Рогожский духовный центр старообрядчества. Культура русского старообрядчества XVII—XX вв

На днях довелось мне побывать за Рогожской заставою, по делам личного свойства. Разделавшись с бумажной волокитою творимой местной управой, пошел я пешком в сторону Таганской площади. Перемахнув через железную дорогу пошел в сторонй видневшихне в недалеке золоченых куполов, посмотреть, что там за храм такой. Так вышел я к духовному центру «Рогожская Слобода» более трех столетий являющегося основным оплотом старообрядчества в столице, при этом оставаясь практически неизвестным большинству горожан.






Духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви встречает каждого посетителя панорамой четырех храмов, в числе которых Покровский кафедральный Собор – жемчужина ансамбля и символ сбереженного нашими предками благочестия. Покровский кафедральный собор постройки 1792 года имеет богатую и непростую историю. От большинства других церквей его отличают скромный и строгий внешний вид, контрастирующий с богатейшим внутренним убранством. Внутри в первозданном виде сохранились фрески и иконы, серебряные паникадила екатерининских времен, не переоборудованные под электрическое освещение, а также создающие необычайный уют деревянные полы. Особую духовную ценность представляют сотни подлинных православных святынь и мощей, собранные и сохраненные за годы гонений. Мощевики открываются для почитания прихожанами в дни памяти соответствующих святых, а также на светлой Пасхальной седмице.





По соседству расположен не менее величественный зимний храм во имя Рожества Христова 1804 года постройки. В настоящее время богослужения в храме проводятся нечасто, так как его алтарь еще не освящен после реконструкции. Периодически там проходят молебны, водосвятия, а также небольшие выставки по истории старообрядчества, оборудуется новая Крестильня. До революции службы в этом храме проводились только в зимнее время, так как он был оборудован паровым отоплением.




Главной доминантой поселка является Успенский храм-колокольня, заложенный в 1908 году в честь дарования старообрядцам религиозных свобод указом Николая II. Высота её всего лишь на один кирпич ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, что обусловлено специфическими ограничениями тех времен. Несмотря на существенные утраты основных колоколов, ее звон неповторим и надолго остается в памяти услышавших.




Четвертый храм, во имя св.Николы Чудотворца, исторически был первой старообрядческой часовней при кладбище. Во второй половине XIX века - когда алтари Рогожских храмов были опечатаны властями - по заявлению десятка прихожан храм перешел в единоверческую ересь. В советское время он превратился в обычный новообрядческий приход РПЦ МП, коим является и поныне.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин посетил 31 мая Рогожский административно-духовный центр. В сопровождении предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия глава государства осмотрел храм Рожества Христова, Покровский каферальный собор, Музей иконы в Доме причта.

Визит президента на Рогожское начался с осмотра выставки «Сила духа и верность традиции» , которая открывается 1 июня в храме Рожества Христова. Об экспонатах президенту рассказали автор выставки главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко и куратор выставки иерей Алексей Лопатин . Основу выставки составляют уникальные памятники XVI–XX вв., хранящиеся в Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и Покровском кафедральном соборе.

После выставки в сопровождении митрополита Корнилия Владимир Путин посетил Покровский кафедральный собор. Владыка Корнилий провел краткую экскурсию по храму, рассказал об истории хранящихся здесь икон и утвари, а также о повседневной молитвенной жизни собора.

Обстановка в храме была максимально приближена к богослужебной: мужской и женский хоры пели знаменные песнопения, перед иконами были возжжены лампады, а под сводом храма - свечи на паникадиле. Покидая кафедральный собор, глава государства поприветствовал архиереев и настоятеля собора протоиерея Виктора Жельцова, которые накануне прибыли на Рогожское, чтобы принять участие в службе к юбилейному Дню ангела митрополита.

Затем высокий гость осмотрел постоянную экспозицию в Музее иконы в Доме причта, после чего состоялась беседа президента с предстоятелем Церкви. В беседе подробно обсудили вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Владыка Корнилий поблагодарил Владимира Путина за одобрение и поддержку обращения старообрядцев о масштабном праздновании в 2020 году 400-летия со дня рождения ревнителя благочестия и родоначальника русской словесности протопопа Аввакума, а также за содействие в проведении состоявшейся позавчера в Москве конференции «Международные старообрядческие связи», где вновь встретились представители старообрядчества разных стран мира. Также в ходе беседы была затронута тема возвращения соотечественников-старообрядцев, живущих за рубежом. Была отмечена необходимость в комплексных мерах государственной поддержки добровольного переселения в Россию соотечественников-старообрядцев, в том числе создания механизма предоставления им земельных участков для ведения сельскохозяйственной деятельности.

К сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядцах, которые во все времена являлись защитниками Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашей Родины своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения, всегда были патриотами России. Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение - глава государства впервые посетил с официальным визитом духовный центр Православной старообрядческой Церкви, - отметил митрополит Корнилий.

Президент поздравил владыку Корнилия с 70-летним юбилеем и преподнес в подарок древнюю книгу « Служба и житие святителя Николы». В свою очередь, на память о визите в Рогожский духовный центр митрополит Корнилий подарил президенту образ старообрядческого письма ХIХ века - икону Пресвятой Троицы.

Ветка, Выг, Гуслица, Иргиз, Керженец, Рогожское кладбище, Стародубье.

Положение христиан-старообрядцев в России в XVII столетии во многом было похоже на положение первых христиан в Римской империи . Как древние христиане были вынуждены скрываться в катакомбах, так и русские православные старообрядцы скрывались от государственных и духовных властей . Власти очень сурово расправлялись с теми старообрядцами , кого удавалось поймать. Людей сжигали, морили голодом, отрезали им языки, рубили головы, ломали клещами ребра; тюрьмы и подземелья монастырей были переполнены страдальцами за Христову веру . Убивали не только мужчин, но и женщин и даже детей . Преследуемые за веру бежали в глухие, труднодоступные ненаселенные места.

Там, где они оседали, вскоре создавались монастыри и скиты , которые становились средоточием духовной жизни . Отсюда шло руководство Церковью , из монастырей рассылались священники на приходы , составлялись послания к христианам , писались сочинения в защиту старообрядчества , обучались и воспитывались защитники и проповедники истинной Древлеправославной веры .

В некоторых местах возникало по нескольку десятков скитов с сотнями иночествующих подвижников. Таких духовных центров в старообрядчестве было несколько.

Ветка.

Ветка - так назывался остров на реке Сож , по его имени стала именоваться и вся местность на территории Польши (ныне Белоруссия ) с многочисленными слободами , населенными старообрядцами . В Королевстве Польском старообрядцы пользовались свободой вероисповедания , их не преследовали и разрешали свободно жить и молиться. Здесь свободно совершалась литургия , служба сопровождалась колокольным звоном , совершались многотысячные крестные ходы . На Ветку бежали старообрядцы со всей России . Вскоре здесь выросло около двадцати поселений . Местность, населенная старообрядцами , стала называться одним общим именем - Ветка .

Царское правительство обратило внимание на этот духовный центр старообрядчества, но ничего с ним не могло поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабло, русское правительство поспешило разогнать Ветку.
Причиной разгона Ветки было появление там епископа Епифания . Епифаний (Яковлев) был рукоположен 22 июля 1724 в новообрядного епископа Чичиринского . Но подчинятся церковной иерархии не стал и был бродячим епископом . В начале 30-ых он ссылался этапным порядком в Соловецкий монастырь под смирение и сидел под арестом в Москве . Московские старообрядцы уговорили его перейти к ним, устроили ему побег и привезли на Ветку . Однако обе стороны договора были друг другом недовольны, и карьера Епифания закончилась с разгромом Ветки Сытиным . Однако он успел поставить ряд священников , которых после его изгнания основное поповское сообщество перестало признавать и они превратились в отдельное согласие . Они молились за него в своих часовнях как за истинного епископа, поминали его не только как епископа, но даже как страдальца, ходили на могилу его в Киев для поклонения, несмотря на все насмешки за это со стороны других староверов. Последователи этого согласия не были многочисленны, но успели утвердиться в разных местах, на самой Ветке и в слободах стародубских , где имели даже к концу XVIII века свои церкви и монастырь . Последний священник "епифановец" умер в 1790году .

Случилось это в 1735 году, в царствование Анны Иоанновны . По приказанию царицы войска внезапно окружили все ветковские слободы . Старообрядцы были захвачены врасплох, никто не смог бежать . Был совершен повальный обыск монастырей, скитов, келий, жилых домов . Все, что найдено, было отобрано, а постройки сожжены дотла . Из жителей Ветки было захвачено более 15 тысяч мужчин, женщин и детей . В монастырях взято под стражу более тысячи иноков и инокинь . Всех мирских жителей расселили по разным городам и селениям Российского государства . Этот разгром Ветки известен под названием «выгонки ». Вскоре на испепеленном месте снова появились поселенцы, опять возникли слободы и скиты. При императрице Екатерине II последовала вторая «выгон¬ка» Ветки . Ветка на какое-то время почти совсем обезлюдела.

