца, который назвал Иисуса своим сыном, и на него сошел Святой Дух в образе голубя. Отсюда еще одно название праздника - Богоявление. Православные и греко-католики считают, что именно этот праздник подтверждает таинство Святой Троицы. Ведь в этот день, по христианскому учению, явился Бог в трех ипостасях: Бог Отец - в голосе, Сын Божий - во плоти, Дух Святой - в виде голубя.

18 января по новому стилю празднуют "Голодную кутью" или второй Святой Вечер. Весь этот день верующие люди ничего не едят - постятся. Садятся ужинать только с вечерней зарей. На ужин подаются постные блюда - жареная рыба, вареники с капустой, гречневые блины на масле и кутья и узвар.

В ряде западных регионов Украины, в частности, на Галичине "голодная кутья" отмечается как Щедрый Вечер. Опять, как и на Сочельник, накладывают сено на стол под кутью и ставят "дидуха" на угол.

Крещенская вода и ее свойства

В полночь перед Крещением набранная из реки вода считается целебной; она хранилась за образами в случае ранения или тяжелой болезни.

Еще за неделю до Крещением прорубали на реке прорубь, выпиливали из льда большой крест, ставили его над прорубью и обливали свекольным квасом, чтобы был красный. У креста строили - тоже изо льда - престол. Все это украшали аркой из еловых или сосновых веток - "царские врата".

Утром в церкви проходит богослужение. После него весь народ идет процессией на речку к кресту. Впереди несут деревянный церковный крест и хоругви, хор поет "Глас Господа...", за хором идет священник, а за священником - народ. К реке на Крещение идут все: старые, молодые и дети. Каждый несет с собой бутылку или кувшин для воды.

На реке, у креста, вся процессия останавливается и становится на льду большим красочным кругом. После недолгой службы священник трижды погружает в прорубь крест и читает молитву.

Когда вода освящена, люди подходят к проруби и набирают ее в свои сосуды. С древнейших времен христианская церковь считает освященную иорданскую воду святой. Эта вода имеет силу очищать и исцелять душу и тело человека. Иорданской водой также сбрызгивают дом, чтобы его обходило всякое несчастье. Некоторые священники даже убеждены, что не существует лекарств лучших, чем святая вода.

В день Крещения верующие могут искупаться в проруби - чтобы вылечиться от недугов. Традиция купания на Крещение есть во всех христианских странах. После того, как батюшка освятит воду в проруби, желающие погружаются с головой три раза, крестясь и произнося молитву. Суть обряда заключается в том, что верующие готовы пойти за Христом, принимая крещение и христианскую веру. Он исключительно добровольный, поскольку никто не обязан окунаться в холодную воду.

Поверья и традиции

После освящения все люди возвращаются домой. Отец берет из-за образа Божьей Матери пучок сухих васильков, мочит их в свяченой воде и кропит все в доме; затем берет мел и чертит кресты на образах, двери и шкафах. После этого семья садилась за стол, но перед едой пили святую воду, так как считается, что освященная на Крещение вода должна употребляться натощак, ведь именно при этом условии она имеет наибольшую силу.

После обеда девушки бегают к реке умываться в "иорданской воде" - "чтобы были розовые лица". На Гуцульщине парни водят своих девушек к проруби, "чтобы ся умыла и красна была".

В местностях вдоль Днепра было когда-то немало верований и примет, связанных с "Иорданью". Так, когда процессия шла на реку, то "знающие" люди присматривались: если перед хоругвями пролетят воробьи - несчастливый год для детей, грачи - для молодых людей, а если пролетят гуси, то старики этом году будут очень болеть, а то и умирать.

Пепел после Рождественских праздников нельзя хранить - ни в доме, ни во дворе, потому что "будет пожар"; вечером на Крещение его надо вынести на реку и высыпать на лед.

