Преподобный георгий исповедник даниловский чудотворец.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

С юных лет возлюбивши Христа, преподобный отец наш Георгий сделался монахом, вел подвижническую добродетельную жизнь и, как никто другой, усовершенствовался в смиренномудрии. В царствование Льва Исаврянина 1 он соделался исповедником за Христа, претерпевши от иконоборцев гонение и притеснение. Затем в царствование православных Константина и Ирины 2 он был возведен на архиерейскую кафедру в городе Митилене 3 , митрополии острова Лесбоса 4 . Святой Георгий был весьма милостив, щедрыми подаяниями питая алчущих. За свое великое воздержание он соделался другом ангелов и, отгоняя нечистых духов и врачуя неизлечимыя недуги, явил себя чудотворцем. Доживши до времени царствования императора Льва Армянина, возобновившего иконоборчество 5 , он снова, будучи уже глубоким старцем, претерпел гонение за святые иконы. Еще раньше правления императора Льва Армянина, возобновление иконоборства и изгнание святого Георгия, в Митилене были некоторыя знамение, предуказывавшие на скорое появление в Церкви Христовой смут и бедствий. Однажды в храме святой великомученицы Феодоры, что близ пристани, за вечерней во время всенародного пение "Кирие, елеисон" - Господи помилуй -стоявший на престоле святой крест внезапно и с сильным шумом какой-то невидимою силою был взят с своего места и вознесся кверху под потолок, а затем, склонивши свой верхний конец к низу, упал на землю. Народ, видевший это, был охвачен великим страхом и ужасом; поднявши вверх свои глаза и руки, все громогласно, в течение продолжительного времени, взывали: "Кирие, елеисон" и не желали выходить из церкви, так как ожидали, что остров Лесбос посетит какая-нибудь внезапная гибель. В то время в церкви находился преподобный Симеон вместе с своим младшим братом Георгием, который впоследствии в свое время наследовал престол первого Георгия 6 . Симеон, будучи прозорливцем, со слезами говорил народу:

Братия, будет не так, как ожидаете вы. Бог не погубит окончательно этой страны, но на днях вступит на престол богоненавистный и богопротивный царь, который, ниспровергши на землю святые иконы, отнимет от церкви красоту ее.

По прошествии нескольких дней, в церковь и в алтарь вошел - дверь церкви случайно не была заперта - огромный и страшный вепрь, у которого уши и хвост были обрезаны и лег здесь на горнем месте. Заметивши это, церковные сторожа немедленно стали прогонять вепря, но безуспешно, так как он был свиреп и кидался на всех, пытавшихся выгнать его из алтаря, обращая их тем в бегство. После сего, принесши огромный кол, стали до крови бить животное в продолжении долгого времени и, обессилевши, с трудом смогли прогнать его. Узнав об этом, тот же блаженный Симеон сказал:

Чада, поверьте, что этот вепрь знаменует имеющего, - по попущению Божию, - быть здесь епископа, который по жизни и нраву будет подобен свинье.

Всё это скоро и сбылось. Вышеупомянутой император Лев Армянин, вступивши на царский престол, предпринял гонение против церкви Божией и в то же время созвал в Константинополь многих епископов, склоняя их к принятию иконоборческой ереси. Преподобный отец наш Георгий, митрополит Митиленский, будучи также призван с прочими епископами, явил себя неустрашимым воином Христовым. В то время как многие одобряли царево неправоверие, он своей истинною премудростью посрамил царя, лжепатриарха Феодота, по прозванию Касситера 7 , и прочих единомысленных с ними еретиков, и некоторых из них довел до сознания их собственного заблуждения.

Царь и патриарх, не перенося его обличений, отправили его в изгнание в Херсон 8 , а на его место поставили в Митилену митрополитом некоего еретика, который подобно луговому вепрю (кабану) опустошил и осквернил виноградник Христов: он попирал святые иконы, бессмысленно смущая словесных овец. Святой же Георгий, проживши в изгнании остальные дни своей жизни, по благодати Христовой совершил многие чудеса. При наступлении времени его преставления воссияла на небе пресветлая звезда, - провозвестница блаженной его кончины, - которая была видима и на Лесбосе. По этой звезде в Митилене было познано словесными овцами отшествие ко Господу их пастыря, святого Георгия.

