Православные вспоминают крестные муки христа. Православные христиане отмечают страстную пятницу

Распятие

У православных наступил самый скорбный день года – Великая пятница. Именно сегодня, без малого два тысячелетия назад, на Кресте был распят, искупая людские грехи, Иисус Христос.

Вот краткая хронология событий с ночи четверга и до вечера пятницы, как ее излагает «Православная энциклопедия».

В четверг после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправились в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос - в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время апостол Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него.

После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, правившему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие.

Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где по преданию был похоронен череп Адама. Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Иисус Христос умер на Кресте, «и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51-52).

Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» - небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв его большим камнем. При погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (мироносицы). На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее.

А на следующий день произошло Воскресение Христово. Вера в то, что Сын Божий, пострадав за людей, воскрес, и составляет основу и главное благовестие Христианства. Поэтому Великая Пятница, Великая суббота и Пасха (т.н. пасхальное триденствие) - центральные в церковном календаре. Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно другим дням Страстной седмицы, Великая Пятница как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии).

Что же такое распятие? Какие чудовищные муки принял за людей Иисус Христос? Вот как поясняет это известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев:

«Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник - иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом. Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер...

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца - это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше».

Здесь стоит напомнить, что русские православные – не монофизиты, как армяне. В нашем понимании Иисус Христос – богочеловек. Т.е. тот, кто не только является Господом, но и наравне со всеми нами чувствует любую физическую боль тела. Вот какие муки перенес, спасая нас, Иисус Христос. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Вот что говорил о б этом событии выдающийся пастырь Русской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу к опустевшему Кресту Божественного Страдальца, к Его гробу. А двадцать столетий назад в это время вокруг Его безжизненного тела уже оставались только самые близкие, оплакивающие свою любовь и несбывшиеся надежды.

Последний возглас Умирающего на Кресте: «Свершишася» слышали друзья и недруги. И никто еще не понимал того дела, за которое Он умирал. Теперь же, как в капле росы отражается и играет солнце радостью жизни, так в каждой Церкви по всей земле отражаются события тех трагических и спасительных дней: вознесен Крест Господень и плащаница Христова, вещают о величайшем в истории мира свершившемся на Голгофе подвиге.

На земле Спасителем и Искупителем явилось Царство Божие и зовется Оно Церковью Христовой. И сегодня уже не вместила бы Голгофа всех, принесших к прободенным стопам Спасителя свою любовь. Это Господь исполняет Свое обещание: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Ин.12,32).

Мы-то сейчас, стоя у плащаницы, уже ждем Его Воскресения. Может, поэтому и не можем мы прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых, ни удержать сорокодневной радости грядущей Пасхи. Но сегодня Великая Пятница - день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет».

В великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны стоять пред плащаницей поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти - убийцу. И вот это - факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти…

Вслушаемся же, дорогие, что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как по-человечеству Своему, Я тужил и скорбел в саду Гефсиманском в преддверии страданий. Сердце без слов взывало к Небесному Отцу: «да мимо идет Меня чаша сия». Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели, сострадание и милосердие к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой Я осилил невыносимое. «Грехи всего мира отяготели на Мне». Твою ношу, которая для тебя непосильна Я взял на Себя»…

Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь в Царство Небесное, но и доселе враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках, и не знающих покаяния грешниках. Как во время служения Христа его соплеменники заменили Божии Истины ложью и превратились в лицемерных обрядоверов, так и ныне не повторяются ли и нами их заблуждения. На словах, «Господи, Господи»! а по жизни: «имей мя отречена».

Не являет ли с очевидностью горький опыт жизни человечества продолжающееся его пленение богоборцу - врагу рода человеческого. Господь даровал нам радость жизни вечной, а мы предпочитаем призрачные утехи временного бытия. Христос Спаситель своим подвигом самопожертвования «лишил силы, имеющего державу смерти, то есть диавола», и смысл Его жертвы - восстановление погибающего на земле Царства Божия, похищенного врагом у прародителей наших. Но в нашей власти избирать путь мнимой свободы, по существу повиновения врагу Божию, или путь жизни следования за Христом. Благодать Божия неиссякаема в Церкви Божией. Будем же, дорогие, жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и ежегодно, в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои»!».