Наши предки верили, что когда священник погружает крест в воду, все черти и всякая нечистая сила выпрыгивают из реки и остаются на земле до тех пор, пока какая-то из женщин не придет на реку стирать белье. Когда грязное белье опустится в воду, то вместе с ней ныряют в воду и все черти, которые мерзли на земле. Поэтому набожные старики раньше не позволяли своим невесткам стирать белье в течение целой недели после Крещения - "чтобы больше вымерло нечистой силы от крещенских морозов".

После Крещения начинался новый свадебный сезон, который продолжался до Великого поста. Это было время веселья и развлечений. Молодежь собиралась на вечерницы, семьи ходили друг к другу в гости.

Крещение - время гаданий

Канун Крещения считается одним из самых благоприятных моментом для гаданий. Перед тем, как гадать, нужно подготовиться: избавиться от одежды с узлами, одеть что-то простое и просторное, распустить волосы. Гадания всегда считались если не святотатством, то нарушением установленных правил, ведь люди, которые осуществляли, решались узнать то, что человеку в принципе знать не положено. Поэтому, опасаясь кары божьей, гадающие девушки пытались убрать в крещенский вечер из помещения все напоминания о своей ответственности за этот грех перед высшими силами - снимали крестики с шеи, завешивали иконы, а по завершении гадания читали молитвы и умывались святой водой.

Одно из самых распространенных гаданий - с сапогом. Выйдя из дома, девушка бросала его перед собой. Куда показывал носок, оттуда и суженого ждать. Если же он указал на дом, сидеть еще целый год в девках. Чтобы узнать имя суженого, нужно выйти на улицу и спросить имя первого встречного мужчины.

Увидеть и узнать о том, кто будет суженным, можно во сне несколькими способами:

Способ №1. Перед сном чистой расческой расчесать волосы, затем положить ее под подушку и произнести: "Суженый-ряженый, приди ко мне, расчеши мои волосы".

Способ №2. Съесть на ночь что-то соленое и не пить после этого. А когда ложиться спать, сказать: "Суженый-ряженый, приди ко мне и напои меня водицей".

С помощью гадания можно узнать свое будущее в текущем году. Для этого нужно взять шесть рюмок с водой и положить в них соль, сахар, кусочек хлеба, монету, кольцо и спичку. Не глядя, нужно выбрать одну рюмку и по ее содержимому определить будущее. Если выпала соль - к слезам, печали; сахар - сладкая жизнь, удача; хлеб - сытая жизнь; монета - к деньгам; кольцо - замужество или женитьба; спичка - к ребенку.

Чтобы узнать сбудется ли желание, нужно рассыпать на стол пригоршню мелких предметов, например, орешки, семечки и т.п. После этого загадать желание и пересчитать количество предметов. Если их число четное - желание сбудется, соответственно, число предметов нечетное - желание не сбудется.

Крещение Господне - христианский праздник, в православной церкви относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 6(19) января. В основе лежит евангельское сказание о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Праздник носит и другое название - Богоявление, т. к. во время крещения Иисуса Бог - дух святой - сошел с небес в виде голубя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КРЕЩЕНИЕ

есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. “Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие” (Ин 3:5). Крещение водою начал Предтеча Христов Иоанн “Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям чтобы веровали в грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса” (Деян 19:4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.” Самое важное в священнодействии крещения - троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От того кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается перед крещением Символ веры. “Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа” (Деян 2:38). “Кто будет веровать и крестится, спасен будет” (Мк 16:16). При крещении совершаются следующие обряды: 1) Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2) Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в оной изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность Христианской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест твой и следуй за мною” (Мф 16:24). 6) Крещаемый и восприемники с возженными свечами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы читаемой при сем действии, совершается по слову апостола Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творить. О тех, которые грешат после крещения должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих, потому что те имели от Бога особенную помощь к добру, и отвергли ее. “Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорит ап. Петр, опять запутываются в них, и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого” (2Пет 2:20). Но и для согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: Покаяние.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Loading...Loading...