Жизнь святого при его добрых делах являлась светом для мира. Блаженную же кончину его Бог прославил светлою звездой и после его кончины для прославления Своего угодника источил от его мощей чудесные целебные источники.

________________________________________________________________________

1 Лев Исаврянин царствовал с 717 по 741 г. Он происходил из класса зажиточных крестьян и настолько выделился своей военной службой при Юстиниане II, что в 717 г. при всеобщем одобрении был возведен на императорский престол. Обратив внимание на церковные дела и, между прочим, на суеверие в иконопочитании он решился уничтожить последнее полицейскими мерами. Сначала он (726 г.) издал эдикт только против поклонение иконам, для чего приказал поставить их в церквах повыше, чтобы народ не лобызал их. В 730 г. был издан эдикт, повелевавший вынести иконы из храмов. Лев Исаврянин достиг того, что иконы временно были выведены из церковного употребления.

2 Император Константин V Копроним (741-775) преследовал иконопочитание с еще большею, чем его отец Лев Исаврянин, жестокостью. Он хотел торжественно уничтожить иконопочитание, как ересь и для того в 754 г. составил в Константинополе собор, который назван вселенским. На нем было 338 епископов, но ни одного патриарха. Здесь положено было, что иконопочитание идолопоклонство, что единственный образ Христа Спасителя - Евхаристия. Собор предал анафеме всех защитников иконопочитания и иконопочитателей, особенно св. Иоанна Дамаскина. Св. Ирина с 780 по 790 и 797 по 802 управляла за малолетством своего сына Константина Порфирородного. Она объявила себя за иконопочитание. В 787 г Ириной в Никее был созван второй Никейский и седьмой вселенский собор, под председательством патриарха Константинопольского Тарасия. На соборе, состоявшем из 367 отцов, было восставлено иконопочитание.

3 Митилена, город на острове Лесбосе - (величайший в Эгейском море), близ древней Трои и Мизии (Малой Азии), имеет до 36000 жителей; остров горист, плодороден, богат лесом, хлебом, вином. К Турции присоединен в 1462 году, при Магомете.

4 В древности особенно процветали города этого острова Крезос, Пирра, Митилена.

5 Лев Армянин царствовал с 813-820 г.

6 В г. Митилене, на острове Лесбосе, митрополитами были два Георгия. Первый из них, о котором написано настоящее житие, претерпел изгнание в царствование Льва Армянина в 816 г., второй же Георгий брат Симеона прозорливца. Он был рукоположен в пресвитера первым Георгием, в царствование Константина и Ирины (в 762 г.), на престол же вступил в царствование императора Михаила Косноязычного (820-829 г.), который по воцарении даровал свободу православным. Сей второй Георгий был изгнан за православие иконоборческим императором Феофилом (829-848 г.); по смерти же Феофила блаженная царица Феодора (842-865 г.) со святейшим патриархом Константинопольским Мефодием утвердила православие и в 842 г. возвратила второго Георгия из изгнания; после богоугодной жизни он скончался мирно на своем престоле.

7 Феодот I Касситер управлял патриархиею с 815-821 г.

8 Херсон или Корсунь - греч. колония важнейший из городов Херсонеса Таврического, близ нынешнего Севастополя - место крещения великого князя Владимира.