Выг.

Выговское общежительство - один из самых больших и богатых старообрядческих монастырей - находился на территории современной Карелии , на берегу реки Выг , которая впадает в студеное Белое море . Начало монастырю было положено еще в 1694 году , но значение духовного центра он приобрел с приходом братьев Денисовых - Андрея и Симеона , выдающихся богословов , историков , основателей выговской литературной школы . На Выге вся власть принадлежала грамотным, энергичным мирянам . Настоятелем монастыря был так называемый большак (то есть самый большой , самый главный ), выборный старец .

На Выге были заведены строгие порядки : жесткая дисциплина , отвержение своей воли , непрерывная борьба с плотью , сводящая к минимуму даже необходимые потребности , отказ от личного имущества . Было запрещено отдельно от всех принимать пищу . Здесь был составлен свой богослужебный устав , так называемый Поморский . Огромное значение для защиты всего старообрядчества от неправедных обвинений имели написанные в монастыре «Поморские ответы ». Одновременно с успехами на духовном поприще выговцы развивали успешную хлебную торговлю, судоходство, добывали руду, плавили металл, выделывали полотно, писали иконы и рукописные книги для всей России . В середине XIX века Выговский монастырь и все окрестные поселения старообрядцев были уничтожены по приказу властей .

В 1907 году вышла книга Михаила Пришвина «В краю непуганых птиц », в которой отразились впечатления писателя от путешествия по Выгу . «Это одна из книг, сформировавших меня как писателя », - впоследствии говорил М. Пришвин . «"В краю непуганых птиц " - это одна из книг, сформировавших меня как человека », -признавался М. Пришвину писатель Александр Фадеев .

Гуслица.

Гуслица - старинное название лесной и болотистой местности к востоку от Москвы . Если выехать из Москвы по Рязанскому проспекту и в Люберцах повернуть на Егорьевск , то через час-полтора мы окажемся в Гуслице .

Загадочно имя Гуслицы . Оно как будто напоминает нам о былинном струнном инструменте , о гуслях . На самом деле название связано с именем небольшой речки , которая петляет среди лесов и полей. Однако вполне возможно, что журчание этой лесной речки, звон ее струй напоминал нашим предкам игру на многострунных гуслях .

Первое упоминание о Гуслице относится к 1330-м годам и содержится в Завещании Великого князя Ивана Калиты . После смерти он завещал Гуслицу своей жене Ульяне с детьми .

Сначала границы Гуслицы были гораздо меньше, чем принято считать сейчас. С XVI по XVIII век в состав волости входило всего 40 или 50 деревень . Теперь такой административно-территориальной единицы уже давно не существует , но название продолжает встречаться по сей день. И вот что интересно - название это так прижилось, что Гуслицей или Гуслицким краем все чаще стали называть и многие соседние местности, которые в старину имели свои особые имена. Считается, что территория современной Гуслицы охватывает примерно 400 квадратных километров. Вдоль восточной границы Гуслицы расположены города Егорьевск , Куровское , а с севера к ней примыкают Дрезна , Орехово-Зуево , Ликино-Дулево .

С конца XVII - начала XVIII веков Гуслица известна тем, что местное православное население, в основном крестьяне и ремесленники, не приняли никоновых церковных реформ , твердо стояли на защите древлего благочестия . Гуслицкие сел а дали укрытие многим гонимым старообрядцам из других районов страны. Здесь в каждой деревне существовала моленная , а в селах бывало и по нескольку. Сегодня церкви и приходы Русской Православной Старообрядческой Церкви сохранились в селах Слободище , Устьяново , Шувое . На прежних местах заново построены храмы в Давыдове и в Молокове . А если прибавить к этому церкви , находящиеся в примыкающих к Гуслице населенных пунктах, то количество храмов , где молятся гусляки , удваивается.
Особого, высочайшего мастерства старо-обрядцы-гусляки достигли в церковных искусствах . На всю Россию известны были гуслицкие мастера - иконописцы и книгописцы , изготовители меднолитых икон и крестов .

