Проповедь на праздник всех святых. Проповедь в неделю всех святых

В настоящий Воскресный день церковь празднует память всех святых. Это очень глубокое, знаменательное событие. Именно в первое же воскресенье после Праздника Святой Троицы, когда мы праздновали сошествие Святого Духа на апостолов, а затем и на апостольских учеников, воспоминаются все святые, как плоды сошествия Святого Духа, как конкретные, зримые результаты этого сошествия. Поэтому, сегодня именины у каждого из нас. Сегодня празднуется тот святой, чье имя мы носим. Эти святые, угодившие Богу, по преимуществу прославляемые святые мученики. Потому что они были подражателями Христу даже до смерти. Так же как и Он был верен Своему Отцу Небесному, исполнив Волю Божественную, даже до смерти крестной.

Святые угодники, обращаясь ко всем нам, говорят: «Посмотрите на нас. Мы были во всем подобострастны вам. Имели точно такое же тело, немощное, слабое, которое было подвержено всяческим недугам, немощам человеческим. Жили также в сложные времена, когда нас обступал суетный греховный мир, исполненный соблазна и коварства. Но вот с помощью Божьей, благодаря тому, что тело свое мы удручали, заставляли его поститься, молиться, смиряться, делать добрые дела, благодаря этому и душа наша спаслась. И теперь мы пребываем на небесах».

Сегодня Сам Господь, как вы слышали в Евангелии, свидетельствует об этих угодниках Божиих. Он говорит: « Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас ». Господь нас призывает «Возьмите Иго Мое, которое есть Благое Иго» . Под именем Иго Христово подразумеваются заповеди Господни, которые надо понести. А нести их нелегко. Господь, говорит, что это есть Иго благое, то есть доброе, в отличие от другого ига, греховного, когда человек подчиняется страстям и дьяволу. То иго - тяжелое, никчемное, не дающее никакого положительного плода, как только гибель тем, кто будет следовать воле дьявольской.

Святые, угодившие Богу, жили в разные времена, в разных странах. Были в разных обстоятельствах и разного сословия. Среди них были богатые и бедные, образованные и совсем простецы. Это были не только монахи, но и семейные, женатые и замужние люди. И князья и воины. Все они смогли спастись. Так что теперь ни у кого из нас нет никаких оправдательных аргументов, что « я нахожусь в каких то особенных условиях и невозможно в них спастись». Нет.Святые угодники находились в обстоятельствах более тяжелых, нежели сегодня находимся мы.

Если мы посмотрим на православный месяцеслов, то в нем около четырех тысяч имен святых. Но не только этих четырех тысяч мы вспоминаем. Святая Церковь сегодня специально вспоминает всех святых, прославленных Земной Церковью и не прославленных. Потому что святых во множество раз больше. Если бы спаслись в православной церкви после событий Святой Троицы только те святые, которые находятся в нашем месяцеслове, то этого было бы очень мало. Тогда нам из такой церкви надо бежать. Но дело в том, что спасается множество угодников, которые стали святыми и теперь ликоствуют на небесах со всеми ангелами, прославляя Отца Небесного.

Господь по Своему Премудрому промыслу одних святых прославляет, являя их через чудеса, знамения или какие то явления, а других святых оставляет в неведении.

Это некоторая тайна Божия. Если мы посмотрим на самих святых- некоторые из них прославляются в большей степени, например святитель Николай Чудотворец, святой пророк Илья, а другие святые в меньшей степени. Они у нас есть в месяцеслове и когда мы читаем православный календарь, мы вспоминаем их имена, а без календаря наизусть их никто может не знает и не помнит. Сегодняшний Праздникважен тем, что празднуются все святые, ведомые и неведомые.

Еще святые угодники Божии нас предупреждают о том, что если мы не последуем их путем, то напрасна будет та благодать Таинства Крещения,Таинство Миропомазания, которое мы приняли. Напрасны будут и Таинства Святого Причастия.

Называя себя овцами стада Христова и продолжая беспредельно грешить, - мы ничем не лучше тех книжников и фарисеев, которые были во времена земной жизни Господа Иисуса Христа. Ничем не отличаемся от людей, которые находятся вне Церкви.

Господь сказал, что если ваша праведность не превзойдет праведность книжников и фарисеев, то вы не унаследуете Царствия Небесного. То есть мы тоже должны, братья и сестры, явить плоды Святой Пятидесятницы. Что и каждого из нас коснулась Благодать Божия. В нашем немощном, греховном теле, благодаря нашим усилиям и действиям Благодати Божией, явились бы реальные, конкретные плоды исполнения заповедей Божиих. Чтобы мы совершали добрые дела, чтобы каждый из нас являл образ Христа. Пусть Господь нам поможет нести служение на Земле и молитвами святых угодников Божиих совершить подвиг до конца наших дней. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшняя неделя называется Неделей Всех Святых. Когда мы произносим эти слова: все святые, то, как правило, нам представляются иконописные лики угодников Божиих, к которым мы обращаем свои взоры, когда нам трудно или, наоборот, очень радостно. Когда нам хочется ощутить присутствие Божие в нашей жизни, когда нам хочется ощутить рядом с собой тех людей, которые действительно были праведны.