Ис-по-вед-ник Ге-ор-гий (Егор Его-ро-вич Се-дов) ро-дил-ся в 1883 го-ду в де-рев-не Чу-ри-ло-во Вла-ди-мир-ской гу-бер-нии в кре-стьян-ской се-мье. Он при-над-ле-жал к то-му за-ме-ча-тель-но-му ти-пу рус-ских лю-дей, яс-ность и про-сто-та ду-ши ко-то-рых де-ла-ла все их по-ступ-ки ос-но-ва-тель-ны-ми и каж-дый шаг на-деж-ным. Та-кие лю-ди не об-ма-ну-лись под-ме-ной жиз-нен-ных цен-но-стей, не из-ме-ни-ли сво-им жиз-нен-ным прин-ци-пам из стра-ха, не утра-ти-ли цель-но-сти, и оста-лись вер-ны-ми до кон-ца.
Егор учил-ся гра-мо-те в сель-ской шко-ле, с юно-сти за-ни-мал-ся кре-стьян-ским тру-дом. В 1907 го-ду он же-нил-ся, в его се-мье ро-ди-лось пя-те-ро де-тей. В цер-ковь хо-ди-ли все. Да-же при со-вет-ской вла-сти Егор Его-ро-вич не ра-бо-тал в празд-нич-ные дни. Каж-дое де-ло со-вер-шал с мо-лит-вой. По-сле ре-во-лю-ции цер-ков-ность се-мьи Се-до-вых ста-ла вы-зы-вать на-смеш-ки, Его-ра Его-ро-ви-ча про-зва-ли мо-на-хом. В кон-це 20-х го-дов, не ис-пу-гав-шись ре-прес-сий по от-но-ше-нию к се-бе и сво-ей се-мье, Егор Его-ро-вич стал ста-ро-стой церк-ви в се-ле Лы-ко-во. Ко-гда на-ча-лись аре-сты ду-хо-вен-ства, дом Се-до-вых в по-ис-ках вре-мен-но-го кро-ва ча-сто по-се-ща-ли свя-щен-ни-ки и мо-на-хи, из-гнан-ные из хра-мов и мо-на-сты-рей.
В 1925 го-ду Егор Его-ро-вич по-зна-ко-мил-ся с Вла-ди-мир-ским епи-ско-пом Афа-на-си-ем (Са-ха-ро-вым), уже на-чи-нав-шим свой ис-по-вед-ни-че-ский путь, и стал его ду-хов-ным сы-ном. При-ез-жая во Вла-ди-мир, Егор Его-ро-вич все-гда оста-нав-ли-вал-ся в до-ме вла-ды-ки, а епи-скоп Афа-на-сий по-се-щал дом Се-до-вых в Чу-ри-ло-во. На про-тя-же-нии всей жиз-ни Егор Его-ро-вич по-мо-гал вла-ды-ке Афа-на-сию по-сыл-ка-ми и день-га-ми. Кро-ме то-го, он раз-во-зил мед со сво-ей па-се-ки и дру-гие про-дук-ты по тюрь-мам и раз-да-вал за-клю-чен-ным.
В пе-ри-од кол-лек-ти-ви-за-ции дво-ю-род-ный брат Его-ра Его-ро-ви-ча слу-жил в де-рев-не Чу-ри-ло-во упол-но-мо-чен-ным от сель-со-ве-та. Цер-ков-ность и бла-го-по-лу-чие се-мьи Се-до-вых ста-ли при-чи-ной не-при-яз-ни к ней бра-та-упол-но-мо-чен-но-го. В 1932 го-ду брат хо-да-тай-ство-вал, что-бы Его-ру Се-до-ву да-ли так на-зы-ва-е-мое «твёр-дое за-да-ние», ко-то-рое он не смог бы вы-пол-нить, то есть по-тре-бо-ва-ли от не-го упла-ты за-ве-до-мо за-вы-шен-но-го про-дук-то-во-го на-ло-га. В ре-зуль-та-те се-мья бы-ла рас-ку-ла-че-на, а Егор Его-ро-вич был аре-сто-ван и год про-вел на при-ну-ди-тель-ных ра-бо-тах. Его се-мье при-шлось уехать из род-но-го се-ла. Сна-ча-ла они по-се-ли-лись в Яро-слав-ле, а по-том пе-ре-еха-ли в го-род Ту-та-ев. По-сле осво-бож-де-ния Егор Его-ро-вич 3 го-да ра-бо-тал пас-ту-хом, и на за-ра-бо-тан-ные день-ги ку-пил в Ту-та-е-ве дом для сво-ей се-мьи. По-се-лив-шись в Ту-та-е-ве, он стал при-хо-жа-ни-ном Успен-ской церк-ви се-ла Ко-то-во. В сво-ем до-ме Егор Его-ро-вич по-преж-не-му при-гла-шал оста-нав-ли-вать-ся из-гнан-ных мо-на-хов и ре-прес-си-ро-ван-ных свя-щен-ни-ков.
В 1943 го-ду Его-ра Его-ро-ви-ча аре-сто-ва-ли на ос-но-ва-нии по-ка-за-ний ра-нее аре-сто-ван-но-го че-ло-ве-ка, не вы-дер-жав-ше-го до-про-сов. След-ствие дли-лось один-на-дцать ме-ся-цев. Егор Его-ро-вич был до-про-шен шесть раз. Но ни в ка-кой фор-ме он не со-гла-сил-ся при-знать се-бя ви-нов-ным. Не на-звал он так-же ни-ко-го из сво-их зна-ко-мых. След-ствию так и не уда-лось со-брать хоть ка-ких-ни-будь ос-но-ва-ний для его осуж-де-ния и его при-шлось осво-бо-дить.
Вый-дя из тюрь-мы, Егор Его-ро-вич узнал, что епи-скоп Афа-на-сий (Са-ха-ров) был аре-сто-ван в го-ро-де Иши-ме. Еще по-чти де-ся-ти-лет-нее за-клю-че-ние в ла-ге-рях ожи-да-ло боль-но-го вла-ды-ку, все это вре-мя Егор Его-ро-вич ис-кал воз-мож-но-сти об-лег-чить стра-да-ния свя-ти-те-ля. И ко-гда тот, бу-дучи уже очень боль-ным, был по-ме-щен в Дом ин-ва-ли-дов, Егор Его-ро-вич офор-мил на се-бя по-ру-чи-тель-ство за ссыль-но-го епи-ско-па и взял его к се-бе до-мой. У сво-е-го ду-хов-но-го сы-на вла-ды-ка про-жил 11 ме-ся-цев.
В 50-х го-дах Егор Его-ро-вич стал ста-ро-стой Вос-кре-сен-ско-го хра-ма в Ту-та-е-ве. Все свои си-лы 70-лет-ний ис-по-вед-ник тра-тил на его вос-ста-нов-ле-ние, не-смот-ря на страш-ное без-бож-ное вре-мя. В 1960 го-ду, во вре-мя ре-мон-та хра-ма, на не-го упа-ли три свя-зан-ные меж-ду со-бой лест-ни-цы. Егор Его-ро-вич сам до-шел до сво-е-го до-ма, но там слег и уже боль-ше не вста-вал. Он про-бо-лел око-ло го-да. Же-не сво-ей он го-во-рил: «Вид-но, так Бо-гу бы-ло угод-но». 16 де-каб-ря 1960 го-да Егор Его-ро-вич Се-дов скон-чал-ся. Он был по-гре-бен на Ту-та-ев-ском го-род-ском клад-би-ще. Ны-не свя-тые мо-щи ис-по-вед-ни-ка Ге-ор-гия на-хо-дят-ся в Ту-та-ев-ском го-род-ском со-бо-ре.

