Преподобный феодосий печерский. Феодосий Печерский: житие, чудеса, поучения
К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия.
Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.
Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.
Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:
Идеи, теории, образы, ценности
Общественные связи индивидов
Уровень развития самого человека
Ученые выделяют три вида духовного производства:
Наука и образование
Искусство и культура
Религия
Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:
1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
4) представления;
5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;
8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни
Духовная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в Иисуса Христа человека, порождаемая Божественной благодатью Святого Духа при согласии свободной человеческой воли. Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет. Начало духовной жизни полагается в таинстве крещения, где человеку обильно подается благодать для духовного возрождения. В таинстве крещения в христианине закладывается благодатное семя духовной жизни, развить которое зависит как от Бога, так и от произволения человека. Если человек «свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу», то духовная жизнь «станет собственною человеку, явится в полном своем виде» (св. Феофан Затворник). Духовная жизнь человека слагается из Божественной благодати и человеческой свободы. От человека требуются усилие воли в борьбе с грехом и стяжании добродетелей. От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в сотрудничестве Бога и человека. Духовная жизнь протекает в Церкви, поскольку в ней (в ее таинствах и богослужениях) пребывает и подается сама Божественная благодать. Целью духовной жизни является соединение с Богом (об́ожение), т.е. бесстрастие, святость и совершенство.
Священник Константин Пархоменко:
Святые всех веков христианской эры утверждают: если вы хотите начать духовную жизнь, то должны помнить о четырех ее составляющих и продвигаться во всех четырех направлениях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре составляющие духовного пути суть:
- участие в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, и, прежде всего, Таинстве Евхаристии;
- индивидуальная молитва;
- чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным;
- доброделание.