И это естественное наше религиозное чувство, обращенное к святыне, к сожалению, очень часто вызывает у нас ощущение того, что святые это кто-то такой, кто достаточно далек от нас, кто велик, праведен, свят, тот, по сравнению с которым мы с вами оказываемся грешными и немощными. Это верно, но верно не до конца. И даже более того. Если мы только так воспринимаем святых Христовой церкви, мы совершаем глубокую ошибку. Мы грешим против истины, ибо все мы призваны быть святыми. И нет у нас иного пути для спасения, кроме как идти по пути святости.

Так говорит Спаситель. Так говорит святой апостол Павел, который прошел очень трудный путь от гонителя церкви до одного из величайших святых. И значит, нам с вами тоже нужно идти по пути святости. Очень часто мы, обращаясь к святым с чувством собственной ничтожности и немощи, как будто лишаем себя необходимости совершенствоваться. Да, мы грешны и немощны, а святые такие совершенные, пусть же они все сделают в этом мире за нас. Мы служим молебны, мы читаем молитвы, обращенные к святым, и считаем, что все этим и заканчивается в нашей жизни.

Но подобно тому, как даже Господь наш Иисус Христос нуждался в помощи Своих учеников, в помощи святых апостолов, точно так же и христианские святые нуждаются в нашей с вами помощи, в нашем соработничестве по отношению к их делу. И очень часто мы не даем им того, чего они ожидают от нас. Не даем и вместе с тем хотим получить от них помощь, заступничество; хотим, чтобы они делали то, что обязаны делать мы, преображая этот мир.

Сегодняшнее евангельское чтение как раз и указывает нам, может быть, самую главную, самую трудную для нашего человеческого восприятия сторону святости.

Не случайно, если мы возьмем Святое Евангелие, то увидим, что сегодняшнее Евангелие состоит из трех отрывков, которые находятся в разных частях Евангелия, два в одной главе, а третий отрывок – в другой. Но Церковь именно так составила сегодняшнее евангельское чтение, чтобы мы узнали о том, что же такое святость и что же такое путь к святости.

Сначала Господь нам говорит, что нам необходимо исповедовать веру в Него, и тогда Он прославит нас перед Отцом небесным. И наоборот, если мы не будем исповедовать веру в Господа, то и Господь наш Иисус Христос перед лицом Своего небесного Отца не узнает нас, отстранится от нас. И это естественно. Потому что если мы не будем исповедовать веры в Господа, не будем и теми самыми святыми, которые свои Богу. Задавая себе вопрос о том, а исполняем ли мы это очень важное условие святости, мы, наверное, склонны сказать, что да, уж это-то мы делаем, уж веру в Господа мы исповедуем: в храм ходим, крест носим и часто, к месту и не к месту, говорим, что мы – православные христиане.

Но вместе с тем может быть здесь и заключается одно из наших заблуждений. Ношение креста, посещение храма, даже регулярное причащение и исповедь еще не исчерпывают в полной мере того, что называется путем к святости. Можно носить крест, можно ходить в храм, можно исповедоваться и причащаться и при этом не только не быть святым, но быть очень грешным человеком.

Такими были и фарисеи, исполнявшие закон. Исповедовать веру в Господа означает стремиться к святости. Стремиться каждым днем, каждым мигом своей жизни в этом мире являть тот возвышенный идеал, который был нам дан во Христе. Есть ли это у нас? если мы честно зададим себе этот вопрос и честно ответим на него, то мы должны будем сказать, что нет. К сожалению, мы далеки от того, чтобы исповедовать по-настоящему веру в Господа.

Называть себя христианами очень легко. Сейчас – легче, чем в предыдущие годы. Иногда это даже модно называть себя христианином, но исповедовать Христа гораздо сложнее.

И далее Спаситель еще более уточняет то, что значит вера в Господа, что значит быть христианином. Он говорит о том, что Бога надо возлюбить больше, чем своих близких, больше, чем отца и мать, больше, чем сына и дочь. Многие века противники христианства указывали на эти слова Христа и говорили: какой же ничтожный злобный, мелкий бог у христиан, который требует от человека отбросить все естественные человеческие чувства: любви к своим близким, к своим родителям, к своим детям, и требует, чтобы любили только Его.