Последнее обновление 28.02.2015

Очень трудно говорить что-то о днях перед Пасхой Христовой и воскресением Иисуса . Эти дни настолько емко вместили в себя весь смысл пришествия Христова, Его учения, Его благой вести (а именно так переводится слово «евангелие»), что порой кажется, что не имеет смысла дополнять и разъяснять сказанное учениками, друзьями Иисуса - теми, кто все это видел и пережил.

Может быть, именно поэтому накануне Великой пятницы - дня, когда Иисус Христос был распят и умер, - в храмах очень много звучит Евангелие.

Не комментарии, не нравоучения, а те самые слова, что оставили нам очевидцы, те слова, которые нашли апостолы, чтобы каждый мог максимально близко подойти к тайне распятия и воскресения Христа.

Я знаю, что подавляющее большинство наших сограждан не читало Евангелие. Те же, кто читали, не всегда имеют возможность, а может быть, и желание накануне Пасхи напомнить себе о событиях тех дней. Пасха стала слишком уж обычной для нас. Из года в год весть о воскресении Христа воспринимается как обыденность, и за скобками остаются трагические и очень важные для христиан события. Быть может несколько самонадеянно, но я бы хотел предложить читателям краткое повествование, составленное словами очень близкими к словам евангелистов, во многом даже цитатами, но в то же время с некоторыми пояснениями. Пусть каждый желающий прочтет это и сам для себя решит, что же для него значат распятие и смерть Иисуса Христа.

К моменту описываемых ниже событий Иисус уже около трех с половиной лет проповедовал израильскому народу. За неделю до смерти Христос пришел в Иерусалим и был встречен толпами людей, уверенных в том, что он пророк, Божий посланник, Царь Иудейский, призванный облегчить тяжелую участь порабощенного Римом израильского народа. Арест, суд, распятие и смерть Иисуса происходили накануне и в самый день великого иудейского праздника - Пасхи, праздника в память о спасении израильского народа из Египетского плена. С древних времен и само спасение израильтян и праздник считались пророческими, предвозвещающими спасение людей Богом через Божьего посланника - Мессию.

Вход Господень в Иерусалим. Джотто. Капелла Скровеньи, фреска. Фото: Commons.wikimedia.org

Арест Иисуса

Зная о всем, что должно произойти, поздно вечером накануне пятницы приходит Господь Иисус с учениками своими в сад небольшого селения именуемого Гефсимания. Это место знал и Иуда , предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками своими. Господь сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь, молитесь и вы, чтоб не впасть в искушение». Но по возвращении Он видит учеников спящими: «Вы спите и почиваете? Вот, пришел час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».

Иуда же, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит в сад с фонарями и светильниками и оружием. Он дал пришедшим с ним знак - кого поцелует, тот и есть. Подошедши к Иисусу и сказав: «Радуйся, Учитель!», - Иуда поцеловал Его. Иисус сказал пришедшим: «Кого ищете?» Ему ответили: «Иисуса Назорея». Он говорит: «Это я, как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Всякий день бывал я с вами в храме, уча открыто, и вы не поднимали на Меня рук и не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы». Все это было, да сбудутся Писания пророков.

Бывшие с Господом, видя, к чему идет дело, сказали Ему: «Господи! не ударить ли нам мечом?» И вот Петр , имевший меч, ударил им раба первосвященника и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх . Тогда Иисус сказал: «Оставьте, довольно!» И, прикоснувшись к уху раба, исцелил его. Петру же повелел: «Вложи меч твой в ножны; ибо все, взявшиеся за меч, мечом погибнут. Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, - и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (около 60-ти тысяч - здесь и далее прим. Ю.Б.)? Как же сбудутся пророчества в Писании, что так должно быть?». Тогда воины и служители Иудейские взяли Господа Иисуса и связали Его. Ученики же убежали.