Молитвы

Тропарь святому Георгию Романово-Борисоглебскому, исповеднику

Основа́вый житие́ свое́ на ка́мени ве́ры, испове́дниче свя́те Гео́ргие, устоя́л еси́ во дни лю́таго искуше́ния, положи́л еси́ ду́шу за Це́рковь, за дру́ги своя́, послужи́л еси́ многострада́льному святи́телю Афана́сию, с ни́мже предстои́ши ны́не Престо́лу Бо́жию, Христа́ Спа́са моля́ о спасе́нии душ на́ших.

Перевод: Основавший жизнь свою на камне веры, святой Георгий, устоял ты во дни жестоких испытаний, отдал жизнь за Церковь, за друзей своих (мощи твои, исповедник святой Георгий. Лжепастырем преданный власти богоборческой, заключением и лишениями ты был испытан, простотой и твердостью отверг лукавые мудрования. Послуживший Церкви страдающей, гонимым чадам Ее, служением своим храмы Божии украсил ты. Ты стал славой Церкви, о Ней же непрестанно моли, да непоколебимой укрепит Ее Христос.

Исповедник Георгий (Егор Егорович Седов) родился в 1883 году в деревне Чурилово Владимирской губернии в крестьянской семье. Он принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делала все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности, и остались верными до конца.

Егор учился грамоте в сельской школе, с юности занимался крестьянским трудом. В 1907 году он женился, в его семье родилось пятеро детей. В церковь ходили все. Даже при советской власти Егор Егорович не работал в праздничные дни. Каждое дело совершал с молитвой. После революции церковность семьи Седовых стала вызывать насмешки, Егора Егоровича прозвали монахом. В конце 20-х годов, не испугавшись репрессий по отношению к себе и своей семье, Егор Егорович стал старостой церкви в селе Лыково. Когда начались аресты духовенства, дом Седовых в поисках временного крова часто посещали священники и монахи, изгнанные из храмов и монастырей.