Но на самом деле Христос призывает нас к другому. Он ведь не говорит о том, что мы должны не любить своих близких, своих родителей, своих детей, а любить только Его. Он говорит о том, что мы должны любить Его больше, чем своих близких. Как правило, большая часть людей, особенно людей не церковных, не знают высшей добродетели, не знают высшего счастья, кроме любви к своим детям или к своим родителям. Им кажется, что выше этого не может быть действительно ничего.

Так рассуждают люди не только сейчас. Так рассуждали они и раньше. И для ветхозаветных людей почитание своей семьи, почитание родителей, любовь к своим детям, была одной из важнейших семейных обязанностей. И вот именно к ним обращается Христос. Обращается к одной из самых главных добродетелей ветхозаветного еврейства и говорит о том, что Бога все-таки надо любить больше.

И это очень верные слова. Потому что многие из нас, любящие своих родителей, любящие своих детей, любят их не по-христиански. Они их любят как нечто свое близкое и дорогое. Дети любят родителей за то, что ощущают в них источник силы, защиты, получают от них помощь. А родители часто любят детей, самоутверждаясь в них, видят в них возможность добиться в этой жизни того, чего не получили они; любят своих детей, превращая их в свои игрушки, развлекаясь.

Это не подлинная христианская любовь.

Но даже если подлинная христианская любовь посещает человека и он видит, в своих детях, например, не свое достояние, а творение Божие, которое временно вверяется ему Богом, даже тогда он должен помнить о том, что любовь к Богу должна быть гораздо больше.

И опять-таки, если мы спросим себя об этом, то мы должны будем признать, что иногда мы даже и родителей и детей своих по-настоящему не любим. Даже когда мы любим своих родителей по-настоящему, Бога мы не любим в той мере, в какой любим их.

И это укор всем нам. Это значит, что в данном отношении мы далеки от того, исполнять важнейшее условие христианской веры, христианской святости. Потому что очень легко любить нам тех, кого мы видим, с кем мы общаемся в этом мире. Но как нам полюбить Того, Кто невидим в этом мире, и Кто вместе с тем сотворил этот мир и нас. Как нам любить Того, благодаря Кому мы каждый день дышим, думаем, чувствуем, переживаем и Кто смиренно сокрыт от нас.

Очень часто ребенок бросается к своему родителю именно потому, что для него в родителе сконцентрирован весь мир, все величие, вся красота этого мира. Но ведь Бог, сотворивший нас и все, что нас окружает, гораздо выше наших земных родителей. Но Он смиренно скрывается от нашего взора. И мы не только не любим, мы даже не боимся Его, настолько мы привыкли к тому, что Он безвозмездно, бескорыстно, подчас ничего не требуя от нас, дает нам все.

И в словах Спасителя мы вдруг слышим призыв Господа к нам. Он ожидает от нас того, что мы будем любить Его. Не бояться Его, не пресмыкаться перед Ним, как это делают язычники перед своими идолами, но любить Его. Способны ли мы на это? Если мы будем честны, то мы скажем, что эта способность в нас очень мало развита.

А далее еще очень глубокие слова Спасителя. О том, что же собственно ожидает апостолов. Ведь апостолы говорят Спасителю, что действительно в прямом смысле слова оставили свои дома, свои семьи, взяли на себя крест, подобно Христу Спасителю, и отправились вслед за Ним. Что же их ожидает? Спаситель произносит еще одни, уже, может быть, не так легко представимые и легко понятные, но очень значимые слова. Он говорит о том, что именно апостолам надлежит судить весь народ израильский, все двенадцать колен Израиля. Он говорит о том, имея прежде всего в виду мировоззрение ветхозаветных людей. Но к нам, христианам, эти слова Спасителя также обращены. Они обращены к нам и открывают нам нашу грядущую судьбу. Если будем в полной мере следовать за Христом, если мы в полной мере уподобимся Христу, то на нас и великое право и великая обязанность судить весь род человеческий. Как собственно и судят его святые угодники Божии.

Понятие суда для нас ассоциируется чаще всего с наказанием, приговором. Но суд христианский это какой-то иной суд. И наше отношение к прославленным святым иное, нежели к земным судьям. Да, мы понимаем, что они выше нас, святее нас, и вместе с тем мы прибегаем к ним за помощью, за участием. Мы верим в то, что, видя наши грехи, они простят нас. И вот это для нас, христиан, должно быть путеводной звездой на самом главном нашем пути, пути, который может нас привести к тому, что когда-то и нас Господь поставит перед выбором судить людей или оправдать.

Эта возможность определить судьбу человека, изречь свой суд над ним дается уже каждому из нас, и мы судим людей прежде всего, осуждая их, забывая о том, что Господь наш Иисус Христос, когда судил человеческий род, прежде всего судил его законом любви. Он любил его и прощал. Именно таков будет суд святых.