Их произведения отличаются яркой жизнерадостной силой и творческим своеобразием, и ученые говорят о самостоятельном гуслицком стиле , который особо проявился в искусстве переписки и украшения церковных книг .
Особенно известны певческие (крюковые ) рукописи гуслицкой работы . Эта гуслицкая манера оформления книг окончательно сложилась к последней четверти XVIII века. Для местных нужд книги здесь писали еще в XVII веке, но с начала XVIII века книги гуслицкого письм а стали появляться и в продаже. История сохранила некоторые имена выдающихся мастеров. Это Шитиковы , инок Илия , Федор и Матвей Батулины . Многие гуслицкие мастера работали и «на выезде», в других местностях.

Почерк гуслицких рукописей отличается от всех остальных. Узнать гуслицкую рукопись легко по заставке и заглавной буквице - инициалу . У крупных ярких инициалов нет длинных орнаментальных веток-отростков , а лишь один пышный стебель-цветок вьюна , расположенный рядом с буквицей . Внутренняя часть букв, объемных и широких, украшена золотыми и цветными завитками орнамента . Самая заметная особенность - цветная штриховка , употреблявшаяся для создания объемности и при раскраске элементов украшений. В заставках, инициалах и книжной миниатюре часто применялись яркие зеленый, синий, желтый и красный цвета . Именно такие сияющие краски, порой в сочетании с обильным золочением , позволяют сразу отличить работу мастеров-гусляков от работы других рукописных школ .

Иргиз.

Иргиз - местность на левом берегу Волги вблизи нынешнего города Балаково . Во второй половине XVIII века старообрядцам разрешили поселиться на пустующих землях вдоль речки Большой Иргиз , впадающей в Волгу . Они собрались здесь в большом количестве и основали несколько сел и монастырей. Основное население Иргиза составляли выходцы из-за границы . Во время жестоких гонений на старообрядчество много людей бежало за пределы родного отечества: в Польшу , Швецию , Румынию , Турцию , Пруссию , Китай и даже в Японию . Вступив на престол, императрица Екатерина II издала манифест, которым призывала старообрядцев вернуться в Россию и обещала им спокойную жизнь . Старообрядцы радостно откликнулись на этот призыв и большими массами устремились на Родину .

Иргизские монастыри вскоре приобрели выдающееся объединительное значение в церковной и общественной жизни старообрядчества .
Здесь сохранялось старообрядческое духовенство . По просьбе христиан иргизские священники ездили по всей России , повсюду совершая тайные службы и требы . Насельник Верхнее-Преображенского иргизского монастыря Афанасий Кочуев в 1831 году предложил основать старооб-рядческую епископскую кафедру не в России , а за границей. Иргизские монастыри были местом проведения церковных соборов . Но в царствование императора Николая I они были жестоко разгромлены. Монастырских иноков и местных крестьян , которые не хотели уходить из своих монастырей , на двадцатиградусном морозе поливали из шлангов водой, превращая в ледяные глыбы.

Керженец.

Керженец - небольшая извилистая река, текущая в лесах Нижегородской области и впадающая в Волгу . По названию реки Керженец называлась и вся окрестность . В XVII веке здесь был густой, девственный лес, дававший христианам укрытие от преследователей. К концу XVII века на Керженце уже существовало до сотни иноческих обителей, муж ских и женских. Здесь проходили Соборы , на которых решались вопросы жизни всей Церкви .

При Петре I началось планомерное истребление скитов . Наиболее жестоким гонителем керженских старообрядцев был нижегородский архиепископ Питирим . По его приказу христиан хватали, ссылали на каторгу, подвергали пыткам, а иных казнили.

В Нижнем Новгороде был публично казнен известный керженский диакон Александр , составивший мудрые ответы на коварные вопросы Питирима . Ему отсекли голову, тело сожгли, а пепел развеяли над Волгой.
От Керженца пошел обычай именовать старообрядцев кержаками . Так в Сибири до сих пор называют потомков тех старообрядцев , которые бежали в дальние края после разорения Керженца . Даже фамилия такая встречается - Кержаков .

Рогожское кладбище.

Рогожское кладбище - главный духовный и руководящий центр старообрядческой Церкви . Его возникновению сопутствовали печальные обстоятельства. В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы . Множество людей умирали, так что хоронить их уже стало негде. Тогда для погребения умерших московским старо-обрядцам было отведено место на восточной окраине города Москвы . Оттуда начиналась дорога на города Владимир , Нижний Новгород , Ка-зань. Но ближайшим населенным пунктом было большое село Рогожи , ныне город Ногинск . Местность, где Екатерина II разрешила построить для старообрядцев часовню, находилась за Рогожской заставой .