Суд у первосвященника

Ведшие Господа отвели Его сперва к Анне , ибо он был тесть главного на тот год первосвященника Каиафы . Анна спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Господь отвечал ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где все Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Спроси слышавших, что Я говорил им, они знают, что Я говорил». Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так-то отвечаешь Ты первосвященнику?» Господь отвечал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

После этого Анна послал связанного Господа к первосвященнику Каиафе, где другие первосвященники и старейшины и весь синедрион (суд) искали лжесвидетельства, чтобы предать Иисуса смерти, и не находили.

Тогда Каиафа обратился к Нему с такою речью: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Мессия, Сын Бога Благословенного?». Иисус говорит ему: «Ты сказал - Я, и даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (одно из имен Бога) и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: «Он богохульствует, теперь вы слышали богохульство Его! На что еще нам свидетелей?». Они же признали Его повинным смерти (по закону за богохульство полагалась смерть). Тогда некоторые начали плевать в лицо Ему и заушать Его, другие же били по щекам, а иные, закрывая Ему лицо, ударяли и говорили: «Прореки нам, Мессия, кто ударил Тебя?».

Между тем рабы и служители во дворе развели огонь, потому что было холодно. К ним подошел Петр. Его спросили: «Ты не из учеников ли Его?» Он отрекся. Один из рабов, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?». Петр опять отрекся. Туда же подошла одна из служанок и, увидев Петра и всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином - Назарянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». И запел петух. Немного спустя стоявшие там опять стали говорить Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Он же начал клясться и божиться, что не знает сего человека. Когда еще говорил он, запел петух во второй раз. Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух дважды, отречешься от Меня». И, вышедши вон, начал горько плакать.

Суд у Пилата

Поскольку Иудея в те годы была захвачена Римом и ею правил прокуратор (префект) Понтий Пилат , а именно в его власти было вынесение смертных приговоров, то именно к нему и отправили Иисуса рано утром в пятницу.

Пилат спросил тех, кто привел к Нему Иисуса: «В чем обвиняете вы этого человека?». Ему ответили: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Пилат сказал: «Возьмите Его и по закону вашему судите». Иудеи возразили: «Нам не позволено предавать смерти никого. Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Мессией Царем», - так обвинители старались подвести обвинение под римские законы, где преступления против Кесаря карались смертью.

Пилат призвал Иисуса и спросил: «Ты Царь Иудейский? Твой народ и первосвященники предали Тебя Мне. Что Ты сделал?». Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои боролись бы за Меня, чтобы Я не был предан; но Царство Мое не отсюда». Пилат сказал Ему: «Итак, Ты - Царь?». Отвечая ему, Иисус сказал: «Ты правду говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает голоса Моего».

Пилат скептически заметив, «что есть истина?», вышел к первосвященникам и народу и сказал: «Вы привели Его ко мне, как развращающего народ. И вот, я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу». А ради праздника Пасхи (в память о спасении израильского народа из египетского плена) и нужно было отпустить одного узника, о котором просил народ. Пилат хотел обратить это в пользу Невинного, ибо знал, что первосвященники предали Иисуса из зависти. Но весь собравшийся народ закричал: «Нет, отпусти не Его, но Варавву ». Варавва же был разбойник и убийца. Пилат снова спросил их, кого из двух хотят отпустить - Варавву или Иисуса, называемого Мессией? Они опять закричали: «Варавву».

Пилат спросил: «Что же мне сделать с Иисусом? Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нахожу в Нем, наказав Его, отпущу». Они все закричали: «Да будет распят! Распни Его! Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; нет у нас царя, кроме кесаря; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». И превозмог крик народа и первосвященников. Видя, что ничто не помогает, но волнение увеличивается, он взял воды и, умыв руки пред народом, сказал: «Неповинен я в крови Праведника Сего; смотрите сами». Весь народ, отвечая ему, сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда наконец Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву и предал Иисуса на распятие.

Распятие

Воины Пилата, взяв Иисуса, отвели во двор и собрали весь полк. Раздев Его, они надели на Него багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили Ему на голову. Дали Ему в правую руку трость, и, становясь пред Ним на колени, кланялись Ему, насмехаясь: «Радуйся, Царь Иудейский!». После чего били Его по щекам, и плевали на Него, и, взявши трость, били по голове. Закончив издевательства, одели Иисуса в собственные одежды и повели за город на распятие. Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

Когда пришли на так называемое Лобное место (по-еврейски Голгофа), дали Ему пить кислое вино со смирною (это был горький напиток притупляющий чувства, чтобы хоть отчасти уменьшить ужасные мучения на кресте). Но Иисус его не принял. После этого Господа распяли. Был третий час от восхода солнца.