Но мы-то с вами способны вершить такого рода суд или нет? Если мы опять-таки зададим себе этот вопрос, то опять вынуждены будем признать, что нет. Осуждать мы можем очень хорошо. А судить милосердно, с любовью и всепрощением нам почти не удается никогда.

Задавая себе эти три вопроса, которые не могут не возникнуть под впечатлением сегодняшнего Евангелия в Неделю Всех Святых, давайте подумаем над тем, а исполняем ли мы эту главную христианскую заповедь: стать святым. И пусть эта мысль сопровождает нас постоянно. Мы должны помнить, что не только мы нуждаемся в святых, но и святые нуждаются в нас. Не только мы нуждаемся в Боге, но и Бог нуждается в нас. И единение наше произойдет только одним образом, если мы будем святыми. Если мы войдем в тот великий сонм всех святых Христовой Церкви, которым молится Церковь сегодня и которые молятся о Церкви сегодня и с которыми мы сегодня вместе с вами все обращаемся к Господу. Аминь.

День всех святых, или иначе Неделя Всех святых, празднуется в первое воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы. Этот праздник хранится Церковью уже много веков. Св. Иоанн Златоуст (IV век) в одной из своих проповедей прославляет память «всех святых, по всему миру пострадавших», и упоминает о особом дне их почитания. Среди песнопений св. прп. Ефрема Сирина (IV век) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая.

Позднее (в V-VI веках) празднование в честь всех святых стало совершаться в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге Православной Церкви День всех святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» - последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

1-я Неделя по Пятидесятнице посвящена празднованию Всех Святых. К Евангельскому прочтению Святая Церковь предлагает следующий отрывок:

И так всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30).

Иеромонах Симеон (Томачинский) произнес замечательную по своем содержанию проповедь на праздник Всех Святых, которую мы ниже и прилагаем для духовного и праздничного прочтения:

И еромонах Симеон (Томачинский)

«В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прошлое воскресенье мы праздновали день Пятидесятницы, день схождения Святого Духа, день рождения Церкви Христовой. А сегодня мы созерцаем результаты действия Святого Духа в человеческой истории, видим те плоды, которые принесла Церковь в людских душах. Мы отмечаем день Всех святых.

Святых так много, как звезд на небе, есть среди них известные по именам и подвигам, и неизвестные, ведомые только Богу. Совсем недавно мы издали книгу «Синаксарь», шеститомник, в котором по возможности рассказано о каждом из святых, которые на сегодняшний день открыты и прославлены Церковью. Иногда это только имя и всего лишь несколько строк о жизни человека. Но в совокупности это дает впечатляющую картину духовного звездного неба, многообразной святости. Здесь есть святые императоры и домохозяйки, полководцы и земледельцы, монахи-аскеты и благочестивые праведники.Звезда от звезды разнится в славе. Есть великие святые, подвигам которых мы можем только удивляться, но подражать – только на малую часть. Таковы, например, преподобный Антоний Великий или преподобный Сергий Радонежский. Мы можем ими восхищаться, можем усвоить дух и настроение их подвижнической жизни, но повторить их труды и подвиги было бы желанием весьма самонадеянным.Однако есть и такие святые, жизнь которых, казалось бы, не так уж сильно отличается от нашей, просто они в определенный момент всего себя вверили Богу, и «сокровенный сердца человек» стал подлинным христианином, в полном значении этого слова.Например, сегодня празднуется святого мученика Захарии Прусского, прославленного Греческой Церковью. Вот что повествует о нем Синаскарь.

Святой Захария родился в 1764 г. Он служил приходским священником в гор. Пруссе, в Вифинии, – сейчас это турецкий город Бурса. Для него стало обычным неумеренное употребление вина. Однажды в состоянии сильного опьянения он дошел до того, что отрекся от христианской веры и принял ислам. Как-то раз, выпив много вина, он поссорился с бедной вдовой, которая не могла вернуть ему долг. Он отправился в суд подать на нее жалобу, но турецкие чиновники сказали, что не примут к рассмотрению жалобу человека, своим пьянством нарушающего законы ислама. И тут, парадоксальным образом, Захария осознал свое заблуждение и ответил, что отрекается от мусульманской веры и исповедует Христа Творцом и Господом. Он бросил на землю османский головной убор и стал топтать его ногами. Его заключили в тюрьму.

В темнице Захария плакал горючими слезами над своими грехами и просил, чтобы за него молились во всех городских церквях. На следующий день он предстал перед судом, но остался непреклонен и на все льстивые предложения чиновников отвечал, что ничто не может более поколебать его веру.