И кладбище при часовне стало называться Рогожским . Здесь постепенно возникло большое поселение с кельями, богадельнями и церквами . Сначала был построен храм во имя святителя Николы . Затем начато было сооружение огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы . По обширности ему не было равного в Москве .

Но московским старообрядцам не позволили закончить его строительство по намеченному плану. О строительстве на Рогожском великолепного храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил . Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь . Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и обрубленном виде: вместо пяти глав оставлена только центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание . Снаружи

Крестный ход с молебном вокруг Рогожского поселка на праздник Свв. Жен-Мироносиц в память 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. 15 мая 2005 г.

Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище . Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов . По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки , в то время в большинстве своем старообрядцы . Знаменитый герой Отечественной войны , донской казак атаман Матвей Платов был тоже из старообрядцев . Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь, с которой казаки дошли до Парижа .

С начала XIX века Рогожское кладбище становится руководящим центром Церкви . Тогда родилась поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец ». Однако укрепление старой веры крайне раздражало архиереев господствующей церкви и царское правительство .
В 1854 году у старообрядцев был отобран Никольский храм Рогожского кладбища , а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах . Без малого полвека в алтари храма был запрещен вход , и старообрядцы не могли совершать главную христианскую службу - литургию .
Алтари были распечатаны 16 апреля 1905 года , за день до опубликования Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости ».

В честь этого события, пришедшегося на празднование Пасхи , старообрядческое духовенство и прихожане со всей России ежегодно совершают крестный ход в Неделю святых Жен-Мироносиц (второе воскресение после Пасхи ). В память о распечатании алтарей на Рогожском кладбище была воздвигнута одна из красивейших московских колоколен (1912-1913 гг., архитектор Горностаев).

В КОНЦЕ 1930-х КАМНИ НАДГРОБИЙ РОГОЖСКОГО КЛАДБИЩА ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МЕТРОПОЛИТЕНА И ОБЛИЦОВКИ НАБЕРЕЖНЫХ МОСКВЫ-РЕКИ; ТАК БЫЛО УНИЧТОЖЕНО ФАМИЛЬНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ РЯБУШИНСКИХ .

Стародубье.

Стародубье - местность вокруг города Стародуба . Располагалась на теперешних территориях Брянской области России и Черниговской области Украины . К западу от Стародубья пролегала польская граница . В после раскольное время в здешних довольно глухих местах дозволялось селиться разным приезжим людям.
Поэтому сюда прибыло много старообрядцев , которых правительство согнало с родимых мест. И в настоящее время существуют города и селения, основанные старообрядцами : это города Клинцы , Новозыбков , поселки Злынка , Митьковка , Добрянка и многие другие. В Стародубье были построены церкви и монастыри . Службу в них совершали священники. Казалось, здесь все было, как до никоновой реформы .

Однако правительство нигде не оставляло старообрядцев в покое. Когда в начале XVIII века гонения дошли и до здешних мест, священники вместе с паствой ушли на Ветку, в земли, принадлежавшие тогда Польше.

Духовными центрами становились места, где сохранялась возможность вести духовную деятельность. Преимущественно это были монастыри и скиты.

Из Москвы и других крупных городов христиане бежали на окраины России, часто в совсем глухие, незаселенные места. Там, где они оседали, вскоре создавались монастыри и скиты, которые становились оплотом духовной жизни. Отсюда шло руководство Церковью, из монастырей рассылались священники на приходы, здесь составлялись увещания и послания к христианам, писались сочинения в защиту старообрядчества, обучались и воспитывались защитники и проповедники истинной веры.

В некоторых местах возникало по нескольку десятков скитов с сотнями иночествующих подвижников. Таких духовных центров в старообрядчестве было несколько.

Керженец — река, протекающая в Нижегородской области и впадающая в Волгу. По названию реки называлась и вся местность. В XVII веке здесь был густой, девственный лес, дававший христианам укрытие от преследователей. К концу XVII века на Керженце уже существовало до сотни обителей, мужских и женских. При Петре I началось их планомерное разорение. Наиболее жестоким гонителем старообрядцев в этой местности был нижегородский архиепископ Питирим. Керженских старообрядцев в это время ссылали на каторгу, подвергали пыткам, а иных казнили. В Нижнем Новгороде был публично казнен известный керженский диакон Александр, составивший ответы на полемические вопросы Питирима, так называемые «Диаконовы ответы». Ему отсекли голову, тело сожгли, а пепел развеяли над Волгой.