В 1925 году Егор Егорович познакомился с Владимирским епископом Афанасием (Сахаровым), уже начинавшим свой исповеднический путь, и стал его духовным сыном. Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался в доме владыки, а епископ Афанасий посещал дом Седовых в Чурилово. На протяжении всей жизни Егор Егорович помогал владыке Афанасию посылками и деньгами. Кроме того, он развозил мед со своей пасеки и другие продукты по тюрьмам и раздавал заключенным.

В период коллективизации двоюродный брат Егора Егоровича служил в деревне Чурилово уполномоченным от сельсовета. Церковность и благополучие семьи Седовых стали причиной неприязни к ней брата-уполномоченного. В 1932 году брат ходатайствовал, чтобы Егору Седову дали так называемое «твёрдое задание», которое он не смог бы выполнить, то есть потребовали от него уплаты заведомо завышенного продуктового налога. В результате семья была раскулачена, а Егор Егорович был арестован и год провел на принудительных работах.

Его семье пришлось уехать из родного села. Сначала они поселились в Ярославле, а потом переехали в город Тутаев. После освобождения Егор Егорович 3 года работал пастухом, и на заработанные деньги купил в Тутаеве дом для своей семьи. Поселившись в Тутаеве, он стал прихожанином Успенской церкви села Котово. В своем доме Егор Егорович по-прежнему приглашал останавливаться изгнанных монахов и репрессированных священников.

В 1943 году Егора Егоровича арестовали на основании показаний ранее арестованного человека, не выдержавшего допросов. Следствие длилось одиннадцать месяцев. Егор Егорович был допрошен шесть раз. Но ни в какой форме он не согласился признать себя виновным. Не назвал он также никого из своих знакомых. Следствию так и не удалось собрать хоть каких-нибудь оснований для его осуждения и его пришлось освободить.

Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий (Сахаров) был арестован в городе Ишиме. Еще почти десятилетнее заключение в лагерях ожидало больного владыку, все это время Егор Егорович искал возможности облегчить страдания святителя. И когда тот, будучи уже очень больным, был помещен в Дом инвалидов, Егор Егорович оформил на себя поручительство за ссыльного епископа и взял его к себе домой. У своего духовного сына владыка прожил 11 месяцев.

В 50-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского храма в Тутаеве. Все свои силы 70-летний исповедник тратил на его восстановление, несмотря на страшное безбожное время. В 1960 году, во время ремонта храма, на него упали три связанные между собой лестницы. Егор Егорович сам дошел до своего дома, но там слег и уже больше не вставал. Он проболел около года. Жене своей он говорил: «Видно, так Богу было угодно».

16 декабря 1960 года Егор Егорович Седов скончался. Он был погребен на Тутаевском городском кладбище. Ныне святые мощи исповедника Георгия находятся в Тутаевском городском соборе.

Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей. Исповедник Георгий (Егор Егорович Седов) родился в 1883 году в деревне Чурилово Владимирской губернии в крестьянской семье. Он принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делала все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности, и остались верными до конца.
Его отец унаследовал и утвердил в семье русские православные традиции. Каждое воскресенье и во все церковные праздники он ходил в храм. Кроме своего приходского храма он любил посещать собор города Владимира, хотя до города было сорок километров.
Егор учился грамоте в сельской школе, с юности занимался крестьянским трудом. В 1907 году он женился, в его семье родилось пятеро детей. В церковь ходили все. Даже при советской власти Егор Егорович не работал в праздничные дни. Каждое дело совершал с молитвой. После революции церковность семьи Седовых стала вызывать насмешки, Егора Егоровича прозвали монахом.
В конце 20-х годов, не испугавшись репрессий по отношению к себе и своей семье, Егор Егорович стал старостой церкви в селе Лыково. Когда начались аресты духовенства, дом Седовых в поисках временного крова часто посещали священники и монахи, изгнанные из храмов и монастырей.
В 1925 году Егор Егорович познакомился с Владимирским епископом Афанасием (Сахаровым), уже начинавшим свой исповеднический путь, и стал его духовным сыном. Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался в доме владыки, а епископ Афанасий посещал дом Седовых в Чурилово. На протяжении всей жизни Егор Егорович помогал владыке Афанасию посылками и деньгами. Кроме того, он развозил мед со своей пасеки и другие продукты по тюрьмам и раздавал заключенным.
В период коллективизации двоюродный брат Егора Егоровича служил в деревне Чурилово уполномоченным от сельсовета. Церковность и благополучие семьи Седовых стали причиной неприязни к ней брата-уполномоченного. В 1932 году брат ходатайствовал, чтобы Егору Седову дали так называемое «твёрдое задание», которое он не смог бы выполнить, то есть потребовали от него уплаты заведомо завышенного продуктового налога. В результате семья была раскулачена, а Егор Егорович был арестован и год провел на принудительных работах. Его семье пришлось уехать из родного села. Сначала они поселились в Ярославле, а потом переехали в город Тутаев. После освобождения Егор Егорович 3 года работал пастухом, и на заработанные деньги купил в Тутаеве дом для своей семьи.
Поселившись в Тутаеве, Егор Егорович стал прихожанином Успенской церкви села Котово. Храм этот считался «старо-тихоновским», так как после кончины патриарха Тихона, в условиях, когда советская власть не позволяла Русской Церкви избрать Патриарха, некоторые церковные общины так и не решились признать полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В своем доме Егор Егорович по-прежнему приглашал останавливаться изгнанных монахов и репрессированных священников.
В 1943 году Егора Егоровича арестовали на основании показаний ранее арестованного человека, не выдержавшего допросов. Следствие длилось одиннадцать месяцев. Егор Егорович был допрошен шесть раз. Но ни в какой форме он не согласился признать себя виновным. Не назвал он также никого из своих знакомых. Следствию так и не удалось собрать хоть каких-нибудь оснований для его осуждения и его пришлось освободить.
Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий (Сахаров) был арестован в городе Ишиме. Еще почти десятилетнее заключение в лагерях ожидало больного владыку, все это время Егор Егорович искал возможности облегчить страдания святителя. И когда тот, будучи уже очень больным, был помещен в Дом инвалидов, Егор Егорович оформил на себя поручительство за ссыльного епископа и взял его к себе домой. У своего духовного сына владыка прожил 11 месяцев.
В 50-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского храма в Тутаеве. Все свои силы 70-летний исповедник тратил на его восстановление, несмотря на страшное безбожное время. В 1960 году, во время ремонта храма, на него упали три связанные между собой лестницы. Егор Егорович сам дошел до своего дома, но там слег и уже больше не вставал. Он проболел около года. Жене своей он говорил: «Видно, так Богу было угодно». 16 декабря 1960 года Егор Егорович Седов скончался. Он был погребен на Тутаевском городском кладбище. Ныне святые мощи исповедника Георгия находятся в Тутаевском городском соборе.

Рождественский пост.

Сегодня Церковь творит память: прор. Софо́нии, жившего в VII - VI веке до Р. Х.; прп. Феодула Цареградского, подвижника V века; прп. Иоанна Безмолвника, епископа Колонийского VI века; сщмч. Фео́дора, архиепископа Александрийского VI - начала VII веков; прп. Саввы, игумена Стороже́вского, Звенигоро́дского чудотворца XIV - XV веков. прп. Георгия Черни́кского (XVIII).

Святых XX века: сщмчч. Андрея Косовского, Николая Ершова, пресвитеров; исп. Георгия Седова.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, сегодня мы снова уделим внимание одному из мирян, прославившихся в XX веке в лике исповедников. Исповедник Георгий, а в миру Егор Егорович Седов, родился в 1883 году в деревне Чурилово Владимирской губернии в крестьянской семье. Егор учился грамоте в сельской школе, с юности занимался крестьянским трудом. В 1907 году он женился, в его семье родилось пятеро детей. В церковь ходили все. Даже при советской власти Егор Егорович не работал в праздничные дни. Каждое дело совершал с молитвой. После революции церковность семьи Седовых стала вызывать насмешки, Егора Егоровича прозвали монахом. В конце 20-х годов, не испугавшись репрессий по отношению к себе и своей семье, Егор Егорович стал старостой церкви в селе Лыково. Когда начались аресты духовенства, дом Седовых в поисках временного крова часто посещали священники и монахи, изгнанные из храмов и монастырей.