Его снова отправили в тюрьму, где он почувствовал, что к нему вернулась утраченная во время отступничества благодать Божия, наполнившая его несказанной радостью и желанием пролить кровь за Христа. Его подвергли страшным пыткам, о которых рассказывается в Синаксаре, однако его радость только возрастала. Единственной печалью было опасение умереть без покаяния и святого Причастия. По Промыслу Божию почтенные христиане города нашли способ тайно отправить к нему священника, который после исповеди причастил мученика.

Во время нового допроса Захария на все угрозы судьи казнить его громко возвещал о своей вере в Святую Троицу и призывал турок принять истинную веру. После вынесения смертного приговора его снова отправили в тюрьму, полагая, что страх заставит его изменить решение. Но и на следующий день, явившись в суд, христианин проявил еще большую готовность и радость - лицо мученика сияло, когда его вели к его собственному дому, выбранному местом казни.

Как мы видим, очень непростая жизнь была у этого святого и даже тяжкие грехи, но однажды он сумел сказать себе: «Хватит! С сегодняшнего дня я христианин» — и засвидетельствовал это пред всеми, даже до мученической смерти…

Святость – это не почетная грамота за хорошо прожитую жизнь, не аттестат с оценками, где одни только пятерки. Святость – это свидетельство о том «да», которое однажды человек говорит на призыв Божий, на веяние Святого Духа. Говорит не просто устами, а полным изменением своего взгляда на жизнь, исправлением своего бытия.

В жизни каждого есть место ошибкам и заблуждениям, большинство из нас не избежало и тяжелых согрешений, но если мы хотим быть христианами, то мы призваны к святости, это практически синонимы. Об этом постоянно говорит в своих посланиях апостол Павел. Например, так: Бог «избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1, 4). То же самое утверждает апостол Петр: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петра, 1, 15).

В первый воскресный день после Пятидесятницы Церковь предлагает нам вспомнить всех святых - людей, которые своей жизнью и подвигом за всю историю христианской Церкви угождали Богу и свидетельствовали миру о любви Божьей к человеческому роду.

За две тысячи лет своей истории Православная Церковь явила бесчисленное количество подвижников, угодников Божьих, святителей, преподобных, мучеников, которые своей жизнью доказали, что святость возможна человеку.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни человека – это святость или стяжание благодати. Дух мирен, о котором упоминал святой, это благодатное состояние души человека, когда он ощущает мир с Богом. Тот человек, который не обретает этого мира, не может быть по- настоящему счастлив. Потому что мы знаем, дорогие братья и сестры, что все в этом мире проходящее и нет ничего постоянного. Даже сама человеческая жизнь, которая дается нам Господом, заканчивается. Человеку рано или поздно приходится переселяться в обители Небесного Отца и давать Ему отчет о прожитой жизни.

Сегодня Церковь предлагает нам услышать Евангельское чтение от апостола Матфея, которое по уставу полагается читать во время монашеского пострига. Эта аналогия очень яркая и удивительная. Монашеств – ангельское житие, которое свойственно не многим людям, а лишь тем, кто хочет безраздельно послужить Христу. Но оказывается внутреннее монашеское устроение должно быть у каждого христианина. Стремление к совершенству и любовь к Богу ¬– это главное, чем должен жить человек, где бы он не находился и какое бы послушание не выполнял.

Мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня » (Мф. 10 , 37). Человек, услышав эти слова, задается вопросом: «Как такое может быть?». А все очень просто. Господь на самом деле не требует от нас невозможного. Он говорит, что человек должен жить так, что бы потом ему не было стыдно. Для этого он должен выбирать в своей жизни нечто главное и стремиться к этому, а все остальное будет приложено. Господь говорит, что нужно брать крест свой и идти за ним. И это главная особенность всех святых и подвижников нашей Церкви. Ведь они также были связаны многими обязательствами, послушаниями, семейными узами, долгом перед Отечеством и народом. Но главной в их жизни была безраздельная любовь к Богу. Любовь не к чему-то абстрактному, а к Христу, как к личности.

Всегда трудно выбирать между некими абстракциями, но когда перед нами два человека, мы понимаем: кого мы любим, а кого нет. Христос говорит, что для того, чтобы называться христианином, чтобы стать верующим человеком, нужно выбрать Спасителя, поверить Ему, найти в себе мужество пойти за ним и тогда все остальное приложится. И вот мы слышим слова апостола Петра, обращенные к Христу «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам ?» (Мф. 19 , 27). Это вопрос, дорогие братья и сестры, тоже не праздный. Ибо человек, приходящий к Богу, в храм, очень часто вопрошает: «А что мне будет за это?». Ведь не секрет, дорогие братья и сестры, что многие люди приходят в храм, чтобы получить материальные или душевные блага. Даже церковные люди, молясь Богу, по мере сил и возможности служа Ему, подсознательно ждут от Него внешнего благополучия: здоровья, счастья, уважения и прочих благ. Но Христос на вопрос апостола Петра отвечает: «Сядете и вы на двенадцати Престолах судить двенадцать колен Израилевых » (Мф. 19 , 28). Иисус говорил: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной » (Мк. 10 , 29-30). Оказывается вера во Христа, дорогие братья и сестры, не дает счастья человеку на земле, материальных благ. Главное, что Господь обещает человеку – вечность.