Стародубье — местность вокруг города Стародуба, объединявшая несколько уездов северной части Черниговской губернии. И в настоящее время здесь существуют города и селения, где живут потомки старообрядцев: Клинцы, Климово, Митьковка, Воронок, Лужки, Новозыбков, Злынка, Добрянка (в настоящее время относятся к Брянской и Черниговской областям). Здешние природные условия позволяли скрываться от гонений, а местные власти относились к пришлым христианам терпимо. Однако правительство нигде не оставляло старообрядцев в покое. Когда в конце XVII века преследования дошли и до здешних мест, священники вместе с паствой ушли на Ветку, в земли, принадлежавшие тогда Польше.

Ветка . В Польше старообрядцы пользовались большей свободой, их здесь не преследовали. Сюда бежали старообрядцы со всей России. Вскоре здесь выросло около двадцати новых слобод. Местность, населенная старообрядцами, стала называться одним общим именем — Ветка.

Царское правительство обратило внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не могло поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабло, русское правительство поспешило разогнать Ветку. Случилось это в 1735 году, в царствование Анны Иоанновны. По приказанию царицы войска внезапно окружили все ветковские слободы. Старообрядцы были захвачены врасплох, никто не смог бежать. Был совершен повальный обыск монастырей, скитов, келий, жилых домов. Все, что найдено, было отобрано. Постройки были сожжены дотла. Из жителей Ветки было захвачено более 15 тысяч мужчин, женщин и детей. В монастырях было захвачено более тысячи иноков и инокинь. Всех мирских жителей расселили по разным городам и селениям Российского государства. Этот разгром Ветки известен под названием «выгонки». Вскоре на испепеленном месте снова появились поселенцы, опять возникли слободы и скиты. При Екатерине II последовала вторая «выгонка» Ветки.

Иргиз — приток Волги, протекающий на юго-востоке Саратовской и Самарской областей. При Екатерине II старообрядцы поселились здесь в большом количестве и основали несколько скитов и монастырей, которые именовались общим названием Иргиз. Как монастыри, так и их окрестности населяли старообрядцы, возвращенные царицей из-за границы. Во время жестоких гонений на старообрядчество много людей бежало за пределы родного отечества: в Польшу, Швецию, Румынию, Турцию, Пруссию, Китай и даже в Японию. Вступив на престол, Екатерина II издала манифест, которым призывала старообрядцев вернуться в Россию и обещала им спокойную жизнь. Старообрядцы радостно откликнулись на этот призыв и большими массами устремились на Родину. Правительство отвело им место жительства в пределах Иргиза. Иргизские монастыри вскоре приобрели выдающееся значение в церковной и общественной жизни старообрядчества. Но в царствование Николая I они были разгромлены.

Рогожское кладбище в Москве основано при Екатерине II. В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы. Московским старообрядцам было отведено для погребения покойников место за Рогожской заставой. Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами.

Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем начато было сооружение по официальному наименованию — часовни, по сути же — огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. По обширности не было равного ему в Москве. Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом. Зато внутри храм поражает великолепием настенной росписи и редкостными по древности иконами. Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.

В 1854 году у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам (о единоверцах см. далее), а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 году.

С начала XIX века Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Тогда родилась поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец».

Духовный центр "Рогожское"

г.Москва, ул.Рогожский Поселок, д.29

Это центр московского старообрядчества. Очень красивое, тихое и практически безлюдное местечко. В выходной день гуляли несколько мамочек с колясками и несколько бабушек шл и в храмы.

В 1650-1660-х годах патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем была проведена церковная реформа, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью. Эта реформа встретила сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы проклятию.

В Рогожской слободе с 17 века жили отлученные русской патриаршьей церковью староверы. Во время свирепствовавшей эпидемии чумы в 1771 году было основано кладбище, где хоронили старообрядцев.

Вблизи кладбища старообрядцы возвели приют и богадельный дом, лечебницу, два училища. Постепенно вырос целый поселок.

В 1771 году была построена деревянная часовня во имя святителя Николы Чудотворца. В 1776 году на том же месте московские купцы-старообрядцы возвели храм Николая Чудотворца. В 1863-1866 гг. храм полностью перестроили.