С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. И сбылось слово Писания, сказанное пророком Исаией: «И к злодеям причтен». И была над Ним надпись, которую приказал сделать Пилат: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Воины, распявшие Господа, взяли одежды Его и кинули жребий о них, кому что взять. Да сбудется сказанное в Писании в псалме Давида: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Пред крестом стоял народ и смотрел. Проходившие злословили Его, качая головами своими: «Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста». Насмехались и первосвященники и старейшины и фарисеи: «Других спасал, а Себя не может спасти! Пусть спасет Себя Самого, если Он Мессия, избранник Божий». Видя все это и слыша, Господь Иисус сказал: «Отче! прости им; ибо они не знают, что делают».

При Кресте стояли Матерь Иисуса и сестра Матери Его, Мария Клеопова , и Мария Магдалина .

Один из разбойников, распятых с Господом, поносил Его и злословил, говоря: «Спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!». И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь ты со Мною в раю».

Василий Голынский. Распятие Иисуса Христа. Работа не позднее 1904 года.

Неделю, предшествующую Пасхе, именуют Страстной и она считается самой строгой во всем посте. У каждого дня свое значение, не исключением является и Страстная пятница, что это такое можно узнать не только из Священного Писания.

День этот имеет особое значение, так как православные вспоминают последние моменты жизни Христа на земле, молятся о своем спасении и стараются осознать ту жертву, что он принес во благо жизни человеческой.

В ночь с четверга на пятницу Иуда Искариот предал Христа за ничтожную сумму и тот был заключен под стражу. А в пятницу фарисеи вынесли ему приговор и он был распят. Подобный способ казни был выбран не зря. Считалось, что она не только наиболее тяжелая и унизительная, но и влекущая проклятие на того, кто будет умерщвлен подобным способом.

Также читайте интересные материалы по теме:

Вместе с Христом на Голгофе были распяты двое разбойников, один из которых, глядя на кротость Христа, признал в нем Бога и покаялся. В ответ на это Христос сообщил тому, что он будет с ним в раю. Этим сын Божий подтвердил, что шанс попасть в рай есть у всех, независимо от образа жизни. Важно лишь искренне раскаяться и в этом смысл понимания Страстной пятницы что это такое подробно описано в Евангелиях.

Интересно! Подобный тип казни рассчитан на длительное время и повышенные мучения для приговоренных, но так как следом за Страстной пятницей наступал праздник Песах, значимый для всех иудеев, священники уговорили Пилата разрешить сломать ноги осужденным, дабы смерть наступила быстрее. Однако Христос умер на кресте, не дожидаясь умерщвления. В ходе последнего приговоренных к казни обычно закалывали копьем, что и было сделано с разбойниками.

Чудеса на Страстную пятницу

События этого дня были слишком давно для того чтобы можно было бы гарантировать их достоверность, но в Писании указано, что все то время, пока Христос в Великую пятницу был на кресте, тьма спустилась на землю. И свет появился лишь после его смерти.

Одновременно с этим моментом в Иерусалимском храме сама собой разорвалась пополам завеса, отделявшая место проведения служб от того места, где раз в году первосвященником приносились жертвы Богу. Считается, что таким образом Христос разрушил завесу между людьми и Богом.


Снят с креста Спаситель и помещен в пещеру, в которой и свершилось чудо воскрешения, был близкими учениками. Но эти события произошли уже после окончания Страстной пятницы. К одним из чудес этого дня относится сохранившаяся с тех времен Плащаница, в которую жены-мироносицы обернули тело Христа. На фрагменте ткани сохранился контур его тела. Плащаница хранится в Иерусалиме и выставляется на всеобщее обозрение ежегодно именно в Страстную пятницу.

Посещение служб

Они считаются обязательными для любого верующего человека. Именно в пятницу выносится Плащаница, коснуться которой необходимо для того чтобы прочувствовать всю тяжесть жертвы Христовой.