Господь говорит еще и о том, что если любишь Бога, то надо любить и ближнего своего. Действительно, дорогие братья и сестры, для того, чтобы полюбить Бога и вечность, нужно в земной жизни научиться любить людей, приучиться к благочестию. А мы знаем, братья и сестры, как это не просто. Даже тогда, когда человек хочет творить добро и понуждает себя к благим делам и благочестивым поступкам, то не всегда у него все получается. Люди, приходя на исповедь, говорят: «Из раза в раз поднимаясь, я снова падаю и согрешаю». Возникает вопрос: если мы выбрали путь христианской жизни, пришли в Церковь и готовы жить по заповедям Божиим, то почему у нас ничего не получается? Почему мы падаем? Почему унываем?

Может быть, вообще невозможно достижений святости? Но если мы откроем церковный календарь, то увидим, что количество святых бесчисленно. Человек, стремясь к святости, подвизаясь и служа Богу, прежде всего, должен приобрести смирение. Святости нельзя достичь без смиренного сердца. Ничего нельзя достичь, если человек не смиряется перед своими ближними, не научился терпеть их, а самое главное себя.

Однажды преподобному Антонию Великому – человеку, который жил ангельской жизнью пришел помысел о том, насколько он достиг святости. Он стал размышлять об этом и в это время услышал Божественный голос: «Антоний! Иди в Александрию и там ты увидишь человека, который намного тебя превзошел». Преподобный послушался гласа Божьего и отправился в Александрию. Господь привел его к дому, где жил простой человек. Он встретил некого кожевника. Преподобный спросил его, как тот живет и как служит Богу. На что человек ответил: «Не знаю за собой ничего доброго, живу и воспитываю детей, работаю, помогаю бедным, молюсь по мере сил и возможности, но доброго в моей жизни нет ничего». Антоний Великий был человеком высокой духовной жизни, очень проницательным. Он сразу понял, почему Бог привел его к кожевнику и что хотел сказать. Этот человек, наверное, не совершал великих подвигов, но в его сердце было великое смирение. Он не видел в своей жизни ничего доброго, смирялся и надеялся на Бога.

Таким образом, Господь показал, что главное в жизни человека ¬– это смирение. Если человек склоняет свою голову перед Божьим величием, то он может многого достигнуть. А если пытается с гордостью, ревностью и тщеславием даже Богу послужить, то из этого ничего не выйдет.

Совершая сегодня память всех святых нашей Церкви, мы в каком-то смысле празднуем и свои именины. Ведь сегодня совершается память всех наших небесных покровителей. Будем просить и молиться, чтобы Господь по их молитвам даровал нам смирение и ревность о доброй жизни. Чтобы мы со смирением служили Христу, помогали нашим ближним. А когда чего-нибудь у нас не получается, просили у Господа дать сил дальше продолжать свой путь и служение. И верю, что Господь услышит нас, простит нам грехи наши, поможет продолжить наше шествие за Ним и найти спасение в Царствии Небесном. Помощи всем Божьей и молитв святых нашей Церкви!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,
7 июня 2015 г

Стихи:

Господа нашего всех воспеваю друзей я.

Коль изволение есть, всяк пусть вступит в их сонм

В тот же день, первое воскресенье по Пятидесатнице, совершаем празднование всем святым по всей вселенной – в Азии, Ливии и Европе, на севере и юге. Настоящий праздник божественнейшие отцы определили совершать после схождения Всесвятого Духа, как бы указывая, что все это произведено чрез апостолов Его пришествием, которое умудрило и просветило происшедших от нашего смешения, восставило их в [прежнем достоинстве человека] для восполнения отпавшего ангельского чина и чрез Христа к Богу привело: одних – мученичеством и кровью, других – добродетельной жизнью и обычаями.

И вот, совершается то, что превосходит всякое естество. Ибо Дух Святой, по природе своей обладая устремлением ввысь, нисходит в виде огня, а прах земной, по естеству стремящийся вниз, к небесам восходит, и то телесное наше смешение. Ведь плоть наша, ранее воспринятая и обоженная Богом Словом, возвысившаяся и одесную славы Отчей воссевшая, ныне, согласно обетованию, всех имеющих произволение влечет к себе (см.: Ин.12,32), как если бы Бог Слово показал дела примирения и некую предусмотрительнейшую цель пришествия Своего во плоти и домостроительства. Ибо прежде отвергнутых – невежественный народ язычников – приводит Он к единению и дружбе с Собою, тогда как человеческая природа приносит Богу, словно некий начаток, тех, кто благими делами своими были в ней различным образом искусны. Итак, вот первое соображение, по которому мы совершаем празднование всем святым.