В 1925 году Егор Егорович познакомился с Владимирским епископом Афанасием (Сахаровым), уже начинавшим свой исповеднический путь, и стал его духовным сыном. Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался в доме владыки, а епископ Афанасий посещал дом Седовых в Чурилово. На протяжении всей жизни Егор Егорович помогал владыке Афанасию посылками и деньгами. Кроме того, он развозил мед со своей пасеки и другие продукты по тюрьмам и раздавал заключенным.

В период коллективизации двоюродный брат Егора Егоровича служил в деревне Чурилово уполномоченным от сельсовета. Церковность и благополучие семьи Седовых стали причиной неприязни к ней брата-уполномоченного. В 1932 году брат ходатайствовал, чтобы Егору Седову дали так называемое «твердое задание», которое он не смог бы выполнить, то есть потребовали от него уплаты заведомо завышенного продуктового налога. В результате семья была раскулачена, а Егор Егорович был арестован и год провел на принудительных работах. Его семье пришлось уехать из родного села. Сначала они поселились в Ярославле, а потом переехали в город Тутаев. После освобождения Егор Егорович 3 года работал пастухом и на заработанные деньги купил в Тутаеве дом для своей семьи. Поселившись в Тутаеве, он стал прихожанином Успенской церкви села Котово. В своем доме Егор Егорович по-прежнему приглашал останавливаться изгнанных монахов и репрессированных священников.

В 1943 году Егора Егоровича арестовали на основании показаний ранее арестованного человека, не выдержавшего допросов. Следствие длилось одиннадцать месяцев. Егор Егорович был допрошен шесть раз. Но ни в какой форме он не согласился признать себя виновным. Не назвал он также никого из своих знакомых. Следствию так и не удалось найти хоть каких-нибудь оснований для его осуждения и его пришлось освободить.

Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий (Сахаров) был арестован в городе Иши́ме. Еще почти десятилетнее заключение в лагерях ожидало больного владыку, все это время Егор Егорович искал возможности облегчить страдания святителя. И когда тот, будучи уже очень больным, был помещен в дом инвалидов, Егор Егорович оформил на себя поручительство за ссыльного епископа и взял его к себе домой. У своего духовного сына владыка прожил 11 месяцев.

В 50-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского храма в Тутаеве. Все свои силы 70-летний исповедник тратил на его восстановление, несмотря на страшное безбожное время. В 1960 году, во время ремонта храма на него упали три связанные между собой лестницы. Егор Егорович сам дошел до своего дома, но там слег и уже больше не вставал. Он проболел около года. Жене своей он говорил: «Видно, так Богу было угодно». 16 декабря 1960 года Егор Егорович Седов скончался. Он был погребен на Тутаевском городском кладбище. Ныне святые мощи исповедника Георгия находятся в Тутаевском городском соборе.

Братья и сестры, в Евангелии от Матфея есть такие слова Господа: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. (Мф. 10, 34-36) Обычно при чтении этих строк у многих возникает некое смущение. Ну как это так, враги нам наши домашние? Многие проповедники толкуют эти слова таким образом, что не нужно привязываться к родным более, нежели к Господу. Наверное, в наше мирное время можно понимать их таким образом. Но глядя на житие исповедника Георгия нам становится ясно, что их буквальное значение куда страшнее и больнее. Первые беды, первое заключение и ссылка постигли будущего святого по доносу его собственного двоюродного брата. Зависть и богоненавистничество - это те причины, которые заставляют всех, даже самых близких, идти на предательство. Иуда тоже поддался этим грехам. Но, братья и сестры, в житии святого Георгия стоит поучиться его стойкости и трудолюбию. После заключения и раскулачивания он находит в себе силы и устраивается пастухом, зарабатывает для семьи на новый дом, возвращается к своему милосердному служению, продолжает принимать гонимых священнослужителей и даже святителя Афанасия (Сахарова). Как сказал апостол Павел: Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Флп. 4, 12,13).

Святый исповедниче Георгие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Loading...Loading...