В 1792 году был воздвигнут Покровский собор (летний храм), который стал центром старообрядчества. Храм оказался самым большим в Москве и превосходил по площади Успенский собор в Кремле. По указанию Екатерины II храм "укоротили": вместо пяти глав оставили одну, алтарные выступы пришлось разобрать.

В 1804 году, был выстроен храм Рождества Христова (зимний храм).

Купеческие династии жертвовали старинные рукописи и книги, иконы в серебряных вызолоченных ризах, богатую церковную утварь. В 1812 году один из священников сохранил все церковное имущество в специально вырытых ямах. И в настоящее время Покровский собор располагает ценнейшими древними иконами.

Рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, богадельни, множество купеческих и частных домов.

Первоначальное здание певческих палат было построено в 1820-е годы, перестроено в 1913 году.

Часовня была построена в 1820-е годы, перестроена во второй половине 19 века. В 1952 году была сделана пристройка. Сейчас здесь находится резиденция старообрядческого митрополита Московского и всея Руси.


Иноческие кельи построены в середине 19 века.


Дом Акимова.


Во второй половине 19 века была построена богадальня Белова. Сейчас здесь реставрация.

Еще одна богадельня, построенная в одно время с богадельней Белова, - богадельня Бугровых. Находится за территорией "Рогожского". Сейчас здесь располагается старообрядческое Духовное училище.


Дом причта. Здание конторы гостиницы и кладбища построено в 1863-1866 гг.


С 1853 года Рогожское кладбище стало духовным центром старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. В этом же году часть прихожан перешла в единоверие, после чего в 1854 году в Никольском храме был учрежден единоверческий приход. Вскоре вступил в единоверие последний рогожский священник. Совершение службы в старообрядческих часовнях до 1856 года прекратилось. Церковные службы совершались около полугода, потом по распоряжению правительства алтари были запечатаны. Печати с алтарей были сняты по особому распоряжению Николая II в 1905 году в связи с изданием указа об укреплении начал веротерпимости.

В 1909 году в память С.И.Морозова, потомственного почетного гражданина, на средства его матери была построена лечебница. Лечебница была отлично оснащена медицинскими приборами и квалифицированным медицинским персоналом.

В память распечатания алтарей в 1908-1913 гг. по образцу старинных русских столпообразных храмов был выстроен храм во имя Воскресения Христова с красивейшей колокольней, украшенной изображениями сказочных райских птиц. Есть легенда, что старообрядцы выхлопотали разрешение выстроить храм всего на метр ниже кремлевского Ивана Великого. С 1949 по 2015 год храм назывался во имя Успения Пресвятой Богородицы.


В 1922 году Покровский собор, как и все старообрядческие храмы, подвергся "изъятию церковных ценностей". В 1929 году Христорождественский собор был закрыт и в нем была организована рабочая столовая с пивной. В 1933 году отобрали храм-колокольню и вернули в 1947 году. Полуразрушенное здание Христорождественского собора было возвращено старообрядцам в конце 1990-х годов.

В восточной части Рогожского расположены два пруда, соединенных между собой узким проливом. Три моста соединяют берега прудов. Ранее пруды наполнялись водой от обилия родников и были проточными. В советское время пруды засыпали и полностью уничтожили. На их месте сначала была устроена свалка, а потом организован стадион, тир, гаражи, ипподром, просуществовавшие до середины 2000-х годов.

На северном мосту возведена беседка-Иордань. За Иорданью над колодцем возведена шатровая водосвятная часовня, предназначенная для совершения чина освящения воды. Сейчас мосты обледенели и пройти по ним на тот берег очень трудно.


Поклонный крест М.И.Платову, старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии, графу, герою Отечественной войны 1812 года, воздвигнут в 2008 году.


Сейчас действуют старообрядческий Покровский собор, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня, православный храм Святителя Николая Чудотворца. Собор Рождества Богородицы закрыт.

Внутрь храмов я не заходила, так как начитавшись в интернете о том, что старообрядцы очень большое значение уделяют внешнему виду посетителей, не захотелось портить себе настроение, а одета я была по их требованиям уж точно неподобающе.

Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:

Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж - не годятся.

Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом.

На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин - без высоких каблуков.

Некоторые места богослужений, например, Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий.

Источник - Wikipedia , Путеводитель по старообрядческой Рогожской слободе , информационный стенд на территории "Рогожского".

Loading...Loading...