Второе же следующее. Поскольку многие угодили Богу величайшей добродетелью, но по разным причинам или неким человеческим обстоятельствам остались неизвестны у людей, великую славу имея, однако, пред Богом, или потому еще, что многие проводили жизнь по Христу у индов, египтян и аравитян, в Месопотамии, Фригии и вверху Эвксинского моря, а также по всему Западу до самых Британских островов, проще же сказать, повсюду на Востоке и Западе, и нелегко было по их неисчислимости почтить всех как подобает по обычаю Церкви, – то божественные отцы, дабы мы снискали помощь у тех, в какой бы земле ни угодили они Богу, а также ради будущих угодников, установили совершать празднование всем святым, объемля чествованием всех преждебывших и последующих, неявленных и явленных – всех, кого освятил Дух Святой, вселившийся в них.

Или еще третье соображение. Всех святых, по отдельности празднуемых ежедневно, следовало и в одном дне объединить, дабы обнаружилось, что все они ради одного Христа подвизались, все одно поприще добродетели прошли и, таким образом, все как Единого Бога рабы по достоинству увенчаны, и Церковь составили, восполнив собою горний мир, побуждая и нас равный с ними предпринять подвиг различного рода и вида, стремясь со всем усердием к тому, к чему у каждого способность есть.

Этим-то всем от века бывшим святым прославленный и премудрый царь Лев посвятил весьма обширный и прекрасный храм. Ближайший к церкви Святых Апостолов, что в черте Константинополя, он сооружался сперва в честь Феофано – первой, как говорят, его жены, весьма угодившей Богу, а это, без сомнения, необычно среди суеты и [постоянного пребывания] в царских покоях. Но сообщив свое намерение Церкви, обнаружил, что та не склоняется к его желанию. Ибо Церковь, понимая образ мыслей царя, все же сочла недолжным женщине, еще вчера и третьего дня к царской пышности расположенной и роскошью испорченной, такую воздавать честь, чтобы храмом великолепным и доселе небывалым ее возвеличить, когда и само время еще не доставило ей всеобщего почитания, благоговейного поклонения и свидетельства, что она Богу угодила. Тогда премудрый царь, с полного одобрения Церкви, посвятил возведенный храм Всем святым, повсюду на земле бывшим, и сказал: «Если и Феофано – святая, пусть к ним будет причислена».

Я же полагаю, что нынешний праздник, который и прежде существовал, начал с той поры более широко совершаться. Оттого и помещают его последним в Триоди, как окончательно, словно ограда, все праздники замыкающий. Ибо хотя благочиние и устроение Церкви исстари началось, мало помалу приходя, как ему и подобает, в лучшее состояние, но в дни этого царя окончательно установлено оно и запечатлено в том чине и порядке, коего доныне держится.

Итак, Триодь, вкратце сказать, содержит последовательное повествование обо всем, что совершил для нас Бог по неизреченным Его определениям: о ниспадении диавола с небес из-за первого ослушания, об Адамовом преступлении и изгнании, обо всем бывшем ради нас домостроительстве Бога Слова и о том, как снова возведены были мы на небеса Духом Святым и восполнили тот отпавший чин бесплотных сил, что заново познается в святых.

Надлежит знать, что ныне мы совершаем празднование всему, что освятил Дух Святой как Податель благ. Разумею под этим высочайшие и сами участвующие в освящении умы, или девять ангельских чинов, праотцев и патриархов, пророков и священных апостолов, мучеников и иерархов, священномучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, и все лики святых жен, и других всех по имени неизвестных святых, с коими вместе пусть будут и те, что впоследствии явятся. Но прежде всех, во всех и со всеми святыми празднуем Святой, Пресвятой и самих ангельских чинов несравненно превысшей Госпоже нашей и Владычице Богородице и Приснодеве Марии.

По ходатайствам непорочной Твоей Матери, Христе Боже, и всех от века бывших святых Твоих помилуй и спаси нас, ибо Ты Один благ и человеколюбив. Аминь.

_______________________________

Т.е. в северном Причерноморье

Византийский император Лев VI Философ, или Мудрый (886-911 гг) известен как ревнитель церковного устава и творец многих богослужебных песнопений, среди которых доныне выделяются стихиры Лазаревой субботы и Св Пятидесятницы

Облако свидетелей. Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице

Все святые, от века угодившие Богу и прославленные Им, уже торжествующие на небе-это благословенный плод страданий, смерти и воскресения воплотившегося ради нашего спасения Христа Бога. Это благодатные плоды пришествия Всесвятого Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Вот почему в заключение всех великих праздников: светоносного Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на небо и ниспослания от Отца Пресвятого Духа на апостолов, святая Церковь установила в нынешний день совершать память всех святых, от века угодивших Богу.