Всего за день посещаются три службы, т.е. почти весь день человек проводит в церкви. Важность посещений связана с тем, что на службах читаются разные части Евангелий, потому именно за весь день раскрывается вся суть Страстной пятницы и последние часы жизни Спасителя.

Традиции Страстной пятницы

  • В Великую пятницу православные молились о спасении души, посещая специальную службу. Из храма приносились 12 свечей, догореть которые были должны в доме. Считалось, что таким образом помещение очищается, а на его жильцов сходит благодать.
  • Проверяли этими свечами то, насколько чист дом духовно. Если свечи сильно коптили, а дым был черным, это значило, что на дом наведена порча.
  • Из-за запрета на работу существовало суеверие, что не в коем случае нельзя стирать. На таком белье ожидали появление пятен крови
  • Пятничную золу из печей старались запасти, считалось, что она лечит практически от всех заболеваний, а также защищает от сглаза.

На Страстную пятницу: что нельзя делать

Главный запрет дня заключается на любой вид деятельности. Считалось, что все приготовления к Пасхе надо было закончить в Чистый четверг. В этот день убирали дом, справлялись со всей домашней работой, а также пекли куличи и окрашивали яйца. Предполагалось, что в пятницу ничто не должно отвлекать от молитв и скорби по распятому Спасителю. После Пасхи идет .

Запрет распространялся на все виды работ, не важно, требовались и они в доме на огороде. Единственным исключением была кормежка домашнего скота, хотя пчел в ульи пересаживать, почему то, тоже было нельзя. Верили, что если осуществлять посадку в этот день, то вырасти из такого урожая ничего не вырастет.


Строжайший пост на Страстную пятницу

По этой же причине не разрешалось плевать на землю. Это могло привести к потере всего урожая. Взаимосвязь между отсутствием воспитания, Страстной пятницей и религией в целом просматривается с трудом, однако верили во все это люди не столь давно и старались соблюдать самими же придуманные ритуалы.

Недопустимы любые развлечения или плотские утехи. Даже смех и тот был под запретом. Считалось, что если засмеяться в этот трагический день, то весь следующий год будут ожидать неудачи.

Важно! Глубоко верующие стараются в этот день не умываться и не принимать душ, а также ничего не есть, дабы ничего не отвлекало от духовной пищи. Хотя в ритме современной жизни представить себе такую организацию процесса несколько затруднительно, так как от решения бытовых вопросов никуда не деться, равно как и от посещения работы.

Приметы на Страстную пятницу

Выясняя о Страстной пятнице, что это такое одним словом охарактеризовать нелегко, следует упомянуть о приметах. В православии тесно сплетаются религия и языческие пережитки, благодаря которым характерные предсказания будущего искали во многих вещах. Для того чтобы узнать, что готовить грядущий год, надо было встать утром, и ни с кем не разговаривая подойти к окну.

В зависимости от того, что было видно за окном, ожидали:

  • новых знакомств, если на ветке сидела птица;
  • неприятных известий при взгляде на пробегающую собаку;
  • материального благополучия, если мимо дома проходила кошка;
  • здоровья, когда по улице шел молодой человек;
  • болезни или смерти при взгляде на инвалида или калеку.

Наиболее интересной идеей была мысль о том, что если в течение трех лет ничего не есть в Страстную пятницу, что это такое видео инсценировку можно найти во многих программах и даже художественных фильмах, то на человека сойдет откровение. И после этого он, якобы, должен увидеть момент своей смерти.

И это еще один пример того, насколько тесно может переплетаться религия и предрассудки. Хотя большинство данных примет и традиций все-таки остались в прошлом, упоминают их и сейчас, однако, информацию о них можно найти противоречивую.

К примеру, в большинстве источников написано, что все приготовления к Пасхе заканчивают именно в четверг, также именуемый Чистым, но в то же время иногда можно увидеть, что единственным исключением из правил о запрете работы касается как раз приготовления куличей. Но если учесть, что занятие это долгое и хлопотное, предполагается, что оно оторвет хозяйку от посещения служб, а это не правильно. Потому большинство запретов имеют вполне логичное объяснение.