Святых Божиих, как звезд на небе, - неисчислимый сонм. Не все люди, угодившие Богу, ведомы миру. Множество великих подвижников совершали свои подвиги безмолвно и уединенно, так что никто и не подозревал об их существовании. Теперь перед престолом Божиим они наслаждаются неизреченной славой и блаженством, вместе с ангелами прославляя Бога и молясь за грешный мир. Церковь и им воздает сегодня честь и молитвенное почитание.

Святая Церковь разделила всех святых, известных и неизвестных, на лики (разряды) в соответствии с тем, каким путем проходили они земную жизнь и достигли вечного Царства. Такое разделение святых отражается в порядке прославления их за богослужением.

Собор святых сияет дивным светом веры и упования, многообразными добродетелями, подвигами любви и самоотвержения. Они сияют, как звезды на тверди небесной. Вот лик святых патриархов и праотцев, которые, веруя Божественным обетованиям о пришествии в мир Искупителя, жили на земле ради Него, как странники и пришельцы.

Вот лик святых пророков, которые, предвозвещая пришествие Христово, обличали пороки и нечестие своего народа, побуждали его через покаяние готовиться к встрече грядущего в мир Господа, грозили судом и казнями от Бога нераскаянным и за то терпели поношения и страдания от современников.

Вот лик святых апостолов, которые, оставив все, последовали за Христом, среди искушений, гонений и страданий проповедовали миру Евангелие и, претерпев до конца, приняли мученическую кончину.

Вот лик святых мучеников, которые за исповедание Имени Христова, за верное исполнение заповедей Божиих терпели жесточайшие страдания и муки.

Вот лик святых пастырей и святителей, которые словом и делом, всей своей жизнью учили и учат нас живой вере во Христа и благочестивой жизни, которые своими богомудрыми писаниями, учением истолковывали слово Божие, боролись с еретиками, утверждая чистоту и истину учения Православной Церкви, полагали души свои за паству свою.

Вот лики преподобных мужей и жен, которые, скитаясь в пустынях, в горах, в вертепах и пропастях земных (Евр. 11,38), своими подвигами показали, до какой равноангельной высоты совершенства может возвести человека живая вера в Бога и жизнь по вере.

Вот лики святых праведников, которые, живя в мире, были не от мира сего, среди молвы и житейских попечений сделали душу свою и сердце обителью Духа Божия.

“Имея вокруг себя такое облако свидетелей... с терпением будем проходить предлежащее нам поприще” (Евр. 12,1). Для этого и отмечает святая Церковь память всех святых, чтобы мы слезами покаяния, молитвенными трудами и подвигами подражали их вере и жизни на земле, усвоили себе их образ мыслей и чувств, наследовали их непреклонную твердость в исполнении заповедей Божиих, их святую ревность к охранению и очищению себя от всякой скверны плоти и духа.

Все святые жили на земле, имели такую же немощную плоть, как и мы, были окружены искушениями, нередко подвергались преткновениям, как и мы, но все побеждали силой доброй воли, силой Божественной благодати.

В сонме святых мы видим угодивших Богу во всяком звании и состоянии, всякого возраста и пола.

Святые люди, став небожителями, продолжают принимать живое участие в нас-земных своих собратиях, ходатайствуя за нас перед Богом, дивным во святых Своих. Они, живя на земле, с помощью Божией, преодолели все препятствия к своему спасению, одержали победу над страстями, поэтому могут и нам подать свою помощь в борьбе с грехом, если мы будем призывать их в молитве. Они не нуждаются в нашем прославлении, как уже Богом прославленные, но мы нуждаемся в их помощи и заступлении.

Святая Церковь, веруя, что святые, по благодати Божией, слышат нас, видят наши нужды и готовы ходатайствовать за нас перед Богом, во все времена имела священный обычай праздновать память святых с особенным торжеством. На гробах их издревле воздвигались храмы, в храмах поставлялись их изображения. Священными песнописцами составлялись службы и молебные гимны святым. Мы поклоняемся их нетленным останкам, лобзаем их святые иконы. Лучшая честь святым, истинное почитание их заключаются в подражании их жизни, исполненной высоких христианских добродетелей.

Будем усердно просить святых угодников, чтобы они укрепили нас в вере, научили жить добродетельно и помогли нам спастись.

“Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, Апостолов двоенадесятица, и вси Святии с Богородицею, сотворите молитву во еже спастися нам”. Аминь

Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан)

Loading...Loading...