Потому для верующего человека Страстная пятница - это все-таки не традиции или приметы, равно как и не запреты. Содержание последних и так очевидно, так как заканчивается Страстная неделя. В первую очередь пятница - это покаяние, молитвы и ожидание торжества веры, которое происходит в тот момент, когда в главном храме Иерусалима сходит благодатный огонь и становится очевидным, что человечеству в очередной раз простили все грехи и жизнь продолжается.

Обсуждение (1)

Страстная, или Великая пятница - народно-христианский праздник. Его отмечают в пятницу перед Пасхой. В 2019 году он приходится на 26 апреля. Православная Церковь в этот день вспоминает распятие и смерть Иисуса Христа.

История праздника

3 апреля 33 года, в ночь с четверга на пятницу, фарисеи решили казнить Иисуса Христа. Они арестовали его и привели к первосвященнику Анне. Он направил задержанного к Каиафе, руками которого хотел сделать зло. Там Спасителя унизили и осмеяли. Но Он смиренно перенес все плевки и пощечины.

Лживые свидетели, которых заранее выбрали из иудейской толпы, показали, что Иисус пообещал построить новый храм за три дня, если они разрушат уже имеющийся. Спаситель попытался объяснить, что Его слова неверно и слишком буквально поняли, а смысл извратили. Но Его грубо прервали, а толпа освистала. Когда же Иисус признал себя Истинным Сыном Божиим, Каиафа в знак протеста против богохульных речей разорвал на себе мантию. Спасителя приговорили к смерти через распятие.

В пятницу утром Иисуса доставили на суд римского префекта в Иудее Понтия Пилата. После общения с пленником он понял, что этот человек не несет угрозы государству и предложил отпустить. В то время был обычай в честь еврейской Пасхи миловать одного из приговоренных к смерти. Но фарисеи выбрали опасного разбойника и убийцу Варавву. Прокуратор поинтересовался, почему они хотят помиловать бандита вместо безобидного философа. Ему ответили, что Иисуса из Назарета нужно казнить, поскольку он считает себя сыном Господа.

В три часа дня Спасителя распяли на горе Голгофа. Спустя три часа на город спустилась тьма, и померкло солнце. Многие увидели это, прозрели и раскаялись.

Традиции и обряды праздника

В этот день Православная Церковь вспоминает о распятии Иисуса Христа, снятии его с креста и дальнейшем погребении. В три часа дня священники выносят из алтаря в центр храма плащаницу - полотно, на котором изображено тело Иисуса Христа в гробу. Молящиеся поклоняются перед ней. Вечером совершается служба, во время которой верующие стоят с зажженными свечами в руках. Плащаницу обносят вокруг храма. В этот день в церквях не звонят в колокола.

После службы прихожане не гасят зажженные свечи. Они приносят их домой и ставят перед иконами.

Что можно кушать в Страстную пятницу

Страстная пятница приходится на последнюю неделю Великого поста. В этот день принято соблюдать особо строгий пост: нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы в храме. После этого по церковному уставу разрешается только есть хлеб и пить воду.

Что нельзя делать в Страстную пятницу

Церковь запрещает в этот праздник работать по дому, петь, танцевать, веселиться, слушать музыку, сквернословить, богохульничать и чертыхаться. Нельзя шить, стирать, резать, вязать. Запрещается брать в руки топор и любой земледельческий инструмент.

Приметы на Страстную пятницу

  • Ночь на пятницу звездная, а утром ясный рассвет - к хорошему урожаю пшеницы.
  • Если в Страстную пятницу посадить петрушку и капусту, то урожай будет в два раза больше.
  • Испеченный в этот день хлеб считается лечебным.
  • Если в Страстную пятницу отлучить малыша от груди, то ребенок вырастет здоровым и сильным.
  • Кто веселится, поет и пляшет в этот день - тот весь год будет горевать.

Страстная пятница — это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса.

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его (Богослужение Поклонения Кресту).

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, повешенный на кресте считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа , присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу , то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа . Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его , Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не ведают, что творят».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос , увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят , то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Великая пятница — день строгого поста.

Loading...Loading...